Город. Тюрьма в гирляндах

В 21-м веке население городов впервые преодолело отметку в 50% населения Земли, сохраняя стойкую тенденцию к увеличению роста. Земля будущего, таким образом, это планета горожан, при том, что сам город перерастает первичное свое значение, отказываясь от стен, застав и прочих пространственных ограничителей. Это уже не огороженная территория, а некое инфраструктурное и ментальное явление, подчиняющее человека изнутри смыслами, а не снаружи стенами.

В Африке, Америке, Индокитае города разные, но все равно есть некий набор общих психологических черт горожанина, позволяющий оценивать их по общим же критериям. Так и муравьи обитают всюду, кроме Арктики и Антарктики, и хотя отличаются по размерам и деталям образа жизни, классифицируются все же, как муравьи – общественные насекомые отряда перепончатокрылых.

***

У Пушкина в «Цыганах» отрицательный образ городской жизни автор вкладывает в уста Алеко. Алеко – гордый человек, покинувший атмосферу городской суеты и презрительно смотрящий в ту сторону, которую покинул. Земфира (его возлюбленная в таборе) спрашивает Алеко, не тужит ли он по привычной жизни, которую оставил? И слышит в ответ:

О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Отдадим должное гению Александра. Его слово, сохраняя поэтическое изящество, часто способно соперничать с наукой по степени точности определений. Болезни города он классифицирует двояко. Во-первых, это чисто природная неестественность – «неволя душных городов». А во-вторых, это психологический портрет раба – усредненного жителя города.

Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Первый раздел проблем решается в истории успешнее, чем второй. И хотя к духоте и скученности вскоре добавились проблемы под названием «транспорт», «мусор», «загазованность воздуха», все же есть города комфортные для жизни, зеленые, сочетающие выгоды живой природы с выгодами цивилизационного комфорта. Таких городов немного, но они есть, и теоретикам урбанизации есть на кого указать в качестве примера. А вот второй раздел болезней врачуется сложнее, если вообще врачуется.

***

Современный человек любви не стыдится. Он называет ее иностранным словом «секс», которое в свою очередь, будучи существительным, нуждается в глаголе «заниматься». Нравы год от году свободнее, и в городах более, чем где бы то ни было. Это не столько свобода, сколько распущенность, причем распущенность ума – в первую очередь, и отсутствие нравственных ориентиров. А вот «мысли гонят» как и прежде. Мысли вообще гонимы по преимуществу. Если гонят где-то людей, то гонят именно за мысли, которые нашли себе прибежище в людских душах.

Бесстыдство полового поведения, помноженное на органическое отвращение к ясности ума, дают в итоге такое явление, как многолюдный праздник, назовите его хоть карнавалом, хоть народным гуляньем. Кстати, демонстрации и протестные марши это тоже разновидность народного гулянья, лишь окрашенная в иные эмоции. Там тоже много половой энергии, которую не успели никуда деть, и глубокое коллективное бессмыслие.

***

Волей торгуют все или почти все. В этом горько признаваться, но если не признаться, то будет еще горше. Если бы птицы были похожи на людей и умели клеить на столбах объявления, мы могли бы прочесть такие тексты: «Меняю бескрайнее синее небо на золотую клетку и регулярное питание». Собственно три последние строчки из приведенных Пушкинских говорят об этом же:

Торгуют волею своей
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Вот вам моя воля. Дайте денег. Согласен на цепи.

Чтобы совсем уж с ума не сойти и создать иллюзию относительной свободы, человек может иногда побыть дайвером или альпинистом. Но потом – назад, в тюрьму, потому что там хорошо, там сейчас – макароны.

***

Слово «свобода», лишенное мысли о Боге, о искуплении тела нашего, до наступления которого мы «стенаем сами в себе» (Рим. 8:23), есть какая-то насмешка и издевательство. Свобода без Бога есть некая смрадная ложь. А всякая смрадная ложь, жонглирующая священными понятиями, есть идол. Именно это – идол, а не что-либо другое.

В городах действительно «главы пред идолами клонят», и самых любимых болванчиков штампуют политика и коммерция.

***

Человек спокойно смотрит ролики о паразитах в матрасе или о хлорке в водопроводной воде. О паразитах в общественном сознании и о хлорке в собственной голове человек уже слушает с гораздо меньшей степенью толерантности.

Алеко у Пушкина – гордец. Убежав из города, он на природе проливает кровь, странно сближаясь с другим литературным персонажем – Шукшинским беглецом из лагеря в рассказе «Охота жить». Там, наоборот злодей с волчьими повадками бежит из мест лишения свободы именно в город, где слабые и разнеженные люди боятся смерти и тех, кто не боится убивать.

«Ты не знаешь», – говорит беглец охотнику, которого в конце рассказа предательски застрелит, – « как горят огни в большом городе. Они манят. Там милые, хорошие люди, у них тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по городу, и он весь мой. Почему же они там, а я здесь? Понимаешь?»

Это еще она проблема городов, которые, чем больше по размеру, тем страшнее на окраинах. Маня теплом и сытой праздностью, они способны ужаснуть подлинными джунглями, куда лучше не заходить с наступлением сумерек.

В отечественном кинематографе этот контраст выражен в фильме Балабанова «Брат». Для доброго немца Гофмана город это безликая сила, способная любого изломать. А для Данилы это место жительства массы слабых людей. И Данила без страха ходит по шумным улицам с плеером в ушах, потому что сам может убить, кого хочешь.

***

Двусмысленность – одна из характеристик нашей жизни. Срубая лихо голову одной проблеме, мы вскоре обнаруживаем уже две головы на месте недавней смертельной раны. Со временем и руки устают, и лезвие тупеет, а сложности все умножаются на глазах у сражающегося со сложностями человека.

Дело не в городах и не в бегстве от них. Дело в самом человеке, который, куда бы ни пришел, всюду приносит себя самого, причем себя испорченного. Так и заканчиваются «Цыганы». Укорив вначале городское рабство и воспев природную простоту, Пушкин заключает все же, что:

Счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны.

***

Александру Сергеевичу спать до Страшного Суда, в надежде на милость Бога и людские молитвы. А нам жить еще, сколько Бог даст, всматриваясь в черты окружающей жизни и пытаясь понять ее. Для чего, собственно, и книги пишутся, и разговоры разговариваются.

Протоиерей Андрей Ткачев

28 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Деревня vs город Деревня vs город
Юлия Жабыко
Раньше я терпеть не могла сидеть в деревне. На выходные приехать – ну ладно уж, так и быть, а если дольше – нет уж, увольте. Что там делать? Ну, искупаться, ну, в лес сбегать, ну, на поле гороху настричь. И все? Полоть бесконечные грядки?.. Теперь я с удовольствием приезжаю сюда еще по весне.
Деревня «Караул!»
Нигде такого разорения и запустения, как в русских селениях, нет
Деревня «Караул!»
Нигде такого разорения и запустения, как в русских селениях, нет

Александр Калинин
За прошедшие с развала СССР 20 лет в стране не стало 23 тысячи населенных пунктов, из них 20 тысяч – сёл и деревень. Еще 20 тысяч – на грани вымирания, в них осталось по 5-7 стариков. Я бывал в этих деревнях и видел этих стариков. На зиму, когда уедут последние дачники, а землю скует морозом, они обычно сбиваются в одну избу. И не только для того, чтобы таким образом сэкономить дрова и электричество. Вместе не так страшно. А главное, чтобы не помереть в одиночестве.
Мы живем в нерусском городе Мы живем в нерусском городе
Владимир Махнач
Мы живем в нерусском городе Мы живем в нерусском городе
Владимир Махнач
Русский город начали разрушать революционеры в 1917 году, продолжают разрушать их потомки, ловкачи, посжигавшие или припрятавшие свои партбилеты, на наших глазах.
Комментарии
Татьяна22 февраля 2013, 17:16
С о. Андреем я спорить не буду,но вот для нас с мужем столица - Москва - спасение. Это и возможность для мужа получить работу по специальности, и радость получения новых знаний в виде дополнительного образования и даже возможность получить научную степень, но это очень грустная история. Мы едим в столицу ежегодно для глотка свежего воздуха, каким бы смешным не показалось это выражение (речь не о качестве воздуха мегаполиса). Если бы у нас не было такой возможности, мы бы просто сошли с ума в провинции, которая целиком состоит из промзоны и окружающей ее тоскливой степи...Вот вам и цепи, и искушения на каждом шагу. С Богом и в шумном городе - не пропадешь, а без Него и в самом благополучном на вид - прокиснешь и затоскуешь. Спаси Господи о. Андрея за все его статьи, которые дают пищу уму и сердцу.
Вася10 января 2013, 10:23
Как же надоедает порой вся эта манная каша. Для того, чтобы остановить таких, как шукшинсий "беглец", нужны свои мужественные и сильные люди. А не гофманы. Гофман - хороший, но зло остановить в лице бандитов не в состоянии.

р.б.Сергий 8 января 2013, 21:14
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами!
Да прийдет Царствие Твое,
Твоя да будет Воля с нами,
Как в небесах, так на земли!
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою,
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщенья
Избави нас..."
А.С.Пушкин
Надежда 2 января 2013, 13:07
Статья просвещающая на определенных этапах познания себя и окружающего мира. Все бы ничего, но сама проблема создания городов и заселения их носит насильственный характер над созданием Божиим - человеком. Мы все невольно соглашаемся с предложенными условиями и охотно одеваем на себя ярмо зависимости. Ведь современный городской человек совсем изолировался от природы нарушая тем самым Божественный Закон связей. Хочется пожелать в Новом,2013 году нашему мудрому Правительству России организовать малоэтажное строительство в 1 - 2 этажа для нормального проживания человека в современном мире, потому как нам только кажется, что мы свободны в своих квартирах многоэтажного дома, т.к. если заняться просвещением и изучением влияния негативного соседства с многоликим народом, занимающимся своей жизнью по своим желанным правилам и по желанию заинтересованных воздействователей, которые далеки от Бога и его Законов; да еще изучить структуру и состав полезный - не полезный окружающих предметов и материалов то становится совершенно ясно - что проживание в таких многоярусных и многоквартирных домах очень вредно.
Григорий 1 января 2013, 22:51
Храни Вас Господь!
Надежда 1 января 2013, 14:04
Статя просвещающая на определенных этапах познания себя и окружающего мира. Все бы ничего, но сама проблема создания городов и заселения их носит насильственный характер над созданием Божиим - человеком. Мы все невольно соглашаемся с предложенными условиями и охотно одевем на себя ярмо зависимости. Ведь современный городской человек совсем изолировался от природы нарушая тем самым Божественный Закон связей. Хочется пожелать в Новом,2013 году нашему мудрому Правительству России организовать малоэтажное строительство в 1 -2 этажа для нормального проживания человека в современном мире,потому как нам только кажется, что мы свободны в своих квартирах многоэтажного дома, т.к. если заняться просвещением и изученнием влияния негативного соседства с многоликим народом, занимающимся своей жизнью по своим желанным правилам и по желанию заинтересованных воздействователей, которые далеки от Бога и его Законов; да еще изучить структуру и состав полезный - не полезный окружающих предметов и материалов то становится совершенно ясно - что проживание в таких многоярусных и многоквартирных домах очень вредно.
ИванS31 декабря 2012, 19:11
отцы командиры, чтож вы делаете, то диснеевские мультики вам не нравятся все без разбора, то на пересадку сердца взъелись, теперь вот города... как будто в деревнях не были.
по телеку мало негатива что ли? Не боитесь что люди от отчаяния в петлю полезут? Или спокойно к этому отнесетесь, мол сами свой выбор сделали?
Владимир31 декабря 2012, 04:59
раб Божий Владимир:
Как всегда на высоте, и как всегда в яблочко, спаси Вас Господь, батюшка Андрей. Много комментариев, и очень мало понимающих о чём речь. Ведь не о грехах городов, и не о святости деревень, а о том, с какой готовностью, легкостью и желанием, мы сами, меняем данную нам Богом свободу (сиречь, собственную душу), на кажущиеся нам безусловным благом "городские тюремные макароны". Вот уж, воистину, не ведаем, что творим. А если кто-то ищет стрелку-указатель куда идти, идите в церковь, к Богу, у него есть ответы на все наши вопросы и сомнения.
Людмила30 декабря 2012, 21:42
2Какая удобная "ловушка" для людей,для их истребления-город.Скинул бомбу- и нет сто тысяч (минимум),лишил пищи и воды-и бомбы не надо.Не даром первый,построивший город был Каин.
Людмила30 декабря 2012, 18:58
Город отобрал у человека важную часть его жизни-физический труд,тесное общение с природой.Все больше этот недостаток проявляется в каждом нашем поколении.Мы не приучены к труду,ленивы,легко "складываем крылышки",нас раздражает даже малейшая трудность,некомфортность(посему все стремятся жить отдельно)нежелание заботиться о ближних,которые нам "в тягость",особенно стариках,нетерпеливы,эгоистичны,потому что привыкли получать многое без труда.Но это не самое страшное.Мы действительно "узники" городов.Вспомните развал союза,начало90-х.Работы нет,зарплаты и пенсии не дают и т.д.
Это был первый "звоночек".Когда "устроют" голодовку,отменят деньги,введут электронную " обязаловку" для выживания,может быть тогда мы горько пожалеем об утраченной возможности кормиться плодами рук своих,да не было бы поздно.
Геннадий-либерал30 декабря 2012, 17:34
Явление урбанизации по мере развития цивилизации необходимо признать за правильное и положительное, в этом отношении имеем и доказательство из Нового Завета: жизнь спасенных будет городской.
Контекст художественных произведений следует принимать с большей или меньшей абстрагированностью от реальных положений бытия, тем более от религиозных догм. В самом деле, не будем же на Православном портале обсуждать обещание Терминатора: "I ll be back" и искать в нем духовный и мистический смысл пророчества.
На уровне быта современного человека: город это благо и видящему таковое дается много большее, чем живущему в деревне или в чистом поле. Кто вслух говорит обратное, тот про себя никогда не подумает: "встану, одену рубище и поеду жить в пустыню, а квартиру подарю Церкви". Кстати не очень давно, автор, в типовой манере недосказанности, предложил идею (несколько компрометирующую обсуждаемую проблематику): воздаяния за сделанное доброе дело именно презентом в форме обустроенной городской квартиры, причем в центре мегаполиса. Как видим творческий полет мысли писателя допускает сложные фигуры и ходы, что очевидно, при умолчании конкретности, не следует воспринимать как личную демонстрацию чувств.
А.Рукин30 декабря 2012, 09:28
http://expert.ru/expert/2012/28/ten-kulturyi/ ... Но к искомому моменту советской истории городская прослойка как раз оформилась как своего рода община, а той первичной общины, которую старательно рушили Столыпин и Троцкий, уже не существовало. Городская прослойка идентифицировала себя с интеллигенцией: считалось, что эта прослойка — носитель культуры и хранитель знаний. На деле, разумеется, это было далеко не так. Солженицын характеризовал эту страту как «образованщину», а у народа слово «интеллигент» стало ругательным — и не потому, что водитель троллейбуса не уважал Менделеева и Ключевского, но потому, что среднеарифметический выпускник Полиграфического института, обыватель с запросами, уже не был «народом», но и «профессором» не собирался становиться. По сути, он был никем — горожанином и только.

Возникла вязкая городская среда со своим кодексом поведения, с фольклором и с определенной связью с русской интеллигенцией. Связь была символической — так итальянцы наследуют древним римлянам. Но важно, что в качестве самоназвания городская община выбрала себе имя «интеллигенция», а вместе с именем присвоила и наследие судеб Соловьева и Блока, Пастернака и Достоевского.

= У Вас написано, что комментарии читает и редакция))) Со своего мейла я направлял Вам материал о пробках на дорогах. Помотрите - наверно, материал пропал в спаме....
Евгений29 декабря 2012, 19:47
Гениальная статья! Спасибо большое!
Александр29 декабря 2012, 18:28
Отдадим должное гению Александра. Его слово, сохраняя поэтическое изящество, часто способно соперничать с наукой по степени точности определений (c). Уважаемый автор - ученый? судя по статье - даже не филолог. анализировать развратника и прелюбодея Пушкина, называющего себя пророком - это конечно очень благодатная почва для православной апологетики вшироком смысле! Еще бы Баркова взяли.

книги пишутся, и разговоры разговариваются(с) вот вот, а дела ? где живет автор? чего он ,наконец , хочет? ...

наряду со всеми ужасами городской жизни - в ней есть и любовь, и романтика и вера. А грех - он вне географии. ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАН СЕЙ ТЕКСТ? а так...чтобы мы комменты написали)) получите и Бог в помощь!
Сергей29 декабря 2012, 15:53
Свобода-подлинная у Бога! Без Бога ее нет ни в деревне, ни в городе, ни на другой планете! И когда тяжело поступить по заповеди, то это не тяжесть заповеди, а тяжесть наших привычек, да грехов.

Как человек уехавший из города скажу: в городе человек живет среди сотен, тысяч, миллионов человек, живет один. Или в среди людей, сочувствующих его целям, убеждениям. А в деревушке на 1000 человек, все друг-друга знают, здесь труднее притворятся. И если есть гниль в человеке, она станет явной. И труднее ей, значительно труднее, будучи явной обольстить кого-то. Хотя и сюда просачивается, потихоньку.

Вообще деревня-деревни рознь. Есть забытые деревни где условия жизни невыносимые (ни работы там, ни школ, ни даже телефона иногда нет), есть нормальные, там где есть работа. И ничего живут люди, и молодежь тоже есть, свадьбы играют, детишек растят. Жить можно
Ольга29 декабря 2012, 13:52
Как были города за 6 тысяч лет до РХ, так и останутся. А разврат и в деревне есть, и одинаково отвечать за него будем. В Европе и в Сша люди не уезжали в столицу жить так как это делалось в ссср. Сейчас там много фермеров, которые живут хорошо и всегда при деле. А в России все уехали с столицы для лучшей жизни. Вот и итог. Вообще деревня хороша для пожилых и для молодых неучей. Если туда приедет чел с образованием, он деградирует и станет таким же неучем. Короче каждому свое, деревня или город. Только жить с Богом.
Сергей29 декабря 2012, 09:29
И...
Проблема то озвучена.
Так мы ее и так знаем, кто в Москве трудиться особенно.
Только автор статьи указав причину не раскрыл способы ее решения.
Елена.Украина28 декабря 2012, 22:00
Думаю,что нет разницы,где человек живет,в городе или в селе. Это не главное в жизни. Главное - найти Бога,а найти Его можно везде,и в селе,и в городе,а еще - в своем сердце. И в селе можно погибнуть,и в городе можно спастись. И на свободе погибают,и в тюрьме спасаются. И наоборот. Христос родился в маленьком Вифлиеме, но проповедовал в большом Иерусалиме. А нам нужно стремиться к НЕБЕСНОМУ ИЕРУСАЛИМУ,не привязываясь в этой жизни ни к селу,ни к городу. Потому что спасает человека не местность,а Господь наш Иисус Христос,Который устами апостола Любви напоминает нам: "БЛАЖЕННЫ ТЕ,КОТОРЫЕ СОБЛЮДАЮТ ЗАПОВЕДИ ЕГО,ЧТОБЫ ИМЕТЬ ИМ ПРАВО НА ДРЕВО ЖИЗНИ,И ВОЙТИ В ГОРОД ВОРОТАМИ". (Откр.22.14).
Наталия28 декабря 2012, 19:29
В городе уютно, пока телевизор не выключить. А в тишине как-то все наваливается - пыльные улицы, шумные соседи, противная какая-то реклама...
Хотя... Моя соседка занимается пением. С другой стороны ребенок то смеется, то топает. Слушаю с удовольствием, вроде как живое общество, хотя и не видимся... Люди рядом. Не хочу телевизор.
Вот бы сделать город зеленым, а всех людей доброжелательными, сплоченными и сильными. Но наверное не справимся до Страшного Суда... Господи, помилуй нас!
Сергей28 декабря 2012, 17:39
Да вот оно, логическое завершение: Дело в самом человеке, который, куда бы ни пришел, всюду приносит себя самого, причем себя испорченного.
Но Пушкин удивил, точнее не скажешь.
Юлия28 декабря 2012, 17:21
Деревня "караул" прочитайте. Безнадега и здесь и там. Я не сторонник шествий и демонстраций, но когда дома нм каширке взорвали, то мы распределяли дежурства с жителями всего многоподъездного дома, а все - работающие. Это не митингование бездарное было, а попытка общими усилиями детей и стариков дома сохранить. Политика государства, его цель, в чем она? А все просто. Для кого-то город - да, трибуна для амбиций, а кому- то жилье и работа. И муравьев в городе увидеть можно. Без отнесения к классам-видам. Помоги всем нам, Господи!
Лариса28 декабря 2012, 17:10
Согласна с Алексеем и поддерживаю Дионисия!
димитрий28 декабря 2012, 16:15
что в селе, что в городе - все в интернете сидят.
Павел28 декабря 2012, 16:00
Так понимаю, что в св. Писании особое внимание феномену современного города уделено в книге Конца - в Апокалипсисе. Вавилон - великая блудница - вот что такое современный город по своему воздействию на живущего в нем. Некоторые христиане сейчас в городе знают, в основном, метро, церковь, да работу, не сталкиваясь, как бы, с остальным городом. Знаем квартиры друзей, детсад, школу, десяток магазинов. Но давление этих "гирлянд", новостей, толпы, рекламы - возрастает с каждым годом. И в какой - то момент, перед горьким финалом Вавилона, христианам будет откровение о том, что они должны выйти из города, дабы не погибнуть за его беззакония, которые в нём являются "нормальным" фоном жизни. Так что, нужно понимать, что в крайнем случае мы должны быть готовы расстаться с "макаронами", которые дают в тюрьме, ради вечного спасения.
Есть тема города и в письмах св. Игнатия Брянчанинова друзьям. "Вы в Париже - столице просвещения и столице разврата! Скорее бегите оттуда!" (цитата неточная). Кто хочет - найдёт, сам прочитает это письмо.
Александра28 декабря 2012, 15:30
Почему-то как раз Бога нет в статье... грустно
Антонина28 декабря 2012, 14:57
Спасибо за глоток свободы.
Годлевский Сергей28 декабря 2012, 14:27
Согласен, город не может дать полноты познания Творенья Господнего, красоты земли но ведь сейчас жизнь на деревне становится не сносной нет возможности прокормить семью...
Лариса28 декабря 2012, 14:20
Приятно знать что Православная Церковь не запрещает читать светские книги и смотреть фильмы! Когда я несколько раз посещала Троице-Сергиеву Лавру , то на проповедях много раз слышала что ни читать ни смотреть мирское нельзя, это отвлекает и мешает Спасению. Долго пыталась себя сдерживать в этом плане, но потом поняла что лучше знать и новости и произведения классиков и современников, и хорошие фильмы, а ваша статья отец Андрей меня еще больше в этом убедила ( не смотрела фильм "Брат" думая что это боевик, и "Охота жить" Шукшина тоже не читала, единственное "Цыгане" Пушкина знакомы по школьной программе), спасибо вам за Просвещение. Как жаль что у нашей церкви нет единого взгляда по этому вопросу ( или сейчас уже есть?)
Согласна с Вами что Город это тюрьма в гирляндах, чтобы изменить это ощущение- когда я жила в Москве 1996-2001гг, я каждые Суб, Воскресение выезжала в Измайловский Парк, выращивала растения дома!
Олег28 декабря 2012, 13:19
Спасибо Огромное за статью!
Времена идут и ничего не меняеться:
Что было - то будет, что делалось - то будет делатся.
Спаси Вас Господи!
Владимир28 декабря 2012, 10:46
Спаси Господи, отец Андрей!

С наступающим Вас Рождеством!
Дионисий28 декабря 2012, 10:36
Отец Андрей, а какай конец? Или это чтоб мы сами продолжили?
Мол не надо думать про то, что во всем виновата цивилизация. Горда строят люди, а зло не обезличено, оно проявляется отдельными деяниями, по совокупности которых можно убедиться, что "мир во зле лежит". Смерти боятся все независимо от места проживания. Если сельские жители менее требовательны к комфорту, то это не значит, что они более духовны. Ведь шукшинский охотник тоже не верил в Бога, а беглец очень испугался и разозлился, когда речь зашла о Творце и суде Его. Христианство начало распространяться именно в городах, и даже в таких например как Коринф. Христианами становятся и лютые волки-разбойники и спокойные мирные жители. Мы же должны продолжать свою брань с грехом и Божией помощью побеждать.
Разобрался ли я, отче?
р. Б. Родион28 декабря 2012, 09:06
Прекрасно! Спаси Господи за статью. Действительно в мегаполисах образ звериньiй и дух блуда царят уже без маски.
Алексей28 декабря 2012, 08:30
С содержанием, по большому счету, согласен. Но нет у статьи логического завершения. Как будто через все повествование шли к какому-то выводу, и так к нему и не пришли.(ИМХО, конечно.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×