Православие.Ru
АРХИВ
ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

СВЯТОЙ ПЕТР ЦЕТИНЬСКИЙ: ЧЕРНОГОРСКИЙ "ЧЕЛОВЕК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"

Святитель Петр Цетиньский Чудотворец

Этим "летом Господним" исполняется 170 лет со дня упокоения св. Петра Цетиньского Чудотворца. Это хороший повод для того, чтобы более серьезно поговорить об этом "человеке тысячелетия в Черногории". Именно сегодня нам необходимо, как никогда, молитвенное заступничество всех святых. Находясь близ мощей черногорского святителя (автор статьи - собрат Цетиньского монастыря, где почивают мощи свт. Петра - прим. переводчика) и видя, в каком состоянии находится народ, распятый всеми, изнутри и снаружи, самое время поговорить о человеколюбии и милосердии святого Петра Цетиньского.

Святой апостол Павел призывает нас духовно и молитвенно вспоминать своих учителей в вере: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13, 7). Потому и надо вспомнить божественное человеколюбие святого Петра, которое проявилось в его земной жизни и впоследствии проявляется в его чудотворении в Церкви. Он был Божий человек: исполнен любви и милосердия, исполнен боголюбия и человеколюбия. Так он исполнил две евангельские заповеди о любви к Богу и любви к ближнему, чему нас учит святой отец наш Савва в своей Жичской проповеди о настоящей Вере: "Ни забота о жизни без подлинной веры в Бога, ни последовательное исповедание веры без добрых дел не могут привести нас к Господу, но пусть все это будет вместе, "да будет Божий человек совершенен" и не обладает ни одним недостатком. Ибо вера спасает тогда, когда в Боге с любовью творит добрые дела".

Эту святосавскую веру и любовь в делах имел и святой Пётр. Имея, прежде всего и превыше всего любовь к Богу с ранней молодости, в такой же степени он показал веру и любовь к ближнему в своём пастырском труде. Любовь к Богу кратко описана в житии св. Петра: "Его ум с детства был устремлен и утверждён в целомудренности, которая была корнем его последующей святой смелости перед Богом и людьми и его богоносного здоровья". Ведя добродетельную жизнь, всегда он имел перед собой Закон Любви Божьей, каковая есть суть Бога Живого. О том и апостол Павел говорит: "Кто отлучит нас от Любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" (Рим. 8, 35). Любовь Св. Петра к Богу одновременно устремлена и к человеку, так как любить человека значит любить Лик Христа в человеке. Этот евангельский идеал осуществили святители, поэтому нам так дороги наши горячие молитвенники перед Богом.


ВЫСЕЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ТВЁРДОМ КАМНЕ

Святители носили рай в себе и своим примером служили своему народу. Мы видим, как святой Петр в тяжелые и тягостные для черногорцев времена буквально высекал и ваял характер в камне. Как смиренный и терпеливый "пастырь добрый", который "полагает жизнь свою за овец" (Иоанн, 10, 11), призывал он и предостерегал, предупреждал об опасности, упрекал и стыдил, как и все святые нашего народа. Он "изгонял словами, а не кулаками", однако всегда в тяжелые времена набегов врагов вёл черногорцев в борьбе за веру и отечество. Известно, что сильные духом никогда не идут на компромисс со злом, а именно таким и был св. Петр Цетиньский. Он выступал против политиканства и приспособленчества, против отречения от собственного мнения. Своим пастырским примером он будит нас "голосом пастыря" (Иоанн, 10, 3-4) и предостерегает об опасностях процветания и прогресса …

Вослед святителю Иоанну Златоуст, св. Петр морально обличал свое поколение в письмах и посланиях. Однако это морализаторство по существу являлось проповедью Новой жизни во Христе. Его жизнь, как уже было сказано, с самого начала являлся доказательством веры. Разумеется, св. Петр Цетиньский постоянно подтверждал свою веру делами милосердия и любви. При этом он являлся великим борцом за правду и справедливость, подобно святителю Николаю Чудотворцу. Интересовался живыми людьми и их проблемами. Как истинный пастырь, проповедовал весьма строго, всегда чувствуя огромную ответственность за свое стадо. У святого Петра никогда не оставалось времени для самого себя, так как, по словам апостола гимна любви "любовь не ищет своего" (1 Кор 13, 5).

Эта великая святительская любовь проявлялась в его заботе о бедных. Церковь на протяжении истории всегда голосом своих пастырей разоблачала нравы человеческого общества, его суровую и страшную несправедливость. Поэтому там, где Дух Божий, существует и истинная Церковь, а значит и, гонения, по словам Святых отцов. И мы сегодня являемся свидетелями этой горькой реальности жизни. Осуждая самих себя за эгоизм и холодность, люди Церкви стремятся продемонстрировать сострадание и милосердие в отношении всех без различия. Этот пример божественного человеколюбия мы видим и у святого Петра, о чем пишет его биограф: "Особенно святой заботился о бедных. Так в его посланиях мы читаем, как он защищает некоего бедняка Петра Попадича от разорения, ибо тот кормил не только свою семью, но и сирот своего брата".


