Доброму старцу Добри Добреву — 100 лет!

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 21 июля 2014 г.
https://pravoslavie.ru/put/72363.htm
Николай Москов
Перевела с болгарского Станка Косова

20 июля 2014 года удивительному праведнику наших дней Добри Добреву исполнилось 100 лет. Редакция портала Православие.Ru от всей души поздравляет болгарского старца и публикует о нем небольшую статью.

Дедушка Добри Добрев у себя дома Дедушка Добри Добрев у себя дома
    

Излучая свет, словно догорающая церковная свеча, старец держал молитвенник почти у самых глаз и твердил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного…» Не знаю, давно ли он так молился, но минут через 20 затих… и исчез как дым. Я снова и снова оглядывал комнату вокруг — его нет! Стучал, шумел, звал его по имени, и наконец в углу что-то зашевелилось. Дедушка Добри поднялся и открыл мне дверь. И тут словно оживший лик сошел с иконы и встал передо мной.

Жители Софии знают его как нищего, просящего милостыню у храма святого Александра Невского. Когда стало известно, что из выпрошенных им грошей он пожертвовал храму 35 тысяч левов и стал таким образом самым крупным его дарителем за всю историю, за ним закрепилось клише «нищий святой».

Дедушка Добри известен в православном мире, о нем писали и в России, и в Румынии, а на днях СМИ сообщили, что о нищем святом рассказал папа Франциск. Но дедушка Добри далек от мира сего со всеми его подводными камнями. Старцу и дела нет до интернета, но там ведут его профили в фейсбуке и твиттере, рассказывает о нем и википедия, его огромный образ украшает всю стену многоэтажки в столичном квартале «Хаджи Димитрий», а на моренах у набережной города Приморско он изображен рядом с Ханом Аспарухом и другими легендарными личностями[1].

Добри Добрев, изображенный на торце одного из домов Софии Добри Добрев, изображенный на торце одного из домов Софии
    

Дедушка Добри продолжает оставаться загадкой для наших современников — и это к лучшему для его внутреннего мира, говорят монахи. Знакомый ему бизнесмен из Старой Загоры[2] пришел в изумление, услышав у входа в храм св. Александра Невского, что дедушка Добри свободно общается по-немецки с каким-то иностранцем. Бизнесмену пришлось ждать 15 минут, пока закончится их разговор, чтобы поцеловать старцу руку[3].

Старца уже два раза избивали и грабили софийские наркоманы

Но старца уже два раза избивали и грабили софийские наркоманы. И полицейские тоже беспокоили его из-за Бай Добри Баретата, который, оказывается, приходился ему внуком, говорят в Байлове[4].

Добри Добрев Добри Добрев
Дедушку Добри называют не иначе как живой иконой, святым, бессребреником, нищим Христа ради, церковным человеком и т. д. Но если отложить все эти эпитеты, то известно о нем совсем мало. Кто же он?

Дедушка Добри — ровесник Патриарха Максима[5] и матери Евпраксии из Врачешского монастыря[6], скончавшейся несколько месяцев тому назад. Родился он в 1914 году, и 20 июля ему исполнилось 100 лет. До 80-летнего возраста он пешком отмеривал 40 километров из Байлова до Софии, а затем стал ездить автостопом, но поскольку водители знают его, ему не приходится долго стоять на обочине дороги.

Дедушка Добри не появлялся после Нового года, сказали мне вчера нищие у кафедрального собора св. Александра Невского. И служащие храма тоже подтвердили, что не видели его после праздников.

Старец отдал всё Церкви и уже многие годы ютится в стареньком домике

Старец отдал всё, что у него было, Церкви и уже многие годы ютится в стареньком домике из двух комнаток, что во дворике храма святых Кирилла и Мефодия в его родном селе Байлово. В первой комнатке у него стоит кровать и очаг с подвешенным над ним на цепях котелком. А внутренняя комнатка — его молельная. Здесь он на восточной стенке соорудил скромненький иконостас с лампадой и каждый день часами молится перед ним.

В ближнем к иконостасу углу — место для его отдыха. Там дед Добри спит на полу на овечьих шкурах. Маленькая ветхая печурка да куча дров перед ней довершают убранство комнаты. Холодильником ему служит яма, выкопанная глубоко в полу и выложенная камнями. На столе у самого окошка лежат пустой портфель и книга, в которой он ведет строгий учет собранной им милостыне.

— Он безупречно ведет отчетность и всегда приносит монеты, полученные от людей, завернутыми в бумажки по 10 штук и описанными, — поясняет продавщица из магазина напротив церкви, которая разменивает ему мелочь.

Но дома он денег больше не держит с тех пор, как его дважды грабили неизвестные люди. Лишь одна большая банка, полная евро, долго еще стояла на подоконнике:

— Эти деньги не идут, на них ничего невозможно купить, поэтому они и стоят тут, — объяснял старец, когда один из его приятелей повел его в банк. Там их пересчитали и добавили на счет дедушки Добри еще 1300 евро.

Дедушку Добри недолюбливают родственники с тех пор, как он 15 лет тому назад отдал всё свое имущество Церкви.

Повседневный быт Добри Добрева Повседневный быт Добри Добрева
    

Он ходит в крестьянских штанах и питается одним хлебушком.

Обстирывает себя и умывается он у родника

У него есть деньги на то, чтобы жить на широкую ногу и каждый день одеваться во всё новое, однако он ходит в крестьянских шерстяных штанах и питается одним хлебушком. Обстирывает себя и умывается он у родника, что на улице напротив церкви, говорят в Байлове.

Немногие знают, что он несет подвиг юродства. Юродивые сознательно симулируют безумие, чтобы скрыть от мира свое совершенство, избежать суетной мирской славы и таким образом стяжать милость Божию.

Подобно пустынным подвижникам, он по две недели ночует под открытым небом среди кустов самшита, в деревянном корыте для замешивания теста. Когда-то близкие спрашивали его, почему он так делает, а он отвечал, что внутри, в комнате диавол избивал его и искушал на совершение греха.

— Болезнь — это милость Божия, это испытание нашей веры. Ставьте свечи в храме и молитесь о человеческих душах. Ты делаешь добро — Господь видит это и вознаградит тебя. Деньги учат молодых всякому злу. Родителям не надо давать много денег детям, приучать их к достатку, это развращает, — наставлял вчера старец.

Дедушка Добри на пороге своего домика в Байлове заявил вчера, что больше не будет стоять у храма св. Александра Невского в Софии, где долгие годы собирал милостыню на Церковь. Дедушка Добри на пороге своего домика в Байлове заявил вчера, что больше не будет стоять у храма св. Александра Невского в Софии, где долгие годы собирал милостыню на Церковь.
    

Он собирает деньги, но не любит денег. Если подать ему бумажные деньги, то он откажется от них. А если всучить ему их насильно, он отдаст их кому-нибудь.

Дедушка Добри раздал на строительство и ремонт храмов около миллиона левов

Сколько он выпросил и передал Церкви за последние 30 лет? По подсчетам Георгия из города Елин Пелин, его доверенного лица на протяжении нескольких десятилетий, дедушка Добри раздал на строительство и ремонт храмов, часовен и монастырей Болгарии около миллиона левов.

Миллион, собранный из грошей в пластмассовом стаканчике возле храмов святого Александра Невского или святой Недели[7] в Софии. Помогал он и Калоферскому монастырю, 57 тысяч левов передал монастырю в Елешнице. Однако долго плакал, когда понял, что монастырь этот не относится к Синоду и им владеет какая-то фирма.

Дедушка Добри Добрев у себя дома Дедушка Добри Добрев у себя дома
    

В монастыре Кръстова гора («Крестный лес») имеется специально отведенная для него келья, и это после того, как он внес сюда лепту в 28 тысяч левов. В прошлом году он одарил и Басарбовский монастырь под городом Русе. На собственные деньги он воздвиг довольно много церквей и часовен, например, храм Святой Троицы в родном ему селе Байлове.

— Мы уже начали строить часовню Покрова Пресвятой Богородицы в городе Елин Пелин и рассчитали всё до стотинки. Он захотел помочь нам, мы сказали, что нам не хватает двух бонов[8]. Это было осенью, а уже в марте старец пришел, мы с ним отправились в банк, и он вручил мне там деньги. Я их считаю — 2800 левов. Возвращаю ему 800, потому что они мне не нужны, ведь все расходы уже были предусмотрены. «Эти деньги тебе потребуются, возьми их», — запихивает он мне их в руки, а я, упрямый, не взял. И вот в точности 800 левов нам и не хватило в итоге. Но старец знал это и сберег деньги, — рассказывает верующий из города Елин Пелин.

Несколько лет тому назад Стунджи и Елица[9] отдали ему 5 тысяч левов. Музыканты позвонили своему знакомому, доверенному лицу дедушки Добри, и сказали, что хотят отдать свою премию — 5 тысяч левов — благочестивому старцу. Однако дедушка Добри отдал их своему приятелю из Елина Пелина, чтобы тот подарил их кому хочет, по своему усмотрению. Но когда понял, что тот хочет отправить их отцу Ивану из села Нови хан[10], то забрал их назад. Через десять дней та же история повторяется вновь. Тогда старец говорит:

— Какой Нови хан? Ты что, не понял, что там блудилише и всё, кроме церкви, надо снести с лица земли, а священнику спасаться на Святой Горе Афон? Я отдам эти деньги Врачешскому монастырю, отвези меня туда.

Дедушка Добри Добрев у себя дома Дедушка Добри Добрев у себя дома
    

Приезжают они, дедушка Добри отдает игуменье 5 тысяч левов и просит ее впредь говорить ему, в чем монастырь будет нуждаться, чтобы он посылал им деньги.

— После этого я лично отнес 28 тысяч левов его денег во Врачешский монастырь, — рассказывает доверенное лицо старца.

Дедушка Добри обратился к вере в 38 лет. У него было пятеро детей, а шестым стал усыновленный его женой сирота.

— Жена меня не послушала, но теперь она у Бога, потому что усыновила сиротку и тем спасла ему жизнь, — часто говорил Добри.

Однажды священник сказал ему:

— Если хочешь искать Бога, обрати свои стопы на Восток

Сейчас из всех его детей жива только Богданка, она живет в Елешнице и навещает его. Ей было 4 месяца, когда Добри ушел из семьи и принялся искать Бога. Он был очень зажиточным, и всё добро оставил жене. Подался на Запад, стал наниматься на работу то в одном селе, то в другом, и так целый год. Пока однажды священник не сказал ему:

— Если ты хочешь искать Бога, надо обратить свои стопы на Восток.

Добри Добрев читает Библию Добри Добрев читает Библию
    

Добри послушал его и вернулся назад. Пришел в Сокольский женский монастырь, что в Габрове, и 28 лет трудился в нем по хозяйству и пас коров. Пробыл и во Врачешской обители год, но ни монахом, ни даже послушником не стал. А сейчас его жизнь служит образцом и для монахов, и для владык. Но сколько их, тех, кто обладает такой силой, бескорыстностью и святостью, чтобы следовать его примеру?

Он пережил Патриарха Максима, засвидетельствовавшего свое великое уважение к ровеснику тем, что в его церквушку за несколько часов до Пасхи на мерседесе доставляли благодатный огонь из Иерусалима.


[1] Хаджи Димитрий (1840–1868) — болгарский национальный герой, воин, погибший в борьбе против турецкого ига.

Морена — обломки горных пород, перенесенные ледником на некоторое расстояние.

Приморско — город в Бургасской области на берегу Черного моря.

Хан Аспарух (681–701) — создатель и первый правитель Болгарии, успешно воевавший против Византии.

[2] Стара Загора (Верея, Боруй) — древний город-курорт и областной центр в центральной части Болгарии.

[3] Прикладываться к руке не только священнослужителя, но и своих родителей, стариков, крестных — старинный благочестивый обычай болгар и румын.

[4] Николай Добрев, он же Бай Добри («Дядя Добри»), прославился месте со своими братками-бандитами как организатор «фабрики убийств» в 2002 г. после неудачного покушения на своего бывшего подельника. — Болг. ред.

[5] Патриарх Максим (Минков; 1914–2012) возглавлял Болгарскую Православную Церковь в 1971–2012 гг.

[6] Игуменья Евпраксия (1914–2013) была настоятельницей Врачешского монастыря в 1976–2013 гг.

[7] Святая Неделя в русских святцах названа Кириакией («неделя» переводится как «день Господень», или «кириакия»). Память святой Недели-Кириакии совершается 7/20 июля (см. http://www.pravoslavie.ru/put/54921.htm).

[8] Бон — денежный знак, вышедший из употребления.

[9] Стунджи и Елица — популярный дуэт, представлявший Болгарию на конкурсе Евровидения в 2007 и 2013 гг.

[10] Священник отец Иван — основатель приюта для сирот и бездомных в селе Нови хан.