«Премудрая Двоица»: феномен русской истории

Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Премудрая двоица» работает в Московском Кремле  до конца года

"Плакат
Плакат выставки
Всё возвращается на круги своя…

И, наверное, не могло не случиться, чтобы в Одностолпной палате патриарших покоев, где не раз царь и патриарх держали свой совет,  вновь не сошлись бы вместе эти два крупнейших исторических деятеля русского средневековья. А мы – смогли бы в новом свете осмыслить этот феномен, по определению ученых-книжников того времени, «премудрой двоицы» – царя Алексея Михайловича, вступившего на престол 360 лет назад, и патриарха Никона, 400-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.

Может, это и есть модель выставки будущего, когда в фокусе внимания оказывается целое историческое явление во всей его многогранности?

Царская держава и патриарший посох

Около 160 экспонатов – символы царской власти, памятники государственных и дворцовых церемониалов, церковные раритеты, гравюры и иконы позволяют образно и во всей полноте представить взаимоотношения этих едва ли не самых значимых фигур русской истории ХVII века. Выставка раскрывает сложность и глубину их взаимоотношений, наложивших отпечаток на всю последующую российскую историю. 

Основное внимание экспозиции, охватывающей период с 1630 по 1670 г.г., сосредоточено на 40-50 годах – периоде дружбы и взаимопонимания царя и патриарха. В свою очередь, в этом временном промежутке особое значение имеют 1652 - 1658 годы, на которые приходится фактическое пребывание Никона на патриаршем престоле.

"Держава
Держава царя Алексея Михайловича, Стамбул 1660-1662 г.г.
… Задолго до того, как пересеклись жизненные пути Алексея Михайловича и Никона, их судьбы соединил преподобный Елеазар Анзерский. Основатель уединенного скита на острове Анзер в Белом море, он был хорошо известен при царском дворе. Именно преподобного Елеазара царь Михаил Федорович просил молиться о даровании наследника. Чадом молитв преподобного, по преданию, и стал Алексей Михайлович, который родился 10 марта 1629 года и был назван в честь святого Алексея, человека Божьего.

Поразительно, но преподобный Елеазар сыграл огромную роль и в судьбе будущего патриарха, в миру Никиты Минова, который в 1636 году в Анзерском скиту принял постриг от преподобного Елеазара с именем Никон. Он стал одним из ближайших учеников старца, под началом которого провел три года, ставшие для него истинной школой монашеского благочестия.

После смерти Михаила Федоровича его сын Алексей был объявлен государем всея Руси. 28 сентября 1645 года «всенародное множество православных христиан» стало свидетелем торжественного венчания Алексея Михайловича на царство. В Успенском соборе Кремля на юного государя возложили царские регалии – крест, бармы, шапку Мономаха, цепь, в правую руку вложили скипетр, в левую – державу. Вскоре после своего избрания царь, по отзывам современников, «великодушен, милостив, набожен, навычен многим философским наукам», встретился с Никоном, тогда игуменом Кожеезерского монастыря.

"«Коломенский»
«Коломенский» саккос был подарен царской семьей в мае 1653 года патриарху Никону при богослужении в царском загородном дворце, о чем и повествует надпись, сделанная жемчугом на саккосе
«Крепкого богатырского телосложения, с колоритным лицом», духовно одаренный и весьма образованный, Никон произвел исключительно сильное впечатление на 16-летнего государя. И царь душевно привязался к своему «собинному» (собственному) другу, как он его тогда называл. По инициативе царя Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря, где находилась усыпальница рода Романовых, затем избирается новгородским митрополитом, а после смерти патриарха Иосифа – всероссийским патриархом, вновь по инициативе царя.

Глядя на царские регалии – державу, сплошь выложенную драгоценными камнями, и бармы – оплечные украшения с многоцветными прозрачными эмалями, сделанные по образцу барм императора Константина Великого, а также на никоновские саккос и посох, принадлежавшие еще первому московскому святителю митрополиту Петру, словно вдыхаешь воздух того времени, когда верховный иерарх Русской Церкви стал главным советником государя, когда, по свидетельству одного из иностранных дипломатов, царь без ведома патриарха не осмеливался «ни созывать сенат, ни объявлять войну, ни налагать пошлины».

«Вселенское московское православное царство»

"Центральный
Центральный медальон барм с изображением Богоматери на престоле, где Она предстает как Защитница и покровительница православных христиан, «Церкви Непоколебимый Столпе»
Идея «двоицы», или симфонии Церкви и государства, заимствованная из религиозно-философской мысли Византии и воспринятая как Никоном, так и Алексеем Михайловичем, способствовала их успешному взаимодействию в разных областях жизни русского государства.

Воссоединение Украины с Россией (1654 г.) – важнейшее событие внешнеполитической истории периода правления «премудрой двоицы». Ему предшествовали длительные переговоры, в которых ближайшим советником царя выступал Предстоятель Русской Церкви. Предводитель запорожского казачества, гетман Богдан Хмельницкий, хорошо зная о влиянии Никона на Алексея Михайловича, неоднократно обращался к патриарху, стараясь сделать его союзником в переговорах с царем.

Никон активно поддерживал также последовавшую вслед за этим событием войну с Речью Посполитой, целью которой было возвращение России западнорусских земель. Царь лично принимал участие в военных походах, взяв с собой богатую казну с парадным оружием. На время отсутствия Алексия Михайловича патриарх оставался в столице его наместником – «великим государем», названным так самим  царем.

Характерное для этого периода взаимопонимание царя и патриарха основывалось на общем для них представлении об особой роли России в православном мире. Русское государство, оставшись после турецких завоеваний единственной независимой православной державой, должно было, по мысли царя и патриарха,  стать собирателем православных земель и хранителем истинной веры. При активной поддержке своего царственного единомышленника Никон приступил к проведению церковной реформы, что проявилось в возврате церковно-обрядных отношений Русской церкви к греческим образцам.

Общие для царя и патриарха идеи «о вселенском московском православном царстве» реализовались в собирании общеправославных святынь. При Алексее Михайловиче и Никоне с православного Востока в Москву были привезены бесценные реликвии – Иверская и Влахернская иконы Богородицы, глава святого Григория Богослова.

"Антиминс,
Антиминс, Новгород 1650 г. Подобные антиминсы сохранились в богослужебной практике до 50-х годов XVII века – времени начала церковной реформы патриарха Никона
Совместными усилиями патриарха Никона и царя Алексея Михайловича расширились монастырские ограды на Руси. Были возведены три новых монастыря – Иверский Валдайский, Крестный на Кий-озере и Воскресенский, позднее названный Ново-Иерусалимским. Все три обители, по замыслу царя и патриарха, создавались как подобия великих святых мест Востока.

История, как известно, не любит сослагательного наклонения. И все же – давайте задумаемся, как могло бы развиваться «московское православное царство», сколько еще славных дел оказалось бы на счету «премудрой двоицы», если бы не начавший набирать силу конфликт между царем и патриархом. Главной причиной их расхождения, как определяют историки, стало стремление Никона создать теократическое государство с сильной церковной властью, независимой от светской.

После шести лет пребывания на патриаршем престоле Никон был вынужден в 1658 году покинуть его, а спустя еще восемь лет – был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Пронеслось еще одно десятилетие, умер Алексей Михайлович, и царем стал его сын Федор. Он не только вернул Никона из ссылки, но и после смерти старца в 1681 году добился у восточных патриархов его прощения и возвращения патриаршего сана.

Вместо эпилога

… Есть на выставке одна, написанная по повелению царя Федора икона, окутанная некоей тайной.

Это икона «Происхождение честных Древ Животворящего Креста Господня»: по сторонам Креста предстоят святой равноапостольный император Константин и его мать – царица Елена; здесь же мы видим царя Алексея Михайловича, царицу Марию Ильиничну (их имена указаны в надписях) и коленопреклоненного архиерея со свитком в руках, имя которого не обозначено. Современники тех событий отождествляли изображенного на иконе архиерея с патриархом Никоном, который тогда еще находился в ссылке. Скорее всего, мы никогда не сумеем проникнуть в эту загадку.

Но, похоже, таким образом ставилась точка в драматических отношениях Царя и Патриарха, которые – пока они были вместе – так много сделали для православной России.

Василий Писаревский

27 октября 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×