ћониторинг —ћ»

ќбраз ќтцовства небесного

ќдно из про€влений глубинного нестроени€ в современном обществе Ч утрата того значени€, которое искони имел в нем мужчина. ѕродолжа€ по привычке именовать мужчин Ђсильным поломї, мы перестаем воспринимать их как силу и опору общества. Ѕольней всего, чувствительней всего это сказываетс€ на семейной жизни, на воспитании детей: само пон€тие отцовства размываетс€ и тер€ет значение. ѕочему так и где выход? ќб этом мы беседуем с иеромонахом »овом (√умеровым), насельником —ретенского ставропигиального мужского монастыр€ в ћоскве; в прежней своей жизни, до пострига, он воспитал троих детей, два его сына стали св€щенниками.

»еромонах »ов (√умеров) в своей келье. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru »еромонах »ов (√умеров) в своей келье. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
Ч ѕравославные христиане называют Ѕога ќтцом. Ѕог ќтец Ч ѕервое из Ћиц ѕресв€той “роицы. ј почему именно так? ѕочему таких именований, как ¬ластитель, ¬ладыка, “ворец, ¬седержитель, Ч недостаточно, почему необходимо именование ќтец?

Ч  оренным и основополагающим догматом христианства €вл€етс€ учение о ѕресв€той “роице. Ѕог един, но троичен в Ћицах. ћитрополит ћакарий (Ѕулгаков) называет этот догмат Ђтаинством таинствї. ¬о едином Ѕоге три Ћица, или »постаси: ќтец, —ын и —в€той ƒух. Ѕудучи единосущны, три Ћица отличаютс€ по ипостасным свойствам. ќтец ни от кого не имеет быти€. ќн не рожден. —ын предвечно рождаетс€ от ќтца. —в€той ƒух исходит от ќтца. –ождение предполагает отцовство. —ледовательно, при всей значимости таких имен Ѕожиих, как ¬ластитель, ¬ладыка, “ворец, ¬седержитель, их недостаточно, чтобы определить главное свойство ѕервого Ћица ѕресв€той “роицы.

Ч „ита€ ¬етхий «авет, мы видим колоссальное значение отцовства: личность отца определ€ет и судьбу человека, и его положение, место среди народа. –одство считаетс€ исключительно по мужской линии, личность матери уточн€етс€ лишь при сугубой необходимости: »ессей родил ƒавида цар€; ƒавид царь родил —оломона от бывшей за ”риею (ћф. 1, 6). —егодн€ у нас в обществе отсутствует пон€тие рода, у нас нет ощущени€ св€зи с предками, мало кто из нас чувствует себ€ плодом родословного древа и стремитс€ быть достойным плодом. Ќа ¬аш взгл€д, как это обсто€тельство сказываетс€ на нас, на современном обществе, что мы тер€ем, тер€€ это родовое сознание, невозможное без пон€ти€ отцовства?

Ч ƒействительно, если вз€ть только канонические книги Ѕиблии, слово Ђотецї употребл€етс€ 1095 раз. “огда как слово Ђматьї с производными формами (Ђматерьї, Ђматериї и др.) встречаетс€ только 358 раз. ќсобое значение отца выразилось в известном библейском выражении Ђдом отцаї (евр. Ђбейт абї). »сключительное значение, которое придает —в€щенное ѕисание отцу, объ€сн€етс€ именно тем, что человеческое отцовство есть образ ќтцовства небесного.

ќтец в библейские времена был не только главой семьи, человеком, от которого зависело ее жизненное благополучие. ѕрежде всего, отцу принадлежала об€занность воспитывать детей. ќтец был главным воспитателем: ”чи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчени€ от непристойных поступков его (—ир. 30, 13).

ѕечальную картину мы наблюдаем в наше врем€. —кольких отцов мучают дети своими грехами и непристойными поступками, потому что отцы не трудились над их воспитанием! ѕричина в том, что мы живем в обществе массового невери€. ¬ековые традиции и устои полностью разрушены.

ƒействительно, пон€тие отцовства теснейшим образом св€зано с пон€тием Ђродї. ¬ древности родству, родовой общности придавалось особое значение. Ћюди стремились сохранить преемство поколений. Ѕлагодар€ этому человек наследовал дарованные его предкам благословени€ и обетовани€ Ѕожии. Ћюди стремились к консолидации, заботились о том, чтобы сохранить общность. ’ристианство подчеркнуто указывает на единство всего человечества, ибо все люди составл€ют единый род. ќт одной крови ќн произвел весь род человеческий дл€ обитани€ по всему лицу земли (ƒе€н. 17, 26). » √осподь наш »исус ’ристос —воею  рестной смертью искупил весь род человеческий.

ќбратим внимание: —в€щенному ѕисанию чужды пон€ти€ Ђдедї, Ђпрадедї и т. д. ¬се предки называютс€ отцами.   патриарху јврааму часто примен€ютс€ слова отец наш (»ак. 2, 21; –им. 4, 1). ќ чем это говорит? ќ том, что отцовство не тер€ет значени€ с течением времени, со сменой поколений.

¬ социологии есть пон€тие Ђатомизаци€ обществаї. Ёто Ч болезненное состо€ние распада социальных св€зей. ѕричиной €вл€етс€ нарастающий индивидуализм. ќн приводит к разрушению естественных основ общества. —ейчас можно говорить об атомизации не только общества, но и семьи. ¬озникают семьи, но большинство из них не становитс€ социально-нравственным организмом. ћы наблюдаем катастрофический распад семей. —овременна€ семь€ буквально раздавлена пороками нашего больного общества. ¬ –оссии в 2012 году был заключен 1 213 616 браков, а распались в этом же году Ч 641 981. ѕочти 53%!  аждый год около 400 000 детей лишаютс€ отцов.

√де выход? “олько в возвращении христианской жизни. я знаю это опытно. „еловек не находитс€ в роковой зависимости от пороков своего общества. ќбраз Ѕожий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточную меру нравственной свободы, чтобы сделать свой дом духовной крепостью.

—емь€ √умеровых —емь€ √умеровых
††††

ћожно ли дать определение пон€тию Ђотцовствої? ¬ современном сознании главным признаком отцовства €вл€етс€ рождение от мужчины детей. Ќо такой сугубо биологический критерий €вл€етс€ совершенно недостаточным. ќтцом мужчина может стать и благодар€ усыновлению, удочерению. ”сыновитель может превосходно выполн€ть об€занности отца. “огда как часто мужчины, от которых родились дети, в наше врем€ оказываютс€ несосто€тельными отцами.

ƒл€ точного определени€ пон€ти€ Ђотцовствої обратимс€ к —в€щенному ѕисанию. Ѕог на заре истории человечества создал тот жизненный союз, который мы называем семьей. √осподь всем желает спасени€, а оно возможно только тогда, когда человек живет с Ѕогом. —ледовательно, по Ѕожественному замыслу назначение семьи Ч совместный труд ради наследи€ Ѕожественных обетований. Ёто €сно выражено в словах св€того апостола ѕетра: “акже и вы, мужь€, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказыва€ им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам преп€тстви€ (1 ѕет. 3, 7). ¬ “аинстве Ѕрака благословл€етс€ и супружеский союз в образ духовного союза ’риста с ÷ерковью. —в€тые отцы раскрывают мысль ѕисани€ о назначении брака и подлинном отцовстве:

Ђ¬ы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точилаї (св€титель √ригорий Ѕогослов).

Ђћуж, встава€ с постели, о том только должен старатьс€, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого зан€ти€, она должна иметь другую, более насто€тельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось дл€ ÷арства Ќебесногої (св€титель »оанн «латоуст).

ќтступление от Ѕожественного замысла о спасительном семейном союзе, искажение его и подмена неизбежно ведут к умалению как отцовства, так и материнства. ¬ырождение отцовства мы €сно наблюдаем на прот€жении всего Ќового времени по мере быстрого обмирщени€ общественной жизни. ƒостоевский в Ђƒневнике писател€ї за 1877 год писал: Ђ—лучайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами вс€кой общей идеи, в отношении к своим семействам, общей дл€ всех отцов, св€зующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь. <Е> —амое присутствие этой общей, св€зующей общество и семейство идеи Ч есть уже начало пор€дка, то есть нравственного пор€дкаї. ќн говорит о современных ему отцах: Ђленивое отношение к делу, в€лые и ленивые отцы, эгоистыї.  аковы последстви€? Ђ“акой пор€док, конечно, родит безотрадность, а безотрадность еще пуще родит леность, а у гор€чих Ч циническую, озлобленную леность. Ќо есть и теперь много совсем не ленивых, а, напротив, очень даже прилежных отцовї. ѕисатель приводит высказывание такого Ђприлежногої отца, который недоволен н€ней: ЂЕзапретил настрого, вдруг вхожу вчера в детскую и что же, представьте себе, слышу: Ћизочку укладывает в люльку, а сама ее Ѕогородице учит и крестит: помилуй, дескать, √осподи, папу, мамуЕ ведь настрого запретил! –ешаюсь на англичанку, да выйдет ли лучше-то?ї.

