Пяток 3-й седмицы Великого Поста

О грехах и покаянии

А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем,
Иисуса Христа, праведника;
Он есть умилостивление за грехи наши.

1 Ин. 2, 1–2

Исповедь у иеромонаха Арсения (Писарева). 2007 г. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Исповедь у иеромонаха Арсения (Писарева). 2007 г. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом.

Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением», если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), – говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи.

Грешить «волею» – значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4–6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» – тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

По книге «Семь смертных грехов»

Об отпущении грехов

Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»?
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.

Преподобный Нил Синайский

Святый Бог, Единый, Безгрешный, Единородного Сына Своего не пощадил ради тебя; а ты, несчастный грешник (не кающийся), не милуешь самого себя!

Преподобный Ефрем Сирин

Сокрушение и исповедь чрез разрешение производят сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из коих выходит новая тварь, как в начале из купели крещения. Сего и да сподобит Господь Многомилостивый всех нас, да изыдите из врачебницы покаяния все во всем исцеленными и совершенно обновленными, во всех чувствах и расположенных сердца вашего; чтоб отселе любить то, к чему прежде холодны были, и ненавидеть то, к чему прежде пристращены были; чтобы любить вместо гнева кротость, вместо гордости смирение, вместо пьянства трезвость, вместо блуда целомудрие, вместо зависти доброжелательство, вместо сластолюбия воздержание, вместо лености трудолюбие, вместо рассеянности степенность, вместо бранчивости миролюбие, вместо пересуд и клевет доброречие и блюдение чести ближнего; словом, вместо всякого порока и страсти – противоположную добродетель и благорасположение.

Святитель Феофан Затворник

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично согрешить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом.

Преподобный Исаак Сирин

Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.

Преподобный Антоний Великий

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли его грехи прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

Святитель Василий Великий

О покаянии

Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, Богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.

Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.

Вы не видите грехов своих? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш – тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую – должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспой – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О, эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.

Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали Богу мы больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для Бога и спасения души своей, а для земли и всего принятого на земле – словом живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, то есть чтобы нас возвести на Небо, удаленных грехом от Неба, было Его сошествие на землю, Его Божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных, и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на Небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо, и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от этого ненависти, злобы, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! Отсюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, то есть покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтенны разумом от Бога Творца, свободны волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь вас всех привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать – жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему, а также со слезами испросим у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1)!

От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь – и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, – в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2, 22).

Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5, 34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.

Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

21 марта 2014 г.

Смотри также
Внутренние вериги Внутренние вериги
Свящ. Димитрий Шишкин
Внутренние вериги Внутренние вериги
Священник Димитрий Шишкин
Часто человек свою нестерпимую боль, память о содеянном принимает как знак непрощения Божиего. Это, конечно, неправильный взгляд.
«Даруй ми…» «Даруй ми…»
Протоиерей Андрей Ткачев
«Даруй ми…» «Даруй ми…»
Протоиерей Андрей Ткачев
Тот, кто не чувствует своих грехов, будет принужден грешить явно и ощутимо еще и еще, чтобы наконец посреди мучений совести прозреть и исповедовать: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15). А тот, кому известно его больное и грешное нутро, смиряется от одного только смиренного сознания своей немощи.
У меня есть проблема У меня есть проблема
Протоиерей Андрей Ткачев
У меня есть проблема – на кого свалить свои грехи? Где найти крайнего или группу крайних, на которых можно положить эту тяжесть?
Комментарии
Ирина25 марта 2022, 07:55
Валентине "я боюсь исповедоваться и причащаться так как проходит время я повторяю грехи а это еще больший грех помогите". Не бойтесь. Так абсолютно у всех. Никто не может быстро избавиться от грехов и страстей, даже если будет очень стараться. Это задача всей жизни. А некоторые грехи будут мучить нас до последнего. И Господь лучше нас знает, что мы не можем не грешить и смотрит не на грех, а на труд человека по борьбе с ним. Поэтому успокойтесь и идите на исповедь
Дмитрий 5 апреля 2021, 15:17
Виктору 10 марта- Да, есть же понятие "Законы падшего естества"- под которые попадает человек, удалившись от Бога. Как в Евангельской притче блудный сын. Только увы, часто ценить жизнь по Божьим законам мы начинаем, сполна хлебнув последствий жизни по законам падшего естества.
Катя12 марта 2017, 20:46
Второе фото Батюшки, склонившегося при исповеди, за душу берет.
наташа10 марта 2017, 18:40
То,что нужно и полезно для души, спасибо. Господи Иисусе Христе Сыне Божий прости меня грешную!
Виктор10 марта 2017, 18:17
"Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих.
Что интересно - это ведь лишь одна сторона медали - грех одновременно есть следование "закону" диавола, совершаемый по попущению Божиему в соответствии с личной волей человека - нет?
Например.
Следование диавольскому "закону гордыни" нарушает абсолютный /его же не отменишь; можно не выполнять, но нельзя отменить/ Божественный Закон Смирения. Так лично мне рельефнее воспринимать суть духовных законов... Ошибаюсь? Понятие Законов Божиих сильнее, яснее и понятнее /для моего восприятия/, чем понятие "повеления"; но суть не меняется... Нет?
иоанна10 марта 2017, 09:46
Хорошая и,главное, полезная статья
Светлана 2 апреля 2016, 23:25
Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную, и помоги мне в исправлении молитвы моей и покаянии!
тамара 1 апреля 2016, 21:45
Господи,дай мне силу и крепкую веру для искреннего покаяния и не совершать больше грехи .
Наталия Королева 1 апреля 2016, 04:39
Помоги, Господи, исправить мою грешную жизнь.
Читательница (Подмосковье) 14 марта 2015, 21:27
Комментарий на «комментарий» Александра.
«ЭТО» нужно не Редакции, а читателям. Мы должны быть благодарны Редакции за то, что можем участвовать в жизни сайта: высказывать свое мнение (даже отрицательное), благодарить авторов статей, лекторов, священников, чьи лекции и проповеди мы имеем возможность здесь слушать. Я долгое время относилась к этому сайту индифферентно. Мельком, по диагонали, изредка просматривала публикуемый материал и комментарии – ничто не «цепляло». Казалось, что посетители сайта - исключительно представители новоначальной молодежи. Тоже удивляли бессодержательные комментарии, и тоже недоумевала: «Зачем это нужно?». Считала, раз комментарии - «никакие», то и на чтение статьи не стоит тратить времени.
Елена Малкина13 марта 2015, 21:03
Спасибо за прекрасную статью. Как раз готовлюсь к исповеди.
Любовь Украина13 марта 2015, 17:41
Огромное спасибо за статью, очень кстати и полезно.
валентина21 марта 2014, 17:33
Валентина я боюсь исповедоваться и причащаться так как проходит время я повторяю грехи а это еще больший грех помогите
Валентина Кацапчук15 декабря 2013, 13:53
Спаси Господи! Очень полезна для меня.
Нина 6 апреля 2013, 14:08
Спасибо огромное за статью и за возможность выразить свою благодарность и признательность авторам!
Елена 5 апреля 2013, 21:07
Спасибо! Очень своевременная и нужная статья! Помилуй и спаси Господи!
Лариса 66 лет 5 апреля 2013, 16:37
поезжайте и поживите в монастыре (Ризоположенский в г. Суздале) например на послушании отсеките свою волю. И будет все понятно хотя бы месяц не меньше. И увидите свою немощь и свое своеволие. Легко живем! я по болезни не могу там быть. Простите.
lyudmila 5 апреля 2013, 14:58
Spasibo za statyu,ona otkrivaet glaza na mnogoe ,mi sami ne znaem chto mi govorim i delaem v mirskoi jizni .znayu odno za vse nado platit!prosti GOSPODI !!!!
Ольга СПб 5 апреля 2013, 14:33
Александру
"Вы считаете, что читатели имеют право КОММЕНТИРОВАТЬ
богословские труды святителей?"

Мне кажется, что читатели вовсе не комментируют богословские труды святителей, а высказывают своё отношение к работе редакции, благодарят за своевременную и интересную подборку или статью. А что же это, как не КОММЕНТАРИЙ?! И какая разница в названии, в конце концов?!
А то, что:
"Посмотрел предыдущий день: один "комментарий" повторяет
другой. Зачем вам "ЭТО"?
По-моему, люди высказывают свою личную реакцию на данную статью и уже позже просматривают комментарии (по крайней мере, я делаю именно так). И если благодарности множатся, это замечательно! И, как компас, показывают редакции, какие темы читателям наиболее близки или просто нужны.
Простите, если невольно обидела, просто высказала своё мнение на Ваш "комментарий".
Леван16 марта 2012, 23:24
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!
Николай16 марта 2012, 22:47

Повторение грехов, неведения и невидиния их от нашего маловерия, отсутствия страха Божия(начало премудрости). И все это можно назвать топтанием на месте из-за отсутствия духовного роста. Нет лестницы для подъема, не хватает крыльев(пост и молитва) и, основная беда, все тянет обратно назад, жалко расставаться со всей суетой, со всем земным и даже непотребным... .
Людмила16 марта 2012, 20:35
Спасибо редакции за статьи и такой их подбор, что в пост оступился, прочел статью и стараешься исправить себя, не теряешь надежды на прощение Господа нашего,статьи укрепляют. Александру : редакции вряд ли это надо,а вот нам ,читателям очень надо.Мы ,старшее поколение,в богословии слепы,у большинства слабая воля не приучена к правилам и законам Церкви. Мы учимся. И спасибо ,что есть кому учить.
Елена16 марта 2012, 15:39
Вот прочитала в подготовке к исповеди у Иоана Крестьянкина. что к причастию можно подходить лишь в том случае, если искренне раскаиваешься ВО ВСЕХ своих грехах, иначе всё бесполезно (ну я своими словами говорю, но смысл такой).Я же раньше всегда исповедовалась не во всех грехах, а только в тех, в которых искренне раскаялась и даже исправила ситуацию, если ее было возможно исправить, но всегда знала, что на мне есть грехи, (в понимании церковном грехи, в моем же это были не грехи, а справедливое заслуженное отношение к тем людям, которые большего не заслуживали), а дальше шла причащаться. Выходит я поступала неправильно? Мне нужно было ограничиться только исповедью? А достаточно ли этого и что будет, если не причащаться годами?
Надежда16 марта 2012, 12:57
Господи, Иисусе Христе! Благодарю Тебя за твою Заботу о нас, за безкрайнюю милующую Любовь Твою, за всепрощение, за вразумление и через исповедников Твоих посредством современных технических средств общения Православных Христиан. Укрепи в Вере, направь сердца наши на покаяния. Спасибо и Божией Помощи редакции портала.
Елена16 марта 2012, 10:03
Хотела скопировать и распечатать для сестры своей, у которой нет интернета, но, почему-то, не получилось это сделать.А жаль, мне понравилось то, о чем здесь напечатано.Благодарю всех тех, кто это делает за труды их.
Светлана16 марта 2012, 09:10
Спасибо за такую замечательную статью!
Р Б16 марта 2012, 06:22
Прости и меня Господи и даруй силу противостоять им.
Надежда16 марта 2012, 04:04
Господи, Иисусе Христе! Благодарю Тебя за твою Заботу о нас, за безкрайнюю милующую Любовь Твою, за всепрощение, за вразумление и через исповедников Твоих посредством современных технических средств общения Православных Христиан. Укрепи в Вере, направь сердца наши на покаяния. Спасибо и Божией Помощи редакции портала.
Александр из Минска15 марта 2012, 21:29
Прости Господи все грехи и помоги не совершать их.
Сергей15 марта 2012, 20:20
Фото с исповедью навеяло страх... на лоб бы перед глазами когда грех делаю!
АННА15 июля 2011, 15:05
СПАСИБО! ГОСПОДИ СПАСИ И СОХРАНИ!
Галина 26 марта 2011, 19:47
Слабые и немощные мы,очень трудно зрить свои грехи,а особенно каяться и исповедовать их,но покаявшись в них мы вновь согрешаем,тяжело избавиться то греховных навыков.
Господи!Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою!
Константин26 марта 2011, 14:03
Большое спасибо!
Александр26 марта 2011, 09:03
Уважаемая редакция!

Вы считаете, что читатели имеют право КОММЕНТИРОВАТЬ богословские труды святителей? То, что у вас ТУТ пишут — не комментарии, а благодарственные слова вам за то, что вы ознакомили их с этим наследием. Это похвально, но должно называться по-другому. Посмотрел предыдущий день: один "комментарий" повторяет другой. Зачем вам "ЭТО"?
Григорий26 марта 2011, 00:13
Господи помилуй нас ГРЕШНЫХ !
алексей25 марта 2011, 21:11
почему же я дома реву и сокрушаюсь а в храме боюсь и стесняюсь каяться в грехах своих.
Ольга25 марта 2011, 19:19
спасибо
Алексей25 марта 2011, 18:40
Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×