Александрийская

«Мы должны принести духовную пищу Африке»

Беседа с епископом Конго и Габона Пантелеимоном (Ариматисом)

Светлана Хмелева

Владыка Пантелеимон – один из самых молодых епископов Африки: ему всего 37 лет. Святейший Синод Александрийской Церкви единодушно избрал его на это служение в ноябре 2012 года. Епархия Конго и Габона была выделена в самостоятельную из епархии Центральной Африки в 2010 году. До избрания первого епископа Конго и Габона епархиальными делами управлял патриарший наместник архимандрит Теолог (Хризантакопулос). И вот теперь у нашей епархии есть свой епископ. Владыка Пантелеимон прибыл в Конго, место своего служения, 8 февраля, а 14 апреля состоялась торжественная интронизация. Небольшая церковь святого Димитрия Солунского не смогла вместить всех пришедших, множество людей осталось на веранде и лужайке перед церковью. Владыка Георгий, архиепископ Камеруна, совершавший чин интронизации, сказал в обращении к прихожанам: «Епископ Пантелеимон приехал на земли Конго и Габона, чтобы положить свою душу за спасение паствы».

Мы попросили владыку Пантелеимона поделиться своими планами с читателями портала Православие.Ru.

Епископ Конго и Габона Пантелеимон с верующими африканцами
Епископ Конго и Габона Пантелеимон с верующими африканцами
                  

– Владыка, расскажите немного о себе. Что повлияло на ваше решение посвятить свою жизнь служению Господу, избрать монашество?

– У меня не было долгих исканий себя, своего призвания, не было сомнений; решение стать монахом, вернее – твердое желание служить Богу выросло из всей моей жизни. Я родился в Греции, на острове Тинос, в северной части архипелага Киклады. Остров Тинос, его еще называют «островом Богородицы», – религиозный центр Греции, что-то вроде Лурда во Франции. Остров знаменит монастырем Успения Богородицы (Кехровунийский монастырь). Моя мама часто ходила в церковь и меня звала с собой – она никогда насильно не тянула нас с сестрой в церковь, она просто с нежностью говорила: «Пойдемте в церковь, где Господь Иисус Христос ждет маленьких детей для благословления». Я рос, можно сказать, посреди чудес – я видел многие исцеления: одна мать пришла со слепой девочкой и плакала перед иконой, и вот девочка прозрела, сказала: «Мама, я вижу Божию Матерь, я вижу солнце, я вижу мир!»; парализованные обретали способность двигаться – многие исцеления посылает Богоматерь страждущим. Вера была – и есть – часть нашей жизни, мы жили жизнью Церкви, в Церкви и для Церкви. Наш настоятель был молодой человек 24 лет, он играл с нами, мальчишками, в футбол. У нас был очень дружный приход, не было барьеров между прихожанами и храмом, мы жили одной семьей, и церковь была нашим домом. Еще когда мне было лет 6–7, я знал, что буду священником, и моя детская мечта сбылась. После школы я поступил в Афинский университет, на богословский факультет. В 26 лет я был хиротонисан в диакона.

Так как и сам я был молодым, моим послушанием стала работа с молодежью. Мы организовали приют для тех, кто хочет освободиться от наркотической зависимости. К сожалению, проблема наркотиков в Греции стоит очень остро. Меня всегда удивляло, что люди, у которых все есть для счастливой жизни (это было еще до кризиса), начинают принимать наркотики. Чтобы лучше понимать проблемы молодежи и помогать в их разрешении, я отправился вновь на учебу в Афинский университет, на этот раз на факультет психологии.

Еще одна проблема в Греции – иммигранты. Многие люди приезжают к нам в надежде найти лучшую жизнь, но зачастую попадают в сети мошенников, которые пользуются их наивностью. Я много работал с такими обманутыми иммигрантами, Церковь давала им моральную и даже материальную поддержку. Помню одну украинскую девушку, которая приняла монашество в Греции; она рассказывала, что, став жертвой мошенников, осталась без денег и документов; она не знала, что делать дальше, для нее выбор стоял так: или она будет продавать себя, или уйдет в монастырь. Она предпочла служить Богу, чем жить недостойной жизнью.

Через какое-то время архиепископ Афинский назначил меня главой синодального отдела по делам молодежи, так что я организовывал работу с молодежью по всей Греции. Несколько лет спустя Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II пригласил меня работать с ним в качестве секретаря.

На интронизации собрались батюшки со всех конголезских приходов. В центре архиепископ Камеруна Георгий (в белом), справа от него еп. Пантелеимон
На интронизации собрались батюшки со всех конголезских приходов. В центре архиепископ Камеруна Георгий (в белом), справа от него еп. Пантелеимон
                    

– Владыка, вас избрали первым епископом Конго и Габона – новой африканской епархии. Было ли это назначение для вас неожиданным?

– Действительно, это было большой неожиданностью для меня: ничего не предвещало нового поворота судьбы. Перед голосованием патриарх предложил мне покинуть зал, но я не придал этому значения. Мне и в ум не могло прийти, что пойдет речь обо мне. Я отправился в кафетерий выпить кофе, и вдруг слышу: ищут, где новый епископ Конго и Габона. Но и тогда я не придал этому значения, а оказывается, искали меня. Только когда все епископы вышли, чтобы меня поздравить, я понял, что новый епископ – это я и есть. Конечно, это большая ответственность, но патриарх Феодор II благословил меня на эту миссию, сказав, что я молод, и епархия Конго и Габона тоже очень молода, предстоит много работы, чтобы укоренить православную традицию на конголезской и габонской земле, ведь зачастую там Православие исповедуют еще только в первом-втором поколении.

– Вот уже несколько недель, как вы приехали в Конго. Вы посетили несколько приходов в Пуэнт-Нуаре, Нкаи и Долизи. Каковы ваши первые впечатления о стране, о людях вообще, о прихожанах?

– Знаете, работая с патриархом Феодором, я посетил с ним многие африканские страны: Мадагаскар, Маврикий, Южно-Африканскую республику, Нигерию, Того, Ливию, Эфиопию, Зимбабве и, конечно же, Египет. Увиденное в Конго не очень отличается от того, что встречаешь в других африканских странах: бедность, безработица, болезни. Преимущество Конго в том, что это мирная страна, где живут доброжелательные, приветливые люди.

Африканские православные во многом схожи с первыми христианами: Православие для них не дань традиции, не куличи на Пасху, не просто редкие посещения церкви для совершения обрядов, а личный выбор, это вся их жизнь. В этом они мне особенно близки, вера их живая, непосредственная, неподдельная. Приходы живут именно как христианские сообщества, где сильна взаимопомощь, где все друг друга знают, живут именно как братья и сестры во Христе. Слабая сторона африканского Православия в том, что зачастую вновь обращенным трудно оставить прежний образ жизни, отстраниться от местных традиций, например многоженства, да зачастую и язычества. Некоторые принимают крещение, чтобы не наслали на них порчу, другие совмещают церковную жизнь и посещение колдунов.

Епископ Конго и Габона Пантелеимон со священниками Конго
Епископ Конго и Габона Пантелеимон со священниками Конго
                  

– Владыка, идет Великий пост. Есть ли какие-либо национальные особенности в проведении поста в Греции и в Африке?

– Принцип проведения Великого поста повсюду в православном мире один: воздержание, молитва, доброделание. В Греции есть традиция в первый день Великого поста запускать воздушных змеев; накануне вечером служится чин прощения, все просят прощения друг у друга. В среду и пятницу служатся Литургии Преждеосвященных Даров, в пятницу вечером – Акафист Богородице, очень любимый в народе. Пост не сводится только к ограничениям в рационе, хотя и среди мирян есть подвижники, что постятся по монашескому уставу: первые три дня ничего не едят и не пьют; самый главный акцент делается на добрых делах: деньги, сэкономленные на мясе и молоке, служат для помощи нуждающимся ближним. Считается, если во время поста ты никому не помог, ни с кем не поделился, то твой пост прошел зря. Сейчас, во время кризиса, люди стали намного сплоченнее, и хотя средств у них меньше, но желания помочь ближнему – больше. Кризис заставил нас переоценить многое, отбросить ненужную гордыню, порожденную легкой докризисной жизнью, и стать более отзывчивыми на боль других.

Из детских воспоминаний о посте мне ближе всего куколка из теста – Постная дама с семью ножками, по числу постных недель. У нее были глаза из изюма, но не было рта – знак того, что надо поменьше кушать и поменьше болтать. Каждый понедельник мы отламывали по одной ножке и знали, что приближается великий праздник Пасхи. Помню, по пятницам бабушка не ела и не пила до окончания вечернего Акафиста Богородице.

Наша миссия среди африканских народов – принести им свет Православия, укоренить православные традиции. К сожалению, уровень жизни во многих регионах оставляет желать лучшего, особенно в деревнях; люди недоедают – можно сказать, что они постятся круглый год, и требовать от них усиленного воздержания в пище во время поста просто не гуманно. Поэтому в нашей миссии мы предпочитаем говорить о доброделании и молитве как основе поста, а не только о специальном рационе. Помогать ближним – делом, словом, молитвой, идти в мир с любовью – вот ориентиры, которые мы ставим перед православными Африки.

Епископ Конго и Габона Пантелеимон
Епископ Конго и Габона Пантелеимон
– Каким вы видите будущее Православия в Конго и Габоне? Каковы ваши планы для жизни, развития епархии?

– Главная цель – укоренить христианские обычаи, православную традицию. У нас есть миссионерский приход – святого Димитрия Солунского в Пуэнт-Нуаре, на который мы возлагаем большие надежды в этом плане. Мы должны принести духовную пищу, оживить приходскую жизнь во всех приходах. В центре наших забот будет семья как малая Церковь. Каждая христианская семья должна стать именно малой Церковью, где обеденный стол становится алтарем, где муж – глава семьи, жена ему помощница, где дети принимают благословение от родителей. В семье закладываются основы веры, Церковь их развивает, а духовный отец придает форму всей духовной жизни.

Я, наверное, самый молодой епископ, по крайней мере в Африке, но я самый счастливый епископ. Господь поручил мне ответственную миссию – укоренить Православие в епархии Конго и Габона. Работа предстоит огромная, но с Божией помощью нет ничего невозможного.

Я хотел бы передать нашим российским братьям и сестрам искренние приветствия и приглашение к сотрудничеству. Все мы православные, в какой бы точке мира мы ни жили, все мы служим одному Господу Иисусу Христу, у нас общие идеалы. Мы бы хотели, чтобы связи между православными приходами, между самими прихожанами разных стран были более тесными, более живыми, чтобы был возможен обмен мнениями и – почему бы и нет? – обмен визитами. У нас много проблем: завершение строительства храмов, клиники святого Луки Крымского, монастыря святого Иоанна Богослова, содержание школы и детского приюта, радиостанции. Требуется много затрат, а также новых идей, да и просто рабочих рук. Мы приглашаем к сотрудничеству российских братьев и сестер, молодежные группы, целые приходы. Вы можете приехать и увидеть своими глазами созидание приходов, миссионерскую деятельность, а также принести посильную помощь нашей миссии. Добро пожаловать!

С епископом Пантелеимоном (Ариматисом) беседовала Светлана Хмелева
(Пуэнт-Нуар, Республика Конго)

24 апреля 2013 года

Смотри также
Комментарии читателей
2013-04-24
19:29
MAGDA:
o eto bilo chto to takoe, sviatii duh prisutstvoval na intronizacii, episkop Panteleimon prines novoe techenie v zhizni nashei cerkvi
2013-04-24
15:18
Алексей:
Господи, слава Тебе! И вечная благодарность за возможность стать православным. За радость видеть - насколько мы разные. И осознавать - насколько мы едины.
Ваш комментарий

Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(опубликован не будет)
Введите число,
напечатанное
на картинке: