К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах

Лариса Шеховцова Лариса Шеховцова

Более 20 лет я преподаю психологию в Санкт-Петербургской духовной академии. Все эти годы я ратовала и активно продвигала мысль, что психологическое знание священнослужителям полезно и необходимо. Вначале это мое убеждение встречали с недоверием, сомнением, а теперь, когда наши магистранты-заочники (в подавляющем большинстве священники, имеющие солидный опыт служения) пишут реферат на тему «Возможность применения знания психологии в пастырском служении», почти все говорят не только о возможности, но и необходимости знания психологии пастырю.

Существует большой вопрос: какие знания по психологии необходимы пастырю, какую психологию надо преподавать в духовных школах?

Современная психология сегодня выстроена на материалистическом фундаменте, самым широким направлением является гуманистическая психология, как теоретическая, так и психотерапевтическая практика, но есть и направления, развивающиеся в рамках восточного, оккультного мировоззрения (трансперсональная психология, позитивная психотерапия, так популярные сегодня семейные расстановки Хеленгера), не говоря уже о психоанализе.

Хотя психология как учебная дисциплина и включена в учебный план духовных школ, утвержденной Учебным комитетом программы преподавания психологии нет.

С одной стороны, без знания основ (общая психология), казалось бы, нельзя, но с другой стороны, священник – не профессиональный психолог, а объем часов учебной дисциплины ограничен. Были попытки неоднократно обсуждать проблемы преподавания психологии в духовных школах лет 10 назад, но эти разговоры, насколько мне известно, ничем не закончились. Обсуждение этой проблемы по-прежнему актуально и требует совместных методологических семинаров пастырей, психологов, богословов, антропологов, психотерапевтов.

В преподавании психологического знания пастырям есть очень много проблем.

Меня, как психолога, преподающего психологию пастырям в духовной академии, безусловно, радует то, что ректорат Сретенской семинарии понимает важность знания психологии пастырями.

Что включает ПРОГРАММА по психологии, предлагаемая Сретенской духовной семинарией в направлении подготовки будущих пастырей «Пастырское душепопечение»? В хоть и увеличенном, но все-таки ограниченном объеме часовой нагрузки дисциплины целесообразны ли общие рассуждения о христианстве и психологии, исследовании феномена веры в общепсихологическом смысле вместо практического знания взаимоотношений в современной семье?

Когда наши магистранты-священники говорят о необходимости психологического знания и применении его в их пастырском служении, то называют прежде всего знание возрастной психологии, психологии семьи, психологии общения, социальной психологии, педагогической, то есть им необходимы знания прикладные, практические. У пастырей потребность в психологическом знании инструментальна. Психология для них – некий «инструмент», который можно и полезно использовать в работе. Но какой инструмент? Всякий ли «инструмент» – безвредный, если идет речь о душе?

И тут возникает масса вопросов уже богословских!

Что такое «психика»: душа или нет? Являются ли синонимами понятия «душа» и «психика», или в этих понятиях заключены разные смыслы?

И тут мы выходим на мировоззренческие вопросы. Материалисты-позитивисты, как известно, полагают психику функцией мозга, тем, что можно «пощупать и потрогать». Идеалисты-психологи, а именно они зачинали психологию в России в начале ХХ века (Л.М. Лопатин, Н.Я. Грот, Н.О. Лосский, Г.И. Челпанов, В.В. Зеньковский), полагали душу невещественной вечной субстанцией и, соответственно, не видели разницы между «душой» и «психикой». Некоторые современные психологи, полагающие психику материальной функцией мозга, говорят, что есть еще «нечто», «нематериальное», «вечное», и называют «это» душой. В богословии, христианском учении о человеке это «нечто» называется «духом».

«Дух» – то, с чем «работает» священник! Здесь проходит демаркационная линия между деятельностью пастыря и психолога. Забота пастыря – духовная жизнь пасомого, а «забота» психолога – оказание помощи человеку в исправлении «деформаций» души – психических проблем.

Эту демаркационную линию легче описать теоретически, а практически как провести грань между душой и духом? Как разделить душу и дух у живого человека? В богословии нет ответа на этот вопрос! И пастырь, долженствующий «заниматься» духом, часто занимается душой – в силу того, что духовная работа тесно сопряжена с душевной, душевная – с духовной. И здесь часто происходит очень тонкая подмена: получается, что пастырь вынужден решать с пасомым не духовные, а душевные, психологические проблемы (в которых он не всегда компетентен), а психолог, психотерапевт в силу тех же причин, как правило, решая с человеком психологические проблемы, вынужден искать их корни или исцеление в духовной жизни (где он тоже не компетентен).

Протоиерей Вадим Леонов, имея опыт взаимодействия с психологами, обратил внимание в своей статье на эту проблему.

Кроме того, «инструмент психология», как показывает уже накопленный опыт, для некоторых пастырей оказывается соблазном: духовная жизнь требует длительной и трудной внутренней работы, к которой пасомый часто не готов. Используя технологии-инструменты психологии, душевные проблемы можно решить быстрее и легче, но всегда ли это решение состоятельно, а не иллюзорно? Всегда ли психологическое решение проблемы способствует цели духовного возрастания?

Душевные проблемы можно решить быстрее и легче. Но всегда ли психологическое решение проблемы способствует цели духовного возрастания?

Как показывает западный опыт увлечения пастырями психологией, происходит некая десакрализация пастырского душепопечения через психологию (что отмечает отец Вадим Леонов), то есть подмена духовного душевным.

Здесь нужна очень большая осторожность и тесное взаимодействие пастыря с психологом, желательно имеющим свой опыт духовной жизни.

Нам, православным психологам Санкт-Петербурга, выход видится в развитии православной психологии, где работа православного психотерапевта символизируется крестом: горизонталь креста – это решение психологических проблем, а вертикаль – неизбежный выход на духовные вопросы. Страждущему человеку надо показать, что перспектива решения его душевных проблем лежит в духовном пространстве. Как точно замечает отец Вадим, применение психологического знания должно корректироваться святоотеческим опытом.

Соблазн, который поджидает психотерапевта на этом пути, – не становиться «гуру»- духовным учителем: «кесарю кесарево, а Богу – Богово»!

Итак, вопросы, которые требуют наисущественнейшего обсуждения и поиска ответов при организации направления «Пастырское душепопечение», это

  • богословские: в чем разница души и духа?
  • и психологические: какую психологию преподавать священнослужителям, как наладить взаимодействие пастыря с психологом, не говоря уже об организационных проблемах.

Идеальный вариант – сотрудничество пастыря с приходским верующим психологом

Идеальный вариант – сотрудничество пастыря с приходским верующим психологом, где каждый занимается своим делом и каждый в курсе, в каком направлении работает другой со страждущим человеком.

В Епархиальном обществе православных психологов Санкт-Петербурга давно обсуждаются эти проблемы на семинарах и ежегодных научно-практических конференциях. Познакомиться с этими материалами можно на сайте общества: www.eopp.spb.ru.

Лариса Шеховцова,
доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии,
председатель Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга

29 июня 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Беседа с новым ректором Сретенской семинарии
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
4 декабря 2019 года в актовом зале Сретенской семинарии прошла презентация обновленного портала «Богослов.Ru», именующего себя «научно-богословским».
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Николаевич Скляров
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Скляров
Размышляет доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы ПСТГУ Олег Николаевич Скляров.
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психолог дал такой совет: «Раз вы это состояние преодолеть не можете, то надо принять себя и научиться с этим жить». Но это – ложная рекомендация. Что значит «примириться и жить» со своей страстью?!
О мировоззренческих основаниях практической психологии О мировоззренческих основаниях практической психологии
Марина Миронова
О мировоззренческих основаниях практической психологии О мировоззренческих основаниях практической психологии
Марина Миронова
Психологи – носители гуманистического мировоззрения. Но гуманистические и православные идеалы не просто не совпадают, но в самом главном они противоречат друг другу.
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки
Священник Валерий Духанин
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве:
воспоминания, наблюдения, заметки

Священник Валерий Духанин
Эти пастыри растворялись в служении, в своей жертве Богу и ближним. Полнейшее забвение себя, простота и подлинность жизни со Христом. И никакого самопиара.
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Эта статья была прислана в редакцию портала Православие.Ru протоиереем Павлом Великановым в рамках дискуссии об актуальных проблемах церковной жизни.
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Что такое «живая традиция»? Обращение к выдающимся примерам служения и пастырства – или творение своего нового, свобода следовать за яркими идеями и не оглядываться назад?
На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня
По благословению Ректора МДА епископа Звенигородского Питирима 19 июня 2020 года состоялось заседание кафедры богословия Московской духовной академии в дистанционном формате.
Комментарии
Михаил 5 июня 2021, 06:43
Уважаю этого преподавателя еще со времени моего заочного обучения в магистратуре СПбДА... Думаю, что идеальным вариантом было бы иметь на приходе православного психолога, который бы сам исповедовался и причащался. Лично в отношении себя считаю, что мне сильно не хватает знаний по психологии. Очень надеюсь, что в будущем смогу поступить в ВУЗ на психолога. Хочет священник или нет, но он так или иначе совмещает в себе пастырство и психологию. Примеров тому может быть много...
Юлия14 августа 2020, 23:21
Марина, психолог / Как Вы правы! К сожалению, в подобных обсуждениях практически не учитываются дидактические сложности преподавания психологии, тем более, получения полезных навыков психологической практики. А ведь дилетантство в этой сфере опасно не только для окружающих, но и для самого "носителя". Понятно, что для неспециалиста на первый план выходит желание удовлетворить какие-то свои потребности с помощью "психологически грамотного священника", и он, неспециалист, не может, да наверное, и не должен задаваться вопросами о том, как технически возможна такая вот гибридизация. Но организаторам духовного образования о дидактике думать необходимо!
Андрей 8 августа 2020, 13:17
Я обсуждал этот вопрос с одним настоятелем храма, не молодым уже но опытным священником. Его мнение таково, что вешать на священника знание еще и психологии чрезмерно. Ведь священник обязан, с его слов быть профессионалом во всех житейских вопросах, с которыми к нему обращаются его прихожане.Согласен с автором статьи. Каждый должен заниматься своим. Желательно чтобы священник и психолог на приходе работали рука об руку. Совсем хорошо, чтобы священник не видел в психологе еретика и губителя душ прихожан. А симфония в этом вопросе будет когда психолог исповедуется священнику и имеет в его лице своего духовника. А священник решает свои психологические вопросы с помощью знаний психолога.
Петр Сидоров21 июля 2020, 13:44
Психология нужна священникам, чтобы более или менее различать подлинные духовные проблемы верующих от обыкновенной психопатии, например, истерии. И это не такой простой вопрос: все дело в том, чтобы выяснить скрытые мотивы, например, депрессии. Ведь сейчас не каждый может мыслить в критической ситуации на уровне Иова.
р. Б. Ника 7 июля 2020, 17:01
Батюшка нужна любящая душа. Причём душа, любящая Господа и людей как творений Божиих. А психология нужна "эффективным менеджерам", не более.
Владислав 5 июля 2020, 12:24
Добрый день. Большое спасибо за публикацию этого материала. Автор мягко и одновременно очень убедительно показала и то, что "психологическое знание священнослужителям полезно и необходимо", и то, что в деятельности пастыря и психолога акценты ставятся по-разному. Более того, показано, где может быть выход: "в развитии православной психологии, где работа православного психотерапевта символизируется крестом: горизонталь креста – это решение психологических проблем, а вертикаль – неизбежный выход на духовные вопросы". В целом, очень нужная и своевременная статья.
Ксения 4 июля 2020, 20:08
Это я к тому... а когда вот мы с вами проливаем слезы над клочком бумаги со своими грехами, нам слишком большое дело до того, под какой синдром или симптом подпадает наша болезнь, грех, неисправность?... Мы сломаны, да, и "чинить" нас будет только Господь.. Ни один сеанс не сравнится, ребята, кто рыдал на исповеди. И слишком нам большое дело, в курсе ли священник, принимающий исповедь, что с нами за не то в психологическом плане? И велика ли нам разница, каков внутренний мир священника (рукоположенного!), все ли там с ним самим в идеальном порядке, "на мази", по последней моде, так сказать, чтоб искать лучшего?... Тут хоть бы донести себя до Церкви, исповеди. Не о том головы ломаем, да...
Ксения 4 июля 2020, 11:59
Вот уважаемый Nemro "Убедился что психика это телесная механика и чинить ее должны механики"... Так, наверное, и многие пастыри, и сторонники прикладной психологии хотят ухватить этот механизм, свести курс исцеления души к "дважды два четыре", в случае "душевной неполадки № такой-то" смотри страницу ..., абзац.., пункт ... С отсылкой на отличнейших квалифицированных психологов. Но ведь не это лекарство, это про "поговорить с батюшкой ПОСЛЕ ТАИНСТВА ИСПОВЕДИ". Одного из семи Таинств православной церкви. Это Таинство, его механика не должна обсуждаться, это не нашего ума дело. Невидимо предстоит Господь и снимает многолетний груз с наших плечей, и психологов тоже, всех. Забыли? Это главное.
игорь ковалев 2 июля 2020, 09:53
Денис.,, Россия единственная среди крупнейших стран мира с миллионами православных в населении. Однако выделяется ли наша страна праведностью?"/ Из этих миллионов всего 3 % воцерковлённых и то ,слава Богу,хоть гей-парадов нет.
игорь ковалев 2 июля 2020, 09:46
Денис.,,Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь — душе. Болезнь избавляет от многих душевных страстей. Апостол Павел говорит: «...если внешний наш человек... тлеет,то внутренний... обновляется» (2 Кор. 4, 16).(св.Амвросий Оптинский).Прочитайте статью на этом сайте,,Болезнь,как духовный руководитель свт.Игнатия(Брянчанинова)",недавно была.Конечно,легко советовать другим терпеливо переносить болезнь,когда сам не болеешь,но таково учение Церкви.
Марина , психолог 1 июля 2020, 22:04
Ни двух, ни трех лет не хватит для изучения основ практической психологии. В результате прохождения этих православных курсов т.н. "психологов" в бакалавриате семинарии, вы получите настоящих самонадеянных уродов, готовых с энтузиазмом калечить людей. Священниками они тоже не смогут быть по причине засоренности души психологической интеллектуальной продукцией сверхбыстрого приготовления. В США психологов растят 12 лет. Остановитесь, пожалейте людей, откажитесь от этого кошмарного конвейера уродов.
игорь ковалев 1 июля 2020, 20:37
Екатерина М. ,,Ибо боязливость есть младенчествующая и достойная смеха страсть тщеславной души.'',,Кто стяжал чистое сердце,тот победил боязливость,а кто еще очищается,тот иногда одолевает ее,иногда же бывает одолеваем ею''(св.Симеон Новый Богослов).,,Боязливость «дщерь неверия и порождение тщеславия».«Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро.По мере усиления в нас плача [о грехах],она от нас отходит;а с уменьшением оного увеличивается в нас».«Гордая душа есть раба страха;уповая на себя,она боится слабого звука тварей, и самых теней»(св.Иоанн Лествичник).Нельзя сразу искоренить неверие,маловерие,гордость и тщеславие,поэтому и страх искореняется постепенно.
Денис 1 июля 2020, 19:49
Игорь Ковалев, как инвалид второй группы с детства на основе личного опыта и наблюдения за иными больными, то телесная болезнь в духовном плане может быть полезна человеку прежде здоровому, который о Боге прежде не вспоминал. Инвалидов же наши затяжные, хронические болезни повергают в отчаяние, вызывая пьянство, наркоманию, быстрое наложение рук на самого себя! Болезни - это плохо, болезни надо лечить.
Мария К. 1 июля 2020, 19:42
Благодарю автора за статью! Также, по моему скромному мнению, базовые знания по психологии и также по психиатрии нужны пастырям лишь для того, чтобы суметь отличить духовную проблему от психологической/психиатрической у прихожанина, и направить к "профильному" специалисту - православному психологу или психиатру соответственно.
игорь ковалев 1 июля 2020, 19:26
Сергий.,,наш долг осознавать следующее: психологические проблемы идут из семьи.''/Вы ошибаетесь.,,Царствие Божие внутрь вас есть''(Лук. 17:20-21).Если внутри Царство Божие,то никакое внешнее воздействие не приведёт к психологическим проблемам.Ещё раз приведу пример детства свт.Игнатия Брянчанинова.И даже наоборот неприятности от людей заставляют уповать и обращаться больше к Богу.Игумен Никон Воробьев вспоминал,что в тюрьме Иисусова молитва сама шла и чувствовалась близость Господа,а когда вышел уже такого не было.И чем вам не нравятся св.Отцы 19 века?,,Что есть духовная жизнь...'' свт.Феофана Затворника как раз для новоначальных.
Денис 1 июля 2020, 19:24
Игорь Ковалев, Россия единственная среди крупнейших стран мира с миллионами православных в населении. Однако выделяется ли наша страна праведностью? Россия хороша только на фоне Америки, возможно ещё Бразилии с их легализацией "однополых браков" и расовой ненавистью.
игорь ковалев 1 июля 2020, 19:05
Сергий.,,К сожалению, не осознаёте,что страсти действуют в человеке совсем по-разному.''/Разные страсти действуют по разному-это очевидно.Исполнение заповедей,как раз ведёт к искоренению страстей.А вы предлагаете средства противоположные заповедям-это не допустимо и юродство здесь не причём.И страстей далеко не столько-,,сколько бесов в воздухе''.Какое лжесмирение?"Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи"(св.Симеон Новый Богослов).Вот,что ведёт к смирению-понимание,что не одну заповедь мы не можем исполнить чисто.
Ольга 1 июля 2020, 17:45
Уважаемые участники дискуссии! Вероятно, вас заинтересует обсуждение вопроса "Как соотносятся психология и аскетика?" (1ч.31мин) священнослужителями, представителями Сретенской духовной семинарии, принявших участие в онлайн-семинаре "Пастырская аскетика сегодня". Рекомендую!
Алексей 1 июля 2020, 17:28
Я согласен с утверждением Т.А."Священник должен уметь отличать депрессивное расстройство от обычного подавленного настроения...". Но ведь: Хорошая депрессия - по-моему - проблема психиатрии. Итак, согласен с автором статьи только в том, что священнику нужны познания практические. Предмет в семинарии можно назвать "Начала психологии и психиатрии". Чтобы не считать всех прихожан "больными"...
Nemro 1 июля 2020, 17:16
Спасибо за статью. Лично столкнулся с воцерковленными людьми, в прошлом детьми из семей алкоголиков. Думал до этого, что все можно решить духовными методами. Нет не все. Убедился что психика это телесная механика и чинить ее должны механики. Люди эти получили облегчение только после квалифицированной психологической помощи. Пастырям жизненно необходимо владеть знаниями из психологии и психиатрии чтобы вовремя распознать где речь идет о поврежденной механике, растроенной психике, каких-то деструктиных поведенческих моделях усвоенных в детстве и воспрозиводимых в взрослом возрасте; а где речь идет о заблудшей душе, мировоззренческих проблемах.
игорь ковалев 1 июля 2020, 12:39
Денис,,Раз уж тамошним монахам Господь не дал чудесного исцеления, то к кому следует обращаться с психологическими проблемами?''/Дал,что было полезно,болезни телесные тоже приносят пользу душе.,,дух бодр, плоть же немощна. ''Мк.14,38.А вот психологических проблем не должно быть при правильной духовной жизни.Проблема может быть только когда бесы нападают томлением,помыслами,разжиганием страсти.Вот тогда борьба.
Сергий 1 июля 2020, 10:56
Считаю, что наш долг осознавать следующее: психологические проблемы идут из семьи. Если ты родился и вырос в семье добрых и любящих родителей (воспитателей, бабушек и.т.д.) то придёшь в церковь совсем не так, как придёт в неё воспитанник детского дома или семьи алкоголиков. Нельзя жить по принципу "сытый голодного не понимает", нельзя наставлять людей из своего только опыта. "Читай каноны, читай правила, читай Св. отцов 19 века", - это подходит даже не ко всем выпускникам консерваторий. Один духовник сказал так: начинайте с книг старца Паисия Святогорца, это вам на первые два года хватит. Важна актуализация церковного учения. Смирение спасает, но сперва победи лжесмирение. Сложное не просто.
Сергий 1 июля 2020, 10:29
Игорь, Вы слишком быстро перешли на личности, минус Вам) К сожалению, не осознаёте, что страсти действуют в человеке совсем по-разному. Вот, говорите, соблюдать заповеди, бороться со страстями. Боязливость - разве не страсть, мужество не добродетель, трусость не грех? и развивается человек всё равно в обществе. Опять же, дискутировать можно вечно, если не вникать в смысл, а фехтовать цитатами. Сколько страстей в человеке? Семь, восемь? Нет, их столько, сколько бесов в воздухе. Про юродство слышали? Юродивый нарушал букву, чтоб соблюсти дух. Иногда требуется юродство. Спаси Вас Бог.
игорь ковалев 1 июля 2020, 10:05
Денис.,,Сначала надо позаботиться о том, чтобы люди не поубивали себя и друг друга, а уж потом вести их к праведности.''/Так в Церкви и заботятся об этом-в начале ,,не убий,не укради,не прелюбодействуй'',а потом ,,будьте совершенны как Отец ваш Небесный''Психологи просто ненужное звено,во всяком случае для верующих.Да и неверующих уводят в сторону от истинного исцеления.
Денис 1 июля 2020, 06:20
Игорь Ковалев, во время коронокризиса наши известнейшие монастыри от Дивеевского по Киево-Печерскую лавру превратились в коронавирусные очаги. Раз уж тамошним монахам Господь не дал чудесного исцеления, то к кому следует обращаться с психологическими проблемами?
игорь ковалев 1 июля 2020, 00:20
Денис ,,любовь часто ведёт к погибели вплоть до убийств и самоубийств без душевного равновесия.''/И вы ошибаетесь.Проблема не в ,,любви без душевного равновесия'',а в неправильной любви-естественной,плотской,происходящей от движения крови.А христиане должны любить духовной любовью.Согласитесь,что святые Петр и Феврония не могли бы так поступить,как Ромео и Джульетта.А всё дело в разной любви.
игорь ковалев 1 июля 2020, 00:09
Сергий.,,страх.Он преодолевается делами, требующими смелости, нужен, может быть, даже некоторый авантюризм. И придется, в некоторых случаях, даже отбросить "букву": давать сдачи сильно, делать неположенное и.т.п.''/Он преодолевается верой и упованием на Господа,осознанием,что без Его воли ничего не происходит.Надо заповеди исполнять,и одна из них ,,подставь другую щёку''и ,,не протився злому'',а у вас ,,давать сдачи сильно''.Чувствуете разницу?Отсюда видимо и проблемы психологические.
Прасковья Рябенко 1 июля 2020, 00:06
А старцев, что, выучили психологи? Или настоящии батюшки,к которым сейчас идёт народ и письма пишут с вопросами советуются с психологами,а потом отвечают своим духовным чадам? Я это не замечала. Я замечала,как мой вопрос отражался в душе священника и совет его всегда бывал благословенным.Я хожу в 2-3 храма где служат о Дмитрий Смирнов. Виктор Сандар,Вячеслав Переверзев.
игорь ковалев30 июня 2020, 23:56
Сергий,, Прошли они тот этап, вышли на следующий. Современный человек лишен первого этапа изначально.''/Вы же писали,что без любви от других нельзя,я и опровергал примером отшельников.И первый этап это борьба со страстями и приобретение духовного опыта в молитве и различении помыслов ,когда страсти утихнут-тогда можно и уединяться.Есть и исключения,например св.Мария Египетская.Почему это современный человек лишён первого этапа?И зачем вам любовь,уважением т.д. от других?Если вы будете в правильном смиренном устроении,как мытарь,то будете желать,чтобы вас оскорбляли,а не уважали.При правильной духовной жизни не будет у вас ни страха,ни психологических проблем.
Захар Ян30 июня 2020, 23:41
Преподавание психологии в семинариях, по-моему, нужно только в чисто теоретическом виде. Так сказать для ознакомления. Практически Психология ничему новому (чего бы уже не сказали св.Отцы) научить не может. Она возникла в обмирщенной Европе как альтернатива духовности. И никакие заверения о существовании идеалистической психологии не сделают Психологию дополнительницей Церкви. В Пятидесятнице дано наставление во всякой истине. Там и ищите разрешение всех, без исключения, проблем.
Екатерина М.30 июня 2020, 22:06
Игорь Ковалев, согласна с Вашими словами, в том числе о страстях. Единственно, думаю, что страсти каждый день из себя пытаешься выгонять, всю жизнь, а страх нужно сразу же, изначально задавить, это условие веры. Мне кажется, без этого первого шага не получится ничего. Нужно поверить Богу, Его призыву железобетонно. И сразу опытом уверишься, что Господь тебя принял, и твои страхи теперь ничтожны.
Екатерина М.30 июня 2020, 21:52
Денис, на Ваше обращение: "вы пишите о том как должно быть, а ваши оппоненты о том, что есть." В том и суть, что "так" должно быть у каждого. И вариантов приобрести это "должное" никаких иных нет, кроме Единственного - следование словам Господа - вера, крещение, личный завет с Богом, верность Ему. А вовсе не психология и тьма иных человеческих придумок. Это же чудо, реальное, ежедневное, доступное и невероятное. И что же, уводить людей от него? Вот слепые и уводят, так как сами слепы. При том себе самим кажутся умными, добрыми, полными заботы, всё в Церкви улучшить стремятся, борются вечно... Пастырь должен сеять слова истины, а тут получается, что сами ее не видят и не верят. Подмена сути.
игорь ковалев30 июня 2020, 19:53
Екатерина М.,,Думаю, что в основе психологических проблем обычного человека лежит страх.''/Согласен с вами.Хочу только добавить,и ещё страсти. При правильной духовной жизни не может быть психологических проблем.Психологи пытаются человеческими силами решить Божье дело.Хотя сам Господь говорит:,,Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;''(Мф.11:28)Не так давно читал на этом же сайте в комментарии монахини,что при депрессии кому-то может помочь психолог,а кому-то нужно антидепрессанты попить.Если так монахи считают...
Светлана Ф.30 июня 2020, 18:55
Владыка Тихон просил воздержаться от комментариев, но ведь, правда, ЗАЧЕМ, зачем психолог, если в храм идут не за этим. Как научится любви? Этому не научат, это по-другому достигается. Можно ощутить этот дар в других, вот к таким очереди, их ищут, к ним идут - "с преподобными преподобным будешь", но при чём тут психология. Да, в храмах много людей с проблемами, можно сказать, сложно найти без проблем, ну и что? Христианство вообще алогично с точки зрения мира - "для эллинов безумие, для иудеев - соблазн".
Денис30 июня 2020, 18:44
Екатерина М., Игорь Ковалёв, вы пишите о том как должно быть, а ваши оппоненты о том, что есть. Посмотрите на США, где громят даже полицейские участки, а в местах уже без полиции и вовсе беспредел. Намного ли в России лучше? Сначала надо позаботиться о том, чтобы люди не поубивали себя и друг друга, а уж потом вести их к праведности.
Денис30 июня 2020, 18:37
Сергий, сильно ошибаетесь. Достаточно перечитать хотя бы классику вроде "Ромео и Джульетта", чтобы убедиться, любовь часто ведёт к погибели вплоть до убийств и самоубийств без душевного равновесия. Ныне же в эпоху планетарных кризисов и научно-технологического прогресса у людей тем более массово едет крыша. Девушки ненавидящие детей в принципе и старушки испытывающие ненависть даже к ласковым кошкам, мужчины любящие лишь злодейку с наклейкой...
Денис30 июня 2020, 18:27
НН, где вы найдёте столько священников по призванию? Тут уж либо храмы в приделах шаговой доступности, либо качество служащих. У нас слишком многие забывают, что проще построить храм в чистом поле, чем в душе человеческой.
Денис30 июня 2020, 18:24
Сергей, есть сильный теологумен о триединой природе человека. Так данное богословское мнение хорошо изложено в труде святителя Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа и тело".
Сергий30 июня 2020, 17:54
И вот Екатерина М. правильно написала про страх. Он преодолевается делами, требующими смелости, нужен, может быть, даже некоторый авантюризм. И придется, в некоторых случаях, даже отбросить "букву": давать сдачи сильно, делать неположенное и.т.п. В меру, разумеется.
Галина Ник30 июня 2020, 17:52
Ирина 30 июня 2020, В компетенции автора никто не сомневается. Речь о другом: о том, что это за наука - психология, ее направления и задачи. Не надо уводить в сторону.
Сергий30 июня 2020, 17:48
