55 принципов христианской жизни

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко
Протопресвитер Фома Хопко (1939–2015) более полувека прослужил священником Православной Церкви в Америке. Считался в США одним из лучших православных проповедников. Защитил докторскую диссертацию по богословской тематике. Много лет преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии догматическое и пастырское богословие. Он стал преемником отца Иоанна Мейендорфа на посту декана семинарии. 10 лет работал деканом, в конце жизни стал почетным деканом семинарии. Воспитал пятерых детей. Отец Фома написал множество статей и книг о христианской вере и жизни. Портал «Православие.Ru» публиковал размышления отца Фомы на тему «Бог и человек в Православной Церкви». Отец Фома был постоянным автором православного радио «Древняя вера».

Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко

1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.

2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.

3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.

4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.

5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»

6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.

7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.

8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.

9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.

10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.

11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко

12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.

13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.

14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.

Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем

15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.

16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.

17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.

18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.

19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.

Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище

20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.

21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.

22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.

23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.

24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.

25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.

26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом... Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.

27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.

28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».

29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.

30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.

31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.

32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.

33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.

34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.

35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.

36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.

37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.

38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.

39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.

40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.

41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.

42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.

Раз и навсегда: перестаем учить других людей

43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.

44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.

45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.

Протопресвитер Фома Хопко с супругой Протопресвитер Фома Хопко с супругой
46. Принимайте критику с благодарностью и тщательно проверяйте, насколько она справедлива.
Мы не обязаны воплощать в жизнь все критические замечания, адресованные нам. Порой критика бывает ложной. И всё же мы должны приветствовать критику, быть благодарны за неё, проверять её. Святой Иоанн Златоуст говорил, что когда нас в чём-то обвиняют, и мы не считаем эти обвинения справедливыми, то стоит принимать критику, как заслуженную нами, и делать из нее практические выводы. В этом случае мы не совершим ошибки. Если наши обвинители правы, то мы покаялись и порадовали их. Если наши обвинители неправы, то мы постыдили их.

47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио “Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).

48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.

49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.

Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог

50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.

51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.

Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном

52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.

53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.

Сколько раз падаем, столько раз и встаём

54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.

55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Будьте внимательны во всем Будьте внимательны во всем
Митрополит Лимасольский Афанасий
Будьте внимательны во всем Будьте внимательны во всем
Митрополит Лимасольский Афанасий
Бог попускает, чтобы мы проходили через искушения, опасность погибели, греха, мы ведь хотим быть полноценными людьми, а не односторонними.
Неверие и «двухэтажная» вселенная Неверие и «двухэтажная» вселенная
Иерей Стивен Фриман
Неверие и «двухэтажная» вселенная Неверие и «двухэтажная» вселенная
Иерей Стивен Фриман
Большинство современных христиан видят мир «двухэтажным»: на «первом этаже» – наш естественный мир, на «втором» – Бог. Нынешний духовный кризис обусловлен отсутствием связи между этими двумя «этажами».
«Мы не имеем права жить для себя» «Мы не имеем права жить для себя»
Избранные притчи и рассказы прот. Валериана Кречетова
«Мы не имеем права жить для себя» «Мы не имеем права жить для себя»
Избранные притчи и рассказы протоиерея Валериана Кречетова
Когда человек думает о духовном и стремится спасти душу, Господь ему дает для этого все возможности.
Комментарии
Александр12 августа 2022, 15:04
Здорово, все понятно. Ясно, недвусмысленно, по делу. Спасибо за перевод.
Маргарита24 сентября 2019, 14:22
Прекрасные советы. Созвучно словам Амвросия Оптинского "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение." Кротость, смирение, простота-так мало и так много.
дПавел17 мая 2019, 20:04
Юлиана опасается, что в п. 9 говорится о нехристианской религиозной медитации. У медитации язычников цель - состояние измененного сознания, при котором медитирующий ощущает, что внутри него "встроено безличное Божество; человек - это Божество". В п. 9 у о. Фомы цель - переключить внимание с внешнего человека на внутреннего: мы уходим в тихую комнату от беспрерывных шумов окружающей нас жизни, на которые мы едва успеваем реагировать, которые захватывают нас и бросают нас из стороны в сторону. И в тишине мы пытаемся отслеживать проникающие в сердце греховные помыслы (это понятие есть только в Православии), противостоять помыслам - личным обращением к личностному Богу в покаянной молитве.
Юлиана16 апреля 2019, 09:23
"9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу".

Ведь это же медитация! А нам же нельзя медитировать. Или я что-то не так понимаю. Раньше, когда не была православной, я так делала, и называла это медитацией.
24 июня 2018, 15:29
спаси, Господи!дай, Боже, терпение, чтобы воплотить хоть часть из этих строк! вразуми, Господи!
Рита16 мая 2018, 23:24
Встретить такого священника — милость Божия!!!!! Как повезло Америке и как скромно одет, мудр и чист душей!
Не стяжание главное. Обязательно скопирую себе живительную чистоту.
Макс 4 мая 2018, 17:39
Скачать бы не всегда могу запросто прочитать, надо понимать что читаешь не торопясь сообразуясь с читаемым.
Александра28 апреля 2018, 16:20
Спаси Вас Господь!!! Это то, что очень нужно для меня именно сейчас!!!ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
Елизавета28 апреля 2018, 15:51
С удовольствием прочитала советы христианину... В каких-то советах нашла себя, порадовалась... А где-то,прочитав, посетовала, что мне этого не достаёт... Учиться ещё нужно...
Наталия27 апреля 2018, 13:26
Спаси Вас Господь, Павел!
Я написала своё сообщение и - о Чудо! Нашла!))
Распечатала и буду теперь перечитывать!
За ссылку - огромная Вам благодарность! Всем, кто ещё не читал, настоятельно рекомендую прочитать.
Николай Трохимчук27 апреля 2018, 12:03
Доступно полезно и спасительно спаси Господи за статью
Людмила27 апреля 2018, 08:47
В последнее время много статей и лекций по сложным богословским вопросам. А тут понятно, доступно и о главном. Спасибо
Арина26 апреля 2018, 23:34
Замечательные и очень своевременные советы!
Удивил комментарий про "сверхчастое причащение". Литургия служится ради причащения, у нас уже давно еженедельное Причастие не считается сверхчастым. 100 лет назад было искажение церковной жизни, которое окончилось революцией, если что.
Н.С.26 апреля 2018, 22:37
А. С. 26 апреля 2018, 08:51, По поводу Вашего вопроса. Выражение /...Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж.../ можно сопоставить, например, со следующими Евангельскими словами: Мф. 10:37. "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не
достоин Меня; и кто любит сына или дочь более,
нежели Меня, не достоин Меня". Здесь легко будет найти святоотеческое толкование.
Joseph Bell26 апреля 2018, 22:10
Thank you for posting my previous comment on this topic.
дПавел26 апреля 2018, 20:10
Для Наталии: азбука, которая Вам нравится, - "Если ты христианин", - это из келейных книжиц архимандрита Иоанна (Крестьянкина), текст по счастью есть в сети, например: https://azbyka.ru/slovo-o-molitve Азбука эта мне, как и Вам, дорога. И она напрашивается на сопоставление с "Принципами" о. Фомы. Я преподаю в семинарии аскетику, на прошлой неделе мы разбирали с семинаристами "Если ты христианин", а на этой неделе - "55 принципов".
Joseph Bell26 апреля 2018, 17:15
My Godfather's spiritual father was Father Thomas Hopko. "Father Tom," spoke with an american style, but his theology was entirely accurate. This list is his most american and written almost in a business style. It is opposed to dysfunction, which flourishes, apparently, on both sides of the Atlantic. If you want an example of him at his best, try his talk on "The Sermon on the Mount" on Ancient Faith Radio app or utube.
You may have noticed that different saints reflect different qualities. For that reason, I believe that Father Thomas is an Orthodox Saint led by the "Spirit that blows where it will."
А. С.26 апреля 2018, 08:51
"Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением". Очень современно, очень. Особенно если применить к детям. Чрезвычайно подходит для западного образа жизни. Хотелось бы подкрепления от Святых Отцов. По этому пункту будет посложнее. Вообще советы здравые, много хорошего, но слишком приближены к историческому времени и к тому пространству, в котором живет автор.
Наташа26 апреля 2018, 00:15
Спасибо! Очень понравились эти вдохновляющие и полезные советы!
Наталия25 апреля 2018, 14:03
Неплохие советы, духа протестантизма не "учуяла":))
Но мне намного более полезной показалась маленькая брошюрка "Азбука православного христианина" о.Иоанна Крестьянкина. Несколько лет назад подарила её своей только начинавшей воцерковляться подружке и очень жалею, что лишилась возможности её перечитывать. Где бы я ни была, нигде больше её не встречала... начинаю забывать...(((
дПавел25 апреля 2018, 10:02
Уважаемый Алексей, из того, что о. Фома считал, что причащаться надо чаще 5 раз в год, не следует, что он напитан духом протестантизма. О. Иоанн (Крестьянкин) писал, что Псково-Печерская братия причащается раз в 2 недели. Это правило в древней нашей обители тоже родилось под влиянием протестантов?!
Протестантизм реформировал традиционное учение о таинствах. Абсолютное большинство протестантов не верит, что они причащаются Тела и Крови Христа, не верят в апостольское преемство клириков. Так что напитавшийся духом протестантизма будет отрицать сам факт причастия, а не призывать к частому причастию. Те немногие протестанты, кто верит в причастие, делают это под влиянием католиков.
Павел З.25 апреля 2018, 07:32
Двоякое впечатление. С одной стороны, есть наставления, с которыми трудно согласиться - например, наставление не проповедовать. Особенно трудно согласиться с этим мне, крещенному в честь апостола-проповедника. А с другой стороны, есть слова просто золотые. Например, что ближние не должны определять, что нам делать. А вот "духа протестантизма" я у отца Фомы не вижу. То, что эти принципы временами смахивают на некое пособие по достижению успеха перед Богом и окружающими, вполне объяснимо и извинительно для человека, выполняющего конкретную просьбу конкретного американца "рассказать о принципах христианской жизни". Это был типично американский вопрос, а не типично американский ответ!
вячеслав24 апреля 2018, 22:42
Спасибо отец Фома!
Галина И.24 апреля 2018, 19:04
Простите, еще раз. К таким выдающимся богословам нашего времени, как отец Александр Шмеман и др, нам, с нашими поверхностными знаниями и крайне невысоким духовным уровнем нельзя относиться, как лихо "на скаку Чапаев" или как Анка- пулеметчица.Абсолютно все люди, какие бы не были знаменитыми в православном духовном пространстве,в чем-то да ошибаются. Их ошибочные мнения и суждения возникают вследствие влияния на них окружающей среды, социума, ограничений познания в соответствующем периоде времени. Бог никогда никому до конца не открывается, и только Бог никогда не ошибается. Так будем же знать свое место."Но злой дух сказал в ответ: Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?" (Деян.19,15
ирина24 апреля 2018, 18:39
Огромное спасибо батюшке и переводчику за такие четкие и жизненно необходимые наставления, мне редко когда удавалось найти столько полезных советов по разным жизненным ситуациям.Для меня эта статья -просто как глоток чистого воздуха, все становится понятным и на свои места.
Галина И.24 апреля 2018, 18:27
Алексею."Здесь - совсем другой дух, который весьма напитан духом протестантизма. Один из ярких примеров этого - призыв к сверхчастому причащению". Я давно уже вышла из пятидесятнической евангельской церкви. Причащались там где-то раз в 3 месяца, это был большой праздник, Вечеря Господня. Готовились к нему тщательно.По о. Шмеману, мне кажется, вы как- то небрежно прошлись, не поняв его. Или не зная его трудов. Митр.Иларион (Алфеев) :"там, где нет регулярного причащения, где люди подходят к Святой Чаше только по большим праздникам или по особым случаям, очень трудно или даже невозможно создать крепкую церковную общину, потому что нет той основы, на которой она могла бы строиться".И так- мн.др.
Владимир24 апреля 2018, 18:09
Спасибо! Просто, по-доброму, воодушевляет! Некоторые вещи не делаешь - останавливает сложность. А здесь никто сразу "босиком по снегу" не заставляет. Понемногу так, без максимализма, но главное постоянно и в правильном направлении. По каждому пункту промелькнула картинка из жизни. Спасибо!
Ира24 апреля 2018, 13:49
Спасибо!
Алексей24 апреля 2018, 13:38
Надо понимать, что даже внутри Православия существуют разные течения и традиции. Отец Фома, равно как и отец Александр Шмемен, и отец Иоанн Мейендорф - это представители американского "православного крыла". Здесь - совсем другой дух, который весьма напитан духом протестантизма. Один из ярких примеров этого - призыв к сверхчастому причащению. Между тем, в нашей Церкви ещё 100 лет назад это было не принято. Преподобный Варсонофий Оптинский в своих беседах, например, говорит, что среди братии принято причащаться 4-5 раз в год: по одному разу в течение четырех годовых постов и один раз на день памяти святого. Так что лучше по таким вопросам советоваться со своим духовником.
дПавел24 апреля 2018, 13:14
Иоанна пишет: "«Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов». Интересно, что имеется в виду? Мне такое "присловье" не известно". Видимо, это западно-русское присловье, о. Фома был русин и сказал буквально: “God is everywhere except in imagination and fantasy”. Бога найдешь везде, только не в своих мечтах и не благодаря своему воображению.
Галина И.24 апреля 2018, 12:54
Спасибо! "52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе".Как часто я спотыкаюсь на статьях и видео сайта, где авторы ведут речь о чем-то грязном, нехорошем, неприятном, будь то информация о темных нехристианских организациях,или фильме,книге,человеке. Зачем нам исследовать зло,когда наша задача- идти к свету, преображаться по образу и подобию Бога? Это своеобразная тайная реклама злу, уклонение от Господа."НЕ ГОВОРИ О ДЕЛАХ ДИАВОЛА, ГОВОРИ О ДЕЛАХ БОГА...ОТВЕРГАЙ ВЕДЕНИЯ САТАНЫ И СОБЛАЗНЫ...НЕ ДУМАЙ О ЗЛОМ, НЕ ПУТАЙСЯ С ДУХАМИ ЗЛА, ДУМАЙ О ЛЮБВИ И ПРЕБЫВАЙ В ДУХЕ"."Остановитесь и познайте, что Я-Бог:буду превознесен в народах, превознесен на земле" (пс 45,11).
ljubinka24 апреля 2018, 12:20
XB!

Молим Бас преведите овај текст.

Благодарим
Иоанна_24 апреля 2018, 10:39
/48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.// Могут-не могут - не всегда это очевидно. Мне кажется, это слишком по-американски. Если меня просят, я стараюсь сделать, не вдаваясь в рассуждения./// Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов». Интересно, что имеется в виду? Мне такое "присловье" не известно.
ирина24 апреля 2018, 09:32
Господи,помилуй,спаси и сохрани.
24 апреля 2018, 08:31
Надо почаще перечитывать эти слова...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×