Как обрести счастье? (+ВИДЕО)

Каждый человек стремится к счастью. Но возможно ли его достижение, если понимать счастье по-человечески? В чем и как можно обрести абсолютное счастье? И может ли покаяние быть счастьем? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Что такое счастье? Счастье – это, прежде всего, выражение внутренней благости, которую человек обнаруживает в себе. В Священном Писании, в 1 Послании к Фессалоникийцам, апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). И радость есть, как и счастье, осознание внутренней благости.

Любой человек стремится к счастью, но неизбежное противоречие человеческого бытия заключается в том, что в разные периоды своей жизни человек видит свое счастье и благость и цель в чем-то определенном, но по прошествии времени он теряет эту цель как счастье и не испытывает по поводу ее достижения никакой радости. Например, молодой человек считает, что для него главная цель и настоящее счастье – получить хорошее образование. Он стремится к хорошему образованию, употребляет усилия, старания, он получает прекрасный диплом и… теряет эту цель как цель и уже не видит счастье только в этом. Потом молодой человек говорит себе: «Подлинная моя цель и настоящее счастье – это хорошая профессия, когда меня, такого образованного, возьмут на хорошую должность». Он стремится к хорошей профессии как к цели, он видит в этом источник счастья, достигает этого – и теряет как цель и как благость, как счастье в абсолютном понимании этого слова. Он говорит себе: «Наверное, семья, которую я должен создать, – это и есть та цель, то благо, необходимое для меня, источник счастья, к которому я должен стремиться». Он стремится к этому, достигает этого – и теряет как цель и через какое-то время и как благо: дети выросли, разъехались, красота супруги померкла, и он уже не испытывает счастья.

И еще одно неизбежное противоречие человеческой жизни заключается в том, что человек умирает – вот к этому он точно не стремился, это точно не имел в виду как цель и в этом не видел для себя никакого блага и никакого счастья.

Теперь давайте посмотрим, как святые отцы оценивают счастье в его человеческом, плотском понимании. Святитель Григорий Богослов писал: «Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые прорезываются спереди и исчезают сзади», то есть счастье как волны, которые прорезываются спереди носом корабля бороздками в воде, а затем исчезают сзади него. Человеческое счастье слишком поспешно, преходяще. И оно перестает являться целью, оно не несет в себе радости, то есть оно уже не есть счастье в абсолютном смысле, ибо, достигая чего-либо, человек вскоре всё это и теряет. Потому святитель Григорий Богослов писал: «Не будь привязан к счастью, которое разрушается временем. А что время строит, время же и разрушает».

Бог не принимает такого служения Ему, которое не совмещается со счастьем и весельем

Счастье в библейском понимании – это счастье, которое, начавшись в этой жизни, сопровождает нас на протяжении всего нашего земного пути и не покидает в самой смерти. То есть истинное счастье – это некое состояние души, которое никогда не прекращается. И в Священном Писании, в книге Второзаконие Пятикнижия Моисеева, мы находим очень интересные слова: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию сердца при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор. 28: 47–48). Здесь говорится о том, что Бог не принимает такого служения Ему, которое не совмещается со счастьем и весельем. И если человек исполняет ту или иную заповедь без радости и веселья, то Бог не принимает такого исполнения Своего закона. И даже сказано, что человек будет изгнан со своей собственной земли, потому что он не оценил того, что имеет.

Когда мы стремимся к плотскому счастью, то, всякий раз достигая этого «счастья», мы тут же его и теряем как цель, как благо и как счастье. Совсем об ином счастье говорится и в 1-м псалме царя Давида, который начинается словами: «Блажен муж» – «Ашрэ хаим» по-еврейски; слово «ашрэ» означает «блаженство, которое, возникнув, не прекращается», то есть которое не зависит от нашего настроения – сегодня утром у меня хорошее настроение, а к вечеру оно изменилось. Счастье, которое обретется в жизни религиозного человека через дар спасения, по благодати – это то счастье, которое, начавшись в этом мире, не прекращается и в мире будущем.

Священномученик Киприан Карфагенский: «Первая степень счастья – не согрешать. Вторая степень счастья – сознавать согрешения»

А вот что говорит о счастье священномученик Киприан Карфагенский – он пишет как бы о двух ступенях счастья: «Первая степень счастья – не согрешать». Конечно, мы бы хотели не согрешать, но не для всех это доступно. И потому далее святой Киприан Карфагенский пишет: «Вторая степень счастья – сознавать согрешения». А как осознание согрешений может оказаться для нас чем-то счастливым? Разве осознание собственных согрешений не является источником неудовольствия самим собою? Не ввергает ли нас в состояние депрессии? Осознание собственной греховности сообщает человеку покаянный настрой, и человек может положить начатки покаяния, а если человек жив для покаяния, это значит, что он жив для исправления. Это значит, что осознающий свою греховность жив и для Божиего прощения. И, напротив, нечувствие своих грехов, нечувствие своих проблем – внутренних, духовных – есть путь погибели. И царь Давид в 117-м псалме восклицает: «Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу» (Пс. 117: 15). Наша праведность от веры в Иисуса Христа как в нашего Спасителя – мы на Него имеем всецелое упование в деле избавления от собственной греховности. И мы верим в то, что невозможное для человека личное исправление возможно для Бога и что чудом Божией благодати мы можем меняться.

В свое время, по-моему, Л.Н. Толстой использовал такой пример: представьте себе, что человек стоит перед грудой мраморных кусков и пытается собрать эти куски: ему кажется, что это Пегас. Но вдруг по одному осколку он понимает, что это никакой не Пегас, это совсем другая статуя. И теперь, собирая другую статую, он с каждым кусочком убеждается, что принял правильное решение. Так и человеческий путь поиска счастья и путь духовный очень разнятся. Когда человеку кажется, что счастье связано только с плотскими наслаждениями, он все время будет испытывать то, что он обманут в своих ожиданиях. Да, образование – хорошая цель, но это еще не счастье в абсолютном смысле. Да, хорошая профессия – это хорошая цель, но это еще не счастье в абсолютном смысле. Хорошая семья – да, но это еще не счастье в абсолютном смысле. А вот примириться с Богом, избрать стезю Евангелия, идти по этой стезе – здесь с каждым шагом человек убеждается, что он принял очень важное решение. И призыв апостола Павла: «Всегда радуйтесь» опирается на его глубокое убеждение, что спасение даруется нам в Иисусе Христе как проявление Божественной милости. И подлинное счастье не теряется со временем, не обесценивается, не девальвируется – оно, начавшись в этой жизни, не прекращается и в вечной жизни. Поэтому для того, чтобы быть подлинно счастливым, надо выстроить правильную иерархию ценностей: что должно быть на первом месте, что на втором, что на третьем, что на четвертом. И если мы пойдем этим путем, то и наше образование, и наша работа, и наша семейная жизнь принесут нам утешение и благословение, если всё, что мы ни делаем, мы будем делать, как пишет апостол Павел, во имя Иисуса Христа. Как наши предки и говорили: «Без Бога не до порога».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Можно ли быть счастливым без Христа Можно ли быть счастливым без Христа
Архим. Андрей (Конанос)
Можно ли быть счастливым без Христа Можно ли быть счастливым без Христа
Не найдя Бога, мы не найдем покоя
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, как творение Евы говорит о Божией Любви, сколько sms-ок надо получить от близкого человека, чтобы быть уверенным в его чувстве, и почему в реанимации «не работает» философия.
Мысли о счастье Мысли о счастье
Прот. Андрей Ткачев
Мысли о счастье Мысли о счастье
Протоиерей Андрей Ткачев
А еще для счастья необходимо, чтобы правильная мысль вошла в сердце глубоко, словно якорь в глубину морскую. Вошла и там осталась.
Счастливый человек – враг экономики Счастливый человек – враг экономики
Дмитрий Соколов-Митрич
Счастливый человек – враг экономики Счастливый человек – враг экономики
Дмитрий Соколов-Митрич
Папа стал больше зарабатывать. Экономика сообразила, что ей необходимы специалисты в реальном секторе. И нашла папу. Сначала все обрадовались. Сделали в двушке косметический ремонт, купили маме шубу, папе хороший мобильник, детям игровые приставки, собаке роскошную искусственную кость и всем вместе – бескрайний плазменный телевизор.
Комментарии
Иулиания10 июля 2016, 21:19
Ответ Сергею: материальное благополучие может быть потеряно в одночасье, как и успешная работа. На прошлой неделе в нашей компании одним днем немцы сократили коммерческого директора, которая отпахала, в прямом смысле, 17 лет на компанию. Так и сказали: мы признаем ваш вклад, но решили с вами расстаться. Вот вам и все признание.
Когда-то и я сама прошла через сокращение, а планов-то, планов сколько было.. Слава Богу, не влезла в ипотеку. Вот уж где счастье! Что бы делала сейчас с кредитами этими, не представляю.
Чем больше живу, тем больше понимаю, какое же шаткое это, в мирском понимании, счастье. Поэтому последний абзац в статье актуален на каждый день нашей жизни.
Сергей 9 июля 2016, 13:45
Полностью согласен с Ольгой. Ряд людей (к сожалению, очень близких мне людей) обрели счастье в профессии или любимом деле или хобби. С возрастом растёт их опыт, признание окружающих,материальное благополучие и т.д. И оно ("счастье") никуда не ускользает, а наоборот -крепнет! Возьмите недавнюю историю математика Перельмана. Никто из коллег не мог доказать, а он доказал. А регалии вместе с премией послал подальше. Отец Олег описал душу ищущую Бога и не удовлетворяющуюся временными приобретениями. А разговаривать о Боге, смерти, вечности с такими людьми (обретшими земное счастье)- практически бесполезно. Они смотрят на тебя сверху вниз и считают, что ты просто несчастный и "не состоявшийся" человечишко. Я бы выразился так: Анестезия земным счастьем чаще всего временна, но в самых тяжёлых случаях она длится до самой смерти.
Ольга 8 июля 2016, 19:23
Отец Олег! Спасибо за практические советы, которые можно применить в реальной жизни!
Ал 8 июля 2016, 17:58
"апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)"/// в том то и дело, что не все могут (или... наУчены умению) радоваться. просто радоваться общению, доброте, природе... например, есть больные и бедные, которые умеют (или им дано) это делать, а есть здоровые и богатые, которые не умеют (или им не дано) это делать. непонятно всё./ Ольга 8 июля 2016, 12:00 радуйтесь за своего брата, которому дарована способность радоваться от его труда./ Простите.
olga 8 июля 2016, 14:00
Спасибо! Ибо, счастье начавшееся в Боге, будет наследовать свойства самого Бога, а именно - вечность, премудрость и святость.
+ Как тебе живётся на земле?
Спрашивало время улетая.
Грустно почему-то стало мне
Тихо я ответила: - Не знаю...+

Как же мне живётся на земле?
Думу думала погодою ненастной.
Распрощалась вдруг частица "не"
Счастлива быть Господу причастной!+
ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Ольга 8 июля 2016, 12:44
Отец Олег, мой брат всю вот уже долгие годы любит ремонтировать технику, его счастье не меняется.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×