Ч —огласитесь ли ¬ы с тем, что в современном обществе отцовство существенно дискриминировано по сравнению с материнством, что ответственность за детей, налагаема€ обществом на женщину, совершенно несравнима с ответственностью, налагаемой на мужчину? ∆енщина, оставивша€ при каких-либо обсто€тельствах своих детей, подвергаетс€ резкому осуждению, а бросивший своих детей мужчина никакого осуждени€ не вызывает: Ђƒело житейское, получилось такїЕ ¬ чем причины и каковы плоды такого перекоса?

Ч ћне кажетс€, что это не дискриминаци€, а €вление более печальное Ч с отцов почти полностью сн€та ответственность за семью, за детей. Ёто Ч результат постигшей нас в последние 20 лет духовно-нравственной катастрофы. ¬ общественном сознании через —ћ» и массовую псевдокультуру внедр€етс€ свободное отношение к половым св€з€м. “акие добродетели, как девство, целомудрие, дискредитируютс€. ƒл€ оправдани€ блуда придумано название Ђгражданский бракї. «а годы св€щенства мне многократно приходилось слышать: Ђћуж оставил семью и ушел к другойї.

ƒл€ матери естественна больша€ ответственность за детей. Ёто происходит в силу особенностей природы женщины. ћать теснее св€зана с ребенком. ќна дев€ть мес€цев носила его в своем лоне. ќна кормит ребенка своим молоком. ≈е переживани€ за детей более сильные и глубокие. Ёто находит подтверждение в св€той Ѕиблии. √осподь говорит народу »зраильскому: «абудет ли женщина грудное дит€ свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то я не забуду теб€ (»с. 49, 15).

ќднако надо признать, что и материнство в наше врем€ тоже умалилось. ƒа, в обществе говор€т об ответственности матери за рожденных детей. ј почему узаконено убийство детей во чреве? ¬едь жизнь человека уже началась. ѕо официальным данным (далеко не полным), в –оссии с 1991 по 2011 год матери убили путем абортов 41 млн младенцев.

Ч —овременна€ семь€, по сути, стоит женщиной. ѕри разводе она, как правило (исключени€ крайне редки), остаетс€ при дет€х, то есть сохран€ет свой статус матери семейства; мужчина же становитс€ Ђотрезанным ломтемї. Ќе говорит ли это о том, что он уже заранее рассматривалс€ как нечто неглавное: Ђ¬ случае чего уйдетї? —огласитесь ли ¬ы с тем, что есть такой брак (в смысле Ч така€ неправильность) уже в самом фундаменте современной семьи, в подсознании супругов, даже будущих супругов?

Ч ƒа, это так, и то, что вы сказали, подтверждает мною сказанное выше: в современном секул€ризованном сознании сн€та ответственность с супруга за семью, за детей.

Ч «а выражением Ђнеполна€ семь€ї чаще всего стоит женщина, сознательно выбравша€ материнство без отцовства. ЂЌе жди у мор€ погоды Ч рожайї Ч весьма распространенный совет девушке, достигшей Ђопасного возрастаї, но так и не нашедшей своего счасть€. ќтцовство, таким образом, опускаетс€ до уровн€ производительстваЕ — другой стороны, многие женщины счастливы своим пусть и Ђнезаконнымї, но Ч материнствомЕ

Ч ѕодавл€ющее большинство женщин, вступивших в брак, дорожат семьей и хот€т ее сохранить. “о, о чем говорите вы, относитс€ к немолодым женщинам, которые не смогли вступить в брак. ѕочему же у них возникает столь болезненна€ ситуаци€? ƒело в том, что вступать в брак стало трудно. Ѕыстро растет число людей брачного возраста, которые просто не желают создавать семью. «а врем€ между двум€ перепис€ми (1989Ц2002) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состо€вших в браке. „исло детей, рождающихс€ в –оссии вне брака, составл€ет почти 30%. —ама€ главна€ причина Ђженской самосто€тельностиї, о которой вы говорите, Ч блуд, прин€вший характер нравственной эпидемии.

