Православие.Ru
ГОСТЬ САЙТА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

"ПАМЯТНИК ПОРОКАМ" ШЕМЯКИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГА

ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ВЕРОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ АБРАМЕНКОВОЙ, ВЕДУЩИМ НАУЧНЫМ СОТРУДНИКОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
"Монстры" Болотной площади
"Монстры" Болотной площади

- Городская среда, в которой обитают миллионы российских детей, это один из важнейших факторов, воздействующих на психологию ребенка и формирующих его картину мира. От того, какая это будет картина, какие образы станут для нового поколения привычными и желанными, какие модели поведения войдут со знаком плюс в детское сознание, будет вскоре зависеть чуть ли не вся наша с вами дальнейшая жизнь.

- В последние годы Москва сильно изменилась. "Лучший город Земли", как пелось когда-то в песне, украшается. Его украшают и храмы, и великолепные здания, и памятники. Но, увы, не все так идиллично, как может показаться на первый взгляд. Будучи детским психологом, я особенно пристально интересуюсь городской инфраструктурой, предназначенной именно для детей: детскими площадками, парками и проч. И вижу достаточно много настораживающего, а то и просто вопиющего. Об одном из таких "украшений" мне бы и хотелось сегодня поговорить. В начале сентября, в День города, состоялось открытие нового московского памятника. Аналогов ему, наверное, нет в мировой культуре. Находится он на Болотном сквере, совсем близко от Кремля. Автор памятника известный скульптор Шемякин, бывший наш соотечественник, а ныне гражданин США.

- Что вас насторожило в шемякинском памятнике?

- По замыслу автора, это "памятник детям, жертвам пороков взрослых". В народе, правда, его немедленно прозвали просто "памятником порокам". И неслучайно, ведь эта огромная композиция, раскинувшаяся на достаточно обширной территории, почти вся посвящена старательному, живописному изображению пороков. Их тринадцать, чертова дюжина. Они стоят полукругом, возвышаясь, как бы нависая над двумя детишками, мальчиком и девочкой. У детей глаза завязаны, а руки вытянуты. То ли они играют, то ли что-то ищут. Впечатление жуткое: полукруг пороков наступает на маленьких, беззащитных детей, находящихся в центре композиции.

- То есть, пороки огромные, а дети маленькие?

- Совершенно верно. И потому получается, что памятник поставлен не детям, а порокам. Я недавно перечитывала одну книгу, в которой приводилась небезызвестная доктрина бывшего шефа ЦРУ Аллена Даллеса план уничтожения нашей страны через насаждение различных пороков, греховных влечений. Среди них он упоминал секс, садизм, предательство, наркоманию, проституцию. И вот все пороки, которые Даллес считал необходимым планомерно насаждать в нашей стране, собрались на Болотном сквере, рядом со святынями Кремля. Не знаю, подозревает ли об этом Шемякин, но факт остается фактом: он эти пороки изваял, можно сказать, оживил силой своего таланта.

- Да, странный замысел... Памятники жертвам, конечно, ставили и раньше. Например, жертвам фашизма. Но палачей при этом никогда не изображали! И уж тем более такими величественными, а жертвы такими подавляюще-жалкими...

- Увы, на этом странности не кончаются. Мало того, что в изображении пороков чувствуется гигантомания, так они и показаны весьма специфически. Это фигуры каких-то существ, монстров, человекообразных, но с птичьими головами, рожами (прошу прощения, но иначе не скажешь!), списанными с каких-то ужасных, вероятно, древних изображений. Есть монстры с ослиными головами, с клешнями, с рогами. А двое чудищ вообще с крыльями! Эта устрашающая символика вполне в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект. Фигуры очень неприятные, отталкивающие. Каким, собственно, и должен быть порок. Поэтому Шемякин, который стоял возле памятника и с которым у меня завязался спор, сказал, что это сделано специально. Пусть, дескать, люди увидят, какими не надо быть.

- Ну, так обычно оправдываются деятели искусства, которые стараются внедрять в общественное сознание всякую пакость. Допустим, режиссеры садистских фильмов будут уверять вас, что они показывают жестокость, дабы люди видели, как это плохо и не подражали. Правда, жизнь свидетельствует об обратном: подобные фильмы, наоборот, провоцируют агрессию. А что с точки зрения психолога можно сказать про "памятник порокам"? Какие переживания могут породить у детей эти образы? Ведь на Болотный сквер часто приводят гулять детишек, в том числе совсем маленьких.

- Как детский психолог, я на многое привыкла смотреть с точки зрения ребенка. И могу сказать, что воздействие этих образов безусловно несет в себе очень мощный негативный заряд. Очень важно, что все фигуры монстров доступны, к ним можно подойти. Более того, они специально изображены так, чтобы с ними можно было пообщаться: пороки протягивают людям руки, и у многих людей возникает ответное желание пожать эту руку, клешню, конечность. Я провела у памятника три часа, наблюдая за людьми, и видела, что они действительно касались руками протянутых конечностей монстров, контактировали с ними. А ведь изображения демонические! Получается, что ребенок вступает в реальный контакт с демоническим, сатанинским идолом. Я видела, что многим детям хочется пожать такому демону руку, дотронуться до рогов, хвоста, до изображения змеи, каких-то мистических, оккультных знаков... А вступая с демонами в контакт, дети, естественно, начинают думать, что демоны хорошие. Поэтому неприятие сменяется симпатией.

- Пожалуй, вы правы. Когда мы видим что-то отвратительное, уродливое, нам не хочется на это смотреть, а хочется поскорее отвернуться, уйти. Так устроена наша психика: она старается защитить нас от зла. А для того, чтобы со злом захотелось вступить в контакт, оно должно стать для нас привлекательным.

- Есть и другой аспект. Злу, порокам поставлен памятник. А в сознании людей, в том числе в сознании ребенка, укоренено представление о памятнике как о некоем образце. Памятник ставят героям, выдающимся личностям. Это нечто не просто разрешенное, а рекомендованное как образец. И многие люди, не вдумываясь в смысл происходящего, привычно воспринимают как образец и "памятник порокам". Некоторые посетители Болотного сквера со слезами на глазах пожимали руку маэстро Шемякина, благодаря его, по существу, за эту мерзость, которую он привез к нам на родину. Причем интересно, что на фигурах монстров есть надписи на русском и на английском языках. То есть, инокультурность памятника зафиксирована наглядно. Мы среди наших святынь, на нашей земле уже чувствуем себя не совсем дома.

- А какие чувства и образы возникают в детском сознании при взгляде на бронзовых мальчика и девочку, стоящих в окружении величественных чудовищ?

- Дети, естественно, будут отождествлять себя не с чудовищами, а с бронзовыми малышами, так как их психология, их внутренний мир ребенку гораздо понятней. А малыши, обратите внимание, изображены с завязанными глазами. Как при жертвоприношении. Это еще больше их принижает, подчеркивает их беспомощность и зависимость. Слепцу требуется поводырь. Такие ассоциативные связи внедряют в сознание ребенка мысль о необходимости подчинения той силе, которая его окружает.

- А окружают его монстры...

- Вот именно! Есть такая наука "виктимология" наука о жертвах. И ученые, работающие в этой области, обнаружили, что если человек относится к себе как к жертве, по отношению к нему обязательно будет совершено насилие, ибо он внутренне уже готов к нему, подсознательно ждет его. Дети из шемякинской скульптурной композиции очень красиво сделаны, к ним нельзя не проникнуться теплыми чувствами. Значит, отождествляя себя с ними, наши живые дети будут усваивать психологию жертвы и не смогут противостоять насилию, злу. А многие детские психиатры говорят вдобавок о том, что психология жертвы зачастую толкает ребенка к самоубийству.

- А может ли "памятник порокам" породить рост детских страхов?

- Конечно, может. Даже взрослым людям страшно смотреть на этих чудищ. Что же говорить о детях?! У меня на Болотном сквере состоялся весьма любопытный разговор с одним подростком. Я спросила: "Как ты считаешь, хорошо, что здесь поставили такой памятник?" Он мне в ответ на подростковом сленге: "Ага! Клево! Прикольно!" - "А у тебя есть младший брат или сестра?" - спросила я. "Да, есть брат, ему пять лет". - "Ну, а ты бы хотел его сюда привести?" Паренек мгновенно посерьезнел, посмотрел на фигуры пороков и ответил: "Да вы что? Ему же потом ужастики будут сниться, он мне спать не будет давать". Я говорю: "А автор памятника считает, что этими фигурами можно учить и даже лечить детей, избавлять их от каких-то негативных влияний". - "Ах, вот как?! возмутился парнишка. Ну, я сейчас пойду скажу ему пару слов." И действительно, подошел к Шемякину и начал задавать вопросы, чем вызвал большое раздражение маэстро. Потом вернулся ко мне и сказал: "Ладно, мы с ребятами принесем бутылки и взорвем эту гадость". Это, конечно, юношеский максимализм, но согласитесь, интересно, что поставленный в позицию старшего брата даже самый обычный, вероятно, не очень образованный подросток понимает, как вреден для детской психики шемякинский памятник. А маститый Шемякин, претендующий на роль нашего учителя жизни, не понимает!

- Вы упомянули про инокультурность памятника. Это действительно так. Взять хотя бы то, что один из пороков, изваянных Шемякиным, обозначает... нищету. Столь антихристианская позиция совершенно чужда православию и, соответственно, русской культуре.

- Да, а по-английски этот "порок" обозначен как "бедность", "poverty. А у нас знаменитейшая пьеса Островского называется прямо противоположным образом: "Бедность не порок". Так что памятник, можно сказать, утверждает антихристианские ценности. Хотя сама его форма списана с иконы. Когда мы с ним спорили, Шемякин как раз пытался к этому аппелировать: "Вы знаете иконы Страшного Суда, надвратную икону Христа?" Я, конечно, знаю надвратную икону. Но знаю и то, что памятник является ее противоположностью, антиподом. В каждом храме над Царскими Вратами висит икона, на которой шесть Апостолов с одной стороны и шесть с другой идут под благословение ко Христу. В "памятнике порокам" все это скопировали, собезьянничали. Не зря говорят, что дьявол обезьяна Бога! Только вместо апостолов - монстры, вместо Христа - фактически сатана.

- А, может, вавилонская блудница, о которой говорится в Апокалипсисе? Ведь насколько я понимаю, центральная фигура композиции это фигура странной четверорукой женщины, по телу которой ползают змеи.

- Да, это самая страшная фигура, стоящая на особом постаменте. Она названа "равнодушием", но ее символика говорит о культовом характере этого памятника. Конечно, символика бывает разной, но в данном случае можно сказать прежде всего о сатанинской символике, а не о христианской. Христианство отметается напрочь.

- В чем, по-вашему, главный смысл установки такого памятника рядом с нашими святынями?

- Я думаю, смысл в легализации того сатанинского содержания, которое всегда было запрятано, не вытаскивалось на поверхность. К нему, к этому сатанинскому элементу, вероятно, хотят приучить, приручить людей, хотят показать, что это не так страшно, а очень даже хорошо. И потом можно будет сделать следующие шаги. Скажем, следующим шагом вполне может оказаться "памятник сатане", который для широкой публики назовут "памятником жертвам сатанизма". Враг рода человеческого будет точно так же возвышаться над своей жертвой, а авторы с умным видом рассуждать о необходимости высокохудожественного изображения дьявола, дабы отвратить от него людей. Ну, а восторженные поклонники будут приносить к нему цветы.

- Во всяком случае, шемякинским "порокам" цветы уже приносят. Хотя если вдуматься, что такое, когда к культовому сооружению приносят цветы? Это ведь форма идолопоклонства, не так ли?

- В какой-то степени да. Пусть невольное, но соучастие в поклонении идолам.

- Что, по-вашему, нужно делать москвичам?

- Важно, чтобы люди понимали, с чем они столкнулись. Важно, чтобы их перестала завораживать слава Шемякина. Надо посмотреть на памятник глазами детей. Какой он несет в себе воспитательно-духовный смысл? Любой педагог или психолог вам скажет, что невозможно воспитывать на отрицательных примерах. Точно так же, как невозможно учить на исключениях из правил. Нельзя научить добру на примере садизма и жестокости, нельзя научить красоте на примере порнографии и проституции. Поэтому мы должны понимать, с чем мы столкнулись, и сказать свое слово. Главное - не примиряться со злом. Мало ли что памятник поставлен? Сколько памятников стояло, а потом их сносили, и это происходило даже на протяжении нашей жизни. Надо требовать, чтобы "памятник порокам" был убран с Русской земли.

С Верой Абраменковой беседовала Татьяна Шишова

05 / 12 / 2001


Ссылки по теме:



editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU