ћониторинг —ћ»

ƒо чего дочиталс€Е

Ќекоторое врем€ тому назад прочел с интересом и даже наслаждением интервью ќ. —едаковой о ≈рофееве (который ¬енедикт ¬енедиктович).  ажетс€, интервью было озаглавлено Ђ„еловек страстейї. ѕо нынешнему пониманию Ђстрастиї это те, что либо Ђсладостныеї, либо Ђроковыеї, но об€зательно греховные. ќ безгрешных —траст€х »исусовых мы, увы, мыслим и помним мало. ¬от, думаю, сейчас прочту о страсти пь€нства и прочих страст€х, пь€нству сопутствующих. ≈рофеев ведь был эдакий ќмар ’а€м холодных краев и специалист по составлению коктейлей. Ќо, слава Ѕогу, € обманулс€. ¬ заглавии статьи слово Ђстрастиї имелось в виду в ≈вангельском смысле. ¬ том смысле, в котором Ѕах писал Ђ—трасти по ћатфеюї. » ≈рофеев, со слов —едаковой его лично знавшей, был человеком, тонко чувствующим трагизм мира, слезную поэтику оставлености, беспомощности, странничества, нищеты. Ёто был сознательный анти-энтузиаст, дл€ которого вс€кое самодовольное торжество в духе Ђ√имна демократической молодежиї было средством пробуждени€ в душе хамских и вульгарных стихий.

—едакова пишет, что однажды сказала ≈рофееву, что тот, дескать, ≈вангелие только до –асп€ти€ и положени€ во гроб дочитал, а ¬оскресение его как бы и не коснулось. ј тот ей тогда ответил, что она, мол, наоборот Ц прочла о –ождестве и потом сразу о ѕасхе, а все остальное выпустила. –ади этих слов эти строки и пишутс€.

я не буду говорить о тех, кто ≈вангелие не читает, не изучает и не пытаетс€ к жизни приложить. Ќе внешних ли судит Ѕог? Ќо мы, читающие ≈вангелие, читаем его избирательно и выборочно. ƒело не в том, что мы осознанно делаем некоторую установку в чтении (на это разве что такие как “олстой способны, и об этом позже). ƒело в том, что согласно образованию, темпераменту, опыту жизни и еще сотн€м факторов, растворенных в крови, мы интуитивно одно принимаем, а другое отвергаем; к одному влечемс€, а другого страшимс€. ќдин, как Ѕродский, пишет каждую зиму по одному –ождественскому стихотворению, но ни в одну весну не рождает стихотворение о ¬оскресении. ƒругой весь живет в јпокалипсисе, в атмосфере грозных знамений и сбывающихс€ пророчеств. “ретьему подавай чудеса, а четвертый именно от чудес с непониманием отворачиваетс€. ¬пору спросить себ€: Ђ ак € читаю ≈вангелие? „то люблю, что понимаю, над чем стою в недоумении?ї

¬от “олстой, сколь гениальный в художественном творчестве, столь же и примитивный в религиозной сфере, писал, что нужно дл€ правильного понимани€ ≈вангели€ вооружитьс€ синим и красным карандашами. —ледует подчеркивать то, что кажетс€ самоочевидным, пропускать слова ≈вангелистов, обраща€ внимание на слова только одного ’риста. ѕотом подчеркивать непон€тное. ѕотом перечитывать пон€тное и оп€ть возвращатьс€ к непон€тному в надежде, что оно про€снитс€. ¬ результате получитс€ скромный набор изречений, которые будут казатьс€ кристально €сными, а все остальное можно не удостаивать внимани€.  аким образом подобный горе могучий ум “олстого мог родить такую мелкую мысленную мышь Ц загадка. Ќо то, что на гении становитс€ очевидным, в простых люд€х тоже живет, только в меньших пропорци€х и в скрытом виде. » живет это желание уложить ∆ивое —лово в прокрустово ложе собственных предпочтений далеко не в одной русской культуре. ¬от €ркий пример из американской истории.

“ретий президент —Ўј, один отцов-основателей и творцов ƒекларации независимости “омас ƒжефферсон часто вечерами занималс€ тем, что вырезал избранные кусочки текста из нескольких изданий Ќового «авета на греческом, латинском, французском и английском €зыках. ѕотом он наклеивал эти вырезки в тетрадь с пустыми страницами. „то получилось? ј вот что. ¬ письме своему предшественнику на президентском посту јдамсу, ƒжефферсон писал: Ђ“о, что у мен€ получилось, Ч это самый возвышенный и благотворный моральный кодекс, который когда-либо предлагалс€ люд€м. я нынче как раз закончил эту операцию дл€ собственного моего пользовани€, выреза€ из печатного текста стих за стихом и свод€ воедино места, очевидным образом принадлежащие самому »исусу и столь же разительно бросающиес€ в глаза, как жемчужины в куче навозаї. Ќавозом, надо полагать, ƒжефферсон считал непон€тные места ѕисани€ а также слова самих евангелистов, а жемчужинами, совсем в духе Ћьва Ќиколаевича, считал очевидное и пон€тное. ¬ другом письме и другому адресату он €снее выражаетс€: Ђя отдел€ю золото от пустой породы, возвраща€ таковое ≈му, а последнюю оставл€€ за глупостью и жульничеством кое-кого из ≈го учениковї. ¬от так! ќтделить ѕавла с ѕетром и »оанна с ћатфеем от »стины и обвинить их в жульничестве, это смелый ход дл€ человека, читающего Ѕиблию на четырех €зыках.

ќстаетс€ добавить, что Ђ≈вангелие от ƒжефферсонаї заканчиваетс€ положением во гроб, и в нем отсутствуют тексты о ¬оскресении и ¬ознесении. “о есть в нем отсутствует самое главное в ≈вангелии Ц победа над смертью. Ёто некий опыт сведени€  ниги ∆изни к одному лишь моральному кодексу и почти что Ђстроител€ коммунизмаї.  опи€ джефферсонова Ђевангели€ї вручаетс€, кстати, каждому члену  онгресса —Ўј. ѕусть, мол, учат матчасть отцов-основателей. —казанное шутливо о Ћенине, актуально и в этом случае: Ђдедушка умер, а дело живетї. ѕоневоле задумаешьс€, что хуже: не знать ≈вангели€ вовсе, или Ђзнатьї его в урезанном, выхолощенном, подстроенном под себ€ виде.

Ќа пам€ть приход€т слова ѕаскал€ о народе, которому были вверены первые ќткровени€. ≈вреи, писал ѕаскаль, бережно переписывали Ѕиблию столети€ми, не дерза€ изменить в ней ни йоту, ни черточку. » это при том, что ќткровение возвещало вещи грозные и малопон€тные. ќно им самим часто обещало прокл€ти€ и казни, изгнани€ и несчасть€. Ћюбой народ оказалс€ бы перед соблазном вычистить текст, оставив в нем пон€тное и убрав непон€тное; оставив то, что народ возвеличивает, и убрать, загладить то, что говорит о народе уничижительно. ≈вреи этот соблазн перебороли. ќни не отнеслись к —лову, как к Ђсвоейї книге, как к смеси эпоса и хроники. ќни отнеслись к  ниге, как к зафиксированному голосу ∆ивого Ѕога. Ёто подвиг. » в отношении заповедей понимали эти первые хранители ќткровени€, что есть не только пон€тные, но и совершенно невместимые в обычное сознание велени€ Ѕожии. Ќо исполн€ть надо и то, и другое. ќблобызать нужно и простое, и сложное, ибо то и то Ц Ѕожье. Ќужно смир€ть свой ум перед —ловом, а не калечить его скальпел€ми логики и ножницами Ђздравого смыслаї.

ќтношение к Ѕогу требует мужества и честности. » открывание  ниги «авета есть уже сто€ние на —уде. ƒо чего € уже дочиталс€ в ѕисании? „то из него вошло в мен€? —отворение мира, грехопадение, Ѕлаговещение, –ождество, ¬оскресение. Ёто только слова, или мне открыт, хот€ бы отчасти, внутренний смысл этих пон€тий? ¬от серьезный самодисциплинирующий вопрос, открывающий меру нашей церковности. ќтвет на него у каждого свой. ≈сли, конечно, вопрос пон€тен.

–адонеж

04 / 01 / 2014

     оментари:

    2014-05-03
    08:02
    јлексей јдыканов:
    ’ристос ¬оскресе! «дравствуйте отец јндрей! «дравствуйте мои дорогие брати€ и сестры! ¬нимательно прочитал статью. Ѕольше всего мне понравились строки о смиренном прин€тии ¬—≈√ќ, что даЄт нам √осподь через Ѕожественные —лова —в€того ≈вангелие дл€ руководства в нашей многогрешной жизни: пон€тного и непон€тного дл€ нашего горделивого ума, при€тного и уничижительного дл€ нашего глубоко эгоистичного сознани€. ј ещЄ понравились слова отца јндре€ о ¬ере во ’риста, котора€ требует человеческого мужества и честности, которыми многие пренебрегают, воспринима€ ÷ерковь ’ристову как праздничный лубок в ѕасхальные празднества. ¬едь вера во ’риста - это т€жЄлые душевные и телесные страдани€ дл€ т€желейшего выдирани€ "с кровью" из своего падшего естества своих греховных, страстных и порочных помыслов и привычек дл€ того, чтобы иметь хоть малую надежду после земной жизни со смертью родитьс€ в ¬ечность и при€ть ÷арствие Ќебесное. ј ещЄ, как ќткровение Ѕожие через отца јндре€, мне понравились две фразы: "открывание  ниги «авета есть уже сто€ние на —уде" "¬от серьезный самодисциплинирующий вопрос, открывающий меру нашей церковности". я к вопросу регул€рного чтени€ ≈вангели€ отношусь с ленностью, и вопрос привити€ самодисциплины в христианской жизни очень актуален дл€ мен€.
    —паси √осподи нас многогрешных...

    2014-05-02
    19:12
    »рина:
    ќтец јндрей, спасибо за вопросы, которые ¬ы поставили.

    2014-02-08
    14:02
    «ќя:
    ЅЋј√ќƒј–ё ќ.јЌƒ–≈я “ ј„≈¬ј «ј —“ј“№ё: –ј“Ќќ » ћ”ƒ–ќ,’ќ–ќЎ»… ¬«√яƒ Ќј ≈¬–≈≈¬-«ƒ≈—№ ”«ЌјЋј,„“ќ »ћ≈ЌЌќ ќЌ» —ќ’–јЌ»Ћ» ƒЋя Ќј— „»—“ќ“” “≈ —“ј —¬яў≈ЌЌќ√ќ ѕ»—јЌ»я,Ќ≈ »«ћ≈Ќяя Ќ» Ќј …ќ“”.’ќ“№ Ё“ќ ƒЋя Ќј— ѕ”—“№ ѕќ—Ћ”∆»“ ”¬ј∆≈Ќ»≈ћ   Ё“ќћ” Ќј–ќƒ”, ј “ќ ¬≈ƒ№ ¬ —“ј“№≈ ѕ–ќ —¬»Ќ№ё(Ќј Ё“ќћ ∆≈ ѕќ–“јЋ≈) —“ќЋ№ ќ «Ћј ¬џЋ»“ќ Ќј ≈¬–≈≈¬. ј √ƒ≈ ∆≈ ЌјЎј ’–»—“»јЌ— јя ЋёЅќ¬№? ћ≈Ќя ¬—≈√ƒј »Ќ“≈–≈—ќ¬јЋ Ё“ќ“ Ё“Ќ»„≈— »… Ќј–ќƒ ѕќ“ќћ”,„“ќ ’–»—“ќ— » Ѕќ√ќ–ќƒ»÷ј, јѕќ—“ќЋџ-≈¬–≈».ћЌќ√ќ „»“јЋј,Ѕ≈« Ќ≈ƒќ—“ј“ ќ¬ Ќ≈“ Ќ» ќƒЌќ√ќ Ќј–ќƒј.»”ƒ≈» –ј—ѕяЋ» ’–»—“ј,Ќќ „»“јЋј,„“ќ » √–≈’ќѕјƒ≈Ќ»≈ јƒјћј » –ј—ѕя“»≈ ’–»—“ј » ¬—я »—“ќ–»я «≈ћЌќ… ∆»«Ќ»- ѕ–ќћџ—Ћ»“≈Ћ№Ќј. Ќ” ¬ќ“ ћџ ќ—”∆ƒј≈ћ »”ƒ≈≈¬(Ќ≈ ≈¬–≈≈¬).ј „≈ћ –”—— »≈ ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќџ≈ Ћёƒ» Ћ”„Ў≈ ? ј  “ќ ∆≈—“ќ ќ ѕџ“јЋ,”Ѕ»¬јЋ,»—“я«јЋ ЌјЎ»’ —¬яў≈ЌЌќ—Ћ”∆»“≈Ћ≈… ѕќ—Ћ≈ –≈¬ќЋё÷»»,ј  “ќ ¬ќ ¬–≈ћя ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ’–”ў≈¬ј «ј Ћё„јЋ ¬ ѕ—»’»ј“–»„≈— »≈ ЅќЋ№Ќ»÷џ «ƒќ–ќ¬џ’,Ќќ »Ќј ќћџ—Ћяў»’ » ћ≈ƒЋ≈ЌЌќ ”Ѕ»¬јЋ »’ Ћ≈ ј–—“¬јћ»?  ј ќ… ѕ–≈—— ЅџЋ Ќј ÷≈– ќ¬№,— ќЋ№ ќ Ќј—ћ≈ЎЌ» ќ¬ » —–≈ƒ» ѕ–ќ—“џ’ Ћёƒ≈… Ќјƒ Ћёƒ№ћ»,»— –≈ЌЌќ ¬≈–”ёў»’ ¬ќ ’–»—“ј?  ќЌ≈„Ќќ,»”ƒ≈…— јя ¬≈–ј ∆≈—“ќ јя-ќЌ» ”Ѕ»¬јЋ»  јћЌяћ»(„“ќЅџ  –ќ¬№ Ќ≈ ѕ–ќЋ»“№)∆≈Ќў»Ќ "Ћ≈√ ќ√ќ"ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я,“ј ∆≈ »— ќ–≈ЌяЋ» Ћёƒ≈… Ќ≈“–јƒ»÷»ќЌЌќ… ќ–»≈Ќ“ј÷»», »— ќ–≈Ќ»Ћ» ¬ —¬ќ≈ћ Ќј–ќƒ≈ ѕ№яЌ—“¬ќ. ј  ¬ ƒ–≈¬Ќ≈… —ѕј–“≈.ƒј¬Ќќ Ё“ќ“ Ќј–ќƒ ¬ –ј——≈яЌ»».Ќќ я „»“јЋј,„“ќ √ќ—ѕќƒ№  ј  Ѕџ ќ—“ј¬»Ћ Ё“ќ“ Ѕќ√ќ—ќ«ƒјЌЌџ…(ќ“ ј¬–јјћј)Ќј–ќƒ ƒЋя “ќ√ќ,„“ќЅџ »«Ѕ–ј“№ —≈Ѕ≈ »« я«џ„≈— »’ Ќј–ќƒќ¬ Ѕќ√ќ»«Ѕ–јЌЌџ’ ’–»—“»јЌ.«Ќј„»“,Ќјƒќ ƒќ¬≈–я“№ ѕ–ќћџ—Ћ” Ѕќ∆»ё . ѕ»Ў” «ј√Ћј¬Ќџћ»-я —ЋјЅќ¬»ƒяў»… „≈Ћќ¬≈ .—ѕј—» √ќ—ѕќƒ».

    2014-01-29
    16:15
    “ать€на:
    ѕетру: ј к батюшкам надо обращатьс€ просто - отец јндрей.

    2014-01-10
    21:17
    јлександр:
     аждый понимает по уровню своего развити€,а так как развитие не стоит на месте то и понимание посто€нно мен€етс€. Ќо просвещение и понимание мы получаем от ƒуха —в€таго и ƒаров ≈го. » все что в нас есть это не наше,в нас только худость и желание. ћы немощны и слабы и можем пасть в любую минуту. “–≈«¬»“≈—№.

    2014-01-10
    18:43
    ћихаил:
    ѕетру. ѕо отношению к о.јндрею звучит злобонка зависти, € еЄ чувствую: у самого бывает. Ќо всЄ-таки о.једрей читаетс€ без зависти, наверное потому что то о чЄм пишет пропущено через душу, со стремлением ко спасению, а не только через голову, с приведением фактов и докозательств логических измышлений своего величи€-гордыни.» конечно об этом только мечтаетс€: у о.јндре€ есть возможность и способность высказыватьс€-делитьс€ своими мысленными терзани€ми дл€ исцилени€-спасени€ своей души. ƒа помилует нас √осподь.

    2014-01-10
    18:07
    јлександр:
    ¬ разномыслии правда утверждаетс€.

    Ђ»бо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделени€, чему отчасти и верю. »бо надлежит быть и разномысли€м между вами, дабы открылись между вами искусныеї (1-е  оринф€нам 11:18,19)

    2014-01-10
    13:53
    »рина:
    √ениально написано! лучше и не скажешь. —пасибо о. јндрею!

    2014-01-09
    17:34
    Ќаталь€:
    ќльга —едакова не самый авторитетный писатель о ѕравославной вере, но вот еЄ текст о ¬енедикте ≈рофееве, который всЄ-таки написал гениальную, но не божественную книгу о мистической стороне русского пь€нства, мне понравилс€. Ќо ещЄ больше мне пришЄлс€ по сердцу текст отца јндре€ своей свежестью и точностью. », конечно, здесь €вно краткость сестра таланта. ј ещЄ ведь умеет и не обидить.

    2014-01-07
    19:36
    Ёвели:
    OK. ћой коммент не поставили. Ќаверное, как-то неуклюже похвалила статью и стиль автора. ѕопробую "уклюже". ћне очень нравитс€ что пишет отец јндрей, но еще очень нравитс€ и  ј . ¬сегда €сно, емко, глубоко и кратко. Ќекоторые умеют писать €сно, некоторые - глубоко, но мало кто все это совмещает и еще и делает это кратко.
    ¬ то врем€, когда мы все так зан€ты и читаем на бегу, и на голову обрушиваетс€ море информации, отец јндрей выбрал такую форму, что не прочитать его невозможно - знаешь, что отнимет мало времени, но в душу положит горсть золотых зерен.

    2014-01-06
    14:13
    —ергей »ванченко:
    —в€той  ирилл »ерусалимский говорил:"≈сли € говорю тебе что-то, не основанное на —в€щенном ѕисании, не верь мне."

    Ѕатюшка јндрей спасибо за ¬аш труд, за слова которые помогают нам услышать Ѕога.
    — –ождеством ’ристовым!

    2014-01-06
    11:42
    ƒаниил ƒубинский:
    ”важаемый отец јндрей, ваша стать€ очивидно назрела на потребу дн€. ¬идимо сейчас, когда доступ к св€тому писанию стал лЄгким, возросла потребность в воспитании читател€ в православном духе ≈вангели€. ќтдельные слова вне контекста св. ≈вангели€ и без православного толковани€ рождают разные бредни и протесты против прописных истин. ћне лично, отрадно слышать с амвона проповедь обь€сн€щей св. ≈вангелие как в историко-богословском так и в духовно-практическом смысле в приложении к сегоднешнему дню и к каждому из нас. Ќаше понимание св. ≈вангели€ зависит от личного желани€ следовать за ’ристом и исполн€ть его заповеди.
    “ак что вам, нашим пастыр€м, предстоит большой труд на ниве церковной, чтоб донести зЄрна евангельской истины до нашего сознани€ и сердец. —пасибо вам за ваш труд.

    — уважением,
    ƒаниил

    2014-01-05
    13:47
    Ќаталь€:
    ƒа хорошее предупреждение. Ќадо читать и принимать все.

    2014-01-04
    23:13
    —ветлана:
    ƒа,€ согласна с ¬ами в том, что сколько бы ни читала ≈вангелие или труды —в€тых отцов церкви - каждый раз находитс€ чудесным образом ( теперь понимаю - каким )ответ на мучающий мен€ вопрос................ ј самое чудесное дл€ мен€ -это то, что читаю в этот день, об€зательно услышу либо на проповеди св€щенника в храме, либо по каналу "—оюз" в беседах со св€щенниками, либо иным образом. » знаете - мен€ это очень радует и не позвол€ет душе расслабл€тьс€,потому что никто не знает дней своих последних, и кто знает ( ќдин √осподь) - успею ли € хоть что-нибудь пон€ть в той истине, которую пропустила в своей греховной молодости. Ѕлагословите, отец јндрей и помолитесь обо мне, грешной рабе Ѕожьей —ветлане............. ѕотому что в свои 53 года € наконец-таки начала понимать - что —вет в конце туннел€, это именно √осподь, открывающийс€ ежедневно нам в чтении ≈вангели€, —в€щенных ѕреданий и ѕисаний............ ѕростите, если что не так смогла выразить..............

    2014-01-04
    18:50
    јнатолий ѕеньшин:
    " аким образом подобный горе могучий ум “олстого мог родить такую мелкую мысленную мышь Ц загадка."

    Ќа эту загадку ответ дает —ам ’ристос. (»н.6)
    44 Ќикто не может придти ко ћне, если не привлечет его ќтец, пославший ћен€; и я воскрешу его в последний день.
    45 ” пророков написано: и будут все научены Ѕогом. ¬с€кий, слышавший от ќтца и научившийс€, приходит ко ћне.
    »наче говор€ своими только усили€ми ко ’ристу мы придти не можем. ќпыт “олстого нам это и подтверждает.

    2014-01-04
    17:56
    »нна ƒрук-“ополюк:
    спасибо батюшка анндрей. очень хороша€ и актуальна€ стать€,обличающа€ современное псевдо-христианства.

    2014-01-04
    16:27
    ѕетр:
    ”в. јндрей, отчество ваше не знаю. Ќе надо много говорить и доказывать. ≈сть св€щенное ѕисание. ƒл€ нас, дл€ христиан, «акон и руководство к действию. “ут все согласны?
    ќтношение к Ѕогу и Ѕожьему —лову требует мужества и правды.
    „итаем в Ѕиблии 3-ю книгу ћаккавейскую на русском €зыке, современном переводе, текст берем из интернета, адрес: http://www.rusbible.ru/index.html. “ак что текст официально православный.
    “ам все написано, и о переписи »удейского народа, и о попытке вхождение в св€та€ св€тых »удейского ’рама ≈гипетского деспота.
    ≈сли вы хотите поспорить, берите карандаш, ручку и спорьте со св€щенным ѕисанием.
    ¬от это будет по четному.
    » вы, редакторы, так же будьте честны и правдивы, если конечно вы веруете в Ѕога и Ѕоитесь ≈го.
    ѕередайте привет протоиерею ј. “качеву.

    ¬аш коментар

    ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

    ¬аш коментар:
    ¬аше име:
    ¬аш e-mail:
    ”несите броjеве
    коjе видите на слици:


    RSS 2.0