Духовная жизнь начинается со слез

Винсент Ван Гог. Старик
Винсент Ван Гог. Старик
Никто не может словами исчерпать молитву, потому что она есть нечто совершенное, по сути принадлежащее не человеку, а ангелам, состояние по ту сторону мира сего; и ее нельзя ни выразить, ни описать. Человек может только что-то сказать о ней и более всего – о простом способе, каким она совершается, а об остальном его известит сама молитва.

Следует знать, что ни один человек не молится точно таким же образом, как другой, абсолютно ни один. Как ни один человек не говорит так же, как другой, никто не чувствует себя, как другой, никто не думает, как другой, и никто не таков, как другой. Точно так же и молитва, которая есть выражение человека, устремление всецелого человека к Богу, не может быть подобна молитве другого. Поэтому отцы Церкви всегда, давая определенные практические советы, предоставляют человеку применять их, и сама молитва становится наставником для человека. Если мы захотим предварительно определить какую-то схему молитвы, метод моления, то возникнет опасность свести все к методу и забыть о сути и цели, потому что молитва – не что иное, как средство, цель же – Христос, личность Иисуса Христа.

У молитвы нет абстрактной цели, она не какое-то неопределенное действие человека, а действие конкретное, определяющее, встреча, путь и встреча, единение Бога и человека – естественно, в той мере, в какой вы можете представить себе и понять это. Она такое сильное переживание, что никакое иное переживание в этом мире, каким бы глубоким оно ни было, не может устоять перед силой молитвы.

Потому сила и действие Церкви, которая реально изменяет, преображает и исцеляет человека, заключается по сути в молитве. Для нас, пребывающих внутри Православной Церкви, очень радостно, что мы – члены Христовой Церкви, Апостольской Церкви Христовой, верно сохранившей молитву. Православная Церковь – Церковь молящаяся, это Церковь, чьим высшим делом является богослужение. Тогда как на Западе, где апостольское предание утрачено, Церковь превратилась в светскую систему в светском государстве, молитва исчезла, и ее заменили дела: добрые дела, активность, проповедь, движения, благотворительность, социальное служение вытеснили это высочайшее дело Церкви –молитву.

В книге Деяний святых апостолов говорится именно об этом: первые христиане постоянно пребывали в молитве, учении апостолов и преломлении хлеба, то есть в Святой Евхаристии. Таковы три признака дела Церкви – молитва, апостольское учение, учение Церкви о молитве, и Евхаристия – наше участие в Господних Теле и Крови. Поэтому в нашей Церкви много богослужебных собраний, и она в первую очередь – служащая Богу Церковь.

В минувшие годы основания Церкви были расшатаны, поскольку к нам хлынули западные образцы и мы по ним судили обо всем. Мы перестали обращать внимание на богослужение, смотрели на дела, поэтому монашество отошло у нас на задний план, и развивалось только идеалистическое – на поверхности миссионерское – движение в Церкви, которое по сути было подражанием западным образцам; с добрыми намерениями, но по чуждым образцам.

Но в конце концов стало очевидным, что это явление не может удержаться в Церкви. Так все мы постепенно возвращаемся к истокам и учимся тому, что благодать черпается из молитвы, а содержание нашей христианской жизни – это благодать Святого Духа. Цель нашей жизни, как сказал русский святой Серафим Саровский, – это стяжание Святого Духа.

Если мы поймем это и передадим своему ближнему – ребенку, коллеге, тогда мы дадим ему нечто ощутимое; если же станем говорить ему о ценностях, идеалах, тогда мы будем говорить философски, а не богословски. Богословие – это опыт, а философия – это умозрение и идеи. Поэтому отцы Церкви, полностью, всеми силами посвятившие себя молитвенному деланию, говорили нам — естественно, сколько могли, — и передавали свой опыт и знание о молитве.

Для начала скажем о нескольких теоретических моментах. Всё в Церкви имеет целью исцеление человека, и поскольку исцеление это состоит в нашем возращении к состоянию до грехопадения – ибо грехопадение повредило нашу природу, исказило в нас образ Божий, извратило наши естественные энергии и помрачило красоту творения, – то сейчас Церковь как духовная лечебница заново воссоздает этот образ.

Главное, что было поражено грехопадением, – это наш ум, сердце. Когда мы говорим «ум», то в Церкви мы имеем в виду не мозг, разум, а совокупность душевно-телесных сил, духовных сил, то, что называется также сердцем. Грехопадением сердце человека было разбито, в него нахлынули страсти, и с тех пор человек страдает духовной шизофренией. Хочет одного, делает другое, думает о третьем, четвертого просит, он изменяется, переменяется, порой до такой степени, что сам себя понять не может и чувствует внутреннее замешательство.

Отцы Церкви, опираясь, разумеется, на философские знания своей эпохи, различают в душе человека части – разделение философское, однако вполне выражающее учение Церкви. Они учат, что у души имеются раздражительная, вожделевательная и разумная части. Первая – это сила гнева, справедливости, мужества. Вожделевательной частью являются желания человека – и телесные, и материальные, и даже духовные. Разумная часть – это рассудок, интеллект, как мы выражаемся сегодня.

После грехопадения эти силы в человеке рассредоточились, повредились и стали функционировать противоестественным образом, но все они должны вернуться в свое естественное состояние и соединиться, стать одним целым, человек должен стать несложным, каким его создал Бог. Поэтому вы иногда слышите, что в Церкви превозносятся простые люди.

Когда мы говорим «простые», «этот человек простой», «очень простой человек», то, по меньшей мере когда говорим среди духовных людей, имеем в виду не простоватого человека, иначе говоря – не глупого, и не какого-нибудь власть имущего человека, который выглядит очень демократично и весьма прост в своих манерах; всё это социологические схемы. Прост тот человек, который не думает лукаво: он как малый ребенок, сердце у него простое, доброе сердце, в нем нет хитрости, нет эгоизма, нет подозрительности, нет тайн за семью печатями. Соответственно, прост тот человек, который стяжал Божию благодать и все душевные силы его соединены.

Раздражительной части отцы противопоставляют Божию справедливость, Божию мудрость, Божее мужество. В качестве противоядия для разумной части они предлагают духовное чтение, духовное исследование, созерцание Божественных тайн, а для вожделевательной части – воздержание, аскезу и целомудрие, с крещением всего в купели молитвы. Иными словами, молитва – это движение всех сил человека к Богу. Это, однако, далеко не просто и не наступает неожиданно; к примеру, я сижу дома, занимаюсь всякой всячиной, в уме у меня самые разные представления, но я выключаю телевизор, иду молиться – и вот я уже в духовном состоянии. Так не бывает. Молитва нуждается в подготовке, она нуждается в среде, условиях, в которых ей можно было бы развиваться.

На уровне практики нам, прежде всего, необходимо правило. То есть у человека должно быть правило – каждый день совершать небольшое правило на несколько минут, небольшое, поскольку если он примется за большое, то не сможет удержать его. Как говорят отцы, лучше идти с малым, но постоянным трудом, чем с большим трудом и быстро остановиться. Лучше маленький труд, что-нибудь маленькое, но чтобы это было постоянно, чем что-то большое, что быстро завершится.

Надо начинать молиться по несколько минут — пять минут вечером, две утром. Затем постепенно увеличивать время – добавлять по две минуты за неделю, по минуте за неделю. Будете добавлять по минуте за неделю – через год придете к тому, что каждый вечер будете молиться по часу и более.

Однако, как я говорил ранее, нужны предпосылки, то есть ни один человек не сможет молиться правильно, если не постарается соблюсти всё, что говорится в Евангелии и о чем учит Церковь, потому что молитва – это «концентрат». Мы словно складываем все Христовы заповеди, всю борьбу, которую ведем, в один сосуд, выжимаем всё, и получается одна капля. Эта капля и называется молитвой.

Для большей конкретики поговорим о том, что всем более или менее известно. Я имею в виду так называемую монологичную молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – умную молитву. Эта молитва действительно является тайной Церкви, это очень страшная молитва. Она как бомба, которая с виду может быть такой маленькой, но пускает на воздух всё здание. И она действительно бомба, ибо стоит человеку стяжать и усвоить ее, он начинает видеть, как в глубине его сердца разверзается пролом, через который начинает вытекать вся грязь, все страсти, все грехи. Внутри человека происходит глубокое зондирование, и одновременно с этим Божественная благодать проникает в глубины его существа.

Надо знать, что только Бог входит в сердце человека, никто больше! Даже ум не входит в глубины нашего сердца, но только Бог, потому что Он создал сердце человека. Поэтому наши глубины, сердце глубоко, как говорится в Писании, ведомы только Богу, Святому Духу, и Святой Дух открывает Себя людям, которые молятся.

Человек начинает постепенно творить молитву, повторять ее, простым способом: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – однако при некоторых предпосылках. Какая же из них первая? Крайнее смирение, то есть он должен понять, что обращается к Богу, а обращение к Богу не делается второпях. Бог – Тот, Кто создал небо и землю, Кто держит их в Своей руке, Кто привел нас из небытия в бытие; это Бог, Который нас ради в конкретный исторический момент стал Человеком, был распят, умер за нас, чтобы и мы получили спасение. Вот что первое – осознание того, к Кому мы обращаемся: к Богу.

А затем – «помилуй мя», то есть ощущение Божественной милости. Мы нуждаемся в Божией милости. Если мы будем так продолжать – с осознанием величия Божества и нашей крайней нужды в том, чтобы улучить Божию милость, – тогда можно сказать, что на уровне практики мы обрели два крыла, на которых подобает лететь, и сейчас мы начинаем заполнять свое время молитвой.

Вначале эта молитва произносится устно, вслух, в голос. Когда мы одни, нам нетрудно шептать или даже произносить вслух молитву много раз, исключительно много раз, поскольку каждая молитва – как удар по скале, закрывающей наше сердце, по скале, которой является нашей сердце. Потому что сердце человека иногда бывает таким твердым, что напоминает гранит, и человек, который молится, словно держит большой молот и бьет по этой скале, чтобы разбить камень сердца. Каждый раз, когда он наносит удар, откалывается кусок, камень рушится; он ударяет, ударяет, ударяет, пока сердце не разобьется; и когда оно разобьется, человек становится человеком. И так он заполняет свое пустое время (молитвой). Идет ли, ждет ли, ведет ли машину, едет ли – повсюду. Заполняет пустое время.

Сначала важно количество, а не качество. Он стремится произносить молитву много раз. Если может творить ее качественно – то есть с вниманием, умилением, – то хорошо, если же не может – не беда, пусть только творит молитву. И пусть не смотрит на свой ум: ум его может где-то витать, блуждать, думать о срамных вещах, думать о чем угодно и находиться где угодно – он же пусть продолжает творить молитву. Отцы даже говорят, что когда мы согрешаем – это нечто дерзновенное, но они так сказали, – в тот миг, когда человек согрешает, совершает самый ужасный грех, даже тогда он должен молиться. Иными словами, надо иметь дерзновение устремить ум свой к Богу и сказать:

— Вот видишь, что я делаю, но вопреки этому молюсь!

То есть я не могу делать что-то другое, но хоть уста мои взывают к Богу. И это уже что-то. Это как если кто-нибудь падает в бездну и ухватится за веревку. Держит он веревку, не выпускает, и придет час, когда Бог его помилует. Бог поможет, и он воспрянет.

Часто бывает так, что многие люди молятся, но погружены во мрак, они не видят просвета, не чувствуют утешения, не слышат ответа, их молитва – это духовный мрак и ад. Человек, который чувствует себя таким образом, должен естественно иметь дерзновение, потому что он похож на больного раком, который проходит через химиотерапию, волосы у него выпадают, его тошнит и прочие дела, но это тоже условие исцеления.

Человек должен углубиться внутрь себя, потому что там происходят две вещи. И первое вот что: в глубине души таится колоссальный эгоизм, скрытый для его глаз. Когда молитва ударяет внутри, выползает тьма, и эта тьма, живущая в нем, должна выйти. К сожалению, это самое тяжкое переживание для того, кто начинает молиться. Вместо того, чтобы обрести свет, он встречает мрак, вместо того, чтобы встретить Бога, он видит ад, вместо того, чтобы выплыть, он тонет, и те из вас, кто читал житие святого Силуана Афонского, помнят, что он тоже утопал в аду, в аду отчаяния, погибели, но Господь явился и сказал ему:

– Держи ум свой в аде, ты должен быть в аду, но не отчаивайся!

И вот человек продолжает копать и ударять, пробивая глубины своего бытия молитвой, проявляя терпение, он лелеет надежду, надеется, что действительно получит Божию милость.

Ведь Сам Христос в Евангелии говорит нам, что всё, чего мы ни попросим в молитве, получим. Невозможно, чтобы Христос изрек ложь! Он сказал нам: стучите, и отворят вам,– откроется дверь; просите, и непременно получите. Если вы не получаете, то это означает, что вам нужно еще просить, настаивать, быть терпеливыми, не терять дерзновения, – ударяйте в камень вашего сердца, и Святой Дух непременно разобьет его.

Не нужно отчаиваться, когда видите этот мрак, когда видите, что ум ваш не собирается. Многие молодые люди из подвизающихся говорят:

– Отче, я молюсь, но не могу собрать свой ум, он носится там и сям. Я вообще не могу его удержать!

Не бойтесь! Старец Паисий приводит следующий пример: ум может бежать, но клубок держит Христос. Он рассказывал, как в их селе дети ловили воробьев, привязывали им к лапке нитку – это было для них забавой – и отпускали, но клубок держали в руках. Они, бедняжки, летели и думали, что свободны, что-то чувствовали у себя на лапке, но поскольку летели, то их это не тяготило: крылья-то у них были свободны. Когда же через некоторое время дети принимались сматывать клубок, воробушки возвращались назад. Им старец Паисий уподобляет человека, который молится, а его ум носится там и сям. Он говорил:

– Это ничего, чадо мое! Клубок да будет у Христа, а он пусть себе летит! Куда он денется? Вернется назад в определенный момент.

Так бывает с человеком, который призывает Божию милость. В то время, как он утопает в этом пространстве, но проявляет терпение, в глубинах его бытия зарождается надежда – надежда на Божию милость. Эта надежда начинает рассветать исподволь, и по его труду, настоятельности и силе свет этот постепенно преодолевает мрак.

Плоды молитвы изобильны и бескрайни. Есть великие плоды молитвы, украсившие святых: великие благодатные дары, чудеса святых, которых мы, разумеется, достигнуть не можем, но хотя бы будем знать о них теоретически. Человек получает пророческий дар, становится прозорливым. Всё то, о чем Христос сказал нам в Евангелии, подтверждается в жизни людей, которые молятся. Но тут, в повседневности, мы – молодые люди с великими немощами, что же происходит с нами?

Кто действительно молится, тот достигает одного великого результата – он становится социальным, общительным человеком, поскольку молитва обладает этим свойством выводить человека из его индивидуализма и соединять в первую очередь с Богом. Когда она соединит его с Богом, то заодно с этим человек легко соединяется со всеми остальными и уже не страдает от одиночества. Если кто страдает от одиночества, это означает, что он не молится. Кто молится, тот может быть совсем один, он может быть отшельником, жить в глухой пустыне, он может быть один и в Никосии, Афинах и не иметь ни одного друга, но утешение молитвы пребывает в нем.

Кто молится, тот действительно общается с другими. Его сердце общается, он не чувствует себя одиноким, а потом и перестает иметь абсурдные претензии к другим, что являлось порождением его индивидуализма и эгоизма. Когда хочет, чтобы его понимали, он не говорит:

— Меня не понимают! Меня никто не понимает!

Эти болезненные слова говорит человек, не вкусивший того, что значит Святой Дух, что значит молитва. Потому что как ты можешь ждать, чтобы тебя поняли? Кто тебя должен понять? Давайте перевернем вопрос: а ты кого понял? Ты кого принял? Ты сам себя понял? Ты сам себя принял? Как же другой может понять тебя? А кто такой другой? Такой же человек, как и ты! Что такое другой человек? Почему ты ищешь у него того, чего он не может дать тебе? Ты хочешь, чтобы он понял тебя, принял. Поэтому и начинаются потом болезненные сентиментальности:

— Я люблю тебя, а ты меня нет! Я не могу жить без тебя!

И плачут несчастные девушки, и получаются все эти травмы и трагедии, которые мы порой наблюдаем. Почему? Потому что мы возлагаем завышенные надежды на людей.

В тот час, когда человек почувствует себя так, – и это очень естественно, чтобы вы, люди молодые, чувствовали подобные вещи, – он должен начать думать смиренно и молиться, по сути – направлять всё свое сердце, всё свое израненное сердце ко Христу, он должен научиться не ждать от других того, чего они не могут ему дать, потому что у них этого нет.

Что бы ни делал другой, он человек. Никакой человек не может совершенно утешить другого человека. Это ошибка – желать обрести покой в каком-нибудь человеке. Любой человек, как бы он ни любил вас и как бы ни любили его вы, – загляните внутрь себя, – имеет ограниченные возможности. Он человек, у него мало сил, у него малая вместимость, один только Бог дает всецелый покой человеку, и только Бог никогда не отталкивает человека и никогда нас не разочарует! И не предаст нас, не бросит.

Следовательно, то, чего мы ищем у других, надо искать у Бога; а перестав ждать этого от других, мы поймем, что другой существует не только для того, чтобы давать нам, но и чтобы брать у нас, и надо не только просить у него, но и давать ему. Мы хотим, чтобы он нас выслушал, чтобы мы выговорились перед ним. А почему бы тебе не дать другому выговориться перед тобой? Почему ты сначала не поговоришь с самим собой? Вот в чем дело. Ты не даешь ничего, а хочешь всё взять! Например: «Здесь и сейчас! Я хочу говорить с тобой здесь и сейчас!» И начинаются претензии, а после появляются болезни, психологические травмы, разрывы, всё то, во что мы впадаем и из чего потом вообще не можем выбраться; мы заходимся в плаче, становимся героями в собственном представлении из-за того, что страдаем от притеснения людей. А от нашего притеснения никто не страдает? Бог знает. Это мы воображаем себя героями.

Знаете ли вы, что молитва – это действительно самое эффективное средство от того, чем страдают сегодня молодые люди? Человек, который молится, не бывает борим всем этим. В противном случае он делает нечто другое – не молится, то есть не ищет Бога, а ищет другого – ищет человеческого утешения, он не научился искать Божией милости. Потому что возможно только так: или Бог лжец, или мы негодные. Бог не лжец. Значит, что-то не то с нами.

Что касается вопроса: означает ли тревога отсутствие веры?.. Даже то, что вопрос написан на таком листочке… уже признак тревоги. Потрепанный листок, который, если бы на нем и ничего не написали, дает повод для целой беседы. Вырванный наспех из какой-то тетрадки.

Тревога – это не только признак отсутствия веры, но и признак беспорядка. Не смейтесь. Знаете, ведь человека иногда видно в мелочах; и встретив святых, вы увидели бы, что они совершенны даже в частностях. Мы видели святых отшельников, людей, у которых в келье – там, где они жили, в их пустынных местах, – не было ничего: у них был такой чин жительства. И всё, что они делали, они действительно делали как можно лучше, даже самую простую вещь. Надо помидор порезать – они резали его отлично. Поэтому будьте внимательны к деталям. Особенно девушки.

Тревога побеждается и уничтожается молитвой, потому что тревога в сущности происходит от натиска среды, натиска событий мира сего: наваливаются уроки, спешка, наши немощи, страсти, всё – и нас охватывает тревога. Молитва обладает следующим свойством: как только она начнет совершаться в человеке, она выводит его из всего этого, дает ему другое ощущение времени, другое ощущение вещей мира сего. Она заставляет его подняться над всем этим – делает его не бесчувственным, а чувствительным, но неуязвимым для событий мира сего.

Первое, о чем говорят отцы: она освобождает ум и сердце от среды, и поскольку именно среда порождает тревогу, то молитва действительно освобождает от тревоги. Так человек, который молится, и молится с чувством, избавляется от всего этого, поскольку, что бы ни случилось в его жизни, даже смерть – во всех ее формах, не только как биологический факт, – он просвещается Христовым присутствием.

Скажу вот еще что: именно в Церкви, где человек проводит помногу часов, исчезает натиск среды, потому что Церковь подает человеку силу отстранить от себя вещи мира сего, особенно святая литургия. Поэтому важно научиться ходить в церковь. Церковь, богослужение похожи на самолет, ты действительно так чувствуешь себя: туда заходишь и хочешь – не хочешь, понимаешь – не понимаешь ты в самолетах, но летишь вместе с другими. Самолет взлетает вместе со всеми находящимися внутри. На это похоже богослужение.

Вот ты пришел на литургию и стоишь пень пнем. Пусть так, пусть даже ничего не понимаешь, но ты приди только, и будь ты хоть пнем, сухим бревном, и пусть ум твой, если хочет, витает, скитается и носится где-то там… Но и дерево в Церкви освящается, и камни, и пыль. Поэтому, когда мы в монастыре подметаем храм, мы не высыпаем пыль в мусорное ведро: у нас есть специальное место, куда мы ее выбрасываем, потому что в храме даже пыль священна. Точно так же и всякая вещь, которая была в храме, уже не используется для какой-нибудь общей цели. Этот стол ты уже не можешь взять и пойти с ним на шашлыки: он освящен.

Итак, мы говорим о практическом уровне: вот человек постоянно повторяет молитву и доходит до некоей точки – знаете до какой? Он научается плакать. Слезы – это признак молитвы. Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научитесь плакать, начнете отдыхать душой. Поэтому отцы исключительно много говорят о слезах.

Ты скажешь мне: «Что ж нам теперь, взрослым людям, начать плакать как дети?» Хорошо, женщины могут плакать, их слезы недорого стоят. Я говорю это не потому, что имею что-нибудь против женщин! Но дело действительно обстоит так, что им легко заплакать, и они могут употребить свои слезы на добро. То есть когда они плачут так, то эти слезы, что с легкостью катятся по женскому лицу, могут насадиться в молитве. Они действительно приносят большой плод. И поэтому женщины молятся исключительно много, с великой силой. Но и у мужчин тоже должно быть нечто подобное, потому что если человек не научится молиться со слезами, он не сможет обрести сущность своей молитвы.

Поэтому каждый день, каждый вечер, когда мы одни в своей комнате, нужно уделить немного времени себе и начать молиться с сознанием величия Бога и Его милости, и так, чтобы начать плакать. Когда научитесь плакать, тогда вы действительно вошли в духовную жизнь. Святой Исаак Сирин говорит, что духовная жизнь начинается со слез. Парадоксально, абсурдно звучит сегодня: «пойти молиться и заплакать». Но по-другому нельзя.

Вспомним-ка, как поступали старые люди, которые были так добры и мудры и так легко начинали плакать. Вы помните похороны в былые времена? Какие хорошие похороны тогда были! Идешь туда и слышишь рыдания, плач. Но вот закончилось погребение – и люди уже спокойно едят и спят. А сейчас: начинаются похороны – люди пьют антидепрессанты, закончатся – они идут к психиатру. 15 лир за 45 минут – бедные врачи, им тоже нужно на хлеб заработать, – и вот карманы у людей уже забиты таблетками. Потому что они не плачут, даже на похоронах сегодня не плачут.

Когда я в Солониках учился в университете, то узнал как-то, что произошла авария и два человека погибли. Я уже давно не слышал похоронных причитаний и сказал себе: пойду послушаю, как люди плачут, поплачу и я, так сказать. Пришел на отпевание в митрополичий храм во имя святителя Григория Паламы в Солониках и стал ждать, как на Кипре, когда появится гроб, чтобы услышать эти душераздирающие крики. И вот вносят гроб, и ничего. Не буду говорить, что было полно цветов и каких-то венков. Сначала я даже подумал, что тут будет свадьба. Но вот закончилось отпевание, священники назвали имя покойника, спели тропари – и всё. Это ужасно.

Не плачут, а потом и не смеются тоже. Кто не плачет, тот и не смеется. А если смеется, то как-то так, не в полную силу. Он не смеется от души, всем своим существом, так, чтобы лопнуть со смеху. Всё становится поверхностным: плачет он поверхностно, смеется поверхностно, любит другого поверхностно, всё происходит как-то так и не достигает глубины его бытия.

Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова

Двери.Бг

24 апреля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ступени молитвы Ступени молитвы
Архим. Клеопа (Илие)
Ступени молитвы Ступени молитвы
Архимандрит Клеопа (Илие)
Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца. Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца.
«Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!» «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»
Иеросхим. Иулиан (Лазар)
«Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!» «Благодарю Тебя, Боже, что позволяешь мне говорить с Тобою!»
Иеросхимонах Иулиан (Лазар)
Если даешь ребенку что-то, то это входит в его ум и крутится в уме. Пусть крутится молитва, а не что-нибудь другое.
Что есть покаяние, а что таковым не является Что есть покаяние, а что таковым не является
Архимандрит Нектарий (Антонопулос)
Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле. Священномученик Косма Этолийский говорит: «Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не покаешься на деле». То есть если мы не удалимся от греха и не изменим свою жизнь, наше покаяние не будет истинным.
Покаяние, исповедь и пост Покаяние, исповедь и пост
Епископ Афанасий (Евтич)
Покаяние, исповедь и пост Покаяние, исповедь и пост
Епископ Афанасий (Евтич)
В наше время ставится вопрос: почему нужно покаяние? С социальной точки зрения неуместно говорить о покаянии. Есть, конечно, какое-то подобие покаяния, особенно в странах восточного тоталитаризма: когда отступил кто-нибудь от линии партии, то от него требуют "покаяния", или когда руководители партии сами отступают от своего первоначального плана - только это называют не покаянием, а какой-то "реформой" или "перестройкой"
Великий пост – время, когда можно изменить себя Великий пост – время, когда можно изменить себя
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Если ты не кушаешь мяса, но без меры смотришь телевизор, что является праздным времяпрепровождением, то твое воздержание в пище бессмысленно. Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу.
Комментарии
24 апреля 2018, 09:10
Отличная статья! Как доступно и понятно написано.Спасибо большое.
Ульяна30 января 2018, 15:53
Так доступно и понятно.
А ведь это так важно, чтобы к нам в наших исканиях, пока мы духом слабы относились с терпимостью.
Иногда одна фраза, одна статья прочитанная, помогает упорядочить в голове свои беспокойные мысли.
Почувствовала, что хочу молиться, умерить страсти свои, чтобы Господь путь указал.
Сначала по одной молитве, потом еще захотелось, и все больше и больше.
А с начала себе правило поставила не дня без молитвы и усилие проявила. Не знала правильно ли это...
Первую неделю спокойно, а потом слезы.
Молитвы как будто прочувствовать стала, но слезы те не горькие совсем. Они другие.
Не знала, можно ли плакать а теперь понятно, что происходит.
Спасибо за статью!
Галина Маркевич18 декабря 2017, 14:50
После прочитанного сильно плакала...
Костя Шилов25 августа 2017, 20:13
Cлова автора о смехе "Кто не плачет, тот и не смеется..." побудило меня поискать, что святые говорят о смехе, полезен он или вреден.
Вспомнилось поучение преп.Амвросия: "Смех изгоняет страх Божий".
Далее нашел высказывание преп.Ефрем Сирина: "Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф.5,4), разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях".
Свт.Иоанн Златоуст: "Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась"
Марина Семкина 2 мая 2016, 15:38
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!! Cпаси Господи, за такую душеполезную статью!!! Все доходчиво и нужно. Порекомендую прочитать сыну!
16 апреля 2016, 22:45
Ольга10 июня 2015, 14:00
"На днях прочитала у свт.Игнатия Брянчанинова прямо противоположное."
Специально перечитала Поучение свт.Игнатия Брянчанинова в субботу 32 недели О молитве.Не нашла никаких противоречий,наоборот все согласуется,только другими словами на примере притчи о вдовице и судьи.
Спасибо за статью,как всегда, получила большую духовную пользу
Артамонова Алена28 января 2016, 10:10
Спаси Вас Господи!Простите! К сожалению, Западный мир вместе с культом потребления, навязал нам и культ ИМИТАЦИИ успешности, в частности, это предполагает, что успешными могут быть только "психически сильные", поэтому простодушная, нормальная, человеческая реакция на радостные и трагические события - такие как искренний смех или слезы, считаются проявлением слабости, а слабых в современном мире не просто унижают, их уничтожают. Сострадание заменили благотворительностью, милосердие - токшоу, взаимопомощь - социальными выплатами. Очень трудно начать БЫТЬ человеком, а не казаться успешным членом социума! Прости Господи, я долго училась не плакать, дай мне не лицемерные слезы жалости к себе, а снова научи меня радостным слезам и слезам умиления, и слезам раскаяния, и слезам мудрости.
Людмила14 января 2016, 13:46
Спасибо, очень полезная и нужная статья, мне теперь проще будет молиться Иисусовой молитвой,хочется, очень хочется быть молитвенником.Общаться с Богом и избавляться от всего ненужного,лишнего. Спаси Боже.
Ирина Кузнецова16 декабря 2015, 16:40
Действительно,раньше чья-то смерть совсем не трогала душу мою, а тут недавно неожиданно для себя заплакала...
Андрей Васильев22 июля 2015, 14:01
я люблю митр.Афанасия,он подает духовную (милостыню).
Елена 3 июля 2015, 16:58
Прочитала статью,понравилась,прочитала еще раз, многое открылось моей грешной душе,а главное-это смирение, со смирением и молитва другая и слезы другие.
Вера Кравцова18 июня 2015, 22:56
Как истинно и благостно
Ольга10 июня 2015, 14:16
Вызвали недоумение слова о том, что у новоначального главное в молитве не качество, а количество. Также о том, что ум во время молитвы пусть блуждает, где хочет. На днях прочитала у свт.Игнатия Брянчанинова прямо противоположное. Если сразу не приучать себя к ВНИМАТЕЛЬНОЙ молитве, потом еще хуже будет. И если мысль отвлеклась на посторонний предмет, нужно ее сразу обратно возвращать, иначе языком молитву проболтаем и молитва будет бесплодной и даже в грех. От такого поведения сама собой молитва в душе зреть не будет, нужно принуждать себя ум заключать в слова молитвы. За умом подтянется сердце и будет сочувствовать произносимому языком и умом. А Господь сказал - Даждь Ми, сыне, сердце свое.
Александр 18 мая 2015, 18:07
Очень нужная мне статья,большое Вам спасибо.Буду молить Бога,чтобы послал мне слёзы очищения
Татьяна12 декабря 2014, 10:15
Спаси Господи! А еще хотела добавить - иногда во время молитвы плачу навзрыд, и вот, что заметила - потом лицо становится каким-то свежим, чистым и глаза сияющими, совсем не такими, когда плачешь от обид, уныния и прочих нехороших вещей (что было раньше), когда потом болит голова, краснеют и опухают глаза. Очень разные слезы и очень по-разному они действуют на душу. Поэтому желаю всем только этих спасительных и очищающих слез!!!
Владислав 6 декабря 2014, 17:36
Спасибо, я всегда плачу когда читаю молитву , и даже читая эту статью я плакал
Наталья 6 сентября 2014, 10:56
Большое спасибо! Очень кстати! И очень помогают такие статьи.
Prostoshurik7828 августа 2014, 10:41
Как сказали выше написавшие - читается на одном дыхании, спасибо!
Лилия26 августа 2014, 14:52
Благодарю Вас за статью!
Как красиво перевела слова митрополита Станка, так глубинно передала смысл!
Спаси Господи!
Псевдо Ним18 мая 2014, 22:07
Здорово!
Наталья 2 января 2014, 19:08
Спасибо.
ivan.kolesnikov30 октября 2013, 18:18
Господи помилуй!Без молитвы руки опускаются,молитва нужна как воздух,Бог всем в помощь,.
Ирина Адынаева 8 мая 2013, 13:56
Спаси Господи за статью! Она многое мне разъяснила, особенно про умную молитву и слезы, которые меня смущали.Теперь я понимаю что это служит очищению сердца.
Нина28 апреля 2013, 23:32
Как хорошо что есть такие Святые люди которые помогают справиться с трудной сетуацией храни Вас Господи!!!
petr.klimenko201428 апреля 2013, 00:17
Спасибо за статью!
Виктория27 апреля 2013, 16:18
ДА... СЛЕЗЫ ИМЕЮТ ЧУДЕСНУЮ СИЛУ...Я ТОЖЕ ИНОГДА УСТРАИВАЮ БОГУ "ИСТЕРИКИ".И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТОЛЬКО ГОСПОДЬ МОЖЕТ ВСЕ ВМЕСТИТЬ, ПОНЯТЬ И ПОМОЧЬ.СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!
Ксения26 апреля 2013, 11:52
Спасибо в первую очередь за перевод данного текста! Огромное спасибо Митрополиту Лимассольскому Афанасию! Поистине, простые, глубокие слова, смысл!
Анна, Украина26 апреля 2013, 00:09
удивительно мудрый пастырь митрополит Афанасий. всегда внимательно читаю его слова, как откровение. и современно, и доходчиво, и логично, и вдохновенно. Спаси Господь его и переводчицу р.Б. Станку.
Александр25 апреля 2013, 18:33
Верно, спаси Господи! Непрестанное молитвенное служение - основа обретения духовных сил в борьбе за спасение собственной души!
Ольга25 апреля 2013, 16:54
Замечательно!
Юлия25 апреля 2013, 10:10
Слава Богу за Ваши слова! Для начинающих- поучительно-добрая, неосуждающая. "Пришел в церковь - хоть пнем стой"....да...а то бабушки любят - "сотри помаду - благодать Божья на тебя не сойдет". А я благодать в душе чувствую...или "предчувствую"...а не на губах. И когда к иконам прикладываюсь, естественно, всегда перед этим помаду стираю :).Меня бабушки не отпугнут от очередной встречи с церковью, а вот других.. Статья нужная. Слава Богу за все!
Димитрий25 апреля 2013, 09:32
Всё так и есть в жизни. Вера вменяется вместо дел. Надо только неотступно верить, хоть и пол дня. Некогда я пил каждый день. А точнее сказать каждый вечер, когда приходили друзья. А на утро я просыпался с изувеченной совестью и обещал себе, что больше пить не буду никогда. Обещание мог сдержать лишь до вечера. И так долгие годы. Теперь я вижу, что в какой-то момент жизни пришло смирение. Что я ничего не могу изменить сам. Устами и умом я не взывал о Божей помощи. Но наверное сердце моё вопило к Нему.
Людмила25 апреля 2013, 00:26
Спасибо за статью!
Millie Toll24 апреля 2013, 22:48
Спаси Господи Митрополит Афанасий за просвещение нас грешных,
спасибо за мудрость,жизненноважные ваши советы всегда будут необходимы для всех нас заблудших
в жизненных путях,все истинно так и есть .
Сейчас постараюсь переслать эту замечательную проповедь моему сыну.
Слава Богу за все !Спасибо Господи что не иссякает Твой Источник Апостольского служения
и все новые и новые Апостолы Твои просвещают нас помогая приблизиться к Небесам Обетованным.
Дивен Бог во Святых Своих.
валентин24 апреля 2013, 19:51
Спаси Господи!!! Скопирую и прочту еще внимательные,особенного про сердце.Много созвучного с со своими переживаниями по повору собирания мыслей.Они как скакуны необъезженные: главное иметь волю и нездаваться для их обуздания, а дальше как Бог даст-борьба до победного конца! Теплых Вам молитв,спасибо за статью.
Татиана24 апреля 2013, 18:20
Спасибо! Замечательно! Прочитала на одном дыхании и многое про себя поняла...я думала, что слёзы надо сдерживать... Спасибо!
Татиана
Михаил24 апреля 2013, 16:27
Отличная статья, буду рад почитать ещё этого автора!
Мария24 апреля 2013, 15:58
Спасибо большое! Всегда радуюсь, когда выходят новые статьи митрополита Афанасия!
Ольга СПб24 апреля 2013, 13:19
Прочла на едином дыхании!! СПАСИБО!!! Очень нужная статья!
Анастасия24 апреля 2013, 11:50
Как правильно! Как сложно и просто одновременно. Спасибо большое за публикацию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×