Александрийская

Пасхальное послание Феодора II, Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки

/p>

Феодор II, Божией милостью Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки,

всей полноте нашего апостольского и патриаршего престола благодать, и милость, и мир от воскресшего из мертвых Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Возлюбленные духовные мои чада, эмигранты-греки, арабоязычные христиане и православные африканцы!

Вот и в нынешнем году от конец до конец Вселенной прозвучит радостная весть от всесвятого Гроба Христова и каждого жертвенника, символически изображающего всесвятый Гроб: «Христос воскресе!», а песнопения возвестят нам, подобно тому, как ангел возвестил мироносицам-женам: «Его же ищите, Иисуса Назорея, распятого, несть зде, восста бо, якоже рече…». И эту весть мы должны воспринять и воплотить в жизнь, передать ее как факт и трубный глас победы каждому, кто чувствует себя побежденным и забытым в этом мире.

Во время поездок по матери-Африке, совершаемых мною вот уже в течение многих лет, я сталкиваюсь с самыми разнообразными трудностями и проблемами, которые иногда и вообразить невозможно, и очень часто эти проблемы кажутся неразрешимыми и запутанными. И тогда я обращаюсь к нашему Господу с глубокой молитвой: «Господи, даруй нам Воскресение Твое, помоги нам увидеть все эти проблемы и трудности в свете Твоем… в свете Твоего Воскресения». Я поступаю так, братия мои, потому что жизнь в лоне нашей святой Церкви – это вера в Воскресение Христово, а Воскресение Христово – это единственный способ существования всякого верующего. Братия мои, Воскресение означает, что за ослаблением идет прощение, преображение и воссоздание наших отношений с Богом, с самим собой, с людьми и этим благословенным и измученным тварным миром, в котором мы живем, часто, к сожалению, совершенно не заботясь о нем. Воскресение означает то, что мы нашли путь, который ведет нас к нашей утраченной родине – Царству Небесному. Воскресение означает и то, что у нас есть возможность по-настоящему приблизиться к истине и тайне нашего существования.

Из Священного Предания нашей святой Церкви мы знаем, что христианин в любую эпоху достигает спасения благодаря содействию, сосуществованию и переплетению трех основных добродетелей и даров: веры, надежды и любви. Об этом вопиет кровь тысяч святых мучеников и исповедников, напоивших древо веры на африканской земле. Об этом говорит святость тысяч преподобных мужей и жен, освятивших своими подвижническими трудами африканский континент. Вера, братия мои, соединяет нас с нашим далеким прошлым. Мы слышали о Христе и уверовали в Него. Любовь – это каждодневное проявление этой веры по примеру Христа, а надежда – это продолжение веры и любви Христовой в отдаленное и ожидаемое в будущем Царство Небесное.

Если отделить веру от любви и надежды, тогда мы, по сути, выбрасываем ее из нынешней и будущей нашей жизни. Полагаю, что мы все когда-то испытывали на собственном горьком опыте, что означает жизнь без любви и надежды. Именно это ощущение передает и древний термин «трагедия», и выражение «трагическая безвыходная ситуация», то есть опыт жизни без Воскресения.

Ежедневная наша жизнь в лоне святой Церкви – это постоянное учение, постоянная битва, беспрерывная брань за преображение нашего естества в блистающем как молния излиянии света третьего дня, дня Воскресения, Воскресения Иисуса Христа, единственного и неповторимого воплощенного общения Бога и Человека, Иисуса Христа, Того, в надежду и благодать Которого апостол Павел увещает нас, светообразных чад Церкви, облечься как в «одежду спасения». Но облечься не просто и в обыденном смысле, меняя иногда мрачные тона окружающей нас бесцветной жизни, но облечься «яко в одежду таинственной брачной трапезы заклатого от сложения мира Агнца».

В этих одеждах мы должны выйти на площади и исходища дорог, и дойти до крайних пределов человеческого мира, и пригласить всех прийти в нашу святую Церковь, где есть и всегда найдется место, чтобы вместить и простить любое измученное и утомленное естество, каждого человека, который рано или поздно в своей жизни открывает тот факт, что для мирового духа он является незначительной математической единицей энергии и воспроизводства, но ничего более. Эту брань за воцерковление всей Африки ведут во всех концах континента современные православные миссионеры, епископы, священники, иеромонахи, диаконы, монахи, монахини и помощники-миряне, которым мы воздаем «по праву хвалу Александрийской Церкви» и о которых мы просим вас всех молиться.

Дорогие мои и любезные братия! В этом мире, где все преследуют свои интересы, мире неправды, звучит снова свидетельство непостижимого факта, заключающегося в двух словах: «Христос воскресе!». Реальность, которая не просто рассказывает нам о событии нашей веры, но воспитывает, преображает веру, любовь и надежду и придает смысл нашей ежедневной борьбе. Так что, благодаря вере, любви и надежде каждого, возвещается и передается нашему естеству воля Святого Бога, единственная воля, которая может вернуть современному миру утраченный смысл жизни. Опыт этот никого не оставляет непричастным. Надежда в лоне нашей святой Церкви есть вера в Воскресение Господа нашего, а Воскресение Господа нашего есть единственная наша надежда в этой и другой жизни.

Предлагая эти ориентиры в качестве руководства для жизни, я и в этом году обмениваюсь с вами на Божественной литургии Жертвенного Воскресения приветствием «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», желая всем вам не ограничиваться лишь просто пожеланием, но воплотить это пожелание в жизнь. И поделимся им с нашим ближним.

С апостольской кафедры апостола и евангелиста Марка воссылаем всем вам мир и милость о Христе Воскресшем!

Феодор II,


Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки

В великом граде Александрия

Святая Пасха 2009 года

Перевод с греческого Анатолия Чурякова

14 апреля 2009 года

Также в этом разделе
Трансляция в формате RSS 2.0