Избалованные выбором,
или О духовной пользе самоизоляции

Плюсом так называемой «самоизоляции» может стать возможность проверить на себе жизнь без выборов. Прожить «на чистовик» какой-то период времени с одними людьми, в одной квартире, с ограниченным набором предметов и маршрутов. Как жили наши предки сотни лет назад. (Не будем сейчас об изобилии в виртуальном пространстве, ибо до сих пор у одних нестабильный интернет, а у других – маленькие дети, выбора не оставляющие.)

До своего всемирного кризиса глобализация диктовала нам, как нужно жить, а именно: постоянно куда-то бежать, регулярно летать, что-то покупать и в своей жизни менять. От обоев и работы до супругов и детей.

В мире, где вожделенным символом потребления стало надкусанное яблоко, не стыдно было самому выглядеть таким фруктом. Но как-то грустно вступать в брак, зная, что твоя половинка уже опробована до тебя. Как на рынке протягивают кусочек арбуза, сыра или сала. Представляете бегущую строку на лбу: «Пробован 5 раз. 7. 10…»? Или читаешь ребенку сказку, а там, в финале: «И решили принц и принцесса попробовать жить вместе. Хотели было долго и счастливо, но встретили варианты получше и разбежались».

Нас манит иллюзия изобилия. Хочется попробовать все и сразу или отправиться в бесконечный поиск идеала. Кажется, что мы ничего при этом не теряем, а на самом деле тратим драгоценное время своей жизни. Опустошая наш кошелек, мир попутно опустошает душу.

Когда несколько дет назад я выбирала танцевальную студию, то подсела на пробные занятия. Некоторые были бесплатными, другие за полцены, третьи по полной стоимости. Я несколько месяцев ходила по нескольким десяткам студий, не получив в итоге ничего. Но заметила: чем больше выбираешь – тем труднее сделать выбор.

У наших родителей и тем более бабушек с дедушками такой проблемы не было. Ели то, что удавалось урвать по талонам, жили с тем, кого выбрали в молодости, работали по специальности, которую получали на всю жизнь, и очень часто на одной работе.

У нас не так. Перед нами открыты все дороги. Мы заходим в кондитерскую по дороге на очередную нелюбимую работу и берем пакет разных пирожных. Просто попробовать. Неважно, что потом будет изжога от вторых или депрессия от первой. Учебу или работу можно ведь и поменять, а в аптеке взять что-нибудь от тошноты и диспепсии. Вот только никому не приходит в голову попробовать на себе весь аптечный ассортимент. А что, интересно ведь? Или прийти к врачу с серьезной болезнью и услышать: «А давайте мы, голубчик, попробуем на вас вот это, а потом это, а если не поможет, то еще это». Хочется спросить такого врача: эй, а если я не доживу, пока вы будете пробовать?

А если мы не доживем до настоящей семьи, пока пробуем партнеров, которые точно так же пробуют нас? Как тот самый арбуз на рынке, отрезанный не очень чистым ножом и не очень свежими руками. Со вкусовыми рецепторами ведь как – пока обед готовишь, так всего напробуешься, что и обедать не хочется. Знакомо? И замуж что-то уже не очень хочется. И детей. И призвание искать тоже. Перепробовали… Или напробовались? А может, наоборот, вошли во вкус так жить?

Перепробовали? А может, наоборот, вошли во вкус так жить, бесконечно пробуя и ничего не выбирая окончательно?

Замуж я, как и многие православные девушки из моего окружения, вышла не рано. Всё что-то не торопилась, выбирала, перебирала. Казалось, выбор безграничен, молодость и жизнь вечны (вот они, плоды рекламы) и найти Идеального Мужа только вопрос времени. Увы, мода на образ жизни делает свое гнусное дело незаметно, но верно. Это я, отучившись и поработав несколько лет в сфере рекламы, усвоила точно. Первые полжизни мы ищем идеального мужа, вторую половину – подтягиваем уже неидеальное лицо. Боюсь, что по-настоящему идеальным будет только новенький лакированный гроб.

