¬стреча с ѕравославием

 овчег спасени€

¬ерные. „асть 1

Ќаше поколение буквально было навозом дл€ будущих родов. ѕотомки наши не смогут никогда пон€ть, что пережито было нами. ƒостойное по делам нашим восприн€ли. „то-то вы воспримете? ј едва ли вы лучше нас. ƒа избавит вас √осподь от нашей участи!

»гумен Ќикон (¬оробьев)

ћари€ ћалышева с сыном и дочерью. 1930-е гг. ћари€ ћалышева с сыном и дочерью. 1930-е гг.

Ёстафета пам€ти

»зуча€ опыт предшествующих поколений христиан, мы подобны археологам, исследующим древности, и всегда приходим Ђна пепелищеї: Ђѕеред взором предстают только покинутые человеческие дома, погасшие очаги, забытые, брошенные или потер€нные вещиЕ ћы пытаемс€ сложить мозаику по крупицам. Ёто всегда нелегко. » наибольша€ трудность не в скудости информации. —амое трудное Ц это избежать домысловї[1]. Ѕудем помнить это, описыва€ событи€ жизни и взаимосв€зь судеб наших предшественников.

–ечь пойдет о вышневолоцких верующих в эпоху гонений, в центре нашего повествовани€ Ц семь€ Ѕориса и ћарии ћалышевых и их окружение. ¬ грозном 1937-м их дочь ќльга отказалась вступать в пионеры и твердо исповедала ’риста, а родители отказались ее принуждать. ѕотом ћари€ Ђзасветиласьї в двадцатке Ѕого€вленского собора: повезла вместе со старостой письмо —талину с прошением открыть собор дл€ богослужений. ј в окт€бре 1941-го за предоставление дома дл€ тайных богослужений трибунал послал их в »“Ћ на 10 лет Ц в народе такой приговор метко называли Ђзеленым расстреломї.

Ётих страдальческих судеб церковных людей той эпохи так много, а уцелевших деталей их жизни так мало, что у нашего современника они сливаютс€ в один безликий поток страдани€. » пам€ть на глазах тускнеет и исчезает, раствор€€сь в суете. ЂЁта эпоха отошла в вечность, пришли “новые” старые соблазны, и опыт предшественников остаетс€ неизученнымї, Ц констатировал архимандрит ƒамаскин (ќрловский)[2], с сожалением отмеча€ невостребованность опыта новомучеников среди современных росси€н.

Ќо √осподь спасает от забвени€ пам€ть о —воих верных. ¬ нашей истории св€зующим звеном между поколени€ми стала судьба митрофорного протоиере€ ћодеста Ѕорисовича ћалышева, насто€тел€  н€зь-¬ладимирского храма в поселке Ћисий Ќос в пригороде —анкт-ѕетербурга. «десь € впервые серьезно говорил о прин€тии  рещени€ Ц и именно с ним.

Ёто был 1991 год, и врем€ знаменательное: √ „ѕ, путч против √орбачева, когда вполне реально могли бы вернутьс€ страшные 1930-е, но не вернулись. ¬ Ћисий Ќос € каталс€ на дачу Ц в тихий двухэтажный дом с витражами, соснами, большим диваном и креслом-качалкой на веранде. “олько-только мое поколение Ђвыбилось в людиї в первой волне любителей ловить рыбку в мутной воде тогдашнего российского бизнеса. Ќаконец-то жена и мама поживут достойно, иначе зачем и деньги добывать. » вот неожиданно дл€ мен€ мама однажды мне сообщила, что онаЕ крестилась, и предложила и мне пойти к св€щеннику Ц поговорить. я тогда уже мало удивл€лс€ крутым поворотам, тем более этому был отчасти и рад. ¬се-таки то, что мама выжила в т€желой болезни, и привело мен€ в храм, а € и сам подумывал временами о крещении, да все как-то не складывалось, не встречалось человека, у которого были бы такие же глаза, как у того св€того, которому € молилс€ в день ее операции, когда хирург сказал нам с отцом: 50 на 50.

ѕомню, € как-то оробел, увидев св€щенника в белом облачении Ц оно было как си€ние; и человек, который присел со мной поговорить, как-то сразу оказалс€ вне категорий того круга, где € общалс€. я понимал только одно, что с ним надо быть правдивым: это человек от Ѕога.

Ќаверное, мама с ним поговорила. Ќу, конечно, она просила, наверное, как-то мен€ подвигнуть к  рещению. я же знаю свою маму. Ќо он, вопреки моим ожидани€м, не стал первым говорить, он молчал и слушал, наклонив голову. » € неожиданно стал рассказывать ему о том, почему мне никак не прийти в ÷ерковь, хот€ € давно знаю, что Ѕог есть Ц и ќн мне так помог. я не помню, какими словами € говорил, но точно помню две темы.

ќтец ћодест тогда сказал мне: ЂЁти бабушки когда-нибудь очень тебе помогут своей простой веройї

ќдна Ц про старушек. я ему говорю: Ђ¬ы понимаете, ну € же образованный человек, как € могу быть с ними?!ї Ц и указал на копошащихс€ в храме бабушек, чего-то чистивших и мывших там. Ќаверное, в моем голосе было столько презрени€ к этим неучам и неудачникам, что он молча покачал головой, а потом нарушил молчание: Ђ“ы не суди их, ведь ты их совсем не знаешь и веру их не знаешь. ћожет статьс€, они когда-нибудь очень тебе помогут своей простой веройї.

я помолчал, не хотел спорить, хот€ и не до конца пон€л его. ¬ моем сознании гордыней было все приправлено, как хорошее блюдо специ€ми. я тогда про это не думал, но этот человек оставил мысль, которую € обдумывал двадцать лет Ц до тех пор, пока не прикоснулс€ к пам€ти его детства, миру тайных монахинь и церковных старушек, подвигом которых была спасена вера в годы гонений.

» еще отчетливо помню Ц вырвалось как жалоба: не могу € в таком виде, при такой жизни, которую приходитс€ вести, быть у вас тут: все у мен€ не по Ѕогу Ц а как иначе своих кормить, € не знаю. Ёто был момент истины. » € его очень запомнил, как св€щенник впервые пр€мо взгл€нул на мен€ и почему-то улыбнулс€. » еще неожиданнее были его слова, врезавшиес€ мне в пам€ть: Ђ“ы честный человек. Ёто хорошо. Ќе будем сейчас креститьс€, ты останьс€ таким, постарайс€ остатьс€ Ц и Ѕог найдет теб€ї.

ћама была опечалена, мы молча шли к даче, а € чувствовал, что наконец нашел насто€щего св€щенника. ≈сли бы он стал что-то утешающее говорить, уговаривать, а он поступил по правде и открыл мне какую-то дверь Ц € ему поверил.

ѕрошло дев€ть лет. «има, темень, снег, холодно. я снова в Ћисьем Ќосу у того самого храма. —перва не узнал св€щенника, так он постарел. ќказываетс€, матушка у него умерла, и он страдает сердцем. ќн вспомнил (!) все, передал маме нагрудную иконку ’риста в подарок. ≈й оставалось меньше полугода до кончины. ќна радовалась вместе со мной. ќн тоже радовалс€, когда узнал, что € в ÷еркви. ƒа, Ѕог нашел мен€, но при этом пришлось все потер€ть. ќт той последней встречи € запомнил несколько его слов: мало знать, что Ѕог есть, надо научитьс€ очень ≈го любить.

 огда √осподь забрал отца ћодеста к —ебе, мы с одним из множества его духовных чад Ц нашим прихожанином и моим другом јлександром ∆уковым Ц решили собрать сведени€ о его жизненном пути, хотели сделать фильм-воспоминание. Ћогика поиска привела мен€ весной 2012 года в ¬ышний ¬олочек Ц к сестре св€щенника ќльге Ѕорисовне јнисимовой (ћалышевой). я приехал в ¬ышний ¬олочек, вошел с камерой и диктофоном в старый дом на улице ”рицкого, чтобы за пару часов записать у старой бабушки интервьюЕ и, словно герои  . Ћьюиса, которые залезли в плат€ной шкаф, а вылезли в волшебную страну, оказалс€ навсегда св€зан с этим городком, этим домом и открывшимс€ в удивительных воспоминани€х миром прошедшей эпохи Ц и в истории страны, и в истории ÷еркви. —ледующие п€ть лет мы с —ашей все больше и больше погружались в этот мир, и эта чужа€ ушедша€ жизнь понемногу становилась нашим личным переживанием и внутренним опытом, частью нашей собственной жизни. я уверенно говорю Ђнашейї, потому что без верного друга € бы не смог в одиночку одолеть этот трудный и радостный путь. Ќа сайте по€вилось несколько публикаций по собранным материалам, которые € считаю нашим с јлександром совместным творчеством.

Ќити от прошлого прот€нулись в насто€щее. ѕрав митрополит јнтоний —урожский: плод жизни в конечном итоге Ц радость и благодарность; но благодарность в свою очередь должна принести плод. ћы с —ашей узнали про гибель матери отца ћодеста в ¬€тлаге и решили, что нужно ради благодарной пам€ти о нем поставить крест на ее могиле. ¬ окт€бре 2017 года этот крест был установлен близ пос. —орда ¬ерхнекамского района  ировской области, на старом лагерном кладбище в лесу Ц спуст€ 26 лет после крещени€ мамы и первой моей встречи с миром подлинной веры.

ќльга Ѕорисовна слишком многое помнит, и мозаика ее рассказов, где одни темы перемежаютс€ с другими, сложилась в историю не только одной из многих церковных семей, пострадавших за верность Ѕогу в эпоху гонений, но и новую главу в описании жизни вышневолоцкого церковного подполь€ и неизвестную страницу жизни почитаемого многими игумена Ќикона (¬оробьева): Ђты, дика€ маслина, привилс€Е и стал общником корн€ и сока маслиныї (–им. 11: 17). Ќам всем передана эстафета пам€ти Ц ее символом стал дл€ мен€ дом с мезонином по ул. ”рицкого, 67 в ¬ышнем ¬олочке. —имволично и то, что погиб этот дом в —трастную седмицу нынешнего года, и вместо раздела экспозиции так и не состо€вшегос€ в нем музе€ новомучеников вышневолоцких по€вилась сери€ очерков Ђ¬ерныеї, котора€ предлагаетс€ вниманию читателей.

ѕодобно библейскому Ќою, бывший вышневолоцкий купец первой гильдии, ктитор местного монастыр€ јлексей »ванович ћалышев строит в 1928 году дом-ковчег, спаса€ семью и имущество. »з каменного дома на престижной ¬анчаковой линии, 13 (ныне дом 25) он перебираетс€ в дерев€нный дом номер 67 на улицу »льинскую, названную новыми хоз€евами жизни именем чекиста ”рицкого. ∆изнь этих малышей началась под зловещим знамением времени Ц погромом на –ождество ’ристово 1930 года Ц сатанинской пародией на св€точные кол€дки: тогда за неделю из дома ћалышевых вывезли все подчистую.

— этого времени навсегда поселилось с ними в новом доме тревожное ожидание гр€дущего. »дет год за годом, и под покровом обыденности √осподь готовит промыслительную смену обитателей дома ћалышевых. —таршее поколение семьи ћалышевых совершает побег из страны, Ђгде так вольно дышит человекї, среднее поколение уходит во внутреннюю эмиграцию, младшее поколение врастает в победивший социализм.

ј в ѕасху погромного 1930 года из ленинградского поезда выходит на вокзал ¬ышнего ¬олочка высланна€ из Ћенинграда ћари€ Ќиколаевна »зотова, она же Ц тайна€ монахин€ ћарина. ќна надеетс€, что когда-нибудь вернетс€ в ѕитер. ј √осподь знает, что она останетс€ здесь навсегда. » жить самые трудные годы ей придетс€ именно в малышевском доме на улице ”рицкого, 67. «десь осенью 1941 года начнетс€ подвиг любви, навсегда соединивший ее жизнь с судьбой ќльги и ћодеста ћалышевых, который отец Ќикон (¬оробьев) назовет в одном из писем к ней Ђпослушанием Ќебесной »гуменииї.

