Христианство от сохи

    

Когда я десять лет назад был в Греции, кроме прочего, меня поразила одна черта, повсеместно встречающаяся у греков и для нашего менталитета весьма необычная. А именно: греки широко и повсеместно гордятся своей «малой родиной», а попросту говоря — теми деревнями и селами, где они родились или откуда родом их предки. И вот эллины при знакомстве, пусть даже будучи горожанами в не первом уже поколении, непременно друг у друга спрашивают, из какого тот или иной человек села, и тут же сами рассказывают, из какого они села родом, и глаза их при этом теплеют, и голос становится задушевнее. И всякий грек при встрече поспешит сообщить собеседнику, что давненько уже (пару недель, должно быть!) не был в родном селе, и вот — в ближайшее воскресенье непременно поедет. Вот так. И для нас это всё видеть и слышать странно, потому что, сколько я себя помню, у нас почему-то стыдно было признаться, что ты родом из села. И даже словечко такое ходило пренебрежительное — «деревня», мол: а, что ты, темнота необразованная, понимаешь. И вот за этим словечком, за этим отношением ведь очень много чего стоит дурного, такого, от чего нам обязательно нужно избавляться. А именно — от пренебрежительного отношения к простой сельской жизни и к людям, которые неслучайно именуются крестьянами, то есть христианами, потому что если не они сами, то по крайней мере их предки основанием своей жизни избрали веру Христову.

Города, разрастаясь, приобретают уродливо-гипертрофированные и нравственно нездоровые формы

Вообще почему я этот разговор затеял? Да потому, что всё более очевидно: наши города, разрастаясь, приобретают какие-то уродливо-гипертрофированные и нравственно нездоровые формы. Просто мы привыкли к этому и не задумываемся зачастую. Но это так… Я ничуть не хочу умалять значение городской жизни вообще, тем более что и сам родился и вырос в городе, а только хочу сказать, что значение городской жизни у нас сильно преувеличено, да и сама эта жизнь становится всё более нездоровой и оторванной от простых, но непреложных понятий добра и блага. И сам факт, что города растут, а деревни продолжают умаляться и вымирать — это явление, очевидно, ненормальное. А основная причина этого нездорового разрастания городов, по-видимому, проста. Люди бегут из сел, потому что видят, что их повседневный труд (гораздо более тяжелый, чем труд среднего городского обывателя) обеспечивает им условия жизни неизмеримо худшие, чем у среднего горожанина. И если брать нашу страну, то особенно это было явственно в эпоху колхозного «крепостного права», когда из крестьян выжимали все соки, практически ничего не давая взамен. И в этом чувствовалась горькая несправедливость, разрешать которую никто «на высшем уровне» не спешил, так что люди стали голосовать за улучшение условий труда и жизни ногами, перебираясь в город. И этот ручеёк всё тек и тек, не иссякая десятилетиями. Но здесь, в городах, постепенно, поколение за поколением, бывшие селяне утрачивали скромность и трудолюбие, добрую нравственность, ту самую христианскую этику простой, но честной жизни, которая и дала наименование крестьянскому сословию.

    

Здесь, думаю, справедливости ради надо бы описать, что такое собственно была сельская жизнь в середине прошлого века. А по сути это был рабовладельческий строй со всеми вытекающими последствиями. Не стану ходить далеко, а возьму пример моей мамы.

Отец её погиб на войне, и вот в голодовку 1947 года баба Тоня жила на Кубани одна, с одиннадцатилетним Толиком и моей пятилетней мамой. После сбора урожая Толик с бабой Тоней ходили ночами на поле собирать с земли пшеничные колоски. Однажды их поймал объездчик. Толика отпустил, а бабу Тоню посадили в «кутузку» на два дня. И всё это время мама с Толиком сидели на горище голодные и ждали, что их придут арестовывать. На третий день бабу Тоню отпустили, и это считалось большой удачей. Ночами она пилила в собственном саду деревья, чтобы продать на следующий день чурбаки в Тихорецке. Пилила ночами, потому что и за это могли наказать.

Вообще после войны в деревне надо было работать бесплатно, потому что денег не полагалось. А кто же на такое согласится? И потому до 1960-х годов в деревнях не выдавали паспортов, чтобы никто не сбежал. Работали «за палочки», то есть за трудодни. Учётчик этих самых трудодней был первый человек на селе. Захочет — к палочке прибавит через запятую циферку, например 1,2 или 1,5, — это перевыполнение плана, а захочет — и палочки не поставит, так, нолик с запятой, не больше. Осенью, после сбора урожая, делили то, что оставалось в колхозе, между крестьянами, но бывало так, что и делить-то было нечего. Ещё в течение года можно было отовариваться в нищем сельпо за те же «палочки», а в конце года подводили итоги и передовиков премировали какими-нибудь ценными подарками наподобие штуки ситца или пары сапог. Фактически село обслуживало интересы города «по полной программе», мало что получая взамен, и селяне это чувствовали, роптали, но ничего не могли изменить.

Когда мама в 16 лет решилась всё же уехать из села в город, она сначала без документов пришла в ПТУ и договорилась заочно, что её примут, если… отпустит председатель. И вот баба Тоня собрала в узелок яичек, картошечки, ещё что-то из скудных своих запасов и отправилась к председателю колхоза «добывать справку».

Добрались пешком до райцентра, нашли сельсовет. Мама осталась на улице, а баба Тоня зашла внутрь. Вот её десять минут нет, двадцать… Мама стала уже волноваться и, подойдя, тихонько заглянула в окно. Узелок с провизией стоял на столе у председателя, тот что-то недовольно выговаривал бабе Тоне, а она с умоляющим видом стояла перед ним на коленях…

В. А. Каррус. «Хлеб государству». 1953 В. А. Каррус. «Хлеб государству». 1953
    

Естественно, насмотревшись всех этих ужасов, мама моя уже жить в селе не хотела. И таких, как она, по всей стране были десятки, если не сотни тысяч… Вот так и происходил великий исход русского крестьянства в XX веке. И до сих пор продолжается, а ведь понятно даже дилетанту: дай возможность крестьянину жить и работать на своей земле без окриков и директив, позволь ему обустраивать свою жизнь, как ему кажется правильным (в согласии с законодательством), — и он сам будет сыт и доволен, и город накормит.

Опять же вспоминается греческий опыт, может быть, потому, что воспринят он был «свежим взглядом» и по контрасту с нашей жизнью. Так вот запомнилась одна замечательная картина. Утро, мы проезжаем какое-то рядовое село. Под колесами — прекрасная асфальтированная дорога с разметкой, на перекрестке висит светофор и установлены указатели, а на обочине — невысокая кованая оградка, за ней газон и прелестный коттедж — в ряду других таких же, составляющих «недвижимый фонд» поселка. На втором этаже балкон, а на балконе сидит старушка, положив ноги на пуфик, и пьет утренний кофе. И это типичная картина. Мусора, грязи, покосившихся хат, заросших бурьяном огородов, пьяных замызганных мужиков, горькой матерной брани и прочих примет отчаянной нищеты не видать. Спрашиваю: а где домашний скот? Оказывается, по домам разрешают держать только мелкий скот и птицу, а из техники — компактные «огородные» трактора. Весь крупный скот и тяжелая техника содержатся за селом. И все, по-видимому, довольны. То есть «производственная часть» отделена от «бытовой», и это выглядит разумно. А если говорить совсем просто, то опять же понимаешь, возможно, одну из причин любви греков к своим родным деревням и селам. Кроме естественной привязанности к «малой родине», это одинаково высокий уровень городской и сельской жизни. Вот вам и секрет, которого нет. И это не исключение какое-то, а повсеместная норма, по крайней мере из того, что я застал в Греции времен её благоденствия.

Понятно, что в каждой стране есть что-то хорошее и что-то плохое. Но вот что хочется сказать о нашем недавнем прошлом. В советское время периода развитого социализма колхозы и совхозы главным образом делали ставку на увеличение «валового продукта», причем любой ценой. Остальное было неважно, и, слушая рассказы очевидцев, действительно изумляешься масштабам сельскохозяйственного производства в те времена. Другое дело — какого качества была эта продукция, сколько её пропадало, сгнивало из-за повсеместной безалаберности и какова была реальная оценка труда сельских тружеников и уровень их жизни. Об этом можно говорить отдельно, но сейчас хочется сказать о другом. О главном «минусе» колхозной организации жизни. А именно — о том, что в людях начисто было вытравлено чувство личной ответственности, здоровой предприимчивости и самостоятельности. Огромную роль играл руководитель совхоза, председатель. Не просто важную роль, как и надлежит руководителю, а вот именно определяющую и порой роковую. Буду говорить конкретно о районе, где я служу. Вот был такой человек, председатель совхоза — Яков Петрович Солун, крутой мужик, рачительный хозяин, при нем совхоз имени Чкалова, что называется, «гремел» от Москвы до самых до окраин… И вагоны с яблоками отходили один за другим, и клубнику на Новый год доставляли непосредственно в Кремль, и школы были построены, и больницы, и детские сады… Но вот скончался Яков Петрович, и совхоз в считанные месяцы растащили, разворовали и разрушили, причем свои же. Потому что удерживающей силой за десятилетия безбожия стала не вера, не совесть, не личная инициатива, а власть. И когда власть иссякла — вот тут и проявилось во многих нутро, выпестованное во многом этой же властью. Отсюда и небывалый, неожиданный для многих разгул бандитизма в городах в пресловутые 1990-е. А на селе на радостях новой, «свободной» жизни распаевали совхозные земли и… оставили зарастать бурьяном, потому что распаевать-то распаевали, а денег на их разработку и освоение у людей не было, да и опыт самостоятельного ведения хозяйства давно был утрачен. Вот и получается, что очевидным ущербом, убытком советской эпохи было то, что власть отучила людей чувствовать себя хозяевами на своей земле — только наёмниками, причем наемниками мало что значащими и большей частью бесправными. Так что когда главного «работодателя» — советского государства — не стало, выяснилось, что жилку крестьянскую, хозяйскую вытравили в людях, и вытравили сознательно, в борьбе с «кулаками», «подкулачниками» и «середняками». Разорили крестьянский класс, уничтожили, желая всех «уравнять» для того, чтобы легче было управлять грандиозными массами людей, играя «в большую игру». Всё хотелось доказать преимущество социалистического строя перед капиталистическим, причем в общемировом, грандиозном масштабе, а о таких «мелочах», как жизнь простых людей, задумываться было не принято. И всё, что не вписывалось в эти грандиозные планы, нужно было «приструнить», «подогнать» или уничтожить с широким и смелым размахом. Вот ещё одна грань того ужаса, который пережила Россия в XX веке. И сколько ещё должно пройти времени, пока возродится у нас класс ответственного собственника и труженика, хозяина своей земли, который и сам будет крепко стоять на ногах, и город кормить, как это и должно быть и было испокон веку, пока не задумали всё перевернуть с ног на голову…

Но справедливости ради надо сказать, что это новое поколение земледельцев уже народилось, живет и трудится. Я знаю несколько таких хозяйств в нашем районе и несколько таких относительно молодых фермеров, отцов семейств, которые именно хотят поднять свое производство, достойно обустроить быт. Но вот тут встает ещё один важный вопрос: что ставить на первое место — совесть или прибыток? И это вопрос не праздный, а определяющий очень многое в наше время. Потому что речь идет о двух производительных силах, действующих в мире. Одна сила действует в стремлении по совести создать полезное и доброе для людей, другая — стремится любыми путями увеличить своекорыстный прибыток, идя на всевозможные нечистоплотные ухищрения и уловки. И вот здесь вопрос веры и терпения выходит на первый план, потому что если человек делает что-то по совести, то, возможно, вначале ему будет трудно и он будет, по-видимому, в убытке и в отстающих даже, но потом Господь его обязательно поддержит и поможет ему. А если человек хитрит и думает только о прибыли, не пренебрегая ничем, он сначала, возможно, и выбьется в «лидеры» и «миллионщики», но рано или поздно за этот обман ему придется расплачиваться потом многими скорбями, болезнями, а возможно, и несчастьями — своими собственными и своих близких. Вот и выбор…

В качестве иллюстрации приведу один пример, зарисовку с натуры, переданную мне её случайным свидетелем.

Итак, к известному духовнику схиархимандриту Илию подходит, по-видимому, небедный человек и подаёт ему лоток отборной клубники со словами:

— Батюшка, помолитесь, что-то сын мой болеет постоянно…

Батюшка помолчал и спрашивает:

— А чем ты занимаешься?

— Да вот, клубнику выращиваю.

— А с поля, которое у тебя «на продажу», ты своим детям даёшь клубнику?

— Честно говоря, нет.

— А почему?

Человек этот ничего не ответил, но всё понял. Он просто опустился на колени со слезами покаяния…

Если мы травим чужих детей, но думаем, что наши будут здоровы и счастливы, — мы наивно думаем обмануть Бога

Невозможно обмануть Бога. И если мы травим чужих детей, но думаем, что наши при этом останутся здоровы и счастливы, — мы просто ничего не понимаем в духовной жизни и наивно думаем обмануть Бога. Но это невозможно, а главное — не нужно. У Бога всего много, и если человек старается жить по-божески, он, может быть, в чём-то, на первый взгляд, и уступит своим лукавым и хищным конкурентам, но в конечном итоге, в долгосрочной, так сказать, перспективе в «выигрыше» и радости останется именно тот, кто старается жить и вести свои дела по-божески. И эта высшая радость — мир с Богом и чистота совести в отношении к ближним — и есть преддверие Царствия Божьего, основание духовной жизни на земле.

Для нашей огромной страны вопрос возрождения села — это не просто один из важных вопросов, это вопрос, определяющий наше будущее, потому что иначе обжить, возродить, оживотворить, если угодно, нашу огромную страну, развивая дорожное строительство, инфраструктуру и поднимая уровень жизни людей, — невозможно. Города, какими бы они ни были «цветущими оазисами», всё равно будут оставаться «островами», и они не могут обеспечить равномерное и плодотворное освоение бескрайних просторов нашей Родины. Зато если в селе, даже самом маленьком, уровень жизни будет не ниже городского — люди крестьянского уклада, несомненно, начнут возвращаться на землю. И города наши, маленько «присмирев», приняли бы, возможно, более благопристойный, «подтянутый» вид, соответствующий их действительному значению. Я отлично понимаю, что это только идея, но идея, как мне кажется, правильная, потому что гипертрофированное и болезненное, неестественное разрастание городов порождает и болезненную культуру. Отсюда, кроме всего прочего, и дурная привычка относиться пренебрежительно и насмешливо к сельской простоте, неучености, наивности… А ведь это далеко не самые худшие качества.

Вообще после Октябрьской революции у нас как-то особенно распространилась привычка называть «темнотой» всякую внешнюю неученость, и, напротив, «просвещенными» считать людей, пусть даже совращенных в атеистическое зловерие, но зато наученных грамоте. Говорю «в зловерие», потому что этот задор революционный, мнение, что образованность внешняя «разгоняет тьму» и делает человека добрым и радостным атеистом, устремленным в «светлое будущее», — ведь это и есть самое настоящее зловерие, обман, прелесть, говоря церковным языком. И даже если образованность и вера в «светлые идеалы коммунизма» могут на какое-то время дать человеку ложное ощущение полноты «настоящей жизни», то рано или поздно это ложное ощущение будет должно разрушиться и развеяться от соприкосновения с реальностью. С той реальностью, которой по Божьему произволению живет мир и которую отменить никто не властен. Так что эта «городская» идея о «просвещенном» счастливом безбожии многих соблазнила и многим, надо полагать, поломала жизнь. Но она же прочно вошла в наш обиход. Откуда и возникло то пренебрежительное отношение к крестьянской (христианской) простоте, о котором мы говорим.

    

Сейчас наступает время, когда становится всё более очевидно, что дело не только в образованности или в её отсутствии, но в самом человеке, в его духовных и нравственных качествах, которые в первую очередь определяются верой или безверием. И мы с удивлением узнаём о крепкой вере таких, казалось бы, «столпов» естествознания, как профессор Павлов, Менделеев, Филатов, и многих других ученых… А с другой стороны, во многих святых мы с удивлением обнаруживаем добрый залог крестьянской простоты и неучености, веры, трудолюбия и смирения — опыт, который они восприняли в своих крестьянских семьях. И мы видим воистину прекрасные и святые плоды этой доброй «деревенщины». Так что первый вопрос нашего будущего — это даже не вопрос коммуникаций, дорог, субсидий и аграрной политики, хоть это всё и важно, конечно, но главный и первый вопрос — это возвращение нашего народа к доброй христианской жизни, всех, кто бы в каком звании и состоянии ни находился.

Всех освящает православная вера, всем даёт разум и силу, необходимую для доброй созидательной жизни! И в завершение нашего разговора я хочу привести слова, принадлежащие замечательному архипастырю XIX века, епископу Михаилу (Грибановскому); слова, которые можно назвать чеканной формулой возрождения России: «Основы и догматы православной веры должны быть для нас основами и догматами нашего народного бытия»[1]. Вот в этом направлении, как думается, всем нам и надлежит трудиться.

Священник Димитрий Шишкин

21 октября 2016 г.

[1] Речь, произнесенная и. д. инспектора Санкт-Петербургской духовной академии иеромонахом Михаилом перед защитой диссертации на степень магистра богословия 3 апреля 1888 года // Христианское чтение. СПб., 1888. Ч. 1. Май-июнь. С. 729.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Максим 2 декабря 2016, 10:41
Понравился комментарий Сергея и Владимира Ашмарина.

Сравнивать Грецию и Россию, на мой взгляд, просто бессмысленно, слишком разные "весовые категории".

Нельзя представить русскую бабушку, пьющую утренний кофе на балконе своей усадьбы - это какая-то совсем другая история... Это какой-то "потребительский" финал.
Наша история трагична и в этом ее духовная высота.
Ни один народ в мире не перенес столько всего за 20-й век...
Я родился и вырос в СССР и мне очень неприятно, когда всеми средствами пытаются вытравить память о тех временах. Это этакий современный либеральный большевизм, отрицание прошлого.
К большому моему сожалению, в православной среде тоже господствует мнение, что СССР это только ГУЛАГ, "крепостное право" и т.п.
Однако все родились, выросли, получили, как теперь выясняется, далеко не худшее образование, родили теперь уже своих детей и как-то странно выглядят попытки плевать в свой собственный "колодец", из которого, худо-бедно, но пили все. Да и до сих пор ведь "пьют": и свет у нас горит "советский", и в газовой плите огонь горит тоже "советский".
Возразят, что это все "не духовное" пища и питье, вот, давайте нам духовное, а остальное приложится. Но, что-то, я замечаю, духовное без материального как-то не очень хочет существовать...
СССР был разный: в 20-е это одно, в 30-е -другое, в 40-50-е - третье и т.д.
Я жил в последний период и застал его смерть.

Село наблюдал в детстве и юности "со стороны" в Ростовской области и у нас на Севере.
В 80-е годы зарплата комбайнера в уборочную доходила до 1000 рублей; был построен котеджный городок для молодых семей колхозников, в станице была больница, школа и детский сад, в колхозе работало около 80-90% жителей ( ок. 2000 чел. ). Это в Ростовской.

А у нас под Питером, тогда Ленинградом, были совхозы. Весь город был окружен полями с капустой, свеклой, морковкой и картошкой, на которую "выгоняли" осенью "интеллигенцию". Паслись стада коров.
Теперь все эти поля активно застраиваются котеджами, только уже не для колхозников...
А стадо коров осталось только в одном месте в совхозе Приневском.

Как-то так...
Докучаева Татьяна29 октября 2016, 12:36
Сергею: спасибо за комментарий, до слез. Это главное -увидеть свое участие в истории страны, малой Родины, что бывает очень болезненно. Гораздо проще обвинить в бедах кого-то, не осознавая своей "лепты".
Александр27 октября 2016, 20:31
Согласен насчёт деревни.Читаю и переживают, что не могу в данный момент уехать из города.Но есть надежда! Спасибо Вам большое за духовную литературу!!!
Сергий25 октября 2016, 20:21
Статья однобокая, всё не так. Нищими были крестьяне до революции, атеистами были и Павлов и Менделеев. Но самостоятельность у людей была! Чуть что не так - крестьянское восстание (у рабочих - забастовки). Но и у советских людей старшего поколения независимость есть, я с этими людьми работаю и знаю их. И ещё: не надейтесь на молодёжь, она не плохая (молодые люди менее агрессивны и сексуализированны, чем предыдущее поколение), но слабая и очень эгоистичная, не будет никакого нового лучшего поколения. Работайте (духовно) с теми, кто есть!
АННА24 октября 2016, 16:49
Уж где более благодатны, чем Белгородские просторы, могут быть ещё? И луга, и леса! А чернозём...ну, просто жирный, иначе и не скажешь! Жить бы в удовольствие. Вот тебе и курочка поутру свежее яичко принесла. Вот и кабанчика к праздничку закололи. Но неймётся гебернатору! То эпидемию африканской чумы объявит, то птичим гриппом всех остращает. И под предлогом областных(!)эпидемий ходят по дворам молодцы в всю скотину - под нож! И всё ради повышения спроса на губернаторских бройлеров! По всей области разбросано немеряно!Причём в окружающих Воронежской и Курской областях - ни эпидемий, ни произвола чиновьичего! И, хоть плач, крестьянин, хоть криком кричи, а двор пустеет. Ни петух не запоёт по утру, ни кабанчик не хрюкнет! К кому идти? Где правды искать? Вот вам и деревня! Вот вам и хозяйское подворье!
Михаил24 октября 2016, 11:59
Сергию:
Просто спаси Господь за комментарий. Я думал, я один так думаю. Всё так и есть. Слишком у нас, у русских все серьезно, по полной, от души, никогда не по чуть-чуть, ни наполовину. Головой не думаем всю дорогу, как дети малые. На эмоциях. Спаси Господи.
Светлана24 октября 2016, 04:02
Роману: Вот так считает каждый горожанин - что с/х ни разу не убыточно, просто люди на селе ленивые, работать не хотят!! Обидно! Человек не знает, что прежде чем этот лен или рожь вырастить, поле нужно вспахать, заборонить, навозом удобрить.За солярку, навоз, запчасти, работу тракториста заплатить, а потом еще не факт, что с погодой повезет, и урожай вырастет... А вырастет - зерно надо высушить и где-то хранить, иначе оно "сгорит" в несколько дней!! А сушилок нет! С/х развалено повсеместно. И вынужден крестьянин зерно за бесценок продавать, иначе потеряет и то, что имеет(((. Вот при подсчете и выходит: что вложил - то и получил, либо в убыток сработал! Не придумано все это - поверьте!
ан23 октября 2016, 22:31

Attn. Mr. о.Дмитрий!
Ваша работа не первая.Ее читает и "невольная" эмиграция ...
Возрождение памяти о прошлом - это будущее вашей страны. Она берет за живое.Спасибо.
Ваша статья, как проповедь.
Доброго вам здоровья и мужества.
С уважением
Эмигрант.

Андрей23 октября 2016, 17:19
Легко говорить Грекам, что не был на малой родине две неделии, но обязательно съежу завтра. А нам как быть,если вся Греция меньше Хабаровского края почти в 6 раз. И это не говоря за всю Россию. Но в одном они правы: надо любить Малую Родину, не забывать свои корни. Спасибо автору за статью. Храни всех нас Господь.
Сергей23 октября 2016, 15:46
Читая комментарии и статьи на тему нашего недавнего исторического прошлого заметил одну особенность. Нам не хочется ассоциировать себя с "не очень светлыми " местами нашей истории. А жаль, т.к. это показывает нашу удалённость от истинного покаяния. Мой дед по отцу стал атеистом и горячо возлюбил советскую власть благодаря... священнику. Когда умирал его дед, то приглашённый на исповедь и причастие священник очень сильно ругался, получив оплату. Семья была очень бедная и по своим меркам они дали очень много, а по меркам священника ...Потом он нанялся охранять его сад (священника) и получил револьвер для отстрела воров. Сейчас я молюсь о его (священника) упокоении. Дед реально вышел из страшной нищеты, как он считал, благодаря советской власти и получил высшее образование. Поэтому для него советская власть была родная. Нравится нам или нет, но в гражданской войне победили красные. Многие священники становились обновленцами не из страха, а по убеждению. И величайшим чудом является гибель этого страшного явления - обновленчества. Когда пришла "перестройка" я был одурманен "западной демократией" и сильно ратовал за слом всего советского. Всё казалось лживым и фальшивым. (Сейчас на эту удочку попались украинцы, с приправой шовинизма.) Поэтому я виноват в развале промышленности и сельского хозяйства.Русский человек не хочет ждать Царствия Небесного - он его хочет видеть здесь и сейчас. Врождённое чувство социальной справедливости не даёт нам покоя. Иногда нами манипулируют, но по большому счёту, окружающий нас мир это наш выбор. Это не жидо-массоны устроили революцию и советскую власть, а мой русский дед. Это с моего одобрения рухнул СССР, а с ним и мощь России. Это я иногда давал взятки чиновникам, поэтому коррупция в России неистребима. Вспоминая себя в "перестройку",живя в 1917 году, я скорее всего стал бы, словами поэта:"...задрав штаны бежать за комсомолом". Единицы видят историю и среди них священномученик Серафим (Чичагов) и прп. Силуан Афонский. Последний избегал чтения газет и узнавания новостей. Глубокое покаяние и молитва, видимо даёт понимание неверности оценки событий, на основании внешнего знания. Удивительный момент, на который мало обращают внимание. Когда братия монастыря хотела "гневно осудить" происходящее в России, то решили узнать мнение отца Силуана. Он сказал, что помолился об этом и получил ответ, что происходящее в России можно уврачевать только любовью. Я думаю, для начала надо принять свою историю, как самого себя.(Это ,кстати, очень не легко сделать). Образно говоря:" это было не при Царе, Сталине, коммунистах, Горбачёве, Путине" - это было при мне. А в Греции хорошо было. Идёшь рано утром по их деревне, а тебе с искренней улыбкой:"Калимера". "Калимера сас"- отвечаешь. А сам думаешь, почему же мы с похмела чуть живые утром? Греция никогда так тяжко и глубоко не пила. С убеждением в своей правоте, не уничтожала миллионы своих братьев и сестёр. Храмы у них разрушались от турок или от времени, а не динамитом и тракторами. Поэтому и потягивает по утрам греческая бабуля кофий на балконе. Никогда не забуду фильм о фермере. Он взял развалины от коровников и восстановил. Маялся с местной пьянью, которая работала по мере пропития заработка. Через три дня после отъезда съёмочной группы его сожгли живьём. Солярку подливали,когда пламя угасало...Сожгли не братки, а местные ханыги, которых он кормил. "А чтобы богатых не было". Это не инопланетяне - это мы с вами русские люди. И Бородино и Сталинград - тоже мы. На село тянет многих православных, но из совместного жития ничего не получается. Либо секта , либо монастырь. Серединой жить не выходит - договориться не можем. "Анастасиевцы" договариваются, а мы не можем...
Галина Б.23 октября 2016, 15:20
Какая хорошая статья, и какие хорошие комментарии - все с любовью и болью. Самые хорошие воспоминая - деревенское детство. Грязь, чушки нежатся в грязи, заросшие спорышем подворотни, сани с сеном, председатель колхоза в тулупе, пропахшем силосом. Красота.
Елена М23 октября 2016, 07:55
Очень правильные и добрые слова сказаны Вами, батюшка.Обязательно, освобожусь от своих проблем, которые необходимо решить срочно, и напишу письмо в администрацию президента, приложив файл с Вашей статьей.Здоровья Вам и благополучия.
Ирина Продина23 октября 2016, 01:14
Как сказал один святой человек еще во время безбожной власти:"Церковь ещё восстановиться, деревня уже никогда".Как бы хотелось, что бы он ошибся!Да будут прокляты коммунисты, уничтожившие нашу Россию!!!
Роман22 октября 2016, 19:43
Был как-то в Вологде и на меня произвел большое впечатление храм 15 века своей громадой и величественностью,а до этого я видел поля Вологодской губернии, очень тщедушных против наших Ростовских -на -Дону,как смогли наши предки на таких северных землях сделать такое? Сумма положительных температур минимальна , только для ржи и льна.
Я хочу донести для читателя,что это большой обман о невыгодности сельского хозяйства.
Вот пример: поле в 50 га дает (при грамотном подходе)300 тонн пшеницы по цене 8 руб./кг это 2,5млн.руб.Спрашивается зачем город? И детей можно воспитывать и хобби заниматься.
Татьяна22 октября 2016, 14:31
Деревня выживет только в случае, если люди вспомнят, что они люди, перестанут пить и начнут работать на земле. Если они захотят жить, а не медленно умирать спиваясь.
Ольга 22 октября 2016, 12:43
Выросла в деревне. Люди в крупных городах, особенно в москве, как-то от "ума" милосердные, благочестивые. А кто из сел, изнутри благость исходит, хотя могут быть региональные различия, где-то погрубее люди (но зато честные). До сих пор вспоминаю, как с мамой зоо-инженером ходила по фермам вечером, пахло силосом (никогда этот запах не забуду, запах матери), теплота в комнате дояра, кошки ждут своей порции, а молоко бежит по трубам. Или как отец с поля привозил в бидоне еду, из раздачи для трактористов, котлетки. Сейчас этого уже нет, директор совхоза азербайджанец, все продал, выращивает овец. И вот уже замуж надо выходить, а городские все "современные", а так хочется встретить человека отстающего от жизни, несовременного. А еще в статье говорится, что совхозы плохо. Мы тут не согласны. Совхозы создавались, чтобы индустриализировать процесс, попробуйте поубирайте поля картошки лошадью, а потом комбайном, разницу почувствуете, у единоличника даже сейчас нет денег на технику, при кредитах. Да и к тому же среди кулаков наглые сразу выделились, нажили капиталы, а потом уже его трудно догнать, простому скромному труженику, без талантов в торговле. А совхозы давали всем возможность делать что-то по способностям, бродяг практически не было.
Ирина21 октября 2016, 18:30
Согласна,деревенская жизнь во многом полезнее городской.И воздух чище,и работа на земле,и дети воспитываются в труде,с детства человек понимает,что хлеб даром не даётся,сельский труд тяжёлый,И т.д. и т.п.А вот,кроме настоящих сельских жителей,кто-нибудь пробовал жить на селе?Не 2-3 недели,да ещё летом,даже если всё лето проводят в деревне,это всё равно не то.Жить по настоящему,не так что,если что случилось-в городе есть квартира.И если дом в настоящей глубинке,где туалет на улице,горячей воды нет и канализации нет.Даже в благоустроенном доме с газом на селе и то,постоянно жить тяжело.В большинстве своём мы к таким условиям и к сельскому труду не привыкшие,я вот точно не смогу.А так,приехать летом к родственникам на 10 дней-это здорово,ничего особо делать не заставляют,сама ищу себе работу,могу и тяжёленькое что-то сделать-это ж ведь ненадолго,скоро закончится,а вот как представишь,что это твой дом и такая жизнь навсегда,ой,ничего не надо,хочу в Москву.Помоги,Господь,всем настоящим нашим жителям села!Трудная у них жизнь,если любят они её и уезжать не хотят,то поклон им от меня.
Владимир Ашмарин21 октября 2016, 17:24
Я с средней величины поселка. Бабушка у меня была птичницей, дед - водителем молоковоза.
Жили они довольно-таки зажиточно. Построили дом на выделенном им участке (текущая стоимость - около 6 миллионов), держали куриц, периодически - корову, свиней - но крупная живность не задерживалась, очень хлопотно было. Растили картошку всей семьей на 60 сотках и продавали ее на рынке. Имели машину (копейку) и мотоцикл "Урал". В город не рвались.
Бабушке сейчас под 90, еще жива, слава Богу.
После войны было голодно, да, как они рассказывали, но я того времени, понятное дело, не застал.
А до революции вдоль пруда, на берегу которого стоит их дом, прогуливались гости местного барина, а прабабушка жила в ближней деревне, в развалюхе. Мать еще эту пошедшую под снос избушку застала.
Чтобы понять, чем было дореволюционное общество в центральной России, в бытовом плане, надо, как мне кажется, ехать в какую-нибудь Бирму. Там, как раз, можно увидеть и уважаемых господ и нищее богобоязненное крестьянство, как мне кажется.
Ну и, надо сказать, что развал СССР на пользу селу не пошел, в нечерноземье.
Потому как очень большая часть поддерживаемых государством коллективных хозяйств была признана не приносящей прибыли, и была ликвидирована. А население, соответственно, брошено на произвол судьбы.
Это у вас на юге, отец, так можно, что палку воткнул и она лозой заколосилась по весне. У нас, на севере, всё не так. СССР держал в селах фельдшерские пункты, малые детские сады и школы, теперь этого нет. И сел многих из тех уже, фактически, нет. У вас образ СССР на селе какой-то странный. Относящийся, быть может, к 30-м годам или послевоенному времени. Заметьте, что ни вы ни я того времени не застали. А вот о том, что мы застали лично - вы не пишете. А зря. СССР рухнул не потому, что был тоталитарной тюрьмой народов, где все совокупно страдали от отсутствия частной собственности, а потому, что замок построенный на песке, без Бога, не может устоять. Даже если люди строили его с самыми благими намерениями.
Наталия21 октября 2016, 12:15
Спасибо, я из маленького поселка и не стесняюсь этого.
Ирина21 октября 2016, 11:14
Спасибо за статью, о.Димитрий. Вот и я доросла, когда уже не стесняюсь, что из села.
Анна21 октября 2016, 10:49
Спасибо за труд, отец Димитрий. Полностью согласна. Деревенская жизнь намного насыщеннее городской. И дети вырастают не бездельниками. Я за деревню.
Марина21 октября 2016, 10:40
Спасибо огромное за Вашу статью , отец Димитрий! Очень хорошо и правильно Вы все сказали. Пока не будем абсолютно все, на всех уровнях власти ощущать себя ходящими перед Богом ничего не изменится. А если все делать по заповедям Божьим, то тогда и газ будет не только для европейских соседей, но и для всех жителей во всех уголках нашей страны, и дороги качественные, и удобная транспортная сеть, и развитие промыслов и ремесел, и обработка земли, чтобы поля не зарастали бурьяном, и качественная и доступная медицина, и строительство удобных домов, и школы, и ФОКи, и культурные центры с библиотеками, и Интернет везде, и сотовая связь. И доступ должен быть у всех жителей к рекам и прочим водоемам, и к лесам, которые сейчас сплошь и рядом перегорожены и недоступны. И, конечно, храмы должны быть. Вот в такой стране люди захотят жить повсеместно, не боясь суровости климата, отдаленности от культурных центров и прочих аналогичных трудностей. Спаси Господи!
сергей21 октября 2016, 10:35
пару слов от коренного сельчанина.про палочки в колхозе и паспорта верно на сто процентов.не то слово какими налогами облагали люди масло сливочное в магазине покупали топили и сдавали как своё.а денек нет.но другая сторона как праздники отмечали прекрасно и люди были совсем другие мы уже так молоко разбавленное.а принцип теперь такой из маленьких деревень в крупные сёла многие едут из сёл многие в районные центры едут ну и в городах многие остаются.работы мало теперь в кочегары и не пробиться раньше кто уж совсем допилс и то мог у строится сейчас нет.но факт такой кто не хочет работать тут понятно а кто желает тот работает.вообщето тут можно статью огромную написать про современное село а то многие не так видят и понимают деревню.особо кинематографисты иногда такое видишь в кино про нас глаза налоб лезут.и такой факт обучение школьное считается не очень но я могу сказать точно сколько за последние пять лет ребят учится в высших учебных заведениях из нашего села и процент приличный.вообщем и в городе свои проблемы а в деревне свои.
Алина Кропотина21 октября 2016, 10:12
Согласна с ТаняСем, я хоть и родилась и всю жизнь живу в городе, очень люблю деревню! Для меня самая большая радость не съездить на море или за границу, а поехать именно в нашу, такую родную, деревню, побыть там наедине с природой, потом возвращаешься домой обновленный, но душа болит и рвется назад...У нас есть родственники, которые продали квартиру в городе, после выхода на пенсию, купили дом в деревне и сейчас трудятся там на большом участке, так хочется также, но как всегда держит работа
Светлана21 октября 2016, 09:44
Основная мысль правильная, но только не все так просто! Сейчас у нас в стране деньги решают все! А сельскохозяйственный труд в нечерноземных краях - это очень трудоемкое и убыточное мероприятие!! И никакой "хозяйственник" не сделает его прибыльным в нынешних рыночных условиях!! Возрождение деревни невозможно без государственных дотаций! Сельское хозяйство нечерноземья - дотационное!! А какой смысл государству вкладывать деньги в убыточную деревню? Так что ...
ТаняСем21 октября 2016, 09:01
Отличная тема задана!!!И действительно по себе знаю,что как бы "круто"не было в городе,почему-то душа каждую пятницу и в выходные ТАК тянет на природу,к земле,причем меня например не только летом,а всегда!!!!И люди,живущие в деревне,гораздо "чище и светлее" нас,горожан(не в обиду будет сказано),хоть и знают все все друг о друге,зато и выручат,если надо и приструнят нерадивого односельчанина,а в городе убивать будут и проходят мимо,не все конечно,но есть....Как по мне,так лучше пусть "простота деревенская",чем напыщенность городская со всеми ее комфортами и духовным одиночеством!!!Помилуй нас,Боже и прости!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×