Большие дела малой обители

Кременецкий монастырь,общий вид Кременецкий монастырь,общий вид
    

Кременец – удивительный по красоте западноукраинский городок, окруженный со всех сторон ожерельем из семи каменных гор высотой до 500 метров, каждая из которых имеет свое название и историю, уходящую в седую древность. Сюда в далекие века Киевской Руси устремлялись кровожадные орды татаро-монголов; здесь русские дружины встречали закованные в металл конницы католических завоевателей, а православные монастыри оставались духовными форпостами, хранящими святые каноны от иезуитских посягательств. Не случайно и по сей день западноукраинские обители отличаются особой строгостью монашеских уставов и богослужебных традиций.

Преданья старины глубокой

Одна из скальных Кременецких гряд именуется Девичьей, и о названии ее в народе живет предание о страшном татарском набеге, выжегшем и разграбившем неприступный Кременец дотла. Тогда были взяты в плен для ханского гарема юные девицы-русинки. Связанные косами между собой, стояли они в ночи у татарского стана на высокой горе, ожидая своей печальной участи. И вот одна, по имени Елена, предложила: чтобы сохранить девичью честь и дарованную Богом красоту, надо броситься вниз с обрыва. И чистыми мученицами войти в Царство Божие. Так они и поступили. С тех пор белые скалы эти именуются Девичьими. А в местных селах можно услышать такую песню:

Тихо довкілля листям шепоче,
В думі-задумі скелі Дівочі.
Квіти рясніють, водичка струмоче…
Чи не відгомін то слізно-пророчий?
Тих, що не дали своєї краси
В жертву й наругу для орд Куремси?
Коси дівочі, сльози струмочком –
Стали легендою скелі Дівочі.

И это не единственное предание об этих местах. На стене Почаевской лавры, расположенной в 20 километрах от Кременца, изображено явление Пресвятой Богородицы и преподобного Иова Почаевского над обителью при последнем татарском нашествии – в XVII веке. Тогда стрелы неприятеля повернулись вспять и поражали завоевателей, которые в страхе бежали.

А игуменья Кременецкого Богоявленского женского монастыря матушка Марионилла рассказывала, что в ее родном селе Обыч соседнего Шумского района, где также издревле действовал Николаевский, тогда мужской, монастырь, от дедов-прадедов жили предания о мученических подвигах православных в годины нашествия иноплеменников. Когда шли орды на Почаев, тогда и в монастыре Обыч, расположенном как бы на острове в окружении воды и ольшаника, они предали смерти сотни монахов и топили их в воде вместе с мирянами, которые прятались здесь с детьми от кочевников. Тогда, говорили старики, лишь один монах уцелел, спрятавшись за болотным пнем. Он и поведал потом эту страшную историю живым.

Игуменья

Игумения Марионилла Игумения Марионилла
78-летняя матушка Марионилла – одна из старейших игумений Украинской Православной Церкви. У нее уникальный опыт – более 60 лет в монашестве! 17-летней девушкой поступила она в Никольский монастырь своего родного села. Правда, в те времена в обители принимали монашеский постриг лишь после многолетнего искуса и не ранее, чем по достижении 40–50 лет. Этой традиции кременецкая игуменья придерживается и поныне, как и многих других, характерных для ее родного края.

Она возрастала в простой крестьянской семье, духовным стержнем которой была глубокая православная вера, посеянная еще во времена Древней Руси и закаленная в вековом соседстве с католическим миром. Вообще волынские земли, не захваченные униатством, отличаются особенной религиозностью, любовью к монашеству. Некоторые объясняют это близостью Почаевской лавры, на горе которой явилась в XIII веке в огненном столпе Пресвятая Богородица, оставив на скале Свой пречудный след с источником, сохранившимся и поныне. Сама Пречистая свидетельствовала, что будет покровительствовать сему краю и православным исповедникам. Поэтому православный люд здесь особо религиозен. Например, в соседнем с Почаевом селе Залежцах мужчины, как правило, избирают духовную жизненную стезю. Только в наше время более 200(!) выходцев из этого села стали священниками, монашествующими, епископами. С этим селом связаны детские годы духовного возрастания и нынешнего епархиального архиерея – архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия (Генсицкого), почитаемого пастыря и духовника. Отсюда родом и настоятель Богоявленского кафедрального собора в Москве протопресвитер Матфей Стаднюк. Уроженцев этого дивного села можно встретить и на Афоне, и во многих обителях республик бывшего СССР.

Матушка вспоминает, как она юной девушкой ходила на монастырские службы, как исполнялась любовью к Богу и Пресвятой Богородице, слушая сестринское пение, как лелеяла мечту влиться в монашескую общину. С возрастом как-то особенно ярко встают перед ней картины детства. Она помнит веру родителей, помнит, как вся семья добывала хлеб насущный. В то далекое время у них в хозяйстве была жерновая мельница: лошади крутили каменные жернова, перетирающие спелые зерна, и теплой душистой струйкой сбегала в емкость свежая мука. Тогда, еще будучи маленькой девочкой, задумывалась она о том, что Христос преломил ученикам хлеб на Тайной вечере, сказав: «Сие есть тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов…» И тот хлеб преломляемый был, наверное, таким же душистым, теплым и… живым.

Запомнился ей такой пример отцовской веры: когда колосился хлеб на полях, крестьянам приходилось дежурить у урожая, чтобы отгонять стаи воробьев, налетавших на поля. Отец же матушки, Петр, вместе с маленькой Марийкой обошел перед этим свое поле с пением 90-го псалма «Живый в помощи Вышняго…», и ни один воробушек не коснулся его колосьев. А соседи удивлялись, спрашивая, что за молитвы он знает против птичьей напасти. Так пронесли свою веру родители Марии Петр и Неонилла в годы польского правления, гитлеровского нашествия с разгулом банд УПА, а затем и атеистического гонения уже сталинско-хрущевского режима.

Сейчас, на склоне лет, игуменье все чаще вспоминается родное село, все чаще встают в душе образы девственной природы, слышится журчание воды в реке, шелест травы и даже чудится благоухание июльских трав. Слышится и звон монастырского колокола, созывающий на службу, сладкое пение сестер… Она помнит также фронт Второй мировой войны, проходивший через село, и авианалеты, когда она, маленькая девчушка, бегала с молитвой от яблони к яблоне по родному саду. И не пряталась в подвал, потому что в саду не так страшно было…

В 17 лет Мария Панасюк стала послушницей Обычского Николаевского монастыря. Мама спрашивала: «Что же ты, доня, будешь там делать?» «Да что скажут, то и буду делать», – отвечала Марийка. Родители благословили. Но в 1953-м, вскоре после смерти Сталина, монастырь закрыли, оставив в селе Обыч лишь приходскую церковь. И сестры перешли в Богоявленскую Кременецкую женскую обитель, что в 25 километрах, и юная Мария – будущая игуменья Марионилла – всем сердцем полюбила эти места. Как и в Обыче, здесь был строгий устав, хранилась традиция еще более величественных богослужебных распевов.

Внутреннее убранство Богоявленского храма Внутреннее убранство Богоявленского храма
Кременецкий Богоявленский монастырь был основан в 1636 году, еще при митрополите Петре (Могиле); в годы последней войны здесь размещалась резиденция митрополита Волынского Алексия (Громадского), убитого в 1943 году партизанами-националистами за осуждение националистического раскола и единение с матерью-Церковью.

Главная святыня обители – чудотворный образ Богородицы «Скорбящая». У этой иконы собрались сестры и в 1959 году, когда райкомовские чиновники прибыли в монастырь с новой директивой о закрытии и этой обители. Ей суждено было на 30 с лишним лет стать районной больницей; в главном, Богоявленском, храме был оборудован спортивный зал, в Николаевском домовом храме – морг, 50-метровый лаврский колодец с целебной водой забросали больничным мусором. Икона «Скорбящая» была передана на хранение в Почаевскую лавру. Сестры по благословению правящего архиерея перебрались в Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь в Ровенской области.

Уже там послушница Мария со временем приняла монашеский постриг. Но все эти годы у кременецких сестер хранилась надежда вернуться в родную обитель.

Через 30 лет

Икона Божией Матери "Скорбящая" Икона Божией Матери "Скорбящая"
Многие годы хранилась главная кременецкая святыня – чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая» – в Почаевском лаврском «теплом» храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Образ был помещен в иконостасе над царскими вратами и, как и Почаевская чудотворная в Успенском соборе, опускался на лентах для поклонения. А в это время в храме верующие пели: «Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице… Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна…» «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте!» – звучали здесь ежедневно припевы акафиста, и множество людей несли к Ней свои горести и скорби. И Матерь Божия не оставляла без утешения.

Когда именно был написан этот старинный образ и как он попал впервые в Кременецкий монастырь, история умалчивает. Известно лишь, что уже в конце ХІХ века один из домовых храмов монастыря, расположенный над Николаевским, был освящен в честь образа «Скорбящей». Кременецкий монастырь в то время был мужским. А в 1953 году, после закрытия Обычского, уже упоминаемого нами, был претворен в женский, монахи были переведены в Почаевскую лавру и другие обители, а сестры заселили Кременецкий. Их было 65. Подвизались они здесь до 1959 года, когда в день памяти равноапостольного князя Владимира в последний раз собрались у чудотворного образа, чтоб пропеть акафист, излить Пречистой свою неутешную скорбь, попросить Ее заступничества и покровительства в новую годину испытаний. Потом приезжали они часто и в Почаев к своей Покровительнице, и каждый раз уходили с надеждой, что монастырь будет возрожден.

Миновало 30 лет.

26 августа 1990 года чудотворный образ Божией Матери «Скорбящая» покинул стены лавры и возглавил крестный ход. Наместник лавры архимандрит Онуфрий (ныне митрополит Черновицкий и Буковинский) с братией, сестры бывшего Кременецкого Богоявленского монастыря, многочисленные верующие огромным крестным ходом с хоругвями и пением двинулись в сторону Кременца. Отцу наместнику позвонили из Кременца и предупредили, что крестный ход встречают агрессивно настроенные раскольники во главе с политическими вожаками и руховцами, и во избежание столкновений следует вернуться в Почаев. Но отец Онуфрий ответил: «С нами чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Матерь Божия не допустит столкновений». И произошло чудо: толпа, собравшаяся у входа в Кременецкий монастырь, неожиданно расступилась, и крестный ход с чудотворным образом беспрепятственно прошел на территорию заброшенной обители. Так Царица Небесная Своим ходатайством положила начало новому возрождению Кременецкого монастыря.

– Это было очень трудное, но благодатное время, – вспоминает матушка Марионилла. – На территории монастыря еще действовала районная больница – родовое отделение. Мы, пять сестер с послушницами, прибывшие по благословению патриарха Алексия ІІ из Корецкого монастыря, полгода ютились в церковной неотапливаемой пономарке, в холоде, сырости, согреваемые лишь молитвой и благодатью нашего нового послушания. Сколько лет мы стремились сюда! И какую мерзость запустения увидели здесь!

Монастырская колокольня стояла обезглавленной, с разрушенной кровлей; главный храм обители, оборудованный под спортзал, требовал капитального ремонта и полной реконструкции. В монашеских корпусах размещались больничные палаты. Под полом храма и пономарки стояла вода; стены, зараженные грибком, чернели, покрывались плесенью. Сестры болели от холода и сырости. Мы не знали, что делать… мы молились Богородице.

И вот в один день из родильного отделения, размещавшегося в бывшем сестринском корпусе обители, всех рожениц и врачей в одночасье вывезли с подозрением на какую-то инфекцию. Отремонтированные кельи стояли пустыми и чистыми, с пахнущими краской полами и побеленными стенами. Будто кто-то специально для нас это приготовил. Что делать? Будем заселяться! – решили после молитвы.

– Матерь Божия Сама освободила кельи для монахинь, – продолжает свой рассказ игуменья Марионилла. – Иначе и объяснить невозможно. Ведь никто нам в этом не препятствовал, и никто затем не осудил. В этом явная милость Божия. Впрочем, и монастырь возрождала Сама Пречистая, а мы лишь творили Ее волю…

Обитель сегодня: удивительное рядом

В коровнике В коровнике
Нашим гидом по благословению игуменьи Мариониллы стала послушница Инна, коренная одесситка, несущая послушание молочницы – заведующей монастырским молочным производством, являясь при этом и единственным его работником. Кстати говоря, делает она удивительные творог, сметану, масло, ряженку, кефир и даже плавленый сыр. Если не ошибаюсь, уже восемь лет несет она это послушание, и при этом с детства, как объяснила сестра Инна, терпеть не может молоко даже на запах. Но вот благословили – и послушание стало в радость и во славу Божию. А параллельно она еще и экскурсовод, и на время нашего путешествия по обители Инну подменила на молочной кухне другая сестра.

В этой обители нам встречались преимущественно молодые и даже очень юные сестры, приветливые, светлые, спорые на своих разнообразных работах-послушаниях. В пекарне и просфорной, на кухне и в трапезной, в золотошвейных мастерских, на птичьем дворе и на коровьей ферме… Конечно, руководят, как правило, старшие сестры, и многие из них имеют огромный опыт монашеского делания.

Как и в каждой обители, молитва, богослужение – духовный центр, главное делание, вокруг которого вращается суточный круг монашеских послушаний и трудов. Храм – небо на земле, молитва – венчание с Богом, пение – Его хвала и прославление. Поэтому в храмах особое благолепие: даже в пустом, оставленном на время между службами, «силы небесные невидимо служат…» Кременецкий Богоявленский храм исполнен величия и торжественности. Распевы Кременецкого Богоявленского монастыря славятся своей красотой и мелодичностью, несут на себе отпечаток древности, возможно еще с времен Киевской Руси.

Трудно представить, что каких-нибудь 20 лет назад здесь был спортзал, а на месте алтаря гремела штанга… И чтобы заново возродить храм Божий, сестры счищали известку со стен, меняли полы и окна, спасали древние стены, пораженные грибком. Надвратная колокольня была сожжена и наполовину разрушена, монастырское кладбище сровнялось с землей, святой колодец засыпан мусором, крыши корпусов, как и сами здания, требовали капитального ремонта. Поднять такие объемы силами горстки монахинь – по человеческим меркам дело невозможное. Конечно же, изначально главные труды взяла на себя братия Почаевской лавры, пришедшая монастырю на помощь. Взял под свое попечительство монастырь и епархиальный архиерей архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий.

Помнят сестры и такие случаи. Кончились в казне деньги. Нечем заплатить рабочим. Ни копейки. Что делать? Идти объявить рабочим, чтоб подождали, потерпели? Сестры молятся. На службе подходят в келью игуменьи Херувимы (ныне покойной): «Матушка, там отец Гермоген приехал, деньги привез…» И как раз необходимую для расчета с рабочими сумму.

Или вот еще. В трудные, чтобы не сказать – голодные, 1990-е заканчивалась крупа в келарне: если сварить рабочим, сестер кормить нечем будет. И снова к матушке: «Что делать?» «Варить кашу рабочим», – звучит благословение игуменьи. Сестра-эконом в замешательстве: на завтра сестрам попросту не из чего обед приготовить. И снова молитвы. А утром, словно как в житиях древнего Патерика, в ворота въезжает фура, полная провианта. Оказывается, священник из Донецка привез продукты в Почаевскую лавру, а там его почему-то «не захотели» принять и отправили в Кременец…

Или вот случай с «водолазами» – так сестры назвали группу спелеологов, работавших в этих краях, посетивших монастырь и предложивших матушке настоятельнице бесплатно почистить колодец. 50 метров глубины, тонны мусора и грязи. Трудились, пока не дошли до каменного дна, на котором установлена, оказывается, беломраморная огромная чаша. Так был возрожден святой источник. А на следующий год «водолазы» предложили покрасить колокольню… Вот из таких чудесных «эпизодов-случайностей» из года в год ткалась летопись возрождения обители.

Сестра Инна открывает храм колокольни во имя Иоанна Предтечи. Здесь в специальной раке покоятся мощи убиенного в 1943 году митрополита Алексия (Громадского), экзарха Украины, поддерживавшего связь с Московским Патриархатом во время оккупации. Владыка был расстрелян, по одной из версий, националистической бандой. Захоронен был иерарх рядом с колокольней на монастырском кладбище. А в 1959 году, когда кладбище решили сровнять с землей, тайно перезахоронен верующими на Всехсвятском кладбище за монастырской стеной – во избежание надругательства над останками митрополита-мученика. Рассказывают сестры, что тело митрополита было нетленным. Вторичное обретение мощей и перенесение их в Предтеченский храм состоялось по благословению митрополита Владимира 25 июля 2006 года. В настоящее время готовятся материалы к канонизации святителя.

Теленок Бимуля, коровы, голуби и белки

Монастырская лошадка Монастырская лошадка
А еще монастырские коты и сторожевые собаки. Огороды, гряды с лечебными травами, курятник, ангары с сельхозтехникой. Все это на одной территории, в безукоризненной чистоте и досмотре. В коровнике 11 холеных коров и пятнистый теленок-первенец, родившийся всего неделю назад, ласково названный – надо полагать, по аналогии с Бимом Черное Ухо – Бимулей. Эти «частности» монастырского уклада, а также монастырские целебные чаи, приготовляемые послушницей фитотерапевтом Галиной, искусство кременецких золотошвей, вышивающих митры и священнические облачения, а еще изготовление мастерицами архиерейских четок, художественных парафиновых пасхальных яиц – все это заслуживает отдельного рассказа.

Местные мамаши приходят сюда к причастию с малышами, и они после службы застывают у клеток с белочками, живущими под развесистыми монастырскими елями. И уставший путник, и случайный захожий, и стар, и млад, побывав здесь, скажут непременно: «Хорошо-то как!»

И вправду – хорошо.

Сергей Герук

7 февраля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Инна24 февраля 2017, 11:35
Спаси Господи за рассказ. К нам в Омск приехали из монастыря на Православную выставку.Огромная духовная радость. Мои предки из Тернопольской области.
Наталья 1 февраля 2016, 00:00
В 2001 году милостью Божией по дороге в Почаев побывали в Кременце и молились успели, перед похищенной иконой Матери Божией Скорбящая. Нас был целый автобус из Хмельницкого. Никогда не забуду эту икону, перед глазами стоит... Весь кафель слезами закапала... Она была живая! Абсолютное ощущение , что я целую живую Божию Матерь... Это было Великим постом в Крестопоклонную неделю...
свящ. Николай 4 ноября 2014, 23:40
6 ноября празднуется иконы Божией Матери "Скорбящая" матушку игумению Мариониллу с сестрами поздравляем с Праздником. Многая лета!
Юлия23 июля 2013, 17:04
Я была в этом монастыре на прошлой неделе. Впечатление очень сильное. Потом целую ночь уснуть не могла: вспоминала. И мысли были такие светлые...
Maksim24 марта 2011, 02:40
Уважаемый Сергей!
Можно узнать Ваш адрес e-mail и номер мобильного телефона.
Заранее спасибо!
Maksim17 марта 2011, 01:10
Уважаемый Сергей!
Можно узнать Ваш адрес e-mail и номер мобильного телефона.Очень нужны(вопрос по поводу книг)
Заранее спасибо!
От автора 8 февраля 2011, 21:14
ОТВЕТ ЮРИЮ. Во-первых, униатам удалось не полностью оккупировать Волынь, хотя большинство храмов и монастырей насильно обращали в унию, но многие православные этого края закрепили свою веру мученической смертью. В разные периоды католической экспансии Православие в лице духовенства, православных князей, православных братств оказывали унии всяческое сопротивление. Во-вторых, данный материал не ставил целью делать исторический обзор. Кременецкий монастырь, как и Почаевская лавра действительно находились в плену, правда не 200, а чуть более 100 лет. Этот исторический факт не относится к избранной мною теме – рассказать о новейшей истории Кременецкого монастыря, и его возрождении в 1992 году. И все же - спасибо за замечания!
С уважением,
Сергей Герук.
Юрий 8 февраля 2011, 11:48
Почему автор говорит, что "волынские земли" буд то бы были "не захваченные униатством" ???
Они ВЕРНУЛИСЬ в Православие из униатства в XIX веке.
Начался этот процесс в царствование Николая I, который вывел униатов Российской империи из под подчинения католической консистории, что привело к облегчёному переходу униатов в Православие.
А закончился этот процесс уже при Николае II, в царствование которого валынский владыка (будущий первоиерарх РПЦЗ) присоединял к Православию последнии униатские приходы.

И Почаевская лавра почти 200 лет была униатской!
Почему об этом автор умалчивает?
Marina Meksika= 8 февраля 2011, 02:35
spasibo, Serezhen'ka za jetot i za vse tvoi materialy, pronizannye naskvoz' duxom istinnogo Pravoslaviya, krasotoj i lyubov0yu! Daj Bog tebe radovat' nas novymi velikolepnymi materialami vsegda!
Евгения 7 февраля 2011, 21:16
Спаси Господи! Верю , что по молитвам происходят такие чудеса в Православии.
Татьяна 7 февраля 2011, 17:15
Спасибо огромное за рассказ!
Александр 7 февраля 2011, 14:11
Спаси Господи, Сергей! Очень душевно и по человечески сказано.
Александр
Наталия 7 февраля 2011, 13:27
Благодарю автора. Ваши рассказы всегда овеяны любовью к Православным Святыням и к тем, кто свой жизненный путь связал служением БОГУ!
нина 7 февраля 2011, 12:10
Слава Богу! И меня Господь сподобил быть в этой Святыне, ехавши из Почаева в Беларусь. Это чудо, Божья Благодать. Слава Богу, что мы можем прикоснуться хоть немного этой радости.
Р. Б. Нина
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×