Церковная десятина в историческом контексте

В церковной жизни сегодня есть насущная необходимость поиска иных способов материального обеспечения православных приходов.

Одним из негативных последствий торговли в Церкви являются «репутационные потери»

Не секрет, что отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода (оплата коммунальных услуг – электричество, водоснабжение, отопление и др., материальное обеспечение духовенства и причта, расходы на благотворительную деятельность и т.д.) понуждают многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными («православные» сувениры с уклонением в обереги и т.п.). Примеры такой продукции приводились в предыдущих статьях авторов. Одним из негативных последствий такой слишком обширной торговли в Церкви являются, выражаясь современным языком, «репутационные потери» и получение поводов к нередким упрекам в том, что «Церковь – это бизнес».

Альтернативой такому способу финансирования церковной организации может стать возвращение к церковной десятине в том или ином виде. В 2019-м году авторам уже доводилось говорить об этом на радио «Радонеж», однако эту сложную тему стоит более основательно рассмотреть в статье.

Десятина в Библии

В древнем Израиле существовала довольно сложная система налогов на содержание храма, его служителей и благотворительные цели. Израилю предписывалось ежегодно приносить начатки плодов в «дом Господень» (ср. Исх. 23, 16, 19; 34, 26; Втор. 26, 1–11), отделять десятину на содержание левитов (ср. Числ. 18, 19–21), которые из своей доли отдавали священникам «десятину из десятины» (ср. Числ. 18, 26–29). Каждый 3-й год десятина отдавалась не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (ср. Втор. 14, 27–29).

Поскольку Израиль получил землю и ее плоды от Господа (ср. Втор. 26, 8–10; Пс. 23, 1), то неуплату десятин и отказ от приношений в «дом Господень» пророк Малахия называл «обкрадыванием» Бога (Мал. 3, 8–10).

По утверждению Иосифа Флавия, в Израиле полагалось ежегодно уплачивать две десятины, а третью – в третий и шестой год семилетнего цикла. Таким образом, в течение этого цикла отделялось 16 десятин, что составляло более 22% от ежегодного дохода населения и было для него нелегким бременем[1].

В Новом Завете Господь Наш Иисус Христос не отменяет десятину, но делает акцент на главном, которое есть «суд, милость и вера» (Мф. 23, 23). Обличая книжников и фарисеев за то, что они дают десятину даже «с мяты, аниса и тмина», но не исполняют главное в Законе, Господь говорит: «Сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23, 23; Лк. 11, 42).

А.П. Лопухин в своей Толковой Библии так поясняет это место из Евангелия:

«Прямой смысл [слов Христа] таков: должно было соблюдать требования суда (справедливости), милости и веры, не оставляя уплаты десятин».

По толкованию блаж. Феофилакта Болгарского, десятину надо понимать аллегорически:

«…каждый учитель должен требовать от народа десятину, то есть требовать от десяти чувств (пяти телесных и пяти душевных) суда, милости и веры. ‟Сие надлежало делать”, – говорит Господь, не повелевая этим давать десятину от овощей, но устраняя предлог к обвинению, что Он учит вопреки закону Моисееву».

Стоит вспомнить, что во исполнение Закона и Сам Господь через апостола Петра отдает «собирателям дидрахм» подать на храм, хотя Он как Сын Божий свободен от этого, как и царские «сыны свободны» от податей земному царю (Мф. 17, 24–27).

В то же время, посылая Своих учеников на проповедь, Христос заповедует им не запасаться ни деньгами, ни вещами (одеждой, обувью), а «жить от благовествования» (1Кор. 9, 14), т.е. за счет тех, кто принимает их у себя: проживать и питаться в том доме, где они остановятся, «ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10, 7. Ср. Мф. 10, 10).

Именно на эти слова Спасителя ссылается апостол Павел в обоснование своего права пользоваться материальной поддержкой со стороны коринфской общины (1Кор. 9, 1–14), от которого он, в отличие от других проповедников, добровольно отказался ради получения большей награды от Бога, благовествуя «о Христе безмездно» (1Кор. 9, 15–18). В подкрепление указанного права апостол ссылается и на ветхозаветные установления:

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (1Кор. 9, 13. Ср. Втор. 18, 1–8; 25, 4).

Право «достойно начальствующих пресвитеров» (особенно трудящихся «в слове и учении») на материальное обеспечение со стороны общины апостол Павел прямо утверждает в послании к Тимофею:

  • «Ибо Писание говорит: ‟не заграждай рта у вола молотящего” [Втор. 18, 25, 4];
  • “трудящийся достоин награды своей” [ср. Лк. 10, 7; 1Кор. 9, 9]» (1Тим. 17–18).

Писал апостол и о необходимости помогать нищим и бедным общинам (1Кор. 16, 1; Гал. 2, 10).

После Пятидесятницы христианские общины в рассеянии (в Риме, Антиохии, Македонии, Ахайе, Галатии и др.) собирали добровольную («по расположению сердца… не с принуждением» [2 Кор. 9, 7]) и посильную (сколько «позволит состояние» [1Кор. 16, 2]) милостыню для передачи Иерусалимской Церкви, о чем неоднократно сообщается в Апостоле (Деян. 11, 27–30; 24, 17; Рим. 15, 25–28; 1Кор. 16, 1–4; 2 Кор. 8–9; Гал. 2, 10).

При этом апостол Павел полагал, что христиане из язычников – «должники» перед христианами из иудеев: «Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» (Рим. 15, 27). Толкователи подчеркивают, что иерусалимские христиане находились в более стеснительном психологическом и материальном положении, чем верные в рассеянии, вследствие сильного давления иудейской среды на своих соплеменников-христиан, «отступивших» от «веры отцов» (а в действительности ее исполнивших). Однако в сборе милостыни со всех христианских общин Ойкумены на Иерусалимскую Церковь-Мать нельзя не увидеть и аналогии со сбором иудейской подати на Иерусалимский храм со всех евреев Палестины и рассеяния.

В Новом Завете мы не находим ни отмены десятины, ни ее установления для христиан в виде фиксированного налога

Таким образом, в Новом Завете мы не находим ни явной отмены установленной Законом Моисея десятины, ни ее установления для христиан в виде обязательного фиксированного налога, как это было в Ветхом Завете. В посланиях апостола Павла акцент делается на милостыне, подаваемой нуждающимся по христианской к ним любви, а для любви нет закона. Такая милостыня – не «ветхая» десятина, а дар от любящего сердца. При этом апостол не призывает кого-то к самолишению, а поощряет пожертвование на благотворительность по достатку (2 Кор. 8, 11–15), ибо «не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8, 13).

В то же время и Господь наш Иисус Христос (Мф. 10, 10; Лк. 10, 7), и апостол Павел (1Кор. 9, 1–14; 1Тим. 17–18) говорят о том, что благовестники Евангелия и священнослужители вправе получать материальное обеспечение от своей паствы.

Десятина в ранней Церкви и в церковном праве

В ранней Церкви (I–III вв.) существовали приношения в пользу ее служителей и нуждающихся членов общины. Наиболее подробно об обязанностях христианской общины по содержанию клира и помощи бедным говорится в таком известном и авторитетном церковно-каноническом памятнике, как «Апостольские постановления».

«Апостольские постановления» представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I–III вв., но также содержат и некоторые оригинальные тексты. В «Постановлениях» последовательно проводится мысль, что новозаветное священство, как «служащее алтарю» подобно ветхозаветному жречеству, «питается от алтаря» и осуществляет благотворительную деятельность.

  • «Посему так как вы [клир – Авт.] несете бремя, то и нужно, чтобы вы первые пользовались плодами, и раздавали их нуждающимся…»;
  • «части, десятины и начатки – первосвященнику Христу и служителям его» (II.25)[2].

Согласно этому памятнику, Господь освободил христиан от приношения в жертву Ему животных, однако

  • Он «не освободил вас от взносов, которыми вы одолжены священникам, и от благотворительности нуждающимся».
  • «Ты так и поступишь, как Господь постановил, и дашь священнику должное ему, – начаток гумна и точила и приношения о грехах, как посреднику между Богом и нуждающимися в очищении и заступлении; ибо тебе прилично давать, а ему – раздавать, потому что он – домостроитель и правитель церковных дел» (II.35)[3].
  • «Пред священниками не являйся с пустыми руками, но непрестанно приноси добровольные дары свои» (II.36)[4].

Кроме добровольных приношений, «Постановления» предписывают приносить на содержание клира начатки, десятину и др. обязательные части. Как правило, это делалось через епископа, как предстоятеля местной общины.

«Итак, и вы, братья, должны приносить жертвы свои, то есть приношения, епископу, как первосвященнику, или лично, или чрез диаконов. Впрочем, не одни жертвы, но и начатки, и десятины, и добровольные дары ему же приносите…» (II.27)[5].

Канон предписывает чтить епископа,

«давая ему, как священнику Божию, начатки ваши, десятины ваши, части ваши и дары ваши, начаток хлеба, вина, елея, яблок, шерсти и всего, чем снабжает вас Господь Бог…» (II.34)[6].

Некоторые каноны прямо указывают на обязанность верующих отделять часть плодов на содержание священников:

«Всякий начаток плодов от точила, гумна, также волов и овец давай священникам, чтобы благословлялось отложенное в кладовых твоих и произрастения земли твоей…» (VII.29)[7].

На вспомоществование нуждающимся предписывается приносить как добровольные приношения (II.25; III.4)[8], так и десятины (VII.29; VIII.30)[9]:

«Всякую десятину давай сироте и вдовице, бедному и пришельцу» (VII.29).

Епископу же предписывается справедливо распоряжаться «подаваемыми по заповеди Божией десятинами и начатками»:

«Приношения добровольные на убогих пусть [епископ] разделяет правильно сиротам, вдовицам, страждущим и неимущим странникам, как имеющий отдать отчет в этом Богу…» (II.25)[10].

Следует отметить, что в последующие века «Апостольские постановления» в своей канонической части не вызывали возражений, хоть в их вероучительной части и были усмотрены расхождения с позднейшим учением Церкви. Поэтому отцы Трулльского Пято-Шестого Собора (691–692 гг.) своим вторым Правилом «ради назидания и ограждения христианнейшей паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили»[11].

Однако из «Апостольских постановлений» в канонический кодекс Православной Церкви были включены 85 Правил святых апостолов, в числе которых есть несколько Правил, относящихся к содержанию клира членами церковной общины.

Так, Правило 3-е запрещает приносить к алтарю любые продукты, кроме вина и хлеба, а также «новых класов или винограда в надлежащее время»[12]. А правило 4-е[13], по изъяснению православного канониста священноисповедника Никодима (Милоша),

«возобновляя предписания предыдущего, повелевает отсылать начатки всякого плода епископу и пресвитерам для того, чтобы это было содержанием, как им, так и всем остальным, находящимся на службе при церкви».

Эти начатки плодов – добровольные приношения верных – «были единственным источником содержания клира в первые времена Церкви», – замечает толкователь[14].

Правило 41-е предписывает

«епископу имети власть над церковным имением», «чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал… такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий... Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются...»[15].

Как пишет епископ Никодим (Милош), в ранней Церкви, «пока существовала общность церковного имущества», все имущество любой местной христианской общины «состояло из приношений верных во время богослужения». Глава общины епископ разделял эти приношения на три части:

  1. «для нужд богослужения и содержания помещения для совершения последнего»;
  2. «на содержание себя и клира»;
  3. «на вспомоществование бедным членам церкви»[16].

Начиная с 315 г. декретом императора Константина Великого в помощь содержанию клира дополнительно стали выделяться средства из государственной казны[17].

Автор называет следующие источники содержания приходского духовенства[18]:

  1. денежное вознаграждение, упоминаемое еще в апостольское время;
  2. участок земли, «плодами которой оно имеет право пользоваться»;
  3. «епитрахильные доходы» (плата за требы и т.п.);
  4. «установленные приношения со стороны прихожан от плодов земных или от животных».

Относительно последнего владыка Никодим пишет:

«Общим и очень древним источником содержания приходского духовенства является сбор, т. е. то, что ежегодно дается прихожанами священнику от земных плодов или скота. Такого рода сбор в пользу духовенства мы находим и в ветхозаветной Церкви»[19].

Новозаветная Церковь унаследовала этот принцип. О ежегодном приношении от земных плодов десятины «в пользу церкви и духовенства говорят самые древние церковно-юридические памятники[20]».

В западной Церкви из этого родилось учение об обязательной десятине, которое развилось в Римско-католическом церковном законодательстве, начиная с VI века, и сохраняется доныне во многих католических и протестантских странах.

«В общем церковном восточном законодательстве нет ничего подобного, – пишет еп. Никодим, – но было только предоставлено верным давать своему духовенству от плодов земных по усердию, сколько могут, без определения количества[21].

Десятина в России

На Руси десятина в пользу Церкви выплачивалась только государственной властью, начиная со св. равноап. Вел. князя Владимира – Крестителя Руси.

«Принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе», – пишет прот. Владислав Цыпин[22].

Однако в период монголо-татарского ига, вследствие изменения экономической ситуации, княжеская десятина была заменена выделением Церкви земельных угодий с тем, чтобы «позволить самой позаботиться о себе, поставив в своих владениях крепкое хозяйство», – пишет историк Д. Володихин[23]. В период секуляризации государство отобрало большую часть церковных земельных владений, заменив их государственным жалованием, которое, по словам Д. Володихина, выплачивалось не всем и не в должном объеме[24].

«В Российской империи Церковь жила бедно. Ну, а советская власть, забрав то, что еще у Церкви сохранилось, приучала ее к нищете, расстрелам и страданиям», – продолжает Д. Володихин.

После ухода в прошлое советской власти вновь остро стоит вопрос о средствах для обеспечения жизнедеятельности церковного организма (а это не только приходы и монастыри, но и семинарии, академии, богоугодные заведения, благотворительные организации). Одних пожертвований в современных условиях недостаточно, полагает Д. Володихин.

Введение в России «налога на вероисповедание» по западному образцу было бы пагубным для Русской Церкви

Он считает, что введение в России «налога на вероисповедание» по западному образцу было бы пагубным для Русской Церкви. И потому предлагает два пути частичного возрождения церковной десятины:

«Во-первых, десятину может платить актив приходских общин – в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы.

Во-вторых, полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя бы оперативное пользование Церкви».

Последний тезис автор подкрепляет доводами о том, что Церковь – эффективный пользователь собственности, с оговоркой, что речь идет не о нефтяных и газовых скважинах, а «о запущенных землях, о кое-каком производстве, о домах, понемногу разрушающихся без пригляда» и т.п. [25].

Пути решения проблем содержания приходов Русская Церковь искала накануне революции 1917 г. В этом смысле отчасти верна поговорка: все новое – это хорошо забытое старое. Напомним из него наиболее важное.

Документы Поместного Собора 1917–1918 гг.

На Соборе, в частности, рассматривалась проблема финансирования жизнедеятельности Церкви в условиях отсутствия государственной поддержки. Соборные решения предполагали реализацию проекта создания самостоятельной церковной экономики. Так, в определении «О финансово-хозяйственных церковных учреждениях» Собор принял соответствующие доклады, подготовленные Соборным отделом о церковном имуществе и хозяйстве[26], и передал их в Высшее Церковное Управление, с тем чтобы

ВЦУ учредило «как предусматриваемые в этих докладах, так и иные финансово-хозяйственные учреждения для изыскания средств на осуществление просветительных, благотворительных и миссионерских задач Церкви»[27].

К теме организации жизнедеятельности прихода напрямую относятся некоторые положения Приходского Устава, принятого на Соборе.

Приходской Устав[28] давал значительные полномочия прихожанам, разумно сочетая их права и обязанности по содержанию прихода и причта и распоряжению приходским имуществом. Так, на прихожан, в частности, возлагалась забота о материальном содержании причта и обеспечении его жильем (ст. 26).

Устав предполагал, что «совместная деятельность клира и прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез Приходское Собрание и Приходский Совет» (ст. 28). Собрание формировалось из списочного состава прихода. В особой приходской книге предписывалось вести список всех прихожан с семействами (ст. 22). Совещательный голос в Приходском собрании имели «все прихожане, достигшие брачного возраста и ведущие самостоятельно свое хозяйство», а решающий голос – «все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесенные в приходскую книгу» (ст. 44). Приходское Собрание ведало всеми приходскими делами и распоряжалось «приходскими капиталами и имуществом» (ст. 55). Собрание также изыскивало средства «на нужды прихода и храма путем сборов, самообложения, подписок», ведало делами «по представлению обязательных взносов и оказанию пособий на епархиальные и общецерковные нужды» (ст. 56).

Приходское Собрание имело право применять к неисправным плательщикам лишение права участия в приходских собраниях

Приходское имущество формировалось из доходов от продажи свеч (ст. 109), от «принадлежащих приходу недвижимых имений», из добровольных взносов и сборов (деньгами и натурой) и обязательных сборов «по постановлениям общего Приходского Собрания» (ст. 110). При этом приход сам определял «порядок и нормы обложения денежного и натурою» (ст. 123). Приходское Собрание имело право «применять к неисправным плательщикам приходских налогов» в качестве меры воздействия «лишение права участия в приходских собраниях» (ст. 45, 126).

Оперативное управление приходом осуществлял Приходской Совет во главе с настоятелем. В состав Совета входили все члены причта, церковный староста, миряне, избираемые из лиц, имеющих право участия в Приходском Собрании, в числе, не меньшем числа членов причта (ст. 68). Приходский Совет обязан был вести списки «прихожан, имеющих право на участие в Приходских Собраниях и обязанных делать взносы на приходские нужды» (ст. 73).

Заметим, что в Приходском Уставе, как и в других соборных документах, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности и различным денежным сборам в пользу Церкви[29] термин «десятина» не употреблялся.

***

Сравнение с действующим Уставом РПЦ[30] и Типовым Уставом прихода[31] показывает отличия нынешней церковной практики от планов Поместного Собора 1917–1918 гг.

Согласно действующим церковным документам в православных приходах России, Приходские собрания обладают существенно меньшими правами и обязанностями.

Если коротко:

  1. не ведутся полные списки прихожан;
  2. Приходское собрание представляет собой не всех реальных членов прихода, а очень ограниченное число лиц, прием в которое совершается положительным решением этого Собрания на поданное кандидатом прошение;
  3. в документах нет подробного перечисления добровольных сборов и взносов на содержание прихода;
  4. отсутствуют обязательные сборы с прихожан-членов Приходского собрания;
  5. заметен акцент на единоначалие и ограничение прав общины, более настойчиво подчеркивается абсолютная власть правящего архиерея;
  6. значение Приходского собрания умалено за счет его прикровенной численной минимизации;
  7. Приходской совет также сведен к минимуму из трех человек (настоятель, его помощник и казначей), в него не входят ни причт, ни члены Приходского собрания из числа мирян.

Планам Поместного Собора 1917–1918 гг. не суждено было сбыться, вследствие начавшихся большевистских гонений на Церковь в России. Но многое было реализовано за ее пределами, в среде русской эмиграции. Именно в Русской Православной Церкви за границей утвердилась практика обязательных взносов и сборов с прихожан на содержание прихода и, соответственно, расширенные полномочия общины по управлению им.

В Русской Православной Церкви за границей утвердилась практика обязательных сборов с прихожан на содержание прихода

Так, согласно п. 11 Приходского Устава, утвержденного Архиерейским Синодом РПЦЗ в 1951-м г.[32], в члены прихода входят не только те лица православного исповедания, кто исповедуется и причащается Святых Таин не реже одного раза в год, но и кто платит установленные Приходским собранием членские взносы (п. 20.д.). Соответственно, принимать участие в приходских собраниях с решающим голосом, избирать должных лиц и быть избираемыми на приходские должности могут только те члены прихода, кто исправно платит членские взносы, а также другие обязательные взносы, установленные Епархиальными собраниями (п. 13).

Те же, кто не платит членские взносы в течение трех месяцев, лишаются права голоса на Приходском собрании, а в случае продолжения неуплаты взносов в течение 12 месяцев вообще исключаются из списка членов приходов, за исключением тех, кто не вносил взносы по уважительным причинам – болезнь, безработица и т.п. (Примечание 2 к п. 13).

Принципиальным отличием Приходского Устава РПЦЗ от современного Устава РПЦ (от 2000 г.) является следующее. По первому документу предполагается, что те совершеннолетние православные, кто ходят в один и тот же храм, мыслятся как члены прихода со своими правами и обязанностями, и, соответственно, – участники Приходского собрания. То есть этот Устав предполагает знак равенства между прихожанами и членами Приходского собрания.

Современный же Устав РПЦ этой равнозначности между прихожанами и членами Приходского собрания не предполагает. Можно быть постоянным прихожанином и при этом не входить в Приходское собрание, которое, как правило, по количеству его участников бывает весьма немногочисленным, по сравнению с количественным составом постоянных прихожан (прихожан на практике бывает в десятки раз больше, чем членов Приходского собрания).

Эта разница между Уставами РПЦЗ и РПЦ ясно усматривается из самой терминологии. По первому Уставу, участник Приходского собрания называется просто – «член прихода» (п. 21). А по второму Уставу он называется особенным образом – «член Приходского собрания» (глава XVII, п. 35).

***

Размышляя о возможном постепенном изменении существующей практики в направлении расширения обязанностей прихожан по содержанию прихода, полезно ознакомиться с другим документом Поместного Собора 1917–1918 гг.

В соборном Определении «Введение к приходскому Уставу»[33] особо оговаривалось, что «узаконяемое Уставом о православном приходе не есть что-либо новое», но воспроизводит древнюю практику в Греческой Православной Церкви и в России.

Так, на Руси издревле

«приходы указывали Архиерею на кандидатов в клир. Они же строили и содержали храмы и причтовые дома, как и прочие церковно-приходские здания, считавшиеся мирским строением, а равно обеспечивали и клир приходским содержанием. Такой порядок был закреплен постановлением Стоглавого Собора 1551 года, как и Духовным Регламентом».

Благотворительность велась приходом через выборных старост и «братчиков». Церковная казна являлась, по сути, приходским банком, из которого оказывалась помощь прихожанам в трудную пору.

«Для ясного же учета своего состава приход вел приходскую книгу, впоследствии замененную ведением метрических книг».

Отцы Собора полагали:

«Восстановлением указанных древних порядков в приходе и будет постепенное и осмотрительное, но решительное и планомерное проведение в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе».

Для этого предлагалось «по приходам произвести запись всех, желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме». Духовенство должно было предварительно провести с прихожанами подготовительную работу в виде многократных бесед

о вере, Церкви, «о церковной жизни, о православном приходе, о приходской жизни и деятельности, о непременном личном участии всякого прихожанина в устроении прихода, как священном долге христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мертвым членом в теле».

В документе подчеркивалось, что

вследствие забвения «истинной церковной жизни, от утраты нами чувства церковности, нас всех объединяющей и воодушевляющей на братское общение для вечного спасения» и «произошло всё падение нравов со всеми переживаемыми теперь нами грозными последствиями» (т.е. революцией).

Далее предлагалось настоятелю вначале объединить вокруг себя несколько наиболее толковых прихожан и постепенно создать «в приходах большие или малые кружки и содружества ревнителей» – ближайших помощников пастыря. Это позволило бы провести «не случайные и слепые, а целесообразные выборы и в Совет Приходский, и на иные служения в приходе». «Только после такой внимательной подготовки и можно будет приступать к проведению в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе». Пастырь, воодушевляя своих соработников из числа прихожан на приходскую работу во спасение своей души, создаст живую связь с приходом и будет для него «проводником Божественной благодати».

Пастырь, воодушевляя прихожан на приходскую работу, создаст живую связь с приходом и будет для него проводником Божественной благодати

Собор выражал надежду, что возрождение живой приходской жизни сможет спасти Россию:

«Так постепенно и устроится приходская жизнь по всей России в ее обновление из переживаемой духовной разрухи. Живительное начало христианской веры просветит тьму нашего духовного оскудения, поднимет дух в отдельных христианах, устроит семейную добрую жизнь, украсит через это и общественность нашу. Возродится душа народная от возрождения веры через приходскую жизнь, возродится и тело народной жизни – наша государственность»[34].

Многое из сказанного в этом документе может быть применено и в наше время для развития приходской жизни, воспитания у прихожан чувства ответственности за свой храм и приход, углубления связи между причтом и мирянами, пробуждения у последних желания реально участвовать в организации и обеспечении его жизнедеятельности, в том числе и своими регулярными посильными взносами.

[1] Подробнее см.: Десятина // Православная энциклопедия. Т. 14. С. 450–452.

[2] Постановления святых апостолов чрез Климента епископа и гражданина римского. – СПб., 2002. – Репр. Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 49.

[3] Там же. С. 55–56.

[4] Там же. С. 56.

[5] Там же. С. 51–52. Курсив наш – Авт.

[6] Там же. С. 55. Курсив наш – Авт.

[7] Там же. С. 156.

[8] Там же. С. 47, 80.

[9] Там же. С. 157, 196.

[10] Там же. С. 47. Так же см.: Т. III. 4. С. 80

[11] Книга правил. – М.: Синодальная библиотека, 1893. С. 71.

[12] Там же. С. 11.

[13] «Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, яко епископ и пресвитеры разделят с диаконами и прочими причетниками» (Книга правил. С. 11–12).

[14] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с сербск.: Т. 1. – М.: Отчий дом, 2001. – 652 с. – Репр. СПб., 1911. С. 50–51.

[15] Книга правил. С. 19. Курсив наш – Авт.

[16] Никодим (Милош), еп. Далматинский. Православное церковное право / Пер. с сербск. Мил. Г. Петровича. – СПб., 1897. – 708 с. С. 537, 544. См.: Правила святых апостол, 41; Апостольские постановления II.25; VII.29; VIII.31; Justin.Apol. 1,66 и 67 (ссылка, входящая в цитируемый фрагмент).

[17] Никодим (Милош), еп. Далматинский. Указ. соч. С. 545.

[18] Там же. См.: § 140 «Содержание приходского духовенства», с. 548–555. Особо с. 549–551.

[19] Исх. 13:2, 12–13; 22:29–30; 23:19; 34:19–20; Лев. 27:26–27, 30–33; Числ. 3:12–13; 3:16–19; 18:8–21; Втор. 14: 22–29; гл. 26 (ссылка, входящая в цитируемый фрагмент).

[20] Апостольские постановления II, 25–29; VIII, 30 (Pitra, I, 63, 167 и 175). Правила святых апостол, 4 (ссылка, входящая в цитируемый фрагмент).

[21] См.: Номоканон, VI, 1 (Аф. Синт., I, 133) (ссылка, входящая в цитируемый фрагмент).

[22] Десятина // Православная энциклопедия. Т. 14. С. 450–452.

[23] Володихин Д. Русская церковная десятина – в древности и сегодня // https://vrns.ru/analytics/1167

[24] Подробнее о церковной собственности и средствах на обеспечение жизнедеятельности Церкви в дореволюционной России см.: Певцов В.Г., прот. Лекции по Церковному праву. – Петербург, 1914. Отдел V. Церковное имущество.

[25] Там же.

[26] «О взаимном церковном страховании», «О Всероссийском Церковном Кооперативе», «О Всероссийском Кредитном Союзе приходов церковных учреждений».

[27] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. – М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 51.

[28] О православном приходе // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. – М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 13–41. Далее в цитатах курсив наш – Авт.

[29] «О сборе Церковная лепта», «О сборах в общецерковную казну с прошений и документов», «О церковном имуществе и хозяйстве», «Об образовании общецерковной казны и обеспечении содержанием преподавателей и служащих духовно-учебных заведений по 1/14 сентября 1918 г.», «О разделе местных средств содержания приходского духовенства».

[30] Устав Русской Православной Церкви // http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/index.html

[31] Типовой Устав местной религиозной организации православного прихода. Принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября 2009 года // https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tipovoj-ustav-mestnoj-religioznoj-organizatsii-pravoslavnogo-prihoda/

[32] Нормальный приходской устав. Утвержден определением Архиерейского Синода РПЦЗ от 13.07.1951 // https://synod.com/synod/documents/normparishbylaws.html

[33] Введение к приходскому уставу // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 3–10. Далее в цитатах курсив наш – Авт.

[34] Введение к приходскому уставу. Указ. соч.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Шекели, тугрики, фунты стерлингов… Шекели, тугрики, фунты стерлингов…
Протоиерей Андрей Ткачев
Шекели, тугрики, фунты стерлингов… Шекели, тугрики, фунты стерлингов…
Протоиерей Андрей Ткачев
Питая некие иллюзии о своей относительной нравственной чистоте, человек может быть вполне порабощен господствующим духом падшего мира. Имя этому духу – сребролюбие
Это ваша лепта Это ваша лепта
Марина Бирюкова
Это ваша лепта Это ваша лепта
Марина Бирюкова
Церковь и деньги, храм и деньги, приход и деньги… Дискуссия на эту тему не теперь возникла, нет, она не прекращается с апостольских времен. Это действительно важный вопрос, как с практической, так и с вероучительной точки зрения. Церковь воинствующая стоит на земле, она включена в земную жизнь, она не может обходиться без денег, но каким образом они должны у нее появляться?
Испытание деньгами Испытание деньгами
Записки финансиста из Печор
Испытание деньгами Испытание деньгами
Записки финансиста из Печор
Юлия Линде, Наталья Домашёва
Может ли человек, через руки которого проходят большие суммы денег, увидеть в них просто бумагу, а не средства к существованию? Может ли финансовый работник всегда оставаться честным? Как работа с деньгами влияет на характер человека? Наталья Викторовна Домашёва 24 года проработала в банковской системе и 12 лет возглавляла Печорское отделение Управления Федерального казначейства. Она многие годы тесно общалась с казначеем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Нафанаилом (Поспеловым).
Комментарии
сергий16 июня 2020, 16:03
интересные отзывы некоторых читаю о статье-насколько я понял в статье проводится мысль с подтверждением из истории Православия,что десятина в ней,как таковая не была и не приветствовалась,в отличие от католической церкви,а существовали пожертвования на добровольной основе.Если св.кн.Владимир и отделил десятину для церкви,но отделил ее из своих личных пожертвований,а не весь народ призывался это делать.Боюсь,как бы эти ревнители десятины у нас не довели церковь еще до большего кризиса.
Ирина10 апреля 2020, 13:10
Спаси Христос. На данную тематику есть замечательная аудиозапись лекции: "Труд, оплата, десятина". Геннадий Фаст, протоиерей, миссионер, богослов. Курс катехизации. Лекции. Беседы. 2004 г. А также о церковной десятине подробно, на основании Вселенских соборов, святых отцев, Священного Писания описано в главе "О церковной дисциплине" в книге К истинному Православию. И.Т. Лапкин.
Наталья27 марта 2020, 00:26
Алла, все повально платили, включая вдовиц, многодетные и бедные семьи? Я вот не могу так уверенно утверждать. Возможно,вы детально изучили этот вопрос. Если да, буду признательна за исторические ссылки. Помимо внесения десятины встаёт вопрос с оплатой треб, записок, свечей и т.д. Если ты вносишь десятину, должен ли ещё и их оплачивать? Плюс никто не отменял благотворительности, на которую тоже, как и на десятину, нужны средства.
Антон26 марта 2020, 08:46
Отдельно про "свободу", "соборность" и "как раньше было".1) Власть в Церкви ТОЛЬКО от епископа. Он ДЕЛЕГИРУЕТ право священнодействоват пресвитерам, не более. Епископы равны. Первосвященник же - Христос.2) Деяния, 6 глава. Апостолы (епископы) передают власть избранным общиной (дьяконам) решения материальных вопросов. Не всем, а "изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости".Уже есть дьякона на приходе, пусть занимаются хоздеятельностью.3) Первая половина статью про то как "приносят епископу","лично или через дьякона", "епископ распределяет", "епископ обязан управлять имуществом" с указанием соборных решений. Соборов Епископов, замечу. И в конце переход на приходское управление. Где логика?
Антон26 марта 2020, 08:28
Феофилу:1) про госналог - голословное утверждение, власть может принять любое решение через n лет 2) про епископат - "более настойчиво подчеркивается абсолютная власть правящего архиерея" цитата из статьи. А она не абсолютна, согласно учению Церкви?. Почитайте документы, как законно поставленных епископов изгоняли с кафедры и ставили выборных в 1918. Это, к сожалению, было. 3) "крепостное право" прямо прописано в документах собора 1918, почитайте. Ведение списка общины - это первый шаг. 4) "лишь его право голоса на собрании" - это видимо про "соборность", к которой все апеллируют.
Алла25 марта 2020, 21:18
Наталья, и когда на Руси была лучше экономическая ситуация, чем сейчас? И ведь платили же.
Наталья25 марта 2020, 15:29
Продолжу. Также думаю,что обязательное внесение десятины может уменьшить финансовые возможности для материальной помощи очень нуждающимся людям:тяжело больным,попавшим в трудную жизненную ситуацию и т.д.Так бы ты им, очевидно нуждающимся,помог бы весомее,но уже не сможешь,ибо тебе надо внести десятину.А не внесешь-все,согрешил,исповедуйся. Согласна с тем,что при внесении десятины обязательна абсолютная прозрачность распоряжения данными финансами,ведение и публикация отчётности.Еще думаю,что внесение десятины может вывести приходы из-под зависимости от епархий. Однако при сегодняшней тяжёлой экономической ситуации и повальной бедности населения бремя десятины может оказаться непосильным.
Наталья25 марта 2020, 15:21
Я не могу согласиться с Александром Салий. Ну что это за угрозы про ответ на Страшном Суде? Это ведь решаете не вы, а Господь. А вы уже "приговорили" тысячи не вносящих десятину людей к аду. Я тоже считаю, что именно мы, прихожане, в первую очередь, несём ответственность за содержание храма. Но считаю, что материальный вклад должен быть посильным. На нашем приходе большинство - это бабушки. Они порой одеты бедно, одеты в одну и ту же верхнюю одежду в любой сезон. Очевидно, что это очень нуждающиеся люди. Как они уплатят эту десятину? Пенсия у многих не составляет и 15 тысяч. Они сами нуждаются в "десятине". И таких людей - пожалуй, большинство.
Павел К.25 марта 2020, 12:15
А ведь финансовый вопрос то может решиться только в духе СОБОРНОСТИ .Нарушение принципа соборности -уважения мнения всех братьев приводит к оцепенению жизни Церкви . Дисциплина и послушание прихожан не должны использоваться для полной бесконтрольности священства во всех вопросах .Священник ,действующий , как администратор (авторитарно) может внешне образцово содержать приход , но главную задачу : разрастания слова Божия , привития людям любви к вере и отечеству не выполнит .Не случайно наши лучшие пастыри были ласковыми , скромными , уважительными людьми .
Валентин-8325 марта 2020, 08:48
Довольно щепитильная тема. Доброхотного дателя любит Бог ведь. Вспомним Сапфиру и Ананию в первохристианском обществе. Они погибли от лукавства пред Богом на материальной почве. А вдовицы 2 лепты Христу приятнее было видеть чем от избытка несомое... Верующий и благодарный ни может не нести в Дом Божий. Конечно было бы правильно людям знать хотя бы грубо бухгалтерию, дабы не соблазняться. Ведь всё равно всё тайное станет явным.
Елена25 марта 2020, 07:43
Если введется десятина требы будут бесплатными?
Феофил24 марта 2020, 22:32
Как говорится "мнения разделились".В практической реализации десятины нужно пройти средним путем,избегая крайностей.Гос.налога на Церковь не будет и малый бизнес,задавленный налогами, может быть спокоен (это "Маме"). У епископата власть никто не отнимет - этого не было и в реформах 1917г.(епископ призывался лишь прислушиваться к мнению общины)."Крепостного права" для прихожан тоже не будет(хотя до 1917 оно было в форме обязательности заказа треб только на своем приходе, а не в любом как сейчас).Не имеющих возможности платить свою лепту в казну прихода никто Таинств не лишит - обязательное самообложение члена Приходского собрания предполагает лишь его ПРАВО ГОЛОСА в этом Собрании.
Артем24 марта 2020, 22:23
Деньги это всегда искушения. Вспомнить хотя бы Иуду, одного из 12 ближайших учеников, оказавшегося вором и предателем. А тут речь о гораздо большем количестве людей. Денег станет побольше с десятин, так и пропадание денег все равно будет, все перегрызутся и перессорятся. Начнут вылазить всякие левые статьи расходов, что бы скрыть неудобные траты на всякие встречи, обеды и пр. Да и у кого из мирян в современном мире хватит времени разбираться во всем этом. Оставаться контролировать и прочее. Тут после службы на пять минут батюшка не может ни кого найти, что бы остались на приходское собрание. Все равно все будет в руках нескольких человек. И каждый двенадцатый по статистике искусится
Наталия24 марта 2020, 22:20
Десятина, наверное, благополучно может прижиться, только когда все прихожане храма святые. Иначе пойдет внутриприходское разделение, станут возникать приходы для состоятельных людей, приходы для малоимущих, начнется обособление приходов по роду занятий, по интересам и т. д. Но я больше поддерживаю десятину, о важности ее много написано, и хорошо, что в настоящее время есть возможность подавать ее незаметно. Кстати, торговля сувенирной продукцией обычному храму или монастырю дает мало дохода, может быть от нее по силам отказаться и без коренного переустройства всего церковноприходского уклада.
Марина24 марта 2020, 21:26
Статья правильная, нужная и очень актуальная! С десятиной беда! Ответственность прихожан за свой Храм должна быть! По моим расчетам, десятина выходит, но она расходится по нескольким храмам. По хорошему, нужно посещать один храм и заботится о его содержании. Но хочется и туда копеечку отдать и сюда положить. Очень меня мучает этот вопрос и каждый раз бывая на литургии в храме который рядом с домом, чувствую себя "захожанкой". Пришла, благодать получила, откупилась и пошла дальше. А в храме и светло, и тепло, и все устроено для удобства, но не моими стараниями!
Юлия24 марта 2020, 18:49
не думаю, что надо контролировать финансовую отчетность храма.Это дело настоятеля, а не общины. Ктото приносит 5 рублей, а кто то считает необходимым 10000 уе пожертвоать, но не ежемесячно, а разово..., в общем разные ситуации. Нельзя на пожертвования смотреть как на партвзносы.
протоиерей Александр24 марта 2020, 18:37
Очень хорошая и понятная статья! С десятиной-беда!
Мама24 марта 2020, 17:30
Все понятно. Но десятина вводилась в том числе как социальный налог, из нее поддерживались неимущие члены общины и т п. Сейчас все иначе в принципе. Государство сейчас забирает около половины дохода. Ознакомьтесь с системой налогообложения! Или вы, авторы статьи, налогов не платите? Мой муж предприниматель платит все налоги, в белую. Это жесть, поверьте. Иногда детей буквально кормить нечем, макароны и крупа. Вернуть десятину можно, только если полностью пересмотреть всю систему налогооблажения и вообще устройство общества.
Павел24 марта 2020, 16:10
Конечно, прихожане должны содержать свой храм. Только сейчас есть две проблемы: у прихожан практически нет прав в храме (он им не принадлежит, они приходят в храм как гости) и вторая — абсолютная непрозрачность финансово-хозяйственной деятельности храма. Десятина — важный традиционный финансовый инструмент. Но люди будут готовы сознательно использовать этот инструмент, когда почувствуют себя в действительности, а не номинально, частью прихода и когда им будут подробно отчитываться об использовании финансовых средств. Так было раньше. То, что сегодня приход платит (свечи, требы, пожертвования), а храм безотчетно тратит, создает соблазны у одних и разочарование у других.
Ксения24 марта 2020, 13:36
Вопрос десятины очень сложный. Там , где приход маленький не будет ли это непосильной ношей для части прихожан? По большей части основная часть жертвователей - это сами прихожане, которые помогают приходу каждый по мере сил и возможностей. Ведение обязательной десятины не решит финанс.проблемы приходов, т.к. количество прихожан не увеличится, а брать десятину с неверующей части населения никто не будет. Может получится наоборот, что доходы прихода уменьшаться, потому что кто-то покрывает размер 2-х и более десятин.
Геннадий 24 марта 2020, 13:34
Введение десятины резко обострит вопрос социального неравенства среди членов прихода, т.к. на всех должно будет поделено все имущество, иначе миллионер, дав много, останется при миллионах, а бедняк скатится до нищего. Проявятся и такие проблемы - кто будет оплачивать жизнь детей священников, кто такие и почему нищие, что делать с теми, кто откажется платить десятину, какой оклад определять священников и т.д. По сути видеться социалистическая революция в отдельно взятом приходе, что еще больше отдалит Церковь от неверующих и невоцерковленных. Лучше пусть идет как складывается "само собою", иначе откат к Ветхому Завету.
Ирэн24 марта 2020, 11:51
Уже давно перечисляю десятину на бедный женский монастырь в глубинке. Заметила, что финансовые затруднения у меня прекратились.
Антон24 марта 2020, 08:40
https://youtu.be/I_EQdLVEb88 Все как и сказал Александр Владимирович. Тезисно в видео: 1)отбор власти у епископов 2)крепостное право для мирян 3)"симфония" клира и обеспеченных 4)патриарх Тихон не поддержал изменений, что позволило вернуть обновленцев через 15 лет в лоно Церкви. От меня лично. В Церкви все строго иерархично. Господь не попустил таких "реформ" в 1918, большАя часть "реформаторов" потом ушла в обновленческий раскол.
Александр Салий24 марта 2020, 07:18
Хорошая статья. Приношение десятины в Храм - это обязанность каждого истинного христианина.Это заповедь Божия,и в Новом Завете ее никто не отменял.Если христианин не приносит десятину в храм,то он по слову Святого Пророка Малахии обкрадывает Бога и на нем много проклятий и даст ответ за это на Страшном Суде. Десятина это прежде всего благодарность,за те блага которыми благословляет тебя Господь.Как можно не благодарить за это Бога?! И чаще всего это происходит из-за банальной жадности и скупости... Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×