Православие.Ru
СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
   
   
 
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН
РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ
СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ
ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
ПИСЬМА ВЕЛИКИХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ. XIX век
Под общей редакцией и с предисловием митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима

Письма великих оптинских старцев. XIX век. Издание Сретенского монастыря, 2001

В настоящем издании собраны письма четырех великих преподобных оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова), иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова).


Фрагменты из книги:
ПРИОБРЕСТИ
МОЖНО ЗДЕСЬ:


Магазин «Сретение»

МАГАЗИН "СРЕТЕНИЕ"
Б. Лубянка, 19.   Метро: "Чистые пруды", "Тургеневская", "Кузнецкий мост", "Лубянка".
Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10



Из предисловия:

Жили старцы в XIX веке и были монахами Свято-Введенской Оптиной пустыни, расположенной на берегу реки Жиздры вблизи древнего города Козельска.

Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, которые принесли в Россию ученики преподобного старца Паисия Величковского. Под руководством их выросло целое поколение насельников скита.

Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений».

В скиту Оптиной пустыни сложилась своя особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью.

Слова и образы святоотеческих поучений и наставлений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих в полном смысле этого слова — душеспасительными.

Письма оптинских старцев вводят в мир активного духовного делания, в основе которого лежит весь опыт Церкви. Именно поэтому они не устарели и сегодня.

В Оптиной пустыни понимали значение писем старцев. Почти все оптинские издания включают более или менее значительные публикации именно писем. Это и описания самой обители и скита при ней, и сборники сочинений отдельных авторов, и жизнеописания монахов. Это и отдельные самостоятельные издания писем старцев к монашествующим и мирянам.

Предваряя кратким предисловием собрание писем старца Макария к мирским особам, оптинские издатели писали следующее: «При сем не излишним находим предупредить ответом замечание, которое не раз случалось нам слышать от некоторых, по поводу подобных нынешнему изданий: какой, говорят они, совет может дать живущим в мире монах, житель пустыни? Укажем таковым на сонм святых мужей, просиявших в монашеском жительстве и ублажаемых Православною Церковью, между прочим за то, что они «дея учили прилежати о душе, вещи бессмертней» (Тропарь преподобным). А читая жития их, можно видеть, что одни из них, пребывая в совершенном безмолвии, поучали ближних лишь примером своей Богоугодной жизни, а другие, напротив, в трудах и подвигах пустынной жизни, получив от Бога духовные дарования, послужили пользе ближних словом и учением: различно «врачуя души притекающих к ним с верою». Сравнивая между собою два сии делания, св. Иоанн Лествичник говорит: «по истине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в безмолвии, но без сравнения большее дело не бояться внешних молв, а среди шума их сохранять неподвижное и небоязненное сердце, и с человеками обращаясь по внешности, внутренно пребывать с Богом» (Слово к Пастырю, гл. 9).

Надобно ли говорить, что сей меры достигают не многие и не просто, а получают ее как воздаяние за многие труды и подвиги, а наипаче за смирение, и тогда-то, будучи промыслительно вызваны на подвиг служения ближним, могут приносить им великую духовную пользу, сами не вредясь ни мало от сообращения со многими. Таковым подвигом подвизались и оставили по себе вечную память многие святые мужи древних и новых времен, восточные и отечественные. Из пользовавших письменною беседою святых мужей древности преимущественно известны преподобные: Исидор Пелусиот, Нил Синайский и блаженный Иероним Стридонский. Из новейших подвижников благочестия давали письменные ответы вопрошающим блаженные старцы: Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Филарет Глинский, Филарет, иеромонах Новоспасского московского монастыря (в схиме Феодор), затворник Георгий и, наконец, иеросхимонах Макарий [Оптинский], духовные ответы которого на письма мирских особ всех сословий служат самым убедительным ответом на вышеупомянутый вопрос».

Настоящее издание включает письма четырех великих оптинских старцев, чей земной путь завершился в XIX веке и чьи письма были подготовлены к печати и изданы по благословению старцев обители.

Все письма публикуются по оптинским изданиям с отдельными незначительными сокращениями. Расположение писем в настоящем сборнике повторяет структуру оптинских изданий: письма, адресованные к одному лицу, объединены и расположены в хронологическом порядке.

Следуя оптинским принципам издания писем старцев, имена лиц, к которым адресованы письма, составители не раскрывают.

Приложения позволят читателям более четко представить духовный облик старцев, понять некоторые их мысли, которые только упомянуты в письмах, а также ощутить сердечное тепло обращения старцев к своим духовным чадам.

В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Веденском соборе обители.

26-27 июля 1996 г. были причислены в лике местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11(24) октября.

В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвященные монастырю и его истории.

Поэтому будет полезно самым широким кругам читателей познакомиться с эпистолярным наследием оптинских старцев. В их письмах, как бы обращенных и к нам, последовательно утверждаются духовные и нравственно-этические основы жизни (см., например, письма старцев о семейной жизни, о воспитании детей, о недопустимос-ти праздных разговоров, о жизни в коллективе, о защите Отечества).

Подготовка этого издания была начата по инициативе митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима в 1989 году. В работе над книгой большое участие приняли сотрудники Издательского отдела Московской Патриархии. По независящим от них причинам работа была прервана на долгие годы и возобновлена только сейчас, в Сретенском монастыре.

Письма преподобных оптинских старцев ныне востребованы не только православным российским читателем. Знакомство и изучение наследия старцев с 1995 г. началось и на филологических факультетах государственных высших учебных заведений в рамках учебных курсов истории русской литературы, православной психологии и педагогики.

Надеемся, что за книгой писем оптинских старцев XIX века последует том писем оптинских старцев, живших в начале ХХ века.

На надгробном памятнике преподобного Амвросия Оптинского были помещены слова апостола, которые раскрывают нам суть оптинского старчества: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).

 

   
monastery@pravoslavie.ru СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