Психология и покаяние в жизни приходского священника

Данная статья, присланная протоиереем Димитрием Беженарем, клириком храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери (Московская область), ответственным по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, кандидатом богословия, публикуется в рамках объявленной дискуссии о современных проблемах церковной жизни.

Протоиерей Димитрий Беженарь Протоиерей Димитрий Беженарь

В контексте широко обсуждаемого сейчас вопроса о значении психологии в пастырском душепопечении хочу поделиться своим небольшим опытом священнического служения в Сергиево-Посадском благочинии. Безусловно, те проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются священники в Московской области, во многом схожи с подобными же проблемами в других регионах нашей Родины, одна из которых – это убеждение, что Исповедь в храме «придумана» для слабых, закомплексованных на своих грехах, безграмотных людей, а грамотный, культурный, уважающий себя и конкурентоспособный человек все свои проблемы может решить, консультируясь у психологов. Приходилось беседовать с людьми, для которых подобный взгляд на Исповедь и психологическую помощь – это своего рода аксиома, не требующая доказательств. Такой человек на Исповедь соглашался с трудом и только при условии, «если батюшка – хороший психолог». Но с каким чувством внутренней свободы, радости и облегчения уходил человек домой после первой в своей жизни Исповеди, несмотря на то, что свидетелем его покаяния был простой, неученый сельский священник, отнюдь не знакомый с тонкостями психологии!

Возможно, мои слова кого-то огорчат, но, на мой взгляд, само понятие «православная психология» еще мало определенное. Существует просто психология. Однако понятие живой души, созданной Богом для вечности, хорошо известное любому христианину, в психологии отсутствует, поэтому и понятия о душепопечении, известное в христианской аскетике, там нет, а аналогичное греческое именование – психотерапия – наполнено совершенно иным содержанием.

Давайте вспомним определение «психики» из «Словаря практического психолога»:

«Системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности»[1].

В соответствии с этим определением человек – это «высокоорганизованная живая материя»! Не творение Божие, созданное по образу Творца и призванное к богоподобию, а просто «живая материя».

Многие известные психологи предлагают свои мировоззренческие конструкции, свои системы типологизации людей и болезненных состояний, свои объяснения, свои методики. Однако все попытки разных специалистов создать из всего этого нечто общее до сих пор не увенчались успехом. Поэтому люди, которые этой темой интересуются всерьез, знают, что существует множество психологических школ и направлений, а целостности, согласованности между ними нет. Так что такое понятие, как «православная психология», мне кажется, стоило бы объяснять через личность психолога: если такой человек занимается психологией и получил соответствующее образование, при этом он верующий, старается помочь обращающимся к нему войти в благодатную церковную жизнь, то он православный психолог. Общение с ним станет как бы ступенькой на пути к получению пастырской помощи, он подготовит и направит человека, который к нему обратился, к опытному священнику. Почему? Потому что священник действует благодатью Божией, а психолог в лучшем случае своими знаниями и опытом.

Безусловно, в психологии накоплены значительные опыт и знания о жизни человека, но какого человека? Очевидно – человека падшего. Однако одно дело – знать падшего человека с его страстями, а другое дело – оказать ему реальную помощь, освободив от уз греха. Это разные вещи, согласитесь. Разработано значительное количество психологических методик, и процесс этот продолжается, но все эти средства нормализуют состояние падшего человека и не способны перевести его на иной – обоженный – уровень существования.

Одно дело – знать падшего человека с его страстями, а другое дело – оказать ему реальную помощь, освободив от уз греха

Мне известен такой пример. Один человек – скупой, жадный – никому ничего не мог дать, и порой даже самые близкие люди страдали от его страсти. Он пошел на беседу к психологу, рассказал о себе и своем бессилии в борьбе с жадностью, а тот ему после долгой консультации говорит: «Ну, раз ты это победить не можешь, тебе надо принять себя и научиться с этим жить». Но с точки зрения христианской аскетики это, безусловно, ложная рекомендация. Что значит просто примириться и жить с этой страстью? Со страстью сребролюбия, или с гордыней, или с блудной похотью, или с завистью? Конечно, священник в этой ситуации поступит иначе, потому что его цель – преобразить человека с помощью Божией, а цель психолога – избавить человека от дискомфортного состояния, и во многих случаях движение к этим целям – это движение в противоположных направлениях.

Очень интересные рассуждения на эту тему есть у преподобного Паисия Святогорца:

«Посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что “исповедуются” у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи своими советами словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться… А вот придя на Исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует благодать Божия и человек освобождается от греха»[2].

Как видим, преподобный Паисий подчеркивает большое различие между консультацией у психолога и Исповедью у духовника. Одно дело – открыть человеку его проблему, его страсть и помочь от нее освободиться, и другое дело – увидеть проблему, но объяснить ее влиянием родителей или наследственностью, социальной средой и обеспечить ему приемлемое существование с этим внутренним злом – научить с этим жить.

В наше время, к сожалению, далеко не все люди понимают важность и необходимость покаяния, о котором хорошо говорил преподобный Паисий Святогорец:

«Если люди не покаются, не возвратятся к Богу, то они потеряют вечную жизнь. Человек должен помочь себе почувствовать глубочайший смысл жизни. Он должен прийти в себя, чтобы ощутить Божественное утешение. Задача в том, чтобы человек духовно вырос, а не просто воздерживался от грехов»[3].

Задача в том, чтобы человек духовно вырос, а не просто воздерживался от грехов

То есть недостаточно просто увидеть свои проблемы, происходящие от грехов; преодолевая их, надо духовно возрастать.

«Логика, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство – все это отличительные черты диавола… Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святой Дух и человек наполняется благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа. К несчастью, в нашу эпоху люди не хотят отсечь свои страсти, свое собственное своеволие. Они не принимают советы других, после этого они начинают говорить с бесстыдством и отгоняют от себя Божественную благодать»[4].

Наверное, уместно будет напомнить, что покаяние – это, прежде всего, состояние души. Но покаянием мы называем и Таинство Исповеди, в котором Сам Господь прощает нам согрешения, когда мы каемся в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием, во всем, в чем нас обличает совесть. То есть существует покаяние как Таинство Церкви, и есть покаяние как внутреннее состояние души, как глубокое сожаление о своих грехах, внутренняя работа над собой в сотрудничестве с Богом. О том, как важно покаяние вообще для мира, а не только для отдельного человека, преподобный Паисий говорит так:

«Если бы люди по крайней мере сходили к духовнику и поисповедовались, то исчезло бы бесовское воздействие и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой»[5].

Может быть, эти слова даже смутят кого-то, может быть, кто-то будет возражать: как это мы не умеем думать головой? Но это действительно так. Человек, находясь под воздействием падших духов, вследствие того, что через свои грехи дал диаволу права над собой и не кается, по-настоящему думать не может. Он не владеет сам собой в подлинном смысле этого слова.

«Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся и причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, равно как беззубая собака. Но он обладает огромной силой и властью над душой, которая не кается… В случае если диавол приобрел над человеком большие права, возобладал над ним, всегда должна быть найдена причина произошедшего, чтобы диавол был лишен этих прав»[6].

Покаяние – неисчерпаемая тема. Все мы так или иначе ощущаем внутреннее желание измениться, причем даже люди, далекие от Православия. Это желание, наверное, знакомо многим. Порой разговариваешь даже с нецерковными вроде бы людьми, они в храм не ходят, Евангелие не читают, не молятся, но у них есть желание начать жизнь с «чистого листа», то есть освободиться от груза жизненных ошибок (естественно, люди малоцерковные часто называют свои грехи просто ошибками), которые тяготят душу. Как раз великое сокровище покаяния, которое есть в Святой Церкви, дает возможность освободиться от этого груза, который буквально притягивает, придавливает душу к земле.

За годы преподавания на Высших богословских курсах при Московской духовной академии мне приходилось неоднократно беседовать со слушателями, которые имеют собственный опыт изучения психологии. Одна из них, Татьяна Б., согласилась поделиться своим опытом работы практическим консультантом-психологом. Возможно, учащимся духовных школ, будущим пастырям нашей Церкви, равно как и молодым священникам, желающим адекватно реагировать на все вызовы современной жизни, будет полезно услышать ее рассказ.

Из опыта психолога-практика

«Мой отзыв на дискуссию будет, возможно, полезен именно тем, кто пока находится на распутье. Кто увлекается психологией, возлагает на нее большие надежды и при этом уже находится на пути к храму.

Начну с определения психологии как отрасли знания. “Психология (от греч. ψυχή – «душа; характер» и λόγος – «учение») – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей”. Такое определение дается Википедией. Там же мы находим и понятие психики как “совокупности мыслительных процессов и явлений”.

Современная психология, особенно практическая, состоит из большого количества психологических школ и направлений, не имеющих единого базиса в виде объединяющей все школы теории. Поэтому состояние психологии на данном этапе известный американский профессор психологии Дж. Миллер назвал “интеллектуальным зоопарком”, подразумевая разнообразие областей психологии, слабо связанных друг с другом. Появившийся ассортимент школ и направлений психологической помощи обусловлен тем, что за прошедшие сто лет психология неоднократно меняла предмет своего изучения. На заре выделения психологии из философии объектом ее изучения был человек. Потом такой емкий “предмет” редуцировали до понятия “психика”, после чего появилось внимание к поведению человека, то есть предмет изучения опять изменили. За ним последовало следующее изменение: фокус сместился на мотивацию человека. Психология стала превращаться в экспериментальную площадку, где внимание, память, мышление стали основными объектами исследований, которые помогают в познании исключительно падшей природы человека. Однако сколько бы мы ни изучали это состояние, мы не сможем найти человеческого совершенства, подлинного здравия и Истины.

Приведу лишь один пример из своей практики. Молодая женщина пришла ко мне с запросом на решение семейного конфликта. Вопрос стоял о разводе. Причина развода: муж зарабатывает недостаточно (с позиции ее понимания необходимых расходов семейного бюджета) и не хочет менять работу, которую он получил по специальности. Разбираться с собой и причинами проблемы она не желает, но просит меня убедить мужа перейти на высокооплачиваемую работу. В основе ее мышления лежат текущие стереотипы о размере достатка и примеры ее подруг, живущих, как она выражается, намного лучше, чем она. То, что в основе ее раздражения и недовольства мужем лежит ее зависть к чужому образу жизни, провоцирующая семейные конфликты, она не видит и видеть не желает. Решать данный запрос с психологической позиции – это встать на путь нескончаемых разборов каждого конфликта и каждой претензии. И, в конечном итоге, научить ее, как вести себя в конфликтных ситуациях и как оформлять свои претензии, чтобы муж не заметил, что им манипулируют.

Но если анализировать данную ситуацию с духовных позиций, то здесь надо предложить работать со своим внутренним миром, обратить внимание на свои греховные страсти. Но понятия Исповеди как Таинства, греха и добродетели в психологии отсутствуют. И многое из того, что действительно изменяет человека и действительно помогает ему решать свои проблемы, здесь нет. Исповедь – это Таинство, где Сам Господь участвует в жизни человека. Это мистический разговор со Христом, где священник – это свидетель наших сокровенных слов и слез. Это разговор живой бессмертной души со своим Создателем. И тот мир и та тишина в душе, что возникают в человеке после Исповеди, – это Дар от Бога за искреннее раскаяние. И преображенное сердце и меняющийся ум – это также плоды Таинства Исповеди. Такие состояния человек получает только от Бога. Помощь психолога подобна починке и прихорашиванию платья, которым прикрыто израненное тело, на которое нет решимости смотреть, а боль от ран пытаться заглушить разговорами о том, какое можно сделать к этому платью украшение или как сшить новую одежду.

Люди ищут добрых пастырей! И ждут от них молитвы и согревающих души евангельских слов!

С моей точки зрения, психология – это не наука в строгом смысле слова, и занимается она отпавшим от Бога человечеством. Однако без Бога полноценное восстановление человека невозможно. Люди же ждут и ищут добрых пастырей! Искренних, простосердечных, отзывчивых к нашей боли! И ждут от них молитвы и согревающих души евангельских слов!»

***

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что благоразумное сотрудничество священников и православных психологов вполне возможно. В больших храмах в крупных городах подобное взаимодействие даже весьма желательно, но при условии, что каждый будет добросовестно заниматься своим служением, не ставя пред собой «сверхзадачу» решить всё за всех. Приходской психолог может заниматься консультированием приходящих в храм неофитов, мягко и ненавязчиво готовя их души к Исповеди и воцерковлению, не пытаясь брать на себя миссию духовного руководителя. А служитель алтаря Господня призван ревностно совершать богослужение, проповедовать евангельскую жизнь своим словом и своим примером, окормляя и ведя души верующих ко Христу. Пастырь должен осуществлять свое главное служение, не распыляясь на второстепенное, помня слова подвигоположника нашей веры Господа нашего Иисуса Христа: Какая польза, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26).

[1] См.: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.

[2] См.: Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 3: Духовная борьба.

[3] См.: Паисий Святогорец, преп. Слова. Т. 1: С болью и любовью о современном человеке.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Протоиерей Максим Козлов
Беседа с новым ректором Сретенской семинарии
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание? Крылья падших ангелов: кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
Дмитрий Бабич
4 декабря 2019 года в актовом зале Сретенской семинарии прошла презентация обновленного портала «Богослов.Ru», именующего себя «научно-богословским».
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Николаевич Скляров
Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления Услышать другого. Заметки о диалогическом методе мышления
Олег Скляров
Размышляет доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы ПСТГУ Олег Николаевич Скляров.
О мировоззренческих основаниях практической психологии О мировоззренческих основаниях практической психологии
Марина Миронова
О мировоззренческих основаниях практической психологии О мировоззренческих основаниях практической психологии
Марина Миронова
Психологи – носители гуманистического мировоззрения. Но гуманистические и православные идеалы не просто не совпадают, но в самом главном они противоречат друг другу.
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки
Священник Валерий Духанин
Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве: воспоминания, наблюдения, заметки Очень личное о старцах, пастырях и пастырстве:
воспоминания, наблюдения, заметки

Священник Валерий Духанин
Эти пастыри растворялись в служении, в своей жертве Богу и ближним. Полнейшее забвение себя, простота и подлинность жизни со Христом. И никакого самопиара.
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века Развенчивание мифов об образовании пастырей: опыт ХХ века
Василий Сергеевич Петров
Эта статья была прислана в редакцию портала Православие.Ru протоиереем Павлом Великановым в рамках дискуссии об актуальных проблемах церковной жизни.
К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах
Лариса Шеховцова
К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах
Лариса Шеховцова
У пастырей потребность в психологическом знании инструментальна. Психология для них – некий «инструмент». Но какой инструмент? Всякий ли «инструмент» – безвредный, если речь идет о душе?
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Деятели и делатели Деятели и делатели
Андрей Рогозянский
Что такое «живая традиция»? Обращение к выдающимся примерам служения и пастырства – или творение своего нового, свобода следовать за яркими идеями и не оглядываться назад?
На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня На кафедре богословия обсудили публикации профессора О.Б. Давыдова и доцента Р.М. Коня
По благословению Ректора МДА епископа Звенигородского Питирима 19 июня 2020 года состоялось заседание кафедры богословия Московской духовной академии в дистанционном формате.
Комментарии
Андрей15 апреля 2021, 07:23
Здравствуйте, полностью согласен с автором статьи.
Серж 4 марта 2021, 00:49
Батюшки должны владеть хотя б азами психологии. Вот к примеру апостол Павел, когда читаешь его послания, то понимаешь, что он психолог от Бога, не по науке, а по дару свыше. Как звучат его слова: я стал для всех всем, чтобы спаси хотя бы некоторых. Апостол к каждому человеку искал свой подход, кому со страхом, кому с любовью. Исповедь это не конвейер, и исповедь ведь это не только озвучивание своих грехов, но и проблем, и боли, и радости... всего, ведь мы и Христа исповедуем. К Христу мы приходим со своей болью, а болью может быть все что угодно и радостью тоже. Старцы это психологи от Бога, но нынче их нет - не заслужили мы этого, ни те кто хочет быть . Значит надо по науке,с рассуждением.
Светлана21 сентября 2020, 18:56
Статью считаю очень актуальной. Не будем обольщаться! В последнее время мы все с душевной болью наблюдаем к чему привело заигрывание с психологией для ряда очень талантливых и умных священников. Сначала священник Андрей Федосов, известный под ником "киберпоп", затем архм. Андрей Конанос, проповедник "радостного христианства", совсем недавно свящ. Алексей Агапов. И все пополняют ряды психологов, и все заверяют нас что от Христа не отказались. Но падение, остается падением, как его не приукрашивай. А говорящим, что им, якобы, не стало легче после исповеди или батюшка не то посоветовал, позвольте сказать - надо чаще исповедоваться, молиться на Богослужении, ПРИЧАЩАТЬСЯ, и исправлять себя.
Татьяна15 сентября 2020, 16:26
Психология- не наука. Достаточно прочесть внимательно книгу Серафима Роуза "Человек против Бога", чтобы понять процесс постепенного отпадения человека от Творца,следствием которого явилось помрачение мышления и разумения человека. Взамен живого общения с Богом человек сам создал суррогат в виде психологии и других психонаправлений. Это скрытый яд замедленного действия. Последствия такого неразумного и небрежного попечения о своей душе проявляются только при накоплении критической массы таких лже-знаний. И примеры тому мы видим уже сейчас - это и Андрей Канонас и Андрей Федосов.Бывшие священники,увлекавшиеся психологическим подходом.Горько и больно,что пастыри отвергли слово Евангельское...
muzika.marina04@yandex.ru14 сентября 2020, 14:49
Дорогие мои, не надо смешивать воду с маслом - ничего не выйдет. Да, священникам не помешает общее представление о психологии, но лишь для того, чтобы человека с психологической проблемой направить к специалисту. Нападки на психологию и психологов в последнее время участились из-за нечеткой границы в умах людей между душой и духом, психотерапией и исповедью, психологом и священником. Между тем, это совершенно разные вещи! Священник не заменит психолога и наоборот. У каждого своя, четко определенная сфера деятельности. Человеку, который не знает, кого ему выбрать, надо понять, хочет ли он примириться с Богом или решить проблемы своего восприятия и своих отношений с людьми.
Надежда13 сентября 2020, 23:50
Благодарю,о.Димитрия за статью.К сожалению в последнее время мы становимся свидетелями к чему приводит не благоразумное увлечение психологией священниками.Бывший архимандрит Андрей Конанос, священник Андрей Федосов.Мне кажется, главное в статье что у священника и психолога разные цели и задачи, выбирать кто из них лучше нелепо.​Психолог может помочь в выборе профессии, или определить готов ли ребенок к школе.А что касается бессмертной души, тут область совсем не в компетенции психолога.На Исповеди человек получает благодатную силу для борьбы с грехом.Почему к психологам люди​ готовы ходить годами, а от исповеди ждут чуда сразу. Господь хочет чтобы мы потрудились ибо не спасает нас без нас.
Лариса13 сентября 2020, 12:24
Я думаю исповедь и психология не могут конкурировать ,это совершенно разные вещи и одно не может заменить другое.Просто нужно вместе идти навстречу человеку и конечно с рассуждением. Психология большой океан и не зная берегов можно уплыть на страну далеча как и случилось с известным отцом Андреем Конанасом и священником Алексеем Агаповым,все таки радость радостью,но мы еще несем крест.И главное для человека не гармония души и развитие ,а спасение!
Александр 9 сентября 2020, 15:39
Увы, позволю написать свои впечатления. Хожу в храм с 1996 года. Облегчения после исповеди не испытал ни разу. Скорее, наоборот, как будто был упругим мячом, а воздух на исповеди вышел. А внутренний голос говорит: "Сдайся, опусти руки! Может, Бог от тебя не хочет, чтобы ты действовал в том направлении, в котором сейчас идёшь!". И такой голос сопровождал меня во всех делах: от поиска работы до выбора второй половины. Везде-сомнения. Женился не по любви, а по ощущению, что лучше не будет. Как оказалось, у моей жены нарциссическое расстройство (психологи подробнейшим образом это описали), но я это понял впервые за 15 лет. Увы, только бежать. Священники не помогли. Им эта проблема неизвестна.
Татьяна Владимировна17 августа 2020, 15:14
Статья очень уместная. И посвящена очень обсуждаемой сейчас попытке внедрять светскую психологию, (под видом православной, конечно), в программу духовных учебных заведений. Постепенно вытесняя сугубо пастырские дисциплины. И преподносится это сейчас как очень важная инновация, в рамках непрекращающихся "реформ" духовного образования. Чтобы будущие пастыри Церкви были, так сказать - "более конкурентоспособными в быстро меняющемся мире". А к чему это может привести, очень хорошо объяснил в своем интервью ректор Хабаровской духовной семинарии, архиепископ Ефрем "Хабаровский эксперимент: психология и психологи в духовной школе".
Денис16 августа 2020, 02:37
Благодарю за статью на столь актуальную и обсуждаемую сейчас тему. Самое ценное, что в этой статье изложен взгляд не восторженного неофита, видящего все в "розовом свете", или неопытного студента, который пытается соединить несоединимое. Здесь позиция пастыря Церкви, уже имеющего многолетний, реальный опыт приходского служения и душепопечения. Согласен с отцом Димитрием, - психолог пытается помочь своими знаниями и опытом, но мировоззрение у каждого свое и опыт тоже свой. Одно дело, что то знать, другое дело реально помочь. И направлений в психологии очень много, и советы иногда очень противоречивы. Священник действует по благодати Божией,в Церкви богатый опыт душепопечения.
Наталья12 августа 2020, 10:05
В статье поднята важная проблема современной пастырской и психологической практики. Широкое распространение психологических консультаций не ведет к оздоровлению общества и это важно понимать практикующим психологам,но они могут указать конкретному человеку путь к выздоровлению.Распространение знаний об этом среди психологов считаю важным и необходимым делом на что нацелена эта статья. Спасибо за поднятую тему.
Ольга 11 августа 2020, 14:14
Благодарю, протоиерея Димитрия, за интересную статью. В дискуссии многих людей тема будоражит. По Милости Божией, только после исповеди человеческая душа и тело тоже обретает мир, тишину, преображение сердца. Знаю об этом сама и от многих других людей. Согласна полностью со словами отца Димитрия - люди ищут добрых пастырей!!! И ждут от них молитвы и согревающих души евангельских слов. Всегда хорошо вместе трудиться и пастырям и психологам- главное труд. Под лежачий камень вода не течёт. Паки и паки благодарю протоиерея Димитрия за нужную и полезную статью.
Людмила 4 августа 2020, 11:13
Полагаю не нужно путать работу психолога и священника. Дому нужен и сантехник и электрик. Сегодня в 1-ом послании Коринфянам как раз читали о том что тело состоит из разных членов и что "которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее", а далее "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены". Так почему же мы не должны помогать тем, кто еще не уверовал? Кто ещё не может или не созрел до того, чтобы дойти до Таинства Исповеди? Солнце светит всем. Можем ли мы отказывать в помощи тем, чья психика ещё не готова обратиться к Церкви Православной и к Господу? Тем кто еще ходит во тьме. Может этот человек принесёт большее покаяние, чем мы за всю свою жизнь.
Анна25 июля 2020, 23:52
Батюшка, больше спасибо Вам за такую интересную беседу. Тема очень глубокая, я всегда была "за" работу психологов, но эта статья и передача на канале Союз с Вашим участием https://youtu.be/F6emFMxf0AM заставили меня по-другому посмотреть на этот вопрос. От Вас, я услышала, вдруг, такое очевидное и важное, чего не замечала раньше, хотя, конечно же знала. Ведь когда человек идет за помощью к психологу или к батюшке, то всегда надеется получить вразумление и поддержку. И если подумать, то через психолога мы получаем человеческий совет, а через батюшку вразумление от Господа. И чей совет будет более действенным: такого же грешника или доброго Пастыря?)
о. Иларион25 июля 2020, 12:13
Благослови Всех Господь! Порой людям кажется, что они вершители своих судеб, да, Бог дал человеку свободную Волю, но не говорил, что не нужно подчиняться ЕМУ!А как понять тот факт, что новоявленные "православные"психологи не соблюдают, и не хотят соблюдать никакой православной этики. Ведь слово православный это человек верующий, воцерковленный,живущий по правилам и канонам православной ЦЕРКВИ, данной нам Богом,а не человек просто, крещенный и тупо носящий крест на груди, не соблюдающий не каких правил поведения и морали православного человека! Сами эти люди зачастую не хотят или не могут соблюдать элементарные правила поведения для людей носящих это большое имя - православный! ТОГДА ЗАЧЕМ ОН
Светлана24 июля 2020, 22:24
С нынешней модой на психологов (даже среди православного люда-что особенно настораживает...)прямо беда какая-то!Моя верующая знакомая рассказывала семейную историю:у них были напряженные отношения со взрослой уже, но не вполне самостоятельной дочерью.Дочь,к слову сказать, из тех,что "верят в душе",но добрая девушка.Нелады в отношениях мучили их обеих.Мама за помощью обращалась бесплатно к Богу,а дочь пошла за деньги к психологу.Слава Богу!Дочери хватило одного сеанса).На все ее жалобы на мать психолог дала ей примерно такой совет:"Жизнь у тебя одна и ты должна ее прожить так, как ты хочешь. А по сему прекрати общаться с мамой раз уж такие меж вами разногласия.Жить нужно для себя-запомни!"
Катерина 21 июля 2020, 08:45
Денис20 июля 2020, 03:39 -- точно! Смотришь, жена жалуется, муж мало зарабатывает... а на самом деле она просто швыряется деньгами в ситуации, где необходима строгая экономия. Не привыкла себя ужимать. Или в их местности единственный способ "добыть денег" - пойти в бандиты. Конечно, нормальный человек сопротивляется такому выбору вплоть.. до развода.
Иоанна_ 21 июля 2020, 02:35
Денис, больше комментов, хороших и разных? Мне по таким вопросам советоваться ни с кем не надо, я хотела только заметить, что не всё так однозначно в примере, приведённом автором статьи.
Галина20 июля 2020, 22:09
Екатерина М.18 июля 2020, 19:01: Странная в сумме однако получается позиция, где по мнению ее автора у тех, кто "мытарствует"в сложной ситуации на последнем месте "естественные"пути ее решения. И кроме прочего работать должна некая "естественная логика", где "все вместе" и никак не порознь, а иначе "не считается"... Иначе - это про "однобокость" и т.п. ... Извинения автор принес за то, что мне в его позиции что-то кажется и т.п., а вовсе не за свою позицию (как минимум ее неуместность высказывания), новые упрёки и пожелания мира... Собственно моим первым недоуменным коментом все по вопросу было сказано. Ответ на недоумение так и не был дан, а что было написано в ответ, то его усилило
Денис20 июля 2020, 03:39
Иоанна, у кого жемчуг мелкий, а у кого булка маленькая. В этом проблема всех советов общего характера. Поэтому, если священник досконально не знаком с вашей жизнью и притом ни является прозорливцем, то лучше посоветоваться с тем кто знает вашу жизнь досконально, с кем-нибудь из близких.
Иоанна_ 19 июля 2020, 18:42
/Молодая женщина пришла ко мне с запросом на решение семейного конфликта. Вопрос стоял о разводе. Причина развода: муж зарабатывает недостаточно (с позиции ее понимания необходимых расходов семейного бюджета) и не хочет менять работу.// Вопрос в том, что значит "недостаточно": если семья бедствует, и даже речь идёт о разводе - тогда священник определённо должен посоветовать мужу сменить работу и тем самым обеспечить нормальное существование своей семье.
Татиана19 июля 2020, 12:34
Прочитала статью протоиерея отца Димитрия и не могу остаться в стороне. Благодарю батюшку за ясное и понятное изложение, с множеством конкретных примеров. Соглашусь, что крайне важна деятельность психолога. Но также, мы видим с Вами, что наука эта неоднозначна и направлена скорее на внешнюю, а не внутреннюю составляющую. Считаю, что вводить этот предмет для изучения в семинарии, да еще и с заменой существующих дисциплин, недопустимо. Ибо ничто не заменит слово Духовного пастыря. Считаю также, что не должно быть подмены человека, как творения Божия, на просто живую материю. Многая благая лета всем!
Екатерина М.18 июля 2020, 19:01
Галина 18 июля 2020, 11:52 Свой "комплексный" подход к решению озвученной проблемы "плачущего по ночам малыша" я вроде бы подробно объяснила. В т.ч. почему, мне думается, не стоит решать проблему однобоко (или церковь, или врач), т.е. только на духовном/душевном уровне. Сужу по своей же практике. Если Вам кажется это уходом от обсуждения помощи Таинств, то прошу извинить. Думаю, в помощи Таинств сомневаться никому не нужно. Потому и обсуждать их не стала. Всё тут понятно. Но хотела в дополнение помочь простым жизненным советом, который всегда выручал нас. Вот и всё) Что Вас так огорчает, не понимаю. Мира и радости Вам и Вашим близким!
Галина18 июля 2020, 11:52
Екатерина М.17 июля 2020, 00:47: и снова вырывания контекстов и противоречия в словах этого автора от комента к коменту (или попытка сместить акцент), дополнения по ранее данному им"рецепту" (или же это все таки неудачное обобщение в применении к конкретному примеру(?)- и к слову подобных же примеров можно привести не один), упрёки в противопоставлениях, а вовсе не обсуждение конкретного опыта помощи таинств в конкретной ситуации (?). Этот опыт как раз остался на вторых и третьих планах или не замечен автором совсем (не говоря о критике по пр.моментам, в частности упоминания врачей).
Татьяна17 июля 2020, 20:06
Статья о.Димитрия о возможности применения методов психологии в пастырском душепопечении направлена не только служителям церкви, но и мирянам, часто не понимающим к кому им идти со своими душевными невзгодами и проблемами: к священнику на Исповедь или/и к психологу? Человек верующий открывает свою больную душу Господу через Исповедь священнику, потому что священник действует благодатью Божией и вправе разрешить наш грех, облегчить душу и в этом, как правильно заметил о. Димитрий, главное отличие священника от психолога. Спасибо, о.Димитрий, за Вашу полезную статью!
Денис17 июля 2020, 06:48
Галина М., вы пишите "Понятно, что Таинства помогают и превыше всего" касательно здоровья детей. Однако в православной Российской Империи детская смертность была несравненно выше, чем в атеистическом СССР и ныне. Да и взрослым причастие разве заменяет поход в булочную?
Екатерина М.17 июля 2020, 00:47
Галина "одно лишь упоминание о помощи таинств ставит вровень с исключением с отрицанием медицины и врачей. Такой напрашивается вывод", и "выглядит странным совета автора накормить грудью". Мне кажется, напротив, довольно странным гонять ребенка по врачам, вместо того чтобы следовать простой логике хоть мало-мальски верующего человека - плачет ночью малыш, положи рядом, накорми и всё. Ни плача, ни страха, ни бессонницы, ни вопросов врачам. Отрицать помощь врачей не стану, но и преувеличивать тоже. Иногда здравый смысл мамы много больше ей и ребенку может пригодиться. Таинства тут нет смысла обсуждать, потом что это делается НЕ ВМЕСТО обычной жизни, а ВМЕСТЕ. Противопоставлять нет смысла.
Денис16 июля 2020, 23:09
Катерина, касательно якобы чётких методов борьбы с обжорством, то ныне толстяков в мире много как никогда ранее на человеческой памяти, в том числе и в процентом отношении. Насчёт УК вовсе непонятно причём оно тут, в истории есть примеры и откровенно богоборческих законов. Так в США ныне на федеральном уровне легализованы "однополые браки". Подводя итог дискуссия, окончательно убедился, что верно к православному психологу обратился. Он дал именно мне нужный совет!
Катерина 16 июля 2020, 22:21
Марина К16 июля 2020, 16:00 -- все знаменитые ученые прошлых веков, сделавшие великолепные открытия были и христианами, и заглядывали за край тарелки, обладая широчайшими знаниями во многих смежных областях. Поэтому они открывали величайшие вещи. Они были разнообразно образованны. Не вижу причины отказывать в этом разнообразии знаний тем специалистам, сайт которых мне очень понравился своими практическими советами в области психологии детей, которые мне очень помогли. Но если кому-то в процессе возрастания помогает исключительно Причастие и Таинство исповеди - я не возражаю, очень хорошо, лишь бы был результат.
Галина 16 июля 2020, 21:52
Катерина16 июля 2020, 19:33: по коменту получается , что одно лишь упоминание о помощи таинств ставит вровень с исключением с отрицанием медицины и врачей. Такой напрашивается вывод
Галина16 июля 2020, 21:35
Екатерина М.16 июля 2020, 18:20: и в дополнение. Еще на фоне этого комента выглядит странным совет этого же автора накормить грудью (в предыдущих его комментариях).... Или все таки о разном (?).....
Галина16 июля 2020, 20:52
Екатерина М.16 июля 2020, 18:20, вырвано из контекста. Или же автор этого комента и я (как и упомянутая мной женщина) о разном.
Денис16 июля 2020, 20:17
Галина, а вот на приходе куда я ходил напротив бывали скандалы из-за приводимых родителями маленьких детей, то плакали слишком громко, то проблемы с естественными потребностями. При этом в храме много чего есть вплоть до великанской люстры и распятия в два человеческих роста, но детского уголка нет. Это я к тому, что ситуация в разных храмах разная. Так зачем спорите?
Катерина16 июля 2020, 19:43
Денис, замените слово "обжорство" на слово "алкоголь", когда-то у одного психотерапевта я прочитала интересное определение алкоголизма. Алкоголизм, писал он, такая стадия, когда Вы уже больше не сможете отодвинуть в сторону поставленную перед Вами бутылку или стакан (опережая Вас: да , или рюбку, или мензурку, чашку, какой угодно сосуд) с алкоголем. То же самое с любой страстью - когда Вы не сможете сказать ей "нет" и отодвинить в сторону. Элементарнай вещь, но для Вас и это ведь трудновато как-то ... принять и понять реальность, "данную нам в ощущениях"? Вот Вам написали уже, что именно Вам требуется: терапия, таблетки, лечебная физкультура. Я вполне серьезно к этому совету присоединяюсь.
И.16 июля 2020, 19:41
Катерина 16 июля 2020, 08:49 В России психиатр и психотерапевт имеют медицинское образование, а психолог нет и не обязан. А у вас как?
Катерина16 июля 2020, 19:33
Галина16 июля 2020, 16:49 --- родителей жаль, но ребенка жальче, потому что крошки, не начав жить толком, уже вынужденно болтаются по специалистам, он совсем ничего еще не понимает и сказать не может, что именно болит или просто страшно... плачет и все. Мы-то ведь наши боли описать можем, а малыш? Мы все причащаемся, но тем не менее в борьбе с тем же кариесом прибегаем к помощи врача, причем стараясь найти профессионала, а не абы какого. Разве Таинства исключают медицину?
Катерина16 июля 2020, 19:27
Денис, в школе Вы учились, биологию проходили, есть что вспомнить. Для обжорства в медицине есть четкое определение, никаких старцев не надо, ну разве что попробовать вытрясти из него то, что Вам хочется услышать. Для более изощренных страстей есть даже УК с его четкими определениями сроков наказания. Надо не искатъ оправдания почему не хочется бороться, а начинать боротъся с ними с Божьей помощью.
Екатерина М.16 июля 2020, 18:20