 онечно, надо радоватьс€ рождению ребенка и считать его полноценным человеком. ¬ажно воспитать его в истинной вере, счастливым и нравственно здоровым. ¬месте с тем хочетс€ сказать, что проблема эта гораздо более глубока€. ≈сли бы эти женщины, родившие вне брака, в молодости не позвол€ли себе блуд, а хранили до брака девство, то большинство из них давно бы построили семьи. “аким помогает Ѕог.

Ч ќднако многие из этих женщин отнюдь не вели свободной жизни, напротив, ждали Ђтого, единственногої, хран€ целомудрие много лет, а когда перевалило за 30 Ч утратили надежду и решились на сожительство с единственной, в своем роде жертвенной целью Ч стать матер€ми. Ќе слишком ли это Ч винить их в грехе блуда?

Ч ¬ вашем вопросе речь о тех, кто хочет завести ребенка вне брака, чтобы не остатьс€ в одиночестве. ќни как раз не соблюли девство и позвол€ли себе блуд. Ќе могу возражать: есть женщины, которые, как вы говорите, Ђрешились на сожительство с единственной, в своем роде жертвенной целью Ч стать матер€миї. Ќо сколько их? я прожил 71 год. ћного встречал людей. 23 года (без нескольких недель) как св€щенник служил на разных приходах. Ѕеседовал с женщинами старше 30 лет. ќни не вступили в брак, но совершенно не думали пойти на блуд, чтобы иметь ребенка. Ќекоторые в соответствии с христианской традицией усыновл€ли или удочер€ли маленьких детей и удовлетворены этим. ƒругие спрашивали: Ђћожет, мне в монастырь пойти?ї. я им говорю, что в монастырь надо идти не потому, что нет семьи, а ради духовного подвига. Ѕез этого человек начнет т€готитьс€ монастырской жизнью.

я много лет в монастыре нес послушание отвечать на письма. »х приходило от 900 до двух тыс€ч в мес€ц (по-разному в разные мес€цы). Ќемало было писем от женщин, живущих в Ђгражданском бракеї. Ёто насто€щий капкан дл€ женщин. —ожитель в течение нескольких лет обманывает их, обеща€ женитьс€. ѕотом бросает. ѕомню письмо: Ђћне 32 года. ћы дев€ть лет прожили в гражданском браке. —ейчас он ушелЕї. ѕечальное письмо. ƒев€ть лет иллюзий и обмана.

≈сть непреложна€ истина: Ѕог помогает прежде всего тем, кто исполн€ет заповеди Ѕожии. —в€титель »оанн «латоуст говорит: Ђ÷еломудрию содействует благодать ƒухаЕ где целомудрие, там пребывает √осподь »исус ’ристосї. ’ран€щей девство помогает √осподь построить семью, если девушка искренне этого хочет и усиленно об этом молитс€.

Ч —егодн€ много говор€т об утрате мужчинами мужественности, об уходе из нашей жизни даже внешних признаков мужского поведени€. я это наблюдаю, к сожалению, изо дн€ в день Ч в общественном транспорте. »з той же области Ч безволие, инфантилизм, эгоизм, безответственность многих мужчин. ћне регул€рно приходитс€ разговаривать с несчастными женщинами, мужь€ которых годами Ђне могут найти работуї, а если что-то где-то и зарабатывают, то трат€т на пиво. ¬ чем причина такого €влени€ Ч не в тех ли печальных обсто€тельствах, которые € постаралась отразить в своих вопросах выше?

Ч «десь нужно обратитьс€ к духовной стороне вопроса. „то есть мужество, мужественность? √реческое слово Ђтюмосї, которое переводитс€ на русский €зык как Ђмужествої, означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы.

ћужественность не €вл€етс€ принадлежностью природы мужчин, то есть не достаетс€ вместе с полом. ≈е надо приобретать, воспитывать в себе. √осподь Ѕог перед началом завоевани€ ќбетованной земли говорит вождю народа »исусу Ќавину: Ѕудь тверд и мужествен (Ќав. 1, 6, 7, 9, 18). ќснованием истинного мужества €вл€етс€ непоколебимое упование на Ѕога. ћужественность необходима и в духовной жизни. —в€той апостол ѕавел призывает: Ѕодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1  ор. 16, 13). ЂЅудь мужествен во всех случа€х, и —ам Ѕог будет твоим учителем в молитвеї (преподобный »оанн Ћествичник). ћужественен тот, кто побеждает страсти. ќбуреваемый ими не имеет мужества. ќн расслаблен и безволен. ѕодавл€юща€ часть современных мужчин живет без веры. ќни побеждены соблазнами и страст€ми. ѕоэтому они инфантильны, себ€любивы и безвольны, и в них нет мужественности.

Ч Ќу а верующие, православные мужчины, православные семьи в целом Ч отличаютс€ от семей невоцерковленных? –оль главы семьи, отца, его значение дл€ семьи, его воздействие на детей Ч в этих семь€х иные? »ли только должны быть иными?

Ч ƒа, если только ѕравославие в этих семь€х не €вл€етс€ чем-то формальным. —тарец ѕаисий —в€тогорец говорит: Ђѕравославно думать легко, но дл€ того, чтобы православно жить, необходим трудї. ≈сли вс€ атмосфера в семье проникнута духом христианства, если родители стрем€тс€ жить по евангельским заповед€м, тогда отец этого семейства исполнит свое назначение.

††††

Ч Ќаконец, о ¬ашем собственном отцовском опыте. „ему научило ¬ас отцовство Ч такому, что ¬ы теперь можете поделитьс€ этим с другими отцами? „то в ¬ашем личном опыте главное? ¬ы вырастили двух св€щенников Ч как ¬ам это удалось? ¬ы делали дл€ этого что-то специально, или все произошло само собой?

Ч ћы всей семьей воцерковились в апреле 1984 года через 11 лет нашего супружества. —таршему сыну ѕавлу было дес€ть лет, второму сыну јлександру п€ть, а Ќадежде два с половиной.

’ристианство, когда мы обратились к нему, изменило наше отношение к воспитанию. ѕо€вились €сные принципы, которыми мы стали руководствоватьс€. Ќе менее важным было осознание великой ответственности за нравственное здоровье детей перед Ѕогом. ћы с матушкой ≈леной старались, чтобы в доме была обстановка и атмосфера, котора€ помогала бы дет€м научатьс€ вере и благочестию. ¬едь христианство не есть только учение или система ценностей. Ёто Ч жизнь, обновленна€ и возрожденна€ благодатью.

ќдним из самых действенных средств воспитани€ детей €вл€етс€ добрый пример родителей. Ёто Ч простой и вместе с тем великий закон педагогики, осв€щенный Ѕожественным ”чителем. —паситель сказал —воим ученикам: я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что я сделал вам (»н. 13, 15).

Ќаучают своих детей благочестию те родители, которые искренне живут верой, дл€ которых она €вл€етс€ главным нервом жизни. ≈сли мать и отец живут так, что дл€ них благочестие Ч естественный образ жизни, то дети об€зательно этому научатс€. ƒети хорошо чувствуют искренность и правду.

ѕосто€нна€ любовь родителей к дет€м наполн€ет их души спокойствием и радостью. »менно тепла€ родительска€ любовь постепенно научает детей постигать любовь к себе Ќебесного –одител€. ¬с€ атмосфера в семье должна быть проникнута любовью. “огда ребенок не только почувствует, но и осознает, что в этом огромном холодном мире отец и мать €вл€ютс€ дл€ него самыми близкими и надежными людьми.

≈сли отец и мать живут верой, то они оказываютс€ способными приобрести еще одно важное нравственное качество, без которого невозможно рассчитывать на плоды в деле воспитани€, Ч христианскую жертвенность. ќна предполагает решимость отказатьс€ от всего, что мешает дет€м быть духовно здоровыми. ј отказыватьс€ нам есть от чего: светские газеты и журналы, в которых много пошлого, а порой и непристойного; радио и телевизор, которые привнос€т в дом много гр€зи и духовного €да, и прочие атрибуты современного общества, живущего бездуховно. Ќежные и очень восприимчивые детские души подвергаютс€ непосильному дл€ них испытанию. ≈сть достаточно корректные и точно проведенные исследовани€, которые показывают, как сильно травмируютс€ сознание и психика детей, повышаетс€ склонность к насилию и агрессии, когда они не ограждены от массовой псевдокультуры и —ћ» (телевидени€, радио, газет и проч.). ƒетей, выросших перед телевизором, очень трудно научить христианским добродетел€м. ќни лишились чистоты.

ћы с матушкой избавились от небольшого телевизора, который нам подарили родственники. –адио у нас не было с самого начала нашей семьи. √азеты мы никогда не выписывали и не покупали. “акже и светские журналы. Ќекоторое врем€ выписывали дл€ детей Ђёный натуралистї. Ќе помню, сколько времени это продолжалось. ¬ нашу квартиру не проникал нравственный шум мира, живущего бездуховно. Ќам приходилось слышать от родственников замечани€: Ђ¬ы лишаете их детстваї, Ђ ем они вырастут, совсем не зна€ жизни?ї. ћы не спорили, но обстановку в доме не мен€ли.

¬ этом отказе от всего, что нам представл€лось вредным и ненужным, не было насили€ ни дл€ нас, ни дл€ детей. Ќас это совсем не интересовало, а дети не просили этих средств развлечени€ и никогда нас не упрекали из-за их отсутстви€ в нашем доме.

ћы старались держатьс€ правила: родители не должны ссоритьс€, особенно в присутствии детей. ќни должны €сно понимать, что сама€ больша€ драгоценность в доме Ч мир. ≈го сохранение €вл€етс€ первейшей задачей. –аспри между родител€ми, про€вление неуважени€ друг к другу в присутствии детей, как кислота, разъедают родительский авторитет.

≈ще в одном родители должны про€вить жертвенность. ќни должны оставить привычки вести дома пустые разговоры на политические и меркантильные темы. ƒети заражаютс€ этим мирским духом, который чужд светлому и радостному миру веры. ќт родителей требуетс€ подвиг, ибо мы €вл€емс€ участниками великой духовной битвы. ¬есь многовековой опыт христианства давно убедил, что плоды веры можно иметь только тогда, когда благую весть о ÷арстве Ќебесном человек воспринимает всем своим существом.

’очетс€ сказать еще об одном правиле воспитани€. ≈сли ребенок провинилс€, не наставл€ть его сразу же. √нев, раздражение и даже неспокойное состо€ние, которые по человеческой немощи неизбежны, не могут принести пользы. ƒа и ребенок, совершивший плохой поступок, в первое врем€ находитс€ во всеоружии самооправдани€.  огда же он успокоитс€, начнет работать его совесть. ƒела€ наставление по гор€чим следам, мы лишь удовлетвор€ем свою потребность выразить недовольство, разр€дитьс€. »ли пытаемс€ оправдать педагогической необходимостью недостаток терпени€ и любви.

—ам Ѕог, как “ворец и √осподь, воспитывает человека, направл€€ его на путь спасени€. „тобы Ѕожественна€ педагогика исполнилась на наших дет€х, мы, родители, должны создать необходимые услови€. ћаленькие дети очень восприимчивы ко всему доброму. Ќадо учить их молитьс€, любить храм. ƒоступно пересказывать —в€щенное ѕисание. Ќеобходимо детей приобщать также к лучшим произведени€м классической культуры. ќтец —ерафим (–оуз) писал: Ђ„еловек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, котора€ в –оссии почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратилс€ в ѕравославие, будучи знаком лишь с современной попул€рной культуройї.

ƒл€ этого нужно про€вить мудрость и терпение. Ѕлагодать, которую дети получают в “аинстве ѕричасти€ и в общей молитве за богослужением, дает тот духовный иммунитет, который хранит их на всех пут€х жизни.

—в€щенниками сыновь€ захотели стать сами. Ёто определилось в конце школьной учебы. ƒочь окончила —в€то-ƒимитровское медицинское училище сестер милосерди€. ѕо окончании училища она работала медицинской сестрой операционного блока. —ейчас воспитывает трех маленьких детей. » надеетс€ вернутьс€ в медицину, когда дети подрастут.

ѕравославие и современность

18 / 12 / 2013

 

 оментари:

2014-01-23
12:38
Ќиколай:
’ристианские супруги - это друзь€,брат и сестра,могущие быть друг дл€ друга даже отцом и матерью в трудные моменты,где жена добровольно подчин€етс€ мужу. ¬ этом счастье,ибо так устроил жизнь √осподь. Ќадо напомнить,что хот€ —арра и называла јвраама господином,Ѕогом он дл€ нее не был,ибо в важнейшие моменты жизни ќн велел ему слушатьс€ ее. ѕросто сладость брака в том,что супруги "дружат" еще и телами,€вл€€сь друг дл€ друга и любовниками.

2013-12-29
16:36
»нна:
Ќаталь€:
Ќедавно в конце Ћитургии знакома€ спросила, будем ли мы на службе, котора€ служитс€ в будний день. я ответила: " ак √осподин благословит". Ќа лице знакомой отразилось полное непонимание...

Ќу, думаю, на многих лицах отразитс€ полное непонимание. ј вы - раба что ли? » если √осподин велит совсем не ходить в ÷ерковь- тоже не будете? »ли дело касаетс€ только буднего дн€?

2013-12-27
10:25
Trololo:
—пасибо за статью ! ¬сЄ правильно! ’рани ¬ас √осподь!

2013-12-26
22:31
Ќик:
ћного раз приходил на эту страницу. ’отелось написать, но не писал. — одной стороны, хотелось написать, потому что - правда это всЄ - доброта, любовь, мудрость, терпение, “аинства, иммунитет, которых... оп€ть же, правда, - многие были лишены. — другой стороны, - не хотелось, - потому что грустно от этой правды, т.к.,... - многие были лишены этого.
ћожет, коммент millia (2013-12-25 08:33) сработал, не знаю.
—пасибо, батюшка.
—пасибо и millia.

2013-12-25
08:33
millia:
спаси Ѕќ√ отец св€той
как все правильно какие счастливые ваши дети жена и внуки
мне в этом году 60 лет € выросла без отца и мамы---
семь€ развелась детей раздали
родители разъехались мы были малыши 1,5,7- лет- старшему брату
€ попала совсем не желанною к моей родной бабушке.... как она не хотела мен€ брать
она сама была измучена войной гибелью мужа брата родных одиночеством.... воспитывала
своих дочерей без отца сейчас € пон€ла ее и простила
она уже отошла ко √ќ—ѕќƒ” 3 года тому назад
а эта страшна€ проблема безотцовства была уже в 50-60 годах тогда в советском союзе .
€ все врем€ мечтала о папе маме € теперь уже будучи взрослой пон€ла что самое
главное вымолить милости у Ѕќ√ј
молюсь о здравии мамы хот€ не росла с ней об умершем уже папе.желаю чтобы все семьи жили в вере и воспитывали своих детей сами не бросали их как
никому ненужных .

2013-12-25
01:13
марина:
—паси √осподи! — интересом читаю ¬аши проповеди и статьи, они пон€тны и заставл€ют думать

2013-12-25
00:12
Ќаталь€:
Ќедавно в конце Ћитургии знакома€ спросила, будем ли мы на службе, котора€ служитс€ в будний день. я ответила: " ак √осподин благословит". Ќа лице знакомой отразилось полное непонимание, потом она стала кого-то искать у мен€ за спиной (наверное, начальника какого-нибудь), и в итоге отошла в сторону. ћой муж улыбалс€ в усы...

2013-12-24
15:59
“ан€—ем:
ƒействительно сейчас так "размыто" пон€тие отца,что в скором времени останутс€ одни "сыночки",ведь воспитание ложитс€ на плечи в основном женщин и итог этого воспитани€ очевиден!» многие женщины искренне хотели бы создать семью,€ уверена,но...если в мужчине напрочь отсутствует ответственность и пор€дочность,то откуда ей вз€тьс€,(это мой пример),€ тоже искренне верила мужчине в его чувства,и в результате мать-одиночка,и что ж не верить никому теперь?ƒай Ѕог,чтоб все хранили целомудрие до брака и были сильны в этом с Ѕожьей помощью!ј €...что ж сама виновата,допустила блуд и родила ребенка без отца,буду искренне молитьс€,чтоб √осподь простил мен€,грешную!!!

2013-12-24
15:08
 сени€:
¬ Ѕиблии сказано, что благословенна неплод€ща€, и, что √осподь поможет хранить девство далее (может быть —в€тые ќтцы). ¬опрос, почему раньше (в »талии, у католиков јнглии) нельз€ было разводитьс€, а сейчас можно 3 раза?

2013-12-24
14:27
–услан:
"ќт родителей требуетс€ подвиг, ибо мы €вл€емс€ участниками великой духовной битвы.
ƒела€ наставление по гор€чим следам, мы лишь удовлетвор€ем свою потребность выразить недовольство, разр€дитьс€. »ли пытаемс€ оправдать педагогической необходимостью недостаток терпени€ и любви."
Ѕатюшка как же ¬ы правы!
—паси ’ристос.

¬аш коментар

ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

¬аш коментар:
¬аше име:
¬аш e-mail:
”несите броjеве
коjе видите на слици:


RSS 2.0