Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 

История и современность
Священномученик Иларион
Российский центр Туринской Плащаницы
Издательство
Магазин «Сретение»
Оптовый интернет-магазин
Сретенская Духовная Семинария
Воскресная школа «Сретение»
Путь в монастырь
Расписание богослужений

Ты помнишь, как все начиналось…

3 октября 2009 г.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

Александра, выпускница Географического ф-та МГУ

Поезд Павелец-Узуново. Кто-нибудь знает, где находится Павелец? Нет? А кто-нибудь знает, что в честь него назван Павелецкий вокзал? Это не просто поезд, это, так сказать, поезд-мутант: нечто среднее между электричкой и общим вагоном: количество посадочных мест не ограничено, но вагона всего три. Воскресенье, вечер, поэтому многие стоят: люди возвращаются из родных домов на работу в Москву. Но нам повезло: мы девушки и нам чудом удалось сесть. Прикрываю глаза: усталость, духота, мерное укачивание и стук колес склоняют ко сну. Пара бессонных ночей и новые впечатления делают свое дело. Слышу, ребята стали говорить чуть громче: болтают о чем-то интересном. Но присоединяться нету сил… Блаженная усталость, приоткрываю глаза и смотрю на них через прищур: вот они, мои друзья, какие красивые. Особенно сейчас, когда солнце клонится к закату и подсвечивает их силуэты – они сидят на боковушках, опустив столик, спиной к окну.

Какие же они красивые. И кажется, более счастливые, чем по дороге «туда». Ничего, совсем счастливы они будут, когда войдут в метро… Шесть часов пути с непривычки кажутся подвигом! Помнится, 3 года назад и нам дорога от Михайлова до Москвы казалась длиною в полжизни. Наша любимая станция пересадки: «Узуново»!!! Покажите мне человека, который побывал бы в Михайлове, и сердце его не трепетало бы от этого звучного названия! Тогда обретались свои традиции, общие воспоминания… Кто же из тех, кто стоял у истоков наших поездок к детям в интернат, сейчас с нами? Совсем немного, пара человек. Остальные – кто обзавелся собственной семьей, кто нашел очень ответственную работу по сердцу, кто-то читает лекции, кто-то поступил в семинарию, а кто-то уже служит в храме Божием… Первое поколение ушло, пришло второе, за ним третье и уже весной, совершенно неожиданно – объявилось четвертое поколение участников. Они совсем другие, не такие, какими были мы, когда начинали этот путь. И мы уже сами тоже не такие, какими были прежде. Каждый человек вносит свой вклад в облик нашей компании, в настрой каждой поездки. Любой человек неповторим, и поэтому каждая поездка обретает свой неповторимый характер.

Мы ездим ради детей, но сейчас я смотрю на ребят и любуюсь ими. Что они чувствуют, что они думают, что переживают и обретают в этом путешествии? Что заставляет их оставлять привычные занятия, дом, учебу, родных, друзей, что-то отменить, чем-то пожертвовать, отказаться от здорового и длительного сна в долгожданные выходные дни? Как интересно, только мы воплотили идею ездить в интернат на 2 дня с ночевкой, сразу стало заметно: люди, которые провели эти 2 дня вместе, становятся почти родными, отношения совершенно преображаются.

Вспоминаю наше первое возвращение из Михайлова на электричке, долгое-долгое, как сидели и болтали, как девчонки складывали оригами и пели песенки тогда, три года назад. Как давно это было и как недавно. Наши утопические планы и призрачные мечты, наши иллюзии о том, какие дети тут живут и чем мы с ними будем заниматься, забавно, жизнь оказалась совсем другой… Одни люди уходят, другие приходят, вот они, совсем новое поколение, едут домой. О чем они думают? Что вспоминают?

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА С ДЕТСТВОМ.

Евгений, выпускник Механико-математического ф-та МГУ

Начну с благодарности моему другу Антону, который позвал меня в поездку в детский интернат города Михайлов. Сейчас, когда я уже побывал там три раза и мечтаю поехать в четвертый, так забавно вспоминать, с чего все это начиналось два месяца назад.

У меня дома скопилось много разных книг, в том числе и детских. Конечно, со многими из них связано немало чудных воспоминаний, но в то же время перечитывать их просто не было желания, да и нужды. Вот я и вспомнил про Антона и интернат...

Сначала я думал так: «Отдам книги, и слава Богу!» Но мой друг думал иначе. Он мне так и сказал: «Книги? Книги - это замечательно! Вот вместе и отвезем».

Признаюсь, сначала я струсил. При словах "интернат" или, например, "детский дом" мое воображение рисовало, прямо скажем, не самые радужные картины. Сразу вспомнились описания "богоугодных" заведений в литературе, как отечественной, так и зарубежной. Да уж, ничего хорошего обычно не писали об этих местах. Но поехать все-таки решился.

Это было 4 апреля. Антону как раз исполнился двадцать один год. В Москве стояло серое, пасмурное, промозглое утро. Минус два где-то. К 7 зашел Антон, у меня уже все было собрано: два баула с книгами. Одеваюсь потеплее. Я никогда не был в Рязанской области, не знаю, как там вообще - холоднее, чем в Москве, или теплее...

Сбор был на Домодедовской в 7:45, мы, кажется, даже пораньше прибыли. Нас ехало человек десять, из них трое ребят: кроме нас с Антоном еще был Илья. Я никого не знал и немного стеснялся. Не знал, о чем и с кем разговаривать, но сразу почувствовал, что настроены все очень дружелюбно: весело болтают, шутят, смеются. Этот всеобщий настрой передался и мне, и я расслабился.

В автобусе Москва-Михайлов время пролетело незаметно. Я большую часть времени мирно спал или смотрел в окно на наши унылые серые поля вперемешку с лесами. Надо сказать, что ближе к нашему пункту назначения поля стали преобладать. Ну вот, наконец! Приехали! И трех часов не прошло.

От автовокзала, куда мы прибыли, нужно было еще идти пешком. Не далеко. Через местную рыночную площадь, потом по мосту через жиденькую речку, потом на крутую горку. После нее, отдышавшись, прямо, направо, и вот мы уже воочию могли созерцать цель нашего путешествия - трехэтажное здание со следами недавнего ремонта в виде современной выделяющейся на фоне окружающих зданий бело-синей пластиковой обшивки.

Вошли, и тут началось: куча детей бегают, носятся туда-сюда, бросаются навстречу, радуются и веселятся. На меня, конечно, смотрят немного настороженно, все-таки незнакомый человек, ну и я, в свою очередь, еще не знаю, куда себя деть, что делать. Гляжу на остальных: как они себя ведут, как общаются с детьми, и стараюсь делать то же самое. Меня можно понять: у меня нет ни братьев, ни сестер, опыта общения с детьми у меня, можно сказать, никакого.

Но мне сразу понравилось, просто очень понравилось. Они такие непосредственные, прямые, чистые, эти дети. Столько в них энергии, жизнерадостности. Ты сам, какой бы ты ни был усталый, черпаешь от них силы, чтобы бегать, играть, таскать их туда-сюда, отвечать на разные вопросы.

А еще начало отчетливее проступать из памяти то, что, затертое разными проблемами: учебами, работами, друзьями, развлечениями - в общем, всем известными житейскими вещами, отошло на второй план, выцвело, потускнело в памяти. Что это? Мое собственное веселое, беззаботное, милое и родное детство. Каждый взгляд на ребенка, на его шалости, озорство, на его стеснительность и честность, на его необузданный интерес к миру и открытость всему новому, неизведанному, каждое его действие напоминали мне себя маленького, свои восторги и удивления, радости и печали, такие детские и наивные сейчас, но поистине значимые тогда.

Можно долго рассказывать, как мы провели тот день, как играли с детьми, рисовали плакат, который кто-то куда-то потом уволок, как я потихоньку со всеми знакомился, и с детьми, и с моими спутниками, как весело праздновали день рождения Антона, как ходили на вечернюю службу в церковь неподалеку, как пели вечером песни под гитару вместе с семинаристами из Коломны, - всего не перечислишь; но для меня самым большим впечатлением стало чтение сказки на ночь маленькой Вике. Я на память, коряво, как сумел, а умею я очень плохо, рассказал ей сказку про белую цаплю, и она, о чудо, уснула. Не описать и не передать словами этого ощущения. Скажу одно, в детстве я сотни раз засыпал за сказками и ласковыми поглаживаниями бабушки или мамы, убаюканный размеренным ритмом чтения и прикосновением родной, теплой, такой привычной ладони; так вот, в тот вечер я вернулся в свою детскую опочивальню, в свои самые безмятежные годы, которые, я думал, уже никогда не вернутся, и которые, как оказалось, были совсем рядом…

Я бы хотел выразить огромную благодарность, всем тем людям, стараниями, трудами, бессонными ночами и постоянными хлопотами которых эти поездки стали возможны.

НАШИ ДЕТИ

Алёна, ординатор, выпускница лечебного ф-та ММА

- Наташка, тебе Москва-то понравилась?

- Даа… Я бы осталась с тобой здесь…

О детях.
Сейчас мне бы хотелось поговорить о детях. Ведь мы стараемся сделать что-то для них. В их радости мы видим цель и смысл наших затей и начинаний. Итак, кто они – наши дети?

Почти у всех неблагополучные семьи. Неблагополучные по-разному. У кого-то нет родителей, у кого-то они есть. Чьи-то родители помнят о своих детях, чьи-то нет. Спросишь: «А кем работает твоя мама? – Поваром. – А папа? – Папа на диване лежит». Чаще всего дети говорят о своих семьях с грустью.

Но меня поразили по большей части их положительные качества. Они удивительно терпеливы, послушны, дисциплинированы, внимательны к нам, взрослым, заботливы друг к другу. В автобусе вас несколько раз спросят, не дует ли и не закрыть ли окно. Я ни разу не слышала споров детей со взрослыми. Эти качества редко встречаются в окружающих меня «благополучных» детях.

Зачем мы им? Нашим детям всегда не хватает заботы, внимания и самых простых детских развлечений. Их нужно лишний раз обнять, погладить, внимательно побыть рядом. Это совсем не то, что происходит между взрослыми – между вами устанавливаются совсем другие отношения. Вы начинаете участвовать в большом деле становления личности ребенка. Вы оказываетесь не в силах завершить или по-своему направить этот процесс, ведь не вы его начали, но быть участником такого дела – это действительно здорово. Это участие и есть смысл и содержание всей нашей деятельности.

Рады ли они нам? Да, они ждут нас, бегут нам навстречу, спрашивают, когда мы снова приедем.

О чем они мечтают? Мечтают довышивать начатую лошадку, крестик… а потом – храм, тропинку и березку. Вообще они мечтают, наверное, намного меньше, чем дети из благополучных московских семей. В них есть какая-то не совсем детская трезвость.

Как они благодарят? Их благодарность – в их грусти, с которой они смотрят, когда мы уезжаем.

Вот какие они – самые маленькие из наших детей. Они не умеют требовать и жаловаться, просто очень ждут, благодарят и растут, как могут.

- Что ты будешь вышивать сегодня? Утенка?

- Да, утенка!

- Или пингвина?

- Пингвина.

- Так, утенка или пингвина?

- Я просто. Крестик. Потом сюда, сюда, а потом куда?

- Потом – вот сюда, попадай иголочкой. Воот.

* * *

- Вовка, какой ты молодец! Что это у тебя вышло?

- Крестик.

- Здорово!

- А мы вышьем храм, да?

- Да.

- Красный, да?

- Обязательно.

- И тропинку, да?

- Конеечно…

- И березку…

НУЖНО ПРОСТО ВЗЯТЬ И ПОЕХАТЬ!

Кристина, менеджер, студентка ф-та экономики и управления МГЭИ:

Первый раз я попала в Михайловский интернат почти случайно, друг моего друга посоветовал поехать и просто посмотреть. «Если понравится, можешь остаться», - так сказал приятель. Меня давно интересовала идея помощи детям, по мере сил и возможности, конечно. Посему я бодро собралась и поехала «смотреть».

Дорога из Москвы оказалась не такой долгой, как обещали, что тоже порадовало. С нами были ребята, которые уже не один год туда ездят, и когда мы зашли в интернат, на них с веселым криком и гомоном накинулись младшие дети. Перед поездкой я, разумеется, «подготовилась»: почитала информацию о детях из социально неблагополучных семей и, признаться, не была готова к тому, что я там увидела, а точнее, почувствовала… Никакой закрытости, озлобленности и прочих страшилок на поверку не оказалось!!! Больше всего порадовало то, что дети тебя искренне рады видеть и изначально относятся к тебе как к другу или старшему товарищу. С ними очень легко общаться, так как достаточно быть просто самой собой, не нужно притворных лиц, улыбок и прочих атрибутов современной жизни… Просто они чувствуют все гораздо глубже и видят, действительно тебе с ними интересно или нет.

Можно, конечно, до бесконечности рассуждать о том, что хорошо бы помогать детям и каким способом нужно это делать, но мне кажется, нужно просто взять и поехать к ним... к детям и подарить им свою любовь, немного тепла и дружеского участия. И тогда твоя жизнь начнет меняться, непременно в лучшую сторону!

О ПОЛЬЗЕ ДЛЯ ДУШИ

Алексей, библиотекарь, студент ф-та коррекционной педагогики и социальной психологии МОСПИ

Одно из последних ярких событий в моей жизни - это поездка в Михайловский интернат. Мне, как библиотекарю, а в будущем, возможно, и педагогу, такая поездка была очень интересна. Никто из нас точно не знает, кем он будет в этой жизни. Учимся на одну специальность, а работаем совершенно по другой. Так часто происходит. Я, например, окончил Библиотечный колледж, работаю сейчас в детской библиотеке, получаю высшее образование в педагогическом институте, но я понял, что всё-таки библиотечное дело мне ближе, чем педагогика. Только когда-то и мне предстоит воспитывать и учить чему-нибудь своих детей, и такая поездка как раз будет на пользу.

В поездке было много чего интересного. Во-первых, новые люди, новые знакомые; во-вторых, это общение, которое разрешает проблему замкнутости в себе; и, в-третьих, это сами дети. Я хоть и не очень общительный человек, как-то не легко мне это даётся, но именно для того, чтобы не замыкаться, я и поехал в эту интересную, а главное, полезною для меня поездку. Я хочу поговорить именно о её пользе, о пользе для моей души. А иначе нельзя. Если ты куда-то ездишь, и не получаешь от этого духовной пользы, пускай даже самую малость, то это совершенно бессмысленно.

Как мы съездили, мне понравилось. Понравилось то, что ты туда приехал, не как чужой, а как родной, свой. От детей исходило тепло, доброта и ласка, они понимали, что ты приехал к ним не просто так, а чтобы вместе с ними провести своё время. Зачем? Это один из самых главных вопросов всей нашей жизни. Если что-то делаешь, задавай постоянно его себе, а иначе время идёт попусту. Совершенно нет смысла что-то делать, если ты не знаешь, зачем ты это делаешь. Я думаю, что я себе на это вопросу уже ответил.

Ещё мне понравилось, что выезжаем мы не на один день, а на два, так как за один день мало что можно успеть сделать. Мне уже приходилось ездить в один интернат, под Волоколамском, там подростки, и все с различными нарушениями. Ездил я туда всего три раза, потом перестал. Во-первых, очень трудно адаптироваться к детям с нарушениями, во-вторых, с моей знакомой, которая предложила туда ездить, я не смог найти общего языка. Ездили мы туда всёго лишь на один день. Вот и получалось, что мы проводим с ними всего лишь каких-то несколько часов, потому что очень много времени занимает дорога. Теперь я начал ездить в Михайловский интернат, и я думаю, что эти поездки так быстро не закончатся.

Что ещё сказать, даже не знаю. Скажу спасибо всем тем, кто взялся за это не такое простое дело и нашёл своё личное время на детей потратить! Спасибо!

ПРОВЕРКА НА ИСКРЕННОСТЬ

Дмитрий, старшеклассник

Первая поездка у меня на душе оставила самые лучшие впечатления!

Когда я ехал в интернат, я думал увидеть детей с недетским взглядом на окружающий мир, но т.к. я впервые участвовал в подобном мероприятии, это были всего лишь догадки.

Мои ожидания не оправдались - такие яркие глаза были у детей, такие радостные жесты!

Они выглядели очень счастливо! Сначала, конечно, я стеснялся с ними разговаривать и к ним подходить, затем начал участвовать в общих играх, мероприятиях, и дети начали ко мне привыкать. Мы играли, бегали, смеялись и разговаривали.

Многие считают, что я их балую: приношу конфеты, машинки, куклы, но это все я делаю от души. Многие не имеют родителей, а те, кто имеет, у них мамы или папы пьющие, и поэтому эти скромные подарки им напоминают о том, что мы их любим.

Самое интересное и, честно говоря, сложное - это чтение сказок. Дети их так любят, что после прочтения 20 сказок они просят еще столько же. Но все это поправимо, самое главное для меня – добиться расположения детей. Зачем? Ребята там более глубоко чувствуют ложь и лицемерие, они осторожны в общении и не сразу открываются. Даже самые маленькие. И если они принимают меня, значит, я был с ними искренним!

МОЯ ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА

Константин, студент РГУНГ

Расскажу для начала, о чем я думал и на что надеялся перед поездкой. Смотрим на всё с позиции человека, ни разу туда не ездившего, и даже не слушавшего рассказов. Благо мысли свои я могу представить в точном виде, так как записывал их в свой дневник. Вот цитата:

«Решил предложить два разных "курса":

1. Компьютер

2. Задачки.

По первой теме пройтись, наверное, немного по архитектуре компа, дальше можно ворд, ексель, про интернет что-нить. По плану каких-нибудь курсов :)

По второй, сначала думал задачник для мат. кружка МЦНМО (Московский центр непрерывного математического образования – ред.) взять. Открыл, сам над задачами думаю по пол часа, думаю, это чересчур )). Правда, встречаются легкие интересные задачи, придется выбирать... В интернете ещё нарыл.

Наверное, там на месте выясниться несостоятельность моих планов )) но увидим... А ещё есть мысль читать ребятам просто небольшие лекции о интересных и несложных математических или физических вещах. Надо будет над этим ещё подумать :) Думаю, раз в месяц можно будет подготовить что-нибудь любопытное и несложное...»

Сразу назову несколько причин, по которым мои планы было невозможно реализовать:

1. Моя недостаточная педагогическая подкованность.

2. Кружок должен быть одноразовым и давать на выходе какой-то видимый результат.

3. Дети не склонны долго слушать лекции.

4. Дети не хотят думать, не видят в этом необходимости. (Редкий ребёнок вообще хочет думать над сложными вещами, скажите Вы, и будете скорее правы. Детей можно заставить думать, а у нас рычагов заставить их думать нет… так что мы не можем заставить их думать.)

5. Неправильное представление о том, с кем я буду работать в плане возраста.

А теперь смотрим на результат.

Это тоже цитата из моего дневника, но уже после поездки:

“Ну, подробно рассказывать не буду. Просто покажу на фотографиях, как претворились в жизнь мои планы заняться с детьми математикой и так далее.
Вот мы играем в игру под названием... златые врата, вроде...

А вот мы ещё во что-то играем =)

Было очень весело и здорово, может ещё получится пихнуть им какую-нибудь математику, или ещё чего такого, только те, с кем нам получается работать, слишком маленькие, а взрослым все эти кружки абсолютно не интересны. А вот класса до 6 детишки тянуться к нам =)“

А теперь мои впечатления, по памяти. Первое впечатление от детей было, скорее, негативным. Первую мысль я даже помню: “Преподам я им математику сейчас, как же…” Всё-таки их лица многое говорят об их жизни. И это передаётся. Но внешний налёт неприятного впечатления быстро смылся, и, пообщавшись с ними чуть теснее, поиграв в игры, я был очень удивлён, сколько в них радости, сколько тепла. Перед поездкой было желание как-то им передать ту тягу к знаниям, которая развивается в процессе познавательной деятельности. Но в процессе поездок я начал понимать, что важнее другое. Важнее просто общение и передача им позитивных эмоций. Может быть, мы развиваем их своими беседами, но это незаметно происходит, это сложный вопрос.

Чисто эмоциональные впечатления я могу описать, только суховато сказав, что это здорово и радостно… А если бы это было не так, то я бы, наверное, не осилил эти поездки!

НЕ МЫ ПОМОГАЕМ ДЕТЯМ, А ДЕТИ - НАМ

Юлия, студентка Института Журналистики

Впервые в Михайловском интернате я оказалась три года назад. И, признаться, вряд ли изначально решение ездить в интернат вообще было решением, скорее был просто порыв, полный романтических представлений о том, как важно просто кому-то помогать. Только вот кто кому помогает на самом деле – мы ли детям, или же дети нам – в этом большой вопрос.

Ну а мои «романтические крылышки» пообгорели быстро, как раз тогда, как поездки в Михайлов стали регулярными и более продолжительными. Одно дело раз в полтора месяца, набравшись вдохновения и радостных сил, провести субботу с детьми, но совсем другое, когда приходится чем-то жертвовать, полностью отказываясь от остальных дел на два выходных, через каждые две недели. Сразу многое становится ясно про себя, свои не лучшие стороны и приоритеты. Кстати, не раз бывали примеры, достойные уважения, когда кто-то из нашей группы ехал в интернат и в свой день рождения, если поездка выпадала на таковой день.

Были и моменты глубокого уныния и разочарования, когда мне казалось, что в наших поездках больше нет никакого смыла, что детям наши встречи ничего не дают, и все есть лишь видимость того, что происходит что-то значительное. И я отказывалась от поездок. А дети ждали… быть может, и не лично меня, но я знаю, как они всегда радуются, когда нас много, как спрашивают обо всех, кто не смог приехать, и всегда задают вопрос – почему не смог. Как нуждаются они в общении и т
важно для них порой просто поделать что-то вместе. Как ни печально, но дети совсем не умеют общаться, не умеют дружить между собой. Поэтому мне особо дороги простые моменты, когда кто-нибудь из детей вдруг делится печеньем после воскресной Литургии, отламывая половинку от своего угощения. Как радостно мне было видеть, с какой любовью и восторгом в одной из последних поездок детишки делали пасхальные подарки для каждого из нас…    

Да, как оказалось, работа с детьми требует едва ли не еще большей работы над собой и самопреодоления.

И теперь это уже не просто дети из интерната, это наши дети, и, думаю, для многих они стали очень дороги лично. Дети эти другие, более открытые к общению, более доверчивые, и только здесь я впервые почувствовала, как же сложно на самом деле учиться отдавать себя, но вместе с тем, так радостно становится, когда это хоть немного удается.

И как важно дружить с ними по-настоящему! И тогда любые рассказы о вере, о Боге не будут нравоучением, и у них самих появится совсем иное отношение, к тому, о чем ты говоришь, когда будешь делиться с ними тем, что так важно и дорого тебе.