Игорь, вот одна и та же ошибка при рассмотрении жизни отшельников. Думать, будто у них молитва ВМЕСТО общения, добрых дел и прочее. Не вместо, а после. Прошли они тот этап, вышли на следующий. Современный человек лишен первого этапа изначально. Психологическая проблема, таким образом, есть недуг, крест, испытание для человека, наподобие увечья или тюрьмы. Можно молитвой исцелить и слепого, и психологическую проблему, но в большинстве случаев это остается как крест, ну, или кто-то сотворит "чудо", 100 или 50 лет назад доступное для любого адекватного человека: внимание, участие, уважение, помощь - то, что для нас стало сложнее полета в космос. И потерпеть "вакуум" - тоже подвиг.
игорь ковалев30 июня 2020, 16:33
Сергий.Молитва заменит любовь и общение с людьми.Общение с людьми заменяется общением с Богом.И Сам Господь сказал: ,,...а одно только нужно;Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.''(от Луки 10:38) Это мы видим на примере отшельников,пустынником и затворником.Да и монашество от слова моно(один).Прочитайте о детстве свт.Игнатия Брянчанинова,он утром мечтал дожить до вечера.И никаких проблем с психикой не было.Благодать душу и исцеляет и направляет.
Екатерина М.30 июня 2020, 16:04
Думаю, что в основе психологических проблем обычного человека лежит страх. Но все эти страхи ложные, пустые, они внушены силами тьмы. То есть, по слову Божию "тамо убояшася страха, идеже не бе страх". Как же психология поможет в том, в чем сама не смыслит? Будет хождение по кругу, а выход верный найти нельзя, пока не поймет человек, что один лишь выход - Господь, вера, упование на Бога, полное и безоговорочное доверие Ему. Буквально нужно "воззверзить на Господа печаль свою" и страх. И бояться впредь только греха, отчуждающего от Бога. А иных страхов стыдиться, как неверия и малодушия. У верующих несказанное преимущество и дар - видеть и понимать мир и вещи шире, чем до крещения. Чего ж еще?
Галина30 июня 2020, 13:15
Множество опытов психологии выявляют закономерности и явления, но не дают ответа о корне мотиваций поступков человека. Различные теории психологии критикуются другими же психологами. Утверждение, что психология даст человеку разобраться в себе, на этом только фоне уже вызывает большой вопрос. Каждое новое время рождает в психологии новые наблюдения и выводы (о наблюдаемых в конкретном месте и времени процессах). И если и через время скопится (определится) некий полный единый багаж знаний, встаёт вопрос, кто/что будет для него единым и истинным критерием, и кто/что его определит. Использование же выявленных механизмов, приемов психологии не требует особого участия священника, и наоборот.
Сергий30 июня 2020, 10:18
Убежден, что психология нужна там, где нет ни капли нормальной любви. Если человек подвизается по-христиански и его хоть немного любят, все эти психологические проблемы решаются мгновенно. А вот если нет... Молитва НЕ ЗАМЕНЯЕТ человеческую любовь на 100%, но в таких случаях помогает уединение, риск, какие-то дела... Но всё равно без взаимной любви полностью психологически восстановиться нельзя. Бог не создавал одиночек и одиночество, это печальный недуг постиндустриального "постобщества". Эта ситуация эквивалентна перелому руки или ноги, требовать от себя полного восстановления без участия других нет смысла и даже вредно. Нужно потерпеть и подождать. Психолог немного поможет, это не любовь.
Валерий30 июня 2020, 09:36
Как славно написано, изумительно!!!
игорь ковалев30 июня 2020, 09:11
,,Страждущему человеку надо показать, что перспектива решения его душевных проблем лежит в духовном пространстве.''/Правильно, только для этого и нужны психологи, чтобы направить человека в храм.Не зря игумен Никон Воробьев ушёл после первого курса из психоневрологического университета,сказав ,что там изучают не то,что нужно для спасения.Духовное питает и исцеляет дух и душу(,,едино на потребу'').А психология это подмена духовного лечения(покаяние,борьба со страстями) каким то внушением.Сейчам пытаются аскетику заменить психологией.Святые отцы видели человека насквозь,исцелив сначала свою душу от страстей.
Дмитрий30 июня 2020, 08:58
Духовно больны некоторые священники, которые изучают психологию, чтобы помогать душам (человеческим искусством). И удивительно, что их учителя-психологи не верят в Бога и не признают существования души или признают своим особым образом (почти все). Этим подобные священники показывают, что больны духовно и нуждаются в святоотеческом обследовании. Выздоровев, они сами будут различать эту духовную болезнь и одновременно познают благодать Божию, чтобы впредь использовать в отношении страждущих душ действие божественной благодати, а не человеческое искусство. Из писем преподобного Паисия Святогорца
Елена30 июня 2020, 08:48
Почему психологию связывают с манипуляцией? Главная задача психолога - помочь человеку разобраться в самом себе. Поэтому граммотный психодог никогда не дает ответы на вопросы, человек сам должен на них ответить. Не вижу ничего плохого в том, чтобы священник знал основы психодогии. Действительно, часто человек приходит в церковь с множеством проблем, которые угнетают его. Сначала нужно решить их, а потом развиваться духовно.
Ирина30 июня 2020, 06:33
Галина Ник. Нехорошо для православной христианки так предвзято относится к людям старшего возраста и к их образованию тоже. Статья грамотно и правильно выстроена. В компетенции автора вряд ли кто тоусомнится.Здесь поставлен чисто научный вопрос, который касается не только психологии, но и богословия: дух и душа. А вы сами как ответите на этот вопрос? Попробуйте порассуждать сами.
Олег30 июня 2020, 06:22
Психолог советует взять инструмент в дорогу, который может пригодиться в трудную ситуацию. Возьми 1-ое, 5-ое, 10-е и т.д. И все это нужно "тащить" по жизни. Человек пытается сам устроить свою жизнь. Господь говорит: не бери ничего с собой в дорогу, Я позабочусь обо всем. Полное доверия себя в руки Божьи. Вот и вся разница. Как легче идти по жизни?
Т.А.30 июня 2020, 02:37
Священник должен уметь, как минимум,отличать депрессивное расстройство от обычного подавленного настроения, чтобы не сделать человеку еще хуже. Поэтому без знаний психологии просто нельзя.
Юлия30 июня 2020, 01:40
Почему психология как наука появилась только в 19 веке? А философия - 2 тысячи лет назад. Моя версия - психология - результат развития атеизма. У человека безбожного - полно проблем. И как современная медицина - не ставит целью сделать человека здоровым. Так и у психологии - здоровье не цель.
Екатерина29 июня 2020, 21:50
Священник, который бегает к психологам, это человек неверующий или ему исповедовать нельзя. Пусть служит под присмотром других священников и святых отцов читает, а с амвона не сплетни прихожанам вываливает, а жития святых читает.
Галина Ник29 июня 2020, 19:51
Предлагаю ввести преподавание богословия на психфаках. Все эти православеые психологи в возрасте от 40-ка, окончившие факультеты психологии в 2000-х лично мне доверие внушают никакое. Это будет справедливо:прежде чем тащить преподавание психологии в семинарии научите будущих поеподавателей хоть чемн-нибудь православному. Почему не пойти от обратного? Пусть православие войдет в современное образование, а потом и современное образование может вливаться в православие.
И.29 июня 2020, 18:36
Психология как и антидепрессанты - полторы строки показаний против внушительного списка на полторы страницы побочных эффектов и противопоказаний.
НН29 июня 2020, 18:13
И всё же: если мне предложат пойти на исповедь или задать вопрос психологически образованному священнику или просто любящему людей батюшке- я выберу последнего. Психолог на каждом приходе- это утопия, и слава Богу. Представте,что батюшка советуется с психологом,как духовно помочь прихожанину N. А если это Вы? Вы доверились священнику,а он...А потом и весь приход начнёт обсуждать ваши проблемы. Мечта! А как вам психолог на сельском приходе? А по поводу пиара мой муж спросил: а что они пиарить собираются? Церковь, Христа, себя(священники)? По-хорошему, в священники надо идти только тем, кто не может не быть священником. Никакие психология и пиар не заменят любовь и христианский образ жизни.
Сергей29 июня 2020, 16:42
"Дух" - это то с чем "работает" священник. Это шутка? И ведь не с душой, а именно с духом! (Хотя большинстве прошений говорим о душе). Уж не при помощи ли психоанализа? И при участии какого "духа"? Вот здесь и пролегает тот самый "водораздел" между смиренным молитвенником о душе пасомого, и надменным манипулятором.
Денис29 июня 2020, 15:19
Очень здраво, лучшее из написанного по психологии в контексте преподавания в Сретенке!
Екатерина29 июня 2020, 13:30
Психология любую гадость оправдает.Психологи это люди, обычно являющиеся жертвами массового высшего образования, очень ограниченная публика и натасканы приёмчики использовать и копаться в грязи
Галина29 июня 2020, 13:18
Современное общество малограммотно в вопросах духовных и устроения Церкви. Для него тесное совмещение психологии с православием без определения между ними четких и ясных границ чревато смешением понятий и предметных областей с дальнейшей подменой и замещением одного другим. Что психология - "инструмент", для человека невоцерковленного недостаточно понятное определение, которое дало бы разницу оценить. Скорее напрашивается обратная мысль.
Людмила29 июня 2020, 12:42
Дай Бог услышать всем пастырям - "Идеальный вариант – сотрудничество пастыря с приходским верующим психологом, где каждый занимается своим делом и каждый в курсе, в каком направлении работает другой со страждущим человеком." Вот именно, каждый должен заниматься СВОИМ делом.
Мария29 июня 2020, 12:06
Отличная статья. Да, это единственный выход - в развитии православной психологии. Действительно, разве могут материалисты изучать души, какая-то бессмыслица получается...
Илия29 июня 2020, 11:25
Предлагаю прекратить философствовать в стиле " журналист К.Маркс - великий германский ученый - экономист" и начать называть вещи своими именами, например:"Психология - один из приемов риторики - исскуства манипуляции сознанием людей." И при этом ставить акцент на различие между исскуством и наукой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×