МИЛОСЕРДИЕ КО ВСЕМ

Как когда-то в давние времена святой Иоанн Златоуст обличал богатство храмов, так и святой Петр, чтобы помочь бедным, продавал или обменивал на хлеб ценные вещи. "Он плакал с плачущими, сиротствовал с сиротами, делился с каждым тем, что имел, ободрял, вдохновлял верой, утешал, молил беречься болезней, закладывал свои монастырские вещи, чтобы в голодные годы покупать зерно для бедных". Св. Петр следовал проникновенным словам святителя Иоанна Златоуста: "Если вы желаете воздать честь Христу, делайте это тогда, когда видите его нагого, в образе бедняка в лохмотьях. Никакой пользы нет в том, если вы приносите драгоценные дары в храм, а Христа оставляете на улице терпеть холод и наготу. Нет пользы, когда храм полон золотых сосудов, а Христос голодает. Вы делаете золотые потиры, но не можете предложить чашу воды жаждущим. Христос как бездомный, чужестранец скитается и просит милостыню, а вы, вместо того, чтобы принять его, делаете украшения". Эти слова святителя Иоанна Златоуста актуальны и в наши дни, поэтому совсем не удивительно, что св. Савва и св. Петр следовали его примеру.

Иоанн Занара (XII в.), комментируя 45 (83) канон Карфагенского собора, пишет: "Епископы должны не только учить людей, но защищать их, терпящих несправедливость, бороться, не жалея сил". Иначе говоря, епископам необходимо слушать того, кто смиренно и с любовью к Церкви предупреждает о случаях неподобающего поведения некоторых людей Церкви. Нужно иметь в виду, что и св. Петр обличал, например чрезмерное прославление "крестной славы" (праздник у сербов в честь святого - покровителя семьи, рода - прим. переводчика.) богатым пиршеством, что часто приводило к обнищанию. Самое худшее - это появление нищеты вкупе с завистью и грабежами, с кровной местью, которую искоренял святой Пустынник Цетиньский. Так, и в наши дни в газетах пишут, что люди скоро начнут "угрызать" один другого из-за социальной несправедливости в Черногории. Подобно св. Петру, наш Патриарх, Его Святейшество Павел, когда мы славим многие праздники, просит нас воздержаться от чрезмерных пиршеств. Известна его отеческая просьба: "Сколько нас, людей Церкви, и сколько раз заходили мы в приюты, дома, больницы, чтобы ежедневно проявлять свою заботу о них? Если бы я мог, Воскресший Бог мне свидетель, я бы стоял перед церквами, больницами, роскошными банкетными залами и сам просил бы милостыню за наших страдающих братьев, сестер и детей" ("Молитвы и мольбы", Белград, 1996 г.)


БЛАГОДАТНАЯ И МИЛОСТИВАЯ ДУША

Но, вернемся к примеру божественного человеколюбия св. Петра, которое вдохновляет нас поступать так же. Достойнейшими для нас являются те святители, которые учат нас, говоря о тайнах Евангелия, о божественных истинах и добродетелях. Основа, фундамент деятельности св. Петра на Ниве Господней - это его благодатная и милостивая душа. Святой Петр, проповедуя о всемилостивой христианской любви, всегда говорит о вере и истине. Потому он и является "правилом Веры и образом кротости", а не сентиментальным оптимистом. Сегодня многие трубят и говорят о "деятельной любви": говорят и атеисты, и западные христиане. Существует множество гуманитарных организаций, служащих своему "земному" богу. Во имя предотвращения гуманитарной катастрофы уничтожается европейский народ, оккупирована святая земля его славных предков. Все это ведет лишь к увеличению числа бед и страданий. В свое время Петр Цетиньский обращался с просьбой к черногорцам (1822г.), так же поступает и его сегодняшний наследник на троне черногорских митрополитов. Завершая это скромное изложение, приведем отрывок той просьбы Чудотворца Цетиньского:

"Я знаю ваше бытие и положение, вашу нищету, однако она (Печская Патриархия - прим. о. Йована) - это Сербская Церковь всего славяно-сербского народа и мать всех сербских Церквей, в которой служили наши Патриархи и которую защищали наши цари. Поэтому, любезные братья, не отказывайтесь от посильной для вас милостыни и помощи этой святой обители, чтобы собрать ее и сохранить от разорения. Храни вас Бог от всякого зла, беды и напасти".

Что сказать после этих слов и деяний св. Петра нынешнему поколению черногорцев? Мы, люди Церкви, знаем только, что единственная наша обязанность - говорить правду и страдать за нее. Долг епископа, по словам М. Петровича, "своим примером напоминать ветхозаветных пророков, своим мнением последовательно проводить в жизнь науку Христову, подражать апостолам и отцам Церкви, с любящим сердцем поить жаждущих, кормить голодных, одевать оборванных, давать отдых уставшим, защищать изгнанных, советовать богатым считать нищих своими братьями". Так поступал и св. Петр Цетиньский, который своим богозаповеданным человеколюбием помогает нам понять значение и важность милосердия.

Единственным вопросом на Страшном Суде будет следующий: "Были ли мы по-христиански милосердны?". Дай, Боже, чтобы мы смогли повторить за блаженным Августином: "Братья мои, я не желаю спастись без вас".

Газета Сербской Православной Церкви "Православле", № 793, 1 апреля 2000г.
http://www.spc.org.yu/Pravoslavlje/

Протосингел о. Йован (Пурич)
Перевод с сербского Ольги Лысенко и Олега Кузеванова

 

Смотри также:

Ссылки по теме:


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU