ПРАВОСЛАВИЕ 2000
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
 
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
 
   
Мозаика XII в. Италия.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. - Быт 2:7
Мозаика XII в. Италия.


Сатана с душой Иудой. Мозаика XII в. Венеция.
Сатана с душой Иудой.
Мозаика XII в. Венеция.


Всемирный потоп. Мозаика собора св. Марка. Венеция. XII в.
Всемирный потоп.
Мозаика собора св. Марка.
Венеция. XII в.


Сотворение человека. Мозаика собора св. Марка. Венеция. XII в.
Сотворение человека.
Мозаика собора св. Марка.
Венеция. XII в.

Геннадий Калябин
ВЕРОЮ ПОЗНАЕМ
Обзоры по естественной апологетике
к предыдущей главесодержаниек следующей главе

ВЗГЛЯД МАТЕМАТИКА
НА ХРИСТИАНСТВО И НАУКУ
В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

1

Наука с древнейших времен была связана с честным поиском истинного знания в сфере природы, что родственно религиозному поиску морально-нравственного смысла жизни. Носители научных знаний — ученые и раньше, а часто даже и теперь, глубоко верят в Создателя и Промыслителя этого видимого мира и руководствуются в своей жизни Евангельским учением Христа Спасителя.

Обособление науки от христианства началось в Западной Европе в XI—XIV веках, когда номинализм, объявляющий подлинно существующими только отдельные индивидуальные объекты, одержал победу над реализмом, признающим существование чувственно воспринимаемых вещей лишь как отпечатков предшествующих им общих понятий (родов, видов, идей, то есть «универсалий»). Принятое в то время номиналистическое мировоззрение продолжает доминировать и в цивилизации наших дней.

Несмотря на это обособление, отношения между наукой и христианством вплоть до XVIII века продолжали оставаться вполне гармоничными, чему, конечно, способствовал тот факт, что все крупные ученые того времени были глубоко верующими. Коперник, Декарт, Паскаль, Ньютон, Ломоносов, Кювье в своих трудах часто высказывали мысль, что изучение природы помогает им лучше осознать величие Творца и вызывает в них благоговейное чувство восхищения глубиной Его премудрости.

Однако эпоха Просвещения (которую точнее надо было бы именовать периодом духовного затемнения), самым «блестящим» представителем которой считают Вольтера, паразитируя на происходившем в то время расцвете естественных наук и промышленном использовании научных открытий, выдвинула и распространила среди высших слоев общества ложную идею о самодостаточности человеческого разума и опыта для полного объяснения всех природных явлений. Возникло множество материалистических лжетеорий: в физике — редукционизм, то есть сведение поведения сложных систем к свойствам их более простых частей, в астрономии — гипотезы о возникновении Солнечной системы, в геологии — совершенно произвольное датирование пластов в горных породах, в биологии — концепция эволюции (ламаркизм и дарвинизм), в науках о человеке и обществе — социализм и фрейдизм. Эти «теории», а на самом деле мифы XIX столетия, продолжают в измененном виде преподноситься как научно обоснованные.

Действительно, современный «образованный» человек без раздумий принимает за непререкаемую истину то убеждение, что низшие уровни мироздания онтологически, логически и хронологически предшествуют высшим его уровням. В частности он верит, что материя «состоит» из частиц, небесные тела возникли путем постепенного сгущения однородных протяженностей простых структур, живые существа сами собой возникли из неорганической материи, а потом также сами собой усложнялись и развивались, а людское общество в силу того же естественного хода событий постепенно совершенствовалось. Считается, что любые проявления человеческого сознания сводятся к набору простейших инстинктивных элементов, а государство и общество состоят из индивидуумов-граждан, которые имеют перед государством бытийный приоритет.

2

В науке как таковой следует четко разделять два различных ее аспекта, которые часто (и неправомерно) объединяют под одной вывеской: наука-исследование — систематическое изучение и изложение объективно достоверных сведений, максимально проверенных со стороны содержания, и наука-мировоззрение, то есть совокупность утверждений, якобы полученных в научных исследованиях и навязываемых в качестве общеизвестных. Именно эти идеологические установки, внедряемые в массовое сознание, перечислены выше. Подлинные научные исследования полностью их опровергают, что в значительной степени замалчивается (и не только в «отсталой» России, но и в «развитых» странах Запада). Эта тайная и тотальная цензура в научном мире осуществляется с помощью прессы, научно-популярной литературы и телепрограмм, а по своей жесткости она, пожалуй, превосходит строгость средневековой инквизиции. Человеку не остается времени и возможности подумать самостоятельно, так как он постоянно занят своей работой, потреблением престижных товаров, приобретением имущества (домов, автомобилей, аудио-, видео- и компьютерной техники, которые стали новыми идолами), развлечениями, в число которых наряду со спортом и туризмом входит также и легкое и вполне приятное знакомство с «научными открытиями», отобранными и преподносимыми в СМИ в качестве кирпичей общей картины мира.

Это новое мировоззрение, именующее себя научным, на самом деле постепенно развивается в новую религию — ЧЕЛОВЕКОБОЖИЕ и вступает в борьбу с прежними религиозными верованиями, пытаясь ныне стать главной мировой религией — религией культа человека, его тела, удобств и удовольствий, разума и труда, могущества над природой и, конечно же, его «неотъемлемых прав», о которых в Библии нет и речи, тогда как о многоразличных обязанностях человека (по отношению к Богу, к членам своей семьи, к соседям, к бедным и убогим, к своему народу в целом и других), равно как и о необходимости покаяния и исправления повествуется в каждой книге Ветхого и Нового Завета. Научное мировоззрение является при этом догматическим фундаментом человекобожия, которое в свою очередь готовит приход антихриста.

3

С другой стороны, нарастание в XX веке убедительнейших фактов, подтверждающих факт созданности мира Богом, снимает объективные причины для неверия, которые материалистам XIX столетия могли казаться существующими и существенными для обоснования их атеистических взглядов. Сомневающиеся люди прошлого века жаждали услышать от науки о Боге, но она молчала. Сегодня она заговорила о Нем, Творце, причем именно о таком, Который описан в Библии. Но что-то не слышно большой радости и не видно энтузиазма от того, что научная апологетика наполнилась сейчас таким точным и понятным содержанием, что ее можно преподавать в школе (а ее нет даже в программе духовных академий). Мы ходим по золоту естественно-научных аргументов, но не хотим нагнуться, чтобы его поднять.

Математика всегда признавалась наиболее нейтральной и рациональной наукой, в которой все утверждения строго выводятся по точно заданным правилам из небольшого числа аксиом. В начале XX века даже выдвигалась программа полной формализации математики или хотя бы ее основных разделов. Однако доказанная в 1931 году теорема Гёделя показала, что никакая формальная система не может полностью описать «элементарную» арифметику, поскольку в любой такой системе обязательно найдется формально неразрешимое предложение A, такое что ни оно само, ни его отрицание не доказуемы в принятой аксиоматике. С точки зрения математической интуиции предложение A является содержательно истинным, и его можно добавить к системе аксиом, но тогда появится еще более сложное утверждение, которое будет не выводимо вместе со своим отрицанием в расширенной системе и т. д. Таким образом, разуму человека внутренне присущи идеи и понятия, бесконечно превосходящие его рассудочные способности и могущие иметь поэтому только Божественное происхождение. К числу таких идей относится абсолютно необходимое для математического творчества понятие актуальной бесконечности, в котором бесконечность трактуется не как развертывающийся процесс добавления неограниченно большого числа новых элементов (потенциальная бесконечность), а как реальный объект, существующий целиком, сразу со всеми своими элементами.

Физика XX века (теория относительности, квантовая электродинамика и теория элементарных частиц) настолько изменила наше представление о строении материи, что стало невозможно говорить о движении материальных точек по определенным траекториям, о волнах и частицах, о том, что система одного уровня «составлена» из более мелких частей нижнего уровня. Выяснилось, что акт соединения более значим, чем отдельно рассматриваемые соединяемые объекты, и на каждом уровне определяющую роль играют свои особые специфические законы и принципы, не выводимые из законов нижних уровней. Кроме того, физические законы имеют квантовый характер, выражением которого является уравнение Шрёдингера для эволюции y-функций, управляющих наблюдаемыми в опытах величинами. Управление чувственно воспринимаемыми событиями со стороны идеальных, умозрительных y-функций осуществляется однако не строго определенным (детерминированным), а вероятностным (статистическим) образом, так что даже мельчайший электрон обладает некоторой степенью свободы и принципом непредсказуемости.

Космологи и астрофизики обсуждают различные сценарии возникновения Вселенной «из ничего» (теория Большого взрыва), хотя многие аспекты являются еще спорными и, возможно, будут пересмотрены по мере увеличения объема наблюдений. В частности нерешенным остается важный вопрос о возрасте галактик, звезд и планет. Научные его оценки (опирающиеся на различные методики) показывают огромный разброс: от 10 тысяч до 20 миллиардов лет. Большие значения возраста лучше соответствуют взглядам современных эволюционистов, и поэтому именно такие промежутки объявляются «достоверными», хотя теории, дающие короткий возраст, также базируются на вполне надежных и неоспоримых данных. Потрясает своей весомостью и так называемый «антропный фактор», согласно которому при весьма небольшом изменении мировых констант жизнь во Вселенной была бы невозможна и в ней не мог бы появиться человек, который стал бы ее наблюдать и исследовать. Этот научный вывод проверялся и уточнялся десятки раз и полностью подтвердился.

Геологические исследования дают массу прямых подтверждений относительно недавнего (по геологическим меркам) катастрофического наводнения, покрывшего всю земную поверхность, что привело к формированию мощных слоев осадочных пород и полезных ископаемых с хаотично перемешанными останками живых организмов.

Биология всегда являла примеры исключительно сложного и целесообразного строения растений и животных, что служило весьма сильным аргументом для сторонников концепции Божественного творения. Открытие в середине XX века генетического кода, носителем которого являются гигантские двухнитевые молекулы ДНК, показало, что организмы подобны сложнейшим химическим комбинатам, на которых по заранее составленной программе производится переработка и синтез (в определенном порядке!) всех тех молекул, клеток и более крупных структур, образующих живые существа. Многие детали этих удивительных процессов до сих пор не изучены, однако возможность их случайного появления в ходе постепенной эволюции полностью исключается.

Действительно, размышления об удивительно целесообразном и необычайно сложном устройстве живых организмов с большой силой убеждают человека в неслучайности существования и осмысленности этого высокоорганизованного мира и, как следствие, приводят к признанию Всемогущего Творца. Славлю Тебя, Господи, ибо я дивно устроен, — восклицает пророк и псалмопевец Давид (Пс. 138, 14) и продолжает: дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Люди XX века, больше узнавшие об устроении своего тела, еще сильнее должны поражаться удивительной сложности и слаженности работы своих внутренних органов и систем, не говоря уже о потрясающем всю душу феномене самосознания. Последнее, правда, было столь же доступно и столь же ошеломительно и для людей далекого прошлого. Мы называем их древними, хотя сами они именовали древними живших задолго до них, а себя, точно так же, как и мы сейчас, древними или примитивными отнюдь не считали. У современного человека размышления о «внутренности своей» возникают в основном только при появлении каких-то «неполадок» в ее работе, другими словами болезней, или при драматических событиях с родными и близкими. В обычной жизни нет времени задуматься, так как человек постоянно чем-то занят: работой, приобретениями, наслаждениями или развлечениями.

4

Палеонтология и археология возникли в конце XVIII века, когда Жорж Кювье впервые раскопал многочисленные скелеты гигантских вымерших рептилий, позднее названных динозаврами, вперемешку с останками других животных. Сам Кювье (убежденный христианин) считал свои находки вещественными доказательствами описанного в Библии Всемирного потопа. Другим археологическим объектом, прямо подтверждающим истинность повествования о потопе, является огромный (размером примерно 150ґ50ґ30 метров) деревянный ящик, вмороженный в лед вблизи вершины горы Арарат в Армении, изучавшийся в начале XX века русскими и английскими экспедициями. К сожалению, эти исследования были прерваны политическими событиями, а их возобновлению препятствует запрет правительства Турции, которой сейчас принадлежит контроль над данной территорией.

Чарльз Дарвин, которого считают создателем теории эволюции, пытался найти в ископаемых останках недостающие звенья в цепи развития от простых видов к сложным. Поскольку имевшиеся тогда ископаемые останки являли собой только вполне развитые виды без признаков переходности, Дарвин поставил перед своими последователями и продолжателями задачу провести больше раскопок с тем, чтобы обнаружить эти гипотетические «промежуточные формы». За прошедшее столетие число извлеченных на поверхность останков возросло в сотни раз, однако картина, бывшая во времена Дарвина, нисколько не изменилась и ни одного вида животных или растений, который можно было бы назвать промежуточным, так и не было найдено. Показываемые сейчас публике в музеях «ряды развития» (мышь — лошадь — ...) — это просто подобранные фрагменты существ совершенно разных видов. Некоторые виды, причислявшиеся одно время к давно вымершим промежуточным формам, например, двоякодышащая кистеперая рыба, были обнаружены живущими в настоящее время и точно такими же, какими их прежде находили в слоях земли. Недавно экспериментально было доказано, что собака НЕ произошла от волка, как это постоянно утверждалось, а что это два разных, хотя и близких вида.

Особенно интенсивно велись (и ведутся) поиски ископаемых останков предков человека, в качестве которых выдвигались питекантроп, неандерталец, пилтдаунский человек, синантроп, яванский человек, а в последнее время — австралопитек. Не вдаваясь в подробности, можно с полной определенностью сказать, что предъявлявшиеся фрагменты скелетов (чаще всего отдельные кости черепа) всех упомянутых «предков» принадлежат либо обезьянам и другим животным, либо людям, близким к современным, либо более или менее удачными подделками. Наиболее известной подделкой является «пилтдаунский человек», более сорока лет считавшийся во всем мире самым доказательным звеном между обезьяной и человеком, пока не было установлено, что найденные кости сфальсифицированы с помощью механической и химической обработки фрагментов скелетов обезьян и людей, их группировки и закапывания в землю на том участке, где вел раскопки английский археолог-любитель. Многочисленные исследования этой полудетективной истории показали, что подделку осуществил «философ и ученый» французский иезуит Тейяр де Шарден.

***

Научные открытия XX века вновь подтверждают то, о чем в древности восклицал пророк Давид в своих псалмах: небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь; славлю Тебя, Господи, ибо я дивно устроен; дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. И причины для упорного неверия остались теми же, о которых святой апостол Павел писал римлянам: Они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим. I, 21, 24—25).



к предыдущей главе содержание к следующей главе



 
 
 
© ПРАВОСЛАВИЕ 2000