От нашего ближнего зависят жизнь и смерть

Поучения святого Антония Великого. Часть 2

Преподобный Антоний Великий в окружении учеников Преподобный Антоний Великий в окружении учеников

(Окончание. Начало см.: Железо не куют как попало)

В другом месте святой Антоний говорит: «Внимайте, братия, поскольку от брата нашего зависит, отправимся ли мы в рай, и от него зависит, отправимся ли в ад»[1].

Всё – от нашего брата. От него зависит всё. Ты не можешь говорить:

– Я делаю многое: подвизаюсь, молюсь, пощусь и т.д., а другие меня не интересуют! Какое мне дело до них? Главное, что я делаю с Богом!

Это ошибка. А что ты делаешь с Богом, я не понял? Ты что, видел Бога перед собой? Что же ты делаешь с Богом? Жену ты видишь целый день перед собой, коллегу тоже, который сейчас сидит неподалеку и видит, что ты слушаешь эту передачу, и с которым ты только что поругался, а сейчас слушаешь себе и думаешь: «Да это ничего! Я пребываю в добром мире радиопередачи!»

Через других будет решаться, преуспели ли мы духовно

Но это ошибка. Ты думаешь, что если можешь нажать кнопку, и перед тобой станет открываться другой мир, тогда – «Плевать я хотел на остальных людей! Меня с ними ничего не связывает!» Это неправильно. Через других будет решаться, преуспели ли мы духовно. Однако процитирую точно: «От нашего ближнего зависят жизнь и смерть! Если мы приобретаем брата своего – Бога обретаем, а если соблазняем брата своего – против Христа согрешаем».

Есть много женщин, которые любят Христа. Они замужем, у них есть дети и т.д., но они об этом забывают. Ходят постоянно в церковь, на всенощные бдения, а о муже своем говорят:

– Да ничего страшного, что мы с ним ругаемся! Здесь-то я успокоилась! Как только вошла в церковь, так тут же и успокоилась!

Да. Естественно, успокоилась, ведь здесь ты потакаешь своему эгоизму и исполняешь свою волю. А знаешь, что твой муж скажет сейчас? Он скажет: «Моя жена пошла в церковь, и вместо того, чтобы Христос и церковь усладили ее, и она вернулась ко мне и в семью более смиренной, доброй, естественной, она возвращается более жестокой и язвительной».

Ссоры, нервы, крики, оскорбления, хлопанье дверью – ты уходишь на бдение и у входа в храм говоришь: «Здесь я забываю обо всем и пребываю в раю!» Я не согласен. Как же ты пребываешь в раю, когда в это же самое время в твоем доме еще стоит такой крик и негодование? Разве это возможно, чтобы Бог благословлял такое? Чтобы позволял тебе ругаться?

Смотри, я не сказал, чтобы ты оставила свою веру, не сказал, чтобы бросила молитву, Святую литургию, а чтобы до того, как стать сверхъестественным человеком, святым, преодолевшим всё земное, ты стала сначала естественной. Чтобы дойти до сверхъестественного состояния из этого противоестественного состояния греха, в котором мы находимся, надо сначала пройти через промежуточную стадию – состояние естественное. Из неестественного дойти до естественного – и потом уже стать сверхъестественными и святыми людьми. Чтобы другой увидел, что возле Христа ты становишься естественным человеком, у тебя имеется простота, ты не становишься строгим учителем, которым поправляет и судит всех, который ссорится, презирает семейные ценности, семейную жизнь.

Поэтому не надо ссориться с другими и говорить: «А-а-а, всё это не имеет значения – с Богом-то я мирюсь хорошо!» Как же ты хорошо миришься с Богом, когда Сам Бог говорит тебе: «Сначала иди и помирись с братом твоим и потом приходи ко Мне» (ср. Мф. 5, 24)?

***

Святой Антоний говорит и о другом. Вот кто-то обитает в пустыне или в каком-нибудь тихом месте, т.е. ты заходишь в свою комнату, закрываешь дверь и превращаешь ее в келийку на какое-то время. Скажешь: «Как? Ты, с одной стороны, говоришь о семье, а с другой – о безмолвии и затворенной комнате?» Ну да, ведь муж твой не целый день сидит дома. Так что у тебя есть время проводить тихую, духовную жизнь, не рассеиваясь. Есть у тебя такое время. Не правда ли?

