О Страстях Христовых и книге Иова

Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете. Удивительно раскрывает свои смыслы книга Иова. Ее положено читать Великим постом на церковных службах. Она готовит нас к встрече со Страдавшим и Воскресшим Христом.

Иов на гнище Иов на гнище
    

О чем повествует ветхозаветная книга? О взаимоотношениях Бога и человека, как и любая другая библейская книга. Господь правит миром, награждает праведников и наказывает грешников. Но, как видно из книги Иова, не всякое бедствие есть наказание за грех.

В святой книге мы читаем о том, как Иов переживает тяжкие предсмертные муки, и его друзья призывают его покаяться, чтобы наказание от Бога прекратилось. Друзья не видят, что Иов принимает муки не за свои тайные грехи, что виновник страданий Иова – сатана, который завидует Богу и ненавидит служителей Божиих. Иов борется с сатаной. Христос принимает муки, как Иов, – не за себя, не за свои беззакония. Христос распят за чужие грехи.

Иов занимал высокое положение, был окружен почетом, потом потерял всё – детей, имущество, здоровье – и умирает в горьком отчуждении от человеческого общества, за городской стеной (греч. экафито эпи коприас эксо тис полеос, Иов 2:8). И когда казалось, что все кончено, Господь возвращает праведному Иову все, чего он лишился, продлевает его жизнь на многие годы. И Господь наш Иисус Христос умирает за стеной Иерусалима. И воскресает к вечной жизни. И дает новую жизнь всем, кто в Него поверит.

Добро и зло в книге Иова ведут непримиримую войну. Злая сила обнаруживает большое могущество, но добрая Сила оказывается всемогущей. Бог – в полном смысле слова всемогущ, и Его служитель Иов обнаруживает немалую духовную силу, он побеждает сатану.

Противостояние Бога и сатаны – имеет место. Но это противостояние не на равных. Как ни силен сатана, Бог сильнее. Сатана вынужден подчиняться Богу, против воли, не во всем, – но в чем-то вынужден подчиняться Богу. Мы понимаем: Бог выше любого из ангелов, Создатель выше любого Своего создания.

Между Богом и сатаной происходит спор о праведном Иове: почему Иов хранит верность Богу? Только ли потому, что Бог оказывает Иову милости? Благословит ли Иов свою судьбу, своего Бога, если с Иовом произойдет настоящая беда и помощь с неба не придет?

Этот спор сатана проиграл. А кто его выиграл? Бог. Однако не будем забывать, что еще выиграл спор человек Божий Иов. Он победил сатану, он остался с Богом, несмотря ни на что.

Святой праведный Иов Святой праведный Иов
Со стороны может показаться: паны спорят, а у холопов чубы трещат. Бог и сатана спорят, а праведный Иов вместе с семьей подвергается хладнокровному жестокому уничтожению. «На Иова поспорили». Так ли это? Нет. Иов не был разменной монетой в чьей-то игре. Могущественные игроки не выясняли отношения, используя живых людей как средство доказать свое превосходство. Бог не играет людскими судьбами, и сатану ограничивает в свободе действий, не позволяет ему играть в свое удовольствие. Для Бога мучения человеческие – не игра, ведь Он Сам пришел на землю и принял муки. Он встал на место человека, причем человека страдающего, погибающего. На Него тоже набросился сатана, и – Христос победил сатану.

Книга пророка Ионы воспринимается христианами как ветхозаветное пророчество о Христе. Книга Иова – тоже.

На Христа и на Иова ополчились злые силы. И еще приступили «добрые люди» с обличениями, с пространными речами, преисполненными поверхностного благочестия. Друзья Иова приходят к нему утешать болящего. Видят воочию скорбное его положение и сначала хранят почтительное молчание. Потом начинается разговор, о покаянии. Сначала друзья осторожно внушают Иову мысль, что бедствия постигают человека за грехи, покаявшийся человек получает от Бога прощение и беды отступают от него. Тем самым, Иова призывают к покаянию. Он отвергает эти призывы. Почему же? С каждым новым выступлением друзей становится понятнее – почему. Спор о покаянии принимает все более острый характер. Наконец, маски сброшены. Под масками друзей оказались жестокие лица судей.

Эти люди пришли не утешить, но осудить Иова. Их призывы к покаянию ничем принципиально не отличаются от некоторых допросов в сталинском НКВД. Бывало, что следователь НКВД не утруждался придумать арестованному обвинение, а просто спрашивал: «Рассказывай о своих преступных деяниях. Не было таковых? А почему ты в тюрьме оказался? По ошибке? Органы НКВД не ошибаются, просто так не сажают! Рассказывай, в чем твоя вина. Давай, не тяни! Ты сам заинтересован сделать чистосердечное признание».

Когда Иов в очередной раз отказывается назвать судьям свои тайные великие прегрешения, его друзья угрожают: «Тебе сейчас очень плохо. Ты не каешься – будет еще хуже!» Иов продолжает воздерживаться от такого не угодного Богу покаяния. И с болью признается, что хотел бы с Самим Богом поговорить, почему ему выпали такие страшные страдания. – И вот к Иову обращается Сам Бог, напоминает ему, что Творец выше всего сотворенного, что понять Его замыслы, Его действия человек не всегда может. Иов смиряется перед Богом и покаянно признает величие замыслов Божиих и правоту Божиих деяний. Бог ставит точку в споре Иова с друзьями. Иов – праведен, друзья согрешили перед ним осуждением праведника, пусть они теперь просят Иова помолиться о них.

Ветхозаветная история заканчивается тем, что Иов побеждает козни сатаны, получает от Бога благословение. И все-таки она не заканчивается... Она как бы продолжается в Новом Завете, когда Сам Бог присоединяется к страждущему человечеству, как Человек живет, страдает и совершает великое служение на земле. Сходит в преисподнюю и побеждает злые силы, воскресает к вечной жизни и протягивает руку помощи погибающим людям.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Научиться страдать Научиться страдать
Елена Гаазе
Хочется всегда побеждать. Быть счастливой и здоровой. И, как теперь принято говорить — успешной. Но именно в такие периоды, когда все получается и вокруг тебя сплошной позитив, сердце как будто ожесточается, отходит от Бога, а мысли о неизбежности страданий кажутся особенно возмутительными. Чем больше мы воцерковляемся, тем яснее начинаем видеть то, что раньше ускользало от нашего невнимательного, закрытого собственными переживаниями, взгляда: вокруг очень много боли, но еще больше поводов для счастья.
Книга Иова Книга Иова
Библия, изложенная для семейного чтения
Книга Иова Книга Иова
Библия, изложенная для семейного чтения
В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова как громом поразили вести одна за другой о потере имущества и о гибели всех детей его.
За что Господь посылает болезни? За что Господь посылает болезни?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.
Комментарии
Татьяна19 мая 2019, 23:01
С праздником! Помолитесь о моей семье . Татьяна
татьяна19 мая 2017, 09:39
С праздником. Я уже несколько лет молюсь Иову Многострадальнему. Ради милости Божей помолитесь о моей семье,слезы льются рекой,а испытание продолжается.
Сергий19 мая 2015, 08:57
Только искренняя вера в непогрешимого БОГА спасает человека в нашем убогом и развращенном мире. Прости ГОСПОДИ прегрешения наша.
Наталья19 мая 2015, 07:32
С Днем рождения Царя-мученика государя Николая Александровича! Его молитвами и всех Царственных мучеников будет стоять Россия!
Евгений14 декабря 2014, 14:56
Невозможно прямо указать грех Иова, т.к. книга рассказывает почти сразу о бедствиях; а всевозможных грехов столько, что никто не пытался все перечесть, потому однозначной догадки сделать невозможно, но можно предполагать о праздности, тщеславии праведности и т.д. Но сказано, что Иов отдаляется от зла, т.е. зло есть и оно убавляется.

В книге основная речь не о противостоянии дьяволу (т.е. искушениям),
а о противостоянии сатане, т.е. Сыну Божьему с противным мнением, но совершающего все согласно Богу.
Иов поддается искушениям, например, проклянет день своего рождения. Это грех, но ввиду допущения непосильных для грешного человека обстоятельств Бог не вменяет грех Иову.
Татьяна 19 мая 2014, 10:56
Мне книга Иова помогла поверить что все будет хорошо .Ради милости Божей помолитесь о моей семье.Испытание проходим уже более 5 лет.Слезы льются рекой .Царство небесное Иову.
Владимир18 мая 2014, 11:58
Слава Богу за всё!!!
Олег 6 мая 2013, 21:17
1. Сам Господь призывает сатану обратить внимание на Иова.
2. Господь лишает Иова, посредством сатаны, всего того, от чего новозаветное монашество отказывается добровольно, ради третьего пункта.
3. Цель страданий Иова, попущенных Богом: "Теперь мои глаза видят Тебя"

P.S. В Жизни Вечной у Иова будет детей ровно вдвое больше.
Н. Н. 4 мая 2013, 20:13
Для Александра:
Все зависит от точки отсчета.
Можно сказать, что потеря детей невозвратима (точка зрения новоевропейского человека).
Можно, что потеря возвращена (точка зрения средневековая).
Можно и с точки зрения древневосточной - Иов получил вдвое: "И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде" (Иов 42:10).
Александр 4 мая 2013, 17:18
"И когда казалось, что все кончено, Господь возвращает праведному Иову все, чего он лишился"
Это не совсем верно.
Детей нельзя вернуть. Можно других нарожать.
у Иова было 14 сыновей и 6 дочерей.(1:2 ПЛЮС 42:13)
Половина пропала из-за этого спора. Половина родилась после него.

Павел 3 мая 2013, 23:02
Леше Полякову:
Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный. 1908 г.
гость 3 мая 2013, 22:23
Вот интересную мысль нашел в интернете :
Иов , по-видимому , превознесся мыслью о собственной праведности , из-за чего
Господь попустил сатане полностью разорить Иова.
отсюда http://vk.com/id184618244
маргарита 3 мая 2013, 02:01
Спасибо за статью.Читаем по 2 главы вечером с семьей.Сегодня поняла,что нуждаюсь в разъяснениях и нашла ответы здесь.
Лёша Поляков 2 мая 2013, 16:35
Храни БОГ автора , добрая статья . Особенно про невзгоды не по грехам , а по произволу нечистого , и "попущению не постижимому человекам" . Если кто знает - что за картина на закладке статьи на главной , сообщите прошу.
Ирина 1 мая 2013, 15:23
Отец Павел! Благодарю Вас за эту статью. Признаюсь, ветхозаветная история с Иовом вызывала у меня много недоумений. И, к своему стыду, я приблизительно так и рассуждала, как изложено в Вашей статье: что Иов многострадальный в какой-то мере стал "разменной монетой" в споре Господа и сатаны. Для меня ключевыми и вразумляющими словами стали: "Творец выше всего сотворенного... понять Его замыслы, Его действия человек не всегда может...". Это очень отрезвляет. Наверное, в этом состоит проверка нашей веры, нашего доверия Богу: Господи, я не понимаю, за что мне посланы такие испытания, мне это кажется неправильным и несправедливым, но я доверяю Тебе безоговорочно, я верю, что Ты не можешь послать мне ничего, что может повредить, все, посланное Тобой, надо принять, как из руки любящего Отца - и только тогда я буду вправе именоваться Твоим чадом". Но по гордости и высокоумию ненужному мы начинаем рассуждать (что само по себе не грешно), затем роптать (что уже грешно), а затем, если не одумаемся, и восставать, воевать с Господом. Да, умом понимаю, что путь один - смирение, но на практике это очень, очень трудно. Спаси и сохрани Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×