Думаете, мы, православные, сильно отличаемся в этом плане, тусуясь в популярных приходах, с комфортом колеся по душеспасительным паломническим маршрутам и выбирая в смартфоне: распев какого монастыря послушать сегодня?

Да простят меня настоящие верующие, которые искренне не понимают, за что нас лишили Пасхи. Я же о себе могу сказать словами заключенной концлагеря из книги Виктора Франкла «Сказать жизни: “Да!”»:

«Я благодарна судьбе за то, что она обошлась со мной так сурово, потому что в прежней своей жизни я была слишком избалована, а духовные мои притязания не были серьезны».

До слез обидно, что Воскресение Христово, Антипасху и Радоницу мы встретили дома. Но, по словам одного батюшки, мы получили то, чего в глубине души желали. Те, кто много лет ходит в храм, знают, как часто через силу понукаешь себя и идти на службу, и молиться, и причащаться, «потому что уже пора». За пятнадцать лет церковной жизни я стала настоящей «профессиональной богомолкой», певшей на клиросе, работавшей в епархиальном управлении и православной гимназии, учившейся на миссионерско-катехизаторских курсах и трудничавшей на Валааме. Для меня декретный отпуск стал вполне уважаемой причиной сокращенного молитвенного правила и прихода в храм к Причастию. Но… я вполне понимаю, для чего лично мне это досталось и почему лично для меня мир больше никогда не будет прежним. Просто потому, что возвращения прежней несерьезной жизни после напряжения нынешних дней больше не хочется. Игры кончаются в тот момент, когда ты понимаешь, что кто-то играет тобой.

Избалованные выбором, мы давно перестали ценить его свободу. Да и есть ли у нас свобода?

Избалованные выбором, как капризные дети, мы давно перестали ценить его свободу. Да и свобода ли это или добровольное рабство в мире шопинга, туризма и постоянно сменяющегося калейдоскопа людей и мест? Почему нам, наделенным Богом правом свободы выбора, часто кажется, что этот выбор делает за нас кто-то другой? Где та тонкая грань между решеткой концлагеря и нелепой смертью Буриданова осла?

Возможно, именно для истинного освобождения Господь дает нам сейчас шанс узнать поближе (и полюбить по-настоящему!) самих себя и своих близких. Решить, что же выбрать: модный нынче минимализм или все же православную аскезу.

Одна надежда – отпрыскам королевской крови, говорят, после горы надкусанных пирожных до жути хочется простого черного хлеба. А это, как мне кажется, начало исцеления.

Ксения Гринькова

18 мая 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
#Сидимдома, или Искушение карантином #Сидимдома, или Искушение карантином
Священник Димитрий Выдумкин
#Сидимдома, или Искушение карантином #Сидимдома,
или Искушение карантином

Священник Димитрий Выдумкин
Сегодня все «эсхатологи», забывая при этом, что главное в науке о последних временах всегда было и остается не учение о пришествии антихриста, а исполненное надежды учение о Пришествии Христа!
Как успокоиться во время коронавируса Как успокоиться во время коронавируса
Дмитрий Семеник
Как успокоиться во время коронавируса Как успокоиться во время коронавируса
Дмитрий Семеник
Смиренно переносить испытания легко – гораздо легче, чем в тревоге и страхе, – потому что так мы доверяем любви и всемогуществу Того, Кого видим источником этих событий.
Семейная жизнь в вопросах и ответах. О выборе супруга Семейная жизнь в вопросах и ответах. О выборе супруга
Свящ. Павел Гумеров
Семейная жизнь в вопросах и ответах. О выборе супруга Семейная жизнь в вопросах и ответах. О выборе супруга
Священник Павел Гумеров
Единство веры и убеждений – первый критерий в выборе спутницы жизни.
Комментарии
Наталья 2 июня 2020, 21:28
с комфортом колеся по паломническим поездкам?? вы серьезно? ну оторвите одно колесо, может на душе спокойнее станет! зачем вы так. многих паломничество воодушевляет, дает спокойствие, да и как туристическая поездка это лучшее место нежели Европы ваши. Что не так. Что значит тусуясь в модных приходах? Что я прочла......
Вадим К.22 мая 2020, 15:08
Катерина, я в Церкви уже не один год и чтобы какой-то архиерей издавал приказ не припомню. Это армейская, а не церковная лексика и будет плохо, если Церковь превратят в подобие казармы или даже Генштаба. Не надо путать одно с другим - вот что я хотел Вам сказать. В армию хочешь-не хочешь, когда призовут, должен идти, в Церковь - идешь сам и вовсе не для того, чтобы тебе отдавали приказы, а чтобы познать Истину и сделаться через то свободным. Между приказом и скромной просьбой есть достаточная палитра методов для гибкого управления и если она и сокращается теперь, это вовсе не должно рассматриваться нами и приниматься как нечто законное и положительное.
И.22 мая 2020, 14:04
Сомнительно, что подобные скороспелые экзальтированные публичные покаяния за всех разом (с обязательным реверансом в сторону истинно верующих, о которых они предполагают, что они обязательно где-то есть, но только не в их окружении), которыми теперь наперегонки мерятся клир и миряне, принесут добрые плоды.
Татьяна22 мая 2020, 11:57
Спасибо автору за формулировку созвучных ощущений,при напряжённости пережитых дней не хочется возвращаться к несерьезности прошлого,а тем более играть... Татьяна
Катерина 21 мая 2020, 22:38
Денис21 мая 2020, 18:30 -- упомянутое Вами распоряжение (синоним. указание, приказ) от 27 апреля. Упомянутые Вашим контрагентом великопостные службы и Светлая седьмица закончились в этом году несколько раньше. К тому же назвать упомянутое Вами распоряжение "сильным давлением" я ну никак не могу, просто из уважения к русскому языку. Это именно приказ с конкретными недвусмысленно обещанными последствиями за его невыполнение.
Катерина 21 мая 2020, 22:30
Вадим К., посмотрела на всякий случай синонимы слова "указание" на нескольких сайтах (НЕ ВИКИ:) - "сущ. приказание, приказ, команда, веление, повеление". Где я не права? К тому же "приказание, приказ, команда, веление, повеление" существуют в любой иеархической системе в качестве инструмента, налаживающего деятельность, а церковная структура, насколько я могу судить по книге владыки Тихона "Несвятые святые" и другим рассказам священников об их жизни, даже очень неплоская. Не могу себе представитб архиерея, лепечущего робко скромному деревенскому священнику "Вы уж, батенька, просьбишку-то мою выполните, я Вам за это буду так благодарен, ну так благодарен". Такое поведение ведет к анархии.
Денис21 мая 2020, 18:30
Катерина, по информации с оф. сайта РПЦ ещё от 27 апреля 2020 г. "В тех случаях, когда несоблюдение этих распоряжений и указаний повлечет за собой заражение человека коронавирусной инфекцией с последующей его смертью по причине этого заражения, виновный может быть привлечен к церковному суду, а в иных случаях — к церковно-административной ответственности в связи с намеренным игнорированием мер, позволяющих уберечь людей от массового заражения смертельной болезнью". +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Вадим К. Катерине21 мая 2020, 12:25
"правящий архиерей не "давит" на подчиненых ему, а приказывает им". Он может и давить, и приказывать, но ни то, ни другое не будет каноническим методом управления вверенной ему епархии. Он дает распоряжения - вот что, и разница с приказами должна быть ясна. Церковь не армия, не надо забывать этого, тут никто никому не может приказывать.
Катерина 21 мая 2020, 09:40
Денис20 мая 2020, 21:39 -- Ваш контрагент не написал, чье давление, можно только предположить, светской власти. Потому как правящий архиерей не "давит" на подчиненых ему, а приказывает им, в свою очередь опираясь на указы Священного Синода. Но возможно, что я ошибаюсь.
Алиса21 мая 2020, 04:27
<<Ели то, что удавалось урвать по талонам">>> Ну хоть что-то остаётся неизменным - страшные сказки про советскую действительность.А вот я 30 лет прожил в СССР и по талонам продукты получал только в перестройку, когда всё намеренно уничтожалось. И вот за этот коммент спасибо: Зато есть замечательный выбор, чтобы дотянуть до пенсии лучше отказать себе в еде или лекарстве. Вот это я понимаю Спасибо, что хоть кто-то ответил автору об этом, а то у нее, похоже, мозги основательно промыты капиталистической пропагандой и смартфонами.
Надежда20 мая 2020, 23:43
Мне кажется, рано еще делать выводы зачем нашей церкви такой наказ. Это и своеволие, нам Патриарх не указ, правящие архиереи тоже, нам все кажется мы умнее их. Это и лень идти на службу, это мечтательность на службе. Сколько мы там молимся? О чем думаем на службе? Это и эгоизм, и погоня за богатством в ущерб семье. Это и отсутствие времени на покаяние, в виду занятости работой/ семьей/ поездками/покупками и так далее. Боль от греховности перекрывается праздностью, энтузиазмом от передвижения предметов в своей жизни. Не о вечном, а движение. Может это, а может и другое. Да и сможем ли мы ослепленные грехом, сделать правильные выводы?
Денис20 мая 2020, 21:39
Владислав Мерженко, разве можно благодарить Бога за непослушание приходского священника священноначалию? С чего начинаются расколы?!
Марина Петровна20 мая 2020, 12:35
Наболело у автора однако. Для меня ничего, из того что так взволновало автора этой статьи, не я является важным. И до и во время карантина я так же люблю своих близких, работу, не покупаю ненужные вещи и не хочу ничего менять. Выбор (чего угодно) я делаю легко при любых количествах этого выбора. Для меня жизнь осталась прежней. Соглашусь лишь с тем, что не надо никуда бежать. Можно делать все спокойно, размеренно, зная, что на все хватит время, а не так как раньше-запланируешь кучу дел и увеличиваешь темп, чтобы все успеть. Не могу сказать, что и закрытие храма для меня оказалось катастрофой. Сегодня нельзя - завтра будет можно. Осознанная необходимость. На все воля Божья. Не все так ужасно.
Вадим К. Рассказову20 мая 2020, 10:54
"Так, что если продолжить эту мысль, то лишения, принимаемые со смирением и благодарением Богу даже выше аскезы". Да, Николай, но вот вспоминается случай из жизни преп. Пахомия Великого, как он пробрал своего эконома или келаря, который решил, что братиям не нужно ставить на стол вареную пищу с маслом, а только хлеб и зелень. Так вот он сказал, что подвиг без выбора не подвиг. И к тому же сказал и следующее, что такую аскезу не все могут понести, есть слабые и они просто изнемогут, впадут в уныние и дальше не смогут нести вообще никаких трудов. Вы скажете, что Господь попустил и сверх силы испытания не пошлет. Правильно, но слабых надо все равно утешать, а не относиться к ним слишком сурово.
Владислав Мерженко19 мая 2020, 21:09
Христос Воскрессе,братья и сестры!!!И все таки замечательная штука карантин.Я уже третий месяц пошел как дома с детьми,родителями всех нас в доме 10 душ и это очень хорошо.Большое благо что наш Батюшка не смотря на сильное давление смог проводить все Службы в Посту и по сей день.Людей было конечно намного меньше обычного, но Слава Богу у нас никто на заболел и ощущение Праздника самое большое за все время моего сознательного воцерковления.Я очень давно хотел быть на всех Великопостных Службах и Светлой седмицы и Господь дал нам эту возможность!!!Спаси всех Господь!Автору спасибо!
Елена 19 мая 2020, 18:44
Хорошая статья, Ксения. Спаси Господи. Особенно про наш комфорт в паломнических поездках.... И вообще комфорт...везде и во всем. Сейчас, в период пандемии Господь как будто спрашивает каждого из нас:"нуждаешься ли ты во Мне?"
Ксения19 мая 2020, 16:20
Не могу согласиться с автором полностью.Увы, но крайности в суждениях не обошли и православных. Кто-то за то, чтоб молиться дома, кто-то за то, чтоб только в храме. Все это крайности. Каждый решает за себя и берет ответственность на себя при принятии решения. Нет здесь единых стандартов, потому что для одного частое посещение богослужений - это избалованность, а для другого - крайняя необходимость, как глоток живой воды. Здесь ведь надо учитывать еще и опыт духовной жизни человека. У пустынников и монахов был и есть опыт, а у новоначальных? Много сейчас рассуждаем, как, где молиться, ходить или нет в храм. Хочется спросить: "Есть в моей жизни место Христу (при всех этих внешних условиях)?
Наталья19 мая 2020, 13:35
Прекрасная статья! Автору спасибо!
Гость19 мая 2020, 13:16
Статью хочется прочитать дважды. Написано очень не плохо
Николай Рассказов19 мая 2020, 08:44
"Я против искусственных «лишений», это не аскеза" Диана, тут вы не совсем правы. Как говорил св.Иоанн Златоуст:"Если вас обокрали и вы это приняли со смирением и благодарением Богу, то это будет выше, чем если бы вы эти деньги раздали бы нищим" Так, что если продолжить эту мысль, то лишения, принимаемые со смирением и благодарением Богу даже выше аскезы.
Наталия Ростова18 мая 2020, 23:52
/Где та тонкая грань между решёткой концлагеря и нелепой смертью Буриданова осла?/ Очень некорректное сравнение...
Татиана18 мая 2020, 22:02
Спасибо автору за статью!Все правильно,это реальность нашей жизни. Помоги нам всем Господь!!!
Диана 18 мая 2020, 19:24
Все-таки ограничение свободы передвижения действует очень угнетающе, это нужно и для здоровья и для работы. При чем тут «постоянно куда-то летать», я вот в командировки летала и в отпуск на море. Что в этом плохого, интересно? Думающий человек, я бы сказала, хорошо образованный, и так не будет в выходной день метаться по торговым центрам, а сходит в бассейн, в театр вечером, почитает. Что же касается потребности в Боге, она идёт от изнутри и с внешними причинами не связана зачастую, это потребность души. Я пришла в храм в тот период, когда внешне не к чему было придраться, так все было «в шоколаде». Более того, Господь сам призывает. Я против искусственных «лишений», это не аскеза
Лариса18 мая 2020, 16:37
Если человек не умеет делать выбор, это вовсе не означает, что в многообразии вариантов коренится зло. Это означает только то, что человек не умеет этот выбор делать, не умеет углубляться, зрить в корень. А многие оказались в изоляции одни. "О одиночество, как твой характер крут". А ещё очень удручают бесконечные обличения, какие мы все не такие. Уж какие есть. Это ведь легче всего - обличать и язвы вскрывать. А вы вот бальзам на душу пролейте. А вы вот утешьте. Дайте сил жить дальше. Скажите слово, от которого крылья за спиной вырастут.
Андрей18 мая 2020, 14:25
Диакон Олег Рыжков 18 мая 2020, 10:38, мешают те же самые личности, что и подлинным затворникам, пустынникам и другим подвижникам благочестия. Неправильно было бы требовать от Ивана Никитича Кожедуба ранней весною 1943 года тех же навыков воздушного бойца, что и 730 дней спустя. Точно так же, как неверно было бы ждать от Александра Ивановича Покрышкина в должности командира эскадрильи (1943 год) столь же чистого неба на направлении главного удара, как бывала во времена его бытности командиром авиа дивизии (1945 год). Просто всему своё время и каждому своё.
Верв18 мая 2020, 13:51
Замечательная статья! Спаси Господи, Ксения!
Игорь М.18 мая 2020, 13:16
"Ели то, что удавалось урвать по талонам">>> Ну хоть что-то остаётся неизменным - страшные сказки про советскую действительность.А вот я 30 лет прожил в СССР и по талонам продукты получал только в перестройку, когда всё намеренно уничтожалось. И выбор у нас был немалый: в кино, в библиотеку, в бассейн или в какой-нибудь кружок или спортклуб. И пирожные, представьте себе, продавались в магазинах, и даже в школьных столовых был выбор между сметанником, булочкой или заварным. А фраза про "постоянно куда-то бежать, регулярно летать, что-то покупать и в своей жизни менять" звучит, уж извините, как медицинский диагноз. Так что выбора у вас не больше чем у нас.А вот осмысленности меньше, увы.
Олег18 мая 2020, 12:50
Что такое вообще свобода? Это отсутствие преград для движения.Но отсутствие чего-либо есть пустота. Может -ли пустота быть идеалом? Вряд-ли.Мы не буддисты.Целью может лишь обожение через Церковь и праведную жизнь.Но на этом пути огромные трудности. Отдельная тема.
Марина18 мая 2020, 11:09
Да. Я думаю, каждый сейчас понимает, для чего ему это далось. И именно сейчас. Спасибо за статью.
Диакон Олег Рыжков18 мая 2020, 10:38
Это личные, субъективные переживания. Многие святые отцы - пустынники десятилетиями не ходили в храмы и совесть их не мучила. Иногда говорят: "Так это же святые!..." А кто запрещает быть сейчас пустынником или молиться дома? главное чтобы духовная жизнь и стремление быть с Богом были. А в какой форме и как это выражается - это уже дело личное и интимное. Плохо когда человеку вообще не интересна Церковь и Бог. А вот как в ней находится, сколько раз в нее ходить, причащаться и т. д. - это простите, дело каждого. А вот такие статьи - это манипуляции и навязывание каких - то общих, якобы для всех одинаковых, правил. Чувственность и охи - вздохи.
Денис18 мая 2020, 10:19
Великолепно, особенно насчёт "Думаете, мы, православные, сильно отличаемся в этом плане, тусуясь в популярных приходах, с комфортом колеся по душеспасительным паломническим маршрутам и выбирая в смартфоне: распев какого монастыря послушать сегодня?" Видимо не случайно многие монастыри превратились в коронавирусные очаги. Вместо удаления от мира монахи удались от Бога, в кажущейся бесконечной череде приёма религиозных туристов, мнящих себя православными паломниками. Вот и настал конец мнимой бесконечности, смерть прошла рядом кое-кого забрав с собой. Может хоть некоторые из числа оставшихся изменят свою жизнь?
Андрей18 мая 2020, 09:16
Если человек выбирает автомобиль, то прежде задаётся вопросом: что, куда, как часто, с какою скоростью и по каким дорогам буду возить? Далее безопасность, эргономика и ещё ряд параметров, по совокупности образующих критерий качества. Следующий критерий это срок получения объективно потребного образца (пандемия, санкции и т.в). Наконец, оцениваются эксплуатационные расходы, начиная от бензина и заканчивая гаражом. Вполне может статься, что разумнее будет заказать такси, хотя бы даже корабль или самолёт. Однако, всё же лучше когда есть варианты решения, а не монополист нагло ломит тройную цену. Правда тогда есть риск, что в конце концов придётся самому себе признаться в собственной глупости.
Ирина18 мая 2020, 08:45
Как хорошо описано "пакет разных пирожных. Просто попробовать. Неважно, что потом будет изжога от вторых или депрессия от первой". а вот у моей соседки пенсионерки Нины Валентиновны таких проблем не было и нет ни до ни после. Зато есть замечательный выбор, чтобы дотянуть до пенсии лучше отказать себе в еде или лекарстве. Вот это я понимаю
Ольга 18 мая 2020, 06:46
Спасибо. Это про меня
Сергей18 мая 2020, 04:51
Превосходнейший статья.
Наталья18 мая 2020, 01:36
Уважаемый автор, то, что вы описали как современные варианты выбора, на самом деле только его иллюзия.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×