Фамилия как призвание

Беседа с иеромонахом Августином (Монастыревым)

Иеромонах Августин (Монастырев) Иеромонах Августин (Монастырев)
Поистине дивны дела Господни! Встретив молодого иеромонаха, которому едва перевалило за двадцать, поначалу настораживаешься, но потом не можешь не восхититься решимостью, искренним стремлением к Богу – это такая редкость в наше время даже среди православных. Такие встречи – всегда открытие, радость, благодарность Богу за подобных людей.

Иеромонах Августин служит в кафедральном соборе Воскресения Христова в Краснослободске. «У нас каждый день Пасха!» – улыбается он. Таким же – радостным – получился и наш разговор о пути в монастырь молодого иеромонаха, современном монашестве, Промысле Божием и социальных сетях. «Монах тот, кто всегда радуется», – сказал один мудрый авва. В данном случае это на самом деле так.

– Отец Августин, в вашем случае, что называется, фамилия обязывает. А когда вы поняли, что это действительно определило жизненное призвание и что монашество – ваш путь?

– Сколько себя помню, я всегда мечтал о священстве. С шести лет играл «в церковь», хотел быть священником, вдохновляясь примером почившего Святейшего Патриарха Алексия II. Как-то проводил рождественские каникулы у бабушки в Тюменской области. Вечером она встала на молитву и предложила нам с двоюродным братом помолиться вместе. Брат согласился, но вскоре уснул, бабуля вычитывала вечернее правило, а я, не зная, что делать и чего просить у Бога, открыл Библию и стал читать Псалтырь, хотя ничего, конечно же, не понял. Бабушка закончила молитву и предложила посмотреть Рождественскую Литургию по телевизору. Так я впервые увидел великое дело – Литургию и Святейшего Патриарха. И вдруг сказал, что хочу быть похожим на него. «Вырастешь и будешь таким же», – улыбнулась бабушка. Вот так началось нелегкое стремление к Богу и Его Церкви.

Детство проходило интересно, родители знали, что я хочу быть священником, соглашались, думая, что поиграюсь, подрасту, и со временем «блажь» пройдет. В школе меня называли «монах в красных штанах», так как я носил красные спортивные штаны в первом классе. (Смеется.) Поначалу обижался, случались даже стычки с одноклассниками. Однако прозвище ко мне прилепилось, но называли уже коротко – «монах». Учась в школе, я активно читал православные книжки – хотелось глубже познавать веру. Как-то раз был смешной случай. Я сидел за одной партой с девочкой по имени Лиза Чалигава, у которой тоже была тяга к чтению Священного Писания. И вот однажды Лиза заявила: «Ты будешь попом, а я – попушкой». (Улыбается.)

Иногда я просил родителей сводить меня в церковь на Литургию. «Там покойник, делать тебе там нечего», – раздавалось в ответ. После этого я больше не смел рваться в храм. На первом курсе Тобольской семинарии, куда поступил в 17 лет, я чуть не женился. Она была певицей, и думалось, мы подходящая пара: я буду служить, а матушка петь на клиросе. Но девушка меня не дождалась, поэтому свадьба не состоялась. Я любил этого человека, поэтому не видел себя рядом с кем-то другим. Понимал, что, наверное, так должно быть, и стал серьезно задумываться о монашестве. Сейчас в этом вижу Промысл Божий.

Открыл отцу Серафиму, моему духовнику, мысли о монастыре, но он сказал, чтобы пока я не принимал никакого решения, пожил, посмотрел, а там видно будет. Кстати, с той девушкой мы до сих пор общаемся, но уже выстроилась определенная субординация. Потом я попросил духовника дать мне какое-нибудь молитвенное правило, чтобы «почувствовать себя монахом», – другими словами, во мне начал играть романтизм. А отец Серафим взял паузу, попросил подождать. Я мучился-мучился: «Что же он молчит?!» Потом не выдержал: «Батюшка, вы про меня помните? Я просил какое-нибудь правило!» «Вот тебе послушание, – ответил отец Серафим, – прочитать пятый том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)». Я был разочарован, ожидал, что мне назначат молитвы, Псалтырь, каноны и тому подобное. (Улыбается.) Но что делать! Раздобыл у одного батюшки пятый том Брянчанинова, убрал со стола все книжки и начал выполнять послушание.

    

  

– До этого святых отцов не читали?

– Читал, конечно, но святитель Игнатий (Брянчанинов) – это такая глубина!

– В студенческие годы молодежь, как правило, не занимается чтением святоотеческой литературы. На уме совсем другое: компании, девушки.

Я был эдаким рубахой-парнем, любил общение, тусовки, вокруг меня собиралась молодежь…

– Я был эдаким рубахой-парнем, любил общение, тусовки, вокруг меня собиралась молодежь, мы постоянно ввязывались в какие-то приключения. Но это не шло мне на пользу. К тому же я всегда знал, что хочу быть с Богом. Чувствовал духовную жажду, которую могли удовлетворить только Господь, Причастие, богослужение.

– Существует мнение, что монашество – самая счастливая жизнь. Но почему все-таки симпатичный, обаятельный молодой человек, душа компании выбрал этот радостный, но очень непростой путь? Тем более в таком юном возрасте?

– «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», «Много званых, но мало избранных», – говорит Христос. Монашество – скорбный путь, но в радости с Богом. Эта жизнь не для всех, но Господь дает силы в несении монашеского креста. Мы должны ценить, быть благодарны, что Господь открыл нам красоту монашества. Серафим Саровский говорил, что готов был жить в яме с гадами, только бы быть с Богом. Старец Паисий Святогорец оставил горячо любимую им мать ради монашества, о чем много скорбел. Мы все – Господни, о чем, к сожалению, часто забываем. Православные несут знамя Христово, поэтому должны иметь любовь в сердце. Да, и в браке человек спасается, но я понял, что, имея семью, не смогу столько времени посвящать молитве и своей пастве, как можно это делать, будучи монахом.

Всё, что нам дано: ум, красота, таланты, – создано Богом. Но посвятить себя служению Ему, полностью отдать себя Творцу – не просто призвание, это жертва. За своих сродников и – в первую очередь – за врагов. Монах – прообраз Христа, он во всем должен черпать и учиться у Великого Учителя – Иисуса. Неспроста монах носит «параман», где написано: «Язвы Господа Иисуса Христа на теле своем ношу». Так же и Христос в мир пришел не ради своих родных, а ради всех людей. Как сказал апостол Павел, «когда Господь меня призвал, я с плотью и кровью не советовался» (см.: Гал. 1: 16).

    

Вначале меня ломало – причем сильно. Но без скорбей в Царствие Небесное не войти, поэтому пришлось потерпеть

Конечно, я не апостол Павел, а всего лишь заблудшая овца Христова, которую Он несет на Своих плечах. Вначале меня ломало – причем сильно. Первое время вообще не понимал, как смогу быть монахом, ведь «монах», от греческого «монос», означает «один». Но без скорбей в Царствие Небесное не войти, поэтому пришлось потерпеть, даже перенести падения. Господь попустил, что я отошел от своих послушаний, которые нес у игумена Петра (Еремеева), ректора Российского православного университета (сейчас там продолжаю учиться). Однажды рано утром шел по университету и понял, что мое призвание – это служение Богу. В тот момент жизни я сильно скорбел из-за своих немощей, осознал, что потерял образ Божий в себе, потерял то, к чему стремился, – это было больно и страшно.

– Насколько я знаю, вы, будучи студентом Российского православного университета, подрабатывали фотографом и даже планировали пойти по журналистской стезе.

– Я писал статьи, анонсы, пресс-релизы, фотографировал. Но это всё было отхождением от главного – монашества. Лукавый всячески пытался дать мне всё то, что могло бы отвести от Бога. Духовные и физические силы уходили не туда. А монашество – это соль и жизнь Церкви, где я всегда хотел быть.

– Инок – значит иной. Чтобы стать настоящим монахом, обязательно ли изолировать себя от мира в уединенном монастыре, отказываться от общения с людьми? Ведь бывает монашество в миру.

Безусловно, монах должен находиться в монастыре, а не в миру. Монастырь – это инкубатор, там свой иммунитет

– Мир в душе и келья внутри – вот что такое монастырь. Монашество – это не внешнее, а внутреннее делание. Так же, как «Царствие Небесное внутри вас есть». Тот монах, кто стяжал Дух мирен, кто сохраняет и возделывает свой внутренний рай. Безусловно, монах должен находиться в монастыре, а не в миру – исключением может быть послушание архиерею. Монастырь – это инкубатор, там свой иммунитет. Про святых отцов говорят, что они общались с Богом и даже помыслом не выходили из своей кельи, имея в виду не монастырские стены, а внутренний монастырь. Если человек общается с Богом, как он может совершать грех? Если видит Христа во всех своих делах, просыпается и засыпает с молитвой, то он живет Богом. А если просыпается и первая мысль: о-о-о, опять идти на правило, – то такому человеку будет тяжело.

– К сожалению, не каждый просыпается с молитвой на устах – зачастую люди склонны ко второму варианту.

Все люди призваны к молитве – общению с Богом. Вот только кто-то это принимает, а кто-то отталкивает, не хочет даже знать Бога.

– Это необходимо ломать в себе, переступать. Над этим нужно и можно работать, потому что в основном молитве мешает наша лень. Господь говорит: «Постом и молитвою изгоняется бес». Все люди призваны к молитве – общению с Богом. Господь постоянно в Евангелии говорит о том, чтобы мы молились. Вот только кто-то это принимает, а кто-то отталкивает, не хочет даже знать Бога, не говоря уже о том, чтобы познавать Его в Таинствах и молитве.

– Вас сразу постригли в малую схиму, а такое бывает не каждый день. Вам было 20 лет – не боялись?

– До этого я два года был послушником, келейничал у игумена. Страшно не было, серьезные искушения начались во время самого пострига, но это надо перетерпеть. Помысел в этот момент очень силен, но сам постриг почти не помню – как во сне всё прошло. Господом дается благодать, чтобы почувствовать Его попечительство, понять, что, живя с Богом, будешь иметь это блаженство – легкость, крылья, вырастающие за спиной. По сути, каждый православный христианин – это монах в смысле исполнения заповеди любви.

Когда на Литургии произносишь великие слова: «Твоя от Твоих», то с трепетом осознаешь, что мир от этих слов содрогается.

Человек выбирает монашество не потому, что у него не сложилась личная жизнь или были проблемы в миру, – монах хочет послужить Богу и людям. В монастырь не уходят, а приходят. Прежде всего, я стремлюсь обрести спасение во Христе, служа людям, через которых соответственно служу и Ему. Когда на тебе весит крест, когда на Литургии произносишь великие слова: «Твоя от Твоих», то с трепетом осознаешь, что мир от этих слов содрогается, что это жертва, принесенная за весь род человеческий – и за нас с вами тоже.

– При постриге вам нарекли редкое в Православной Церкви имя Августин. Это в честь блаженного Августина, написавшего знаменитую «Исповедь»?

– Да, святитель Августин, епископ Иппонийский, также является автором замечательного многотомника «Град Божий». Он был подвижником святой неразделенной Церкви, которая существовала до раскола в XI веке. Память святого блаженного Августина наряду со святителем Ионой Русская Православная Церковь отмечает 15/28 июня.

Еще до пострига я понимал, что среди предполагаемых имен может быть Августин, поскольку обстоятельства наших жизней во многом схожи. Более того, наш игумен, как оказалось, за неделею знал, что так и будет. Да и многие батюшки говорили, что я буду Августином. Удивительно, но в итоге жребий выпал именно на это имя.

– Тяжело, наверное, в столь юном возрасте исповедовать многочисленные очереди верующих, ведь на священников обрушивается столько людского горя, боли, страстей, искушений?

– Тяжесть исповеди в смысле переживаний пастыря за паству впервые я почувствовал на праздник Успения Божией Матери. После чего попал в больницу. (Улыбается). Некоторые иерархи говорят, что молодым священникам нежелательно вникать в подробности духовных болезней людей, главное – прочитать разрешительную молитву. Понятно, что это делается с целью пресечь прелесть и младостарчество, но не готов с этим согласиться, так как на исповеди через священника зачастую явственно открывается воля Божия о человеке.

– Отец Августин, как понять, есть ли в человеке призвание к монашеству? Как распознать, услышать призыв?

– К этому должно стремиться сердце человека, он должен хотеть быть с Богом. Мы все призваны, но кто станет избранным – зависит только от нас самих. Надо определиться, какое место занимает Бог в нашей жизни. Все люди призваны для служения Богу, особенно мужчины. Именно поэтому младенца мужского пола вносят в алтарь во время Таинства Крещения. Ему показывается, к чему он должен стремиться – к царскому служению. Но не все, к сожалению, способны услышать призыв. И хотя призвание у всех одно, у многих иной путь – должны быть и учителя, и банкиры, и бухгалтеры. Всё это дает Господь, но порой за этим мы не видим духовного. Настоящий монах ищет подвига и находит его, а люди зачастую ищут слабости, недостатки в ближних и поэтому не могут увидеть достоинств. «Сами сотворим плоды, а судить будет Бог». Однако Господь не каждому открывает помысел о монашестве. Как сказал архимандрит Тихон (Шевкунов), монах – это один на тысячу.

– Как в таком случае не ошибиться с выбором жизненного пути?

– Как говорится, если диавол не может погубить человека в миру, то тащит в монастырь. Для этого и существует искус, который человек обязательно должен пройти. Если он тяготеет к монашеству, священству и это длится не один год, то это призыв от Бога. Если есть призвание к монашеству, то оно естественно проявляется в тяге к монастырской жизни, богослужению. Человеку хочется часто молиться, читать аскетические книги, жизнеописания подвижников благочестия, старцев, отечники и подобную монашескую литературу. Другими словами, характер внутреннего влечения является определяющим. Может быть, он заключается в том, чтобы создать крепкую семью, найти интересную работу, жить в хороших условиях, – тогда ясно, что монашество не для него. Думаю, так это определяется всегда.

Бывает, конечно, такое, что нравится и то, и другое: и монастырь, и семья вроде бы тоже неплохо. В этом случае нужно пробовать, испытать себя, посвятить себя чему-то одному на год или два – для этого, собственно, и существуют такие стадии в монашеской жизни, как трудничество, послушничество. Человек должен пожить в монастыре, понять, подходит ему такая жизнь или нет. За данный срок он уже ясно увидит, что это не его путь или же осознает, что это именно то, что он так долго искал.

– Современное монашество нередко пребывает в миру – у монашествующих есть страницы в фейсбуке, «ВКонтакте» и других социальных сетях. На ваш взгляд, не уводит ли это от главного – молитвы?

– По словам владыки Илариона (Алфеева), монашество – это таинство, в котором человек умирает для мира и рождается в новую жизнь. Умирает для зла, которое царит в мире, а не для самого мира. Монашество – восход на Голгофу, распинание себя и своих страстей, терпение скорбей и поношений. Но «претерпевый до конца, той спасен будет». В первую очередь монах должен жить Христом, искать общения с Богом, а не с людьми. На мой взгляд, СМИ не полезны для монаха, однако на дворе XXI век, и я понимаю, что абсолютное отречение от мира сейчас невозможно. Я тоже слаб, зависим от этого, поэтому пришлось удаляться из социальных сетей. В первую очередь сделал это потому, что монах должен искать общения не с людьми, а с Богом. К тому же для моего духовного возрастания это не полезно. Я для того и пришел в монастырь, чтобы общаться с Богом, искать Его, быть с Ним единым целым. Как говорят святые отцы, монахи – возлюбленные дети Господни, о которых Он особо заботится, печется, утешает. А если мы будем искать общения в интернете, которое на самом деле является мнимым, это в действительности суррогат общения, – то мы не найдем Бога.

Когда я удалил свою страницу в интернете, то думал: на меня обрушится шквал звонков и смс, – ничего подобного.

Когда я удалил свою страницу в интернете, то думал: на меня обрушится шквал звонков и смс, – ничего подобного. И тогда-то пришло осознание, что общение в сети зачастую используется, чтобы «убить время», и это самое настоящее убийство всего общества, не только монахов, когда лукавый руками интернета убивает время людей. Можно ножом резать салат, а можно им же творить разбой – смотря как использовать предмет. Здесь то же самое: интернетом можно пользоваться во благо, а можно этим убивать себя. Конечно, порой поддаешься на провокации мира, но нужно просить помощи у Бога.

Некоторые говорят, что сейчас нет того монашества, которое было при преподобных Амвросии Оптинском и Серафиме Саровском. Более того, в Церкви существуют такие люди, для которых монастырь – просто работа, построение карьеры. Да, это есть, но не соглашусь, что монашество мельчает в наши дни, – есть еще настоящие подвижники, и их немало. Мы должны стремиться в Отеческие объятья. Монах всегда должен быть чем-то занят – молитвой, послушаниями, чтобы не ленился, чтобы изнемогал плоть трудом, чтобы времени на себя не было. Если монах, послушник или трудник живет в монастыре и редко подходит к Святой Чаше, не творит молитву, поскольку ему вроде как некогда, то это очень печально и трагично. Либо он карьерист, либо просто пользуется тем, что ему дает монастырь: напоит, накормит, спать уложит и прочее. Таких людей много сейчас, что прискорбно.

Монашество – это жертва в прямом смысле слова. А смысл этот очень глубокий, потому что это жертвенная любовь, жертва ради людей, за род, предков. Кто полагает, что у монахов скучная и однообразная жизнь, хочу заверить, что это очень далеко от истины. Жизнь, если она в Боге и с Богом, не может быть скучной – это Пасха! Пасха Красная!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сеть: искушение отчуждением Сеть: искушение отчуждением
Роман Носиков
Сеть: искушение отчуждением Сеть: искушение отчуждением
Роман Носиков
Оказалось, что сетевые тролли — жестокие, равнодушные, эгоистичные и аморальные люди. Кто бы мог подумать?
Архимандрит Симеон (Гагатик): Где искать камертон для монашеского делания? Архимандрит Симеон (Гагатик): Где искать камертон для монашеского делания?
Анна Сашина
В конце сентября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоится научно-практическая конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность». Ожидается, что будет продолжено и обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашествующих», вызвавшего в прошлом году очень острую дискуссию. Предваряя это разговор, игумен Ахтырского Свято-Троицкого монастыря, переводчик книг о жизни известных греческих старцев, архимандрит Симеон (Гагатик) размышляет о влиянии монашеского предания монастырей Святой Горы на традицию древних обителей Руси и современное русское монашество.
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иером. Петр (Бородулин)
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иеромонах Петр (Бородулин)
Считать, что причины ухода в монастырь в каких-то внешних обстоятельствах жизни, – это заведомая ошибка. Не внешние обстоятельства приводят в монастырь. Быть человеку монахом или не быть – решает Бог, Которому открыто не только прошлое и настоящее, но и будущее человека.
Комментарии
Юлия10 августа 2015, 16:15
Очень фотогеничный монах, и облачение ему идет. И познаний теоретических в одном интервью хоть отбавляй.
как-то неспокойно за молодого о. Августина, помилуй, Господи, во дни искушений...
Елена 6 августа 2015, 12:30
Кристина, спаси вас Бог! прекрасный материал! на душе стало радостно! чудесный о.Августин! многая и благая лета во славу Божию! как же счастлива его мать!... храни вас Господь и Пречистая!!
Екатерина23 марта 2015, 23:17
От души желаю,о.Августин,достойно пройти этот нелёгкий путь.Радости Вам,внутренней силы и спасения души!
Светлана Фроликова18 августа 2014, 23:38
У этого парня есть настоящая любовь к ближнему.Я могу свидетельствовать об этом перед Богом и людьми,а Тимофей и Иеремия тоже были молоды, не в возрасте- суть, а в избрании.Да благословит тебя Господь, дорогой брат!
Наталья Монастырева 4 августа 2014, 21:25
Я очень рада за своего сына Иеромонаха Августина,горжусь им .Да путь он выбрал не легкий,с Божьей помощью все будет хорошо...Хочу сказать огромное спасибо Кристине Поляковой за столь светлую статью о Августине!Спаси Госпад!
Надежда31 мая 2014, 23:07
отв. Ивану Х.: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас ОТЕЦ, Который на Небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - ХРИСТОС. (Матф. 22:8,9,10).
ФелФел28 мая 2014, 00:11
Преподобный Сергий своего племянника в 12 лет постриг в монахи. А вообще, как писал ап. Павел ап. Тимофею: " Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте." (1Тим 4:12)
Инал27 мая 2014, 11:54
Толковый парень. Интервью интересное для тех, кто хочет пойти по монашеской стезе, и для мирян тоже. Но постригли действительно рановато))
Ксения26 мая 2014, 20:34
Правильно монах говорит о социальных сетях . Время сижу ,время убиваю т.к нельзя на улицу выйти .
Галина Рыбакова23 мая 2014, 15:42
Братья и сёстры! Если есть в наши дни такой молодой, но достаточно рассудительный монах Августин, то уже и умирать не страшно! Возраст? Да, 20 лет, кажется, маловато. Но в наши дни все каноны, к сожалению, давно нарушены. Иногда старые бывают, как молодые, а молодые, как старые.
Поступки монаха Августина надо рассматривать с учётом времени. Сейчас - ВЫХОД ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ уже ПОДВИГ!!! Ответы монаха Августина осознанны и тактичны в отличие от «несмь числа» тех, кто безответственно относится к просторам социальных сетей и считает своим долгом «катехизнуть», не зная психологии, особенностей воздействия образа на зрителей. Про грамотность, отсутствие знаний классической литературы вообще молчу. А при нашей – то «рясофобии» страшно представить, какой резонанс в обществе?
Наташа22 мая 2014, 20:57
Читаю комменты и удивляюсь... Забывают люди, что всё в мире происходит по воле Божией. Если тебе не дано, как ни крутись - сан не получишь. Вижу по своим знакомым.
Этот молодой иеромонах Августин для нас, может быть, обычный, а для Бога он особенный (как, впрочем, и мы все). После прочтения его интервью лично у меня посветлело в душе, через монитор почувствовалось - духовный человек.
А у нас подозрения, недоверие... Неужели святых отцов не читали? В истории есть случаи ещё более раннего пострига и посвящения.
Спаси Господи автора за статью и знакомство с удивительным человеком.
Иеромонаху Августину - помощи Божией, укрепления и твёрдости.
Иван Х.22 мая 2014, 20:30
Спасибо за светлую статью!
Среди нецерковных людей царит заблуждение, что в монахи бегут от проблем сломавшиеся неудачники, либо совсем опустившиеся люди в нажде замолить грехи. Это мнение больше подходит к описанию страуса, "зарывающего голову в песок" при всякой опасности, чем настоящего монаха.
Истинная цель монаха - стать ближе к Богу, получить настоящее счастье, которое будет в сердце вечно.
Другой тип настоящих монахов - это честные и благодарные Богу люди. Например, Господь спасает такого человека от неминуемой гибели, и он обещает посвятить себя Богу. А потом выполняет свой обет день за днём многие десятки лет.
Честь и хвала монахам: и подвижникам, и обычным богомольцам. В миру жить тяжело, в монастыре ещё тяжелее! Каждый монах - личный враг дьявола. Но Господь ещё ближе.
Я противник раннего пострига, но есть люди мудрее меня - настоятели монастырей. Они несут ответственность за пострижение. Поэтому хочется пожелать им молитвы и помощи Божией в правильном выборе.
Относительно того, чтобы спрашивать духовных советов у молодого человека: почему бы и нет? Молодой человек способен заряжать своим позитивным настроем начинающих "остывать".
Юлия22 мая 2014, 01:37
Cпасибо огромное за знакомство с удивительным монахом. Как радует, что он нашел свой Путь, да еще и столь рано, его слова буквально пронизаны любовью к Господу. Чудесная беседа получилась, помощи ему Божией в таком трудном, но радостном и спасительном служении!

@Маша Кузнецова
странно, что из всего написанного, из всего этого интервью мудрого светлого человека кто-то не находит в себе ничего, кроме возмущения по поводу молодости и "безвестности" этого монаха. Действительно, как не стыдно и, самое главное, не православно)



Иван Х.21 мая 2014, 20:58
Надежда, отвечу на Ваш вопрос.
Прежде всего Вы неправы, когда считаете, что только в наше время стали называть священнослужителей отцами. Эта традиция древняя. В древнем тексте Торжества Православия (середина IX века) православная вера называется Отеческой. Само понятие святоотеческой письменности и святых отцов восходит ко времени святых апостолов.
Следуя Вашей логике нельзя называть отцом и физического отца, а только лишь Бога. Это абсурд. 5 заповедь: Почитай отца и мать. Разумеется земного отца - отца по крови.
Мы называем священников отцами из уважения либо к их почтенному возрасту, либо к духовному авторитету. Я считаю нормальным назвать старшего отец или матушка. У других народов почтительное обращение к старшему иное - там и священника могут называть по-другому.
Я вот, к примеру, братом называю любого сверстника или младшего по возрасту, кого уважаю, даже не христианина.
Маша Кузнецова21 мая 2014, 14:56
Объясните, почему постригли парня, которому едва за 20? Почему он служит на приходе? Почему дает советы о духовной жизни?
Чем он вообще замечателен, кроме "говорящей" фамилии?
Такое впечатление, что мы уже стали одной из католических церквей.
Людмила21 мая 2014, 14:55
Молодой,но очень умный монах!Приятно было и интересно читать статью.Спаси Господи!!
Татьяна21 мая 2014, 13:44
Надежда, вот здесь есть ответ http://www.foma.ru/article/index.php?news=6158
Татьяна21 мая 2014, 12:44
@Надежда: так ведь наши батюшки отцы с маленькой буквы, как Вы и написали. Есть разница :) Если уж совсем не по себе так называть, то можно в обращении "отец" на "батюшка" поменять. Некоторые священники даже сами просят их исключительно батюшками имя называть.

Спаси Господи за статью! Хочется перечитывать.
Раб Божий Олег Мариуполь21 мая 2014, 08:05
Жатвы много,а делателей мало.Поэтому и разрешено Собором рукопологать в раннем возрасте.А раньше было после 40лет.Спаси Бог нас всех!
Алексий20 мая 2014, 23:12
Братья и сестры, а скажите пожалуйста, а как это канонически возможно - иеромонах, которому "едва перевалило за двадцать"?
Надежда20 мая 2014, 19:04
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!Прошу объяснить, почему в современном мире, современных батюшек - служащих в церкви, называют отцами, что противоречит указаниям Евангелия Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа - никого на земле неназывать отцами, Отец наш один, на Небеси.
Николай Владимирович20 мая 2014, 16:38
Из беседы на т/к "Культура" узнал,что пол и все что с ним связано выше ума и совести,т.е.естество все-равно возьмет свое... Стало понятно,почему свв.отцы настаивали на физическом удалении от этих соблазнов. Но в современном мире от этого не гарантирует даже монастырь! Приуныл,задумался и понял; что выше пола и брака - братство и сестричество! Причем,не только благодатное,но и человеческое(коммунистическое),но подчиняемое Христу,а не Карлу Марксу. Пока все достигнут и благодатного утешения в Духе Святом,а утратив Его каким-либо грехом не оставались-бы наедине с самим собой,будучи гонимы отчаянием,когда лукавый и усиливает соблазны.
Алла20 мая 2014, 14:51
Спаси Господи всех людей!
Ксения20 мая 2014, 14:21
Слава Богу за ВСЕ.
Марина20 мая 2014, 12:59
Как же я хочу уйти в монастырь - иметь счастье и радость в Боге!!!
Огромное спасибо за статью!)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×