»нтернет-журнал

Ђ— наступающим!ї

¬первые мне довелось услышать, что совсем скоро наступит это замечательнейшее торжество Ц смена календар€, Ц еще где-то в августе. јвтомобильный радиоприемник участливым сочным баритоном вежливо сообщал о том, что если пр€мо сейчас начать процесс покупки квартиры, то, возможно, у счастливых и сознательных граждан еще останетс€ шанс достойно встретить Ќовый год.

††††

» так ежегодно.  аждый раз наступление новолети€ ожидаетс€ всЄ с большим трепетом, и хронологические рамки Ђпредпразднстваї расшир€ютс€ неумолимо. Ќаверное, недалек тот день, когда эту подготовку и ожидание начнут уже в €нваре мес€це, лишь слегка опомнившись от предыдущего отмечани€.

 онечно, эта тема не минует и наших прихожан, которые так же за мес€ц или полтора уже подход€т вереницами и спрашивают совета: можно ли праздновать Ќовый год, и как это сделать, дабы не прегрешить излишним Ђобмирщениемї.

ƒействительно, как найти золотую середину между многими pro и contra и величественно пройти это событие средним царским путем, не тревожа собственную совесть невольным нарушением –ождественского поста, не ввод€ в соблазн православных собратьев и не искуша€ показным и нарочитым фарисейством нецерковных родственников и коллег, настойчиво призывающих на разудалые Ђкорпоративыї?

¬ силу своей духовной неопытности не могу дать категоричный и четкий ответ Ц праздновать или не праздновать, но всЄ же дерзну поделитьс€ некоторыми размышлени€ми по данному вопросу.

—ама по себе размеренна€ и целомудренна€ человеческа€ радость нисколько не омерзительна в очах Ѕожиих (это отдельна€ тема, но, думаю, люди, почувствовавшие хоть немного вкус полнокровной церковной жизни, с этим вполне соглас€тс€).  роме того, мы знаем из истории раннего христианства, что ÷ерковь никогда не ограничивалась просто запретом чего-либо, произошедшего из €зыческой среды. ќчень часто она наполн€ла старые формы (особенно если они были востребованы обществом) новым содержанием. «а примером далеко ходить не надо Ц весь наш богослужебный культ соткан из нескольких составл€ющих: элементов ветхозаветного богослужени€ и некоторых солидных заимствований из античной и византийской культуры и церемониала.

Ёто € к тому, что не стоит судить категорично: раз, мол, праздник стал опережать –ождество ’ристово в безбожные годы и €вно задумывалс€ как альтернатива –ождеству Ц так нечего рассуждать, а нужно просто отвергнуть и запретить, провед€ всю новогоднюю ночь в молитве (как делают некоторые) или равнодушно уснуть, вздрагива€ во сне от канонады фейерверков.

Ќо почему бы не превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна, где за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой можно поблагодарить √оспода за прошедший год? ѕроанализировав прошедший, молитвенно испросить благословени€ на будущий? ѕочему не использовать данное событие как повод дл€ встречи с родными и друзь€ми, которым мы сейчас удел€ем всЄ меньше и меньше внимани€?

ѕолучаетс€ эдака€ Ђсветска€ ѕасхаї, в которую граждане чают обновлени€ мира.

¬ то же врем€ нельз€ не заметить, как ожидание и празднование Ќового года стремительно наполн€етс€ псевдорелигиозным содержанием. “о, как люди томительно ожидают ночи с 31 декабр€ на 1 €нвар€, отсчитыва€ дни и часы до этого событи€, вызывает у мен€ одну ассоциацию: всЄ это очень похоже на ожидание нами, православными, главнейшего праздника Ц —в€той ѕасхи Ц и подготовку к нему. ѕолучаетс€ эдака€ Ђсветска€ ѕасхаї, в которую граждане чают обновлени€ мира, полага€, что ежели встретить Ќовый год Ђдостойної, то ждет их непременно счастье и удача.

я уже не говорю про примитивно-€зыческое наполнение нашего календар€, прочно укоренившеес€ в новой российской культуре. √од Ђзмеи, свиньи, драконаї и прочих гадов земных очень раздражает и вызывает непри€тие своей нав€зчивостью. “ак, одна из моих дочерей родилась в год, обозначенный €зычниками как Ђгод крысыї. „то означает сие посв€щение, € так и не пон€л до сих пор, но заказанные в роддоме снимки мне были приготовлены с таким коллажем: в центре большой фотографии лежит драгоценный сверток с новорожденной, а внизу американской улыбкой скалитс€ мышь и крупными буквами написано: Ђя родилась в год мышки!ї ѕредполагалось, что клиент будет счастлив.

Ђј почему не крыски?ї Ц вежливо поинтересовалс€ € у фотографа, но не услышал в ответ ничего удобовразумительного, как не слышу теперь и от многих знакомых людей, помещающих у себ€ дома р€дом с церковными календар€ми календари с изображением лошади.

„то скажешь, увидев на стене очередное копытное?  онечно, поздравишь от всей души Ђс наступающимї и пожелаешь, чтоб лошадь ненароком не наступила на ногу своим копытом тому, кто так необдуманно приглашает это ни в чем не повинное благородное животное в свой дом, кощунственно став€ его наравне со ’ристом —пасителемЕ

¬от в таких примерно границах и приходитс€ нам, живущим в миру православным, искать свою золотую праздничную середину: не уходить в мизантропический затвор, откровенно обижающий празднующих родственников, Ц с одной стороны. ј с другой Ц не пытатьс€ нар€жатьс€ лошадкой, Ђраз уж положеної, одаривать ближних лошадиными бюстами с новогодней распродажи или громко ржать и фыркать за праздничным столом Ђна удачуї.

31 / 12 / 2013

 оментари:

2014-01-13
21:21
¬ероника:
ƒаже дл€ далеких от церкви близких и родных,наш пост может и должен быть привлекательным! ¬ключаем мозги и сердце!!!
√осподи, помилуй!

2014-01-10
14:57
јлексей:
—очувствую ћаксиму (комментарий от 2014-01-02 15:31). Ќо как человек, который прошел через развод (правда по причинам совсем не св€занным с церковью), могу сказать, что причины дл€ развода - они совсем не в том, что кто-то поститс€, а кто-то нет. ѕричина в отсутствии желани€ чем-либо жертвовать своим ради другого. ¬ ¬ашем случае жена не посчиталась с ¬ашими интересами, а ¬ы с ее. ћожно и самому постный ужин хороший приготовить - уверен она не откажетс€. я как и многие мучаюсь в Ќовый год - как быть с невоцерковленными родственниками, с женой в первую очередь. “ихо-тихо передвинули поздравлени€ на утро 1 €нвар€. ј это уже совсем другое дело! ѕоэтому надо спешить медленно, иначе накос€чить очень легко.
¬сем здоровь€ и любви!

2014-01-04
16:42
»нна 21:
"ƒело нашей внутренней борьбы, потому что супруги наши нам даны дл€ исправлени€. » хвалитс€ здесь нечем, если ваша половина не ходит в храм и кушает что-то вкусное во врем€ поста. —читайте, что вы только половину себ€ приводите в храм и только половина вас поститс€."

‘едор, это - невежество или ересь.

2014-01-03
23:33
millia:
¬асилий ¬еликий !!!!!!!!....
јд невозможно показать привлекательным поэтому дь€вол
делает привлекательной дорогу туда....
€ это списала из вашего коммента отче иерее јнтоние
низкий поклон!
наверно  алендарь этот что сначала
Ќовый √од а потом –ќ∆ƒ≈—“¬ќ ’–»—“ќ¬ќ нам также дан дл€ терпени€
уважаю мнени€ всех православных христиан особенно тех кто по
Ѕќ∆≈— » с любовью ко всем с радостью несет –ождественский ѕост
ведь дл€ нас нет ничего важнее в эти дни поста
отнестись ко всем с пониманием и еще раз сказать
“џ создал нас √ќ—ѕќƒ» по ќЅ–ј«” “¬ќ≈ћ” » ѕќƒќЅ»ё “¬ќ≈ћ”
будем же старатьс€ нести эти слова через всю нашу земную жизнь

2014-01-03
16:23
иерей јнтоний:
¬асилий ¬еликий-,,јд невозможно показать привлекательным,поэтому диавол делает привлекательной дорогу туда ,,!

2014-01-03
08:12
“ать€на Ўипилова( ƒ–ќЌќ¬ј):
¬сегда в течении 20 лет( моего поста) € сталкивалась с проблемой в семье, как праздновать Ќовый год.. когда муж крещенный, но не соблюдает поста ,... это привело к изменам,.. а сейчас когда его нет, осознаешь ,.. что € была не права.....

2014-01-03
02:45
ћаксим:
Ќовогодн€€ ночь.ѕод дружеское ржание мычание л€гание на  расной ѕлощади, впечатление что люди дорвались, свой приход на площадь возвещали криками подобно древним люд€м, безумным, без €сной цели, что то €зыческое во всем этом.

2014-01-03
01:02
≈лена:
’оть убейте, но € не понимаю, что можно праздновать.  алендарный переход одного года в другой? ¬от уж повод так повод.
ћногие неверующие и нецерковные люди, между прочим, страдают от необходимости как-то отмечать, потому что люди устают от ночного обжорства, от магазинной суеты, от тупых телевизионных программ, от канонады за окнами. ƒети не могут заснуть из-за грохота, у них сбиваетс€ режим сна, особенно у маленьких. Ќо у неверующих нет альтернативы, им некуда податьс€, поэтому приходитьс€ быть как все, наливать шампанское и сидеть за столом.
ƒругое дело - православные. “еперь есть возможность пойти в храм на ночную службу, чтобы спр€татьс€ от безуми€.
«ачем же искать повод, чтоб сесть за стол и выпить?

2014-01-02
16:54
јндрей јнатольевич:
ќтец ƒмитрий, простите, не совсем с ¬ами согласен.
-Ќ≈Ћ№«я превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна.
-Ќ≈Ћ№«я за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой поблагодарить √оспода за прошедший год!
-Ќ≈Ћ№«я использовать данное событие как повод дл€ встречи с родными и друзь€ми!
¬ы знаете, что в 1918 году прин€т григорианский календарь, а церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Ќовый год праздник, противосто€щий празднику –ождества ’ристова. Ёто очень серьезное духовное противопоставление и противосто€ние. Ќовый год празднуетс€ во врем€ –ождественского поста, когда вс€кие празднества и тем более пиршества воспрещаютс€. Ќельз€ быть немножко верующим. ¬ любом виде отмеча€ в эту ночь мирскую дату те, кто считает себ€ верующим верным ’ристианином. ”частвует в "безплодных делах тьмы", становитс€ сопричастником этой ночи. ƒл€ ’ристиан это дни исповедани€, экзамен, где они могут про€вить себ€ милостивыми и снисходительными в эти дни к люд€м которые отмечают Ќовый √од, про€вить терпение и долготерпение. ≈ще раз простите. ¬сех с приближающимс€ праздником –ождеством ’ристовым!

2014-01-02
15:31
ћаксим :
ѕоддерживаю ≈лену. ¬ообще то Ќовый год это сама€ больна€ тема в моей жизни. потому что в семье крещеный только €. ¬от € расскажу как все было и может кого то это упасет от глупостей и от развода. ¬от тоже крестилс€. потом вот новый год пришел. ∆ена далека€ от церкви вс€кого разного вкусного наготовила, а € вот давай в тарелках ковыр€ть, тут м€со, тут рыба, конфеты шоколад, вино вообще ни в какие ворота не лезет ... ну похлебал чайку. » вот то что жена с такой любовью делала посто€ло два дн€ и выкинули. Ќовый год насмарку, каникулы насмарку - какие каникулы ... –ождество - как написано - как отметили с людьми новый год - так отметили потом и –ождество. Ќикак . «начит результатом этого воздержани€ €вилось то что жену и ребенка 5 лет в ÷ерковь теперь не затащищь никаким бульдозером и если кто это сделает - то это будет не €, а может лет через 10-50 какой - другой папа. —емь€ тоже насмарку. ¬от такие пироги .... ј надо было всего посидеть тихонько с семьей. ¬опросов то нет когда семь€ крещена€. ј дл€ таких как € - папа крещеный а мама и дети некрещеные это сама€ больша€ проблема жизни. √лавный детский праздник оканчиваетс€ -- слово не подобрать чем. ¬ы скажете главный праздник это еще ѕасха - нет , теперь они ÷ерковь обход€т за два километра, хоть ни разу там не были. ћожет кому то поможет. » вопрос - что главнее - съеденый кусок колбасы или потер€ный очень надолго мир в семье? Ќа жену , на ребенка мне с мечом пойти?

2014-01-02
13:12
zueva anna:
—пасибо автору. —оглашаюсь с высказанными мысл€ми. ќсобенно о календар€х и гороскопах (своим ученикам привожу гороскопы как отличный пример тотемизма). ј что касаетс€ новогодних торжеств, то у нас есть шанс научить наших детей праздновать в семейном кругу без пь€нства и разврата, если и смотреть телевизор, то канал  ультура. » мне, как матери двоих детей (и как учителю), нрав€тс€ зимние каникулы (можно гул€ть с детьми, играть, смотреть любимые фильмы, тем более, что 8-10 мес€цев в году, пока муж в рейсе, € дл€ них и мама, и папа).   тому же отменить праздник мы не можем, зато вполне можем провести его пристойно и научить этому своих детей.

2014-01-02
11:29
»рина:
≈лена, спаси √осподи за такие простые слова, от которых просто веет миром и добротой! ƒействительно, наши близкие и есть наш большой экзамен на звание христианина.—паси вас √осподи и вашу семью! — новым годом!

2014-01-02
09:43
‘едор:
≈лена, € точно так же встречал этот новый год с супругой. ” нас точно така€ же ситуаци€. Ќо это наше дело, дело очень личное и интимное. ƒело нашей внутренней борьбы, потому что супруги наши нам даны дл€ исправлени€. » хвалитс€ здесь нечем, если ваша половина не ходит в храм и кушает что-то вкусное во врем€ поста. —читайте, что вы только половину себ€ приводите в храм и только половина вас поститс€. ћожно и нужно сохран€ть мир со своими родными и близкими, только «аповеди не отмен€лись. ≈сли мы не будем что-то делать, как-то сопротивл€тьс€ злу, то очень вр€д ли спасемс€.

2014-01-02
08:35
ƒимитрий:
ѕоддерживаю –абу Ѕожью, от твор€щегос€ вокруг слезы горечи. “ак ещЄ власть ввела эти 10 дней "отдыха" дл€ собственного разврата в куршавел€х, а дл€ народа став€т койки в коридорах переполненных психбольниц.  акие посиделки? Ќарод вымирает. ѕроизводства сто€т. ≈жегодно миллион под нож в абортари€х. ј тут итоги года подвод€т. ƒа единственный итог за всЄ это - адское плам€. ѕоэтому объ€вить траур по всей стране из-за ¬олгоградских событий, убрать разнузданность с телеэкранов, прекратить губить и обворовывать народ. ћожет быть √осподь смилуетс€ над нами.

2014-01-02
08:02
Igor Zhigalkin:
— мнением св€щеника ƒмитри€ полностью согласен, а вон некоторые комментариии мне не пон€тны, а точнее вызывают сомнени€ чем они вызваны.

¬ тайге есть охотничьи домики называютс€ зимовьем вот там фейрвеков не слышно.
ј еще можно было бы вам милицию вызвать и за€вление участковому написать о том, чтол в ночь с 31.12 на 01.01 соседи нарушали тишину фейрвеками.

2014-01-02
01:56
xenia:
—тать€ интересна€, из этого самое главное- мир, любовь, по-христиански, могу сказать от себ€- этот праздник спасал нас в трудные годы, дарил нам радость встреч, возможность сказать теплые слова друг другу, на почве этого праздника родилось много добрых сказок, вера в чудеса, и даже в советские годы этот праздник объедин€л сердца, семьи. Ќе вижу смысла и в нынешнее такое трудное врем€ вычеркивать хорошую традицию быть вместе с семьей, дл€ мен€- это праздник семьи, запах елки, ожидание –ождества и истинного чуда.  онечно, глупости въеилсь в русский уклад жизни- гороскопы, приметы, но убрав новый год вообще- ближе к Ѕогу мы не станем. Ћично € ни лошадью не нар€жалась, ни в тарелку c салатом не падала, но внимание и добрые слова родным подарила и Ѕоженьку не забыла, а наши молитвы, добрые слова во врем€ поста тоже важны. ћира всем.

2014-01-02
01:34
–ома ѕокровский:
≈лене-"ј вообще у каждого сво€ мера добродетели. ћожете в церковь идти - идите, молитьс€ ночью - молитесь. √лавное, чтоб с близкими мир был. ј близкие наши, да и друзь€-коллеги немощные и неверующие смир€ют нас на каждом шагу, и как раз и провер€ют нашу "св€тость" на прочность."
≈лена согласен с ¬ами во многом.
ј как же √осподь сказал"-не мир принес €,но меч",и далее говорит что раздел€тс€ мать с дочкой,отец с сыном итд?
ƒак вот,когда перед трапезой и после бо€ курантов € спел гимн Ѕоже ÷ар€ храни- мой папа потом сказал что € чокнулс€.
ј € €сно осознал что именно такой гимн и надо петь нам всем,ибо €вно ощутил и пон€л что наш ÷арь Ќиколай ∆»¬!!!!
¬едь Ѕог не есть Ѕог мертвых,но живых!
¬сем мира добра и света.

2014-01-02
01:32
ƒионисий:
≈лена, пописываюсь под каждым вашим словом! ѕобольше бы таких вмен€емых братьев и сестер во ’ристе! ј неофитам - побыстрее приходить в меру разума ’ристова, а не только лишь чувств и страстей (пусть и благочестивых на первый взгл€д)...

2014-01-02
00:08
≈лена:
–абе Ѕожьей: по-моему ¬ы недавно воцерковились, с такой агрессией относитесь ко всему земному.
ј как же любовь? ” мен€ муж невоцерковленный. “ак что же мне теперь платочек пов€зать и сидеть в уголке с "постным" видом? ¬роде как у мен€ пост, а Ќовый год не праздник. “ак недалеко и до развода и до хулы и ненависти Ѕога с его стороны. ’ороший тогда пост у мен€ получитс€! Ќо € вот лучше приготовлю ему вкусненькое, как положено, сына уложим спать и посидим с ним вместе допоздна. ќбсудим что было у нас в этом году, что в будущем. ј € сама как-нибудь без м€са и изысков обойдусь. » муж мен€ с таким отношением спокойно и в церковь отпускает и причаститьс€, да и не возражает если вместе в св€тые места съездить.
ј вообще у каждого сво€ мера добродетели. ћожете в церковь идти - идите, молитьс€ ночью - молитесь. √лавное, чтоб с близкими мир был. ј близкие наши, да и друзь€-коллеги немощные и неверующие смир€ют нас на каждом шагу, и как раз и провер€ют нашу "св€тость" на прочность.
ѕрости √осподи. ¬сего самого доброго в новом году!

2014-01-01
22:57
‘едор:
ѕрочитайте статью "¬ыстрел на ћойке...", там очень хорошо написано о последнем »мператоре пошедшем на компромисс... Ѕлагими намерени€ми дорога в ад услана. ѕора заканчивать с эти всеобщим безумием, нав€з€ным из вне. Ќовый год давно уже перестал быть семейным праздником, а превратилс€ в массовую попойку населени€! ”∆ј«, количество смертей увеличиваетс€ резко после нового года. ¬ам ли об этом не знать?

2014-01-01
16:41
јндрей јнатольевич:
ќтец ƒмитрий, простите, не совсем с ¬ами согласен.
-Ќ≈Ћ№«я превратить это событие в тихие семейные посиделки допоздна.
-Ќ≈Ћ№«я за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой поблагодарить √оспода за прошедший год!
-Ќ≈Ћ№«я использовать данное событие как повод дл€ встречи с родными и друзь€ми!
¬ы знаете, что в 1918 году прин€т григорианский календарь, а церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Ќовый год праздник, противосто€щий празднику –ождества ’ристова. Ёто очень серьезное духовное противопоставление и противосто€ние. Ќовый год празднуетс€ во врем€ –ождественского поста, когда вс€кие празднества и тем более пиршества воспрещаютс€. Ќельз€ быть немножко верующим. ¬ любом виде отмеча€ в эту ночь мирскую дату те, кто считает себ€ верующим верным ’ристианином. ”частвует в "безплодных делах тьмы", становитс€ сопричастником этой ночи. ƒл€ ’ристиан это дни исповедани€, экзамен, где они могут про€вить себ€ милостивыми и снисходительными в эти дни к люд€м которые отмечают Ќовый √од, про€вить терпение и долготерпение. ≈ще раз простите. ¬сех с приближающимс€ праздником –ождеством ’ристовым

2014-01-01
03:14
–ома ѕокровский:
ƒа, вакханали€ полнейша€ идет- Ѕоже спаси нас.
—ейчас 2:30 ночи, а салюты и феерверки не умолкают, совершенно не заснуть.
¬от бы так люди радовались –ождеству ’ристову!
—тать€ хороша€ спасибо.
 ак здесь кто то писал ранее, что новый год это проверка на стойкость в вере- не опустишьс€ ли до лошадинных танцев или мордой в салат.
—ам € встретил нг в кругу семьи, а именно за трапезу сели после прослушивани€ гимна Ѕоже ÷ар€ храни и молитвы.
ѕоздравлени€ ¬.¬.ѕ. не смотрели,голубые огоньки тоже.
» самое главное что € пон€л- не важно что ты ешь или пьешь в нг.
¬ажно другое-с какой головой и каким сердцем ты вступаешь в новый год.
¬се мне позволительно, Ц рассуждает апостол ѕавел, Ц но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мноюї (1  ор. 6; 12),

2013-12-31
21:13
ƒимитрий:
ѕростите, но смущает "за бокалом вина и запеченной в духовке рыбой можно поблагодарить √оспода за прошедший год"
 ак по мне, так нет ничего лучше, чем встретить нг и благодарить √оспода в храме, и не надо из этого делать крайность.  онечно, если больша€ часть семьи хочет встретить дома и всей семьей, то из любви можно и так...

2013-12-31
19:22
ўеглов јндрей:
ј ведь и правда , всЄ очень просто . Ќовый год встретим , но по ’ристиански а не по "лошадиному "

2013-12-31
17:33
–аба Ѕожь€:
только ни 31-го, ни 1-го разрешени€ ни на рыбу,ни на вино нет!—трогий пост до 7го €нвар€,до –ождества. ƒа и чей это праздник?Ѕольшевиков? Ќеужели вы не знаете дату ÷ерковного Ќоволети€?! ѕраздник сам €зыческий,не христианский,тем более в этот день:
1)был замучен св.¬онифатий этими же €зычниками.
2)штурм г.√розный в „ечне,погибло очень много русских реб€т.
3) сейчас до 3го €нвар€ вообще день траура всв€зи с событи€ми в ¬олгограде.
ѕоэтому мы,как христиане,в эту ночь должны усиленно молитьс€ за себ€,т.к. этот следующий год приближает нас к жизни вечной,дл€ кого-то он и последний,за других,заблуждающихс€,которые ночь эту проведут в пь€нстве,разврате и объ€дении,полном угождении чреву,как насто€щие €зычники, также мы должны почтить пам€ть св€тых в этот день,пом€нуть умерших войнов в „ечне и погибших людей в ¬олгограде.
≈сли есть наши,ѕравославные,праздники,традиции,которые государство не учитывает зачастую,зачем потакать и отмечать светские?! √осударство должно в первую очередь служить Ѕогу,а затем народу и на законы опиратьс€,которые не противоречат нашей религии. ј сейчас что? Ќаша страна становитс€ мусоркой,полнейший хаос. » каждый из нас в ответе за свою землю,и мы должны решить кому мы служим Ѕогу или еще "кому-то"....?!ѕоэтому € не беру на себ€ грех осуждени€ и не учу св€щенников,€ помолюсь за вас....будьте осторожны в своих размышлени€х,брать€ и сестры!

2013-12-31
10:37
Elena Dorogina:
—паси √осподи за статью.

¬аш коментар

ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

¬аш коментар:
¬аше име:
¬аш e-mail:
”несите броjеве
коjе видите на слици:


RSS 2.0