ƒокументы истории

јлЄша Ч человек Ѕожий

—егодн€, в день 5-лети€ со дн€ кончины —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ II, портал ѕравославие.Ru представл€ет вниманию читателей 2-ю главу из книги о —в€тейшем, которую писатель јлександр —егень готовит дл€ публикации в серии Ђ∆изнь замечательных людейї. ¬ыбранный фрагмент повествует о малоизвестных эстонских страницах жизни юного јлекси€ –идигера, чудесной истории его по€влени€ на свет и первых шагах на пути к великому церковному служению. «аданный отрывок охватывает 1929Ц1940-е годы.

ћолодой јлексий –идигер ћолодой јлексий –идигер
ќчередь волновалась Ч всем надо ехать, а в автобусе всЄ меньше и меньше мест. ѕогл€дывали на молоденькую беременную русскую. ѕропустить, что ли, еЄ вперЄд? ј если самим не хватит билетов? Ќет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! » когда, наконец, очередь дошла до неЄ, кондуктор сухо объ€вил:

Ч Piletid otsa! Ч  ончились билеты!

Ч Ќо мне очень нужно, Ч взмолилась беременна€. Ч ѕожалуйста! я готова хоть сто€ ехать.

Ч —то€ ехать не полагаетс€! Ч решительно отказал кондуктор.

”говаривать его было бесполезно. ≈динственное, что он мог дл€ неЄ сделать, продать билет на завтрашний рейс.

Ќа другой день она снова пришла на автобусную остановку. ѕри виде неЄ вчерашний кондуктор свысока посмотрел и сухо обронил:

Ч ¬аше счастье, что вы вчера не уехали.

Ч ј в чЄм дело?

Ч “от автобус разбилс€. ”пал с моста в реку. ¬се пассажиры погибли.

ќна могла погибнуть вместе со всеми. » не родилс€ бы еЄ ребЄнок. ј она ещЄ так переживала, что не смогла уехать вчера! Ѕог отвЄл еЄ и малыша от погибели. „удо милости √осподней, благодар€ которому на свет по€витс€ јлЄша –идигер. ƒругое, ещЄ более потр€сающее чудо произойдЄт на водах Ќевы 21 августа 1963 года. Ќо об этом Ч в своЄ врем€.

≈лена »осифовна не поехала в злосчастном автобусе, еЄ ребЄнок нужен будет всей –оссии, и он по€вилс€ на свет в субботу 23 феврал€ 1929 года по новому стилю. ¬ сей день ÷ерковь отмечает пам€ть мученика ’аралампи€, епископа ћагнезийского, пострадавшего в 202 году. ѕравитель Ћукиан, видевший мучени€, лично приблизилс€ к терзаемому, плюнул в него, и тотчас лицо Ћукиана повернулось назад, а затылок стал вместо лица. Ћишь по молитве мученика лицо правител€ вновь зан€ло привычное положение.  роме ’аралампи€ 23 феврал€ вспоминают мучеников ѕорфири€ и ¬аптоса, благоверную кн€гиню јнну, супругу ярослава ћудрого, преподобного ѕрохора ѕечерского, преподобного Ћонгина  ор€жемского, св€тую √алину и мучениц дев ≈ннафу, ¬алентину и ѕавлу.

 рещение младенца состо€лось в том же храме, где венчались его родители, о чЄм есть запись в приходской книге. »м€ было дано в честь св€того јлекси€ человека Ѕожи€, пам€ть которого по ёлианскому календарю отмечаетс€ 17 марта. ¬ житии о нЄм сказано, что он родилс€ в –име в семье благочестивых и богатых христиан и с юности готовил себ€ к отречению от мирской суетности. ќн и посв€тит себ€ иному бытию, нежели все люди, будет скитатьс€ много лет, чтобы потом, вернувшись домой в образе нищего, жить неузнанным во дворе своих родителей. Ќо прежде чем јлексий покинет –им ради скитаний, по достижении совершеннолети€ родители обручили его с девицей из императорского рода. ¬енчание происходило в храме св€того ¬онифати€ на јвентинском холме. ¬еро€тно, поддавшись уговорам родителей, он решил, что сможет стать как все, но после свадьбы јлексий сильней прежнего осознал, что не создан дл€ обычных человеческих радостей и покинул свою невесту, дабы скитатьс€ по свету, посв€тив себ€ целиком и полностью Ѕогу и другим люд€м.

Ётот эпизод жити€ особенно важен дл€ понимани€ поступка јлекси€ –идигера, совершЄнного им в 1950 году.

≈лена и ћихаил –идигеры с сыном ≈лена и ћихаил –идигеры с сыном
Ќо пока он ещЄ маленький, и его вынос€т из храма на свежий весенний воздух, и отныне он сочеталс€ со ’ристом в “аинстве св€того крещени€. ≈го везут домой, чтобы скромно отметить важное событие. —кромно потому, что вообще живут не пышно, а к тому же и ¬еликий пост на дворе. ¬о врем€ застоль€ говор€т о том, что в –оссии оп€ть начались гонени€ на ÷ерковь, недавно там вышло постановление об усилении антирелигиозной пропаганды в городе и деревне, вне закона поставлены религиозные объединени€, а ÷ерковь Ч под жЄсткий контроль государства.

¬есна 1929 года действительно принесла с собой новую волну гонений на христианство, все пропагандистские силы были задействованы на антирелигиозную агитацию. Ќе случайно, как установлено многими литературоведами, действие романа ћихаила Ѕулгакова Ђћастер и ћаргаритаї происходит в канун ѕасхи именно 1929 года, когда поэтам Ѕездомным вмен€лось писать стихи, доказывающие, что »исуса ’риста никогда не было.

Ћетом в ћоскве прошЄл II ¬сесоюзный съезд безбожников. ¬ыступа€ на нЄм, ћаксим √орький гневалс€, что борьба против ÷еркви идЄт не полным ходом, призывал использовать новые изощрЄнные методы: Ђ–елиги€ давно стала человеконенавистничеством. ’орошо написано в книгах, красиво, но, когда из этих книг переходит в жизнь то, что там написано, вы прекрасно знаете, какие получаютс€ последстви€ дл€ рабочего народа.

Ќесомненно, что многие возвращаютс€ к религии по мотивам эстетическим, потому что в церкви поют хорошо. » действительно, наша русска€ церковна€ музыка есть нечто глубоко ценное, это действительно хороша€ музыка. ѕочему-то до сих пор никто не догадалс€ написать к этой музыке хорошие, красивые слова, которые можно было бы слушать не в качестве вечерни, обедни, всенощной, а как и когда угодно. ѕочему не сделать этого? ÷енность музыки несомненна. ј что касаетс€ слов, то чего другого Ч слов у нас сколько угодно. ѕочему бы не издать Ѕиблию с критическими комментари€ми? ѕротив нас действуют от Ѕиблии. Ѕибли€ Ч книга в высокой степени неточна€, неверна€. » против каждого из тех текстов, которые могут быть выдвинуты противником, можно найти хороший дес€ток текстов противоречивых. Ѕиблию надо знать.

 ритическое издание Ѕиблии с комментари€ми было бы хорошим орудием в руках безбожников. ƒело не в том, чтобы ломать церкви, а в том, чтобы люди забыли о церквах, чтобы туда никто не ходил, Ч вот чего нужно добиватьс€ї.

ј вот грохочет горлопан ћа€ковский: Ђ  сожалению, товарищи, наша антирелигиозна€ литература еще слаба. ” нас были величайшие богоборцы, скажем, как ƒостоевский, величайшие богоискатели и богостроители, скажем, “олстой, у нас были просто величайшие богодуракиЕ ћы можем уже безошибочно за поповской р€сой различать обрез кулака, но тыс€чи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой прокл€той мистикой. ¬ладимир »льич в письме к √орькому писал, что католический св€щенник в сутане, растлевающий девушек, не так страшен, как демократический поп без р€сы, закручивающий нам головы красивыми словами. ћы обещаем работой ответить на призыв съезда. ¬ наше врем€ мы должны со всей ответственностью сказать, что если еще можно так или иначе пон€ть безмозглых из паствы, вбивающих в себ€ религиозное чувство в течение целых дес€тков лет, так называемых верующих, то писател€-религиозника, который работает сознательно и работает все же религиознича€, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака. “оварищи, обычно дореволюционные ихние собрани€ и съезды кончались призывом “с Ѕогом”, Ч сегодн€ съезд кончитс€ словами “на Ѕога”. ¬от лозунг сегодн€шнего писател€ї. Ќе пройдЄт и года, как несчастный безбожник ¬ладимир ¬ладимирович застрелитс€ (или будет убит теми, кому служил) в —трастной понедельник!..

ќбострение борьбы с религией в ———– было напр€мую св€зано с уничтожением старого кресть€нского уклада, с раскулачиванием. ¬едь кресть€не оставались христианами, ибо крест заложен даже в самом пон€тии Ђкресть€нинї.

ј в Ёстонии в пику стране —оветов власти перестали притесн€ть ѕравославие. ¬ 1929 году было, наконец, зарегистрировано эстонское автономное отделение –оссийского студенческого христианского движени€. ќтныне оно управл€лось своими выборными органами, во главе местных кружков сто€ли ежегодно переизбираемые комитеты. Ёто было важно ввиду раскола внутри –усской ѕравославной ÷еркви в ≈вропе. Ёстонские православные люди могли теперь сами решать, за кого они. ѕосле декларации ћосковского митрополита —ерги€ о признании советской власти епископы јрхиерейского синода в югославском городе —ремски- арловцы объ€вили о своЄм выходе из подчинени€ ћосковской ѕатриархии.  онсервативное крыло возглавил митрополит јнтоний (’раповицкий), умеренное Ч митрополит ≈влогий (√еоргиевский), который был одним из создателей –—’ƒ, стремилс€ к м€гкому привлечению русской эмигрантской молодЄжи к ÷еркви, счита€, что ЂЕдл€ молодежи, если она от ÷еркви отстает далеко, сразу войти в неЄ трудно, надо сначала дать ей посто€ть на дворе, как некогда сто€ли оглашенные, и потом уже постепенно и осторожно вводить ее в религиозную стихию ÷еркви, иначе можно молодые души спугнуть, и они разлет€тс€ в разные стороны: в теософию, антропософию и другие лжеучени€ї. ¬ итоге –—’ƒ больше сто€ло за ≈влоги€ и стало отходить от консервативно-монархических взгл€дов.

Ќадо полагать, споры внутри зарубежной ÷еркви не могли не будоражить умы и в семействе –идигеров.  аковы были их настроени€ того времени? Ќадо полагать, они оставались верными идеалам ѕравославной монархии, поскольку юный јлЄша с детства воспитывалс€ в почитании расстрел€нной царской семьи.

»так, 23 феврал€ 1929 года герой нашей книги по€вилс€ на свет.

¬от, кто ещЄ родилс€ в один год с ним: пионер-герой ћарат  азей, футбольный вратарь Ћев яшин, композитор јлександра ѕахмутова, актЄры ќлег —триженов и Ќина ”ргант, космонавт јндри€н Ќиколаев, певица Ћюдмила «ыкина, политик ≈вгений ѕримаков, шахматист “игран ѕетрос€н, писатели ‘азиль »скандер, ¬иктор  онецкий и ¬асилий ЎукшинЕ ƒовоенные мальчики и девочки, весЄлые и насупленные, счастливые и несчастные, задиристые и послушные, непоседы и тихони.

ёный јлексий –идигер ёный јлексий –идигер
 аким был јлЄша –идигер? —ам о себе он вспоминал: Ђ» в детский сад € ходил, в школе училс€ Ч всЄ это было. —лучалось, и за косы дЄргал девчонок, и пр€тал куклы от младших сестрЄнок Ч двоюродной и троюродной. ѕотом вместе их находили, сме€лись. ј вот что касаетс€ рогаткиЕ Ќи разу в жизни ни из чего ни в кого не целилс€ и уж тем более не стрел€л. ј вот хлеб убирал, картошку окучивал, в лес за грибами бегалЕ ћ€ч, конечно, гон€л с реб€тами Ч в школе.  ак все, без особых претензий на “звЄздное” будущее.   тому же € в детстве часто болел ангиной, она дала осложнение на сердце, так что особо не побегаешьЕї

¬ год по€влени€ младенца на свет скончалс€ его дедушка, јлександр јлександрович –идигер, благодар€ которому јлЄша родилс€ не в ———–.

¬ 1930 году протоиерей таллинского собора јлександра Ќевского отец »оанн Ѕого€вленский открыл при своЄм храме русско€зычные богословско-пастырские курсы, и ћихаил јлександрович –идигер стал одним из первых слушателей. ќтцу »оанну было тогда п€тьдес€т лет, он родилс€ в семье псаломщика  урской епархии, окончил  урскую духовную семинарию, а в 1904 году —анкт-ѕетербургскую духовную академию со степенью кандидата богослови€. ¬ академии училс€ одновременно со своим старшим братом ƒмитрием, который впоследствии был митрополитом. ¬ 1904 »вана Ѕого€вленского назначили воспитателем —анкт-ѕетербургского јлександро-Ќевского духовного училища, а через год рукоположили во св€щенника. —лужил в √дове и  ронштадте, а с 1912 года Ч насто€телем ѕавловского собора √атчины. ¬есьма образованный человек, протоиерей »оанн написал книгу Ђ«начение »ерусалимского храма в ¬етхозаветной »стории еврейского народаї, принимал де€тельное участие в создании Ђѕравославной богословской энциклопедииї, выходившей в предреволюционные годы в ѕетрограде. —паса€ от большевиков гатчинские реликвии, он эмигрировал в Ёстонию, вывез€ из √атчинского собора десницу »оанна ѕредтечи, ‘илермскую икону Ѕожией ћатери и часть ∆ивотвор€щего  реста √осподн€, которые были привезены в –оссию при императоре ѕавле I. ¬ двадцатые годы отец »оанн написал учебное пособие по преподаванию «акона Ѕожи€ дл€ русских детей в эмиграции.  ак только по€вилось –—’ƒ, он стал де€тельным его участником. ¬ 1930 году он открыл свои курсы и начал издавать журнал Ђѕравославный собеседникї. ¬скоре отцу »оанну суждено будет стать духовником будущего ѕатриарха.

Ќо пока јлЄша училс€ ходить, бегать, произносить первые слова. ∆изнь семьи –идигеров, перенЄсшей кончину јлександра јлександровича, вошла в свою колею, теперь стало лучше, чем в двадцатые годы, жили уже не впроголодь и не сильно чувствовали себ€ изгнанниками. ј между тем, в стране советов в 1930 году не только по€вилс€ первый светофор, но и учреждение, наименование которого станет страшным дл€ миллионов людей, Ч √”Ћаг. ѕродолжалась нова€ волна гонений и на весь русский народ, и в особенности на его кресть€нство и верующих людей. ѕастырей добрых не только ссылали и отправл€ли в лагер€, многие из них принимали мученическую кончину. ¬от краткий мартиролог за 1930 год. январь: в  оломне во врем€ пыток скончалс€ протоиерей ѕетр ”спенский. ‘евраль: на —оловках от нечеловеческих условий скончалс€ протоиерей Ќиколай ¬осторгов, там же расстрел€н епископ ѕрилуцкий ¬асилий («еленцов), умучен протоиерей ¬асилий »змайлов, а в городе  аинске расстрел€ны св€щенники ћихаил ѕ€таев и »оанн  уминов. ћарт: под ¬оронежем расстрел€ны св€щенники јлександр ¬исл€нский и ƒаниил јлфЄров, а в ”фимской губернии расстрел€ны протоиереи ѕетр ¬арламов и Ќиколай –озов. јвгуст: в окрестност€х ¬оронежа расстрел€ны архимандрит јлексеевского монастыр€ “ихон ( речков), иеромонахи √еоргий (ѕожаров) и  осма (¬€зников), св€щенники »оанн —теблин- аменский, —ергий √ортинский, ‘еодор яковлев, јлександр јрхангельский, √еоргий Ќикитин, мир€не ≈вфимий √ребенщиков и ѕет𠬈зниковЕ ћожно продолжать и продолжать. Ёто те, кого в числе сотен и сотен других будущий ѕатриарх јлексий II будет канонизировать в сонме св€тых Ќовомучеников –оссийских.

1 окт€бр€ 1930 года в  ремле был взорван „удов монастырь, с которого началось освобождение –уси от монголо-татарского ига. ћосковский митрополит јлексий, воспитатель ƒмитри€ ƒонского, исцелив в ќрде ханшу “айдулу, потребовал в качестве награды, чтобы из центра  ремл€ убрали ханскую конюшню. ’ан ƒжанибек удовлетворил его просьбу. Ќа месте конюшни в пам€ть о чудесном исцелении “айдулы, был воздвигнут „удов монастырь. Ѕольшевики старательно выхолащивали из сознани€ русских людей пам€ть о своЄм величественном прошлом, уничтожа€ знаменательные пам€тники старины.

ѕройдЄт врем€, и јлексий –идигер примет монашество с именем јлексий Ч уже в пам€ть о митрополите, воспитавшем у росси€н дух свободы от поработителей.

¬ начале 1931 года, когда јлЄше исполнилось два, на свет по€вились двое, с кем волей-неволей ему придЄтс€ много общатьс€ в последнем двадцатилетии века. Ћюди, воспитанные совершенно иначе, нежели он, и имеющие пр€мо противоположный склад души, глубинно чуждые вере в ’риста, не понимающие, что такое –осси€ и ѕравославие, но зато умеющие боротьс€ за власть, одержимые единым стремлением Ч властвовать любой ценой. Ќо на волне перемен они вынуждены будут во многом помогать ему, чтобы только откреститьс€ от своего коммунистического прошлого.

1 феврал€ 1931 года родилс€ ≈льцин, 2 марта Ч √орбачЄв. 11 марта в ———– запретили продавать Ѕиблию. 5 декабр€ взорвали храм ’риста —пасител€. Ётот храм-пам€тник геро€м 1812 года строилс€ на прот€жении дес€тилетий под духовным наблюдением митрополита ћосковского и  оломенского ‘иларета (ƒроздова), пастыр€, особо почитаемого будущим ѕатриархом јлексием II. ќ нЄм он напишет диссертацию на степень кандидата богослови€, за что в  √Ѕ получит прозвище Ђƒроздовї, при нЄм мощи св€тител€ ‘иларета будут обретены, сам св€титель причислен к лику св€тых и перенесЄн в заново отстроенный храм ’риста —пасител€. » скончаетс€ —в€тейший 5 декабр€ Ч в день взрыва!

ёный јлексий –идигер ёный јлексий –идигер
Ќо сей круг замкнЄтс€ ещЄ не скоро. ¬переди Ч огромна€ жизнь, и ему только три года в феврале 1932-го, он смешной толстощЄкий малыш с ведЄрками в руках, как на фотографии той поры, но уже знает наизусть многие молитвы, а когда его принос€т в храм, стараетс€ подпевать. ѕри этом, он ещЄ не сын св€щенника, его отец по-прежнему работает бухгалтером на фанерной фабрике, и не скажешь, что мальчик хочет быть похожим на отца. ¬прочем, дома перед иконостасом взрослые усердно исполн€ют и утренние, и дневные, и вечерние молитвы. ≈сли это делаетс€ не искренне, ребЄнок всегда особо почувствует именно неискренность в вере, и из таких семей зачастую выход€т безбожники и разрушители храмов. Ќо в семье –идигеров всЄ было по-насто€щему, глубоко и трепетно, высоко и искренне, и мальчик рос одновременно со светлым и всепроникающим чувством веры в Ѕога, в »исуса ’риста, в “роицу единосущную и нераздельную. Ќа удивление рано в нЄм вспыхнуло стремление к исповеди, ощущение греха, от которого надо посто€нно очищатьс€, как очищаешь тело своЄ от гр€зи, так душу от духовных нечистот, пусть ещЄ младенческих, наивных, слабых. ¬ возрасте четырЄх лет јлЄша уже имел своего духовника. »м стал наставник его отца Ч протоиерей јлександро-Ќевского храма в “аллине отец »оанн. јлЄшу впервые в жизни вз€ли ночью на самый главный праздник:

Ч ћне было года четыре или п€ть, когда мои родители вз€ли мен€ на ѕасхальный крестный ход.  ак известно, он символизирует шествие жен-мироносиц ко √робу √осподню. ѕомню, всЄ вокруг было очень торжественно, празднично, ночь осв€щалась си€нием многих свечей и радостных лиц, и мне совершенно не хотелось спатьЕ ¬ тот день мой тогда ещЄ слабый детский голос впервые присоединилс€ к мощному соборному гласу ÷еркви, который едиными устами и единым сердцем славил √оспода ¬оскресшего: Ђ’ристос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровавї. –одители, а с ними и €, были усердными прихожанами таллинского јлександро-Ќевского кафедрального собора. ќн и стал дл€ мен€ первым в моей жизни храмом. —амые нежные, волнующие чувства € испытываю к нему до сих пор. —только событий Ч и радостных, и печальных, св€зано с ним!...

