Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ГЕОРГИЙ,
архиепископ Могилевский
(в миру Конисский Григорий Осипович)
Из "Каталога русских архиереев", готовящегося к изданию в Сретенском монастыре.

Святитель Георгий (Конисский)

Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине, Черниговской губернии.

Окончил Киевскую духовную академию.

В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре.

В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.

С 1747 года - профессор богословия и философии и префект академии.

С 1 августа 1751 года - архимандрит Киевского Братского монастыря.

С 30 августа 1752 года - ректор академии.

20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Тимофеем Щербацким и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.

В 1762 году присутствовал в Москве на коронации Екатерины II.

с 14 декабря 1772 года (после 1-го раздела Польши и присоединения Белоруссии к России) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя прав. Иосифа.

22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева.


Георгий Конисский был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносивший новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киеве изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария Булгакова, "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников".

Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог" - говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников - "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат".

Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

Архиепископу Георгию пришлось приложить много руда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографии.

Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого Православного населения Польши от теснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.

В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.

Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.

Когда Могилевская епархия отошла к России, то по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112.578 униатов.

Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор Садковский был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год сделан епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.

Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. Много писал. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственностью масонства - этого "просвещения, во тьме деемого".

Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж в защиту Православия и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался".

Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, изготовил также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком на должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись:

"Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седьмисотый пятый девяностый.

Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к правде, мужеству и верности долгу.


Труды:
  • "О должностях пресвитеров приходских" (руководство приходскому духовенству), 1776.
  • "Исторические известия о епархии Могилевской", 1775.
  • "Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью". ("Чтен. в общ. ист. и древн. Рос.", 1847, N 8).
  • "Слова и речи". Могилев на Днепре, 1892.
  • "Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве", изд. 1767.
  • "О воскресении мертвых" (трагедия), интермедии. ("Древняя и Новая Россия", 1878, ч. III).
Литература:
  1. Рункевич С. Г. "История Минской архиепископии 1793-1832" СПБ, 1893, стр. 8-392.
  2. Пятницкий И., "Георгий Кониский, архиепископ Могилевский". Могилев на Днепре, 1908.
  3. Соловьев С. М. "История России", кн. V, стр. 829-830, 1079, 1080, 1123, 1372, 1373, 1395; кн. VI, стр. 53, 142, 418, 343, 490, 514, 515, 528.
  4. Ливотов, "Георгий Конисский, архиепископ Белорусский". ("Русск. Обзор.", 1895, N 3, 4, 5).
  5. Макарий, "История Киевской академии", стр. 143-148.
  6. Колосов Н. А., "Георгий Конисский" (по поводу столетия со дня его кончины). М., 1895.
  7. Едлинский, священник, "Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую". СПБ, 1903, т. III, стр. 215-232.
  8. Соловьев, "История падения Польши", стр. 32, 33, 35, 82.
  9. Вишневский Д., "Киевская академия в 1-й половине XVIII века". стр. 142, 203.
  10. Аскоченский, "Киев", т. II, стр. 118, 126.
  11. Заведеев П., "История русск. проповедничества". Тула, 1879, стр. 107-121.
  12. Просторжинский М. А., протоиерей, "История русск. церк. проповеди". Изд. 2, Киев, 1891, стр. 513-531.
  13. Голубинский, стр. 301, 570.
  14. Булгаков, стр. 1404.
  15. Толстой Ю. N 90.
  16. Денисов, стр. 299.
  17. Строев П., стр. 11, 493.
  18. Гатцук, "Календарь на 1883 год", стр. 13..
  19. Пушкин, "Сочинения", т. V, (изд. под ред. Морозова), стр. 287-291 (Рецензия на соч. Георгия).
  20. Списки архиеерев, N 90.
  21. Летопись Е. А., стр. 724, 733, 757.
  22. "Сборник ист. филолог. общ-ва при институте кн. Безбородько", т. I, стр. 41-77; 113- 127.
  23. "Руководство для сельских пастырей", 1871, I, II, NN 25, 26, 27, стр. 266, 298, 348, 418 (статьи Малиновского).
  24. "Портреты именитых мужей Российской Церкви". М., 1843, стр. 39, 40.
  25. "Труды К. Д. А.", 1868, июль, стр. 109-146.
  26. -"- -"- 1870, август, стр. 450-464; сентябрь, стр. 359-538.
  27. -"- -"- 1873, март, стр. 164.
  28. -"- -"- 1893, I, стр. 133-143.
  29. -"- -"- 1894, I, стр. 127-143.
  30. "Приб. к Ц. В.", 1894, N 32, стр. 1109.
  31. -"- -"- 1895, N 6, стр. 213-217; N 45, стр. 1628-1629.
  32. "Христианское Чтение", 1873, январь, стр. 1-46; 309-339.
  33. "Странник", 1868, N 3, (статья Григоровича).
  34. "Могилев. епархиальные ведомости", 1892 (новейшее наиболее полное собр. проп. Георгия конисского).
  35. "Русский Паломник", 1895, N 6, стр. 86-88; N 7, стр. 102-105.
  36. "Правос. Собеседования", 1909, стр. 438; июль-август, стр. 210.
  37. "Исторический Вестник", 1885, т. 21, стр. 448.
  38. -"- -"- 1890, март, стр. 705.
  39. -"- -"- 1906, август, стр. 617.
  40. -"- -"- 1908, март, стр. 779.
  41. "Русская Старина", 1871, август, стр. 99-100 п/стр. стр. 114-116, стр. 120, 129, 191-192.
  42. -"- -"- 1877, т. 19, стр. 130.
  43. -"- -"- 1880, январь, стр. 125.
  44. "Русский Архив", 1889, кн. I, стр. 407, ("Из записок фельдмаршала кн. Пескевича").
  45. -"- -"- 1893, кн. I, стр. 225-226, ("Письма м. Филарета, к С. Д. Нечаеву").
  46. -"- -"- 1895, кн. 1-я, N 3, обложка; кн. 2-я, N 6, стр. 158; кн. 2-я, N 7, стр. 400.
  47. -"- -"- 1903, кн. 3-я, N 10, стр. 258 п/стр. 2.
  48. -"- -"- 1910, кн. 2-я, N 8, стр. 355-357
  49. "Ж. М. П.", 1945, N 1, стр. 44.
  50. -"- -"- 1946, N 2, стр. 20-29.
  51. "ЖПБ", т. XI, стр. 409-502, 504, 505.
  52. БЭЛ, т.IV, стр. 228.
  53. БЭС, т. I, стр. 631-632; т. II, стр. 1582.
  54. ЭС, т. XV-а, стр. 954.
  55. РБС, т. IV, стр. 432-437.

Смотри также:

Документы истории:
Встреча с Православием:

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU