Православие.Ru
СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
 Rambler's Top100  
   
 
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН
РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ
СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА "СРЕТЕНИЕ"
ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Л. П. Найденова
МИР РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА XVI-XVII вв.

Л. П. Найденова. Мир русского человека XVI-XVII вв. Издание Сретенского монастыря, 2003
Мягкий переплет. 208 стр.

ПРИОБРЕСТИ
МОЖНО ЗДЕСЬ:


Магазин «Сретение»

МАГАЗИН "СРЕТЕНИЕ"
Б. Лубянка, 19.    Метро: "Чистые пруды", "Тургеневская", "Кузнецкий мост", "Лубянка".
Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10


ОТ АВТОРА

Домострой — один из важнейших памятников XVI—XVII вв., который исследователи сравнивают иногда со Стоглавом — решениями церковного собора 1551 г. Главная идея Домостроя состоит в том, чтобы научить человека, живущего в миру с его несовершенством и трудностями, сохранить свою душу для жизни вечной. Основным условием «мирского» спасения составители Домостроя видели в постоянной памяти о Боге и страхе Божием, независимо от того, что делает человек в каждую минуту своего бытия — моет ли он посуду, общается с иноземными купцами или служит государю. Весь Домострой — выражение уверенности в том, что можно прожить достойную мирскую жизнь и при этом еще и угодить Богу, поскольку мир — Божественное творение и истинные законы земной жизни не противоречат Божественным установлениям. Эта идея актуальна и сегодня для людей, ищущих возможности прожить гармоничную жизнь. Конечно, некоторые рекомендации Домостроя за прошедшие 350 лет устарели, — например, в той части, где они касаются конкретных бытовых советов (например, как посылать слуг с какими-либо поручениями к соседям); но его главное установление — память о Боге и внимание к своей жизни как дарованной Господом, без сомнения, актуально и сегодня. Современность Домостроя обусловливается еще и тем, что он служил смягчению нравов общества своего времени (а нравы были жестокие) и, пусть в архаичной форме, которая теперь воспринимается почти поэтично, призывает к человеколюбию независимо от того, с кем сводит человека жизнь.

Обычно изучение какого-либо исторического явления, особенно русского Средневековья, начинается историками-исследователями с выявления старейшего списка изучаемого источника, а еще лучше его первоначального списка — протографа. Для темы «мир человека» напротив, была важна вся совокупность списков (а их всего 44, и большинство из них относятся к XVII в.) со всеми встречающимися в них расхождениями для получения совокупности информации, которая в них содержится, касающейся мировосприятия русских людей XVI—XVII вв.

При всей многогранности памятника (разделы «о духовном строении», о «мирском строении» и «домовном строении»), о некоторых сторонах жизни там говорится очень мало, только называются те проявления человеческой натуры, от которых рекомендуется отказаться. Тема же книги — мир человека, поэтому вполне оправданным кажется попытка привлечь другие источники, которые более подробно отразили разные стороны жизни русского человека позднего Средневековья, в частности, памятники церковного права, получившие в исторической литературе название «покаянные книги» или «епитимейники». Начиная с первых веков своего существования на Руси, Церковь ведала семейным правом, создавая предписания ведения семейной жизни в соответствии с христианской моралью. Так повелось со времен князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого и продолжалось до середины XVII в. (принятия Соборного Уложения 1649 г.). И в этой связи Православная Церковь должна была противостоять различного рода отклонениям в интимной жизни, с которыми она сталкивалась, заботясь о том, что в Домострое сформулировано в одном выражении: «чистоту телесную храните».

Важным для данной темы оказалось и письменное наследие митрополита Даниила, оставившего после себя много «Слов» и «Поучений». Хорошо зная свою паству, он писал и о том, что не устраивало его в жизни пасомых, и давал советы, иногда неожиданные, для того чтобы искоренить пороки и недостатки своих современников, невольно отражая таким образом дух своего времени и привычки, царившие в обществе.

В советской литературе довольно много писалось о «двоеверии» русских православных людей; разного рода суеверия, сохранившиеся в источниках (например, гадания и другие попытки узнать свою судьбу, упоминающиеся и в Домострое), оценивались как проявления этого «двоеверия». Хотелось бы заметить, что подобного рода суеверия свойственны не только русским и не только в указанное время. Так, в Византии, в православности которой никто не сомневается, была очень популярна астрология, с которой в позднее Средневековье борется и Русская Православная Церковь как с проявлением недоверия к Божиему Промыслу. Интересно другое: с укоренением христианских представлений происходит своеобразная «христианизация» и суеверий (гадание на Псалтири, например).

Конечно, предлагаемая вниманию читателей книга не исчерпывает всех сторон жизни русского человека указанного времени, но автор надеется, что основные направления исследования выбраны им верно.

Rambler's Top100

 
monastery@pravoslavie.ru СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