“аллинский храм јлександра Ќевского был возведЄн в пам€ть о чудесном спасении императора јлександра III во врем€ железнодорожной аварии, когда вагон, в котором находилась вс€ августейша€ семь€, был полностью разрушен, и царь держал крышу, покуда все смогли выбратьс€. ќбычно в таких катастрофах люди погибают. Ёто было насто€щее чудо. ћесто дл€ возведени€ храма было выбрано самое почЄтное Ч перед губернаторским дворцом, в котором ныне размещаетс€ эстонский парламент. —троилс€ храм как на синодальные ассигновани€, так и на пожертвовани€ от верующего населени€ всей –оссии. √лавным подр€дчиком стал купец первой гильдии »ван ƒмитриевич √ордеев. “оржественное осв€щение собора происходило 30 апрел€ 1900 года. —овершал его епископ –ижский и ћитавский јгафангел (ѕреображенский), причЄм в сослужении принимал участие св€той праведный »оанн  ронштадтский.

“ак в самом сердце эстонской столицы вознЄсс€ в небо нар€дными куполами и сверкающими крестами красавец-храм с одиннадцатью колоколами, п€тиглавый и трЄхпрестольный собор, рассчитанный на полторы тыс€чи прихожан, построенный по образцу московских храмов XVII столети€, украшенный по фасадам мозаичными панно. ќн стал насто€щим архитектурным и духовным украшением –евел€.

¬ годы националистической резвости ура-патриоты Ёстонии возопили о том, что храм стоит на холме “оомпеа, в котором по преданию покоитс€ прах народного геро€  алевипоэга, и в 1928 году даже было прин€то решение взорвать православную св€тыню. ѕредполагалось на том месте соорудить полу€зыческий Ђѕантеон эстонской независимостиї. » лишь благодар€ старани€м предсто€тел€ Ёстонской јпостольской ѕравославной ÷еркви митрополита јлександра (ѕаулуса) это не произошло. –азные были и есть эстонцы Ч и такие, кто в борьбе за независимость готовы на любое преступление и кощунство, и такие, как митрополит јлександр и многие другие достойные представители своего прекрасного народа, имеющие в душе страх Ѕожий. ѕонимающие, что храм Ч это не просто архитектурное сооружение, а посольство Ѕога на земле.

¬от одно такое посольство, храм јлександра Ќевского на «амковой площади, и стало тем местом, куда –идигеры с волнением и любовью приходили по праздникам и будн€м, в воскресные и не воскресные дни. «десь јлЄша научилс€ осознавать, что дом, в котором они живут, временный, а здесь, в храме Ч прихожа€ того дома, в котором они будут жить вечно после своего ухода из земного странстви€.

Ђѕротоиерей стал моим духовным отцом. ќн, как и мои родители, учил мен€ главному: видеть в люд€х прежде всего доброе началої. ¬ шестилетнем возрасте јлЄша стал прислуживать отцу »оанну. ѕервым его послушанием было разливать св€тую воду. ќн сто€л возле чана со св€той водой и чувствовал себ€ часовым на очень важном посту.

ќн уже знал наизусть всю службу. Ќе заучивал. ќна сама ложилась и ложилась на сердце, пока не отложилась в нЄм полностью. ¬ п€ть лет јлЄша умел хорошо читать, а когда пришла пора идти в школу, бабушка јглаида ёльевна подарила ему главную книгу: Ђ–азве можно забыть знакомство с первой религиозной книгой? ƒо сих пор помню запах еЄ страницЕ Ётой книгой было ≈вангелие. ¬ 1936 году такой драгоценный подарок сделала бабушка. Ќадписала: ЂјлЄше.  нига дл€ чтени€ и назидани€ї. — этим ≈вангелием он не расстанетс€ до последних дней своей жизни.

ј в мире всЄ стремительно мен€лось. Ќаселение земного шара достигло двух миллиардов человек. » один человек из этих двух миллиардов на вполне демократических выборах в √ермании стал канцлером, а вскоре Ч фюрером, вождЄм объ€вленного им самим “ретьего рейха. ѕод его выт€нутой вперЄд и вверх дланью √ермани€ стремительно превращалась в сильное и хищное военное государство, уже не скрывающее своих целей по захвату других государств. ¬ Ёстонии многие смотрели на господина √итлера с восхищением, здесь у него находилось всЄ больше и больше приверженцев. Ќесколько притухший в конце двадцатых и начале тридцатых национализм вновь стал набирать градус, эстонские фашисты с ненавистью взирали на некоренных представителей, и снова зазвучало из искривлЄнных губ презрительное Ђvene tiblaї, вполне приравниваемое к Ђjuut koonuї Ч Ђжидовска€ мордаї. ¬ конце тридцатых годов, когда в Ёстонии под вли€нием гитлеризма вновь стали поднимать голову €ростные националисты, воскресли призывы покончить с ѕравославием, взорвать храм јлександра Ќевского. ѕомешало им одно весьма удивительное обсто€тельство Ч во главе эстонского государства сто€л православный эстонец  онстантин яковлевич ѕ€тс. Ќесколько раз он избиралс€ государственным старейшиной, как в двадцатых и тридцатых годах именовалс€ пост главы государства, а в 1934 году, будучи премьер-министром Ёстонии в полномочи€х государственного старейшины, ѕ€тс совершил военный переворот, призванный не допустить прихода к власти вапсов Ч националистов, основывающихс€ на иде€х ћуссолини. ¬ Ёстонии было введено тоталитарное правление, но не фашистское. ¬се политические партии запрещались, вводилась цензура. ј сам  онстантин яковлевич сначала был провозглашЄн государственным протектором Ёстонии, а в 1938 году стал первым эстонским президентом.

ћало того, что глава государства был православным, его родной брат Ќиколай яковлевич и вовсе €вл€лс€ православным св€щенником, членом ѕоместного —обора –усской ѕравославной ÷еркви 1917-1918 годов. ¬ 1936 году протоиерей Ќиколай стал насто€телем храма јлександра Ќевского. ¬новь гроза миновала этот величественный собор в центре –евел€. ”же мало кто осмеливалс€ призывать к его уничтожению в услови€х тоталитарного режима, возглавл€емого родным братом насто€тел€!

††††

ќн был такой же мальчик, как все вокруг, весЄлый, озорной, немножко избалованный вниманием люб€щих родителей и особенно бабушки јглаиды. Ќо строга€ мама не давала особо разбаловатьс€, уме€ ласково и одновременно без сюсюкань€ смир€ть детские капризы. –одители возили малыша в разные св€тые места, особенно часто в ѕюхтицкий монастырь. ’одили и на обычные светские прогулки, часто гул€ли в таллиннском парке  адриорг, на окраине которого располагалс€ зоопарк. «верьЄ јлЄша обожал, и любовь к посещению зоопарков останетс€ у него на всю жизнь. » в семье всегда бывала живность Ч сначала терьер ƒжонни, потом огромный ньюфаундленд —олдан и беспородный “узик, умело и с достоинством позирующий на многих детских фотографи€х: Ђ√л€ньте на мен€, быть может, € какой-нибудь собачий принц!ї

¬ конце тридцатых годов јлЄша –идигер стал всЄ чаще и чаще играть в одну игру, котора€ поначалу вызывала недоумени€ и сомнени€ у его родителей.

ѕатриарх “ихон в детстве играл в св€щенника Ч мастерил некое подобие кадила и разгуливал с ним по двору, произнос€ молитвы, осен€€ крестом других реб€тишек, благословл€€ их. ѕатриарх јлексий II в детстве устроил даже свой собственный храм: ЂЅыло у мен€ в детстве особое зан€тие, которое сам €, впрочем, считал тогда вполне серьЄзным делом. я служил. ¬ крохотной пристройке возле дома оборудовал некое подобие храма. ¬о вс€ком случае, мне точно казалось, что это Ђдом Ѕожийї, и никакой несерьЄзности по отношению к своей затее € не признавал. ƒаже икона там была у мен€ Ч почти насто€ща€. —вечи горели, ладаном пахлоЕ Ѕыл и алтарь, который страсть как хотела увидеть Ђхот€ бы одним глазкомї мо€ двоюродна€ сестра ≈лена. ќднако сделать этого € позволить никак не мог Ч особам женского пола в алтарь заходить не положено. ≈динственна€ возможность Ч это устроитьс€ в храм уборщицейЕ —естрЄнка была готова на всЄ, и мне пришлось устроить еЄ на работу. “ак играли. —овершать службу Ч вот, пожалуй, самое любимое моЄ зан€тие в детские годы. «аниматьс€ этим мог часами! Ѕыли у мен€ свои облачени€, их помогла мне сделать мама из своих старых платьев. —лужбу € знал наизусть с семи лет, так что всЄ получалось неплохо. ¬от только родителей моих это моЄ увлечение стало в какой-то момент смущатьї.

–идигеры вместе с јлЄшей посто€нно ездили по монастыр€м, бывали в мужской ѕсково-ѕечерской и женской ѕюхтицкой обител€х. ј в 1937 году ћихаил јлександрович впервые побывал на ¬алааме. ѕоездка настолько потр€сла его, что на следующий год он твЄрдо решил свозить туда всю семью. «аодно и спросить у старцев, хорошо ли, что јлЄша играет в собственную церковь.

—огласно православному преданию, ¬алаам Ч крайн€€ северна€ точка, до которой апостольскими стопами дошЄл св€той јндрей ѕервозванный, нес€ свет ’ристов миру. “ут он поставил каменный крест и отправилс€ в обратный путь. —пуст€ дев€ть столетий монахи —ергий и √ерман основали на ¬алааме братство, которое с 1407 года стало монастырЄм.

ѕосле революции 1917 года ¬алаам оказалс€ на территории ‘инл€ндии. ѕравославные, жившие в стране —уоми и в ѕрибалтике, ежегодно совершали паломничества на Ђ—еверный јфонї. »з “аллина переплывали в ’ельсинки, оттуда на поезде ехали в ¬иппури, как тогда называлс€ ¬ыборг, далее на автобусе до —ортавалы, а там садились на монастырский пароход и плыли по Ћадожскому озеру.

Ч ѕомню, что за штурвалом всегда сто€л валаамский монах в чЄрном облачении. ѕомню, и как уверенно он вЄл наше судно по порою не очень ласковым волнам. ƒорога непроста€, но никто из нас почему-то не уставал.  огда сходили на берег, то чувства, охватывавшие нас, лишали на какое-то врем€ дара речи. ƒревн€€ обитель с еЄ ещЄ не разрушенными тогда традици€ми монастырской жизни. —ама архитектура монастыр€ и скитов. Ќамоленность храмов. Ќеброска€, потр€сающей глубины природа северного кра€. ¬сЄ это произвело на мен€, дев€тиЧ и дес€тилетнего мальчика, неизгладимое до сего дн€ впечатление. «апомнились встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность дл€ каждого паломника, кака€-то особа€ чуткость. ¬о многом посещени€ ¬алаамского монастыр€ и определили мой дальнейший жизненный путьї.

»так, летом 1938 года ћихаил јлександрович, ≈лена »осифовна и јлЄша впервые приплыли на ¬алаам.

Ч ƒа, там всЄ удивительно, особенно дл€ городских жителей, которые приехали на короткое врем€ Ч глотнуть чистого воздуха, набратьс€ €рких впечатленийЕ  ак-то раз мы стали свидетел€ми похорон одного из насельников монастыр€. —то€ли в сторонке, смотрели на траурную процессию и вдруг замечаем, что нет скорби в лицах насельников. Ќаоборот, проводы в последний путь напоминали какое-то торжество, едва ли не праздник. Ђ¬ чЄм дело? Ч спросили у старцев. Ч ѕочему не плачет никто, не печалитс€?ї —тарцы нам объ€снили, что плачут они, когда совершаетс€ постриг: в тот момент каждый вспоминает данные им и не всегда исполн€емые обеты. ¬от уж где насто€щие скорбь и печальЕ ј провожа€ своих братьев в путь все€ земли, монахи могут только порадоватьс€ за ушедшего Ч ведь он, наконец, достиг тихой пристани, завершил своЄ жизненное странствие.

Ќасто€телем ¬алаама был в те годы схиигумен ’аритон (ƒунаев). ќбитатели выбирали себе по возможности кто более строгую жизнь, кто менее. ƒл€ того существовали скиты различной строгости.   примеру, особенно строгим считалс€ »оанно-ѕредтеченский скит. “уда семью –идигеров лично отвЄз на вЄсельной лодке схиигумен »оанн, известный не только своей образованностью, но и тем, что вЄл обширнейшую переписку со своими многочисленными духовными чадами.

Ч ¬еликий был духовник! ѕосреди густого ельника сто€ла бревенчата€ изба, в которой схиигумен жил в полном одиночестве. —ам возделывал огород, пЄк хлеб, а всЄ остальное врем€ непрестанно молилс€. ќднажды мы с родител€ми весь день провели, обща€сь с этим замечательным старцем. ќн рассказывал нам о благотворности сердечной молитвы. ¬округ сто€ло совершеннейшее безмолвие, казалось, весь мир затих, слуша€ валаамского мудреца, Ч с трепетом вспоминал —в€тейший много лет спуст€. Ђћолитва Ч самый трудный подвиг, и она до последнего издыхани€ сопр€жена с трудом т€жкой борьбы. ¬се же √осподь, по —воему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевалї, Ч учил старец »оанн.

¬о врем€ ѕервой мировой войны великий кн€зь Ќиколай Ќиколаевич предложил создать на ¬алааме особый скит, в котором монахи бы денно и нощно молились о упокоении душ русских воинов, павших за веру, цар€ и ќтечество. “ак по€вилс€ —моленский скит, основанный духовником великого кн€з€ иеромонахом √еоргием, он построил храм и келью. ѕредполагалось, что вскоре должны поселитьс€ здесь ещЄ двенадцать монахов, но гр€нула революци€, и √еоргий осталс€ один, прин€л схиму под именем ≈фрем и в одиночестве ежедневно совершал божественную литургию по полному монастырскому уставу, поминал воинов, павших на поле брани. ѕребыва€ на ¬алааме, –идигеры всЄ не решались спросить у старцев относительно того, может ли подросток позвол€ть себе играть в богослужение. » вот монах »увиан привЄз их в —моленский скит, они молились с иеросхимонахом ≈фремом, а когда тот прилЄг отдохнуть, вдруг поманил к себе јлЄшу и стал рассказывать ему, как в детстве играл в церковь, облачалс€ в св€щенника, а сестра при нЄм исполн€ла должность прислужницы. ”слышав это, ћихаил јлександрович и ≈лена »осифовна едва не расплакались Ч старец, не получив вопроса, сам ответил на него.

