Преступление и покаяние

Символично, что подготовка этого материала о миссии Украинской Православной Церкви в местах лишения свободы пришлась на подготовительные недели к Великому посту. В частности, вторая седмица этого периода называется Неделей о блудном сыне, смысл которой состоит в научении людей умению распоряжаться собственной жизнью, творческими дарами, которыми наделен каждый человек от рождения. Духовный смысл этой евангельской притчи иллюстрирует огромный трагизм, происходящий повсеместно с личностью, ушедшей "в страну далече" - в мир греха, падений и порочной страстности, в область "кромешной тьмы Египетской", где царствует зло и духовная смерть.

В Бердичевской "особой"

Здесь, за бетонными заборами и колючей проволкой, под дулами автоматов часовых на вышках, под аккомпанемент сторожевых псов и лязг стальных запоров годами томится несколько тысяч людей. С искалеченными судьбами, разного возраста и "профиля" преступлений. До недавнего времени их объединяла статья этой "особой" зоны — 26-я Уголовного кодекса Украины — "особо опасный рецидивист" (в последней редакции УК эта статья упразднена, "особая" зона переименована в так называемую колонию "максимального уровня безопасности"). В графах уголовных дел — серьезные преступления. Часть уголовников, свершивших особо тяжкие преступления, по приговору суда отбывают определенный период срока в так называемой "крытке" — тюремном здании с камерным содержанием, находящемся на территории зоны. В отличие от остальных заключенных, которые могут относительно свободно передвигаться по зоне, камерные осужденные проводят годы жизни в мрачных прокуренных камерах на железных нарах, а свежий воздух имеют возможность глотнуть лишь на кратковременных прогулках на асфальтированных площадках, смахивающих на длинные клетки для больших хищников.

Такова реальность взаимоотношений общества с криминалом, таково извечное выражение философского вопроса о преступлении и наказании. Впрочем, время общественных перемен вносит свои обнадеживающие коррективы: железная карательная система тоталитарного режима постепенно рушится. С января 2002 г. новый Уголовный кодекс Украины нивелирован под европейские стандарты со смягченной системой наказаний: понятие "рецидивист" отсутствует и градация между "тяжелым" и "легким" преступлением стала иной.

Автору этих строк запомнилось освящение епископом Житомирским и Новоград-Волынским Гурием лагерного храма Покрова Божией Матери. В своей проповеди архиерей обратился к заключенным, сгрудившимся вокруг него. Он поведал присутствующим, что миссия Церкви состоит в том, чтобы освящать и просвещать мир и людей, живущих в нем, независимо от места их пребывания. Что Церковь совершает богоустановленные Таинства, преображающие и обновляющие человека. Что фундаментальным Таинством из основных семи является Таинство покаяния. Добровольное, осознанное покаяние человека пред Богом открывает путь к обновлению человеческой души, морали, разума и творческих сил.

Бритые люди в темных робах с надписями своего имени на груди внимательно слушали слова епископа, и казалось, что в серых лицах с печатью многолетнего греха и тюремной изоляции светилось понимание.

Все тюремные священники УПЦ — "приходящие", энтузиасты своего дела. В Житомирской епархии это священник Зиновий Ромах, протоиерей Виталий Бойков, протоиерей Порфений Маркевич (кстати, родной брат архиепископа Августина (Маркевича), курирующего работу между Департаментом Украины по отбыванию наказаний и УПЦ). Им приходится совмещать тюремную миссию с приходской деятельностью. Коростышевский благочинный о.Парфений за скудные средства прихода все же умудряется "мотаться" между Коростышевом и Житомиром, чтобы посетить узников, одарить их свечами, богослужебным вином, литературой, иконками. Как и владыка Августин, они полагают, что вопрос введения капелланства в вооруженные силы и места лишения свободы особенно актуален. Отцу Парфению неоднократно приходилось исповедовать "расстрельников", как и тех, кому высшая мера заменена пожизненным заключением. Такие люди теперь будут находиться в Житомирской тюрьме №8 ("Православный мир" планирует рассказать о ней в одном из своих выпусков), отец Парфений считает, что работа с этим контингентом заключенных должна быть особенно выверенной.

Довелось услышать здесь и "веселую" историю о местном тюремном аборигене-библиотекаре, неком Викторе Антонове, проведшем 48 лет в местах не столь отдаленных, бывшем детдомовце, юнге одного из балтийских кораблей. Споткнувшись на карманных кражах, закончил он преступную стезю статусом убийцы, имел 12 судимостей, практически всю жизнь провел за решеткой. Сердобольным "ментам" удалось устроить дедушку-рецидивиста в местный дом престарелых, где он нынче здравствует и, как ни странно, заходит в Бердичевский городской храм помолиться Богу. Как знать, каким образом сложилась бы его судьба, если бы его с детства этому научили.

На окраине древнего Львова

Львовская колония так называемого среднего уровня безопасности (по старому: "усиленного режима") N 42 находится в черте города. Так что с верхних этажей соседних домов видна ее огромная территория с вышками и колючей проволкой, выщербленными плацами, производственными ангарами и металлическими стенами-решетками, перегораживающими зону на отряды: с таким расчетом, чтобы две тысячи человек не смогли соединиться в одну бунтующую массу. После прогулки по "украинской Европе" — старинному Львову — лязг запоров с электрозамками, вышки с автоматчиками, специфический запах помещений и темные фигуры заключенных с землистыми лицами воспринимаются весьма контрастно. Все они утратили на разные сроки главное право на земле — право свободы. Поэтому в официальных сводках Департамента они фигурируют не как отдельные личности, а как "спецконтингент". Так, очевидно, развивается цепочка греха. Сперва, совершая его, человек лишается духовной свободы и становится рабом греха, затем общество лишает человека свободы и делает его рабом закона, который он нарушил.

Украинская Православная Церковь не случайно обращает внимание именно на эту категорию людей, требующую первоочередной духовной помощи. К сожалению, статистика украинской криминальной преступности неукоснительно возрастает. За сухими цифрами статистики разворачивается ужасающая по своему драматизму картина. По сведениям пресс-службы Департамента в настоящее время система исполнения наказаний Украины насчитывает 183 учреждения (исправительно-трудовые колонии разного режима — 131, колонии для малолеток — 11, следственные изоляторы (тюрьмы) — 33, лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) — 5), кроме этого существуют 709 отделений Департамента, которые контролируют людей, осужденных условно. В количественном составе заключенных это выглядит так: в заключении ежегодно пребывает более 200 тыс. человек и 140 тыс. осуждены условно без взятия под стражу. Из них более трех тысяч осужденных неполнолетних детей. Визуально эту цифру можно представить, поставив рядом четыре переполненных стадиона-стотычясника. Причем, цифры имеют тенденцию роста: из заключения ежегодно освобождается более 60 тыс., а попадает за решетку около 80-ти. На 100 тыс. украинского населения приходится 440 заключенных — наибольший показатель в странах Европы (кроме России и Беларуси, где статистика не менее устрашающая).

В одной небольшой статье не вместить затрагиваемую проблему. Но можно коротко определить так: государство, как и семья, (впрочем, как и человечество в целом) — единый организм. И в случае бедствия он интуитивно ищет выход. Думается, что одним из признаков поиска решения этого социального бедствия является то, что государство в лице Департамента обратило свой взор к Церкви. Причем, не к сектантским формированиям, а к Церкви Православной. 25 ноября 1999 года между Департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний и Украинской Православной Церковью в лице Митрополита Владимира заключено Соглашение о взаимодействии. Хотя сотрудничество началось намного раньше. Практически во всех местах лишения свободы действуют сегодня домовые церкви, строятся часовни и храмы.

В колониях Слобожанщины

Харьковская область — одна из наибольших по размещению мест лишения свободы. Здесь расположено 12 исправительных учреждений, в т.ч. женская и для подростков. Харьковская епархия Православной Церкви одна их первых в Украине проявила инициативу в работе духовенства с заключенными. Еще в начале 90-х годов митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил ряд священников на служение в тюрьмах, колониях различного режима. К нему обращались люди, родственники которых находятся в заключении, с тревогой о том, что в "зоны" рвутся сектанты разного толка. Дошло до того, что в одной из колоний "поселились" бритоголовые кришнаиты, стали устраивать благотворительные обеды с восточными пряностями, ряженные в бледно-розовые, голубые и белые балахоны, с бубенчиками и горящими сандаловыми палочками, они приплясывали на плацу перед заключенными и пели мантры "Хари Кришна, Хари Кришна, Хари Кришна, Кришна Хари…", впадали в экстаз и предлагали "уйти из этой реальности". В итоге один молодой офицер из охраны также надел балахон и стал приплясывать вместе с ними. Офицера потом уволили, а руководство колоний задумалось о том, как быть с нашей религиозной демократией. Сектанты заваливали "зоны" зарубежной литературой, а заключенные часто с удовольствием использовали ее папиросную бумагу на самокрутки: такая сигарета, даже с текстом псалмов Давида, отлично курится.

Согласно международным правовым актам, Европейским тюремным правилам (пункты 46, 47) "каждому заключенному, по мере необходимости, разрешается удовлетворять свои потребности религиозного, духовного или морального порядка. Никому из заключенных никогда не должно быть отказано в деле общения с официальным представителем какой-либо религии". Но дело в том, что в Европе за решетку попадают чаще люди, принадлежавшие к определенной конфессии. У нас картина иная: атеистическая система сделала все возможное, чтобы в обществе царило безверие. Следовательно, как говорил один литературный герой, "коль Бога нет, то и запретов нет. А значит — и преступления нет". Социально-психологическая служба Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний свидетельствует: за решетку попадают преимущественно люди, не получившие религиозного воспитания, хотя определенная часть из них называет себя верующими. Украинский Департамент, созданный в 1998 году с целью реконструкции криминально-исполнительной системы (по нормативам Совета Европы), в результате проведенной исследовательской работы на местах с заключенными пришел к выводу, что в процессе духовного возрождения заключенных особое место должна занимать Украинская Православная Церковь, как исторически традиционная для большинства заключенных. По опросам отделений социально-психологической службы колоний Харьковской области более 90% заключенных назвали себя православными верующими.

"…голуби целуются на крыше…"

…При выходе из одной зоны мы увидели голубятню. Белых породистых почтовых голубей, которых так мало осталось в наших городах. Они мирно ворковали, а потом под пронзительный свист парня в черной робе взмыли высоко в небо. Так высоко, что превратились в крошечные точки. И множество людей из-за колючей проволоки и железных решеток смотрело на них. И вспомнились слова из монолога пьяненького Мармеладова (из "Преступления и наказания" Достоевского), который исповедовался Родиону Раскольникову, и веру свою с покаянием вложил в такие слова: "А пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он Единый, Он и Судья…"

Житомир — Львов — Харьков

Сергей Герук

«Православный мiръ»

22 марта 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×