|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Издательство Сретенского монастыря
|
|||
"О Тебе радуется!"
Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах, как свечи, загорались светильники Православия – храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. И Русь – единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя «Домом Пресвятой Богородицы». Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискиллы есть живописная сцена Благовещения. А святитель Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она – предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она – слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она – начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, присно и во веки веков». Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это – «Одигитрия» («Путеводительница»), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это – «Знамение» (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») – образ Бо-говоплощения от земной Женщины, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Это – «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание» в греческом варианте) – вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это — Акафистный тип: так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в Акафисте и иных церковных гимнах. Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются – «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»... Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь своей Покровительницы. Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря книга посвящена чудотворным иконам Богоматери, пережившим вместе со всей нашей Россией тяжелейшие годы гонений, когда разрушались храмы и уничтожались святыни. Книгу «О Тебе радуется!» вы можете приобрести в магазине «Сретение» или через Интернет-магазин «Сретение». 25 / 01 / 2005 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Вопросы священнику: книга 6 И душа моя трепещет За иконой Верую!: Автобиографическая повесть Презентация книг издательства Сретенского монастыря Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Календарь «Святыни Православия» на 2009 год Календарь Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым) на 2009 год История Русской Церкви Илиотропион Избранные творения Поучения |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |