«Я ворчу, а она улыбается»

Формула семьи: Ерак

Семья отца Николая Ерака до переезда в Рыбинск жила в Сибири. Родители девятерых детей получили очень интересный опыт: смогли сравнить отношение общества к многодетным семьям в разных концах России. Внешние тяготы, по словам супругов, помогли им создать по-настоящему крепкую семью.

Семья Ерак Семья Ерак

Отец Николай, 47 лет, иерей, настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого в г. Рыбинске.

Матушка Татьяна, 43 года, учитель физики.

В браке 18 лет.

Дети:

  • Иван, 17 лет, студент Рыбинского авиационного колледжа;
  • Екатерина, 15 лет, ученица 9-го класса Рыбинской православной гимназии;
  • Петр, 14 лет, ученик 8-го класса;
  • Николай, 13 лет, ученик 7-го класса;
  • Мария, 11 лет, ученица 5-го класса;
  • Анна, 8 лет, ученица 2-го класса;
  • Федор, 6 лет;
  • Елизавета, 3 года;
  • Серафим, 4 месяца.

Отец Николай:

– С моей матушкой меня свел Господь – мне был дан явный знак. Подробней мне не хотелось бы рассказывать, это очень сокровенное. Мы учились с ней в одном духовном училище в Омске. Я сделал предложение, мы очень скромно обвенчались.

Так получилось, что в самом начале нашей семейной жизни, когда между супругами идет притирка, у нас были частые конфликты – но не друг с другом, а с родителями. Это и помогло нам с супругой объединиться: мы верующие, а родители – нет. Меня очень быстро рукоположили после женитьбы, а матушкина мама была против, ругала ее без устали, что так неудачно вышла замуж. Мы друг друга поддерживали, и эта взаимная поддержка нас очень сплотила.

Конечно, нам было довольно тяжело испытывать постоянное давление со стороны родителей. Но когда появился второй ребенок, Господь так устроил, что меня перевели в деревню. За семь лет, что мы там жили, наша семья пополнилась еще четырьмя детьми. Если бы это происходило в Омске, на глазах у родителей, был бы полный кошмар. Начиная с третьего ребенка они постоянно устраивали нам скандалы, что мы неправильно живем. Они были воспитаны в 1960-е годы: в семье один ребенок, надо строить социализм. Многодетная семья ассоциировалась с неблагополучной семьей. Матушку ее мама вообще тунеядкой называла: «Сидишь дома, ничего не делаешь, не работаешь!»

Окружающие воспринимали нас по-разному. В Сибири было тяжелее, а после переезда в Рыбинск мы выдохнули: в Европейской части России лучше относятся к многодетным. Особенно это ощущается в собесе. В Сибири многодетных семей очень мало, даже среди священников. Матушка в Омске один раз сходила в собес и сказала: всё, я больше туда не пойду. Они ее в первый раз видели и сразу начали обвинять во всех грехах. Поэтому туда в основном я ходил. А здесь, в Рыбинске, к нам и в собесе, и на улицах нормально относятся. Менталитет у людей другой.

Я всегда мечтал стать многодетным отцом. Мне хотелось семерых. У моих родителей было четверо детей, я младший. Первые две сестры намного старше меня, они выросли и уехали, а я жил с одной сестрой. У меня рано сформировалось убеждение, что один ребенок – не ребенок, два ребенка – это полребенка, а вот три ребенка – это уже ребенок. В полной мере я это понял, когда мне пришлось ночью вставать к нашему третьему, Пете. Катя была еще маленькой, матушка занималась ею, а я вставал по ночам кормить сына. Вот тогда я осознал, что три ребенка – это ребенок. А после пяти уже не имеет значения, сколько детей. Когда все дети были маленькими, было тяжело. Старшие подросли и стали помогать, сидят с младшим, часть домашней работы на себя берут. Когда детям исполняется 12 лет, жизнь становится чуть-чуть полегче.

В воспитании мы стараемся придерживаться срединного пути. Нас ведь тоже Господь терпит-терпит-терпит и только потом накажет. И мы стараемся так же. Конечно, терпения нам не всегда хватает, но всё-таки мы детей редко наказываем. Если сильно ссорятся друг с другом, если от старшего сигаретами пахнет. За обман обычно наказываю. А мелкие шалости наказания не заслуживают.

За обман обычно наказываю. А мелкие детские шалости наказания не заслуживают

Детских ссор совсем избежать нельзя. Мы живем все вместе в трехкомнатной квартире, поэтому мелкие стычки периодически случаются. Одному хочется одно, второму захотелось то же самое – вот и ссора готова. А так, чтобы до драки дошло – такого, мне кажется, еще ни разу не было. Но в тесноте, как говорится, не в обиде. Когда у нас трое детей уезжали в детский лагерь, я очень неуютно себя чувствовал. Троих нет – и уже какая-то неполнота. Мы с матушкой привыкли, что всегда окружены детьми. Может, к старости у нас и появится время, чтобы побыть только вдвоем, – а может, и не появится. Нам сейчас выделили в аренду землю; если Бог даст, в этом году начнем строить дом.

Искушения у супругов бывают всякие. Когда люди неверующие, они не понимают, что это проделки нечистой силы. Что мысли и чувства, которые у нас возникают, часто не наши. Нам, верующим, проще. Да, на нас находит, но потом отпускает. Очень важно быть открытыми друг другу. Мы с матушкой даже ни разу не ругались по-настоящему. Хотя, бывало, то я ворчу, то матушка ворчит на меня. Но если я ворчу, матушке Господь дает легкое расположение духа и она молчит, даже улыбается. А когда она ворчит, мне Господь дает легкое расположение духа. Зачем отвечать? Я же вижу, что на человека нашло. Надо чуть-чуть подождать и потерпеть. Мы же одна плоть. Прощать надо уметь.

Семя, заложенное с детства частыми причащениями, будет жить в человеке всю жизнь

Мы не давим на детей, чтобы они непременно ходили в храм. Наш старший сейчас причащается, хоть и редко, и посещает воскресную школу – в том храме, где ему нравится. На службах не бывает, но ходит в воскресную школу – и слава Богу. Мы молимся о нем; я понимаю, что у человека есть желание принимать решения самостоятельно. У остальных пока такого желания не возникало. И всё равно на Пасху он и его друг пошли вместе с нами в храм, исповедовались, причастились. Еще и девочку какую-то с собой привели, она тоже исповедовалась и причащалась. Хоть подростки и дурят, но семя, заложенное с детства частыми причащениями, будет жить в человеке всю жизнь.

Матушка Татьяна:

– Я замуж вышла в 25 лет. Работала в школе, ходила в храм – одна из всей семьи, никто из моих родных службы не посещал. А у меня возникли вопросы, ответы на которые могло дать только Православие. Кроме того, я росла без папы. Мама была благополучным человеком, работала на заводе инженером, но всё равно женская неустроенность сказывалась на ее характере. А в церкви я увидела совсем другие семьи – людей, наполненных другими эмоциями, другим содержанием. Они были соединены не материальными узами, а чем-то другим. Я на них смотрела и думала: «Я хочу вот так». Господь меня услышал, и когда батюшка сделал мне предложение, я согласилась сразу.

Мои родители были против. Благополучная девочка, хорошо училась, закончила университет, работает и вдруг – бабах! – начала ходить в храм, стала попадьей! Я их понимаю: ребенок начал жить вразрез с теми представлениями о «правильной» жизни, какие у них были. Это сложно понять и принять. Но, как сказал батюшка, эти нестроения в семье нас объединили, помогли лучше узнать друг друга. Мы ведь до венчания почти не общались. Я один раз увидела молодого человека, выходящего из алтаря, и подумала: «Вот бы за такого замуж!». Прошло немного времени, и он сделал мне предложение.

Я совсем не была готова к тому, что стану многодетной матерью. В семье я росла одна. Так вышло, что и священнические семьи, с которыми я общалась в девичестве, были бездетными. И тем не менее каждого ребенка я воспринимала как данность, никакой рефлексии у меня не было. Меня иногда спрашивают: «Ну неужели ты хочешь опять эти пеленки?» Да, это очень тяжело – опять принимать на себя этот труд, во многом себя ущемлять. После рождения последнего ребенка я два месяца не выходила из дома. Но Господь посылает в сердце такое чувство, которое я даже описать не могу. И это чувство помогает преодолевать все тяготы.

Нежелание рожать детей, как мне кажется, кроется во внутреннем неблагополучии человека

Нежелание рожать детей, как мне кажется, кроется во внутреннем неблагополучии человека. Может быть, сложные отношения с мужем, страх осуждения от других людей. Когда мы жили в Омске, там многодетных семей было очень мало. Ты выходишь во двор с пятью погодками-малышами, уставшая – тебя рассматривают, оценивают и говорят тебе очень много негативного. Там ведь считают, что многодетная семья – значит, неблагополучная. Меня всегда спрашивали: а какое у вас образование? В Рыбинске многодетных семей гораздо больше, и в больницах, в собесе отношение попроще. На улицах вопросов недоуменных не задают. Мы как-то раз приехали в гости в Курган, и когда я выходила с детьми на улицу, посторонние люди набрасывались на меня с вопросами: а вы откуда? а как это вы? У меня было ощущение, что в этом городе люди вообще детей не рожают. Я очень люблю читать интервью с многодетными родителями, чтобы успокоить внутреннюю панику, сказать себе: я такая же, как все. Я нормальная. Потому что все вокруг говорят: ты ненормальная, у тебя столько детей, что-то с тобой не так! Так что каждая история многодетной семьи для меня – как глоток живой воды.

Как только что-то недоговариваешь – появляются проблемы. А поговоришь – и проходят

Как ни странно, внешние проблемы помогают сохранить близость между мужем и женой. Пусть будет какой-то дискомфорт – материальный или от других людей… Вот скажет кто-то плохое о твоем муже – ты сразу начнешь его защищать. И это сплачивает вас. И еще супругам обязательно нужно общаться. Как только ты что-то недоговариваешь – появляются проблемы. А поговоришь – и тут же проходит. Мы все люди, внутреннее недовольство у всех бывает, и о нем нужно говорить. Не в форме претензий, а спокойно и конструктивно. Тем более маме, которая большую часть своего времени проводит дома с детьми, и муж для нее – главный слушатель и собеседник.

Но главное, что объединяет супругов, – вера и Церковь.

Обращение отца Николая к читателям сайта

Просим помочь в строительстве храма преподобного Серафима Вырицкого – сейчас мы служим в бывшей библиотеке.

ИНН/КПП 7610123158/761001001
ОГРН 1177627002343
Р/с 40703810302000001372 в ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» Ярославский филиал
БИК 047888760
Кор/с 30101810300000000760

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Гора добра Гора добра
Анна Ромашко
Гора добра Гора добра
Зарисовки из жизни большой семьи
Анна Ромашко
Многодетность воспитывает чувство меры и излечивает перфекционизм. А как не гневаться на детей? – Рожать новых. Это помогает умерить гордость и тщеславие.
На подвиг Отчизна зовет На подвиг Отчизна зовет
Протоиерей Валериан Кречетов
На подвиг Отчизна зовет На подвиг Отчизна зовет
Протоиерей Валериан Кречетов
«Семейная жизнь – это подвиг, причем непрерывный», – говорит протоиерей Валериан Кречетов, отец семерых детей и дедушка 34 внуков. В день золотой свадьбы отца Валериана и матушки Наталии Константиновны их взрослые дети отметили: они не помнят, чтобы папа и мама ссорились или спорили.
Кем быть легче: женой пастора или женой батюшки Кем быть легче: женой пастора или женой батюшки
Елена Зырянова
Кем быть легче: женой пастора или женой батюшки Кем быть легче: женой пастора или женой батюшки
Беседа с матушкой Еленой Зыряновой
В протестантизме мне было гораздо сложнее, чем сейчас. Ты там одна, а тут тебе помогают нести крест Господь, Божия Матерь и святые.
Комментарии
Иулиания19 ноября 2023, 16:57
Полностью разделяю мнение, что один ребенок в семье никуда не годится. Пришла к этому с годами, являясь единственным ребенком в семье, и не имея до сих пор своей собственной семьи (мне 44 года). Растят эгоистов - чаще таким является единственное чадоушко, вокруг которого крутится мир. Молодые родители не задумываются, что бремя по уходу за ними в старости ляжет на плечи одного человека. Да и где гарантии, что единственный сын (дочь) смогут помогать? И что у единственного сына (дочери) будет своя счастливая семья? Никаких. Ни братьев, ни сестер... Родители однажды уйдут, и кому до тебя есть дело?.. Лишь в многодетной верующей семье растут цельные дети, которые с малых лет учатся уступать и
Елена15 августа 2019, 02:30
Читала с наслаждением, как глоток родниковой воды випила. Страшно слышать о том, что многодетность ассоциируется с неблагополучием, - зато аборт не считается убийством. Сама мама двоих деток, отдалённо могу представить себе, какой это труд. Здоровья, радости, спасения, помощи Божией, такие как вы для нас светлячки и маячки в этом мире.
Наталия19 июня 2019, 20:17
Татиане:
Наберите в любом поиске название статьи и Вам предложат разные варианты. Проверено!
Мне стало интересно и я нашла.
Удачи!
Татиана17 июня 2019, 23:11
Podskazhite,pozhalujsta,gde najti statju "Doch Buhary"(Дочь Бухары)?
Наталья17 июня 2019, 10:57
Отличные статьи! Очень интересно читать. Много полезного. Ждем еще :)
Иоанна_ 16 июня 2019, 14:45
Наталья, зачем обязательно становиться "образцовой"?)) Можно просто родить ещё одного, двоих... Ум, опыт, а иногда и здоровье приходят в процессе. Мы часто являемся рабами скучных стереотипов, увы, а жизнь - это творчество. То, что есть у других, вам не нравится. А вы сделайте иначе, по-своему! С праздником!
Иоанна_ 16 июня 2019, 14:31
Наталья, речь НЕ идёт о людях нецерковных, слабых здоровьем или тех, кому Бог не даёт детей. Тогда порадуйтесь за многодетных, скажите: да хранит вас Бог за вашу любовь, за ваш труд, жаль, что у нас не получилось, - как Наталья Богоявленская. Каждый из нас сам знает, где НЕ-возможность (Господь невозможного не требует), а где малодушие, лень, самооправдание. Одному ребёнку очень трудно в жизни, особенно с возрастом, как единственный ребёнок в своей семье, я это чувствую. Мудрость состоит в том, чтобы задумываться: как то, что я сейчас делаю (или чего не делаю) аукнется мне через год, через 20, через 50 лет, и не только мне, но и моим ближним? Нельзя видеть только то, что здесь и сейчас.
Раба Божия Тамара16 июня 2019, 14:29
МОЛОДЦЫ!!! Побольше бы таких счатливых семей! Каждый раз при появлении статьи о многодетных семьях прочитаю на одном дыхании. У моей дочери тоже четверо детей, самой старшей 6 лет. (среди них есть двойняшки). Живут не близко, ездить часто не получается. Ничего,с Божьей помощью справляются.
Анна16 июня 2019, 07:53
Я думаю, посыл пословицы предельно ясен. Осень многие матери говорят, что ощутили полноту материнства только после рождения третьего ребенка. Это никак не умаляет родительских достоинств тех, у кого только один ребенок в семье - по обстоятельствам, которые от них не зависят. Но люди, которые сознательно отказываются рожать, ссылаясь на отсутствие колоссального здоровья, достатка и помощи от родных, сами себя обкрадывают. Остальное - демагогия.
Наталия15 июня 2019, 13:25
СпасиБо, Иоанна за ответ! Пословица не из лучших.
У Митрополита Тихона (Шевкунова) нет родных братьев и сестёр, а сколько у него братьев и сестёр во Христе! Знаю случаи, когда друзья ближе и надёжнее родственников. Знаю очень хороших и любящих детей, которые благодарят Бога за всё. Даже за то, что они единственные у мамы с папой. Они находят положительное в любой ситуации и доверяют Богу!
Слава Богу за таких детей!
А чтобы стать образцовой многодетной мамой нужно иметь колоссальное здоровье, достаток и помощь от родных. Мало кто может этим похвастаться.
Иоанна_ 15 июня 2019, 07:31
Там, где в семье добрая и здоровая атмосфера, где любят детей - там не скажут: у нас есть один ребёнок, и больше нам НЕ НАДО. Нет ничего хорошего в том, чтобы быть единственным ребёнком, я не представляю себе, чтобы такой человек сказал: слава Богу, что я один, просто здорово, что у меня нет ни братьев, ни сестёр, что у моих детей не будет двоюродных братьев и сестёр и что в их взрослой жизни вообще не будет близких родственников. Один ребёнок не ребёнок - это пословица. Смысл пословицы: детей должно быть МНОГО!
Наталия14 июня 2019, 12:36
Очень согласна с Мариам!
Если один ребёнок не ребёнок, то кто?
Ответа не последовало, к сожалению.
Знаю много прекрасных людей, которые единственные дети у своих родителей. Главное, не количество детей, а добрая и здоровая атмосфера в семье. Много раз слышала от подростков из многодетных семей, что они не хотят быть многодетными родителями. Причин называли много.
Анна Берсенева-Шанкевич13 июня 2019, 22:09
Номер карты Сб отца Николая 4817760068263171
Получатель Николай Федорович Е.
Мария13 июня 2019, 14:14
Отец Николай, матушка Татьяна! Поклон вам из Омска - помним ваших деток, которые ездили в православный лагерь. А ещё вы крестили мою крестницу! Спаси Господь вашу семью!
Людмила13 июня 2019, 08:41
Батюшка, Матушка, Ваши детки! Здравия вам и многая лета! Сообщите, пожалуйста, номер банковской карты, чтобы проще было отправить пожертвование всем желающим помочь.
Дарья13 июня 2019, 07:21
Восхищаюсь такими семьями!
Как бы я хотела такую семью, столько деток...жаль, что муж не хочет. У нас двое малышей, муж говорит, что больше не потянет. Хотя, я понимаю, что Господь бы нам помог...на него одна надежда, все возможно Господу. Но порой хочется унывать.
Зинаида12 июня 2019, 22:51
Спасибо! Очень помогли этим откровением многодетных родителей)))
Пусть Бог помогает!
Слава Богу за всё)
Тимофей12 июня 2019, 14:32
Спаси вас Господи! Не смог перевести деньги на храм, надо название организации или может номер карты вашей
Иоанна_ 12 июня 2019, 14:00
Ответ Мариам. Многодетность/ однодетность/ бездетность - по воле Божией или по доброй воле самих супругов? В этом контексте количество детей или их отсутствие ОЧЕНЬ МНОГО значит. Отцу Николаю и матушке низкий поклон и моё восхищение.
рБМарина12 июня 2019, 11:21
ПОМОЩИ БОЖИЕЙ О НИКОЛАЙ М ТАТИАНА И ВАШИМ ДЕТЯМ В СЛУЖЕНИИ В ТРУДАХ И В УЧЕБЕ!!! СЛАВА БОГУ ЧТО ЕСТЬ ТАКИЕ СЕМЬИ!!!РАДОСТНО НА ДУШЕ!!!СПАСИ ГОСПОДИ АННА ЗА СТАТЬЮ!
Мариам12 июня 2019, 10:08
Малодетные осуждают многодетных,многодетные ,очень собой гордятся и смотрят свысока на однодетных. "Один ребенок-это не ребенок". А кто? Богородица была единственным ребенком.
Как-то мы забываем,что Слово это Бог. И что за каждое праздное слово дадим ответ. Ни многодетность,ни однодетность,ни без дездетность сами по себе не значат ничего! При одном маленькой поправке,если мы живём по воле Бога.
Elena12 июня 2019, 09:25
Дорогая матушка Татьяна! Вы не просто нормальная, вы прекрасная, очаровательная и такая счастливая мама! Дай Бог вам здоровья и сил. Благословенно потомство праведника. Побольше бы таких семей!
Анна12 июня 2019, 02:28
Это правда, что люди часто не принимают многодетность. Зачем столько рожать? Как будете растить? Что-то с вами не так. Особенно неприятно такое слушать от родственников. Но для чего дана нам жизнь? Все святые люди много трудились. А нам дан вот такой труд и в нем радость.
Иулиания11 июня 2019, 22:30
Татьяна, не переживайте! Бог вам всем помогает и Матерь Божья! Я - единственный ребенок в семье и своей семьи мне Господь не дает, но как и вы, с удовольствием читаю на портале про такие семьи. Вот просто свет какой-то в сумраке мегаполиса - такие семьи.
Наталья Богоявленская11 июня 2019, 22:29
У моих обеих бабок -- по десять детей. Это были семьи как сжатые кулаки: крепкая поддержка друг друга и родителей. А потом на них словно мрак напал, и нарожали они по одному ребёнку. Один ребёнок в семье -- это уродство либо несчастье, жаль, что поздно я это поняла. Дорогая матушка Татьяна! Никого не слушайте. Если кто-то относится к вам со злобой, то это потому, что завидуют, поверьте. Многая и благая лета вам, батюшке Николаю и вашим замечательным деткам. А деньги на храм постараюсь перечислить.
Евгений11 июня 2019, 18:38
Отец Николай рад что у вас когдато исповедовался и причащался,счастья и здоровья вашей семье
Елена11 июня 2019, 18:24
Дай Бог Вам здоровья, сил душевных и физических, помощи Божией во всем! Пусть Вам Господь пошлет близких по духу друзей и добрых людей!
Ольга11 июня 2019, 18:01
Юлии:
Вокруг меня много многодетных семей, и ни одной несчастной я не видела. Мамы в них лучезарные и самые красивые, а дети, как правило, очень разумные и внимательные друг ко другу.
Вы точно что-то путаете. Многодетность - это счастье!
Ольга11 июня 2019, 17:57
Какая же красивая и светлая матушка! Чудо! Божьей помощи Вам!
Анна11 июня 2019, 17:04
Юлия, ну да. А в семьях с одним-двумя детьми все сплошь благовоспитанные и тихие. Не орут, не плачут, шаркают ножкой, причесаны волосок к волоску. Дело совсем не в количестве детей, не надо этих стереотипов.
Юлия11 июня 2019, 14:10
Нежелание многодетности кроется в том, что люди видят несчастные многодетные семьи вокруг себя. Измотанную маму и детей диких вокруг нее. Детей надо не только делать, но и воспитывать. Тогда и общество будет принимать многодетные семьи хорошо!!!!
Василий11 июня 2019, 12:39
Я отец 6 детей. Согласен с тем, что самая большая проблема это родители родителей. Шестой ребёнок у нас родился сильно недоношенный, были опасения за его жизнь. Позвонил матери, рассказал, а ее ответ: а у нас, сынок, тоже горе, любимая собака сдохла, мы так страдаем... ??? Как тут общаться? Да и обществе многодетных, мягко говоря, недолюбливают, осуждают. Утешаем себя тем, что исполняем Божью заповедь, а значит терпим за Христа.
Ксения11 июня 2019, 09:59
Читала и умилялась, смотрела на Вашу семью и радовалась за Вас, помогай Вам Господи во всех добрых начинаниях, не слушайте негативные высказывания, как говорится на чужой роток не накинешь платок. Моя бабушка родила 9 детей, семеро выжили и рожала она их в военное и послевоенное время, она тоже в свое время выслушала много негативных комментариев, но все дети выжили, выросли, встали на ноги, у меня много двоюродных братьев и сестер и это здорово, когда есть рядом родные души. Только я вот в семье одна, что меня печалит всю жизнь.
Анастасия У.11 июня 2019, 08:47
Спасибо! Я тоже очень люблю читать про многодетные семьи! И потом, если что- то не получается, говорю себе, что у меня только трое маленьких
детей,и я думаю, что мне трудно, а у матушки 10! Это вдохновляет).
Желаю здоровья и многая лета!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×