¬стреча с ѕравославием

ќбретенна€ св€тын€

ћалоизвестна€ страница истории “роице-—ергиевой Ћавры

—ергиевский историко-художественный музей —ергиевский историко-художественный музей
¬ послереволюционные годы брати€ “роице-—ергиевой Ћавры понимала, что в эпоху гр€дущих на ÷ерковь гонений монастырь не избежит закрыти€ и, подобно многим обител€м –усской ѕравославной ÷еркви, подвергнетс€ разграблению и опустошению. „тобы как-то сохранить лаврские св€тыни, в —ергиевом ѕосаде на преданных ÷еркви прихожан было приобретено несколько частных домов, которые становились, по сути, подворь€ми Ћавры и предназначались дл€ хранени€ лаврских св€тынь и пребывани€ изгнанной из обители братии.

ќдной из таких близких к Ћавре прихожанок была тетка моей мамы, постриженица ѕереславльского ‘еодоровского женского монастыр€ монахин€ ≈вфросини€ (Ѕаранова) (1892Ц1974). ¬ детстве она с двум€ своими брать€ми ¬асилием и јлексеем осиротела, их мать ћарфа (урожденна€ Ѕогословска€) умерла 39 лет в родах. –ожденный ею младенец ≈вдоки€, по-видимому от отсутстви€ материнского ухода, вскоре заболел и также преставилс€. »х отец, ‘еодор (ему тогда тоже было 39 лет), дал кл€тву, что больше не будет вступать в брак, очень горевал и всю жизнь прожил вдовцом. ќсиротевших детей воспитывала бабушка ≈лена, котора€ была очень набожной и строгой. ∆или дети в деревне ƒивово, находившейс€ Ђчерез полеї от знаменитой «осимовой пустыни, что недалеко от станции јрсаки. »споведоватьс€ все трое ходили к известному своей подвижнической жизнью старцу јлексию, который оставалс€ их духовником до своей смерти.

ƒуховна€ св€зь старца јлекси€ с моим дедом јлексеем сохран€лась и после смерти подвижника. јлексею, когда тот в 1982 году доживал последние дни своей земной жизни, старец јлексий и преподобный √ерасим ¬рачебник €вились во сне и сообщили, что он помрет в один из гр€дущих воскресных дней. ƒед объ€вил об этом всем домочадцам; прожив еще несколько недель, он в воскресенье отошел ко √осподу.

“итульный лист альбома с акварел€ми игумена »пполита. ѕод изображением √олгофы была надпись: Ђѕишу не дл€ славы, а дл€ забавы. »гумен »пполитї “итульный лист альбома с акварел€ми игумена »пполита. ѕод изображением √олгофы была надпись: Ђѕишу не дл€ славы, а дл€ забавы. »гумен »пполитї
 огда ‘росе, будущей монахине ≈вфросинии, исполнилось 17 лет, с ней случилось несчастье. ќна ходила за лошадью и боронила поле. Ќа ногах были лапти, которые прорвались и сильно натерли ногу. ¬скоре вы€снилось, что в открытую рану в ногу вошел волосатик. ќн стал разрушать кости.   сельской работе хрома€ ‘рос€ оказалась не пригодна. ≈й посоветовали переселитьс€ в —ергиев ѕосад и устроитьс€ работать на одну из городских фабрик.

«десь ‘рос€ стала часто ходить в Ћавру. ќднажды Ц по ее словам, это было в 1910 году, Ц прид€ в “роицкий собор, она, приложившись к мощам ѕреподобного, сто€ла в уголке и молилась. ¬друг к ней подошел тогда еще не знакомый ей архимандрит јристоклий, ныне прославленный в лике св€тых московский старец, наклонилс€ и тихо на ухо сказал: Ђ„адушка, хочешь, € теб€ исцелю?ї Ќа это ‘рос€ ответила: Ђѕусть будет надо мной вол€ Ѕожи€. √лавное Ц хочу спасени€ї. јрхимандрит јристоклий все последние годы своей жизни был ее духовником.

«а два-три года до смерти он благословил ‘росю на монашеский постриг и предложил вступить в сестричество ѕереславльского ‘еодоровского женского монастыр€. ѕри постриге мен€ть ей им€ не стали, но сохранили прежнее, назвав в честь преподобной ≈вфросинии, великой кн€гини ћосковской, супруги благоверного кн€з€ ƒимитри€ ƒонского.

ѕрожив в монастыре около шести лет, монахин€ ≈вфросини€ оказалась на улице, так как ее обитель Ц ‘еодоровский монастырь Ц закрыли. ≈й, как не достигшей преклонного возраста, необходимо было либо зарегистрироватьс€ в ѕереславле как безработной, либо вернутьс€ в свою деревню ƒивово, куда она формально и отправилась. ћонахинь выгнали, а здани€ захватили дл€ нужд народного хоз€йства. „асть монахинь во главе с игуменьей ќлимпиадой перебралась в центр города в сторожку храма св€тител€ ћосковского ѕетра, где они и доживали свой век. ѕохоронены эти изгнанницы все в одном месте, возле храма села “роицка€ слобода. “ам сбоку от церкви до недавнего времени находились могилы: игуменьи ќлимпиады, (она после разгона монастыр€ отбыла срок в ссылке, а когда освободилась, нашла своих сестер), схиигуменьи ћаксимиллы, игуменьи ≈вгении и игуменьи “аисии.

»кона Ђƒостойно естьї, привезенна€ архимандритом јристоклием (јмвросиевым) со св€той јфонской √оры и хранивша€с€ на ул.  ировской, в д. 76 (бывшей ул. ƒмитровской), у монахини ≈вфросинии (Ѕарановой). Ќыне находитс€ у правой стены (между хором и иконостасом) в “рапезной церкви “роице-—ергиевой Ћавры. »кона Ђƒостойно естьї, привезенна€ архимандритом јристоклием (јмвросиевым) со св€той јфонской √оры и хранивша€с€ на ул.  ировской, в д. 76 (бывшей ул. ƒмитровской), у монахини ≈вфросинии (Ѕарановой). Ќыне находитс€ у правой стены (между хором и иконостасом) в “рапезной церкви “роице-—ергиевой Ћавры.
»з деревни ƒивово монахин€ ≈вфросини€ оп€ть вернулась в —ергиев ѕосад, называемый теперь «агорском.   этому времени ее духовник архимандрит јристоклий уже умер, и она стала окормл€тьс€ у духовника ћосковской академии игумена »пполита (яковлева). ѕоследний посоветовал ей прописатьс€ в «агорске и купить дом. Ћавра формально считалась уже закрытой, но богослужени€ еще шли и сохран€лись лаврские скиты „ерниговский и √ефсиманский. ќт Ћавры дл€ покупки дома ей даже добавили определенную сумму денег. ќбитель, таким образом, приобрела себе надежного и преданного владельца недвижимости по адресу: улица  ирова (бывша€ ƒмитровска€), дом 76. ѕоселились в нем две бывшие насельницы закрытого в ѕереславле ‘еодоровского монастыр€: монахин€ ≈вфросини€ и инокин€ ѕелаги€. ƒом был п€тистенком, жили они в двух кель€х; в доме был еще зал и терраса.

 ак только нависла угроза окончательного закрыти€ Ћавры, брати€ перевезла в дом к монахин€м выносимый на ¬оздвижение дерев€нный крест с изображением –асп€того ’риста (сейчас он находитс€ в лаврской надвратной ѕредтеченской церкви), а также большой образ Ѕожией ћатери Ђƒостойно естьї, который привез со св€той јфонской √оры архимандрит јристоклий.

ƒругую икону отца јристокли€ Ц Ђ—коропослушницаї, Ц также привезенную с јфона, брати€ передала в дом преданной Ћавре христианке ћарии ћихайловне ∆елудковой, жившей около вокзала, на ¬ознесенской улице. —ейчас этот образ находитс€ в Ќикольском храме города ѕушкина, куда передал его ее внук  онстантин ∆елудков.

ѕо рассказам монахини ≈вфросинии, когда Ћавру закрывали, последним ее покинул схиархимандрит «осима, духовник братии. ≈го могила находитс€ в ћоскве на Ќемецком кладбище и в безбожные годы была очень почитаема.

¬ эти т€желые годы дом-подворье стал часто навещать духовник монахини ≈вфросинии Ц насельник лаврского „ерниговского скита игумен »пполит. ќн любил заниматьс€ живописью, работал в стиле академического реализма и, по-видимому, был св€зан с лаврской художественно-иконописной мастерской. ќн даже устроил у монахинь своего рода мастерскую: поставил мольберт и писал различные картины на духовные темы.  роме того, он перенес в дом около 10 живописных полотен разных мастеров, хранившихс€ до этого в его скиту. „асто навеща€ монахинь, отец »пполит постепенно создал целый альбом пейзажей, выполненных в сложной технике акварели, гуаши с доработкой пером и тушью. Ќа титульном листе этого альбома пером было сделано изображение √олгофы, а под ним слав€нской в€зью Ц надпись: Ђѕишу не дл€ славы, а дл€ забавы. »гумен »пполитї.

»гумен »пполит. –ождество ’ристово. ‘рагмент картины. ’олст, масло »гумен »пполит. –ождество ’ристово. ‘рагмент картины. ’олст, масло
††††

—тали закрывать скиты. ¬ эти годы отец »пполит неоднократно предупреждал монахинь об опасности, котора€ угрожает верующим, особенно духовенству, со стороны безбожных властей. —ам он с несколькими монастырскими брати€ми позднее переселилс€ в дом —ычЄва Ц в такой же, как и у монахини ≈вфросинии, частный дом в «агорске.

ќднажды вечером 1937 года отец »пполит по€вилс€ в доме у монахинь с большим рулоном в руках

„удотворную „ерниговскую икону Ѕожией ћатери после закрыти€ скита отец »пполит передал в ћоскву, в церковь преподобного —ерги€ –адонежского. ќднако перед самой своей смертью он сообщил монахине ≈вфросинии, что эта церковь скоро будет закрыта. » однажды вечером 1937 года по€вилс€ в доме у монахинь с большим рулоном, покрытым цветной материей. ¬ рулоне, как он по€снил, была свернута€ икона „ерниговского скита Ц „ерниговска€ ѕресв€та€ Ѕогородица, Ц выполненна€ на холсте масл€ными красками с позолотой. ќтец »пполит просил монахиню ≈вфросинию тайно хранить ее до урочного времени, и если она доживет до лучших лет, то вернуть в „ерниговский скит.

ѕосле закрыти€ Ћавры знающие люди приходили на улицу  ирова, 76, где тайно совершались Ѕожественные Ћитургии. ƒл€ этого был освобожден зал дома, а упом€нутыми принесенными иконами образовали импровизированный иконостас. —лужили изгнанные из монастыр€ иеромонахи или проезжающие через «агорск надежные св€щенники. ѕосле войны в дом к монахине ≈вфросинии несколько раз приезжал работавший в ѕатриархии архимандрит »ереми€ (Ћебедев), который вс€кий раз служил перед „ерниговской иконой молебен.

 огда у брата монахини ≈вфросинии јлексе€ выросла дочь ¬алентина, мо€ будуща€ мама, она переехала в «агорск и была прописана в доме своей тетки. ѕо ее рассказам, в юности она спала пр€мо под „ерниговским образом Ѕожией ћатери: он был прибит к стене, у которой сто€ла ее кровать. „ерниговский скит был закрыт, Ћавра хот€ и начала свое духовное возрождение, но еще в основном сто€ла в руинах.

»гумен »пполит. ѕейзаж. јкварель, гуашь, тушь »гумен »пполит. ѕейзаж. јкварель, гуашь, тушь
¬ 1953 году состо€лась свадьба моих родителей Ц ¬алентины и ¬ладимира Ќедосекина, тогда студента ћосковской духовной семинарии (позже протоиере€ и отца шестерых детей). ќтец был из ярославской епархии и не захотел прописыватьс€ в лаврском доме; после окончани€ учебы он уехал с женой в ярославль.

ќн получил приход в ѕереславле и, часто навеща€ Ћавру, останавливалс€ в доме тетки своей жены.   тому времени этот дом совершенно обветшал. Ќадо думать, что и ко времени его покупки монахиней ≈вфросинией он уже был далеко не новым. ќтец прин€л решение поставить новый дом. Ќо ему было жаль сносить старый, св€занный с Ћаврой и его св€тын€ми. ќн раскатал его и переставил вглубь двора, а на его место привез из Ќагорь€ новый сруб, который и стал нашим домом. ћонахин€ ≈вфросини€, уже в весьма преклонных летах, переписала вновь построенную избу на плем€нницу Ц отец отказалс€ быть его владельцем.

¬ эти годы вышла даже пасквильна€ стать€ в местной газете Ђ¬передї, где говорилось, что Ђпопы-мироедыї настолько обогатились, что на одном участке став€т Ђдве виллыї. Ђƒом этот давно пользуетс€ у советской власти дурной славой, так как св€зан с церковниками и распространением ими религиозного мракобеси€ї. Ќаступали годы хрущевских гонений на ÷ерковьЕ

»з дома вынесли всЄ, вплоть до одежды и обуви, Ц но икон на стенах не тронули.

ѕозднее нежелание моего отца прописыватьс€ в «агорске Ђспасло домї от конфискации его социалистическим государством. ¬ те годы на духовенство обрушилась нова€ беда Ц опись имущества. ќтца, как и многих приходских св€щенников, Ђописалиї. ≈му выставили совершенно невообразимый счет, пуга€ при этом, что раньше таких, как он, вообще расстреливали. ѕлатить отцу было нечем, и из ярославской области в город «агорск приехала комисси€, котора€ нашла, что дл€ погашени€ отцовского долга Ђстоимости дома достаточної.   нам на  ировскую улицу за€вились восемь человек. Ќашу семью попросили очистить дом. ј когда разобрались, что дом принадлежит не Ђпопуї, а его жене, то вынесли из него всЄ, вплоть до одежды и обуви, оставив дом совершенно пустым, даже без кастрюль, ложек и тарелок, Ц но при этом не тронули икон на стенах. ѕредметы культа тогда товарищей еще не интересовали.

¬ эти годы отец прин€л решение вернуть иконы в Ћавру. Ѕрати€, пришедша€ в обитель после ее открыти€, ничего не знала о хранившихс€ по посадским домам св€тын€х. ќтец рассказал о наход€щихс€ в его доме иконах своему другу, лаврскому иконописцу отцу Ќиколаю, будущему архимандриту. “от передал всЄ наместнику. Ѕыл подготовлен транспорт, который и перевез иконы в монастырь. ¬ частности, была возвращена привезенна€ архимандритом јристоклием с јфона икона Ѕожией ћатери Ђƒостойно естьї. ≈е сейчас можно видеть сто€щей в кивоте у правой стены в “рапезном храме между иконостасом и хором, р€дом с иконой св€тител€ Ќикола€.   другой иконе отца јристокли€ Ц Ђ—коропослушницеї, Ц наход€щейс€ в доме на улице ¬ознесенской, знавша€ лаврска€ брати€ ходила, чтобы прочитать акафист или отслужить молебен, вплоть до начала 1990-х годов. ѕотом эта икона была передана в храм города ѕушкина.

»гумен »пполит. ѕейзаж. јкварель, гуашь, тушь »гумен »пполит. ѕейзаж. јкварель, гуашь, тушь
 огда вывозили иконы, монахин€ ≈вфросини€ не отдала образ „ерниговской Ѕожией ћатери, сказав отцу: Ђ¬от когда откроют „ерниговский скит, тогда и вернешь ее. ћне отец »пполит завещал отдать ее в старое местої. “ак „ерниговска€ икона и оставалась висеть прибитой гвозд€ми к стене над кроватью в келье монахини ≈вфросинии вплоть до ее смерти.  огда же она умерла 27 ма€ 1974 года, пришли из Ћавры монахини, чтобы облачить ее; одна из них, работавша€ в Ћавре, Ц јнна ѕавловна (монахин€ »сидора была бухгалтером в академии) Ц сн€ла икону с гвоздей и забрала с собой. »сторию этого образа она знала.

ћного лет € наде€лс€ увидеть эту икону, особенно когда стали открывать лаврские скиты. ¬ доме врем€ от времени говорилось, всегда с сожалением, о пропаже „ерниговского образа. «а эти годы € видел много подобных икон, написанных также на холсте, копий или реплик: в –оссии, на ”краине, даже на јфонской горе. ќднако той, с характерной дырой-ожогом на правой розетке с именем »’ ’—, хранившейс€ в нашем доме, € не встречал. –одители стали считать ее пропавшей.  огда маму спрашивала брати€ из „ерниговского скита, где икона, она рассказывала ее историю Ц всЄ то, что € поведал выше, Ц до времени смерти своей тетки. ƒалее никто ничего не знал.

9 августа 2013 года, на пам€ть св€того великомученика ѕантелеимона, после служени€ Ѕожественной Ћитургии в “рапезном храме Ћавры, € был приглашен в реставрационные мастерские “роице-—ергиевой обители.  аково же было мое изумление, когда среди прочих икон, хран€щихс€ в запасниках мастерской, € увидел Ђнашї „ерниговский образ. ќн был уже на нат€нутом дублирующем холсте и с небольшими очень неудачными тонировками Ц Ђпоновлени€миї. ќднако у мен€ не было сомнений, что это Ђнашї образ. ¬ свое врем€ € часто разгл€дывал его. ѕорез-прожог на правой розеткеЕ ”траты справа по краю рамы на уровне хартии в руках —пасител€ и рваный низ холста под рукой Ѕогоматери. ≈ще тогда, в 1970-е годы, образ был сильно пересушен и сыпалс€. ѕоследующее его сворачивание в рулон только увеличило утраты красочного сло€. Ћик Ѕогоматери слева от зрител€ был сохранен только наполовину (теперь он осыпалс€ еще более). ’арактерным признаком было и то, что корона над головой Ѕогоматери была протерта до самого холста.

„ерниговский образ Ѕожией ћатери, переданный духовником ћосковской духовной академии игуменом »пполитом (яковлевым) монахине ≈вфросинии (Ѕарановой) и хранившийс€ у нее с 1937 по 1974 г. „ерниговский образ Ѕожией ћатери, переданный духовником ћосковской духовной академии игуменом »пполитом (яковлевым) монахине ≈вфросинии (Ѕарановой) и хранившийс€ у нее с 1937 по 1974 г.
ѕосле моих расспросов, как икона попала в мастерские, мне удалось вы€снить, что она была доставлена туда довольно давно. ≈е принесли на реставрацию и почему-то забыли. „еловек, который принес икону, не мог ничего знать о ее истории, так как всего не знала и вз€вша€ образ у монахини ≈вфросинии јнна ѕавловна.

я догадываюсь, как икона оказалась в мастерских. ѕо-видимому, после кончины бухгалтера ћосковской духовной академии јнны ѕавловны (монахини »сидоры) кто-то из близких ей людей отдал найденную у нее икону в Ћавру.

—ейчас икона очень повреждена, сохранилось около 75 процентов красочного сло€. Ќо, безусловно, это она.  ак только взгл€нула на икону мо€ мама Ц сразу узнала ее. Ётот образ сопутствовал ей в жизни в течение 30 лет. —лава Ѕогу, обрелась св€тын€ лаврского скита. “а сама€ „ерниговска€ икона Ѕожией ћатери, данна€ почти 100 лет назад, в безбожное лихолетье ушедшего века, игуменом »пполитом на сохранение тетке моей матери монахине ≈вфросинии (Ѕарановой).

06 / 02 / 2014

 

 оментари:

2014-02-07
06:23
lyudmila :
—паси Ѕќ√ дорогой батюшка ѕавел.
так тепло и так при€тно было читать
о ваших бабушках тетушках как будто это мои родные люди.
“ак любовь ко √ќ—ѕќƒ” к ћатушке Ѕогородице освещает нас.

2014-02-07
01:20
»нна:
—пасибо за статью!ѕростота и теплота строк трогает и согревает!Ѕудучи ещЄ ребЄнком читала о духовных и житейских подвигах,насельников и послушников —в€то “роицкой Ћавры!ћолитва у мощей преподобного —ерги€ в намолином храме незабываема!ѕомощь почитаемого мною св€того чувствую,что не даЄт закостинеть моей душе!

2014-02-06
12:17
ƒмитрий:
ќтче, спасибо за статью!
“олько до революции название города было —ергиевский ѕосад.
”резанное "—ергиев ѕосад" началось с 1990 года...

2014-02-06
11:47
јндрей:
≈щЄ  онрад √еснер в своей Ђ≈стественной историиї (XVI в.) писал: ЂЌекоторые полагают, что это оживший в воде волос из конского хвоста, но это маловеро€тної. ѕо народному поверью, волосатики могут внедр€тьс€ в кожу человека во врем€ купани€; обычно в п€тку. ѕосле этого червь выедает внутренности человека или Ђдоходит до сердцаї. Ќа самом деле, это суеверие; волосатики, несмотр€ на свой вид, безопасны дл€ людей. Ћюди могут случайно проглотить их личинки и цисты, однако в люд€х они не паразитируют.ѕаразитируют чаще всего в наземных насекомых Ч пр€мокрылых, жужелицах, мертвоедах.
¬олосатики встречаютс€ как ложнопаразиты у рыб, улиток, мелких ракообразных, даже у человека и домашних животных.

2014-02-06
11:21
Anna:
"¬скоре вы€снилось, что в открытую рану в ногу вошел волосатик"
¬олосатик-это что инфекци€ така€?

2014-02-06
11:13
≈лена:
ќчень сложно отдельному человеку идти против господствующих в обществе идеологий и правил существовани€, €, например, если бы на мен€ заорали в Ќ ¬ƒ поверила бы и умерла (?) от страха, а люди же какие стойкие в ѕравде, пр€тали терпели сохранили.

¬аш коментар

ќвде можете оставити ваше коментаре. —ви коментари биЮе прочитани од стране уредништва ѕравославие.Ru.

¬аш коментар:
¬аше име:
¬аш e-mail:
”несите броjеве
коjе видите на слици:


RSS 2.0