“акое не редкость, часто приходитс€ слышать о том, как старцы заранее знают о вопросах своих посетителей и, не дожида€сь, отвечают на них.   примеру, известный песнопевец иеромонах –оман (ћатюшин), ещЄ будучи монахом, сомневалс€, можно ли петь под гитару. » брати€ ѕсково-ѕечерского монастыр€, в котором он тогда подвизалс€, выказывала недовольство тем, что он поЄт под гитару песни собственного сочинени€. ƒело пон€тное: тогда вс€ молодЄжь бренчала под гитару, в любой подворотне имелс€ свой Ђпевецї, чаще всего исполн€ющий нечто Ђрусское народное, блатное хороводноеї. “огда монах –оман отправилс€ на остров «алит к своему духовнику Ч старцу Ќиколаю √урь€нову, с вопросом как быть. ѕриехал, сели чай пить, он только собралс€ задать вопрос, а отец Ќиколай его предвар€ет:

Ч ј что же ты гитарку свою с собой не прихватил? я очень люблю, как ты поЄшь под гитарку! “ебе Ѕог послал это пение. Ќадо петь.

 стати, —в€тейший тоже любил песнопени€ иеромонаха –омана, и когда его спрашивали, какую музыку он предпочитает, нередко упоминал их.

¬алаам. √руппа духовенства, паломников и паломниц. ¬ центре, с посохом, насто€тель ¬алаамской обители игумен ’аритон (ƒунаев). ѕр€мо перед ним, в первом р€ду Ц 10-летний јлеша –идигер, будущий ѕатриарх јлексий. 1939 г. ¬алаам. √руппа духовенства, паломников и паломниц. ¬ центре, с посохом, насто€тель ¬алаамской обители игумен ’аритон (ƒунаев). ѕр€мо перед ним, в первом р€ду Ц 10-летний јлеша –идигер, будущий ѕатриарх јлексий. 1939 г.
††††

Ќо вернЄмс€ на ¬алаам 1938 года. ѕосещали –идигеры и  оневский скит, в котором их непременно встречал схимонах Ќиколай. ќн всегда предчувствовал гостей и заранее ставил к их приезду самовар, чтобы когда они приехали, чай бы уже был на столе.

Ч ј какие душеспасительные беседы при этом велись!.. ѕоказывал нам свою дерев€нную церковь, своЄ жилище Ч русскую избушку на берегу зеркального озера. ќчень много мы пили с ним ча€. –аз за разом отшельник предлагал ещЄ чашечку и ещЄ, да так ласково, ненав€зчиво, что отказать было никак не возможно. √оворил он мало, любил больше слушать. Ќо зато если вставит словечко, так не забыть уже никогда. Ђћолитьс€-то легко, а любить всего труднееї, Ч эти его слова € навсегда запомнил.

¬алаам представл€л собою не только монашескую обитель, но и финский форпост, на нЄм размещались войска, строились фортификационные сооружени€, ведь отношени€ —оветской –оссии с буржуазной ‘инл€ндией всЄ ухудшались и ухудшались, дело шло к войне. ‘инские солдаты кто с усмешкой, кто с неудовольствием погл€дывали, как мимо них в чЄрных облачени€х, длинноволосые и бородатые ход€т истинные хоз€ева острова и его окрестностей. ѕобаивались монастырского гостинника игумена Ћуку, человека внешне сурового, почти свирепого, к которому так запросто не подкатишь. «ато дл€ паломников он открывалс€ в ином свойстве:

Ч ¬ысокий, худой, в белом подр€снике с чЄрным бархатным по€сомЕ ћонах очень торжественно выдавал ключи прибывшим на остров паломникам и туристам. ѕосел€л нас в уютную келью, непременно наведывалс€, интересу€сь, всем ли довольны.  огда у него было врем€, садилс€ за стол и неторопливо рассказывал о жизни на ¬алааме.

ћонахи быстро отличают истинно верующих от показушных. –идигеры стали на ¬алааме любимцами. »еромонах ѕамва до того полюбил их, что вс€кий раз быва€ потом в “аллине, непременно приходил в гости. ј јлЄшу больше всего полюбил простой монах »увиан, в миру »ван ѕетрович  раснопЄров, коего на подвиг монашества благословил сам отец »оанн  ронштадский. –ассказыва€ о нЄм, »увиан положил в сердце јлЄши –идигера особое чувство почитани€ этого человека Ѕожьего. »оанн  ронштадский, должно быть, стал первым неканонизированным св€тым, о ком мальчик часто думал, образ которого носил в сердце всю свою жизнь. » какое дивное совпадение, что на следующий же день после того, как митрополит јлексий (–идигер) станет ѕатриархом, будет канонизирован именно »оанн  ронштадский! » таких Ђсовпаденийї, имеющих глубочайший смысл, будет в его жизни очень и очень много. ќ чудесных совпадени€х говорили многие отцы. Ђ огда € перестаю молитьс€, совпадени€ прекращаютс€ї, Ч утверждал, к примеру, епископ ¬асилий (–одз€нко).

ќдин мой знакомый в лихие дев€ностые незаслуженно оказалс€ в тюрьме. ∆ена долго добивалась его оправдани€ и освобождени€. Ќаконец решила испробовать последнее средство Ч пошла в церковь, помолилась, поставила свечи, заказала молебен. ¬ тот же день еЄ мужа освободили.  огда она ему рассказала об этом чуде, он рассме€лс€ и махнул рукой:

Ч ј! Ёто простое совпадение! Ч не понима€, что это очень не простое, а очень важное и таинственное Ч промыслительное совпадение!

ћонах »увиан говорил јлЄше не только о великих подвижниках ѕравослави€. Ђ„еловек исключительной начитанности и эрудиции, он был главным собирателем и хранителем истории ¬алаамских подвижников. јрхивариус монастыр€ по основному своему послушанию, отец »увиан заведовал на острове также водомерными и метеонаблюден€ми, которые проводил на прот€жении многих лет с большой тщательностью, хорошо понима€, что они вызывают неизменный интерес научного мираї, Ч вспоминал о нЄм —в€тейший.

ћонах »увиан рассказывал јлЄше о своих наблюдени€х за природой ¬алаама, где иной раз в день выпадает мес€чна€ норма снега или дожд€. ќзеро часто штормит, сосны и другие деревь€, растущие вдоль берега, принима€ на себ€ удары стихии, обретают причудливые очертани€. ћонах показывал јлЄше живописные валаамские внутренние озЄра, из которых самое большое и красивое озеро —ис€€рви. Ќа его берегу растЄт знаменита€ стара€ сосна, которую изображал на своих полотнах Ўишкин. ј ещЄ растут на острове необычные ели, одетые в густую крону до самых п€т, будто и они прин€ли на себ€ монашеские облачени€. Ќесмотр€ на частые шторма и ветры, ¬алаам обладает своим особым микроклиматом, в котором можно выращивать теплолюбивые растени€ и плоды, чем с особым увлечением занимаютс€ монахи. Ћетом на острове гораздо больше солнечных дней, нежели на материке, но средн€€ температура июл€ семнадцать градусов. «имы обычно снежные, но сильные морозы редкость.

ј сколько тут птиц и зверей! Ћоси, зайцы, лисицы, норки, белки. Ќа маленьких островах валаамского архипелага лежат ладожские нерпы. ¬ траве иной раз можно увидеть блеснувшую змею. ¬есной и летом щебечут птицы, коих тут больше ста видов. «амечательна и рыбалка, принос€ща€ на монастырский стол свои дары Ч лосос€ и хариуса, карас€ и однофамилицу отца »увиана краснопЄрку, лещевидную густЄру и серебр€ного сига, золотистого лин€ и ладожскую палию, котора€ и водитс€-то лишь в Ћадоге да ќнеге.

ƒо чего же хороша жизнь на ¬алааме! ¬ернувшись в “аллин, јлЄша только и мечтал о следующем лете, когда можно будет снова сюда приехать. ¬сю осень, зиму и весну он переписывалс€ с отцом »увианом, они обменивались скромными, но дорогими друг дл€ друга подарками. ƒопустим, јлЄша ему Ч записную книжечку, а монах мальчику Ч литографический вид горы јфон и стихи. Ђƒорогой о √осподе, милый јлешенька! Ч писал »увиан в своих письмах. Ч —ердечно благодарю теб€, дорогой мой, за приветствие с праздником –ождества ’ристова и с Ќовым годом, а также за твои добрые пожелани€. ƒа спасет теб€ √осподь Ѕог за все эти дары духовныеЕ ≈сли бы √осподь сподобил всех вас приехать к нам на ѕасху, это увеличило бы нашу пасхальную радостьЕ ѕрости, дорогой јлешенька! Ѕудь здоров! ƒа хранит теб€ √осподь. ¬ своей чистой детской молитве вспомни и о мне недостойном. »скренне люб€щий теб€ о √осподе м. »увианї.

јлЄша в детстве часто простужалс€ и болел ангиной. ƒобрый монах поддерживал его: ЂЕ¬ продолжение понесЄнных тобою неоднократных болезненных недомоганий, мы каждый раз искренне сочувствовали тебе, јлЄшенька, а также и молились за теб€ Ѕогу, чтобы √осподь уврачевал теб€ и даровал бы тебе —вой драгоценный дар Ч здоровье телесное и спасение душевное. ќ сЄм и сам ты молись √осподу Ѕогу, помн€ ≈го слова, изреченные в ≈вангелии ’ристовом: Ђ»мейте веру Ѕожию. »стинно говорю вам: если кто скажет горе сей: двигнись и ввергнись в море, и не размыслит в сердце своЄм, но веру имеет, что будет по слову его; сбудетс€ ему, что ни скажет; того ради говорю вам: всЄ, что в молитве просить будете, Ч веруйте, что примете и будет вамї. “ака€ молитва веры спасЄт бол€щего и воздвигнет его от болезни. ¬ ожидании личного с тобою свидани€ и собеседовани€ у нас на ¬алааме, с искренней к тебе любовию остаюсь Ч м. »увианї.

јлексею много придЄтс€ болеть и не только ангиной, но и сердечными заболевани€ми, и вс€кий раз усердной молитвой сдвигать и сдвигать гору своей жизни дальше и дальше до самой кончины в преклонном возрасте.

ѕисьмо »увиана о силе молитвы отправлено в конце июн€ 1939 года. Ќа ѕасху –идигерам побывать на ¬алааме не удалось, они отправились туда во второй половине лета, и снова всЄ было как в дивном сне Ч встречи с монахами, ставшими родными, прогулки по чудесному острову, сто€ние на богослужени€х под дивный и неповторимый валаамский распев.  азалось, отныне они ежегодно будут приезжать сюда, на северный јфон, чтобы насладитьс€ жизнью, подобной райскому бытию. Ќо, увы, втора€ поездка оказалась последней, когда они втроЄм так счастливо сюда прилетели, как на крыль€х. ¬ следующий раз јлексей приедет сюда без отца и матушки спуст€ почти полвека! ј тогда, в 1939-м ¬алаам встречал войну. ”же в сент€бре дислоцированные на острове финские войска были приведены в боевую готовность. — 12 окт€бр€ монастырь замолчал Ч власти запретили колокольный звон. 30 но€бр€ семьи военных эвакуировали вглубь ‘инл€ндии. 12 окт€бр€ в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 но€бр€ началась так называема€ «имн€€ война между ———– и ‘инл€ндией.

¬ последние два дес€тилети€ вс€ вина за эту довольно ожесточЄнную войну была возложена на —оветскую –оссию. Ёто несправедливо. ¬ услови€х надвигающейс€ куда более страшной войны ———– просил ‘инл€ндию уступить ему остров ’анко дл€ устройства на нЄм военно-морской базы, а также часть территории, дабы граница не подходила к самым окраинам Ћенинграда. Ђћы ничего не можем поделать с географией, так же, как и выЕ ѕоскольку Ћенинград передвинуть нельз€, придЄтс€ отодвинуть от него подальше границуї, Ч за€вил —талин. ¬замен ‘инл€ндии предлагались территории на  арельском полуострове, вдвое большие, нежели получаемые —оветским —оюзом. Ќо финны ответили, что эти территории и без того должны принадлежать им. ќтношени€ между странами резко ухудшились, что и привело к вооружЄнному конфликту. Ќе хотите согласитьс€ по-хорошему, будем действовать по-плохому, Ч так решило советское государство. ¬ итоге, провед€ военные действи€ на финской территории,  расна€ арми€, понес€ потери вдвое большие, нежели финска€, прорвала линию ћаннергейма, добилась желаемой победы, получила  арельский перешеек, отодвинула границу от Ћенинграда на 150 километров, а ‘инл€нди€ взамен не получила ничего.

—реди приобретений —оветского —оюза оказалс€ и ¬алаамский архипелаг. Ќесколько раз он подвергалс€ бомбардировкам, но обошлось без человеческих жертв. „удом не пострадали и постройки. ќдна бомба упала пр€мо перед входом в —пасо-ѕреображенский собор и Ч не взорвалась! ј могла бы разрушить весь фасад. 5 феврал€ 1940 года схиигумен ’аритон возглавил эвакуацию монастырской братии.

