Сердце между Индией и Валаамом

Беседа с Натальей Грязиной, которая работает и живет в Калькутте и на Гоа, а трудничает в монастыре на Русском Севере

Индия – популярное место эмиграции тысяч русских: кто-то уезжает туда за легкой, беззаботной жизнью, кто-то за атмосферой. Кто-то погружается в медитацию и языческие культы, а кто-то по-настоящему приходит ко Христу там, где христианства почти нет.

Почему на этой земле так ощущается присутствие Бога? Как можно стать христианкой вдали от храмов, в чуждой среде? И каково жить между Индией и Валаамом? Беседуем с Натальей Грязиной – человеком, который работает и живет в Калькутте и на Гоа, а трудничает в монастыре на Русском Севере.

Наталья Грязина и индийская мама с ребенком Наталья Грязина и индийская мама с ребенком
    

Там я поняла, что Бог есть

Наталья, как так получилось, что тебя тянет, казалось бы, к двум крайностям: ты больше восьми лет живешь в Индии, а приезжая в Россию, обязательно едешь трудницей в Валаамский монастырь?.. Вещи совсем разные, казалось бы…

– Недавно вышел фильм про католическую монахиню, уехавшую трудиться в Индию. Не скажу, что фильм какой-то выдающийся, но мне запомнилась одна фраза главной героини. Когда ее спросили, что дала ей Индия, она ответила: «Там я поняла, что Бог действительно есть». Это правда так.

Я как-то написала письмо одному знакомому священнику, который интересовался востоком, под названием «10 причин побывать в Индии». Нарисовала карту Индии, обозначила, куда съездить, и в конце написала: «Если вы поедете в Индию, то увидите, что “заповедь новая: да любите друг друга” там вовсе не новая, это хорошо изученное старое».

Так в Мумбае люди просто спят на улице Так в Мумбае люди просто спят на улице
    

Что ты имеешь в виду?

Любовь в Индии – единственное средство к выживанию

– Любовь в Индии – это единственное средство к выживанию. Индусы живут очень бедно, и, если бы при этом у них были еще и плохие отношения между собой, жизнь бы стала просто невыносимой.

Конец письма у меня был такой: «Приезжайте в Индию и поживите в стране, где не оскудела любовь». Это действительно очень ощущается! Это то, во что я хочу окунуться уже завтра вечером – в атмосферу ощущения, что тебя любят и ты всех любишь, что нет никакой чужеродности – просто ты находишься среди людей, которые живут по заповедям, живут по совести – что очень приятно для христианина. Просто они не знают, кто такой Христос. И, таким образом, многие христиане, попадающие в Индию, обнаруживают себя в обществе людей, во многом удивительно близких им по духу.

У поэтессы Веры Полозковой есть стихи из серии «Индийский цикл» – она тоже любит Индию и бывает там периодически. Так вот, в этих стихах есть такие слова: «У нас начались уже последние времена, а у них еще времена ветхозаветные». Это очень характеризует Индию! Чтобы принять Христа, нужна какая-то предыстория, а в Индии она еще не началась – люди там живут укладом двухтысячелетней давности.

Мужчины играют в начерченную на камне игру Мужчины играют в начерченную на камне игру
    

Сейчас множество наших соотечественников уезжают в Индию. Как, по-твоему: они едут за этой атмосферой или есть другие причины?

Мы обрадовались кризису: он отсек людей, приезжающих в страну за легкой жизнью

– Тут две причины, которые переплелись. Первая – в Индии дешевая и удобная жизнь. Мы в прошлом году очень обрадовались кризису, потому что он как раз отсек людей, которые сдавали квартиры в Москве и приезжали в поисках легкой, беззаботной, богатой жизни – кризис отфильтровал зерна от плевел. Остались в основном те люди, которые живут в Индии, потому что искренне ее любят. И это вторая причина. Повторюсь: там тебя любят, и ты учишься любить в ответ. Ты любишь прохожих на улице, которые тебе улыбаются, и это такой бальзам на нашу израненную душу, израненную не только современным капитализмом, но и эпохой атеизма – нельзя на него закрывать глаза. Это очень дорого. Поэтому всякому, кто побывал в этой атмосфере любви и спокойствия, хочется в нее вернуться.

Как на Валааме: ты чувствуешь, что вокруг все хорошие, у тебя со всеми хорошие отношения, ты ни с кем не ругаешься. Только Валаам – это монастырь, где люди специально стараются так жить, а в Индии никто не старается, просто всё так устроено.

Если я тебе задам тот же вопрос, что и героине фильма, как ты ответишь? Что тебе дала жизнь там?

– Очень многое.

Индия – это страна, которая живет на грани жизни и смерти. Ты видишь людей, которые выживают, у которых ничего нет, которые умирают от голода. Ты знаешь, что, если купишь у кого-то бананы или дашь какое-то пожертвование, эти люди проживут еще один день. Это градус очень высокий, и ты всё время это чувствуешь, привыкаешь жить на грани, и от этого ты всё время мотивирован. Тут видна цена благотворительности, милосердия, как нигде.

На улице в Мумбае На улице в Мумбае
    

Поэтому Индия меня научила быть счастливой и видеть счастье везде. Любые проблемы здесь – просто не проблемы по сравнению с Индией. Проблема сестры, что она не может айфон новой модели купить, – это не проблема, в этом никакой драмы. В Индии ты просто начинаешь ценить жизнь, сам факт наличия жизни в этом мире. И всё остальное кажется просто внешними обстоятельствами, которые можно пережить.

В Москве, конечно, чувствуется сильный контраст. Ты видела когда-нибудь маленького котенка, которого выкинули на улицу и он где-то прибился и только: «Ми! Ми!»? Для него этот мир такой агрессивный, потому что человек пройдет рядом – и он аж подпрыгивает от этого топота, ему страшно. Ты такой же котенок после Индии: всё враждебно. Впрочем, как и после Валаама!

Если на Валааме все хорошие, все тебе помогают, то тут ты насторожен, ты не ждешь добра от людей.

Когда я приехала в Индию, я была, скажем так, на нулевой степени воцерковления. Именно там всерьез задумалась над тем, христианка ли я. И поняла, что да! Если б не эта страна, возможно, и Валаама в моей жизни не было бы.

Самое страшное – заблудиться

Как бы там ни было, Россия – страна, где ты выросла. Неужели не тяжело было уезжать, покидать семью?

– Нет. Я уехала от семьи, когда поступила в университет, и я продолжаю любить свою семью и в Индии – расстояние ничего не меняет.

Вас воспитывали, судя по всему, в очень свободном духе. Расскажи немного про семью.

– Моя старшая сестра в Москве, она гениальный физик-математик, а младшая – в Нижнем Новгороде, она пианистка. Родители использовали принцип: «Дети, живите так, как вы сами считаете нужным». То есть они давали нам много свободы. Меня не опекали, но и не продвигали, то есть не было особой помощи, но не было и суровых ограничений. И, в принципе, я всегда себя ощущала самой по себе. Но родителям было важно мое мнение. И поэтому, когда я сказала в 18 лет, что еду одна автостопом на Байкал завтра, они все-таки предложили это обсудить. Я сказала: «Тут нечего обсуждать. Я не спрашиваю у вас, я уже приняла для себя такое решение. Я просто вам объясняю, что это классно и безопасно». Мы поговорили, и я убедила родителей меня отпустить, уехала с их благословения. То есть не против их воли, но и без их поддержки. Они приняли мою позицию и дали мне свободу действовать самой.

И в какой момент ты решилась уехать в Индию?

– Я заканчивала университет и уже понимала, что в России мне живется скучно. А однажды зимой я очень сильно замерзла и дала себе клятвенное обещание, что меня никогда больше не будет в России в это время года.

Стала читать про разные теплые страны, и Индия мне показалась очень интересной. Многие люди, уехавшие туда, говорили, что она открывает глаза на жизнь.

Парикмахерская посреди пустыни. Захотел побриться - заходи! Парикмахерская посреди пустыни. Захотел побриться - заходи!
    

Немаловажным фактором было то, что это очень дешевая страна. Я заканчивала университет, денег у меня было немного, я скопила сколько-то – при минимальном бюджете в 6 долларов в день этого должно было хватить на полгода жизни в Индии – и поехала.

Помню, что мой первый хостел стоил 60 рупий – 1 доллар и 10 центов. Это была комнатка примерно 2х2 метра, если не меньше, где стояла только деревянная кровать с грязным матрасом, но это было классное здание практически в центре Дели.

Я приехала туда ночью, этой же ночью отправилась гулять по городу и поняла, что мне всё понятно, что я тут прекрасно ориентируюсь. Бывает такая черта у людей, которые много путешествуют: ты прилетаешь в любое новое место, и спустя пять минут уже другим приезжим рассказываешь, как пройти и где тут что. Люди спрашивают: «Ты давно здесь живешь?», а ты говоришь: «Ну, пять минут я здесь живу!»

Ты много путешествовала?

– Я много путешествовала по России автостопом. У меня была хорошая школа жизни. Я много ходила в походы и была достаточно закаленная. А автостоп научил находить общий язык с людьми.

Не страшно?

– Нет, не страшно. Страшно, сидя здесь, обозревать эту неизвестность. А когда ты там, то понимаешь, что ты живой человек – и вот тебе встретился еще какой-то человек: как-нибудь вы поладите, и он тебе поможет.

В худшем случае я заблужусь, но ведь найду рано или поздно выход! Я знала, что в Индии многие люди испытывают проблемы с языком, потому что в некоторых районах на английском плохо говорят; я знала, что там можно заблудиться, потому что в этой стране совсем другая организация городов – они перенаселенные и очень непонятные. Иногда нужно потратить час или два просто для того, чтобы найти на автовокзале автобус, который едет в нужное тебе место. На всё это просто нужно время и терпение.

Путешествовать не страшно, потому что знаешь, что любой человек тебе поможет

Но в Индии всё очень весело: все мыслят позитивно, и ты понимаешь, что какие-то нестыковки и трудности будут частью твоего путешествия. Каждый раз это такой вызов – найти автовокзал или что-то в этом роде. Но это не выводит тебя из себя, не озлобляет! И тебе не страшно, потому что ты знаешь, что любой человек тебе поможет.

Ну неужели там не обкрадывают туристов и нет ничего подобного?

– Это страна такого мелкого мошенничества. Если у тебя из джинсов будет торчать кошелек, его у тебя стащат, скорей всего. Если продавец видит, что ты иностранец, то постарается продать тебе бананы не за 10 рупий, а за 20 или за 30. Да, такое встречается, потому что люди бедно живут. Но вот что не встречается, так это агрессия. Тебя максимум обворуют таким щадящим образом, что-то будет дороже для тебя стоить, потому что ты белый человек, но не более того.

Ты должен быть готов еще и к тому, что водитель не поймет тебя и отвезет не туда. Но всё это – на фоне дружелюбия и ярко бросающегося в глаза позитива.

Индуизм и «мировоззренческая каша»

Расскажи, пожалуйста, об индуизме. Многие бездумно погружаются в восточные религии. Чем это чревато?

– На Валааме я столкнулась с таким явлением. Мы выполняли послушание, убирались на кладбище, и я разговорилась с девушкой-волонтером. Она сказала: «Кладбище – это ужасно! Я завещала, чтобы меня сожгли после смерти. И мою собаку тоже – я ее очень люблю и хочу, чтобы в следующей жизни мы были вместе». Я говорю: «А ты знаешь Символ веры?» – мне просто хотелось понять, где человек ошибается. «Да, я знаю, что в Символе веры есть слова о всеобщем воскресении из мертвых, но я в это не верю». То есть человек не считал это своим грехом и подходил к Причастию, не разделяя православное вероучение. Вот это мне кажется очень нечестным.

Многие едут в Индию и попадают под влияние индуизма – а там и невозможно не попасть под влияние индуизма, его там очень много! Он везде! Ты приходишь в гости – у людей есть домашний алтарь, как правило на кухне.

Почему на кухне?

– Потому что это самое чистое место в доме – место, где готовят еду. В Индии ты не найдешь человека, который не верит в Бога или богов, – каждый верит, просто во что-то такое свое.

«Селфи в автобусе в Дели, с бабой, т.е. гуру, который подсел и начал что-то объяснять на неизвестном мне диалекте. В кадре люди улыбаются - их не надо специально просить об этом» «Селфи в автобусе в Дели, с бабой, т.е. гуру, который подсел и начал что-то объяснять на неизвестном мне диалекте. В кадре люди улыбаются - их не надо специально просить об этом»
    

Ты всё время так или иначе сталкиваешься с индуизмом, и в любом случае настанет момент, когда ты себя спросишь: а где я в этой картине мира? И если ты христианин – как было у меня, – ты поймешь, что индуизм – это не твое. Это очень здорово, что ты можешь открыто заявить, что ты христианин, креститься перед едой, молиться в транспорте… В России нет такого, если ты религиозен, ты всё равно в меньшинстве – у нас больше людей светских, а в Индии любая религиозность – это нормально. Верить в Бога – это само собой разумеющееся. И это очень подкупает.

Чтобы стать христианином – нужно креститься. Чтобы стать индуистом – нужно родиться индусом

Но опасность, скорее, не в том, что кто-то примет индуизм – если начать в нем разбираться догматически, то, строго говоря, мы никогда не станем индуистами! Чтобы стать христианином, тебе нужно креститься – есть Таинство Крещения. А чтобы стать индуистом, тебе нужно родиться в Индии и занимать какое-то место в кастовой системе! В XX веке придумали такую общую формулировку, что индуистом является любой человек, который признает авторитет «Вед». Но это очень размытая формула, ее придумали политические деятели, поскольку многие европейцы стали интересоваться индуизмом.

Самое страшное – когда у людей в голове мировоззренческая каша с примесью индуизма

Опасность в другом: к сожалению, индуизм каким-то особенным способом проникает в мировоззрение. В результате у людей, которые, по сути, христиане, начинается путаница в голове. Мне кажется, это самое ужасное! Потому что, если человек открыто говорит: «Я кришнаит», «Я – шиваит», «Я верю в Кали», он, по словам митрополита Антония Сурожского, ошибается умом, а не сердцем – за этим нет ничего, нет глубины веры. А когда человек, будучи христианином, начинает брать то, что ему нравится, из других религий, он обкрадывает и обманывает себя.

Дели, Lodhi Garden, усыпальницы людей из мусульманской династии Лоди Дели, Lodhi Garden, усыпальницы людей из мусульманской династии Лоди
    

У меня много таких друзей, русских людей, с которыми я работаю: они побывали в Индии, считают себя христианами, крещены, периодически причащаются, но при этом совершают паломничества в Тибет, молятся индуистским богам… Это очень характерно для индуизма. Любой индуист, если он увидит у тебя крест, спросит: «О, ты христианин? Как здорово! Мы тоже верим в этого просветленного мастера, он был великим человеком!» Тут у них такая гипертрофированная вера: индуисты верят во всё. И, мне кажется, это создает сложность для миссионеров: если ты в Индии начинаешь рассказывать про христианство, они слишком легко это принимают – готовы поверить во что угодно – и смешивают со своими представлениями о богах и мироустройстве. Здесь вопрос чистоты веры…

Как получилось, что у тебя ничего не перемешалось в голове? Или был такой соблазн?

Именно в условиях, где ничего христианского нет, я поняла, как близко мне христианство

– Нет, никогда, слава Богу, такого не было! Я думаю, дело в том, что в Индии для моего развития были созданы просто идеальные условия: сопротивление среды. Это моя черта: я люблю делать всё наоборот. В России, где всё мое окружение – так получилось – было нехристианских взглядов, я решила, что я – христианка и буду жить по заповедям. А в Индии, когда все говорили: «Поехали в ашрам, давайте медитировать!», я ответила: «Нет». Индия оказалась своего рода линзой, фильтром: именно в тех условиях, где ничего христианского нет, я поняла, как близко мне христианство.

На Валааме На Валааме
Как это ни странно, но в религиозном плане там я гораздо больше чувствую себя с единомышленниками, чем здесь, в России. Потому что Россия для меня все-таки до сих пор – оплот атеизма, на практике, во всяком случае. Несмотря на наличие таких чудесных мест, как Валаам.

Недавно я ездила по Костроме, Галичу, Ярославлю, Суздалю – Суздаль на меня произвел потрясающее впечатление! Но там произошел такой эпизод. Я вечером иду по городу, подсвечиваются купола древних храмов, и моя христианская душа готова ликовать от этого зрелища. Но тут я вижу, что под стенами этих храмов бухают какие-то гопники… Это очень больно, с этим сложно жить, потому что на то, что ты любишь, плюют твои же сограждане.

А там, в чуждой среде, я поняла, что христианство мне дорого.

Захотелось разобраться в нем.

«Мы ели лук, ничего другого не было»

Как обычно проходит твой день?

– На этот вопрос довольно сложно ответить, потому что моя жизнь разделена на сферы деятельности: я либо работаю гидом – и тогда всё зависит от тура, два он дня или две недели; либо преподаю английский или русский язык.

Я снимаю маленький португальский домик в Гоа, это туристическое место, и оттуда вожу туристов по Индии. Работа гида – это 24 часа занятости в сутки: ты живешь путешествием. А в Калькутте я хожу в школу, учу детишек английскому языку, хожу на какие-нибудь культурные мероприятия. Но всегда по-разному, год на год не приходится: я не знаю, сколько месяцев пробуду там, сколько на Гоа. Если мне надоест, например, в Индии, я могу на месяц в Таиланд уехать путешествовать. Никакой схемы нет.

Тебе приходилось оказываться в по-настоящему бедных районах, деревнях?

– Да. В странах Юго-Восточной Азии очень популярна работа волонтером-преподавателем английского. Язык всем нужен, а учителей нет. И к тому же индийские дети любят иностранцев и охотнее ходят в школу, если преподает волонтер.   

Однажды в Непале я подружилась с очень хорошим мужчиной по имени Нил. Он очень богат и живет в Катманду. Узнав, что я иногда волонтерю, предложил мне поехать в деревушку, где нет преподавателя английского языка. Я согласилась. Так моя судьба определилась на два месяца вперед.

Нил сказал: «Ты там будешь жить в типичном непальском доме». И, глядя на его дом, его ухоженную жену, слуг, я думала: «Классно, буду жить в деревне, у меня будут слуги». А оказалось, что это очень бедная деревня, где вообще нет электричества. У меня сел телефон, и я осталась без связи… Типичный непальский дом оказался глиняной мазанкой, и когда ночью шел дождь, в доме вымывало часть глины, а дырки в полу просто затирали смесью навоза, соломы и земли. Мы с утра пьем чай, и чем-то попахивает, а это наша хозяйка дырку заделывает прямо под столом!

Там нет магазинов, зато у всех небольшие рисовые поля.

И я как раз попала на голодное время…

Как так получилось?

Мы ели лук, ничего другого не было. Никто не роптал – это норма их жизни

– Старый рис уже съели, а новый только собрали и еще не обработали. Еда закончилась! Всё, что у соседей можно было поклянчить, было выклянчено. Но при этом никто не делал из этого положения трагедии. А у соседей рос лук. И когда стемнело, мы пошли, настригли его и нажарили. Ели лук, ничего другого не было. И дети даже не думали роптать! Это просто норма их жизни.

Я жила в семье, где была мама и трое детей: две дочки и мальчик 13 лет. Он в школу не ходил, потому что собирал рис. Дети из трущоб или таких полутрущоб в Калькутте работают очень много, и, если европейцы приезжают преподавать, дети, может быть, сходят в школу, отвлекутся от работы и проведут свой день иначе. Хотя в Индии есть и богатые семьи, и нормальное образование.

Валаам как планка

Волонтером на Валааме Волонтером на Валааме
Это правда, что после посещения Валаама тебе не хотелось улетать в Индию?

– Да. И сейчас я тоже понимаю, что, уезжая, буду очень сильно скучать по Валааму. Скучать по-христиански.

В прошлом году, когда я впервые побывала на острове волонтером, мне не хотелось улетать – хотелось остаться и пожить жизнью русского человека, христианина. А в этом году я провела там четыре месяца – послушалась в Коневском скиту, дежурила в храме – с утра до вечера, без выходных. После этого уехать в Индию мне казалось как минимум вероотступничеством!

На Валааме ты абсолютно счастлив! Но рано или поздно нужно уезжать и жить своей жизнью

Мои друзья ставили ставки: останусь я или нет? Мои родители мне звонили и говорили: «Ты первый раз в жизни несколько месяцев на одном месте, что случилось?» – я ведь всё время в режиме жуткого путешествия: Алтай, Израиль, Таиланд, Индия – это принцип жизни: или дерзкое приключение, или ничего! Я его реализовывала в своей жизни и реализую до сих пор. А на Валааме… Мне просто не хотелось никуда оттуда уезжать, там было абсолютное, полное счастье. Но в какой-то момент я поняла, что это малодушно. И что нужно жить своей жизнью. В монастыре мы, трудники, волонтеры, живем чужой жизнью, мы живем там под таким благодатным «колпаком» молитв монахов, и, конечно, там любому человеку будет классно! Но это не твоя жизнь – ты не монах.

Я даже думала попробовать пожить в России, чтобы не уезжать так далеко от острова. Но по мере того, как холодало, это желание улетучивалось…

Уезжаешь, в последний раз прикладываешься к иконам… и это невыносимо, думаешь: чего я себя лишаю?! Но все-таки уезжала я со светлым чувством, с радостью и благодарностью к острову.

На Валааме На Валааме
    

В Индии совсем нет православной миссии?

– В Дели на территории русского посольства есть домовой храм, но, насколько мне известно, там не всегда есть священник. Бывает, заезжает миссия, в прошлом году было две Литургии. Но получается, что нет возможности жить церковной жизнью, это такое сложное внутреннее противоречие. Это может привести к неверному тезису, что есть спасение вне Церкви.

По крайней мере меня утешает, что планку «минимум раз в год причащаться» я выдерживаю, а дальше уже не знаю, поживем-увидим. Это необходимый «прожиточный минимум» христианина – причащаться раз в год. Это одно из постановлений Вселенских Соборов. Если ты больше года не причащаешься, ты как бы отпадаешь…

Конечно, надо быть с собой честной, и после монастыря я задумываюсь: Валаам – это планка, и снижать ее Индией, фактически обнулять, обкрадывать себя в Таинствах… Но это моя жизнь, жизнь крайностей, и пока она такая…

Какие книги ты берешь с собой сейчас?

– Свой компьютер я подарила школе в Хампе, где преподавала, так что стала читать книги на телефоне. А в рюкзак влезает, к сожалению, не больше трех книг. В этом году это владыка Сурожский Антоний, Иоанис Каравидопулос «Введение в Новый Завет», и, конечно, Библия.

Каким ты видишь свое будущее? Живя в таком режиме, наверное, трудно думать о семье, о детях?

– В моей жизни была любовь к путешествиям, я ее реализовала вполне. И вторая моя сильная любовь – к Валааму. Там, скорее, задумываешься о другом пути своей жизни… Поживем-увидим…

С Натальей Грязиной
беседовала Валерия Михайлова
Фотографии из личного архива автора

5 ноября 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Плен многоликой Индии Плен многоликой Индии
Прот. Олег Корытко об индуизме и индусах
Плен многоликой Индии Плен многоликой Индии
Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко об индуизме и особенностях проповеди Христа среди индуистов
Во что верят в Индии, как индуизм связан с кастовым делением общества, что такое Веды и йога, есть ли в Индии христиане и что нужно помнить миссионеру, говорящему о Христе индусам.
Скрытое пламя: православный взгляд на йогу Скрытое пламя: православный взгляд на йогу
Джозеф Магнус Фрэнгипэни
Скрытое пламя: православный взгляд на йогу Скрытое пламя: православный взгляд на йогу
Джозеф Магнус Фрэнгипэни
Что же такое йога на самом деле? Как связана она с индуизмом, с мистическими практиками? Насколько безопасен этот «комплекс упражнений» для души и тела?
«Я уверен в великом успехе Православия в Индии» «Я уверен в великом успехе Православия в Индии»
Письмо православного индийца
«Я уверен в великом успехе Православия в Индии» «Я уверен в великом успехе Православия в Индии»
Письмо православного индийца
Климент Нехамайя
Сейчас я в Церкви и очень рад, что Сын Божий попрал сатану и привлек нас к себе. Здесь, в Теле Христовом, я нашел полную, неискаженную, православную веру.
Комментарии
Валентина 27 ноября 2016, 19:55
Дорогая Наташенька, здравствуйте! Не знаю будет ли мой комментарий напечатан, на дворе 2016 год да и тот завершается. Не могла не поддержать Вас. Я уже достаточно взрослый человек поэтому не перестаю удивляться иногда как Господь даёт такой ум в такие достаточно небольшие еще годы. Вы- очень хорошая, умная, а самое главное - настоящий верующий человек. О чем Вы сами болезнуете - побольше бы таких людей встречать на улицах и не только. Одну Вашу книгу взяла на заметку. Благодарю Вас. Храни Вас Господь!
Ольга, индолог 1 ноября 2016, 14:44
Давайте вспомним притчу о милосердном самарянине. Христом там очень чётко сказано, кто на самом деле является нашим ближним. Ближним, как известно, оказался самарянин, т. е. человек иной веры, с точки зрения иудеев. В притче очень чётко сказано: наш ближний – это человек, оказавший нам милость, т. е. явивший нам свою жертвенную любовь, независимо от его веры, расы, национальности, потому что душа человеческая по природе своей – христианка. «Не презирайте ни одного из малых сих», – сказано в «Евангелии». И время Индии ещё придёт. Святитель Николай Сербский, посещавший Индию и ОЧЕНЬ ПОЛЮБИВШИЙ ИНДИЙЦЕВ, выражал надежду, что они обратятся в Православие в своё время, и «именно Православие принесёт им освобождение от всего того, что мучает Индию до сего дня, как и всех, кто живёт без Христа». На сайте всем известной православной радиостанции «Радонеж» есть интересная передача с отцом Георгием Максимовым, преподавателем МДА, о его поездке в Индию (См. Архив сайта радио «Радонеж» за 31.08.2014 (20:16), "Беседа главного редактора Николая Бульчука с преподавателем МДА диаконом Георгием Максимовым о его поездке в Индию"). В передаче о. Георгий очень тепло рассказывает об Индии и индийцах, а также о нашей русской православной миссии в Индии – очень прямо, честно и без прикрас... То, что индийцы, сами того не зная, живут по-христиански, как пишет Наталья, это правда. Католики и протестанты, западная колонизация – всё это, конечно, сильно дискредитировало христианское миссионерство в глазах индийцев, вплоть до официального запрета. Но было и другое. А именно, подспудное, таинственное воздействие христианства, пусть даже в таком неполноценном, редуцированном виде, на Индию и её культуру. 300 лет соприкосновения не прошли бесследно – влияние христианской цивилизации на Индию велико, это я могу зафиксировать очень чётко, как индолог. Тот же запрет страшного обряда сати – заслуга христианства. Христианство оказало заметное влияние на учение Махатмы Ганди, на его отношение к неприкасаемым кастам. Современная высокая степень целомудрия в индийском обществе – это опять-таки во многом влияние именно христианской культуры. Время пробуждения Индии ещё придёт, и, думаю, Россия в этом сыграет ведущую роль.
Наталья30 января 2016, 15:10
Индия, Индия... О каждом свой промысел. Самое главное, не забывайте, что Наташа ко Христу пришла!! Где душу спасать, решать не нам, а Наташе. Почитав интервью, сложилось о ней впечатление, что это смелая, грамотная, рассудительная девушка, которая не свернёт с истинного пути в вере. А из разговоров с нашими соотечественниками мне известно, что живя за границей, присутствие Господа в своей жизни, связь с Ним, гораздо больше ощущаешь, чем живя в России, где храм рядом с домом. Заступничества Господа и Пресвятой Богородицы Вам, Наташа! Коллега по волонтёрству на Валааме.
Дмитрий14 декабря 2015, 07:30
Пока находишся в России, почему не причаститься больше чем один раз? Пользуйся моментом. А то ведь неизвестно, будет или не будет возможность причаститься в следующий раз.
alexej 1 декабря 2015, 02:03
Комментарии заставляют задуматься о том, что Наталия в чем-то права в этой статье. Зачастую поведение воцерковленных людей отталкивает из храма тех, кто пришел в него впервые. Вот интересный факт: Елена ссылается мна мнение друзей и коллег о пользе ее работы для России. Наталии же при этом цитирует:"Кто бранит - тот дарит, а кто хвалит - тот крадет." Почему же идет аргументация мнением тех, кто крадет? Ощущение, что на мнение друзей Елены о ее работе высказывание св. Амвросия Оптинского она не расспространяет. Вот так вот..К другим пожестче, к себе помячге..А прикрывается все это (не только комментарии Елены) желанием помощь. Только вот доброты во многих из них незаметно.
Наталия, Вам желаю искать волю Божию о себе и найти ее. Это всегда непросто. Конечно, можно жить где угодно. Но нужно быть осторожным-впрочем, везде, и в России, и в Индии , и на Гоа. Одно только сообщение с критикой из тех, что я прочел (не все) показалoсь мне на самом деле очень рассудительным и, убежден, правильным-сообщение от , 10 ноября, в 10:00 : "Индуизм мягко стелет да жестко спать". Индуизм вкрадчив..это его свойство. Стелит мягко, но держит крепко. И тут на самом деле нужна крайняя бдительность ..
Василий Н. 22 ноября 2015, 03:03
Любовь, поддерживаю. Хоть кто-то сказал доброе слово о Наталье.
Любовь17 ноября 2015, 12:02
Рада за Наталью! Честно трудится, радуется жизни и нашла Бога. Помоги, Господи!
Иоанна АБ16 ноября 2015, 13:12
Права Елена. Это "чёрный хлеб" нашей церковной жизни. А у Натальи пока - пирожные "Буше".
Но одними пирожными, как известно, питаться вредно. И для души, и для желудка.
Елена 16 ноября 2015, 12:54
Храни Вас Господь, Ксения.
В храм не ходят не из-за таких злых комментаторов, и может не столько злых, сколько честно смотрящих на жизнь.
Нас в 80-е ух как гоняли "белые платочки". И было очень тяжело устоять и приходить снова и снова.
Не судите, Ксения, мы не осуждаем Наташу, просто очень хочется, чтобы она свой путь и свои силы на Родине приложила.
На все воля Божия.

Простите, что ввела многих в искушение.
Ксения15 ноября 2015, 22:21
Желаю Наташеньке всего самого хорошего! Желаю оставаться такой же позитивной и светлой девушкой! Продолжать нести доброту в мир. И вообще её деятельность тоже своего рода миссионерство. А вот из-за таких "христианок" как Елена из комментаторов многие в Храм не ходят. Говорят злые у вас там все эти православные...
Марина15 ноября 2015, 16:34
Не знаю. Это так странно. Может быть напишет комментарий священник?
Ольга12 ноября 2015, 13:39
http://www.pravoslavie.ru/smi/87619.htm

Просто и ясно.
Наталья11 ноября 2015, 20:30
Дорогая Елена, провокация - последнее, чего бы я хотела достичь. Просто, при виде поломанных судеб, в свое время скованных догматом "где родился, там и пригодился" доверия к народным мудростям не прибавляется. Да и, если уж совсем глобально, ведь "не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем" (Евр.13:14), главное - Бога встретить, а там уж Он приведет, куда надо, и без дела не оставит, согласитесь.
Елена11 ноября 2015, 17:56
Дорогая Наталья, не надо работать провокатором ...Грубо!
В том, что работали и работаем для России и ее пользы - уверены и наши друзья и коллеги.
Поэтому и дерзнули так написать, поэтому и хотим, чтобы умные и молодые свои силы прикладывали на Родине - есть такое понятие.

Всех вам благ.
Александра11 ноября 2015, 16:01
Елене на "не мните себя миссионеркой- для этот надо и большой духовный и жизненный опыт, или быть человеком святой жизни, как святитель Николай Японский":

не мните себя провидицей, способной "по фотографии" безошибочно рассудить, у кого достаточно богатый жизненный опыт и святость жизни, а кого - нет%)
Наталья11 ноября 2015, 15:49
Дорогие друзья, так ревностно проповедующие "где родился, там и сгодился", а вы уверены, что сами "годитесь"? Грубо говоря, что лично ваша деятельность приносит Родине пользу, а не вред?..:)
Andrey11 ноября 2015, 12:10
Здорово услышать о чьем-то интересном опыте!
Василий Н.10 ноября 2015, 20:24
Большое спасибо за статью.
И откуда столько осуждения в комментариях?
Гость10 ноября 2015, 16:20
Рассказ не умилил, простите...
Такие путешествия, конечно, возможны только по молодости, когда хочется приключений и человек ничем не обременен.
Опасные путешествия, на мой взгляд. А главное, действительно, зачем... холодно - надень ушанку, тулуп и валенки, как все русские люди. У нас вон и в Якутии люди живут и радуются, а там минус 40-50 зимой, и никакая Индия им не нужна.
Илья10 ноября 2015, 15:45
Извиняюсь, если вдруг кого-либо задел. Никого не имел ввиду лично! Мне просто случай в храме вспомнился, когда мужчина на Пасху (по неграмотности) принёс освятить мясные продукты, и на него просто наорали, что он "осквернил этот храм". Как минимум, могли бы спокойно объяснить. Как мне кажется, это от гордости.
Илья10 ноября 2015, 15:24
Критикуйте с любовью. Чтобы ИМЕТЬ ПРАВО критиковать сурово, надо БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за человека, ЗНАТЬ этого человека (про личную безгрешность даже не упоминаю, т.к. все грешные).

А ошибаются люди все чём-то. Может и есть зёрна истины (я только одно нашёл: надо ставить долгосрочные цели, но опять же, человеку самому виднее, потому пишу я это с некоторым укором совести), но в целом это ужасно. К Богу все приходят по-своему, с разных исходных точек, и если по-коммунистки всех под одну гребёнку стричь, то безбожию в обществе глупо удивляться. В конце жизни Бог всех рассудит.
Елена10 ноября 2015, 12:15
Владиславу.
Какая критика? Какое неприятие ее пути?
Если уж решили напечатать эту статью, да еще в таком хвалебном тоне, то думающий и опытный народ и пишет свои пожелания Наталье. Какой у нее тернистый путь? Здоровая, сильная, делает что хочет - Вы о каких терниях ???
Поволонтерила на Валааме , ну и что? Сколько таких трудников и трудниц по всем монастырям работают? Тысячи.
Работают , послушаются годами, живут в келиях на несколько человек, за занавесочками вместо стенок, водичка холодная умыться после послушания. Чайничек не поставить лишний раз, питаются в трапезных для трудников, а это далеко не трапеза вкусная и сытная.
Про этих братьев и сестер никто не пишет - чего там, обычный путь,скучно. А сколько среди них людей с горькими утратами, скорбями и ничего, улыбаются. Только эти улыбки надо видеть..
Ой,в Суздале Наталья гопников увидела под стенами монастыря пьющих.. Ой, как больно стало.. А что мы сделали сами для того, чтобы они не пили - в Индию уехали.Там гопников меньше и все добрые, непьющие.. Простите, ерничаю.
У каждого свой путь, но не надо из этой девушки делать что-то необыкновенное. Поверьте - необыкновенные истории рядом с нами.


Павел10 ноября 2015, 10:40
Индуизм мягко стелет да жестко спать . Проникновение индуистских взглядов и терминологии в православную литературу наблюдал вчера :в книге выпущенной нашей епархией помещено пространное интервью "ученой" , где через слово "аура" , "энергия" .Эта ученая "изучает " православные святыни и людей при помощи кирлиановских приборов и "видит" действие благодати . Она ,как индусы ,высоко "ценит " православные таинства -ведь они восстанавливают "энергетику" .Будем бдительны!!!Книга с благословенья правящего архиерея.
Иван Иванов 9 ноября 2015, 18:42
Дай Бог тебе всего доброго, Наталия! Дай Бог тебе найти и осуществить свой тернистый путь к Царствию Небесному! Дай Бог тебе Наталия вырасти в меру возраста Христова и не разочароваться в своём жизненном пути!
Владислав 9 ноября 2015, 17:02
А от себя: печально что в комментариях много критики и непринятия пути другого человека.

Кто знает, как Господь зовет человека и как человек откликается на Его зов?
Иоанна АБ 8 ноября 2015, 22:11
Умиляться здесь нечему. Это, на мой взгляд, экстрим наподобие хождения по крышам.
И главное, я так и не поняла, ЗАЧЕМ всё это??
Я сама не из таких, кто сидит всю жизнь на диване с чашкой кофе; и в моей пустоголовой юности было много глупостей. Но чувство самосохранения РАБОТАЛО.

Думаю, здесь многое недоговорено...
Галина И. 8 ноября 2015, 21:11
Понятно, что доверчивая и ищущая нескучной жизни Наталья потеряла некие духовные ориентиры от кажущейся мнимой любви жителей Индии, от их светлых улыбок, когда кушать нечего, или когда общаются с человеком другой религии. Как бы потом не получилось, что "и нашим, и вашим"- из чаши Божией и из чаши бесовской. Я когда жила в Киргизии,одно время было очень трудно со всем. На Новый Год пекла лепешку на воде и ставила на нее свечки. Всем строго по 2 простых конфеты. Вместо елки- ветка арчи. Зато радости! Смеха! Просто воспринимали жизнь так, как она есть, находили, чему радоваться. У учительницы новая кофта-о! вся школа сбегалась посмотреть. Соседка киргизка достала немного кофе, принесла нам ложечку. Мы с дочкой буквально закатывали глаза от наслаждения, отпивая его по маленькому глоточку. А приехала в сытное, благополучное место- Боже, коммунизм, реально! Всего дополна. И все недовольны, унылы, бурчат... Всем все мало. Жизнь- она познается в сравнении. Надо просто ценить каждый миг, каждый кусок хлеба, каждый луч солнца, каждую улыбку,- и будешь счастлив. Но 400 богов в Индии- это реальная тьма, похуже ветхозаветной.
МаринА 8 ноября 2015, 20:28
Православные, почему МЫ бываем ТАКИЕ ЗЛЫЕ И НЕТЕРПИМЫЕ в своих комментариях к тому и к тем, кто от нас, любимых, чем-то отличается? Мне грустно. Мне страшно.
Корнилий 8 ноября 2015, 13:10
О, как мы любим других поучить жизни. Вот, Наталья пишет с какой сестрой ей пришлось встретиться в монастыре и кто же из них по образу мыслей ближе к Богу. И если нашу жизнь написать в какой-нибудь статье то проблем у нас будет не меньше, если не больше и с духовною и с благочестивою жизнью.
Вадим 8 ноября 2015, 13:05
Хорошая статья. Хотя конечно жить в "теплой среде" во всех смыслах, гораздо легче, чем пытаться создать ее самому внутри себя и затем дарить окружающим вне зависимости от того любят они тебя или нет. Менять обстановку всегда проще, чем меняться самому.
Андрей 8 ноября 2015, 08:24
Если становиться на позиции "ортодоксального" православия, то у девушки из дома родителей есть только две дороги: или в ЗАГС или "к прокурору" т.е. в монастырь :) Социальная аскеза для женщины гораздо труднее, чем для мужчины. А если не аскеза тогда что это? И путь куда? Стало холодно - уехал где тепло. Жена состарилась - взял молодую. Романтика...

Что касается Индии, есть там хорошая пословица (мудрость - интернациональна). Звучит так - "Женщина никогда не должна оставаться одна. В детстве ее опекает отец, в зрелости - муж, в старости - сын". И как индусы при такой мировоззренческой позиции будут смотреть на одинокую девушку? Как будут смотреть на Христианство, Россию? Виду не подадут, потому что при такой конкуренции за жизнь, хочешь не хочешь, а научишься владеть собой. Но подумают очень много и не в пользу Христианства, Православия, России и конкретного человека. Да и чего им роптать то? Приезжает человек - учит детей английскому или русскому за еду. Ну ведь здорово же! Интересно за эти трудовые подвиги пенсию они Наталье будут платить, когда она состарится?

Не следует переоценивать свои силы. Есть еще одно наблюдение - "Человек, который провел 40 дней среди какого-то народа становится его частью". Требуются значительные, порой титанические усилия, чтобы "не раствориться".
Ольга 7 ноября 2015, 23:49
Сейчас новое поколение такое: под девизом - "бери от жизни все и сразу".
Когда у девушки появится ответственность за другую жизнь - своего ребенка, тогда быстро вспомнит про маму, Родину и Веру.
Елена 7 ноября 2015, 23:02
дорогие "православные", а почему вы считаете себя вправе критиковать девушку, указывать ей путь? Она поделилась своей историей, от сердца, искренне, из рассказа видно, что она думающий и глубоко чувствующий человек. Наталья молода, смотрит мир и ищет себя в этом мире. Неизвестно, поняла ли бы она больше о себе и своей вере среди русских березок, как вы ей советуете. У каждого свой путь. Главное, что она с Богом, а уж Он позаботится о ней, не ломая волю. Изучение других культур и путешествия не воспрещены христианам. Возможно, Наталье стоит подумать о стезе востоковеда.
Анна 7 ноября 2015, 21:36
Мне лично этого не понять(имею ввиду восхищения).Человек себе на уме,делает все,что захочет...По всей видимости берет от жизни все,что хочет и если надо "идет по головам".Если ошибаюсь,простите.И потом,если человек уж такой православный и замечательный, то как можно не тянуться к храму, жить без Литургий(написано, что храм только в Дели и там службы не всегда), без окормления. Мне это не понятно....Про семью тоже косвенно можно выводы сделать( мне кажется нормальные родители никогда бы не пустили девушку автостопом в Сибирь, тем более в наше время). Понятно, что плохо,когда родители,как на цепи держат, но есть и другая крайность.
Мое мнение.
Анастасия 7 ноября 2015, 20:09
Ивану, а чем русские испортили Гоа?
Елена 7 ноября 2015, 18:35
Наталия, еще хочется Вам напомнить слова прп.Амвросия Оптинского :" Сиди лягушка в луже, как бы не было хуже..."
И еще Старец говорил, что :"Кто бранит - тот дарит, а кто хвалит - тот крадет."
Вам будет трудно читать отзывы, где люди говорят Вам- домой, в Россию. Но эти отзывы без пустых восхищений - так как восхищаться, по большому счету -нечем. Вы- умный, грамотный и добрый человек- задумайтесь над приложением всех своих молодых сил на родине.
Не теряйте время. Помните нашу русскую пословицу -с кем поведешься от того и наберешься. Не мните себя миссионеркой- для этот надо и большой духовный и жизненный опыт, или быть человеком святой жизни, как святитель Николай Японский.
И еще вспомните псалом 1 :"Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых".

Елена
Илья Тюрюканов 7 ноября 2015, 14:51
Wow, не ожидал, что у Е.Н. Грязиной (физтех), со статьями которой я мельком знаком, такая необычная сестра!

Не судите и не судимы будете! Женщина есть "немощный сосуд", лучше бы к корумпированным и пьющим мужикам претензии предъявляли. Сказано в статье чётко, что в Индии живут на 1 доллар в сутки, зато любовь не оскудела. Наталья молодец.

Корнилий 7 ноября 2015, 14:30
Не всем же быть такими как мы,комуто хочется и быть страниками на этой земле.
тамара 7 ноября 2015, 00:57
Наталия,возвращайся домой. определяйся в жизни. хватит по свету порхать.от себя не убежишь. на своей земле,около своих берёзок,в своих храмах.... пора...пора ...думать о своей взрослой жизни и понять о себе Божиий промысел. ДОМОЙ...ведь и дома можно для своих и волонтёрством заниматься ,и учить,и молиться, и помогать.сколько всего....
Алексей 6 ноября 2015, 23:02
Удивительная история! Интересно даже не то, что Наталия осознала себя православной не на Родине, а вдали от нее-такое случается- а то, у Наталии вдалеке от приходов, проповеди, постоянного живого общения с братьями и сестрами по вере сложился очень трезвый и рассудительный взгляд на веру, как мне кажется. Конечно, в Индии пребывать опасно, там другая атмосфера, но Наталия это вроде бы осознает. В России другие искушения..Везде путь спасения тернист, и каждого Господь ведет его особой дорОгой.

А касаемо места, где жить, святой Василий Великий говорил: "Как вы можете сослать меня в ссылку, когда у меня нет отечества, и везде я странник и пришелец, а всякое место находится под владычеством Божиим".

Правило о трех неделях касается, если не ошибаюсь, не Причастия, а о молитвенном участии в Литургии, и ограничивается условием: если человек находится в городе (в котором служится Литургия). Наталия находится в дали от мест совершнеия Литругии, посему под действие правила не подпадает.
Конечно, за духовной жизнью необходимо следить. но многие святые говорили, что не частота или редкость Причастия спасает человека..
Наталия, Божией помощи Вам!
Дмитрий 6 ноября 2015, 21:00
Напоминает притчу о блудном сыне. Девочке просто не хватает дома, семьи и любви близких. Тогда и на Родине будет тепло.
Н.А. 6 ноября 2015, 19:06
Не надо малодушничать и стесняться перекреститься, когда едешь мимо церкви. Перекреститься и кратко помолиться при этом — нормально для христианина.

В связи с Индией вспоминается, что когда-то здесь с апостола Фомы содрали живьём кожу. Что махатмы писали приветственное письмо Ленину. Что поклонение демонам там неистребимо вот уже на протяжении тысячелетий. Так что вряд ли стоит обольщаться по поводу менталитета тамошних жителей и их готовности воспринять миссионерские порывы гостей.
Хочется надеяться, что у героини публикации есть духовник и что он благословил её на такой образ жизни...
Александра 6 ноября 2015, 16:25
Спасибо,дорогая! Храни тебя Христос!
Людмила 6 ноября 2015, 13:49
Очень хорошая девушка Наталья.Да,она очень любит Индию ,но все же она настоящая христианка.И можно сказать ,что она ведет свою христианскую проповедь своей жизнью,своей любовью ко всем окружающим.

"Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи"
Елена 6 ноября 2015, 10:54
Наталии z
Не надо искушать никого...
Вот когда Вы идете мимо храма - остановиться на секунду и перекреститься - это вот понятно, искушать не будете никого.
Мы как были Русью православной так и остались ею и будем !
Православие не в том, чтобы на Пасху в храм сходить. Хотя и это хорошо - душа ведь -христианка - просится в храм.
Согласна на 100% с Ольгой - очень поверхностное отношение к христианству.
Сколько у нас в России людей, которым надо помогать - только оглянитесь вокруг и не бойтесь российских морозов.
Не делайте из Наташи светлого образа - хороший она человек, но почему лучшие свои черты она не реализует в России?
Нам так нужны молодые умные горящие..
Причастие раз в год - для православного верующего человека - это не то что голодный духовный паек, это реальное отпадение от церкви.
Наташе - возвращайтесь в Россию, здесь Вас согреют ваши добрые дела.
Бдите, смотрите - как опасно ходите. Вспомните апостольские слова.

Елена

Андрей 6 ноября 2015, 10:20
Всегда все делает наоборот. Боязнь холода, такие добрые обкрадывающие зевак индусы, никогда не жила на одном месте и в то же время 8 лет живет в Гоа, работая гидом для туристов, так восторгаясь массе добрых нищих вокруг. Миссия постоянно путешествовать... От кого бежим ? Гордыня прикрытая боязнью холода и атеистами на Родине, ах какие они добрые язычники, как приятно себя ощущать христианкой среди заблудших...
ольга 6 ноября 2015, 08:21
такое поверхностное православие может затухнуть если не идти дальше. простите
валера 6 ноября 2015, 08:04
Спасибо Наталии за рассказ и просвещение .
Роман Мельмонт 5 ноября 2015, 21:55
С огромным удовольствием прочитал!!! У главной героини есть страница в контакте?
Анастасия 5 ноября 2015, 20:33
Андрей, держись, брат!
Господь поможет!
Наталья 5 ноября 2015, 19:26
Постановление Вселенских Соборов- кто не Причащался 3 недели без уважительной причины-отлучается от Церкви. Про год- это традиция укоренилась в России до революции 17-го года, что, возможно, и послужило одной из причин этой самой революции...
Андрей 5 ноября 2015, 19:02
Огромная проблема дл всех нас живущих далеко от дома.
Я нахожусь во Вьетнаме, в Ханое - где православных храмов нет. Что бы попасть на службу у надо лететь. И это в принципе не реально!
Посоветуйте, что делать
Наталия z 5 ноября 2015, 18:04
Спасибо,очень честно и интересно! На самом деле Православия очень мало в России,вроде на Пасху многие идут в Храм,а вот едешь в автобусе мимо Церкви перекрестишься и на тебя смотрят как на изгоя..в чем дело не понятно...зовемся- то Русью Православною!
Иван 5 ноября 2015, 18:00
Все там не так то сказочно и просто, на самом деле,Индия забирает больше чем дает, только понимание этого приходит позже. я провел в этой стране 15 лет, половина из них на гоа,но уже много лет там не был.
и то Гоа, то которое оно было до "переселения" туда русских, было действительно чудесным местом.
Елена 5 ноября 2015, 17:05
Ощущение порхания...
Девочка, прилетай домой побыстрей )))
Прп.Амвросий Оптинский говорил так :" Где родился , там и сгодился. "

В молодости увлекалась Индией...ее культурой и т.д.
Интересно,конечно, но... столько своего драгоценного времени молодого стоит ли отдавать чужой культуре и стране ?

Босиком у нас точно не походишь, точно сказано, но это наша земля, наши березы, наше небо...

Наталья, приезжайте в Оптину пустынь.

Храни Вас Господь.
МаринА 5 ноября 2015, 16:18
УРА!
СПАСИБО!
ЧУДЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!
Виген 5 ноября 2015, 15:03
Какая замечательная девушка.....Храни тебя Бог, Наташа!
Ольга 5 ноября 2015, 14:11
Cпасибо за такие светлые материалы!
Денис 5 ноября 2015, 11:55
У нас босиком не походишь...Для каждого своя дорога...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×