Ни там – ни сям

    

Ни там – ни сям. Так в умной литературе привыкли говорить об интеллигенции. От земли отлепились, на небо не взлетели. С мужиком рассорились, а в отношениях с Западом дальше холуйской прихожей не приблизились. Как сказал «наше всё»:

Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

Сегодня словами «ни там – ни сям» можно описать жизнь множества русских людей, с натяжкой относящихся к классу или прослойке интеллигенции.

«Я живу в Канаде. Уже 10 лет живу. А родился в Беларуси (как вариант – в Казахстане, Прибалтике). Отец был военный, семья путешествовала. Теперь я с женой и детьми живу в Торонто. Раз в год обязательно прилетаю проведать стариков. Они в Подмосковье у меня. И вот что характерно. За год я так устаю от канадской жизни, от аптечной чистоты, от приклеенных улыбок, от чужого языка, от… сотни прочих частностей, что Россия начинает сниться. А когда приеду на побывку, то через неделю уже хочу в Канаду. Раздражаюсь на грубость, на бытовые мелочи. Потом сажусь в самолет и опять начинаю скучать. Что это? Как это назвать?»

Подобные разговоры с вариантами места рождения, причиной уезда и сроком пребывания в новой стране я слышал не раз и не два. И всюду похожие нотки. Там ходит человек в русскую церковь, сажает у дома березки, читает Тютчева и варит картоху в мундирах. Чуть ли не как Штирлиц поет про себя «Ой ты, степь широкая» и плачет. А сюда приезжает и не может здесь пристроиться так, чтобы все зазубринки совпали. И говорит уже с едва уловимым чужим акцентом, и улыбается не по делу часто…

Я сейчас никого не критикую. Просто силюсь в карандаше сделать набросок ситуации. Таких людей – зарубежных русских – множество. Есть потомки эмигрантов, которых из России выгнал XX век-волкодав. Есть жертвы нестроений недавней свежести. Есть и колбасная эмиграция, от тоски и ностальгии прозревающая и превращающаяся на глазах в патриотов. Всё что хочешь есть. И это всё наши люди. На очередном общении Президента с народом кто-то из таких вот людей задавал вопрос о двойном гражданстве. Это очень ценный людской ресурс.

Там, где тротуары моют шампунем, а вожделенное счастье остается всё так же недостижимым, наши люди могут любить Россию больше самих россиян. Больше потому, что не считают ямы на дорогах и не слышат мат на остановке транспорта, а любят Россию по существу, не отвлекаясь на мелочи. Любят музыку, любят родную речь и песню, любят храмы, и святыни, и историю. Отстраненность от объекта любви закаляет чувство и делает его подлинным либо убивает на корню, если чувство недоношенное.

Это, в общем-то, стандартное явление. Как пелось в советской песне про заядлого путешественника: «А едва подойду я к родному порогу – ничего не поделаешь, тянет в дорогу». И чеховский архиерей из одноименного рассказа, когда в Италии служил, умирал от тоски по Родине. А когда на Родине умирал действительно, то видел перед собой высокое южное небо и скучал по нему. То есть понятно, что Родина – не фикция, а аналог кислорода, без которого наступает неминуемое удушье. Но понятно также и то, что людей гонят с места житейские драмы, чужая злоба, собственная глупость, и, пустив заново корни где-то, не так легко во второй половине жизни возвращаться обратно. Что делать?

Как что? Плакать. Там останешься или сюда вернешься, всё равно Рай останется целью, а не добычей. Жизнь после грехопадения тяжела как для трясущегося в троллейбусе, так и для управляющего «Мерседесом». Повзрослеть давно пора и не искать счастья в сущей чепухе. Но Родину любить надо, где бы ни жил. И помогать ей надо. В одном из разговоров на заданную тему с живым собеседником из разряда «ни там – ни сям» мы вот о чем говорили.

Главных дел у тебя четыре: семья, работа, церковный приход и домашнее молитвенное правило

Коптишь ты небо Оттавы или Кемерово, всё равно главных дел у тебя четыре: семья, работа, церковный приход и домашнее молитвенное правило. Сокровенный духовный труд, если угодно. Можно менять эти слагаемые местами, но их четыре, и пятого я не вижу. Как, кстати, не вижу и возможности отсутствия хотя бы одного пункта из четырех.

Нужна семья. Без нее – конец, как конец рыбе без воды и монаху без обители. Семья – это свято, семья – это красиво, семья – это то, против чего диавол в либеральной маске ополчился не на шутку. Знает, проклятый, что семья в Раю началась и сама есть от Рая кусочек.

Чтобы семья жила, а не выживала, надо работать. Денег всегда хватать не будет. Таково их свойство. Но работать надо. Христос мог на службу Себе всех ангелов собрать, а Он вместо этого с отрочества до самого выхода на служение плотницким трудом зарабатывал дневную пищу Себе и Маме. Трудиться, я говорю, надо. И точка. И там, где русский человек от труда отбился под давлением исторических кошмаров или собственной лени, там нужно заново себя к труду приучать.

Метафизика российского бытия церковна

Самое главное в России – это Церковь. «Умом Россию не понять» именно потому, что метафизика российского бытия церковна. Кто в воскресенье на службе «Верую» поет с влажными глазами, тот, сам того не понимая, крепит не только свою веру, но и увеличивает силу русского народа, связанного с Церковью тайно и явно до неразрывности. При этом не важно, где ты «Верую» поешь или акафист Серафиму Саровскому читаешь – в Краснодаре или в Мюнхене. Это вовсе неважные детали.

Далее. Внешнее участие в жизни православного прихода требует внутреннего внимания к своей сокровенной жизни. Требует борьбы со своими слабостями, покаяния, памяти Божией, соединения повседневных дел с молитвой и проч.

Вот вам четыре вещи, которые, как ни тасуй, будут подобны четырем стенам одинакового размера. Работа, семья, приход, личный малый подвиг. Из этих стен можно построить комнату, о которой сказано: «Вниди в клеть твою и, затворив двери твои, молись так: Отче наш…» и прочее. Незримую келью, я говорю, надо построить из поименованных четырех стен и вести в этой келье умную жизнь в независимости от места пребывания. Ну, а кто и где умирать будет, кому куда еще ехать придется, это Божия святая воля, нам пока неизвестная.

Так я думаю о тысячах русских патриотов, имеющих паспорта без герба с двуглавым орлом. Я думаю, что мы и они не зря и не случайно живем в разных местах. Главное, чтобы мы и они сердечно в молитве составляли одно евхаристическое и патриотическое единство, постигаемое в Духе и не заметное обычному взгляду. Об этом мощном явлении в зарубежных храмах хорошо говорится: «О богохранимой стране Российской и о русских людях во Отечестве и в рассеянии сущих Господу помолимся».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Валентина 9 сентября 2015, 11:58
Прожив в Америке 7 лет, ни дня не могла помыслить, что хочу там остаться. А после возвращения 2 года была в состоянии непреходящей радости. Радовалась всему:синему небу, падающему снегу, морозам, заросшим одичавшим садикам, бездомным собакам, завалюшкам домикам у дороги - всему родному, невыхолощеному, невыстриженому, а вольному, милому дорогому миру, без которого не жизнь!И ни дня не пожалела об оставленной Америке! Несмотря на проблемы в России! А где их нет? Дорогая р.Б. Фотина! Молитесь, Господь поможет, все устроится, вот увидите! Помоги Вам Господи! Не унывайте!
Александръ Котовъ18 июня 2015, 16:13
Спасибо Господи, отец Андрей! Родился и живу за рубежом, на бывшей окраине России-Матушки. Согласен с каждым словом в статье.
Вера19 мая 2015, 01:04
Жили дома - Церкви в шаговой досягаемости, а не ходили..., сейчас церковь на расстоянии 60 км (а у моей знакомой - 150 км)- не можешь дождаться воскресенья, чтобы поехать на службу... Глотнешь благодати - и опять ждешь следующего воскресенья... Поползла бы домой, а уже не к кому, и уехали, как с ветки слетели... И дома мы уже чужие, а здесь у них и не хочу быть своей... Слава Богу, есть православные церкви и люди православные...
Господи, храни русских людей от рассеяния! Не приведи, Господи, на чужбине жить..
Храни вас Господь, отец Андрей!
Lyubov Vasilievna Li18 мая 2015, 14:53
русской интеллигенции всегда достается по первое число - застряло в сознании народа советское пролетарское чувство поиска врага в нестандартном и непонятном...
Людмила18 мая 2015, 06:55
Не в бровь а в глаз! Все до единого слова так как вы пишите сходится батюшка. Живем в Канаде 15 лет и такое чувство, что вы с нами здесь столько же прожили. Батюшка Андрей статьи пишет, в которых прозорливости на сто лет хватит! И от этого тепло на душе становится, коли в единомыслии сошлись наши души. Только хочется добавить маленькую деталь - значит Богу было угодно зерна православия рассеять по всему миру, чтобы петь в одно время в разных точках земного шара : Верую...Премного благодарны вам отец Андрей за вашу прозорливость, чистоту и четкость мышления, чтобы нам грешным не заплесневеть в безверии и сытости. Читаем, просвещаемя, думаем, молимся и по мере сил меняем свою жизнь! Спаси Вас Господи! Ваши единомышленники со всех точек земного шара..
Татьяна Иванова17 мая 2015, 14:02
Спасибо, батюшка! В Ваших статьях всегда все взвешенно, убедительно, доступно!
Эля17 мая 2015, 09:45
Отличная статья. Спасибо отец Андрей! Пишите еще.
алекс17 мая 2015, 00:19
Спаси Господи. Александр.Россия.Украина,Венгрия.
иммигрант14 мая 2015, 20:08
Дорогая Фотиния,

Христосъ Воскресе! Не унывайте. Нет нам дороги унывать. Надо терпеть и молиться. На все святая воля Божия. Вы правильно все сделали. А скорби, видимо, должны быть. Без них нет спасения. Все образуется. Господь не оставит Своих.
Татиана14 мая 2015, 19:51
Христос Воскресе! Спасибо о.Андрей! Как всегда просто и убедительно!Слава Богу за всё! Всё промыслительно, Господь всех расставит и поселит каждого в самое полезное ему место. Главное сохранять святую любовь к Родине и делать добро...
С поклоном- Татьяна(Латвия)
Мария14 мая 2015, 18:38
Спасибо отец Андрей! Христос Воскресе!
МАРА(ит)14 мая 2015, 15:45
Cпасибо О.Андрей.Чистая правда, что мы здесь(за границей) ни кто и там чужие. вот отбыла срок 15 лет в Италии..Там ни чего не приобрела и здесь проскиталась по чужим семьям. Копейки за душой нет, а возвращаться надо. побыть с детьми хочется(наверстать упущенного) и внуков понянчить, которых видишь по скайпу. Одно радует: приблизилась к БОГУ. Дома некогда остановиться, помолиться, вспомнить о БОГЕ, забежать в ХРАМ. Бедные наши люди не могут понять, что все все это с_у_е_т_а.
Татьяна-Васильевна Борачук14 мая 2015, 10:32
Сегодня еду на Украину хоронить маму. Отец Андрей, смиренно прошу Ваших молитв перед Господом, мне очень тяжело
Арина14 мая 2015, 09:46
Мы у рек Вавилонских Сион вспоминали...". Однако ж мало, кто вернулся тогда, еще меньше возвращается сейчас из добровольного изгнания. Спрашиваешь "зачем ехал?", отвечают "потому что...". Спрашиваешь "почему бы не вернуться тебе?", ответ "а зачем?". Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Елена14 мая 2015, 01:05
Замечательно и утешительно!
Эвели13 мая 2015, 23:39
Замечательная статья! Очень правильно все описано. Мудро. о знанием вопроса. И по доброму. У нас обычно скатываются в осуждение эмигрантов,а тут так по-человечески они поняты. И все остальное - просто очень здорово написано.
Сергей М Трифилин13 мая 2015, 23:03
Мирное Слово, с чувством сказано, литературно немного затянуто и однобоко ( автор говорит, как думаю, о ситуации, я - общество, не раскрывая темы, общество - я), что ни в коей мере не умаляет сути статьи. Сергей Довлатов сказал об этом коротко: "Мы меняем не страны, мы меняем одни печали на другие."
Многообразность и сложность иммигрантской жизни радует и печалит одновременно, впрочем, как и образ жизни любого другого человека, меняющего место жительства или социум/образ. С подобным зачастую сталкивается житель столицы/иного густонаселенного города, решив перебраться в глубинку или из таковой; бывший заключенный; бывший священник/монах, здесь не рассматриваем причины, побудившие к перемене места проживания. В подобной ситуации человек обрекает себя на роль "чужака".
Но и там и здесь"главных дел у тебя четыре: семья, работа, церковный приход и домашнее молитвенное правило".
Благодарен сердцем за статью.
С уважением.
Сергей М Трифилин
Светлана13 мая 2015, 22:25
Добрый вечер, о. Андрей. Какое же не однозначное отношение у меня к вашим статьям. Когда я училась в школе, то учитель по истории ставил мне только две оценки: 2 или 5. Так и я ваши статьи читаю либо с радостью согласия, либо с недоумением. Статья эта хорошая, спасибо. А термин про "самоуверенное хлебобулочное изделие", из другого вашего текста, прижился уже не только у меня дома. Вот за что спасибо). Вроде так ласково, зато сразу всё понятно, помогает вовремя остановиться, (хоть иногда). Ох, булки, булки-колобки.
Спасибо.
Татьяна Лисица13 мая 2015, 22:01
Спаси Вас Господи отец Андрей.Живу и работаю в Италии...слушаю лекции.смотрю видио....не нарадуюсь. ...сколько открыла для себя ....для души ...Спасибо .И храни Вас Господи .Почти что все кого знаю здесь ...много и трудно работают и одни мысли ...скорее бы домой..Да и проблем тут тоже много внутри семьи так как мы в основном работаем в семьях.и уже все совсем по другому нежели 10 лет назад.денег все меньше .проблем больше А то что на улицах чище...да им бы наши зимы и морозы ..Спаси прости и помилуй Господи наш народ..для меня весь наш народ это и Украина и Белоруссия и РОССИЯ МАТУШКА со всеми народами...малыми и большими.СПАСИ И СОХРАНИ ГОСПОДИ ВСЮ СТРАНУ НАШУ.
Елена13 мая 2015, 20:57
Христос Воскресе! Спасибо дорогой отец Андрей за ваше размышление -сочувствие тем, кто в силу разных обстоятельств оторвался ногами от родной земли, но душа, сердце и мысли переплетены с нею так неразрывно, что каждый день боль связи напоминает о том, что свершилось что-то несправедливое и не будешь уже никогда по настоящему счастлив... Прочитав, что мы не в изгнании, а в послании, слова русского человека, который так решил помочь своим страданиям, я приняла их, и это меня утешило. Ведь я остаюсь русской матерью, тружусь для семьи, остаюсь православной , со всеми вытекающими из этого последствиями, значит ничего пока не потеряно. Нужно жить по христиански, молиться о себе, о месте , где живешь и о Родине! Помнить, что ты в послании и твоему окружению должна приятна правда твоей жизни, привлекательна, а это благословение для родной своей Земли, которая дала тебе жизнь и так Мила тебе! Сколько мыслей и чувств всколыхнулось! Сколько хороших людей и событий понеслось в душе! Слава Богу за все!
Jakov Ri13 мая 2015, 20:30
Л.Г.: "... За кого будут воевать "любящие" Россию зарубежные русские? За "любимую издалека" Родину с немытыми тротуарами и пр. или за ту землю, где они за 10-15 лет успели пустить корни и создать благополучный мирок со всеми удобствами? Вернутся в Россию, станут под ружье и будут рисковать жизнью? Дай то Бог."

Мне 43. Подобно Исаву, я, пусть неосознанно, но продал Дом нашей Небесной Заступницы Богородицы - Россию - за "миску супа" - сытую жизнь - много лет назад. 20 лет в США. И поныне. Воцерковился в 2005 в результате тяжёлой болезни. Вернулся бы, но не могу пока - не только за себя в ответе и не знаю с уверенностью воли Божьей. Много наломал дров по своей воле и гордости. Молюсь Пречистой Матери и всем святым, своим небесным покровителям, всем мученикам и великомученикам да сподобит меня Христос Бог понести свой малый подвиг, а может и лишения, скорби, страдания, и смерть за Имя Его, за Веру, Церковь Православную, Отечество, родных и "други своя" как сподобил их. В число их включаю всех наших предков-победителей, и честно и самоотверженно трудившихся в тылу, и лёгших на амбразуру как Матросов. Эта высокая честь редким даётся, но даётся и в наши дни - шестой роте Псковских десантников, экипажу "Курска", Евгению Родионову. Но с женой договорились: если война, мы возвращаемся сразу.
Лариса13 мая 2015, 18:24
Дорогой ОО!
Что же мешает вернуться и любить свою Родину, так сказать, "на месте"?
Возвращайтесь!

Не все же на госслужбе, не все - дипломаты и разведчики :).
Светлана13 мая 2015, 18:22
Родной батюшка, как же вам удается все знать? Все так и есть. Тем и живем здесь - семья, работа, церковь, молитва.Слава Богу за все!
Фотиния. (Староста прихода в г.Йорк,Великобритания).
Катя13 мая 2015, 17:36
Спасибо, батюшка Андрей, за проповедь. Земной поклон Вам!
Рабе Божией Фотине: держитесь, эти искушения надо пережить и понять, для чего они были посланы Господом. Помоги Вам Бог!
На самом деле в России не только русским мигрантам тяжело. Трагических историй - тьмы. Например, в пригороде жила большая семья, шесть детей. Вели свое хозяйство, даже работников нанимали летом. Одна из дочерей утонула в местном водоеме. Родители не могли оставаться в доме, потому что все напоминало о ней, переехали в областной центр. Денег хватило только на покупку квартиры в деревянном доме. Дом сгорел. Компенсации хватило только на 1 комнату. Муж ушел к другой. Жена, не имея образования, вынуждена работать кондуктором. И никакое государство не интересует судьба этой семьи.
Другого уволили "по статье" за опоздание всего на 1 минуту. Суд не восстановил. (Впрочем, уже хорошо, что сейчас не середина 30-х годов прошлого века, тогда за подобное и расстрелять могли). И никому нет до этого дела. И так далее...
Думаю, до тех пор, пока не осознаем необходимость изменения себя самих, о чем и напоминает нам вновь отец Андрей, ожидать улучшения ситуации преждевременно, но будем взывать ко Всемилостивому Господу нашему.
Вот. Простите, если что не так.
Кк13 мая 2015, 17:32
А ещё очень обидно, что и пока я жила в России и до сих пор ,молодое поколение часто воспитывается с ориентир на запад, особенно телевидение. Я это воспитание ощутила на себе в полной мере, потому и переехала за границу, когда появилась возможность. Но, благодаря Богу, были несколько людей, которые посеяли во мне начатки православия. И потом всё это прорвалось наружу, уже в другой стране и спустя много лет. Поэтому, пожалуйста, если есть возможнось, обязательно способствуйте в православном воспитание деток, как можете. Спасибо
Кк13 мая 2015, 17:24
И мне такие чувства так знакомы! Как хорошо, что живу недалеко от православного храма! Одно время , наверно около 3х лет, живя за границей, не могла найти русскую церковь.. ох, как же было плохо, я даже и представить не могла, как без церкви плохо, да ещё и страна чужая! Да и без семьи. Слава Богу, что появилась семья, дети, да и церковь недалеко с Русской школой! Точно цепочка событий не случайная! Счас так всё ценишь. Даже, когда устанешь и поленишься в церковь ехать, так вспомнишь, как было плохо без этого и выгошишь себя из дома, не взависимости от погоды, усталости или просто лени. Да ещё ведь и ответственность за воспитание детей в православии. В России у меня много друзей, но многие в церковь не ходят и может живя там, я бы так никогда не прочувствовала, как мне это необходимо! Пути Господни неисповедимы
Елена13 мая 2015, 17:01

Благодарю Бога, что родилась, выросла и живу в России с многовековой историей, с православной верой.
Алексей Борисов13 мая 2015, 16:57
Как же он прав. Всем привет из Латвии.
ОО13 мая 2015, 16:33
Замечательная статья. Для меня и многих тех,, кто живет заграницей- приезд в Россию, пускай даже почти как турист, на 2 недельки (а то на больше с работы редко кого отпустят, ведь это весь годовой отпуск у большинства в Канаде и Америке)- это большой и чистый глоток воздуха. Можно считать неубранные помойки или грубых кондукторов троллейбусов, а можно просто быть среди СВОИХ. Радоваться, что на каждом углу Москвы храм, пускай не полный, но Храм! А когда посетишь монастырь или большой храм, не можешь поверить глазам- неужели мы все-все одной веры, нас так много! у себя в приходе радуешься 20-30 людям которые как на остров выживания все приходят , и тут сотни, тысячи, и даже на улице! Можно радоваться полям, встречать рассвет в немного душном поезде, и удивляться, что невольно плачешь от радости, потому что это родина, а там- не то. А после 2 недель, начинаешь понимать насколько это дорого, насколько те же заброшенные подворотни и грязный вход в метро- не важно, и ближе тебе, и променяешь 1000 раз на чистоту Канадских улиц, намыленные ветрины, житейских комфорт (это посложнее, но понимаешь, что того не стоит), и ненастоящие улыбки, за которыми порой страшная тоска, печаль и уныние. Везде есть свои плюсы и минусы, от всех можно поучиться чему-то, но все-таки считаю что в России, несмотря на какие-то житейские нестроения, все-таки много ценностей стоят на правильном месте. Передавайте привет родной земле.... Скучаю. Простите за длинную прозу.
Лиза13 мая 2015, 15:42
Очень согласна с Ириной, что нужно искать Промысл Божий в своей жизни. И просить Его Помощи, потому что мы никогда не знаем, как нам на самом деле лучше, а Господь все устроит. На эту Пасху я отказалась остаться в России, хотя была возможность, но Господь по Своей Милости привел меня с сыном и наших друзей на Праздничное Бргослужение в Хельсинки, в нашу Церковь. И мы встретили Пасху с Крестным ходом и стояли там в храме. Но особенно чудесным было то, что там мы встретили русских женщин, которые очень любят нашего батюшку из России, но в эту Пасху не смогли приехать. Как они были рады нам и что смогли передать поклоны батюшке!
раба Божья Фотина13 мая 2015, 14:14
Два года меня жгло невыносимое чувство - буд-то я ПРЕДАТЕЛЬ! Предала весь свой род,свои корни, своих еще живых родителей! А муж, он родился в России, ему не было так тяжело... И высказать я немогла свои чувства никому, даже священнику, не понимают русские, как это, предать свою родину. Посмеются - ты же русская, приехала в Россию, какое предательство? не нашла слов для исповеди..Как быть то !?
раба Божья Фотина13 мая 2015, 14:13
Ах, батюшка, батюшка.. в самое сердце!!!! так мне и надо!! ТОлько мы вот не Россию предавали, а другую землю, бывшую когда-то частью Российской империи, 4 поколения наших предков жили еще с петровских времен, а теперь ставашую частью национальной республики - заграница...а приехав в РОССИЮ - испили горькую-горькую чашу эмигрантства. Да-да,мы русские в России испытали то что и другие эмигранты - и бедность и безденежье, и притеснения и пренебрежение ... Это только государство говорит, что приветствует переселенцев из ближнего зарубежья, на самом деле все ровно наоборот, законы устроены так, что русском оч. тяжело обосноваться в России. И любишь ту оставленную и преданную землю своих предков до дрожи, до слез, но теперь нам там говорят: езжайте в свою Россию, или становитесь казахами, учите язык, принимайте нашу культуру..И вернутся не куда, кто там ждёт? и в России край...Может и надо было терпеть в Казахстане, но поехали ради ребенка, ради того , что бы воспитывался в русской среде, в русской культуре. А теперь без жилья и без перспектив на него,и муж без работы,через год закончатся деньги от продажи квартиры в казахстане - и мы с ребенком бомжи..
Татьяна-Васильевна Борачук13 мая 2015, 14:09
Насколько глубинны статьи о. Андрея! Иногда, когда читаю статьи других авторов (простите, если кого обижу) - ничего в Душе не ворухнется. А когда читаю о. Андрея - ведь перелопатит всю Душу, все мысли. Заставляет очень о многом задуматься...
Еще мне кажется, что спрашивать о. Андрея о чувстве Родины - Россия-Украина, это тоже самое, что спрашивать - кого больше любишь маму или папу. Во всяком случае, я сама не смогла бы ответить, для меня это одно и тоже - просто Родина. Простите, если кого обидела
юлия13 мая 2015, 13:36
Согласна с Сергеем. Слова о. Андрея всегда живые и не оставляют равнодушным.
Александра13 мая 2015, 13:33
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Вот это проповедь! Спаси Вас Господь, отец Андрей! Очень не хватает таких проповедей на приходе: ярко, пламенно, через сердце - Ваше и моё. Низкий Вам поклон.
Roman(Paris)13 мая 2015, 12:47
Rodina tam gde Otec, a Otec nash na nebesah.

Evr. 13. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
Александр13 мая 2015, 12:04
Очень сильная статья. Пишите еще и еще для нас отец Андрей, всегда с радостью ждем Вашего живого слова.
Сергей13 мая 2015, 11:42
Я много слушал отца Андрея на видео. Сейчас, прочитав эту статью, не перестаю восхищаться его глубокой мудростью, потрясающе живым умом! Эти качества в союзе с блестящими знаниями в области богословия говорят о том, что он может совершить нечто большее, чем многие известные нам протоиереи. Он своей активной миссионерской и просветительской деятельностью просто разворошил мою грешную душу, а я уверен, что так же и души многих россиян. Но, в связи с этим, мне боязно за него, так как он не может не вызвать лютую ненависть самых разных людей.
Отец Андрей, Вы, видимо, сознательно идете на подвиг. Низкий Вам поклон ....
татьяна13 мая 2015, 11:28
Спасибо Вас Господи,Христос Воскресе
Николай13 мая 2015, 11:01
Благодарю!
Л.Г.13 мая 2015, 10:51
"Что было бы, если бы ужасная война, унесшая 26 миллионов жизней одних только советских людей, началась не 74 года назад, а сегодня?" (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/79177.htm)

Продолжу вопрос: За кого будут воевать "любящие" Россию зарубежные русские? За "любимую издалека" Родину с немытыми тротуарами и пр. или за ту землю, где они за 10-15 лет успели пустить корни и создать благополучный мирок со всеми удобствами?

Вернутся в Россию, станут под ружье и будут рисковать жизнью? Дай то Бог.
Ирина13 мая 2015, 10:46
И ад, и рай - только в сердце человека. Если в душе поселился Господь - все равно уже, где человеку находиться - на Аляске, в Париже или в России. Сам Дух подскажет, в чем состоит воля Божия и где человеку лучше потрудиться во славу Божию. Главное, чтобы вся наша жизнь была посвящена этому служению. А труд этот может состоять и в простой жизни, обыденной на первый взгляд и ничем не отличающейся от жизни тысяч и тысяч. И только пообщавшись с таким человеком, вдруг осознаешь: да он - с Богом, да его устами говорит Господь! И тогда уже начинаешь внимательно слушать и впитывать услышанное. Дух дышит, идеже хощет. Иногда в самых простых людях, и не обязательно живущих в России. Хотя я верю, что Россия находится под покровом Пресвятой Богородицы, поэтому здесь и дышится по-другому, несмотря на нашу нищету, и грубость, и пьянство. Это все поверхностное, а внутри - множество святых, молящихся за Россию. Их молитвами мы еще и живы. Только бы веру сохранить, куда бы Господь нас ни поместил. И еще очень важно понять волю Божию, чего же Господь от тебя ждет. В этом и есть смысл нашей жизни - понять и исполнить Господню волю. А остальное все приложится .
Лариса13 мая 2015, 10:33
А вот что пишет о.Иоанн Крестьянкин:

"Дорогие о Господе А. И. и И.!

Очень порадовали вы меня тем, что нашли силы и решимость вернуть сына в Отчий дом. В наш большой и такой ныне неустроенный дом-Родину нашу.

Но ведь кто-то должен же в нем потрудиться от души, любя Его и болезнуя о Нем сердцем. А если всё наше молодое поколение (наше будущее) воспитается на чужих "хлебах" (и идеях), то Родина для них станет чужая, и они Ей тоже."



Тамара Антонович13 мая 2015, 09:59
о.Андрей как всегда убедителен,и как всегда будит наши ленивые умы и сердца
Светлана Ризун-Булах13 мая 2015, 09:47
Благодарю! Христос Воскресе!
Андрей Таллинн13 мая 2015, 09:40
Спаси и сохрани нас Господи!
Шуляк татьяна13 мая 2015, 09:15
Батюшка, все абсолютно верно. И любить Россию всей душой можно и не обладая паспортом России, а Украины, как я, например. А мат на остановках, грязь и т.д. - уж сколько ее в нынешней Европе! И очень правильно замечено о фальшивых улыбках и акценте, скажу больше- я гид по Риму, и вижу самых разных людей, если эмигранты, живущие в Южной Европе и Израиле в общем остаются сами собой, то после 8-10 лет в Швеции или Америке у людей меняются лица, буквально, походка, манера вести себя. Запуганные какие то.
А без Православия и Праославной Церкви - не выжить.
Илья13 мая 2015, 09:00
Спаси Вас, Господи, отец Андрей!
Маша Островская13 мая 2015, 08:25
такие уж мы
Jekka Creton13 мая 2015, 08:14
Сильно и мудро. Большое спасибо.
Валентина13 мая 2015, 08:12
Отец Андрей, очень нравятся Ваши проповеди, но, простите, расскажите об Украине. Она была для Вас Родиной или другой страной.
Ирина З. 13 мая 2015, 07:32
Спасибо, отче! Про четыре задачи - гениально, особенно для нас "в рассеянии". Спасибо ещё раз!
Светлана13 мая 2015, 07:21
Благодарю за боговдохновенную статью! Аминь!
Дима(Нью-Йорк)13 мая 2015, 07:19
Спаси Вас Господи! Подписываюсь по каждым словом! И отдельная благодарность за то, что озвучили, что и за границей есть патриоты России, любящие Родину И Святое Православие как бы далеко от дома не находились и как бы ни была привлекательна чужая культура.
Андрей13 мая 2015, 07:14
Хорошая статья. Может быть даже не случайно я наткнулся на нее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×