О том, как мы уходили в монастырь

В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова). В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях и беседах, произнесенных автором.

Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь
Вообще-то в монастырь мы, в начале восьмидесятых годов, в конце концов не уходили, а сбегали. Думаю, нас считали немножко сумасшедшими. А иногда и не немножко. За нами приезжали несчастные родители, неутешные невесты, разгневанные профессора институтов, в которых мы учились. За одним монахом (а он сбежал, уже выйдя на пенсию и вырастив до совершеннолетия последнего из своих детей) приезжали сыновья и дочери и орали на весь монастырь, что сейчас же увезут папочку домой. Мы его прятали за огромными корзинами в старом каретном сарае. Дети уверяли, что их отец, заслуженный шахтер, выжил из ума. А он просто тридцать лет день и ночь мечтал, когда наконец-то сможет начать подвизаться в монастыре. Мы его прекрасно понимали. Потому что и сами уходили из ставшего для нас бессмысленным мира – искать вдруг открывшегося нам Бога.

Это было почти так же, как раньше мальчишки убегали юнгами на корабли и устремлялись в далекое плавание. Только зов Бога был несравненно сильнее. Преодолеть его не было никаких сил, или, точнее, мы безошибочно чувствовали, что если не откликнемся на него, то безвозвратно потеряем себя. И даже если получим весь остальной мир со всеми его радостями и успехами, он нам будет не нужен и не мил.

Всем нам было страшно жаль, в первую очередь, своих растерянных перед нашей твердостью, ничего не понимающих родителей. Потом, конечно, друзей и подруг, наших любимых институтских профессоров, которые, не жалея времени и сил, приезжали в Печоры «спасать» нас. Нам, и вправду, так становилось их жаль, что мы жизнь готовы были бы за них отдать! Но не монастырь.

Для наших близких все это казалось диким и необъяснимым.

Помню, я уже несколько месяцев жил в монастыре, когда сюда приехал Саша Швецов. Прибыл он в воскресение – единственный в монастыре свободный день на неделе. После чудесной воскресной службы и монастырского обеда мы, молодые послушники, лежали, блаженно растянувшись на кроватях в нашей большой и солнечной послушнической келлии. Вдруг дверь широко отворилась, и на пороге появился высокий паренек, наш ровесник, лет двадцати двух, в «фирменных», как тогда называли, джинсах и дорогущей куртке.

– А вообще мне здесь нравится! Я здесь, пожалуй, останусь! – заявил он нам, даже не поздоровавшись.

«Вот поставят тебя завтра на коровник или канализацию выгребать, тогда посмотрим, останешься ты или нет?» – позевывая, подумал я. Наверное, примерно то же пришло в голову и всем, кто вместе со мной разглядывал эту столичную штучку, залетевшую в древний монастырь.

Саша оказался сыном крупного торгпредского работника, жил с родителями в Пекине, Лондоне и Нью-Йорке и только недавно вернулся в Россию учиться в институте. Бога он узнал с полгода назад. Узнал немногое, но, по-видимому, – самое главное, потому что с того времени стал мучиться от полной бессмысленности всего вокруг и от непрекращающейся неприкаянности, пока не набрел на монастырь. Сразу поняв, что нашел как раз то, что искал, он даже не стал сообщать о своем новом месте обитания родителям. Когда мы упрекнули Александра в жестокости, он сказал, что родители уж точно его не поймут, а батя по-всякому скоро его отыщет. Так и получилось.

Сашин папа приехал в Печоры на черной «Волге» и устроил показательный скандал – с милицией, КГБ, с привлечением школьных друзей и институтских подруг, со всеми привычными для нас инструментами по вызволению из монастыря. Продолжалось это все довольно долго, пока папа с ужасом не убедился, что все напрасно и Сашка не уйдет никуда.

Казначей, отец Нафанаил, пытаясь хоть как-то утешить московского гостя, ласково сказал ему:

– Ну вот, отдадите своего сыночка в жертву Богу. Будет он печерским иеромонахом, еще будете им гордиться…

Я помню, какой дикий вопль огласил тогда весь монастырь:

– Никогда!!!

Это орал Сашкин папа. Он просто еще не знал, что отец Нафанаил был прозорливым, а то бы так не нервничал. Саша, действительно, сейчас иеромонах и единственный из всех нас, бывших тогда, в день его первого приезда в Печоры, в солнечной послушнической келлии, кто остался служить в Псково-Печерском монастыре. А Сашин папа, Александр Михайлович, через десять лет стал работать со мной в Москве в Донском монастыре, а потом и в Сретенском, заведующим книжным складом. На этой церковной должности он и отошел ко Господу, став самым искренним молитвенником и искателем Бога.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
редакция17 августа 2012, 09:59
Стихотворения инока Александра, ныне иеромонаха Романа издавались неоднократно. Последняя книга - выущена Сретенским монастырем, ее можно приобрести в магазине "Сретенье"
Р.Б.Игорь16 августа 2012, 18:43
Отец Тихон! Где и как можно прочитать стихи инока Александра, а так же послушать песни в его исполнении?
Стихотворение инока Александра в Вашей книге "Несвятые святые" и другие рассказы" меня поразило. Ни чего подобного я еще не читал и не слышал.
Ирина 5 мая 2012, 03:37
Сестричка во Христе Наталия (Шокурова)! Прошу тебя и умоляю - не действуй под влиянием минуты, не натвори глупости, за которую отвечать придется в Вечности! У меня тоже были такие моменты в жизни, когда только страх перед Божиим наказанием останавливал от того, чтобы не свести счеты с этой жизнью. Казалось - все, предел, не могу больше. А потом как-то все утряслось, перемололось, и сейчас все представляется совсем в другом виде. А думала уже - все, конец, нет сил терпеть. Прошу тебя очень - потерпи немного, Господь не дает выше сил, будет и облегчение. Подумай о своей девочке - как же она? Ведь ей же придется мучиться и за себя, и за тебя, ведь это на нее ляжет. Ну потерпи еще чуть-чуть, помолись Господу и Пресвятой Богородице - нашей Заступнице и Ходатаице. Я, когда не могу уже молиться, только шепчу:"Господи, помилуй!". И Господь услышит тебя, не сомневайся. Храни тебя Господь!
Ирина 3 мая 2012, 23:18
Отец Иоанн Крестьянкин говорил:"Слабые спасаются в монастыре, а сильные - в миру". Конечно, он по смирению своему так говорил, но поверьте мне, грешной, - кто не имеет душевного спокойствия в миру, едва ли его приобретет в монастыре. Там очень сильные искушения, там враг нападает так, что борьба уже не на жизнь, а на смерть. Один батюшка очень хорошо сказал:"Куда Господь тебя вторкнул, там и торчи". Впрочем, никого ни от чего не отговариваю и никого ни к чему не призываю. Правильно здесь сказали, что у каждого свой путь. Только бы с самим собой совладать, а где - в миру или в монастыре, не так уж и принципиально. Не место спасает человека, а произволение. Всем православным - Божией помощи и Покрова Пресвятой Богородицы!
татьяна19 февраля 2012, 16:24
Спасибо о.Тихону за книгу, перечитываю второй раз необыкновенно интересная,нашла в ней много ответов на вопросы которые меня волновали...советую ее прочитать всем своим знакомым...и жду продолжения...дай Бог
Шокурова Наталья15 февраля 2012, 14:45
Я устала от жизни. Все очень плохо. Как жить дальше не знаю Наложила бы на себя руки, да очень жалко доченьку. Ей всего 11 год. Может в монастыре найду спокойствие. А дочь куда? Скажите можно ли пойти в монастырь с ребенком. И вообще встречаются ли случаи ухода в монастырь с детьми.
Вера23 декабря 2011, 01:35
Спасибо Архимандриту Тихону за написание книги и неизвестному, который дал в интернет полную версию книги. В книжном магазине города лежит эта книга, но я не могла ее купить, все смотрела иногда и надеялась, что может встречу кого, чтобы вместе купить. А сегодня нашла в интернете и скачала. Я - очень одинокий человек. То, что интересно мне, не интересно никому. А мне всегда были интересны рассказы о духовном пути реальных людей. Потому, что на их опыте и я могу чему-то научиться. И я считаю, что святые в православии были, есть и будут. Но такие святые были , есть и будут в других религиях. В какого Спасителя кто верит? Я верю в Того, кто любит всех нас, верующих, неверующих, воцерквленных и невоцерквленных. В нашем полушарии и на другом конце земли. Пожалуйста, давайте будем Его призывать, чтобы мы увидели, что Он пришел. Чтобы обещанная Духовная страна появилась на земле. В этой стране не будет раздоров, не будет никакого насилия. Пусть все многообразие религий нас не огорчает, а радует.
Георгий Коротков20 ноября 2011, 15:33
Для меня, эта книга,- огромное событие. И, наверное, - для каждого русскоязычного человека. Свет, Духовность, Высокие Истины и Таинства, о которых мы даже не могли подозревать, показаны в казалось бы обычных рассказах о реальных людях – знакомых и сподвижниках автора.
Удивителен и язык, слог книги – потрясающая, доверительная простота и любовь автора к каждому человеку, событию, к каждому эпизоду и к каждому слову в этой книге. Это делает её восприятие еще пронзительнее и достовернее. Какие-то эпизоды (рассказы) вызывают улыбку,(у автора с юмором все более чем в порядке), иногда – реально хочется плакать.
Будь моя воля – я бы порекомендовал обязательно для старшеклассников в 11 классе прочесть в качестве жизненного напутствия от любящего и верующего человека.
P.S. К сожалению, нас - выросших без церкви и без духовной связи с богом - в России пока еще большинство. Для таких как я - книга - очень большое событие. Спасибо.
Иван 3 ноября 2011, 13:59
Я живу в саратовской области. Идя по жизни,ощущаю неприкаянность и тревогу,потому что совершаю дела,которые не хочу и считаю не правильным делать. По-этому не вижу иного пути,как провести остаток жизни в познании бога,праведности. У меня растет прекрасный сын,но жена не разделяет моих пониманий о жизни,но ведь если не принять важное решение,можно так и провест жизнь в неправедности.
саша30 августа 2011, 22:27
в 16 лет мечтал уйти в монастырь теперь мне 27 и желание это только крепиться вомне. обязательно уйду от бестолковой жизни вот дочку воспитаю жизнь дам и потехонечау буду передвигаться к монастырю, сначало помогать буду а после и вовсе там останусь
Дима 6 июля 2011, 11:52
Как попасть в монастырь хочу в монастырь мне туда дорога мне там нужно быть помогите.
Дима 6 июля 2011, 11:10
Как попасть в монастырь хочу в монастырь мне туда дорога мне там нужно быть помогите.
Юрий* 9 мая 2011, 22:19
А у меня никакого уныния от маленьких рассказов.
Спасибо огромное!
Артемий 4 мая 2011, 19:17
В самое яблочко! :-)
Инквизитор (Владислав) 2 мая 2011, 14:56
У каждого свой путь.
Главное почувствовать и осознать, что идёшь верным.
Осознанно!
Олег29 апреля 2011, 19:06
Да, чудны дела Господни! Спасибо!
Ангелина29 апреля 2011, 13:57
Романтизация в монашестве? я прихожанка монастыря, уж там романтика, мне кажется вам надо походить на службы в ближайший монастырь и всё увидеть самой Марина, и не каждый послушник становится монахом, помогай вам Господь!
Мария28 апреля 2011, 19:39
Чувства, описанные в статье, так знакомы. И сила зова Божия, и это желание душу за своих положить, но не монастырь. А между тем есть благословение от о. Иоанна - принять те обстоятельства, в которые ставит Господь. Так, что и искус ожиданием знаком, и то, как это бывает мучительно. Как отец Тихон свое выдержал, эти девять лет, я пока не представляю. Счастливы те, кто, уходя из мира, имеют на то благословение старца. Тогда, действительно, можно выдержать все, надо только молиться о своих дорогих, по-своему, не оставляя их.

А противоречия между монашеским путем и брачным нет. Апостол Петр был женат, апостол Павел оставался безбрачным. Оба первоверховные. Брак - великая жертва любви и истинное монашество - полное самоотречение. Просто как невозможно против воли обязать к монашеству, так невозможно заставить полюбить мир и найти в нем утешение того, кто уже знает вкус жизни только для Бога в монастыре. Будет, как у Шекспира: "Душа ни в чем покоя не находит..." Это тоска, хуже которой нет. Остается только молиться. Спаси Господи за статью.
Галина28 апреля 2011, 19:09
Христос Воскресе!
О.Тихон, спасибо за Ваш рассказ! Ждём Вашу книгу.
Галина
Татьяна28 апреля 2011, 15:19
О.Тихон! Христос Воскресе!

Спасибо Вам! И за диск о Печорах и за чудные воспоминания. Дай Вам Бог сил дописать и издать книгу. Единственное, что, я думаю, что разом все вспомнить и написать не удастся, это-вся жизнь, и поэтому, если возможно, издайте, что уже есть, а потом вторую (и т.д. :)) книгу.

Храни Вас Христос и Матерь Божия!
Николай28 апреля 2011, 12:57
Николай, Ирина - " Никто Марину обижать не собирается. Просто маленькая дискуссия, где Марина ( и Вы вслед за ней) нелепо пытаетесь отрицать ценность для Церкви монашества".

Великодушно извиняюсь, но я трижды перечитал сначала свой комментарий, затем комментарий Марины и никаких заявлений об отрицании ценности для Церкви монашества я не нашёл.

Может быть, Вам лучше стараться поступать так - если в комментариях читателей каких-то высказываний нет, то это обозначает только одно: их там действительно нет.
Додумывать за меня или за кого-то из читателей то, что не говорили и не писали не целесообразно.
Иначе получится разговор глухого с немым.

С таким же успехом можно сказать, что вы в своих комментариях обвинили лиц, не являющихся монахами, вероотступниками.
Юрий28 апреля 2011, 11:07
Не буду вступать ни с кем в дискуссию, прочитайте у Иоанна Крестьянкина, или из расказов о Серафиме Саровском по вопросу монашества. Далеко не всех желающих они благославляли на принятие монашества.
Сам Тихон Шевкунов стал монахом только через 9 лет, т.к. по наставлению своего духовника Иоанна Крестьянкина ему было необходимо получить на это согласие матери.
Николай, Ирина 28 апреля 2011, 09:11
Христос Воскресе!
Не сердитесь, Николай! Никто Марину обижать не собирается. Просто маленькая дискуссия, где Марина ( и Вы вслед за ней) нелепо пытаетесь отрицать ценность для Церкви монашества. Дискуссия старая, известная и скучная. Может, вы оставите монахов в покое? Что они вам сделали? Ведь они ни Вас, ни Марину, ни кого другого в монастырь не тащат и брак законный не осуждают, а напротив, только приветствуют. И о спасении в миру никто из них не спорит. Охота Вам с Мариной ломиться в открытую дверь?
Леван28 апреля 2011, 03:39
Спаси Господи за очередной интересный рассказ!
Олег Горбунов28 апреля 2011, 00:37
Книга отца Тихона, на мой взгляд, прямой наставнический, художественный, весьма нужный материал, появляется желание не забывать и рассказывать свои жизненные этюды ближним. Огромное Вам спасибо, что все успеваете творить!
Николай27 апреля 2011, 19:56
Интересно...

Вот Марину вы хором заклевали - она, мол де, ничего не знает о православии и она чуть ли не церковь православную предала и т.д. и т.п.

Я Библию и Новый завет от корки до корки прочитал .

"Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им". (ВТОРОЗАКОНИЕ, гл. 30 стих 19-20)

И что здесь не ясно ?

Никого Господь в монастырь не загоняет. И затворничество многие люди по природе своей не выдержат.

Нравиться вам или нет, но человеку надо в массе своей работать, Родину защищать, семьи заводить да детей поднимать.
Так что Марина правильно пишет -"Искать и находить Бога можно и живя в миру, никуда не сбегая, ни от кого не прячась, ни кого не огорчая".

Вы вон под каждой статьей сыпете ваши бесконечные "Спаси Господи", "Ах, какая замечательная статья", "Слава Богу" и т.п.

А у меня к вам вопрос - вы сами-то в своей жизни хотя бы 5 % из того, что нахваливаете здесь в комментариях выполняете ? Или для вас христианство состоит только в "правильных" поддакиваниях ?
Александр27 апреля 2011, 16:42
Слава БОГУ!
Яна27 апреля 2011, 16:11
Мне тоже хочется скорей почитать книгу, но не будем торопить автора, друзья, на хорошую книгу время нужно.
От таких маленьких рассказов у меня проходит уныние. И может хорошо, что они по одному читаются, не в спешке.
Татьяна 27 апреля 2011, 15:43
Марине:
Очень интересно Вы про серединный, Царский путь. Глубоко! Есть брак и есть монашество. Есть еще безбрачие сознательное, или в силу обстоятельств. А серединный в данном случае, это что?
Редакции сайта:
Спасибо за эти рассказы - подарки на Светлой. Ждем с нетерпением книгу.
Николай, Ирина27 апреля 2011, 15:17
Марине
Чудной Вы человек, Марина! Вы протестантка? Ничего страшного, это не обида, просто, даже, если Вы крещены в православии, то со странным удовлетворением мыслите протестом против Церкви, Ее установлений и живого опыта. Жаль, но видно вы еще ничего не поняли в православии. Или поняли что-то очень неверное. Это еще грустнее.
Марина27 апреля 2011, 14:37
Искать и находить Бога можно и живя в миру, никуда не сбегая, ни от кого не прячась, ни кого не огорчая. Всё зависит от зрелости сердца. Ищут ведь Бога сердцем, а земные условности - они всего лишь условности, хоть мирские, хоть монастырские. Мне непонятна романтизация монашества. Царский путь - он всё-таки срединный. Мир создал Бог (и как Вселенную, и как человеческие отношения). Почему, чтобы познать Бога, нужно уйти из мира, Им же созданным?
Михаил27 апреля 2011, 13:57
Немаловажно, мне кажется, сказать еще и про то, что и Сашу Швецова, и его родителей вымолил старец архимандрит Адриан (Кирсанов).
Лада27 апреля 2011, 12:09
Ох, хорошо бы и в церковные лавки города Коломна книга попала!
Наталия27 апреля 2011, 11:10
Христос Вокресе!
Написано простым, доступным языком, а это так важно! Благодарю автора, повидимому это тот бывший послушник из фильма о Псково-Печерском монастыре, который "знал, что такое видеокамера"...
Монашество - "особый путь на который случайный прохожий не попадет!"
Помоги Господь всем нам надяться, верить и любить Тебя.
Екатерина27 апреля 2011, 11:06
С нетерпением ждем книгу!!! Божией Вам помощи!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Елена27 апреля 2011, 10:40
Читая раз за разом краткие рассказы о. Тихона, на душе становится светлее и светлее...!!!! Спасибо Вам батюшка, дай Господь Вам здоровья! Христос Воскресе!!!
Владимир Анатольевич27 апреля 2011, 10:28
Заждались выходы книги о.Тихона. Небольшой комментарий к названию: в одной из современных книг написано, что в монастырь не уходят, а приходят.
sasha27 апреля 2011, 09:23
Христос Воскресе! Огромное спасибо и о Тихону, и порталу, что выкладывают главы из книги – очень добрые, простые и ясные слова, рассказывающие истории близкие каждому. А когда будет книга полностью? Не все же пользуются интернетом :-) Удивительно, что само намерение уйти в монастырь вызывает такие страсти и эмоции – это же пока «протокол о намерениях» и неизвестно станет ли человек настоящим монахом, даже и приняв постриг… с точки зрения «ухода от родителей» - рано или поздно это происходит: женитьба и монастырь одинаковы в этом смысле. С родителями ведь никто не остается – и ничего, никто с тоски не умирает. Может нужно больше рассказывать о монашестве, чтобы люди не шарахались…
Ольга.27 апреля 2011, 01:59
Да...Неизведанные пути Господни.То,что вчера пугало сегодня стало таким милым и добрым.
Ольга27 апреля 2011, 00:04
Ну когда же уже книга выйдет?! Сил нет уже ждать! Очень почитать хочется!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×