Когда ты в пустыне, у тебя только одна брань – война с сердцем внутри тебя

Итак, святой говорит, что когда живешь в безмолвии, ты освобождаешься от трех браней: брани слуха, говорения и зрения[2]. Ты не слышишь глупостей, безумных слов, не разговариваешь, т.е. не празднословишь, и ни на что не смотришь. Так живет главным образом насельник монастыря. Он не слышит мирских дел, у него нет ни телевизора, ни новостей, ни радио, одна только тишина. Слух его успокаивается, он не разговаривает, произносит только самые необходимые, немногие и полезные слова. Ни осуждения у него нет, ни сплетен, ничего. Точно так же он и не смотрит на что попало – если остаться в монастыре дней на десять, то глаза у тебя очищаются. Здесь, в городе, мы чего только не видим по телевизору, на улице, в павильонах, на плакатах, в витринах, всюду. Всё это оскверняет нашу душу, рассеивает ее, и от этого человек фрагментируется.

С другой стороны, святой Антоний говорит: «Когда ты в пустыне, у тебя только одна брань – война с сердцем внутри тебя». Если закрыть рот, глаза и уши, то внутри в нас начнется другая война, которой мы, люди в миру, не ощущаем, потому что еще не дошли до того, чтобы ее ощутить. И тогда мы начинаем видеть свои похоти, немощи, страсти, воспоминания, наследственные недостатки. Всё это составляет целый мир. Поэтому увидеть свою душу – это целое искусство. Но, чтобы начать видеть такие вещи, говорит святой Антоний, надо немного предаться безмолвию, закрыть свои уши, уста и глаза. Это очень помогает нам увидеть, что мы скрываем в себе, однако сделать это нелегко.

***

Как-то один охотник преследовал дикого зверя в пустыне. Набрел на святого Антония и думал, что увидит его полностью сосредоточенным на молитве, тихим, серьезным, духовным, аскетичным. Как мы ждем этого от подвижников, считаем их чем-то недосягаемым и говорим: «Ой, подвижник! А какой он? У него есть тело? Есть плоть? Или одни только ангельские крылья… Он что-нибудь ест?»

У нас бывает такое представление о некоторых людях, но они нас, однако, иногда разочаровывают. И скажу тебе: хорошо делают, что разочаровывают, чтобы мы могли спуститься с небес на землю. Спуститься со своих фантазий, которые – вникни в то, что я сейчас скажу – приводят нас к ошибочным заключениям о них, и мы от этого терзаемся.

Например, какая-нибудь женщина думает, что подвижник на Святой Горе целый день бывает погружен в молитву и больше ничего не делает. Результат? Скажешь: «А разве плохо, чтобы она в это верила?» До известной степени хорошо. Но есть опасность, что она сформирует у себя подобную воображаемую картину христианской жизни, а потом увидит, что ее собственная жизнь не возвышенна духовно, поскольку у нее нет на это сил, и начнет испытывать вину, терзаться и говорить: «Ну почему я не такая! Почему бы и мне не хотеть только молиться, а вместо этого у меня муж, дети, заботы?» И начнет страдать, изводить себя этими мыслями, оттого что создала себе миф, фантазию, грёзу, не являющуюся реальностью.

Поэтому, когда идешь на Святую Гору Афон, некоторые подвижники стараются разрушить у тебя такое слишком высокое представление о них. По двум причинам: из смирения, чтобы самим не выделяться, но и потому, что они хотят спустить тебя с небес на землю и сказать: «Человече мой, будь ты естественным, простым. Нельзя же быть как оловянный солдатик, который ничего не скажет и не улыбнется».

Святой – тоже человек, у него тоже есть моменты, когда он будет гневаться. А почему нет?

Разве не так? Подвижник, святой – тоже естественный человек, у него тоже есть свои моменты, когда он по-человечески будет говорить, гневаться. А почему нет, я не понял? Святые что, никогда не гневаются? Я, например, видел святых людей, которые гневаются. На Святой Горе видел много смиренных отцов, но может наступить и такой момент, когда они заговорят построже.

А что это значит? Зачем тебе создавать какую-то воображаемую картину, которая в конечном счете не является истинной? Вера – это не то пространство, где мы создаем себе идола внутри себя, в своем воображении, «потому что мне так нравится – воображать себе это». Воображай что хочешь, воображай себе, что ногами не ступаешь по земле, но сейчас я говорю тебе о том, какова реальность. И, чтобы не разглагольствовать много, вернусь к святому Антонию.

Охотник, искавший дичь в пустыне, пришел к святому Антонию и увидел, что он разговаривает со своими учениками, отпускает какие-то шутки, смеется, и сказал ему:

– Ой, это вы? Отец Антоний? Авва Антоний? Вы что, смеетесь? Разговариваете?

Святой Антоний сказал ему:

– Да! Это я. И чтобы показать тебе причину этого, скажу следующее. Возьми свой лук. Ты ведь охотник? Возьми стрелу и вложи ее! Хорошо. Натяни теперь!

Охотник натянул тетиву.

– Натяни еще чуть-чуть! Еще немного. Еще немного.

– Но, отче мой, больше нельзя! Лук сломается!

– Ну, хорошо, не надо ломать его! Так что же ты понял сейчас? Ты понял, что, если слишком сильно натянуть лук, он сломается? Так бывает и с нашей душой, если мы доходим до крайностей, – тогда и с нами происходит то же самое[3].

Мы люди, можем молиться весь день и всю ночь, целыми днями не есть, ночи напролет молиться, стоя на ногах, без сна, но это, однако, не значит, что и у нас не будет моментов, когда мы расслабимся, отдохнем, выдадим и какую-нибудь шутку. Если желание подвизаться приходит к тебе спонтанно, то это хорошо, но если ты делаешь это через силу, будучи внутренне напряжен, то в какой-то момент это доведет тебя до болезни. Ты себя изнуришь.

Поэтому святой Антоний и дал наставление охотнику на этом примере.

Поэтому не очаровывайся, чтобы не разочароваться

Поэтому и я сказал тебе, что Патерик не создает никаких иллюзорных представлений. Потому что когда у тебя складывается иллюзорное представление о людях, а потом ты узнаёшь их лучше и видишь, что они такие же люди, то ты разочаровываешься. А кто тебя просил разочаровываться? Ты разочаровался потому, что был слишком очарован. Поэтому не очаровывайся, чтобы не разочароваться, но знай меру и не смущайся ничем, что бы ты ни увидел в людях в такие моменты расслабления.

Всё это написано в Патерике. Я имею в виду истории, а комментарии – они мои.

***

Однажды к святому Антонию пришли и сказали, что такой-то монах – очень хороший, он святой!

– Ну, замечательно! – сказал святой Антоний. – Я хочу его увидеть, что это за человек.

И вот, как-то этот монах пришел к святому Антонию, тот стал его испытывать: то отругает, то назовет ленивым, эгоистом. Тут пришедший вдруг разгневался, рассердился, а святой Антоний сказал себе: «Так вот какой он святой! Стоило его разозлить и сказать пару слов, как от святости и следа не осталось. Из-за пары замечаний».

Святой обратился к нему и сказал:

– Отче, разреши мне сказать тебе что-то! Ты подобен селу, в котором все дома спереди разукрашены, фасады великолепны, и село кажется совершенным. Кто увидит его, оно представляется на первый взгляд образцовым, однако с заднего хода в него пролезают воры и разбойники, обкрадывают и опустошают его. У тебя такая внешность, такой фасад, что ты кажешься замечательным, но сейчас оказалось, что в тебе еще живы страсти, что ты не выносишь никаких замечаний и еще не познал смирения.

Святой Антоний не стал его ругать, а просто спустил с небес на землю:

– Я не буду тебя корить, но знай, что одно дело – как говорят о тебе люди, и другое – какой ты есть по сути. Ты хотел знать правду? Вот это и есть правда.

Правда откроется, когда произойдет разлад с братом твоим, когда заденут твой эгоизм, немного тебя разозлят, испортят твои планы, – вот тогда видно будет, проявишь ли ты благостыню и любовь. А когда тебя хвалят, ты, естественно, проявляешь всю благостыню, потому что тогда все люди добрые и святые, и тебе это нравится.

Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит, отвергнет, выплеснет на тебя свое раздражение. А если ты меня любишь, и я тебя люблю, – тогда, конечно, это нормально, что мы с тобой ладим.

Весь вопрос в том, чтобы воры не похитили сокровище нашей души – святое смирение, в котором и кроется тайна духовной жизни…

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Двери.бг

31 января 2019 г.

 

[1] Древний патерик, 17, 2; Достопамятные сказания, 9.

