Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 

История и современность
Священномученик Иларион
Российский центр Туринской Плащаницы
Издательство
Магазин «Сретение»
Оптовый интернет-магазин
Сретенская Духовная Семинария
Воскресная школа «Сретение»
Путь в монастырь
Расписание богослужений

Княжеская Русь 2010. Слово директора

Иеромонах Ириней (Пиковский)
30 августа 2010 г.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 751 px. Размер файла 151370 b.
Лагерь «Княжеская Русь» в этом году отпраздновал свой 5-летний юбилей. Можно подводить предварительные, но, надеюсь, не окончательные итоги. Пять лет назад лагерь начинался с трех палаток возле храма Тихвинской иконы Божией Матери в городе Холм Новгородской области. Принимали участие 14 местных детей. Готовили на костре. Был всего 1 вожатый (он же и директор лагеря), у которого было всего несколько футбольных мячей в спортивном арсенале…

Было трудно: вокруг маленького пятачка, где располагались палатки, рос высокий бурьян. Комары жужжали и кусали круглосуточно. Однако место расположения лагеря создавало притяжение: здесь сливаются реки Кунья и Ловать, здесь давным-давно проходил путь «из варяг в греки», здесь как будто сами болота, холмы и леса навевают древние славянские былины. Глядя на окружающую красоту, в раздумьях, на ум пришла идея: а почему бы не провести здесь тематический детский лагерь, лагерь с идеей варягов и русичей, витязей и богатырей, древнерусских летописей и, конечно, идеей крещения славянской Руси.

И так через год, после тщательной подготовки, появился лагерь, основные очертания которого сохраняются до сих пор. Это - лагерь в котором постоянно присутствует тематические идеи: слабый, но дружный отряд всегда победит, княжеские удальцы должны быть не только выносливыми и смелыми, но и знающими и смекалистыми, и только всем миром можно одолеть врагов-печенегов. Для реализации этих идей, а главные из них – дружба и добротворчество, было придумано множество авторских наработок: специально разработан логотип лагеря, изготавливались фирменные футболки, подбирались народные костюмы, общая стилизация флагов и площадки лагеря должны были подходить под идею «Княжеской Руси». В подкрепление к заголовку лагеря подбирались названия некоторых общелагерных мероприятий: «Письменность Княжеской Руси» (на знание истории происхождения и написания славянских слов и выражений), «Великокняжеские игры» (маленькие олимпийские игры в рамках лагеря), «Поиск печенегов» (игра подобна «Зарнице»). Были и тематические кружки, которые поддерживали общее направление на протяжении смены: «Жития святых», «Церковное пение», «Колокольный звон» (благо звонить на местной колокольне можно по несколько часов подряд, чего не сделаешь в Москве). А в течении смены отряды получали «достижения» или персональные «княжеские» знаки отличия.

Помимо этих «идейных» сторон лагеря, в каждой смене присутствовали «стандартные» спортивные мероприятия, общие для всех лагерей: утренняя зарядка, чемпионаты по футболу, волейболу, спортивные эстафеты и т.д. Этому удалялось и уделяется много внимания при подготовке площадки: большое футбольное поле с исправными воротами и сетками, ровная волейбольная площадка, сетки для бадминтона, стол для настольного тенниса, турник для подтягивания, новый качественный спортивный инвентарь и многое другое. В некоторых наших сменах были даже самокаты и велосипеды.

Расположение лагеря у реки – это не только возможность для детей поплавать, но и как знает каждый из директоров, - дополнительные риски для жизни и здоровья детей. Зная, что дети плавать любят, мы тем не менее, каждый год к этому подходим с осторожностью. Ухоженных мест для плаванья у нас много: и река, и местный холмский водопад, и некоторые озера поодаль. Река возле лагеря – неширокая, быстрая, имеются пороги. В июле ее можно перейти вброд (по пояс). На нашем месте купания – она немного поглубже, но есть песчаный пляж и естественные ограничители зоны купания (камни порогов). Если погода солнечная – вода быстро прогревается. И в таком случае для спорт. инструктора и спасателя на воде основная задача – смотреть за детьми, чтобы они вовремя покидали воду, а не сидели в реке часами. Поскольку вода в реке достаточно чистая, не хлорированная как в бассейнах, в ней плавать всегда приятно (особенно в жару).

Используя разнообразные природно-географические условия мы каждый год организовываем по нескольку больших и малых походов (как правило однодневных). А для ребят постарше – сплав на лодках по порогам ближайших рек. Излюбленные походы – к древним храмам-монастырям на Рдейское озеро и в деревню Воронцово. Поход на Рдейское озеро лежит через поля, березовые рощи, топкие болота, а затем – сказочный лес Рдейского полуострова. После утомительного 12-километрового перехода по зыбким болотам путешественники внезапно оказываются перед необъятным озером, которое омывает монастырский полуостров со всех сторон. Обратная дорога с Рдейского озера – на военной технике (на танкетке): бронетранспортер-вездеход возвращает путешественников к началу похода. Поход в Воронцово – иной по характеру. Он пролегает по живописным лесам и лугам через вымершие русские деревни (жаль, в тех деревнях население в последние годы окончательно спилось и деревни полностью вымерли), затем – через населенные села. Во время похода на Воронцово надо переходить реку вброд, а у деревянного моста в с.Кочута – отличное место для купания. Оба монастыря, Рдейский и Воронцовский, - сейчас имеют по 1-2 монашествующих лица. Огромные храмы невероятных размеров – только напоминают о былом их дореволюционном величии (было паровое отопление, мраморные иконостасы и т.д.). Сейчас же это – полуразрушенные памятники архитектуры без монашеской и приходской жизни.

Что же касается нашей молитвы, то она проходила ежедневно. В отличие от многих игровых мероприятий (которых в лагере было очень много), молитва была не игрой и потому от нее нельзя было отказаться. Утреннее и вечернее правило были в нашем православном лагере обязательными для всех. Утром, за молитвами, всегда читалось Евангелие и произносилась проповедь, вечером – только чтение молитв с пением тропарей. Поскольку детям труднее, чем взрослым, стоять на молитве долго, для лагеря были подготовлены детские молитвословы, которые раздавались всем желающим. Многие молитвы и ектении пелись всеми вместе. Более того, когда была общая для всех литургия, а таких было две, у многих детей сразу появлялись свои задачи: звонить в колокол, алтарничать, петь на клиросе, смотреть за подсвечниками. При этом – дети сами выбирали что им нравится (специальных распределений не было). И, таким образом, петь могли всегда все желающие, а участвовали в богослужении - все.   

Нужно сказать еще про одну особенность нашего лагеря – это палаточный городок. Раз палатки, значит туалет и умывальники - на улице. Кто-то подумает – ну и пусть, а бывалый человек сразу поймет – проводить время в палатках в дождь и жару не так-то просто. Это действительно было бы непросто, если бы не некоторые улучшения. Дело в том, что для детей мы закупили большие двухуровневые питерские и французские палатки (со внутренними отделениями и наружным тентом), в которых можно стоять в полный рост. Под палатками – деревянный настил на всю площадь тента. Туалеты – деревенские, деревянные. Но для умывальников была организовала целая система подачи воды – как в советских лагерях. Место где можно помыться – настоящая русская баня. Было еще несколько улучшений, которые выводят наш лагерь из разряда обычных палаточных городков – питание было в трапезной (под храмом), с профессиональными поварами на профессиональных электрических плитах. При этом был постоянный контроль за чистотой в трапезной, качеством продуктов и утилизацией остатков (несмотря на наличие холодильников, с вечера никакие продукты до утра не оставлялись - еда готовилась только на свежих продуктах). В лагере были постоянно врач и медсестра. Для них был выделен отдельный деревянный жилой дом, в котором было тепло и сухо. Там, в лазарете ребенок был под круглосуточным наблюдением. Для перестраховки, нас держала под контролем местная больница, которая в любую секунду могла прислать скорую помощь.  

А о помощи местного приходского священника (отца Василия Середы) и его семьи нечего и говорить. Они не только предоставляли весь необходимый технический инвентарь (инструменты, гаражи, доски), но и сами активно участвовали в обустройстве лагеря: проводили в лагерь электричество (для освящения ночью, использования в лагере караоке и музыкальной техники днем), стирали одежду в своих стиральных машинах. И, главное, - окрыли храм, который был доступен детям и взрослым почти круглосуточно. Храм был центром жизни: под храмом в трапезной ели, в пристройке к храму был штаб лагеря (офис), с самом храме – молились и читали духовную литературу, на просторном чердаке – беседовали и смотрели фотографии на большом экране (или фильмы во время дождя), а с высокой колокольни – наслаждались живописной природой Холмских лесов и рек.

Наверное, нужно еще сообщить немного статистики. Лагерь длится 15-16 дней. В «Княжескую Русь» приезжают, в основном, дети и подростки из воскресной школы Сретенского монастыря. Их в этом году было 42 человека. К ним присоединяются дети и подростки местного холмского прихода, в этом году - 14 человек. Всего в лагере – от 50 до 60 человек каждый год (за лето – одна смена). Они разбиваются на 4 отряда (княжества), каждый из которых имеет свое отрядное место и двух вожатых (муж. и жен. пола). Отряды смешанные по возрастам: для того чтобы младшие дети тянулись к старшим, а старшие оказывали опеку над младшими. Поскольку в этом году было много подростков – из них был сформирован особый отряд («дружина добротворцев»), который имел определенные льготы (больше походов, сплав по реке) и дополнительные обязанности (мыли посуду после завтрака, помагали готовить общелагерные мероприятия). Кроме того, в лагере было еще ок. 30 взрослых: администрация, повара, кружководы, родители и т.д., которые в этом году обеспечили всю жизнедеятельность лагеря (включая мытье посуды). Так что дети в качестве дежурства только расставляли тарелки перед трапезой и собирали после, а также – носили воду от храма к площадке лагеря (питьевую и для умывльников). Иных «трудовых» послушаний для детей не было.  

Вот такой наш лагерь – современный в техническом оснащении и отношении к педагогике, архаичный по ролевой игре (тематической идеи «Княжеская Русь») и традиционный в отношении к православному благочестию и молитве.

Несмотря на все трудности, мне кажется, мы добиваемся своей цели – мы создаем большую семью в которой ребенок отдыхает и учится: учится быть добрым по отношению к ближним, учится любить свою родину, учится любить Бога и Церковь Христову. И этому прежде всего способствуют дети многодетных семей, верующие родители, и вожатые, которыми являются семинаристы Сретенской духовной семинарии и студентки ПСТГУ.

Для более детального знакомства с последней сменой «Княжеской Руси» предлагаю несколько документов:

иеромонах Ириней (Пиковский),
директор воскресной школы Сретенского монастыря,
директор детского православного лагеря «Княжеская Русь»