Встреча с Православием

Пророк Аггей: и храм строить, и душу созидать

Аггей пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф. ; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в. Аггей пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф. ; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.
Народ Божий имеет большую историю за плечами, ветхозаветную и новозаветную. Есть в его истории и особо тягостные периоды. Взять хотя бы Вавилонский плен: в Обетованную землю вторглась воинственная империя с Востока, произошло неизбежное завоевание Святой земли, гибель множества людей и принудительная депортация народа. На реках Вавилонских вдалеке от родины народ мечтал о том, что гнев Божий пройдет и наступит счастливое время возвращения. Ждали долго, десятилетиями, молились. Время гнева и наказания подошло к концу. Имперская политика поменялась, можно возвращаться. Нашлись и достойные вожди у собирающегося домой народа: князь с вавилонским именем Зоровавель[1] и первосвященник по имени Иисус.

Люди приехали обратно в Иерусалим, осмотрелись и приуныли. Картина такая, что просто руки опустились. Всё дотла разрушено, соседние племена глядят на вернувшихся враждебно. Как закрепиться на старом месте, как всё порушенное восстановить? Неужели когда-нибудь это всё будет восстановлено? Постепенно люди расселились по земле. Сеют хлеб – а урожаи маленькие, есть приходится не досыта. Духовные рассуждают с духовных позиций: «Пора отстраивать храм. Мы пошли в плен за грехи перед Богом. Будем Ему верно служить – Он поможет нам, и постепенно жизнь наладится».

Им отвечает народ земли – полноправные граждане воссоздаваемого государства: «Не время сейчас работать на храмовом строительстве. Надо в поле пахать да от местных язычников отбиваться. Вот встанем на ноги, наладим нормальную жизнь и тогда обязательно восстановим храм».

Люди спорят, мнения разделились. И тогда в руку пророка Аггея вкладывает Свое веское слово Господь: «Да укрепятся вси людие земли[2]… зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель. Слово, еже завещах с вами, егда исходисте из земли Египетския, и Дух Мой настоит посреде вас» (Агг. 2: 5–6). Господь ободряет унывающий народ, Он по-прежнему рядом с ними, как во дни исхода из Египетской земли. Завет Божий остается в полной силе, Дух Божий будет укреплять людей.

Получается, что храм нужно возрождать сейчас, несмотря на очевидные трудности. Восстановленный храм станет духовным центром народа. Служение Богу в заново отстроенном храме нужно самим людям, и не когда-то потом, а сейчас.

Когда Господь призывает людей и люди всем сердцем обращаются к Богу, Он дает им Свое благословение. И с этим благословением – люди могут делать даже то, что им самим не под силу сделать. Почему могут? Потому что с ними Бог, Он хорошо помогает, и дело спорится.

Один важный момент нельзя упустить. Тем, кто будет воссоздавать Иерусалимский храм, пророк Аггей напоминает, что храм был разрушен по грехам. Не по стечению политических обстоятельств, не из-за нарушений богослужебных уставов, а прежде всего по грехам. Что это значит? Сейчас время восстановить храм, но сами по себе храмовые обряды очищения не помогут тем людям, которые спокойно живут в нечистоте и вполне довольны своей нечестивой греховной жизнью (см.: Агг. 2: 10–19). Обряды в Иерусалимском храме не являются магическими действиями, которые обязывают Бога давать всем подряд Свое покровительство и поддержку. Бог смотрит на сердца приходящих людей, а не на рыночную стоимость пожертвованного. К святым обрядам нельзя относиться сугубо по-язычески, по-магически.

Храм Божий с его священнодействиями нужен людям – нужен, как хлеб, как воздух. А еще нужно ко всему этому сердце приложить. Созидается храм, и это большое счастье. Пусть одновременно с храмом созидаются людские души, наши души. Пусть народ, приходящий в храм, учится стоять перед Богом Живым, слушать Его слово, обращаться к нему с покаянием и благодарением, жить перед Лицом Божиим.

27 / 12 / 2013

[1] Вспомним, как начинается Евангелие от Матфея: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова… По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля…» (Мф. 1: 1, 12).

[2] Греч.: κατισχυέτω πᾶς ὁ λαὸς τῆς γῆς. Внутренняя рубрикация греческого и славянского перевода книги не совпадает с рубрикацией русского перевода. Понятие «весь народ земли» (כָּל־עַ֥ם הָאָ֛רֶץ) в эпоху пророка Аггея не подразумевало уничижительного смысла. Значительно позднее «народом земли» фарисеи будут высокомерно называть людей, несведущих в законе Господнем.

Коментари:

2017-12-29
13:05
Людмила:
Святой пророк Аггей, моли Бога о нас! Слава Богу за все!

2016-12-29
22:19
---Молитвами пророка Аггея, Господи, помоги нам отстроить храм души нашей, чтобы мы всегда пребывали с тобой, каждое мгновение нашей жизни. Молитвами Божьей матери и Святых угодников, Господи, помилуй нас, грешных.

2016-12-27
19:54
Фаина:
Пророк Аггей! Помоги нашей семье обрести благоволение перед Богом! Аминь!

2015-12-29
15:04
римма:
Святой пророк Аггей, помгои мне грешной и недостойной в работе, чтоы я с удовольствием ходила на работу и получала хорошую зарплату.

2013-12-31
01:46
Дмитрий:
Про нас.

2013-12-28
11:18
р.Божия Ирина:
Отлично написано!
Спасибо!

Ваш коментар

Овде можете оставити ваше коментаре. Сви коментари биће прочитани од стране уредништва Православие.Ru.

Ваш коментар:
Ваше име:
Ваш e-mail:
Унесите броjеве
коjе видите на слици:


RSS 2.0