Галина 16 июля 2020, 16:49 "У каждого отписавшегося же по этому вопросу, ещё и свой "рецепт"... , И только упомянутый самой матерью не рассматривается (почему-то)". Почему же не рассматривается?) Просто вопросы о детях и о психологической помощи общие, т.е. не всегда речь о людях воцерковленных. Понятно, что Таинства помогают и превыше всего. Но здравый смысл и упование на Бога даже у людей НЕ церковных помогает выйти из ситуации без "мытарств". Бог создал мать и все потребное для малыша. Без аптек, педиатров, психологов, они не обязательны. Можно серьезно навредить, напр., отказаться давать грудное молоко при ротовирусе, т.к. "лактозу нельзя", врач запретил. А ведь это единственно нужное.
НН16 июля 2020, 17:53
Денису 15 июля 2020, 22:51: /Мф. 19:5,6 «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»./- Вот это естественно. Всё остальное - грех, извращения и распущенность. Вас психолог обманул, к православию такие советы не имеют никакого отношения (хорошо, что хоть денег не взял); но Вы и рады обманываться. Ярчайший пример подмены православия гуманизмом! Слезайте уже с этой темы. "Берите от жизни всё" и успокойтесь. Всего доброго.
Галина16 июля 2020, 16:49
Ответившие на комент о плачущем ребенке заметили как будто только плачущего ребенка, а не мытарства родителей по специалистам. Имею, к слову , не одного знакомого, не имеющего подобных проблем с детьми, но как факт отмечающих совершенно иное (спокойное, тихое, послушное, т.п.) поведение маленьких детей после причастия. И с некоторыми из них занимаются и психологи, но после визитов к ним таких перемен в детях (в этих конкретных известных мне случаях) не отмечено. У каждого отписавшегося же по этому вопросу, ещё и свой "рецепт"... , И только упомянутый самой матерью не рассматривается (почему-то)
Марина К16 июля 2020, 16:00
Екатерина пишет "у детских психологов-психотерапевтов объяснение-оказывается мозг ребенка впадает в период интенсивного роста,та часть, которая отвечает за возбуждение, развивается интенсивнее, а та, которая отвечает за торможение-отстает и не справляется с задачей". Екатерина Вы прочитали это у психологов-психотерапевтов(да еще и на САЙТЕ), но в курсе ли Вы, что изучает процессы мозга наука физиология. Физиология ни какого отношения не имеет к псевдонауке психологии. Психологи лишь озвучили научные данные из физиологии. Может еще и исказили в связи с своим ограниченным образованием, не правильно поняли данные процессы, объяснили обывательским не научным языком. Информацию нужно проверять.
Денис16 июля 2020, 15:53
Катерина, есть для человека естественно, а обжираться противоестественно. При этом нет одинаковой для всех, чёткой грани. Более того, одному и тому же человеку в разное время хоть прозорливый старец, хоть опытный психолог дадут разные советы. Разный вес, разное настроение, разное состояние здоровья... сообщения мало для перечисления переменных. Что уж говорить о более высоких потребностях, о более изощрённых страстях? Советы общего характера тут столь же полезны, как назначения лечения на основе средней температуры по больнице. Что-то можно посоветовать вроде по-возможности мойте мойте руки перед едой, но вряд ли более.
Д.Н.16 июля 2020, 14:47
Денис от 15 июля: "Что естественно, то не безобразно, в том нет греха". А что естественно, неестественно и противоестественно - кто определяет? Церковь, или психолог, или каждый сам для себя?
Екатерина М.16 июля 2020, 11:15
Ребенка ночью покормить нужно, если плачет. Грудью, желательно) И никаких сложных объяснений. А чистоты жизни Господь требует от всех - одиноких или женатых. Не так уж много людей в браке живет, и не все это могут - хоть по здоровью, хоть по возрасту, хоть по иным причинам. И так же не все одинокие могут в монастырь уйти. Однако грешить против тела нельзя никакому человеку. Без вариантов. И страшный вред психологии в том, что грех она вообще грехом не считает. А вот человеку перед Богом потом отвечать за то, что слушал иных учителей, льстящих слуху. Брак вовсе не для утех, и если не в браке - значит, так лучше для Вас, и от Бога устроено. Не надо искать оправданий, силы бороться не будет.
Тамара16 июля 2020, 09:08
Статья очень интересная и познавательная! Спаси Господи, о. Дмитрий.
Катерина 16 июля 2020, 08:49
《Ну, раз ты это победить не можешь, тебе надо принять себя и научиться с этим жить》 -- но это не так. Откуда это в России? Так действительно говорят российские психологи? Страсть - это патологическое состояние психики человека, душащая его (что-то вроде подарка девушкам гоголевского Басаврюка). Какой же профессионал предложит сжиться с паталогией? Психотерапевт начнет разговор, в котором выявится причина страсти, а понять причину страсти - уже как говорится наполовину её победить. Если есть желание победить. Другой вопрос, что наш менталитет воспринимает и психологию, и Православие на уровне африканского племени с куклой вуду, к сожалению не осознавая этого и сам же от этого страдая.
Катерина 16 июля 2020, 08:16
Денис, "не всегда можно провести чёткую грань между греховной страстью и банальным недостатком"-- это Вам Ваш психолог рассказал или это уже Ваше личное "творчество"? Очень даже проводится, (греховная) страсть овладевает человеком полностью, без остатка, он становится ее рабом, этим может стать всё, что угодно: сигареты, алкоголь, собирание марок, путешествия; недостатки характера (прилоги) слегка царапают личность и окружающих, и делают совместную бытовую жизнь несколько неудобной,но - вполне терпимой,особенно если все участники социальной жизни готовы и идут на компромиссы друг с другом.Но если эти недостатки оставлять так,как они есть,то, разрастаясь,рано или поздно они поглотят человека.
Денис15 июля 2020, 22:51
НН, вы допустили оговорку, что называется по Фрейду "половой вопрос не выносят и потому, что другие люди четко понимают, что это грех". У вас вышло, что сам половой вопрос греховен, а ведь нас сам Господь Бог сотворил сотворил двуполыми созданиями с половым способом размножения. Что естественно, то не безобразно, в том нет греха.
Катерина 15 июля 2020, 21:57
Когда-то давно пытаясь найти объяснение ночным просыпаниям малых детей, я нашла на сайте кажется наших сибирских логопедов и детских психологов-психотерапевтов объяснение этому - оказывается, периодически мозг малого ребенка впадает в период интенсивного роста, но при этом та часть, которая отвечает за возбуждение, развивается интенсивнее, а та, которая отвечает за торможение - сильно отстает и не справляется с поставленной задачей. Потому эти периодические фазы просыпания и даже вот плача (заплачешь тут.. спать хочешь, а не можешь..). Потом развитие опять выравнивается, и наступает период спокойного сна ребенка. Думаю, это многое обьясняет. И никаких бесов, простая физиология.
Денис15 июля 2020, 20:23
Марина, вы на редкость точно написали о типичном инвалиде в Церкви "Одним с психическим здоровьем повезло. Другим нет. И вот эти люди приходят в церковь. Им говорят "кайся, ты грешен" - самооценка из низкой уходит в минус. Пост превращается в самоистязание, анорексию. Борба за целомудрие - в тотальную закомлексованность...". В Церкви твердят, то мужчина должен быть добытчиком и защитником, а женщина обязана стать многодетной матерью, как вариант уйти в монастырь. У нас нет здоровья, как для семейной жизни в таком духе, так и для ухода в монастырь, где нужны трудники. Получается пародия на покаяние раз за разом, год за годом из-за полового влечения. Виноват в том, что родился больным!
НН15 июля 2020, 19:58
Денис: / действительно есть серьезнейшие проблемы психологического плана в половой сфере. Раз проблемы есть, значит их надо обсуждать ради нахождения решения./-Такое впечатление, что Вам одному непонятно, что время обсуждения Вашей проблемы очень затянулось, пора к лечению переходить. Уколами, таблетками, капельницами, травами, физическими нагрузками... Похоже, что путь Исповеди и Покаяния Вас не устраивает, изжить грех Вы не хотите, нашли гуманную лазейку - оправдание греха. Но это действительно Ваша проблема. На всеобщее обсуждение половой вопрос не выносят и потому, что другие люди четко понимают, что это грех, с ним надо бороться, не с помощью психотерапевта, а регулярно исповедуя его.
Екатерина М.15 июля 2020, 17:33
Марина, всем "разным людям" послано от Господа учение ОДНО. На всех и на все времена. Как можно предполагать, что вне этого учения есть что-то еще - более разумное и могущее лучше помочь? Это абсурдно по определению. Где людская мудрость, а где Божия. И слабый найдет тут поддержку, и сильный. Если захочет. А если он всеми руками держится за свою самооценку под сочувственные советы психолога - легче ему не будет, напротив. Если человек пал и реально видит себя грешным - это великое благо для него, Божья милость, о том и молимся. С настоящего покаяния все и начинается, собственно. Чего ж бегать от милости? Кто пал и увидел себя грешным без самооправдания, знает и утешение, какое Господь дает.
Екатерина М.15 июля 2020, 17:20
Марина15 июля 2020, 15:42 Воот, знакомые слова: "самооценка, самоистязание, закомплексованность". Что и требовалось доказать, как говорится) Кто ж в "здравом уме" захочет таковым показаться? Юродивые только)) Хорошо, что пока это из мiра голос, а если еще и в церковь такое суждение пустить, и пастырь-психолог начнет судить о тебе, как выше сказано - куды бечь?)) Извиняться, что в жития веришь, и в бесов?) Марина, думаю, либо Вы с Богом в вере, либо с психологом и его изумительными "научными" оценками. А там и там - ну никак. Понятно, очень не хочется свыкнуться с мыслью о собственной греховности и видеть свои грех и слабости. Но надо. И знать грех именно как ГРЕХ надо, не как байки из науки.
Людмила15 июля 2020, 17:00
Слава Богу, что есть такие благодатные, образованные и любящие людей священники, как батюшка Дмитрий. У него душа болит за нас, грешных, слабых, мятущихся, маловерных... Спаси и сохрани Господь дорогого батюшку!
Наталия15 июля 2020, 16:27
Благодарю за статью, со многим согласна. Но, насколько мне известно, воцерковленные добросовестные психологи в своей практике исходят из того, что бы заниматься внутренними проблемами только того, кто непосредственно к психологу обратился, а не третьих лиц. Они сразу отказываются выполнять пожелания клиентов, подобные приведенному в примере, о том, что бы переделывать другого человека вместо работы клиента над собой. Другое дело, что если женщина из примера поймет, что завидует и захочет измениться к лучшему, хороший пастырь помог бы ей гораздо лучше, чем хороший психолог.
Марина15 июля 2020, 15:42
Исповедь не заменяет встречу с психологом (и наоборот). Все люди разные. Одним с психическим здоровьем повезло. Другим нет. И вот эти люди приходят в церковь. Им говорят "кайся, ты грешен" - самооценка из низкой уходит в минус. Пост превращается в самоистязание, анорексию. Борба за целомудрие - в тотальную закомлексованность... Знаю о таких случаях не понаслышке. Психология нужна, порой - жизненно необходима. А потому - если в духовной жизни какие-то проблемы, застой, смущение - стоит поискать помощь на стороне. В кабинете психолога.
Hola15 июля 2020, 14:56
Как интересно! Есть статьи православных психологов - Шишкиной и Бурмистровой. Их всегда печатают именно как психологов. Но науки психология - нет! Вопрос, чем же занимаются Бурмистрова и Шишкина? Кстати, раньше считалось что нет такой науки генетика. Но наукой генетика и психология не перестают быть.
Денис15 июля 2020, 13:35
НН, вы пишите "Вот так и сведём очень важную и нужную дискуссию к оправданию Вовочки, который пытался всю физику свести к проблемам ниже пояса". Однако рождаемость в России полтора ребёнка на женщину, большинство браков заканчивается разводами... Это я к тому, что у огромного числа людей как минимум крещёных в Церкви действительно есть серьезнейшие проблемы психологического плана в половой сфере. Раз проблемы есть, значит их надо обсуждать ради нахождения решения.
Людмила15 июля 2020, 10:57
Уверена,что для человека православного нет ничего важнее Таинство Покаяния. Никакой психолог и рядом не стоит с благодатью Божьей. Это совершенно разные полюса. У меня никогда не возникало желания идти к психологу. Только в храм . Спасибо батюшке за статью. P.S.Здесь говорили ,что мало опытных духовников,но ведь каждый священник ,даже не имеющий каких то особенных духовных подвигов ,опыта ,получил от Бога право разрешать грехи и отпускать их.Это самое важное.
НН15 июля 2020, 10:13
Денис:/ В таком случае православный психолог поможет пациенту сжиться со грехом, а может и вовсе убедит его в том, что это не грех. Тем более, что действительно не всегда можно провести чёткую грань между греховной страстью и банальным недостатком./ - Вот теперь понятно, для чего ДЕНИСУ дают столько места и времени для его комментов! Кто-то очень хочет уравнять Православие с гуманизмом, а ещё лучше - подменить Православие гуманизмом, да так, чтоб многие православные даже не заметили! Вот так и сведём очень важную и нужную дискуссию к оправданию Вовочки, который пытался всю физику свести к проблемам ниже пояса.
Игорь15 июля 2020, 02:38
Покаяние на периферии своего "Я" не возможно, но только исповедь. Психология помогает приблизиться к своей осознанности, а значит, при правильных ориентирах, является добрым, но вовсе не обязательным инструментом спасения человеческой души. По мере центрирования личности, надобность в психологии отпадает т.к. человек напрямую получает доступ к описанию событий своей души, без кривотолков и фантазий на тему.Таков мой личный опыт. Считаю, что психология должна предлагаться к обучению обязательно, но только факультативно, ибо непреложность в изучении этой дисциплины губит индивидуальный подход пастыря и доброе его начало в выборе собственного стиля душепопечения.
Дмитрий Собриевский14 июля 2020, 20:42
Замечательная статья! С одной стороны отец Димитрий предлагает понять, что данный вопрос не может обсуждаться с мiром, но что это внутренний вопрос Церкви. Но с другой - что обсуждается он ради мiра. Лично для меня эта статья могла бы быть точкой в данном вопросе, но батюшка, по сути, дает повод предположить о возможности переименования катехизаторов (в широком смысле слова) в православных психологов. Если это ради "смягчения" дискусси, то можно постараться это предложение осмыслить. Но в этом процессе осмысливания будет смущать введение в "правовое поле" термина "психолог". Мне трудно дается осмысление таких вопросов, не тот ум...
Наталья14 июля 2020, 20:05
Такое ощущение, что кроме прп.Паисия сейчас не издается (или не читается?) никакая другая аскетическая литература.
Кирилл 14 июля 2020, 18:18
Батюшка, спасибо Вам! Мне добавить нечего даже если бы и очень захотел. Благослови Вас Господь!
Екатерина М.14 июля 2020, 16:38
Батюшка, дорогой, спасибо Вам! Спаси Вас Господь! Прекрасная статья! Просто слезы наворачиваются, как радостно слышать истинные, добрые слова. Слава Богу!
Денис 14 июля 2020, 14:59
"Однако одно дело – знать падшего человека с его страстями, а другое дело – оказать ему реальную помощь, освободив от уз греха" пишет автор. Однако не от каждого греха можно освободиться, порою страсти слишком сильны. Так в Японии стирание родителями виртуального домашнего питомца тамагочи порою приводило к тому, что ребёнок убивал их и/или себя. В таком случае православный психолог поможет пациенту сжиться со грехом, а может и вовсе убедит его в том, что это не грех. Тем более, что действительно не всегда можно провести чёткую грань между греховной страстью и банальным недостатком. Да и нет на Земле совершенных людей.
Денис 14 июля 2020, 14:46
Есть таинство исповеди, а есть искусство духовной беседы, которым хорошо владеющие священники в явном дефиците. Так как духовное и душевное в человеке тесно переплетены, то на приходе полезен православный психолог или хотя бы православный священник знающий азы психологической помощи.
Ксения14 июля 2020, 13:42
Статья из разряда покайся и помоги себе сам. Где Вы сейчас видели достойных духовников, способных понять человека, помочь разобраться в его проблемах и т.д.? Порой и самим батюшкам не помешало бы именно хорошенько проанализировать, как они общаются со своей паствой и слышат ли вообще они ее. Что-то мало среди верующих и кающихся прихожан действительно счастливых людей, с нормальным детством и без психологических травм. Современному человеку просто необходим психотерапевт или психолог на определенном отрезке жизни. Это не заменяет покаяние или исповедь,это помогает понять природу свох поступков и просто посмотреть на мир другими глазами.
Инна14 июля 2020, 13:01
Замечательная статья! Дай Господи здравия о. Димитрию! Действительно, многие психологи призывают человека принять свои недостатки, полюбить себя и не обращать внимание на критику окружающих, да, и манипулировать другими людьми в своих интересах. Все верно!!! Молодец автор!Многое для себя поняла! Со всеми строками согласна!Таинства церковные имеют великую силу!Умное и доброжелательное повествование!
Ольга14 июля 2020, 12:27
Продолжение. Наступили предрожлественские дни, сочельник. Мы с мужем готовились ко причастию, пошли в храм, на Исповедь. И... это Было Таинство и Чудо, о котором не надо говорить вслух. Но которое принесло слезы очищения нам родителям. Ребёнок-младенец, и ему через нас. И после которого последовала среда других Чудес. Думаю, вполне очевидных - ночные плачи стали затухать и через несколько месяцев совсем прошли. А через положенное время родился младший брат, который совершенно точно послан Господом нашему сыночку и нам, родителям. Прости Господи, что пишу о сокровенном. Но только хотела поделиться как действует психология и как действует Благодать Божия через Таинство Исповеди.
Ольга14 июля 2020, 12:19
Прочитала только начала статьи, а уже вспомнила свой личный опыт. Третьему сыну было 2 года и 9 мес. Уже больше полугода у нас была проблема - почти каждую ночь сынок просыпался и плакал, иногда до 1 часа не мог успокоиться. Обследовались у неврологов - все в норме, никаких отклонений, педиатр и другие специалисты - тоже ничего не находят. Были у одного психолога, даже не помню чего говорил он нам. И не в этом суть- с рождения первого ребёнка в воспитании всегда использовала рекомендации Екатерины Бурмистровой, православного психолога и многомамы, наши крестные - воцерковленные и многомамы. То есть у сына была проблема, которую никто не знал как решить. А мы уже приходили в отчаяние...
Катерина14 июля 2020, 12:07
Вот это "То, что в основе ее раздражения и недовольства мужем лежит ее зависть к чужому образу жизни, провоцирующая семейные конфликты, она не видит и видеть не желает " упомянутой священником женщине сказал бы и хороший психотерапевт, не в лоб. Если в лоб, в агрессивно-бытовой форме, то у человека дух противоречия просыпается. А не в лоб, обходными маневрами - это уже практическая психология, хочет или не хочет это признатъ священник, но это так. Одна сестра по вере долбала дочь "тебе замуж пора", не находя в этом ни греха, ни проблемы, потому не каясь на исповеди, я и привела пример свою похожую ситуацию в юности, ожидая, что она спроецирует ситуацию на себя, помогло. Благодарила!
Галина14 июля 2020, 11:52
Просто расписано и очерчено,но не понятен в контексте всей статьи последний абцаз:почему совмещение деятельности психолога и священника при всем том может быть желательно?И почему отдельно выделено неофитство?Зачем человеку и на этом этапе психолог,а не грамотный священник? Почему и авторы, сами озвучивающие такую пропасть между психологией и пастырством, заканчивают статьи полезными допущениями от совместной деятельности?И почему отдельному человеку не дать решить вопрос самостоятельным выбором(без совмещений):идёт ли решать духовную сторону,или идёт к психологу за иным ответом?И если психология -"инструмент", вытекает вопрос: для чего/кого? Пастыря или пасомого? И с какой целью?Ответов нет
Антон14 июля 2020, 11:49
По-моему, в развернувшейся дискуссии речь не идет о том, что психология может как то конкурировать с церковью, с душепопечением. Отцы-священники могут не беспокоится. Вопрос тут, как мне кажется, в том благословит ли церковь занятие психологией? Патриарх вроде сказал, что сама по себе психология не плоха, - пусть занимаются кому это интересно, но осторожно, чтобы не повредить ни себе, ни другим. То есть с молитвой,с умом, с рассуждением, с толком... Может не следует зверем смотреть на психологию, а прислушаться, и увидеть в ней и ценное зерно?
Елена14 июля 2020, 09:00
Спаси Господи, отец Димитрий! Таким теплом, разумностью повеяло от статьи. И ведь это не теоретик пишет, а реальный практик, батюшка с прихода, да еще и кандидат богословия.
Ольга14 июля 2020, 08:10
Прекрасная статья о.Дмитрия! Всё точки расставлены! Спаси Господи!
р.Б.Сергий14 июля 2020, 07:40
" психология – это не наука в строгом смысле слова, и занимается она отпавшим от Бога человечеством" -------------------------------------------------------------------------------------- Плюсуюсь к этим словам батюшки,даже основываясь на своем,далеком от духовных проблем,многолетним опытом оперативного работника.
Виктория14 июля 2020, 07:03
Спасибо большое за статью.Знаю обычного приходского священника, который по первому мирскому образованию психолог. В свое время закончил педагогический вуз по специальности "психология". Ему удается удачно совмещать одно с другим.У них с матушкой 6 деток.У старших тоже был так называемый переходный возраст, но дети в Церкви. Верующие. Учатся по призванию. Старший сынок - будущий архитектор, прекрасный юноша. Так что бывыет по-разному. Просто подходит ко всему в жизни нужно терпеливо, с любовью, рассуждением.
Любовь14 июля 2020, 00:57
Спаси Господи за статью. ОЧЕНЬ все правильно.грехи нужно исповедовать на исповеди в Церкви Богу покайся и Господь поможет.а не психолог
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×