|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
История и современность
|
|||
Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь
Основан в 1395 г., назван Сретенским в честь установления в Москве праздника Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ ордынского царя Темир-Аксака 26 августа. На месте, где встречен жителями Москвы чудотворный образ, называвшемся в древности Кучково поле, воздвигнут Сретенский монастырь и 26 августа установлено совершать в монастырь из Успенского собора крестный ход. «Прежде здесь было Кучково поле. В «По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в «В.В. Вельяминов, последний московский тысяцкий, — умер в Однако новейшие разыскания М.М. Сухмана дают несколько иной образ истории обители. «Монастырь основан в «В XVIII в. в обители производили значительный ремонт и перестройки». «Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апр. память преп. Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; 23 июня и 26 августа в соборном храме, в неделю Всех святых и 6 декабря. Крестные ходы из Успенского собора в Сретенский монастырь 23 июня и 26 августа. В обители (к «В соборе «за левым клиросом в церковной стене» находился огромный крест XVIII в. работы резчика-любителя Григория Семеновича Шумаева. В киоте вокруг креста расположены главнейшие сюжеты из Евангелия, Деяний и Апокалипсиса, дома, деревья, украшения, а сверху — изображение Иерусалима. Все раскрашено, позолочено, убрано кусочками цветного стекла и зеркал. Еще в процессе создания крест этот вызвал такой интерес и толки, что в «С «В « Монастырь закрыт в 1920-е гг. Большая часть зданий разрушена в 1928—1930 гг. «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь, мешающий движению (монастырь обнесен забором)» (сент. «Колокольня снесена в «Икона «Воздвижение креста» нач. XVIII в., московская школа (?), из церкви Сретения Владимирской Богоматери Сретенского монастыря в Москве находится ныне в Третьяковской галерее, куда поступила в В годы сталинского террора «здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На, монастырской территории, примыкающей к зданию главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческой власти при входе в монастырь в До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны На территории монастыря предполагается построить храм новомучеников Российских на Крови. В Сохранились, под тем же номером по улице (д. 19), двухэтажные кельи монастыря к югу от собора. «Торцом к улице под № 19 стоят старинные двухэтажные кельи Сретенского монастыря». «Кельи XVII—XVIII вв. сильно перестроены в XIX в. и в Позади собора на бывшей монастырской территории выстроена четырехэтажная спецшкола № 18. Далее по улице, к северу от собора, — «серый четырехэтажный дом № 21, строился на монастырской земле для торговых контор в годы I мировой войны, до конца отделан не был». Ныне он жилой. К В В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек. Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный. Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Оно выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. Ежегодно в издательстве выходит более ста наименований книг. У Сретенского монастыря имеется скит во имя преп. Серафима Саровского, он находится в Рязанской области. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. Святыни: мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преп. Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери. В истории Русской Православной Церкви XX в. сщмч. Иларион занимает особое место, хотя его жизненный путь был во многом типичен для русского духовенства. Он родился Наступает краткий период научной деятельности в тесном сотрудничестве с профессорами Академии, в числе которых в те годы были выдающиеся русские богословы. Одаренный проповедник, автор многих церковно-научных и публицистических работ, оказавших значительное влияние на развитие отечественной богословской мысли, отец Иларион в то же время обладал подлинным талантом руководителя. В марте Активная последовательная позиция архимандрита Илариона, твердо хранившего верность Православию, его неустанные труды на ниве церковной в сложных условиях послереволюционных лет обратили на себя внимание Священноначалия — он был призван к архипастырскому служению. «Старшее поколение верующих москвичей еще помнит Владыку – его чисто русскую внешность, богатырскую фигуру, его глубокое человеческое обаяние, смиренный и вместе с тем веселый нрав, его пламенную пастырскую ревность, близость к своим пасомым, особенно к молодежи. Но эти же самые достоинства восстановили против него советскую власть. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от В нечеловеческих условиях ГУЛАГа архиепископ Иларион с твердостью и достоинством совершал свой крестный путь, вызывая невольное уважение даже у своих палачей. Вот как пишет о нем в своей книге «Неугасимая лампада» другой соловецкий узник тех лет писатель Борис Ширяев: «С первого же дня его соловецкого жития имя Владыки окуталось легендой силы и славы... Легенда возникла и жила, потому что люди хотели видеть реальное воплощение духовной силы Церкви, ее несокрушимой твердыни, и самым подходящим объектом для этого воплощения был Владыка Иларион. Огромная внутренняя сила его проявилась с первых же дней по прибытии на каторгу. Он не был старейшим из заточенных иерархов, но разом получил в их среде признание высокого, если не первенствующего авторитета. Среди верующих мирян эта авторитетность его достигла еще большей высоты... Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого Владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над «опиумом». Нередко охранники как бы невзначай называли его Владыкой. Обычно – официальным термином «заключенный». Кличкой «опиум», попом или товарищем – никогда никто. Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте (особая рота заключенных СЛОН, состоявшая из священнослужителей, которой были поручены работы на кухнях и продовольственных складах), получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность. Он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии. В этой стрижке не было нужды: духовенство жило чисто. Остричь же стариков священников значило бы подвергнуть их новым издевательствам и оскорблениям. Устраивая других — и духовенство, и мирян — на более легкие работы, Владыка Иларион не только не искал должности для себя, но и не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком...». Борис Ширяев приводит в книге такой эпизод: Владыка Иларион спас жизнь военкома Особого Соловецкого полка Сухова. Лодку военкома, попавшую в шугу — плотную ледяную кашу, уносило в открытое море, но Владыка вместе с несколькими добровольцами из числа заключенных сумел на рыбацком баркасе добраться до своего погибающего тюремщика и доставить его на берег. Летом 15/ Несмотря на долгие десятилетия господства богоборческой власти, православные люди помнили пламенного архипастыря, чтили его имя, свято храня память о мученике за веру Христову. Ныне, милостию Божией, пришло время «собирать камни» нашего духовного наследия, воздавая должное подвигу исповедников Русской Православной Церкви XX в. О готовящемся торжестве многие москвичи знали заранее. Накануне, В соборном храме Сретенской обители, куда были перенесены святые мощи, состоялось всенощное бдение. Еще больше верующих собралось на следующий день на Божественную литургию, которую совершил Святейший Патриарх Алексий. Значительную их часть составляли монашествующие, в числе которых были насельники не только московских обителей, но и монастырей города на Неве. СОБОР СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ в середине монастырского двора Построен на месте древнего храма, стоявшего с Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в «В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его». «В эту церковь бывают крестные ходы: 26 авг. в память избавления от нашествия Тамерлана в «Внутри сохранились фрески «Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после Внутри в ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ к востоку от собора Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет № 3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках. «Построена в «Храм построен ранее самой обители. Придел — в «В 1930-х гг. при разборке монастырской церкви Марии Египетской с приделом Спаса установлено, что храм построен не позже XVI в.». «Церковь разрушена в ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходила на улицу Б. Лубянка — с севера от нее Выстроена в «В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.». «Закрыта в «В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей». На ее месте пустырь. ЛИТЕРАТУРА
1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 422—423, библиогр. 2. Синодальный справочник. 3. Сытин. С. 250. 4. Соболев Н. Н. Резные изображения в московских церквах//Старая Москва. М.: Изд. Комиссии по изучению старой Москвы. 1914. Вып. II. 5. Рабочая Москва. 1928. I сент. (фотография монастыря и сообщение о предстоящем его разрушении). 6. Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 205—206. 7. Александровский. № 114 (Сретенский собор); № 3 (церковь Марии Египетской); № 79 (церковь Николая чудотворца). 8. Путеводитель Машкова. С. 168. 9. Ильин М. Москва. М., 1963. С. 105, фото фресок. 10. Рукопись Александровского. № (соответственно) 35, 32 и 409. 11. Московский Сретенский монастырь/ Изд. архим. Серафимом (Чичагов). М., 1985, ил. 12. Материалы. С. 555. 13. Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. М., 1915. Т. 6. С. 27—30 (фото церкви Марии Египетской). 14. Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской. М., 1980. С. 170—188 (гл. восьмая «Измена Вельяминова»). 15. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 18. 16. Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 217—218, 359. 17. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 303. 18. Журнал Московской Патриархии. 1983. № 2. С. 30. 19. Иосиф (священник). Сретенский монастырь. М., 1911. 20. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 1. С. 148; Т. 2. С. 168-169. 21. Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С.310. 22. Козлов В. 23. Козлов В. Вакханалия// Моск. журнал. 1991. № 5. С. 46—47. 24. Николаева Т. Е., Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., 2001. С. 37. 25. Православные обители России. Москва: Путеводитель. М., 2000. 26. История Русской Православной Церкви нового, Патриаршего периода. Т. 1. СПб., 1997. С. 213. 27. Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 324—325.
19 / 12 / 2005 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Вопросы священнику: книга 6 И душа моя трепещет За иконой Верую!: Автобиографическая повесть Презентация книг издательства Сретенского монастыря Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Календарь «Святыни Православия» на 2009 год Календарь Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым) на 2009 год История Русской Церкви Илиотропион Избранные творения Поучения |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |