Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?

В одном известном кино герой спрашивал: «Можно есть эти ягоды?» «Можно», - отвечали ему. И добавляли: «Но только отравишься». С некоторых пор что-то творится с православными, в центр интересов которых встают справедливость и общественные протесты. Популярный вопрос последних дней, чего бы ни коснуться – оппозиции Путину, событий на Майдане в Киеве, гомосексуализма или акций против антихристианских кощунств в искусстве - «Можно ли христианину участвовать в протестах?» Можно, братья и сестры. Конечно, можно. Но только отравитесь.

Странное этическое превращение захватывает круг моих друзей и знакомых. Жизнь в Церкви, внутренняя работа, интеллектуальные интересы, семейное общение кажутся скучными, зато борьба с окружающим злом и несправедливостью приковывает внимание, становится чем-то невообразимо актуальным и ценным. Внутреннее христианство невозможно осмотреть и потрогать, зато быть борцом за что-нибудь – куда как определённо. Похоже, нам предстоит пережить очередной виток социально-политического романтизма, чтобы, пройдя мыслимые искушения и разочаровавшись, вернуться на круги своя, к правоте святоотеческого: «Стяжи дух мирен (в себе), и тысячи вокруг тебя спасутся». Увы, нахватав шишек и понеся чувствительные потери.

Но что же, неужели для Православия закрыты уличная стихия, сопротивление, тысячеголосые кличи, удовлетворение от того, что зло и беззаконие наказаны? Наверное, нет, но прежде, чем оказать влияние, мы с нашими неглубокими понятиями о духовной жизни разбредёмся по направлениям и клубам, лишив себя главного – упования на Бога, а не на собственные силы.

Протест многообразен, причина одна: мы отравились. Рассуждения про то, что «христианин не может мириться с общественной неправдой, обманом», упрёки в теплохладности становятся общим поветрием. Увещания святых отцов отметаются. В новой этической парадигме много говорят о правах и называют ревностью в вере обычное политическое фрондёрство. Если хотите, можете называть это православием, с маленькой буквы – в значении славы, воздаваемой современному идолу-праву.

«Все мне позволительно, - пишет апостол, - но не все полезно». Если о позволительности того или иного спорят, то о пользе души чаще всего скромно умалчивается. Послушаем же, что говорит старец Паисий Святогорец: «Христос смотрит на степень несправедливости, которую претерпевает каждый человек, и на степень его жертвенности для того, чтобы воздать ему соответствующую мзду. Но некоторые люди желают сами произвести для Христа расчеты своих заслуг. … Тенденция «имею право» видна сегодня почти во всей молодежи. Они носят в себе это «имею право», обладают мирским, духом, духовно необъяснимой логикой, человеческой справедливостью – по отношению ко всему. Эта человеческая справедливость, начавшаяся с европейского духа, проникла уже и в монашество. … Знаете, я заметил, что многие духовные люди взрастили в себе мирское мудрование. Они создали свое собственное мирское «евангелие» – «евангелие», сшитое по их меркам. «Христианин, – говорят такие люди, – должен иметь чувство собственного достоинства, ему нельзя ударить в грязь лицом». «Я имею на это право!» – говорит такой человек. И при этом помысл успокаивает его тем, что он прав. В таком человеке видны все проявления правды мирской. Любочестия у него нет, жертвенности у него нет – ничего у него нет. Он создал свое собственное «евангелие».

Похоже на то. Небольшое смещение акцентов, перемена мест слагаемых, причин со следствиями – и вот цели и смыслы христианской жизни отображаются зеркально: «спаси вокруг себя тысячи и спасёшься сам». Осталось подобрать интересующее направление протеста и несправедливость, которую ты не в силах терпеть. По твоему усмотрению это могут быть коррупция и «путинская вертикаль», к которой некоторые испытывают уже такую неприязнь, что прямо кушать не могут. Но может быть и протест против диссидентов и протестующих – либералов и креативного класса. Есть православные, которые с увлечением протестуют против безнравственности и антихристианских мотивов в общественной жизни. И есть православные, которые тщательно следят за православными активистами и опротестовывают тех, кто срывает майки с богохульными изображениями и прерывает богохульные театральные действа. Одни протестующие недовольны клерикализацией, вмешательством церковников везде; других возмущает, что Церковь содержится в гетто, и они призывают верующих явить силу и влияние перед лицом секулярной тирании. Своя несправедливость легко усматривается и внутри Церкви. Протест вызывают недемократичность, несовременность, роскошь, «жирующие попы», злоупотребление положением и прочее. Число правд, нуждающихся в нашей активной защите, неуклонно увеличивается.

Так может ли христианин брать на себя общественную миссию, взывать к массам, восставать против несправедливости, протестовать, обличать? Теоретически, да, если это такой христианин, добрая совесть которого и жизнь по Богу не вызывают сомнения. Нравственное же поучение, не подкреплённое высотой личной добродетели поучающего, напротив, вызывает в ответ одно отторжение.

Внешние манифестации – исключение из правил, к которому нельзя прибегать слишком часто, дабы не перевоплотиться по типу профессиональных революционеров и критиков. Желательно также не быть роботом на своей индивидуальной программе. «Считаю правильным, и буду делать». Христианская позиция педагогична. Христианин исходит из пользы души и принципа "не навреди".

«Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по Повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто ж решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумней и добродетельней обличаемого им , что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами» (свт. Игнатий Брянчанинов).

В конце концов, «Если не мы, то кто?» - не совсем наш слоган. Это для неверующего человека на всякое зло должны найтись обличение и приговор, Если человеческий суд не совершился вовремя, то, стало быть, коррумпированный чиновник, кощунник и «поп на мерседесе» выиграли, и зло победило добро. Но христианство знает Бога как Бога Всеведущего, Бога Ревнителя и Бога Отца. Негодного человека ждёт воздание, но перед тем Божий перст множество раз укажет на беззаконие, даст поводы к вразумлению и призовёт к исправлению. Вы, честно, сильно завидуете участи коррумпированного чиновника и «попа на мерседесе»? Я - нет. Так не будем же отнимать у Бога Его работу.

Андрей Рогозянский

Источник: Радонеж

12 декабря 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Инна29 июня 2017, 08:08
ХОЧУ ОТВЕТИТЬ Георгию.Господи Благослови...Когда вытесняют физически это когда война ,защищай свою землю ,благословили с семьей идти в другой град иди.Но протесты ,митинги это один ответ в Библии надлежит придти искушениям не удивляйтесь.Как воспитывать детей не водите по театрам развратным.Будьте с ними и воспитывайте.После школы обсудите как там.Учить добру и православию.Как Лот жил аокруг везде был разврат мерзкий и Бог его вывел и спас за его чистоту и веру.Бог всем в помощь.Спасибо Автору.Без тв легче:)и спокойней...
Татьяна 3 апреля 2015, 07:06
Я все-таки не поняла, стоит ходить на протесты и "стояния" в защиту православных святынь (против аборта, против спектакля "Тангейзер" и т.п.)? Никак не могу решить для себя надо или нет - с одной стороны митрополит Тихон (Новосибирский и Бердский ) призывает и надо защитить Православие, но с др. стороны на этих "митингах" столько "Православных" в кавычках.....сами ведут себя просто ужасно, кричат, ругаются матом. Самое страшное, глядя на них, многие делают свои выводы...И в последнее время все чаще слышу негативные отзывы в сторону РПЦ, не приятно как-то - перед знакомым приходится оправдываться, объяснять...Что делать-то: ходить или нет? ПОСОВЕТУЙТЕ!
9 февраля 2014, 18:25
С автором согласен частично.Я потив протеста за матириальные блага,но если это касается веры-это святой долг.
Виктор 7 января 2014, 19:07
Как-то,ведущая радио с раздрожением призывала к протесту,к манифистациям. Вот,тогда, подумал: Зачем?Кому это надо? Все ответы для себя нахожу в БИБЛИИ.Не стану цитировать. БИБЛИЯ и мой опыт :спасусь сам-через меня(я-инструмент в руках Спасителя)спасутся многие.И это не фраза. Это состоявшаяся реальность.На днях мой товарищь задал этот же вопрос о протестах. Ему ответил: Не противление-злу насилие.Он,подумав, согласился.Собственно, об этом мы молим в утренней Молитве о живых. Чем больше распаляемся, тем в большее искушение вводим дргих и распаляем тёмные силы. Благодарю автора статьи.
Виктор.
Ольга Кузнецова 7 января 2014, 04:14
Согласна и рада, что я не одна так думаю.... Спаси или исправь себя и тысячи спасутся! Господь все устроит! Помоги нам Господи!
Михаил Лазарев 5 января 2014, 15:57
Отличная статья, но комментарии расстроили. Почему-то стало обычным дело прикрывать свою страсть к протестам именем св. Александра Невского - дескать, он всем врагам по серьгам навешал, значит и мы должны. Но ёлки-палки, он же был КНЯЗЬ - то есть профессиональный политик, силовик,как сейчас бы сказали, он выполнял свою работу - воевал с немцами, но одновременно замирялся с Ордой, возил дары ханам, чтобы не воевать на два фронта - вобщем поступал по разуму. А канонизирован был за личное благочестие, а не за разгром тевтонского Ордена. А теперь его именем прикрываются желающие пошуметь на митингах, бороться за свои права.. Хочешь бороться- иди в армию, становись поководцем, дипломатом, а бунтовать против зла на улицах и в интернете просто не благоразумно. Кстати, знаете что с такими "протестантами" делал князь Александр? Когда в каком-либо городе поднималось "несанкционированное" восстание против Орды, он посылал туда карательный отряд для усмирения, потому что такие бунты лишь ухудшали участь страны. И потому что князь должен делать то, что полезно государству, а не за рейтингом следить. Нам такое понимание борьбы со злом стало практически недоступно - работа работой, а благочестие благочестием - нам надо все и сразу.
Колесниченко Александра16 декабря 2013, 16:59
Почему нельзя защищать свою веру, традиции своего народа? Разве не с нашего молчаливого согласия (несогласия) принимаются законы ювенальной юстиции, электронного документооборота? Почему проводятся совместные богослужения (экуменизм)с представителями разных религий ? Почему отеческие откровения святых отцов должны игнорироваться? Столько накопилось вопросов, требующих однозначных ответов... При всем при этом понимаю, что на каждом православном христианине лежит ответственность за целостность, сохранность Тела Христова, Русской Православной Церкви...
Павел Белитский15 декабря 2013, 00:22
Благодарю за разъяснение. Очень ко времени, очень. Спаси Господь.
Оля Протасова13 декабря 2013, 08:41
По-моему, дело не в том, что душа жаждет воздаяния злу, справедливости своими силами. Например, протест на спектакле Энтео- попытка прекратить богохульство( вспомните Златоуста , что и кулак свой освятить можно), а также забота о будущем наших детей. Разврату нужно противостоять.
kievljanka13 декабря 2013, 03:23
Святой Благоверный князь Александр Невский боролся за Новгородскую землю со шведами.
Негоже крушить, что не создавал , а тем более, благославлять на такой протест в Рождественский Пост по совету чужестранцев.
Виктор13 декабря 2013, 01:39
Прочитал статью автора. Возникает вопрос:надо ли православным заниматься политикой? Зачем православным задаваться вопросами: "В какой стране будут жить наши дети, старики, отцы и матери?" Зачем думать над вопросом: "Как управлять своей Страной?" На это у нас есть инородцы и иноверцы. Так ведь?
Вот только не ясно, от куда у нас столько святых Князей?
А ещё цари православные были. Чего им всем не сиделось то по монастырям и кельям? Наверное - это все пережитки прошлого...
Лариса13 декабря 2013, 01:29
Вот это глубокомыслие! Очень мудрая статья! Многому поучила-быть более ответственной к себе и тому что пишу в соц сетях- в защиту Христианства и поучения грешников. Из высказывания Игнатия Бренчанинова:
«... Кто ж решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумней и добродетельней обличаемого им , что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами»
Правильно ли я понимаю, что благоразумным Христианам вообще нельзя никого обличать???
Но как же тогда воспитывать детей, кто видит грех в миру на каждом шагу- и приходит из школы полностью пропитанный им? Как же быть на работе и дома- где от тебя требуют- мнения по поводу событий в миру? Быть индеферентным в миру невозможно!
Как и невозможно быть безразличным к тому что творится в обществе? если я читаю в соц сетях интересующие меня Христианские и новостные сайты- иногда пишу свое мнение по теме, многому учусь и в этом сайте! Стараюсь не вступать в полемику ( хотя соблазн иногда есть), знаю что полемика может вызвать злость и у меня и у опонента, поэтому не спорю, просто высказываю свое мнение. Мнение Христиан- нужно миру, это и есть- стяжание Мирна Духа вокруг себя.
Тоже самое делает и автор статьи- помещает свое мнение в Соц Сайт - Православие ру, спасибо ему за это, много полезной информации!
р.б.Иларион13 декабря 2013, 00:08
Да, всё понятно...но вот, например, православный работает прокурором или полицейским, ему тоже не судить никого и не отнимать работу у Бога? Это не теоретический вопрос, а практический, т.к.знаю таких людей. Общество их за миролюбие осуждает говоря, зарплату получает прокурор, а судит Бог!? Люди от них не милосердия ждут, а жесткого приговора преступникам. Как правильно, то?
Светлана Перьян12 декабря 2013, 21:25
"Нравственное же поучение, не подкреплённое высотой личной добродетели поучающего, напротив, вызывает в ответ одно отторжение." Это главный аргумент в пользу моего пассивного участия во всякого рода протестах.Согласна с автором во всём.Убери мусор в себе,возле себя,это и будет ПРАВДА.ТВОЯ.Господь всё устроит.
Иван12 декабря 2013, 20:29
Публичный протест - это не романтическо-возвышенное действо. Это прагматическое давление на власти (или, в автократии - на обслуживающие власти финансовые клиентели) с целью побудить её изменить невыгодное протестующим решение. Не стоит придавать участию в протесте какой-то пафос, даже если речь идёт о протесте против фальсификации результатов выборов, принятия бесчеловечного закона, бездействия полиции или разгула этнической преступности. И в этих случаях протестующие защищают свои права на участие в управлении, на здоровье, на благополучие, на возможность самореализации и даже на саму жизнь - как духовную, так и физическую. Тщеславиться тут нечем, антиправительственный митинг ничем не отличается от требования к бухгалтеру провести перерасчёт стоимости коммунальных услуг, если первоначальный расчёт был произведён с ошибкой. А страсти присущи нам всегда, в том числе и проявляющиеся сильными эмоциями. Между митингом и разбитой на семейной кухней тарелкой нет разницы - обе ситуации располагают нас к проявлению собственного безобразия, но обе же - и к воздержанию от него. И посуду мы всё равно будем мыть, даже если в процессе мытья бьём её случайно и из-за этого безобразно ругаемся внутри семьи.
Андрей12 декабря 2013, 19:25
Правильно, не христианское это дело - гордиться и протестовать. Ведь протест суть сын гордыни - возомнили о себе христиане, будто знают, где правда и как лучше делать, и протестуют. А знает все лишь Господь. Поэтому пусть атеисты участвуют в протестах - они то не верят в воздаяние, им важно, чтобы справедливость восторжествовала, но христиане не такие. Христианин знает, что справедливости в этом мире быть не может, а чем больше терпеть скорбей от неправедных, тем больше будет воздаяние. Так что власть в христианских странах помогает христианам получить большее воздаяние.
Алла Задоя12 декабря 2013, 19:13
а я уже вернулась на круги своя. вся эта ситуация с Украиной сначала захватила, а потом поняла , что теряю добро и любовь. зло стало захватывать ум и сердце. отключила все новости на эту тему, по телевизору тоже.есть я, Господь Бог, есть жизнь, моя душа, всё. извините, если сумбурно написала. отрава, ещё какая отрава!
Александра Брацюкъ12 декабря 2013, 17:57
На это можно ответить многое:
Вспомнить Илью Муромца и Александра Невского, боевые порывы византийских монахов и т.д.
Вспомнить заповедь о защите ближнего: ибо нет больше той любви, как отдать жизнь за брата своего. Ибо не будет моего брата больше, если я, имея трезвую голову (надеюсь), не предостерегу его от убийственного нашествия врага, ищущего пожрать и уничтожить брата моего с детьми его, волами его и имуществом его.
Вспомнить о том, что для жизни, человек нуждается в духовной среде, как животное в физической. И уничтожение этой среды приведет к приходу «последнего человека», после которого род человеческий прекратится.
Конечно, драться плохо. Но иногда нужно.
Георгий12 декабря 2013, 17:03
«Все мне позволительно, - пишет апостол, - но не все полезно»
статья посвящена тому, что не не полезно. но если уж автор берется за такую сложную тему, то не худо бы и сказать, что же нам полезно. хотя бы с его точки зрения. есть у него такие представления? что полезно и нужно делать христианину вовне. ибо то что надо делать внутри - сказали до этой статьи многие отцы святые.
почему православные тяготеют к протестам? по грехам? да.
а еще почему? есть ведь и внешняя причина. нас вытесняют физически. вытесняют со своей земли, вытесняют из правового поля.что же об этом автор молчит???
а вот ежели приходские общины будут брать на себя функцию защиты своих общинников? по казачьему принципу.
а как на это смотрит церковь наша - честно говоря не приходилось слышать.
вот о чем надо писать в таких статьях...
Зацаринный Ярослав12 декабря 2013, 15:39
Спасибо, очень помогли лично мне.

Вообще, как мне думается, расщепление смыслов, "правд", "неправд" - это такой характерный признак обмана типа "кручу-верчу-запутать-хочу", то есть, понятно чьей деятельности.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×