[2] Добротолюбие. Т. 1, Устав отшельнической жизни, 6; Древний патерик, 2, 2; Достопамятные сказания, 11

[3] Добротолюбие. Т. 1, Изр. 6, 38; Древний патерик, 10, 3; Достопамятные сказания, 13.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья11 декабря 2019, 05:19
Поздравляю всех читателей портала с днем почитания Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы!Благодарю архимандрита Андрея за прекрасный рассказ об Антонии Великом. Я понимаю последние слова так - если тебя кто-то обидит, оскорбит - найдешь ли ты в себе силы смириться с этим,понимая свое несовершенство, греховную природу и видя во всем волю Божию, сможешь ли быть благодарным за унижение ради Христа, Который претерпел Крестную Смерть ради искупления наших грехов. Это очень трудно...
НН 8 февраля 2019, 15:57
Наталья Богоявленская 5 февраля 2019, 20:43, всё можкт быть гораздо проще: обстоятельства складываются так, что невозможно общаться с каждым в отдельности, в своей келии, так как пришло великое множество народа; келия находится не в песчаной пустыне, а гористой местности; белые одежды потому, что солнце печет невыносимо; на возвышенности стоит потому, что всем лучше слышно, и в этом месте вода есть... ещё и определённые символы (вода живая). Вспомните общие исповеди св.пр. Иоанна Кронштадского (он что, не знал, как надо исповедовать?), во что он был одет... Главное - люди получили то, за чем пришли. Они потом могут и не вспомнить, во что был одет тот, к кому они так стремились. Простите!
Наталья Богоявленская 5 февраля 2019, 20:43
Антоний, ни один монах не вещает свои поучения с горы. Со своими учениками, как бы много их ни было, наставники общаются в личной беседе. Именно так жили Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и Паисий Святогорец, и ещё многие, многие замечательные святые. В том числе и Антоний Великий.
Антоний 5 февраля 2019, 03:48
Наталье Богоявленской: прочтите житие прп. Антония Великого, прежде чем выносить суждения о встрече святого с учениками. Св. Антоний регулярно наставлял учеников, которые стекались к нему в пустыню. Несколько раз он даже приходил в Александрию. Напр., тогда, когда ариане стали распространять слухи, что он разделяет их ересь.
НН 4 февраля 2019, 15:04
Валерий, у нас есть пословица: Встречают по одёжке (глазами), а провожают - по уму. Интересно, какое бы мы, современные люди, составили мнение, например, о бл.Ксении Петербугской, бл.Василии (Московском, в честь котор назыв Покровский собор). Сейчас их даже могли бы привлечь к ответственности за оскорбление людей своим видом в общественном месте. С какими-то вещами можно спорить, с какими-то -нет. Святость не по одёжде определяется. Есть у нас святые цари, князья, праведники, которые одевались в парчу и золото; святые монахи-нестяжатели. А ещё больше царей, князей и монахов-нестяжателей, котор не стали святыми. Одежда, еда(пост)- подспорье. Главное - "святое смирение, в котором...... ".
Алла 4 февраля 2019, 13:07
Алексий, всякий человек грешен, ибо сказано: "нет праведного ни одного" (Рим.3:10). И уж тем более если человек ведет себя так: "отругает, унизит, обидит, отвергнет, выплеснет на тебя свое раздражение" - то о какой святости можно говорить?
НН 4 февраля 2019, 11:01
Увы, вот такие мы христиане... Всего-то 4 человека(себя причисляю к таким же) - скорее всего, незнакомы друг с другом (совсем даже не близкие!) - а сколько раздражения и агресии... И только по-поводу текста! А как же мы реагируем на своих близких, когда наши мнения не совпадают?! По мне, так не имеют большого значения иллюстрации, концентрироваться надо не на них. А суть как раз то, с чем не согласен Родион. Меня учили: у христиан нет прав, только обязанности; винить во всём надо только себя и за всё Благодарить Господа и своих близких, даже за боль и унижения, которые они нам причинили. Господи, прости меня! И все, кого чем-то обидела в своих комментах - простите, пожалуйста, ради Христа!
Валерий 4 февраля 2019, 10:38
От зрения человек получает наибольшие впечатления... Впечатляет наряд пустынника, чистый светлый, без зарплат и дыр... Это скорее на нынешних монахов похоже... Боюсь и читать теперь, после этого зрелища... Даже наши монахи, пару сотен лет назад до дыр занашивали, да и не прилично монаху в белое одеваться...
Иоанна_ 3 февраля 2019, 23:34
Родион, мне кажется, здесь о другом речь: о том, что не в спокойной и благополучной обстановке, а в искушении познаётся человек. Например, я думаю о ком-то (или о самом себе), что этот человек добр, милостив, терпелив, целомудрен, что он не предаст, что на него можно опереться, но меняются обстоятельства - и оказывается, что он (я) зол, раздражителен, трусоват, тщеславен, эгоистичен, похотлив... Одним словом, друг познаётся в беде. Дело (пока) не в том, как реагировать, а в том, чтобы видеть себя таким, каков я есть на самом деле, не бояться правды о самом себе. Я так поняла эту мысль.
Наталья Богоявленская 3 февраля 2019, 21:33
Уважаемый Алексий, прежде комментария от 1 февраля я написала другой комментарий, датированный 31 января, но опубликован он почему-то только сегодня. Прочтите его, пожалуйста. Я не собираюсь ни с кем спорить, ничего никому доказывать, но у меня действительно есть представление о житиях наших святых, не думаю, что оно ложно, но и не считаю своё мнение единственно правильным. Оно может не совпадать с другими. Как сказал Августин: "В главном -- единство, во второстепенном -- разнообразие и во всём -- любовь". А вот любви в ваших высказываниях я и не увидела, вы уж меня простите. Здесь помимо вас всего-то два комментатора -- Родион и я, и на обоих вы напали весьма агрессивно. Ещё раз простите.
Алексий 3 февраля 2019, 09:02
Наталья Богоявленская 1 февраля 2019, 13:39, может, Вам стоит сперва хоть жития почитать преп. Антония, прежде чем на основании одной реплики митр. Антония учить авторов сайта, как кто жил "на самом деле"? Открою Вам страшную тайну: если что-то не совпадает с вашим "знанием" о предмете, это не значит, что это что-то -- ложное. Скорее всего, наоборот: ложным или недостаточным является именно Ваше "знание" о предмете.
Алексий 3 февраля 2019, 08:42
Родион 2 февраля 2019, 19:55, Вы совершенно правы, что сознание не может с этим согласиться. Сознание и христианство вообще несовместимы. Христианство -- это о духе, а сознание... это о квантовой физике.
Далее Вы говорите странные вещи... "...Ближнему своему, который точно так же как и ты сам, как и все другие миряне грешен?" С чего Вы взяли, что грешен? По какому вообще критерию решили, что "все миряне грешны"? По себе меряете? Плохо, плохо делаете. Среди нас -- святые, и может быть так, что именно вот этот Ваш ближний будет Вас судить, когда "святые будут судить мир" (Коринф.6:2). Вот с этой мыслью, что перед Вами -- Ваш будущий судья, и относитесь к каждому. Это -- уже христианство.
Родион 2 февраля 2019, 19:55
"Цена твоей жизни открывается, когда другой тебя отругает, унизит, обидит, отвергнет, выплеснет на тебя свое раздражение. А если ты меня любишь, и я тебя люблю, – тогда, конечно, это нормально, что мы с тобой ладим."
Моё сознание не может согласиться с этим высказыванием. Не считаю себя правильным человеком, но и терпеть обиды укоры, упреки, унижения - это дать свое согласие на то, чтобы признать себя виноватым. Кому? Ближнему своему, который точно так же как и ты сам, как и все другие миряне грешен? А вы знаете к чему приводит это "нормальное" когда другой тебя отругает унизит и т.д.? И при всем этом еще нужно полюбить того, кто тебя унижает. Полюбить не получиться. Помолится за него могу.
Наталья Богоявленская 1 февраля 2019, 13:39
Из бесед митрополита Антония Сурожского на Евангелие от Марка: "Есть рассказ из жизни святого Антония Великого о том, как он боролся, боролся с искушением, и наконец победив, лежал в изнеможении на голой земле. И Антоний, не в силах даже подняться, говорит Христу: "Господи, где же ты был, когда на меня нападали все эти страсти?". И Христос ему ответил: "Я невидимо стоял рядом с тобой, готовый вступить в бой, если бы только ты сдался" (книга "Пробуждение к новой жизни". М., Никея, 2013. С. 76). Вот как жил Антоний Великий, а не так, как показано на приведённой здесь иллюстрации.
Наталья Богоявленская31 января 2019, 23:03
Статья-то хорошая, как и всё, что пишет Андрей Конанос. А вот иллюстрация вызывает сильные сомнения. Насколько мне известно, преподобный Антоний Великий является основателем отшельнического монашества, то есть он подвизался в пустыне совершенно один. Какие ученики? Откуда взялась эта внимающая толпа? И почему он сам стоит в учительной позе Иисуса Христа? Уж очень всё это Нагорную проповедь напоминает. Не перепутали ли чего редакторы? Художник не указан. Странно всё это...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×