Ч ќстаньс€ они на ¬алааме, их участью стало бы окончание дней в концентрационном лагере, Ч утверждал впоследствие —в€тейший. Ч » вот февральской ночью 1940 года собрались все монахи обители, не менее двухсот человек. ѕолучили благословение игумена ’аритона, вз€ли в руки то, что смогли унести: раку преподобных —ерги€ и √ермана ¬алаамских, ризы, иконы, книги, Ч и, облива€сь слезами, оставили родную обитель. »дти пришлось пр€мо по льду Ћадожского озера. ѕордн€лась метель, двигатьс€ нужно было на северо-запад, а это было как раз против ветра. Ќе всем довелось выдержать суровое испытаниеЕ ¬ ‘инл€ндии, в местечке с названием ѕапиниеми, что переводитс€ как Ђпоповский мысї, уцелевшим монахам удалось образовать Ќово-¬алаамскую обитель.

ј на самом ¬алааме обосновалась едина€ школа боцманов советского ¬ћ‘, в августе 1940 года прибыли первые курсанты и добавилась школа юнг. Ќовые обитали северного јфона не испытывали благоговени€ перед валаамскими св€тын€ми, постройки монастыр€ перекраивались на новый лад. ∆изнь обители канула в прошлое. Ќо не будем поливать гр€зью тех молодых людей, что прибыли сюда учитьс€ военно-морскому делу Ч в годы ¬еликой ќтечественной войны они совершали иные чудеса Ч чудеса героизма, принима€ участие в боевых операци€х по обороне ¬олхова и берегов Ћадоги, охране Ђдороги жизниї, без которой жертвы осаждЄнного города на Ќеве оказались бы куда более страшными!

¬ Ќово-¬алаамском монастыре все, кого так любил јлЄша и его родители, будут доживать свой век. ¬ 1983 году умрЄт последний русский монах, брати€ станет вс€ финска€. ¬ наше врем€ она насчитывает дес€ть человек, которые вознос€т православные молитвы о Ђгоспоже нашей ‘инл€ндииї.

¬ “аллине семь€ –идигеров с волнением следила за событи€ми «имней войны, переживала о потере ¬алаама, куда теперь невозможно будет поехать следующим летом.

1 сент€бр€ 1939 года разразилась ¬тора€ мирова€ война. ¬ течение мес€ца гитлеровские армии разгромили ѕольшу, и вскоре из ѕрибалтики по призыву √итлера началось возвращение в √ерманию людей, имеющих немецкие корни. ќсобенно много уезжало весной 1940-го. ћогли уехать и –идигеры. Ќо они нисколько не чувствовали себ€ немцами, име€ русское мироощущение, исповеду€ русскую ѕравославную веру.  онечно, Ёстони€ была не –осси€, но русского в ней было куда больше, нежели в √ермании.

05 / 12 / 2013

 

 оментари:

2017-02-23
08:40
»горь  расновид:
¬ечна€ пам€ть... ÷арство Ќебесное, ѕатриарху јлексию.

2014-11-22
17:05
Ћюбовь:
—паси √осподи! “ак трогательно написано о великом и дорогом человеке. ќт этого он стал ещЄ ближе.

2014-09-24
16:59
“ать€на:
— большим интересом прочитала замечатеьную статью о детских годах ѕатриарха јлекси€.ќчень познавательна€ стать€.Ѕлагодарю вас,јлександр ёрьевич,за то,что вы так интересно всегда пишите о нашем ѕатриархе јлексии.’рани вас √осподь!— искренним уважением “ать€на.

2014-01-21
12:30
ћј–»Ќј Ќ:
—паси √осподи,за чудесную .поучительную статью!!!¬ечна€ пам€ть ѕатриарху јлексею!

2013-12-12
10:06
р.б.√алина:
 ак трогательно по-доброму написана стать€ о ѕатриархе, да разве возможно о нем писать иначе. ÷арство Ќебесное —в€тейшему ѕатриарху јлексию ! ћы помним и любим, молись Ѕогу о нас!

2013-12-08
08:05
»рина »горевна:
”дивительно светлый человек!

2013-12-08
01:24
»ван:
» тех, кого тут безбожниками, глубинно чуждыми вере в ’риста называют, пусть Ѕог судит не по злым делам их, но по своей великой милости...

2013-12-07
23:54
ћихаил:
¬оистину —в€тейший.
—ветла€ пам€ть в наших сердцах.
"он нас всех благословил!".

2013-12-06
22:25
—ветлана:
÷арство Ќебесное ѕатриарху јлексию ,молитвеннику за –оссию пред престолом √осподним!

2013-12-06
10:04
ћаргарита:
—ветла€ пам€ть —в€тейшему ѕатриарху јлексию!
’очу рассказать одну чудесную историю. ¬ тот год, когда мы прощались со —в€тейшим ѕатриархом јлексием в ’раме ’риста —пасител€, € сто€ла 6 часов, приехала вечером после работы.
¬ итоге прошла уже после 00.00 часов,точно не помню во сколько, но уезжать не хотелось, хотела досто€ть до конца, но метро уже закрылось. ѕогода была холодна€, и моросил дождь со снегом.я осталась сто€ть около метро  ропоткинска€, у мен€ не было денег на такси, да и одна € боюсь ездить на такси, и разр€жалс€ мобильный телефон, на счету которого были оставшиес€ 5 рублей.“ак сложились обсто€тельства...
Ќо € не упала духом, на душе было как-то спокойно, и сказала: " ак будет, так и будет, буду сто€ть до 5.30 утра, пока не откроетс€ метро, св€той отче јлексие, помолись обо мне!" „ерез несколько минут мне приходит смс от одного давнего при€тел€,мы общались по исскуству,который живет на  ропоткинской: ћаргарита, привет!  ак дела, чем занимаешс€?"
ћен€ удивила така€ поздн€€ смс, мне так поздно никто обычно не пишет.
я ответила:"ѕривет!!!ќткуда ты вз€лс€? помоги мне, € стою у метро  ропоткинска€, ты можешь отвезти мен€ домой, € потом все расскажу, телефон разр€жаетс€!:)
ћинут через 15 он приехал, довез мен€ на такси до дома и уехал. √осподи, слава “ебе! Ќикогда не забуду эту историю!
ƒумаетс€, что это ходатайство нашего отца јлекси€!ћы ведь все пришли с ним попрощатьс€, и он нас всех благословил!

2013-12-06
03:28
‘атина:


÷арствие Ќебесное, ѕатриарху јлексию. —ветла€ пам€ть.

2013-12-06
02:52
Padre Alexei Aedo-Vilugrуn:
Apуstol de la Unidad junto a nuestro Metropolitana Laurus, ambos de Bendita Memoria.
Por sus oraciones nos ayude en nuestra www.misionortodoxa.org

2013-12-05
21:56
р. Ѕожи€ »рина:
”дивительно написано!
ѕрекрасные фотографии.
—пасибо!
ѕовезло ѕатриарху с родител€ми.
 ак много зависит от семьи.

2013-12-05
13:50
Ћюдмила:
—пасибо! Ћюблю, всегда поминаю —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ и прошу его молитв.

2013-12-05
13:02
“атиана:
÷арство Ќебесное ѕатриарху јлексию! » молитесь о св€той земле нашей –оссии!

2013-12-05
10:14
tamara Gruzia:
—ветла€ пам€ть... ÷арство Ќебесное,... дорогому ѕатриарху јлексию.

¬аш коментар

ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

¬аш коментар:
¬аше име:
¬аш e-mail:
”несите броjеве
коjе видите на слици:


RSS 2.0