Слово спасающее и обвиняющее

    

Открывая Евангелие, мы видим перед собой слова, которые нас спасут, если мы сделаем их своим жизненным руководством. Но, Благая Весть предлагает нам взглянуть на нее также и с другой стороны. Писание может быть не только спасителем, но и обвинителем. Библейские строки – это не только слово жизни, но и закон, по которому нас будут судить. Так говорит Христос: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12,48).

На первый взгляд, это странно звучит. Разве слово может судить? Может – в определенном смысле. Например, рабочий обещает работодателю: «если я не сделаю тот и тот объем работы в назначенный срок, увольняйте меня». Пообещал, а сам не сделал. Тогда можно сказать, что его слово сделалось ему судьей. Или наоборот, начальник говорит подчиненному: «эта работа должна быть окончена завтра. Успеешь?» Подчиненный отвечает: «Успею». Если он не выполнит все до завтра, его слово будет ему судьей. Или же человек совершил преступление, его судили. По окончанию судебного процесса зачитывается приговор, где преступник осуждается на тюремный срок согласно такому-то пункту законодательства. Получается, слова данного закона осудили человека.

В подобном смысле и слово Божие будет судить нас – как закон, который мы слышали, но не признали, или признали, но не выполнили. Конечно же, в буквальном смысле Сам Христос будет судить мир, так как Он получил такую власть от Отца. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин.5:22,27). Но Христос будет судить согласно Своему слову – как мы его приняли, как выполняли. И в этом смысле Его слово есть наш судья.

Потом, Христос ведь говорит с евреями, примеряясь к представлениям тогдашнего иудаизма. А иудеи как раз считали, что закон Божий является мерилом, с помощью которого Бог будет производить Свой суд над Израилем. О таком значении закона можно прочитать в ветхозаветных текстах: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?» (Втор.31,24-27).

Из сопоставления евангельского отрывка о слове судящем, и ветхозаветного фрагмента из Второзакония становится ясным, что Иисус, утверждая, что Его слова будут судить мир, тем самым приравнивает Свою речь к словам Бога. Господь, говорящий с Моисеем, и Христос, проповедующий в Палестине 1го века – одно и то же Лицо. Очевидцы Нагорной проповеди слышали тот же голос, что и Моисей, получивший на Синае закон.

Поэтому наше отношение к слову Христа показывает качество отношения к Богу. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14,23) - говорил Спаситель. Следовательно, кто не любит Его, тот не чтит и Его слов. Или же они просто неинтересны человеку, и это еще хуже, ибо равнодушие гораздо хуже нелюбви. «Небрежение о исполнении евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа» - писал свт.Игнатий Брянчанинов (1). Отречься от Бога можно самой жизнью, хотя уста при этом могут лицемерно исповедовать Всевышнего. Но отношение к слову Божьему и Богу познается в повседневности бытия, а не в горячих дебатах на тему религии.

«Слово Божие… проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12) – писал апостол Павел. Оно судит уже здесь и сейчас, и в полноте довершит свой суд за пределами нашего земного существования. Судья строг и неподкупен, но требует лишь одного – нашей любви. Деятельная любовь ломает все преграды между судьей и подсудимым, и способна превратить суд в радостное «воскресение жизни» (Ин.5,29). Такой суд пусть встретит всякая христианская душа, принявшая семя слова Божьего и вставшая на путь его осуществления в жизни.

Сергей Комаров

Источник: Радонеж

10 ноября 2016 г.

(1) Сайт Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь. Толкования Священного Писания. Евангелие от Иоанна 12,48. http://bible.optina.ru/new:in:12:48#svt_ignatij_brjanchaninov

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×