Любовь – это больше, чем мученичество

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 6 ноября 2003 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40495.htm

Люди должны знать: у них вечная душа, они призваны спастись, они несут в себе Божий образ. И если они пренебрегут Божьим образом и законом, то станут врагами самим себе – это сказал в интервью болгарскому Интернет-порталу «Религия БГ» Его Высокопреосвященство Митрополит Сливенский Иоаникий. Молодежь думает, что в грехе найдет радость, счастье, а на самом деле получается наоборот – находит несчастье и неудовлетворенность. В грехе человек находит свою духовную болезнь, заметил митрополит Иоаникий, и добавил: «Грех притягивает и омрачает. Он вроде бы доставляет удовлетворенность, но опустошает духовно. Грех – всему помеха. Любой совершенный грех ранит душу, и если душу не вылечить, она остается пораженной на веки».

Митрополит Сливенский Иоаникий
Митрополит Сливенский Иоаникий
/p>

- Ваше Высокопреосвященство, благодарю Вас, что согласились дать интервью. С какими чувствами Вы ожидаете наступающие светлые Рождественские праздники?

Конечно, праздник Рождества Христова должен породить у нас чистые духовные переживания; преклонение перед великим таинством, смирение. Без этого нельзя в полной мере пережить и достойно отпраздновать это великое событие. Бог спускается на землю из любви к человеку и чтобы еще раз открыть ему райские двери. В праздничные дни глубоко религиозный человек оставляет повседневные проблемы и отдается духовному размышленью. Он хочет достойно по-христиански встретить праздник, потому что праздник и существует для этого – отделиться от ежедневных забот, направить мысль и сердце к духовному. Как любая работа требует подготовки, так и праздник для нас – светлая, радостная работа во славу Господа. Православный христианин должен исповедаться и причаститься. Этим путем мы приближаемся к Богу.

- Мы считаем, что мы – верующие, православные христиане. Как Вы думаете, сегодняшние болгары стали более или менее религиозными?

Этот вопрос мне также задал один журналист в городе Сливен. Духовность трудно исследовать. Она и в высоте недосягаемая, и в глубине неизъяснимая, и в своей широте необъятная. Путь веры – это сложный духовный путь. До изменения политической обстановки в наше стране тоже были глубоко верующие люди, которые исповедовались, искали Бога, хотели быть настоящими православными христианами.

Как бы глубоко духовность ни была скрыта в человеке, как бы ее не таили, рано или поздно она проявляется. Так и сегодня у нас есть православные христиане. Во время каждого поста я расспрашиваю исповедующих священников, сколько людей исповедались, какова численность, есть ли изменения. Хотя это все-таки внешний показатель. Любой, кто духовными ушами слушает зов Божий, духовно прозревает и приближается к Богу Истины и Любви. Нельзя точно определить количество верующих, ведь Истина не в количестве, а в качестве. Православие берегли немногие, но его сила сохранилась в веках.

- Как Вы считаете, каковы самые большие трудности, с которыми сталкивается Православие сегодня?

У Православия трудности одни и те же – вчера, сегодня и завтра. Церковь их знает. Святые Отцы, которые оберегали православную веру, боролись за нее и отстаивали ее, дали нам прекрасный пример, начертили достойный путь. Цель Православия – победить мир не путем насилия, но путем убеждения. В течение веков нашу веру ограничивали, зажимали, но она никогда не исчезала, никогда не ослабевала, и всякий, кто боролся против православной веры, не побеждал, а проигрывал. Восстающий бывает побежден Святым Духом. Никто не может бороться против Бога. Прослеживая историю первых веков христианства, мы видим, что православная вера хранилась в катакомбах. Святые мученики показали нам, как хранить православную веру до конца мира. Это великое дело. Бог приказал нам до смерти быть верным Православной Истине. Это наш долг – уберечь православную веру от искажений, от малейших нововведений, сохранить ее от смешения. Есть одна настоящая и спасительная Вера – Православная. Если кто отклоняется от православной веры и православного догмата, то он уже не настоящий православный христианин. Православный христианин принимает в полной мере все догматы. Это есть подтверждение и знак для настоящего христианина. Малейшее отклонение от истины приводит к духовной гибели.

- С какими еще проблемами сталкиваются православные христиане сегодня?

Православные христиане сталкиваются с трудностями разного характера. Я общаюсь с православными христианами каждый день не только в митрополии, но и в епархии. Вижу их скорби, их нищету. Иногда они изнемогают, но я их ободряю тем, что в иные времена испытания были и большие. Настоящие христиане сохранили веру и преодолели препятствия, значит, и мы тоже должны и можем. Как говорит св. Киприан Карфагенский: «Болею, братия, вместе с Вами, ни чуть меня не утешает то, что я здоров и невредим, ибо пастырь ранится раной в его стаде». Проблемы нельзя собрать в одной книге. У бедной семьи одни проблемы, у богатой – другие, иные у ученика, у снохи, у свекрови, у сына, у дочери. Их нельзя определить и четко выделить. Это очень трудный, сложный вопрос. Для меня важно другое. В наших силах указать единственно спасительный путь православным христианам, и предостеречь их от отклонений от православной веры.

- Во время конгресса Высших Православных богословских школ митрополит Иоанн Зизилуас поделился мыслью: «те, кто противостоит экуменизму, не могут быть православными». Как Вы можете прокомментировать эти слова? Действительно ли это основной вопрос для определения нашей православности?

Я не имею права толковать слова митрополита Иоанна. Моя этика запрещает мне это, его спрашивайте – пусть он ответит и разъяснит. Но это мой призыв: беречь православную веру от всего привходящего. Настоящий православный христианин сообразуется со святыми отцами, с решениями соборов, догмами православной веры. Все остальное не происходит из Православия. Кто действительно любит православную веру, тот бережет ее. Он почитает Православную Церковь, не отклоняется ни направо, ни налево, ибо любое отклонение – измена Православию.

- Недавно на форуме сайта «РелигияБГ» возник вопрос: насколько правильно, чтобы иноверный и православный были венчаны в православном храме? Каково Ваше мнение?

Православный христианин венчается на православной христианке. Если поступают иначе, это неправильно. Неправославному, если он хочет венчаться по православному канону, надлежит принять истинную веру.

- Но как понимать желание Вселенского Патриарха, выраженное во время его официального визита в Рим сего года – достичь полного единения в вере с католиками? Двумя месяцами позже он вновь официально объявил, что Константинопольская Патриархия уже считает действительным крещение в Евангельской Лютеранской Церкви в Германии?

По этому вопросу я ничего сказать не могу, кроме того, что уже сказал. Надо помнить и хранить ту клятву, которую мы дали при нашей епископской хиротонии. Нужно соблюдать догматы. Ведь мы клялись перед Богом, архиерейским собором и верующими православными христианами.

- Вы митрополит одной из крупнейших епархий Болгарской Православной Церкви. Ваши дела успешно идут в такое тяжелое в экономическом плане время для Болгарской церкви и страны.

Господь помогает всем. Когда мы становимся монахами, мы отвечаем при постриге: «Да, с Божьей помощью, Владыко (отче) святой». Без Бога, без благодати ничего хорошего не получается. Здесь нет места какой-либо удовлетворенности, ибо св. Апостол Павел говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фл. 4:14). Когда Бог помогает, человеку надо смириться. Без этого не добиться успеха. Божья благодать проявляется там, где есть смирение, терпение, молитва. Наоборот, у нас есть немало трудностей, немало проблем. Многие наши храмы нуждаются в ремонте, у нас есть православная литература, которая не доходит до самых маленьких деревень, до каждого христианина, ожидающего нашей духовной поддержки. Так что «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10). Я, собственно, не могу такого сказать, поэтому я очень далек от мысли, что исполнил свой долг.

- Вы упоминаете благодать, помогающую в нашей жизни. Святые отцы, говоря о наших временах, предрекали оскудение благодати. Люди приходят в состояние уныния, депрессии, одиночества, что делает их легкой жертвой бесов. Как по-вашему, одинок ли современный человек?

Верующий никогда не одинок. Он один, но он не одинок. Святой Симеон Богослов говорит о силе благодати, о радости от благодати, об утешении от благодати. Благодать дает смысл христианской жизни, благодатью человеческая душа исцеляется. Благодать – это живец, благодать – это росток, она как семя, которое без ветки не может вырасти, не даст плод, ничего не даст – иссыхает. Этой благодатью и живут христиане. По словам Симеона Нового Богослова, благодать является «душой в душе». Она – сила. Божественная сила. Благодать находится недалеко от нас, но ее необходимо почувствовать. А для этого нужен подвиг. Терпение, молитва, прощение, любовь к врагам, сочувствие к людям. Малейшая зависть уничтожает все. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Зависть перерубает любовь». Любовь – это больше, чем мученичество. Потому что, даже если «я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:3). Благодатью и любовью прославились святые Божьи угодники.

- Но об этом говорится сейчас все меньше и меньше. Мы становимся свидетелями чрезвычайной распущенности нравов, ужасных преступлений. Учащаются самоубийства, в том числе среди детей. Как в таком обезумевшем мире могут звучать Евангельские слова?

Тот, кто отдаляется от Бога, отдаляется и от добра, от блаженной вечности и от своего спасения. «Ибо Богом мы живем и двигаемся, и существуем». Апостол сказал – раз Богом живем, то без Бога не живем. Или двигаемся только телом. А животворит между тем дух, а не тело. Дух дает смысл и цель нашей жизни. Когда дух устремлен к Богу, он прорезает духовную тьму. Дух подобен светлому лучу в комнате, в котором роятся пылинки. Эти пылинки не останавливают его. Люди должны знать: у них вечные души. Бог Своей любовью зовет нас всегда, любовь не отходит до последнего дня нашей жизни. Ибо то есть любовь, которая никогда не слабеет, и которую ничем нельзя омрачить. Даже и при мелком грехе вся душа терзается, а не только часть.

- Незнание этих истин является ли причиной тому, что в наших монастырях все меньше монахов?

«Не бойся, малое стадо! Ибо ваш Отец благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32). Господь сказал, узким путем идут немногие, а широким – многие. Когда мы делаем свое дело, должны до конца делать его с любовью, терпением, мудростью, рассудительностью и молитвой. Тогда, исполняя свой долг, мы не будем ответственны перед Богом. Если забросим наше служение ближнему, если не уделим достаточного внимания душевному выздоровлению, то будем нести ответственность. Как говорят и святые отцы, и святой Симеон Новый Богослов, Бог все может сделать, только не спасти бесчувственного. Бог, будучи всемогущим, не может спасти бесчувственного. Значит, наше спасение зависит как от Божьей милости и благодати, так и от нашего участия. Кто желает спасения, без труда его не добьется. Трудом и молитвой, трудом и Божьей помощью – только так достигаются конечные цели. Ни только трудом, ни только надеждой на Божью милость, не вкладывая личное участие, человек не достигнет спасения. Вопреки желанию Бога, мы останемся вне духовного стада. Помолимся Богу, чтобы Он нам дал ревность и огонь. Разожжем этот невещественный огонь, и пусть он освещает путь нашей жизни.

- Возможно, освещенные огнем, о котором Вы говорите, политики предложили создать монашеский здравоохранительный фонд, который будет оказывать содействие монахам, нуждающимся в медицинском обслуживании. Как бы Вы прокомментировали это начинание?

Не могу ничего сказать до официального мнения Священного Синода. Нет еще общего обсуждения этого вопроса, не выражен соборный голос Церкви. И я промолчу.

- Когда речь идет о праздниках, вроде неуместно говорить о православных благотворительных акциях, организуемых Церковью. Но Ваша епархия развивает широкую деятельность в помощь бедным и нуждающимся. Пожалуйста, расскажите об этом.

Мне немножко неудобно. Это правда, что я член Областного комитета Красного креста. В конце учебного года мы оказываем помощь ученикам, круглым сиротам или детям с одним умершим родителем, с больными родителями или с родителями пенсионерами. Директора школ предоставляют списки таких учеников, и мы оказываем по мере сил материальную помощь детям. Эта финансовая помощь не очень велика. Но помогают прихожане Сливенской епархии. Есть много бизнесменов, оказывающих помощь также в моей просветительской деятельности. Ведь нравственные книги должны доходить до своих читателей. Я преисполнен благодарности всем тем людям в Сливенской епархии, которые помогают нам в добрых делах. В Судный день Бог их вознаградит стократно. Ибо их лепта способствует духовному просвещению. А без просвещения нельзя добиться нравственного общества и порядка. Поэтому мы всегда говорим добру «да», а злу «нет».

- Что Вы пожелаете нашим читателям?

Желаю читателям душевного и телесного здоровья, терпения и мудрости. Ибо, как говорит святой Иоанн Лествичник, нам нужно немного потрудиться, и Бог нам много поможет. Люди, которые с открытым сердцем интересуются вопросами веры, получат пользу, хотя, может быть, и не сразу. Ведь и солнце всходит не сразу, а медленно, постепенно, но неуклонно. Так и духовное просветление. Оно происходит не в один миг. Но когда человек почувствует силу благодати, уже никто не сможет его отклонить. Конечно, нужна духовная храбрость не только начать идти правильной дорогой, но не меньшая – продолжать этот путь. И я молюсь Богу, чтобы ваши читатели продолжили идти трудным и славным путем спасения.