¬ 1935 году в ¬олочке по€витс€ сыгравший роковую роль в судьбе ћалышевых ссыльный св€щенник —имеон ѕлатонов, а в 1937-м Ц освободившийс€ из лагер€ иеромонах Ќикон (¬оробьев). √осподь собирает участников гр€дущих событий, но никто из них еще не знает друг друга и не ведает своей судьбы.

 ак не утонуть в потопе безбожи€

Ѕорис и ћари€ ћалышевы были обычными церковными людьми своего времени. Ќа момент ареста он был бухгалтером, она учительницей. ¬еру свою они передавали дет€м в услови€х столь неблагопри€тных, что единственным педагогическим методом мог быть только пример собственной жизни.

ќльга Ѕорисовна вспоминает:

ќни не говорили: сейчас все пойдем в церковь. ћы спрашивали: Ђ¬ы куда?ї Ц Ђ¬ церковьї. Ц Ђћожно с вами?ї Ц Ђћожної

Ђќни [родители] идут и одеваютс€. “ћамочка, папочка, вы куда?” Ц “«автра большой праздник, мы идем в храм”. ќни даже не говор€т, что вот тебе платье, вот штанишки, одевайс€, быстро идем в церковь молитьс€ Ц не говорили такогоЕ “«автра большой праздник, ко ¬сенощной идем молитьс€ в церковь”. Ц “Ќу можно нам с вами?” Ц “ћожно. ќдевайтесь, и пойдемте”.

¬от сто€ли, € вам показала место [в соборе]. —то€ли. ѕапа стоит, перед папой братик, мама, перед мамой € стою, и попробуй с€дь. —тоим, молимс€. ј тут св€титель Ќиколай виситЕї

–одители жили в любви и согласии, хот€ ћари€ была гор€чей, могла и прикрикнуть, а Ѕорис никогда не повышал голоса, эмоции выражал походкой или поведет бровью. ќн быстро гасил порывы жены: Ђћусенька-мумусенька, ты что раскип€тилась?..ї ѕапа с мамой заодно Ц дл€ детей это была аксиома.

ќтцовский авторитет был последней инстанцией. —кажет мама: так нельз€, сделает первое замечание, второе Ц уже она голос повышала, а на третье, если папа дома, он говорил: Ђѕочему вы маму не слушаете? ћама вам сколько сказала? ƒва раза сказала, на третий раз плетку, ремн€ї. Ќа что следовало смиренное раска€ние: Ђѕапочка, мамочка, простите, больше мы не будемї. » отцовское резюме: ЂЌадо маму слушать, если вам сделает мама замечаниеї.

Ќа коврике над кроватью папа повесил в самодельных рамках три цитаты из ≈вангели€, которое он любил читать дет€м. ќл€ потом сама научилась понимать церковнослав€нский €зык, сравнива€ тексты ≈вангели€, которое также любила читать. ј в альбоме дочери папа написал: Ђ√оворить о люд€х плохое мы имеем право только в двух случа€х: дл€ его смирени€ или дл€ предупреждени€ от общени€ с плохим человеком, ибо плохое содружество развращает доброе, добрые нравы. ¬с€кое же осуждение, пересуды и тому подобное недопустимо среди воспитанных и интеллигентных людейї.

— малых лет дети привыкали к дистанции и иерархии. ¬сем без исключени€ старшим они говорили первыми приветствие и обращались на Ђ¬ыї даже к любимым родител€м. » еще брат и сестра дружили, были неразлучны Ц и это взаимное т€готение, пам€тование друг о друге будет только усиливатьс€ прожитыми годами и обсто€тельствами жизни.

“абличка на месте  азанского собора “абличка на месте  азанского собора

ѕапа принес и хранил в €щике письменного стола реликвии: кусочек кирпича снесенного собора и осколок колокола

¬ 1931 году закрыли, а в 1935-м безбожные властители снесли замечательный летний  азанский собор. ќтец ћодест вспоминал, как в шесть утра мама разбудила его, и вместе со второго этажа дома они смотрели, как погибал храмЕ ј папа принес и хранил в €щике письменного стола реликвии: кусочек кирпича собора и осколок колокола.

Ќа месте храма расположилс€ сквер с пам€тником ».¬. —талину. Ќемного позднее там было построено здание горкома партии. –о€ котлован под фундамент, строители выкапывали и увозили человеческие кости и различные погребальные принадлежности. ѕрошлое уничтожали до основани€.

“олько много позже ћодест и ќльга могли оценить, как умели быть осторожны их родители; приходилось порой имитировать даже срочные дела, чтобы избежать разговора с опасным человеком. ј такие люди в их окружении были.

 огда из детсада ќл€ принесла домой песенку ЂЅога нам не надо, не надо нам поповЕї, мама сказала ей: ЂЌе надо это тебе. “еб€ там учили в садике, ты больше так не пой. ћы же Ѕоженьке молимс€Еї Ђј вечером папа пришел, они сели там на лежаночку: шу-шу-шу Ц и больше мен€ в садик не пустили, Ц говорит ќльга Ѕорисовна, замеча€ одновременно: Ц Ќас все держали за [запертыми] воротамиЕ Ќас ограждали от этих уличных реб€тї. ѕосле неудачи с детсадом договорились со старушками-кн€гин€ми ѕут€тиными, их было трое Ц ќльга, Ћиди€ и ≈лена. ќни сидели с детьми, а по возвращении с работы Ѕорис провожал их до дома.

ћодест, как и все мальчишки накануне войны, играл в войну. Ѕорис однажды сделал сыну замечание Ц строго запретил направл€ть игрушечный металлический пистолет на кого бы то ни было, не только людей, но и живших с ними кошку и собаку.

Ѕорис берег дочь от безбожи€ советской школы, целый год он сам наставл€л ее по старым своим учебникам. ¬ 1936 году уклон€тьс€ от коллективизма стало слишком опасно, и ћалышевы все-таки отдали ќльгу во второй класс 2-й городской школы, где когда-то сам Ѕорис училс€ вместе со старшим другом Ќиколаем ¬оробьевым, впоследствии ставшим знаменитым игуменом Ќиконом.

«апись ћ.Ќ. »зотовой в детском альбоме ќльги ћалышевой «апись ћ.Ќ. »зотовой в детском альбоме ќльги ћалышевой

ѕри очень небогатой жизни родители все-таки приобрели дл€ ћодеста скрипку, а дл€ ќльги Ц пианино, когда ей было шесть лет, в 1935 году. Ќо ученица ќл€ была не очень усердна€, хот€ были среди ее преподавателей хорошие педагоги, например высланный из ѕитера знакомый ћарии Ќиколаевны »зотовой Ќиколай ѕетрович ∆ервэ и гувернантка Ѕориса Ц высока€, стройна€, педантична€ ¬арвара Ќиколаевна  арнаухова, бывша€ гувернантка Ѕориса ћалышева. »менно она ввела в дом ћалышевых свою квартирантку ћарию Ќиколаевну »зотову. —охранились записи ¬.Ќ.  арнауховой и ћ.Ќ. »зотовой в детском альбоме ќли ћалышевой от 30 ма€ 1941 года. ћонахин€ ћарина (»зотова) написала ќльге:

Ѕудь скромна и добра
 ак была ты всегда.
» √осподь наградит
ƒолгим счастьем теб€.

***

„то б на свете жить легко
» быть к Ѕогу близко,
ƒержи сердце высоко,
ј головку низко.

ќтцовские таланты с раннего детства стали очевидны и в ћодесте: еще маленьким ребенком он полюбил искусство театральной бутафории, мастер€ свой крошечный театр кукол. ƒействующими лицами там были разнообразные животные, а ќл€, наученна€ мамой шить пуговицы, помогала братику, одева€ его зверюшек попонками. Ёту любовь к животным он пронесет через всю жизнь, как и увлечение рукоделием и рисованием.

ѕапа тоже помогал пополн€ть запас персонажей и дарил книжки со стихами, которые брат и сестра превращали в театральные постановки, разыгрыва€ их перед двоюродными сестрами, приходившими в гости. ѕозднее, когда в их доме по€вилась ћари€ Ќиколаевна »зотова, ее дочь  сени€ приводила ее внучку –имму, и та тоже становилась зрительницей.

—трана готовилась воевать, и мужска€ крепость и сила были в цене, да и правопор€док был, м€гко говор€, на низком уровне. Ѕорису приходилось возвращатьс€ с поздних киносеансов по ночному городу, и он вынужден был носить с собой самодельную дубинку. Ётот опыт пригодитс€ его сыну, когда он станет св€щенником в Ћисьем Ќосу, он также сделает себе оружие самозащиты. Ќо дратьс€ Ѕорис сына не учил, видимо принципиально не жела€ следовать духу времени. » сына били, сильно били в школе. ¬идимо, мстили за то Ђэлитноеї положение, в которое ставил ћодю и ќлю запрет общатьс€ с Ђмассойї.  огда мама, узнав об этом и устроив в школе скандал, вынудила наказать виновных, те решили ответить делом и еще раз избили беззащитного мальчишку, на прощание запустив ему булыжником по спине. ќн запомнил урок Ц спина болела всю жизнь Ц и даже ходил немного согбенным. Ѕольше он ничего никому не рассказывал. ќсваивал науку терпеть молча. ќна не раз пригодитс€ ему впоследствии.

ѕугали: инфекцию подхватишь, а девочка ответила: Ђя не заболеваю, а исцел€юсь от целовани€ крестаї

ѕомн€ исторический фон, можно оценить по достоинству диалог в 1937 году третьеклассницы 9-летней ќли ћалышевой с ее классным руководителем, педагогом еще прежней формации, ћарией ¬асильевной ћакаровой. Ќа вопрос о желании вступить в пионеры весь класс, кроме двух человек, подн€л руки. Ёти два маленьких исповедника были ќл€ и мальчик-татарин.  огда учительница спросила ќлю, отчего она не хочет быть окт€бренком, та ответила: Ђя ношу крестик и молюсь Ѕогуї. ¬ райкоме комсомола с маленькой исповедницей провели беседу в духе увещани€ Ц предупреждали, что целовать крест вместе со всеми опасно, еще инфекцию подхватишь и так далее. ƒевочка ответила пр€мо и точно: € не заболеваю, а исцел€юсь от этого целовани€ креста. ѕионервожатой влетело за неумение работать, и она про€вила служебное рвение Ц пошла агитировать домой к ќле, но ћари€ была человек гор€чий, и вместо беседы о том, как надо воспитывать детей в наше врем€, получилась проповедь о верности Ѕогу.  огда результат посещени€ дома стал известен, пошла в ход т€жела€ артиллери€: в школу вызвали Ѕориса. Ўел он на беседу к директору, по-старчески шарка€ ногами, с воздыхани€ми. ќльга снова исповедала свою веру, так что от нее школе пришлось отступитьс€. ќсобых похвал ей за это от родителей не было, но было видно, что они рады стойкости дочери. ƒа и с ћодестом больше никто в школе не экспериментировал. ¬ 1941 году Ђантисоветскоеї, то есть приравненное к нему религиозное, воспитание и послужило краеугольным камнем дл€ осуждени€ ћалышевых по 58-й статье на неподъемный 10-летний срок.

Ђ„истили весь ¬олочекї

Ўестеро вышневолоцких осужденных стали частицей огромного потока. ќльга Ѕорисовна обостренным чутьем жертвы пон€ла суть происходившего: Ђчистили весь ¬олочекї. „екисты Ђзачищалиї всех, кто мог активно действовать и пр€мо или косвенно служить оккупантам дл€ поддержани€ жизни в захваченных городах. » после возвращени€ они довершали начатое. Ќапример, в оккупированном  алинине работал госпиталь дл€ советских солдат. —огласно исследованию ћарины Ўандаровой, на попечении п€ти врачей и нескольких медсестер и фельдшеров было 800 раненых. ќбращались в госпиталь и мирные жители. »менно эту необычную дл€ оккупированных территорий историю описал Ѕорис ѕолевой в повести Ђƒоктор ¬ераї. ѕрототипом главной героини стала врач-хирург Ћиди€ “ихомирова. Ђ14 окт€бр€ 1941 года € пошла в хирургическое отделение Ѕольничного городка и, узнав, что в подвале наход€тс€ раненые, спустилась и стала работатьї, Ц напишет в автобиографии врач Ћиди€ “ихомирова.

ѕосле освобождени€  алинина всему медицинскому персоналу госпитал€, за исключением одного человека, были предъ€влены обвинени€ по статье 58 Ц измена родине. ¬ августе-сент€бре 1942 года п€терых сотрудников госпитал€, включа€ главврача ѕетра —тепановича ¬асильева, расстрел€ли. ¬ 1957 году все они были полностью реабилитированы.

ѕоэт ≈вгений ƒолматовский написал в те дни:

√де-то есть арми€. √де-то Ц ћосква.
ƒом.  омнатушка с рисунками брата.
„то же с ћосквою? ∆ива? Ќе жива?
ћожет быть, немцы идут по јрбату[3].

Ќемецкий словарь вызвал подозрени€: готовитесь к контактам с немцами?

Ёто же чувство владело вышневолоцкими чекистами и их жертвами. Ќемецкий словарь у Ѕориса вызвал подозрени€: подготовка вхождени€ в контакт с немцами?

ƒл€ того, чтобы адекватно пон€ть Ђƒело ћалышевыхї, придетс€ вспомнить то, что учебники истории упоминают скороговоркой, а народ предал забвению.

12 окт€бр€ части ¬ермахта зан€ли Ѕр€нск, на другой день они вошли в ¬€зьму. ¬ сводках, естественно, не сообщалось, что в Ђ¬€земском котлеї оказалось 4 армии Ц более 600 тыс€ч советских солдат и офицеров. 10 окт€бр€ 1941 года фашистские войска нацелены на  алинин, чтобы обойти ћоскву с северо-запада и выйти в тыл —еверо-«ападного фронта, а при благопри€тных услови€х нанести удар на ярославль и –ыбинск.

12Ц13 окт€бр€  алинин начали сильно бомбить. Ћюдей охватила паника, тыс€чи горожан в спешке собирали вещи и бежали.

¬ышний ¬олочек на направлении главного удара одной из немецких группировок. —тратегическое планирование и боевые действи€ сторон осенью 1941 года,  алининский фронт (—борник военно-исторических материалов ¬еликой ќтечественной войны. ¬ып. 7. ћ., 1952 // http://militera.lib.ru/h/sb_vi_7/index.html) ¬ышний ¬олочек на направлении главного удара одной из немецких группировок. —тратегическое планирование и боевые действи€ сторон осенью 1941 года,  алининский фронт (—борник военно-исторических материалов ¬еликой ќтечественной войны. ¬ып. 7. ћ., 1952 // http://militera.lib.ru/h/sb_vi_7/index.html)

10Ц13 окт€бр€ 1941 года. ѕаника в  алинине. Ѕезвластие в городе[4]

ѕартийное руководство города и области покинуло областной центр еще накануне. Ѕолее того, из текста докладной записки военного прокурора 30-й армии Ѕерезовского следует, что к вечеру 13 окт€бр€ Ђв городе не оказалось ни милиции, ни пожарной охраны, ни сотрудников ”Ќ ¬ƒ, за исключением майора госбезопасности тов. “окареваї.

–аботавша€ с архивом  алининского обкома  ѕ—— журналист ћарина Ўандарова приводит цитату из протокола бюро обкома ¬ ѕ(б), датированного 29 но€бр€ 1941 года: Ђ”становлено, что 13 окт€бр€ с.г. секретарь ÷ентрального –  ¬ ѕ(б) јверь€нова сбежала из г.  алинина, оставив районную парторганизацию без руководства, и до сих пор даже не сообщила обкому ¬ ѕ(б) о своем местопребыванииї.

ѕодобных свидетельств побегов руководителей множество. 14 окт€бр€  алинин был захвачен немцами без сопротивлени€. ƒать отпор врагу было просто некому. ѕо свидетельству очевидца, 13 окт€бр€ выгружалс€ эшелон солдат. Ёто были узбеки, которых вооружили только винтовками с одним боекомплектом с п€тью патронами. ќдин солдат сказал: Ђ„етыре патрона немцам, один Ц себеї.

«ахватив  алинин, немецко-фашистское командование поворачивает главные силы в направлении “оржка и ¬ышнего ¬олочка, чтобы отрезать пути отхода на восток войскам правого крыла «ападного и —еверо-«ападного фронтов и уничтожить их.

»з приказа командовани€ группы армий Ђ÷ентрї на продолжение операций против ћосквы:

Ђ омандование группы армий “÷ентр” Ц Ўтаб группы армий

ќперативный отдел є 1960/41 14.10.1941 г. экз. є 16

—ов. секретно. “олько дл€ командовани€.

4. 9-€ арми€ и 3-€ танкова€ группа должны не допустить отвода живой силы противника перед северным флангом 9-й армии и южным флангом 16-й армии, взаимодейству€ с этой целью с 16-й армией, а в дальнейшем Ц уничтожить противника.

3-€ танкова€ группа с этой целью, удержива€  алинин, как можно быстрее достигает района “оржка и наступает отсюда без задержки в направлении на ¬ышний ¬олочек дл€ того, чтобы предотвратить переправу основных сил противника через р. “верда и верхнее течение р. ћета на восток. Ќеобходимо вести усиленную разведку до рубежа  ашин Ц Ѕежецк Ц ѕестово. Ќадлежит также удерживать линию  алинин Ц —тарица и южнее до подхода частей 9-й армии.

9-€ арми€ во взаимодействии с правым флангом 3-й танковой группы уничтожает в районе —тарица Ц –жев Ц «убцов противника, который еще оказывает сопротивление на фронтах 6-го и 23-го армейских корпусов, а затем левым флангом поворачивает через Ћуковниково на север. ќсновное направление дальнейшего удара на ¬ышний ¬олочек. ¬ойска правого фланга армии должны возможно скорее зан€ть  алинин и высвободить наход€щиес€ там части 3-й танковой группыї.

—ухим €зыком штабных документов самый критический момент в бо€х в районе  алинина выражает телеграмма комфронта генерал-полковника  онева, предрешающа€ судьбу командира танковой бригады: Ђ–отмистрова за невыполнение боевого приказа и самовольный уход с пол€ бо€ с бригадой арестовать и предать суду военного трибуналаї.  омандир оперативной группы генерал-лейтенант ¬атутин, оценив обстановку, дал своим приказом –отмистрову шанс: ЂЌемедленно, не тер€€ ни одного часа времени, вернутьс€ в ЋихославльЕ ѕора кончать с трусостью!ї

Ѕольша€ московска€ паника

12Ц13 окт€бр€ 1941 года перед ћосквой фактически не было никаких войск. ј у немцев была очень мощна€ группировка. 13 окт€бр€ пала  алуга, 16 окт€бр€ Ц Ѕоровск, 18 окт€бр€ Ц ћожайск и ћало€рославец.

ƒоктор исторических наук профессор √.». ћирский вспоминал: Ђ”тром 16 окт€бр€ [1941 года] € отправилс€ к родственникам; как раз накануне € забрал документы из спецшколы, и было €сно, что, раз ее решено эвакуировать, происходит что-то нехорошее. » действительно, в утренней сводке прозвучали слова: “«а истекшие сутки положение на «ападном фронте ухудшилось”. Ќо только выйд€ на улицу √орького, € стал догадыватьс€, что же на самом деле произошло на фронте. ѕо улице мчались одна за другой черные “эмочки” (автомашины ћ-1), в них сидели офицеры со своими семь€ми (тогда они еще назывались “командиры”), на крышах машин были прив€заны веревками чемоданы, узлы, сакво€жи, какие-то коробки. Ќеобычное и непон€тное зрелище. ¬се стало €сно, когда € подошел к дому на углу ¬асильевского переулка, где жила мо€ тет€, сестра матери, с мужем, полковником авиации. ќн как раз вышел из квартиры и садилс€ в машину; при мне он спрашивал у шофера: “ ак думаешь, на √орький прорвемс€?” “ѕопробуем, товарищ полковник”, Ц отвечал солдат.

я не мог поверить своим ушам, но полковник д€д€ ѕет€ тут же успел ввести мен€ в курс дела. ќказываетс€, в черных “эмках” были офицеры штаба ћосковского военного округа, и они мчались из своих казенных квартир на Ћенинградском шоссе в сторону –€занского и √орьковского шоссе, из ћосквы на востокЕ ƒело в том, что рано утром штаб округа получил, как обычно, свою закрытую “внутреннюю” военную сводку, из которой следовало, что немцы прорвали фронт и уже достигли ћожайска в ста километрах от столицы. ѕоскольку сам факт такого прорыва свидетельствовал о том, что войска «ападного фронта, видимо, разгромлены, можно было ожидать немцев в ћоскве с часу на час, и штабисты решили “драпануть”. ј уже через несколько часов рванули из ћосквы и гражданские начальники. Ќачалась паника. ƒо самой смерти не забуду этот день Ц 16 окт€бр€, единственный день в моей жизни, когда € наблюдал полный хаос, отсутствие вс€кого подоби€ власти. –адио зловеще молчало, и уже это само по себе о многом говорило: молчат уличные громкоговорители, всегда оравшие во всю мочь. ћилиции на улицах нет. √ородской транспорт не работает. —танци€ метро “ћа€ковска€” закрыта.

Ќикаких войск не видно. Ќа площадь ¬осстани€ ( удринска€) вытащили откуда-то пушку и не знают, в какую сторону ее повернуть. √овор€т, что мосты заминированы. Ќачали громить магазины, и € видел, как по улице  расина, что ведет к “ишинскому рынку, бегут люди, которые тащат €щики с водкой и другими продуктами.  ак потом стало известно, многие директора магазинов и предпри€тий бежали из города, прихватив с собой кассу; через несколько дней они были расстрел€ны. ¬ этот необыкновенный день так получилось, что мне довелось находитьс€ в разных районах города. ≈врейска€ семь€, живша€ в нашей коммунальной квартире, решила эвакуироватьс€ не медл€ ни минуты: уже было известно, как немцы поступают с евре€ми. я вызвалс€ помочь сосед€м и тащил вместе с ними их вещи до  омсомольской площади, откуда поезда уходили на восток. ƒо сих пор стоит у мен€ перед глазами зрелище громадной площади трех вокзалов, усе€нной тыс€чами и тыс€чами сид€щих и сто€щих людей так, что €блоку упасть негде. ¬се с чемоданами и узлами, все лихорадочно ожидают объ€влени€ посадки на очередной поезд Ц на  азань, √орький, —вердловск, “ашкент Ц куда угодно.

≈ще запомнилось мне, как € проходил почему-то мимо Ћенинской библиотеки и увидел костры: это жгли литературу из “спецхрана”, и € из любопытства подобрал несколько полуобгоревших прошлогодних германских журналов с фотографи€ми, иллюстрировавшими победы над англичанами и французами. ѕочему их жгли? ƒа потому, что во всех учреждени€х, где еще оставалось какое-то начальство, было получено указание уничтожить все секретные документы, к каковым относились и вражеские публикации. Ќо наибольшее впечатление производили мусорные €щики во дворах, доверху набитые книгами в красном переплете: это были сочинени€ Ћенина.  аждому члену партии полагалось иметь у себ€ полное собрание произведений »льича; конечно, официального распор€жени€ на этот счет не было, но подразумевалось, что большевик, достойный этого звани€, должен иметь эти книги, равно как и “ раткий курс истории ¬ ѕ(б)”, написанный лично —талиным. “ак вот, в страхе перед приходом немцев эти красные тома тыс€чами выбрасывали в мусорные €щики.

ј разговоры на улицах? —то€ в очереди перед закрытой дверью булочной (она открылась лишь на следующий день), € слышал такие слова: “√овор€т, немцы уже в √олицыне”, “ј вы не слышали? √овор€т, “ула вз€та”, “ƒа, недаром √итлер обещал провести но€брьский парад на  расной площади”. Ёто говорилось открыто, люди впервые в своей жизни ничего не бо€лись. ј радио все молчало. Ћишь к вечеру в громкоговорител€х раздалс€ какой-то шорох, и затем выступил председатель ћоссовета ѕронин. ќн призвал население к спокойствию и пообещал навести пор€док. » действительно, дн€ через два ћосква была объ€влена на осадном положении, прозвучали грозные слова: “ѕровокаторов и распространителей ложных слухов расстреливать на месте”. Ѕыл введен комендантский час. «атем было объ€влено, что генерал ∆уков назначен командовать обороной ћосквы. ѕаника улеглась, жизнь стала возвращатьс€ в нормальную колеюї[5].

ќпубликовано немало насыщенных подобными эмоци€ми воспоминаний. Ќо и на сухом €зыке цифр паника и кризис местной власти в ћоскве 15Ц16 окт€бр€ 1941 остаютс€ историческим фактом. ѕо неполным данным военной комендатуры ћосквы, в эти дни из 438 предпри€тий, учреждений и организаций сбежали 779 руковод€щих работников, похитивших около 1,5 млн. рублей и угнавших более 100 легковых и грузовых автомобилей. ѕартийна€ комисси€ при ћосковском комитете ¬ ѕ(б) за период с 25 окт€бр€ по 9 декабр€ 1941 года исключила из партии за паническое поведение 16 окт€бр€ около 950 человек, в том числе многих ответственных партработников и руководителей предпри€тий (заместител€ заведующего оргинструкторского отдела ћ  ¬ ѕ(б) ј.—. √лебова, директора ћосковского планового института ¬.Ћ. »гнатьева, директора ћолокозавода є 2 Ћ.—. ћороза, секретар€ Ўаховского –  ¬ ѕ(б) ћ.¬. ћухина, инструктора сектора единого партбилета оргинструкторского отдела ћ  ¬ ѕ(б) –.». “рифонова и др.)[6].

***

”становки чекистам в св€зи с отступлением были даны сразу в начале войны: форсировать эвакуацию арестованных и заключенных, в первую очередь из угрожаемых районов. ѕо официальным данным, в 1941 году были эвакуированы 141 527 заключенных.  роме того, предлагалось при эвакуации заключенных излишне не занимать железные дороги или водный транспорт[7].

—ам Ѕери€ о расстрелах заключенных осенью 1941 года говорил: ЂЁто была насто€ща€ м€сорубкаї

 ак реализовывались эти прозрачные намеки руководства, может показать следующий пример. ѕосле оккупации Ѕелоруссии немцам местными кресть€нами были указаны братские могилы около г. ”лы. »стори€ этих могил следующа€. Ћетом 1941 года гнали этапом из ѕрибалтики колонну арестованных приблизительно в 3000 человек Ц цвет интеллигенции Ёстонии, Ћатвии и Ћитвы: врачи, адвокаты, профессора, журналисты и т.п. ѕо большей части люди средних лет, пожилые или даже старые. »звести€ о начале войны и стремительном немецком наступлении застали колонну на этапе. —огласно предписанию свыше, все 3000 человек были сейчас же перебиты конвоем пр€мо на походе: в них стрел€ли, их забрасывали ручными гранатами, кололи штыками. Ќесколько человек из местного населени€, про€вивших слишком большое любопытство к происход€щему, были тоже убиты конвоем и похоронены вместе с балтийской интеллигенцией. ¬рем€ трагедии, способ убийства, социальна€ и национальна€ принадлежность не вызывали никаких сомнений. –аскопки целиком подтвердили рассказы местных кресть€н. ѕри всех убитых сохранились в малоповрежденном виде их документы[8].

16 окт€бр€ 1941 года, когда стала реальной угроза сдачи ћосквы немцам, на подмосковном расстрельном полигоне Ђ оммунаркаї расстрел€ли 220 человек. ¬ числе убитых были многие политические и военные де€тели Ћатвийской –еспублики, комкор ћ.ѕ. ћагер, бригадный комиссар ¬.¬. ƒавыдов, Ќ.ј.  лич, —.». ќборин, —.ј. „ерных и другие военные[9]. Ѕери€, составл€€ списки тех, кого следовало уничтожить, распор€дилс€: Ђ—ледствие прекратить, суду не предавать, немедленно расстрел€тьї.  огда его самого Ц после смерти —талина Ц посад€т на скамью подсудимых, Ћаврентий ѕавлович признаетс€: ЂЁто была насто€ща€ м€сорубкаї[10].

¬ эту м€сорубку и попали собиравшиес€ в доме ћалышевых на тайные богослужени€ вышневолоцкие Ђантисоветчикиї из церковного подполь€ Ц и пон€тно, что ждало их всех, когда предполагали, что немцы вот-вот войдут в город.

ѕромыслительна€ бомбежка и арест

ƒом “роицких ƒом “роицких

Ѕудуща€ опекунша детей ћалышевых ћари€ Ќиколаевна »зотова жила у ¬.Ќ.  арнауховой в доме “роицкого, который и сейчас стоит на углу улицы ћарины –асковой и  азанского проспекта. ¬ 150 метрах от дома “роицкого, на следующем углу улицы ƒемь€на Ѕедного и  азанского проспекта, находилось переоборудованное под госпиталь здание текстильного техникума. ќсенью во дворе госпитал€ разорвалась бомба Ц и у всех выбило стекла, нашлись даже воспоминани€ об этом мальчишки, жившего на той же стороне  азанского проспекта, где стоит дом “роицких: Ђон помнит, как строем шли солдаты на вокзал, как во двор текстильного техникума, где во врем€ войны располагалс€ госпиталь, упала бомба и с одной стороны в их доме на проспекте Ћенина вылетели все окна. ¬ит€ с мамой жили на другой сторонеї[11].

 огда оглас€т приговор ћалышевым, монахин€ ћарина (»зотова) поймет: их дети теперь Ц ее судьба

¬идимо, нагр€нувшие к ћалышевым 18 окт€бр€ 1941 года дл€ обыска и ареста чекисты сочли наход€щихс€ тут пострадавших от бомбежки двух женщин вне подозрений. “ак √осподь устроил, что они стали свидетел€ми начала сиротства ќльги и ћодеста. ћожно вполне €сно представить себе эту сцену передачи детей Ђиз полы в полуї: суета, трое мужчин в форме увод€т растер€нных арестованных женщин, плачут дети, на скамейке под вешалкой сид€т и подавленно молчат ставшие свидетел€ми этого вторжени€ взрослые. ќл€ запомнила момент расставани€ и последние мамины слова. ћодест плачет в уголке, и ќл€ плачет, держа маму за руку: Ђј мы как?!ї Ц Ђƒа ладно, не плачь, Ц пытаетс€ как можно более спокойно сказать ей ћари€, Ц недоразумение, через неделю € вернусьї. ќна вопросительно смотрит на чекистов. ЂЌу, или в детдом, или вот с кем-нибудь оставьтеї, Ц неопределенно отвечают ей. »м-то все равно, стандартный вариант всегда наготове. ¬р€д ли ими сейчас движет милосердие. —корее всего им нужно спешить осудить и отправить этих женщин в лагерь, потому что идет отступление, фронт близко и дела надо решать быстро. ј дл€ этого их еще надо дл€ проформы допрашивать, что-то писатьЕ тратить врем€ на возню с детьми чекистам откровенно не хочетс€. ѕотому, обраща€сь к сид€щим под вешалкой, спрашивают их: ЂЌу вот останетс€, может, кто?ї

¬ ответ тишина. Ќикто не решаетс€ сказать или сделать что-нибудь, ћари€ и чекисты смотр€т на сид€щих и ждут, повисает пауза. “огда ћари€ обращаетс€ к »зотовой: Ђћарь€ Ќиколаевна, останьтесь пока с моими детьмиї, Ц видимо, больше ей наде€тьс€ не на кого.

ѕлан ¬ышнего ¬олочка. ƒом ћалышевых и дом “роицкого ѕлан ¬ышнего ¬олочка. ƒом ћалышевых и дом “роицкого

ћожет быть, этот был момент истины, лучша€ проверка человека на прочность: не отвернутьс€ от того, на ком уже поставлена черна€ метка Ђизбранностиї на заклание.  огда через неделю оглас€т приговор ћалышевым, монахин€ ћарина (»зотова) поймет, что эти дети теперь Ц ее судьба, и официально станет их опекуншей.

√осподь устроил так, что в момент ареста в доме ћалышевых оказалc€ пришедший навестить их друг главы семейства Ц Ќиколай Ќиколаевич ¬оробьев, он же будущий знаменитый игумен Ќикон. ƒет€м ћалышевых, от которых все родные и знакомые отвернулись после ареста родителей, Ѕог дал в лице этих двух монашествующих замечательных опекунов, и им не пришлось идти в детдом или умереть от голода. ¬ немощи этих гонимых людей €витс€ заступничество Ѕожией ћатери, и потому ставший духовным наставником матушки ћарины игумен Ќикон назовет ее начавшеес€ в этот страшный судьбоносный день служение сиротам ћодесту и ќльге послушанием Ќебесной »гумении.

(ѕродолжение следует.)

07 / 11 / 2018

[1] ¬олков ѕ.¬. ќт јдама до Ќо€. јрхеологи€ дл€ православных. —ѕб., 2010. —. 87.

[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/196273.html.

[3] Ѕурт ¬алерий. Ђћожет быть, немцы идут по јрбатуЕї // http://svpressa.ru/post/article/158615.

[4] ѕо материалам публикации: „ужой  алинин. „. 1. ѕаника в беззащитном городе // https://tverigrad.ru/publication/chuzhojj-kalinin-chast-1-panika-v-bezzashhitnom-gorode.

[5] ћирский √.». ∆изнь в трех эпохах ћ.; —ѕб., 2001. ÷ит. по: https://philologist.livejournal.com/9748435.html.

[6] јлександров  .ћ. ѕод немцами. ¬оспоминани€, свидетельства, документы. —ѕб., 2011. ѕрим. 94 // https://itexts.net/avtor-kirill-mihaylovich-aleksandrov/188066-pod-nemcami-vospominaniya-svidetelstva-dokumenty-kirill-aleksandrov.html.

[7] ƒиректива Ќ √Ѕ ———– є 136/6171 от 24 июн€ 1941 г Ђќ задачах органов госбезопасности прифронтовых областейї, подписанна€ наркомом госбезопасности ———– комиссаром госбезопасности III ранга ¬.Ќ. ћеркуловым; циркул€р Ќ ¬ƒ ———– є 30/6549/02 от 28 июн€ 1941 года Ђќб эвакуации лагерей Ќ ¬ƒї, подписанный зам. наркома внутренних дел комиссаром госбезопасности III ранга ¬.¬. „ернышовым. —м.: комментарии  .ћ. јлександрова к работе: »льинский ѕ.ƒ. “ри года под немецкой оккупацией в Ѕелоруссии // јлександров  .ћ. ѕод немцами. —ѕб., 2011. —. 124.

[8] ƒанные из комментариев  .ћ. јлександрова к указанной выше работе ѕ.ƒ. »льинского. —м.: јлександров  .ћ. ѕод немцами. —. 95Ц96.

[9] »гнатов ¬.ƒ. ѕалачи и казни в истории –оссии и ———–. √л. 4 // http://litresp.ru/chitat/ru/»/ignatov-vladimir-dmitrievich/palachi-i-kazni-v-istoii-rossii-i-sssr/5.

[10] ћлечин Ћеонид. ќдин день без —талина. ћосква в окт€бре 41-го года // http://e-libra.ru/read/364895-odin-den-bez-stalinamoskva-v-oktyabre-41-go-goda.html.

[11] ¬озвращение. ¬оспоминани€ ¬.ћ.»влева // ¬ышневолоцка€ правда. 2010. 20 окт€бр€ // http://v.volochekadm.ru/vishnevolotskaia_pravda?new=1675&newblok=29.

 

 оментари:

2018-11-09
04:41
»оанн:
—пасибо за статью! ќчень отрезвл€юще! ј то сейчас в —ћ» и в соцсет€х активно раскручиваетс€ (кем то) тема ностальгии по коммунизму.

2018-11-07
16:47
—ветлана:
Ѕлагодарю ƒмитри€ за чудесный рассказ и поздравл€ю с ƒнем пам€ти вмч.ƒимитри€ —олунского!

2018-11-07
13:11
“ать€на:
ƒмитрий, спасибо! Ќизкий вам поклон!

¬аш коментар

ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

¬аш коментар:
¬аше име:
¬аш e-mail:
”несите броjеве
коjе видите на слици:


RSS 2.0