О любви ко Христу

Слово в Великий Пяток

Распятие Спасителя
Распятие Спасителя
Опять святая Церковь созвала нас, чад своих, ко гробу нашего Спасителя. Опять она побуждает нас дивным трогательным богослу­жением вспомнить крестную смерть нашего Господа с ее великими телесными и душевными страданиями. И мы, проникаясь этими воспоминаниями вместе с Церковью, сознаем, что сии страдания и смерть Господь восприял для нашего спасения. Ради нас Он смер­тельно тосковал в Гефсиманском саду и просил учеников Своих побыть с Ним. Ради нас Он претерпел безбожный суд у первосвящен­ников Анны и Каиафы, а затем у Пилата. Ради нас Он, привязанный к столбу, перенес оплевание, заушение, биение и был увенчан терновым венцом. Ради нас Он был невинно осужден на смерть. Ради нас Он был оставлен не только всеми людьми, но и Своими учениками. Чтобы до дна испить всю чашу страданий. Спаситель был даже оставлен Своим Божественным Отцом, почему и воскликнул на кресте: "Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил?" (Мф. 27,46).

Все эти величайшие муки и крестную смерть перенес Господь для того, чтобы снять с нас Божественное проклятие, которому подвергся человеческий род за прародительский грех, и вновь даровать нам благодать Святого Духа для стяжания святой и блаженной жизни в единении со Христом навеки в Его неизреченном Царстве.

Что же, неужели мы, сознавая всю спасительную для нас силу страданий и смерти Господа, уйдем сейчас от Его гроба только для того, чтобы как можно скорее заглушить в себе это сознание водововоротом житейской суеты?! Если мы, возлюбленные, так поступали доселе, то да не будет этого с нами впредь. Уйдем отсюда не только с сознанием спасительного для нас значения страданий и смерти Христа, но и с любовью к Нему, конечно, с любовью истинною, т.е. жертвенною, ибо любовь к Богу не может быть без подвига, без   самопожертвования, без страданий ради Христа.

О, если бы мы ушли от сего гроба, как некогда ушел от Умершего на   Голгофе святой Иоанн Богослов! Он был настолько объят любовью ко Христу, что ее не могла преодолеть грозившая ему смертельная опасность. Движимый этой любовью, он не мог оставить Своего   Божественного Учителя, и за это Господь удостоил его великой, бесподобной чести, усыновив его Пречистой Своей Матери. О, если бы мы ушли от сего гроба, как ушел от креста сотник! Видя, как природа содрогалась от страданий и смерти Христа, он исповедал Его открыто Сыном Божиим, а впоследствии пострадал за Него как священномученик Православной Церкви Христовой.

О, если бы мы ушли от сего гроба, как святые   жены- мироносицы ушли от умершего Христа, с Которым   ничто на свете не могло разлучить! О, если бы мы ушли от гроба сего с такою любовью ко Христу, какую имел величайший апостол Павел! Объятый ею он говорил:   "Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда,   или меч; якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми   есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения... Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем"(Рим. 8,35-36. 38-39).

Такой жертвенной любви к Богу от нас требует и Сам Спаситель, когда говорит: "Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет " (Мк. 8, 34). "Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик" (Лк. 14,26).

И не потому Господь требует от нас любви к Себе с полною нашею самоотверженностью, что Он в этом имеет нужду. Он требует от нас такой любви потому, что мы сами в ней нужда­емся, если хотим себе спасения, ибо без самоотверженной любви к Богу, как духовной божественной силы, мы будем бессильны исполнять заповеди Христа. Вот почему на Тайной вечери Он говорил ученикам: "Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите" (Ин. 14,15). "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет... не любяй   Мя словес Моих не соблюдает " (Ин. 14,23—24).

Да, нелегко нам, столь приверженным к земному, возыметь любовь ко Христу. Но без нее мы не только никогда не сможем следовать за Ним, быть Его учениками и любить своих ближних, но будем самыми несчастными и навеки погибшими людьми. Вот почему Господь сказал: "Аз есмь лоза, вы же рождие (ветви)… аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга   и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает (Ин. 15, 5-6). И святой апостол Павел на тех, кто не имеет любви ко Христу, смотрит как на погибших, ибо таких христиан он предает анафеме, говоря: «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят»... (1 Кор. 16, 22).

Да, нелегко возыметь любовь ко Христу; зато какие великие обетования Господь дал любящим Его. "Аще пребудете во Мне, - говорит Он, - и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете просите, и будет вам" (Ин. 15,7). "Аще... пребудете в любви Моей... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (будет совершенна)" (Ин. 15,10—11). "Имеяй заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя: ... и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам " (Ин. 14,21). "Аще кто любит Мя: слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима " (Ин. 14, 23).

Вот что обещает Господь тому, кто имеет к Нему любовь. Он обещает исполнять все его молитвы. Он обещает пролить в его душу Свою божественную радость. Он обещает ему явиться и вселиться в него вместе с Отцом Своим и Божественным Духом и, таким образом, сделает его сердце, еще здесь на земле, обите­лью всей Святой Троицы.

Поэтому потщимся, возлюбленные о Христе чада, уйти от сего гроба с истинной любовию ко Христу или, по крайней мере, с твердою решимостью возгреть в себе сию великую блаженную любовь. Правда, она не сразу раскроется в наших сердцах. Этой любви предшествует великий подвиг. Она требует от нас кровавой, мучительной борьбы с нашими страстями, с миром, лежащим во зле, а в особенности с диаволом, самым первым и опасным врагом на пути к приобретению сей любви. Но пусть сейчас возникнет в душе нашей только решимость во что бы то ни стало приобрести эту любовь ко Христу. Господь, помогающий всякому доброму делу, поможет нам и в осуществлении сей нашей святой решимости. Как же он не поможет нам возыметь эту любовь к Нему, когда для стяжания нами этой любви, т.е. для соединения людей с Богом, Христос и пострадал и умер на кресте?!

Увы, мы очень нерадивы о своем спасении. Мы часто прилагаем все свои усилия для приобретения того, что не нужно для нашего спасения, и совсем не заботимся приобретать то, что для нас спаси­тельно. Поэтому будем так молиться Иисусу Христу, за нас страдав­шему и умершему: "Господи, Ты сказал: без Мене не можете творити ничесоже " (Ин. 15,5). Зажги же Сам в сердцах наших огонь любви к Тебе, и пусть сей божественный огонь более и более пламенеет в нас и ярко горит в нашей жизни, чтобы мы могли всегда служить Тебе и прославлять Тебя своею чистою, христианскою жизнью, быть Твоими истинными чадами и наследовать блаженство Твоего Небесного Царствия. Пусть исполнятся на нас Твои Божественные слова: «Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12,26). «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да   видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира» (Ин. 17,24). Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Фаина12 апреля 2017, 07:09
Господи, Ты сказал: без Мене не можете творити ничесоже ". Зажги же Сам в сердцах наших огонь любви к Тебе, и пусть сей божественный огонь более и более пламенеет в нас и ярко горит в нашей жизни, чтобы мы могли всегда служить Тебе и прославлять Тебя своею чистою, христианскою жизнью, быть Твоими истинными чадами и наследовать блаженство Твоего Небесного Царствия! Аминь!
Евгений25 апреля 2016, 11:06
Добрый день!
Живу в Москве, Ясенево. Новый прекрасный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
С детства привык, что после причастия надо поцеловать край чаши.
У нас в храме, при причастии, священник не предлагает целовать край Чаши. На сайте Православие.ру разъясняется, что целовать край чаши - это традиция! Почему же у нас в Храме после причастия не дают целовать край чаши? Или я что-то не понимаю?
Я писал вопрос к настоятелю храма через сайт, но ответа не получил..
Просьба разъяснить!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×