Церковь не выступает за запрет обучения за границей

Ответ Олегу Смолину и пользователям Рунета

    

— Владыка, в последней передаче «Церковь и мир» Вы рассказали о пользе и вреде учебы заграницей. Ваши высказывания в эфире радиостанции «Эхо Москвы» прокомментировал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке от фракции КПРФ Олег Смолин. По его мнению, ввод каких-либо ограничений на отправку детей на учебу за границу неэффективен и будет противоречить Конституции РФ. По его словам, «никакой церковный иерарх не может поменять Конституцию и действующее законодательство, поэтому это некоторое пожелание. Я с трудом себе представляю, как оно может превратиться в законодательный акт». Как бы Вы прокомментировали эти высказывания?

— Я сожалею о том, что уважаемый депутат от фракции КПРФ приписал мне высказывания, которые мне не принадлежат. Где и когда я говорил о смене Конституции или о законодательном акте, который бы запрещал обучение за границей?

В передаче мне был задан вопрос, какой совет я дал бы родителям, которые хотят отправить детей на обучение за границей. Я ответил буквально следующее: «Когда ко мне обращаются с такими вопросами, а ко мне часто с ними обращаются, то я всегда себе пытаюсь представить ситуацию комплексно. Если есть риск, что ребенка отправят и потом он не вернется, то я, конечно, не советую родителям отправлять таких детей за рубеж». Причем здесь Конституция и законодательные запреты? Надеюсь, что депутат Госдумы найдет двадцать минут, чтобы посмотреть целиком последнюю передачу «Церковь и мир» (она полностью выложена на сайте vera.vesti.ru), и извинится за допущенную им (надеюсь, невольно) дезинформацию.

— Помимо Олега Смолина, на Ваши высказывания обратили внимание некоторые пользователи Рунета, которых удивило, что иерарх, учившийся в Оксфорде, говорит о вреде образования за рубежом.

— На самом деле я гораздо больше говорил о пользе такого обучения. Отвечая на вопрос телеведущей, я сказал: «Это совсем неплохо, чтобы дети, юноши и девушки учились за границей. Я сам учился два года в Оксфордском университете и для меня это в плане научного развития дало гораздо больше, чем предшествующие годы обучения в Московской духовной семинарии и академии, и предшествующие годы, когда я занимался сам по книгам, по учебникам, по разного рода пособиям».

Я также рассказал о том, что мы в Церкви тоже регулярно отправляем за рубеж наших студентов учиться, и мы у нас принимаем студентов из-за рубежа; у нас даже есть целая Комиссия по студенческому обмену, которую я возглавляю как председатель Отдела внешних церковных связей. На моем персональном учете состоит около 100 студентов из наших духовных школ, которые обучаются за рубежом, будь то в Греции, в Сербии, в Италии, в Америке, в Швейцарии, в Германии, и примерно столько же студентов из-за рубежа, которые обучаются у нас. Как я отметил в передаче, студенческий обмен — «это очень правильный процесс, потому что он позволяет расширить горизонты».

В то же время я указал на неизбежные минусы — а именно, на то, что если посланные нами за рубеж студенты не возвращаются и там остаются, «то это уже для страны не очень хорошо, потому что мы таким образом теряем людей».

Я также сказал о том, то «когда 20 с лишним лет назад я вернулся из Оксфорда, то у меня была такая идея фикс, что нам надо как можно большее число наших студентов духовных семинарий и академий отправлять на обучение за рубеж. Но опыт показал, что это далеко не всегда приносит хорошие плоды. Во-первых, некоторые из них просто там остаются и куда-то растворяются. Во-вторых, некоторые приезжают с совершенно искаженным сознанием, их потом трудно реинтегрировать в нашу российскую действительность. А в-третьих и самое главное, я понял, что вместо того, чтобы все время отсылать куда-то за рубеж, мы должны свою систему создавать. И вот то, чем мы занимаемся, в частности, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в ряде других вузов как раз и заключается в том, чтобы, сохранив все лучшее из нашей системы высшего образования, в то же время заимствовать ту методологию, которая существует сейчас на Западе и которая себя оправдала для того, чтобы максимально повысить уровень нашего образования».

Сожалею, что те, кто берутся комментировать мои высказывания, будь то депутат от партии КПРФ или рядовой пользователь Рунета, выдают за мои высказывания то, чего я в действительности не говорил, либо выдергивают отдельные мысли из общего контекста и искажают их.

Депутат Смолин, как бы возражая мне, сказал на «Эхе Москвы», что даже если допустить вероятность принятия такого рода ограничений (то есть якобы предлагаемых мной), они не возымеют эффекта без улучшения ситуации в самой России. Скажу еще раз: ни слова не было сказано мною о каких бы то ни было ограничениях или запретах. Ни слова! А что касается заботы об улучшении ситуации в стране, то именно об этом я и говорил, когда рассказывал о том, как мы в Церкви создаем систему образования, в которой стараемся сохранить все лучшее из накопленного веками, в то же время заимствуя западную методологию, которая себя оправдала, и как в нашей Церкви действует система студенческого обмена, приносящая очевидные добрые плоды.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья Богоявленская 6 августа 2017, 19:35
Радио "Эхо Брайтона" знает, кого приглашать и о чём спрашивать. Высокие профессионалы: всё умеют переврать и кого угодно оклеветать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×