Беседа перед Крещением

Записки катехизатора. Часть 5

Это последняя часть из цикла бесед перед Крещением. Представленные здесь и в предыдущих публикациях блоки содержат мысли, которые в той или иной степени необходимо раскрывать при катехизации. В зависимости от количества и продолжительности бесед эти темы и блоки можно варьировать, сокращать или развивать.

См. предыдущие публикации: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Таинство Тела и Крови Христовых

Мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом

Центральным церковным таинством является Божественная литургия. Во время этого богослужения хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, не изменяя, впрочем, своего вида. И Церковь учит, что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем именно Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Не всегда человеку просто поверить в реальность такого чудесного изменения. Некоторые полагают, что «Тело и Кровь» – это символическое название, некая аллегория. Между тем, мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом.

«Авва Даниил Фаранский рассказывал: отец наш авва Арсений говорил об одном жившем в скиту, что он был великий подвижник, но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а только вместообразное (αντιτύπον). Два старца услышали, что он так говорит, и, зная его великим по жизни, уразумели, что говорит сие не по злобе, а от простоты. Они пришли к нему и говорят: авва! мы слышали об одном старце, что он учит противно вере, ибо говорит, что хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а один только образ. Старец отвечал: это я говорил. Тогда они начали его увещевать, говоря: не так принимай, авва, но как предала нам Вселенская Церковь. Ибо мы веруем, что самый хлеб есть Тело Христово, и чаша – есть самая Кровь Христова, истинно, а не вместообразно. Как в начале Бог, взяв персть от земли, создал из нее человека по образу Своему, и хотя сей образ Божий для нас непостижим, никто, однако же, не может сказать, что нет его в человеке, – так точно мы веруем, что и хлеб, о коем сказал Иисус Христос: сие есть Тело Мое – истинно есть Тело Христово.

Старец отвечал: если не уверюсь самым делом, не могу вполне убедиться. Они сказали ему: помолимся Богу сию неделю о Таинстве сем и надеемся, что Бог откроет нам. Старец принял слово сие с радостью и молился Богу так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злобе, но чтобы не заблуждаться по неведению; открой мне, Господи Иисусе Христе! Старцы, возвратясь в свои кельи, и сами молились Богу таким образом: Господи Иисусе Христе! открой старцу Таинство сие, да уверует он и не погубит труда своего! – Бог услышал их. По прошествии недели они пришли в воскресенье в церковь и отдельно от других трое стали вместе, а старец посреди их; и отверзлись им очи. Когда хлеб положен был на святой престол, он представился троим братиям в виде Младенца. Когда же священник простер руку для преломления хлеба, Ангел Господень сошел с неба с ножом, заклал Младенца и кровь Его вылил в чашу. Когда же священник раздроблял хлеб на малые части, тогда и Ангел отсекал от Младенца малые части. Когда они приступили к принятию Таинства, старцу одному подана была плоть с кровию. Увидев сие, он ужаснулся и воскликнул: верую, Господи, что хлеб сей есть Тело Твое, и чаша сия есть Кровь Твоя! И тотчас плоть в руке его стала хлебом, как бывает в Таинстве; и он приобщился, благодаря Бога. После сего старцы говорят ему: Бог знает, что человек по природе своей не может есть сырой плоти, а потому и преподает Тело Свое под видом хлеба и Кровь Свою под видом вина принимающим с верою. Возблагодарили Бога, что Он не попустил старцу погубить своих трудов, и все трое с радостью возвратились в свои кельи»[1].

Смысл этого действительно страшного таинства в том, что именно в нем Церковь совершенным образом формируется как Тело Христово. Мы принимаем в себя Тело и Кровь Христа, приобщаемся Его обоженной и преображенной плоти и становимся единым богочеловеческим организмом, единым телом, объединенным не только божественной благодатью, но и человеческой природой воплотившегося Сына Божия. Господь Иисус Христос является главой, а все православные христиане – различными частями этого тела. И как в человеческом теле каждая его часть, каждый орган имеют свои функции, так и в теле церковном каждый христианин имеет свои способности, свои дары от Бога, которыми он может приносить пользу другим. Даже если эти способности незаметны, они все равно есть.

Яркий пример в этом отношении являет нам блаженная Матрона Себинская и Московская. Казалось бы, больная, слепая, парализованная женщина. В социальном плане – бесполезный член общества. В Спарте таких убивали в младенческом возрасте, сбрасывая со скалы. Но скольким людям она помогла при жизни и продолжает помогать после смерти!

И в этом соединении верующих в Церкви со Христом заключается наша надежда на пребывание с Ним в блаженной вечности.

Жизнь по заповедям и молитва

Поэтому основная задача нашей жизни – научиться жить со Христом, жить в соединении с Богом. И все, что предлагает нам Церковь, служит достижению этой цели. Молитва, пост, бдение, милостыня, добрые дела, участие в храмовом богослужении, даже участие в таинствах важны не сами по себе, но лишь потому, что они помогают нам соединиться со Христом. Если же этого соединения не происходит, то сами по себе все церковные средства остаются бесплодными и бесполезными.

Бог уважает человеческий выбор и не врывается в нашу жизнь насильно

Соединиться с Богом невозможно без любви, любовь же, согласно Евангелию, заключается в исполнении заповедей Божиих. Но жизнь по заповедям настолько противоречит нашему привычному образу существования, что практически всегда приводит человека к пониманию неспособности справиться с этой задачей собственными силами. Откуда же мы можем получить надежную помощь, как не от Самого Бога? А чтобы получить эту помощь, нужно попросить. Бог уважает человеческий выбор и не врывается в нашу жизнь насильно. Если же мы просим Его, то Он получает возможность формировать события нашей жизни, чтобы они наиболее способствовали нашему спасению.

Как, например, в другом случае мы через приверженность к суевериям, веру в приметы даем нечистым духам власть влиять на свою жизнь. Если же мы надеемся на Бога и пренебрегаем приметами, то лишаем их такой возможности. Как говаривал старец Амвросий Оптинский: «Не надо верить приметам, и не будут исполняться»[2].

Вот что писал об этом святитель Василий Великий еще в IV веке:

«Многим из христиан кажется делом безвредным – склонять к нему слух, собирать приметы, слушать истолкователей примет. Чихнул кто-нибудь на слове, говорят: и это имеет значение. Кого-нибудь сзади назвали по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма серьезные, ожидающие Судию с небес, легко впадают в этот вредный порок. Но слушай: отвержен род, предавшийся сему… Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отвернется, зажмурит глаза. Что бедственней такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»[3].

Мы уже здесь, на земле, учимся жить в общении, в соединении со Христом, надеясь, что это общение продолжится в вечности

Поэтому христианин старается всю свою жизнь освятить молитвой. Труд и отдых, сон и прием пищи, лечение и учебу, да и любое вообще дело он предваряет и заканчивает молитвой. При этом следует не забывать и общественное храмовое богослужение, которое выстраивается вокруг таинства Тела и Крови Христовых. Христиане стараются как можно чаще участвовать в храмовом богослужении, по меньшей мере – в воскресные и праздничные дни. То есть мы уже здесь учимся жить в общении, в соединении со Христом, надеясь, что это общение продолжится в вечности.

Таким образом, исполнитель заповедей познает свою немощь и приходит к пониманию необходимости божественной помощи и, следовательно, молитвы, а молящийся не останется без Божественного попечения:

«Сказал Господь Своим ученикам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11: 9–13).

Андрей Горбачев

8 августа 2022 г.

[1] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Данииле // https://dom-knig.com/read_263438-12#

[2] Изречения прп. Амвросия Оптинского // https://www.optina.ru/pub/p12/

[3] Василий Великий, свт. Творения. М.: Паломник. – Ч. 2. – 1993. – С. 87–88.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лариса_ 8 августа 2022, 13:50
Спасибо Андрею Горбачёву за эти беседы. С ними нужно ознакомиться не только крещаемым и новоначальным - это уместно и многим "воцерковлённым не первый год" прихожанам. Так сказать, периодически освежать память и смыслы. Ещё раз - благодарю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×