|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Издательство Сретенского монастыря
|
|||
Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков
Книга адресована как специалистам, так и всем, кто вместе с Пушкиным восклицает: «Не дай мне Бог сойти с ума!» Приводим отрывок из книги. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЮРОДСТВА Некоторых пророков, совершавших странные поступки, можно считать предшественниками юродивых Христа ради[1], например, Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет в предзнаменование скорого плена египтян (см.: Ис 20, 2–3); Иезекииль лежал перед кирпичом, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, испеченный на человеческом кале (см.: Иез 4); Осия символизировал своим браком с блудницей неверность Израиля Богу (см.: Ос 3). Все эти поступки походят на поведение юродивых — по своей нестандартности (и даже скандальности), символичности, по своему пророческому значению, но в то же время есть различия. Прежде всего, в первом случае речь идет о действиях единичных, которые не соответствуют общей симуляции безумия и не создают их автору репутацию сумасшедшего. Затем, цель этих действий ветхозаветных пророков единственно в том, чтобы поразить зрителей и привлечь их внимание к некоей истине. Наконец, все действия в подробностях продиктованы Богом и скорее соответствуют Его воле в рамках пророческого служения их совершителей[2], чем аскетическим стремлениям последних. Главный библейский источник, обосновывающий безумие во Христе, следует скорее искать в Новом Завете. В Послании к Римлянам и в Первом послании к Коринфянам апостол Павел подчеркивает коренную противоположность, существующую между мудростью мира и мудростью Божией: 1) то, что является мудростью в глазах мира, есть безумие в глазах Божиих: называя себя мудрыми, обезумели (Рим 1, 22); Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор 1, 20); Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3, 19); 2) то, что является мудростью в глазах Божиих, есть безумие в глазах мира: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор 2, 14); слово о кресте для погибающих юродство есть (1 Кор 1, 18); благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1, 21); мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие (1 Кор 1, 23); потому что немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1, 25); 3) то, что является безумием в глазах мира, есть мудрость в глазах Божиих: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27). Из-за того, что мудрость по Богу есть безумие для мира, безумным называют Самого Христа (см.: Ин 10, 20), а также апостола Павла (см.: Деян 26, 24). Таким образом, Спаситель и апостол Павел могли стать примерами для юродивых — для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел, стать во всем, следовательно и в этом, подражателями Христа и святых, по слову апостола: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11, 1; ср.: 1 Кор 4, 16; Еф 5, 1; Флп 3, 17; 2 Тим 3, 9). Как еще более сильный призыв звучит утверждение святого апостола Павла: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27). Теперь быть безумным в глазах человеческих становится путем избранных, путем, который соответствует Божественному избранию или даже призыву. Более того, апостол Павел подчеркивает свое безумие: Мы безумны Христа ради (1 Кор 4, 10) и призывает к нему: Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор 3, 18). Не являются ли безумные во Христе, или более точно: безумные Христа ради (moroi dia Hriston), по выражению апостола Павла, христианами, принявшими последнее утверждение как заповедь и применившими его буквально? Не могут ли они сказать вслед за апостолом: Мы безумны Христа ради? Нам представляется, что главное основание юродства во Христе надо искать не в этих текстах Священного Писания. Безумие, о котором в них идет речь, соответствует той переоценке ценностей, которая была совершена Христом и многократно описана в Евангелии (особенно Мф 18, 4; 20, 16; Мк 9, 35; 10, 44; Лк 14, 11). Безумие здесь понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом[3], если не по аналогии. В таком же духовном смысле преподобный Иоанн Кассиан давал наставление монаху: «[Следует, чтобы ты] был буй в мире сем, чтобы тебе сделаться премудрым»[4], а преподобный Симеон Новый Богослов отмечал: «Ученики мудрецов века сего считают учеников Божиих безумными…»[5]. С тем же значением говорил преподобный Антоний: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им»[6]. Итак, на разном основании считают безумными юродивых Христа ради и апостола Павла, когда он сам или другие называют его безумным. С точки зрения психиатрии поведение апостола Павла вполне здраво, а патологическое поведение юродивых, как нами было подчеркнуто выше, уподобляет их психически неуравновешенным или бесноватым/безумным. В дальнейшем мы покажем, что это безумие разыгрывается ими ради того, чтобы привлечь на себя все те унижения, которые изливаются на безумного почти в каждом обществе со стороны его сограждан. Как нам кажется, письменным источником, обосновывающим безумие во Христе, является тот широкий контекст, в котором было употреблено выражение: мы безумны Христа ради, то есть весь отрывок из Первого послания к Коринфянам (4, 9–13): Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Можно указать как письменный источник параллельное место из Второго послания к Коринфянам (6, 8–10): в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. А также — девятую заповедь блаженств: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф 5, 11). Мы увидим, что юродивые Христа ради стремятся достичь именно такого положения (во всех его деталях), которое описано в этих словах[7]. В заключение заметим, что апостол Павел, когда говорит о безумном человеке, употребляет слово moros, но для обозначения юродивого Христа ради чаще используется греческое слово dalos[8], которым в разговорном языке обычно называют cумаcшедшего. [5] Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 3. 85 (рус. пер.: Указ. изд. С. 70). [6] Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Антонии. 25 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 427). [7] Отметим, что содержание «Жития аввы Симеона, юродивого Христа ради» особенно соответствует тому, что сказано в двух последних цитатах из Священного Писания. [8] Ж.Гродидье де Матон удивляется этому различию, но не указывает его причины: «Следовало бы ожидать, что для Христа ради юродивых будет найден термин, который имел бы большую связь с тем текстом апостола Павла, который служит обоснованием этому виду святости» (Op. cit. P. 281).
21 / 06 / 2007 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Утвержден план восстановления Сретенского монастыря Вопросы священнику: книга 6 И душа моя трепещет За иконой Верую!: Автобиографическая повесть Презентация книг издательства Сретенского монастыря Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Календарь «Святыни Православия» на 2009 год Календарь Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым) на 2009 год История Русской Церкви Илиотропион Избранные творения |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |