Православие.Ru

Русский Дом
ПРАВОСЛАВИЕ.RU

   
 Rambler's Top100

РУССКИЙ ДОМ № 8,  2001

РУССКАЯ ПАРТИЯ В СССР И ЕЕ РАЗГРОМ


"Опасность прежде всего состоит в том, что "русизмом",
т.е. демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской
культуры, памятников старины, за "спасение русской нации",
прикрывают свою подрывную деятельность
откровенные враги советского строя".

- Ю. Андропов

Феномен, получивший название "Русская партия", собственно, не является чем-то специфическим для советского периода отечественной истории. Прообразы Русской партии можно обнаружить в глубине веков.

Русская партия всегда заявляла о себе в ответ на антинациональные тенденции в политике "верхов".

Так было в XIV веке, когда Иосиф Волоцкий и его сторонники, преимущественно деятели Церкви, выступили против широко распространившейся тогда в высших кругах русского общества "ереси жидовствующих", завезенной на Русь через Новгород в 1470 году неким "жидовином Схарией". Во главе партии еретиков стоял сам Московский митрополит Зосима. К ее покровителям относились княгиня Елена, невестка Великого князя Иоанна III, множество представителей знати Москвы и Новгорода.

Как пишет митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, "можно с уверенностью сказать, что в течение тридцати четырех лет с момента рождения ереси и до ее разгрома в 1504 году дальнейшая судьба России и само ее существование находились под вопросом. Дело в том, что "ересь жидовствующих" не была "обычной" ересью. Она больше напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия".

Но тогда у русского народа достало сил отвергнуть ересь, по существу являвшуюся одной из первых идеологических диверсий Запада против России. Во главе Русской партии тогда встал преп. Иосиф Волоцкий.

В XVIII в. Русская партия проявила себя в деятельности группы Артемия Волынского, противостоявшего немецкому засилью в верхах, получившему название "бироновщины". Императрица Анна Иоанновна подписала Волынскому смертный приговор. Так же неудачно, но уже в царствование Екатерины II, закончилось противостояние ряда церковных иерархов во главе с Арсением Мацеевичем секуляризационным тенденциям в общественной жизни и политике государства по отношению к Церкви.

Движение русского национализма идейно начало формироваться на рубеже XVIII- XIX веков и проявилось в деятельности трех известных лиц - Шишкова, Шихматова, Шаховской. К Русской партии того времени относят также графа А.А. Аракчеева и московского губернатора Ф.В. Ростопчина.

Классическим вариантом Русской партии стало славянофильство, заложившее основы русского патриотизма на много десятилетий вперед.

Революции 1917 года означали радикальный разрыв исторической ткани русской истории. В 20-е годы любое проявление русского патриотизма жестоко преследовалось. Тем не менее объективные закономерности исторического процесса привели сначала к восстановлению территориальной целостности значительной части бывшей Российской империи (в форме СССР), а затем, в 40-е годы, к патриотическим новациям в области идеологии. Частичное восстановление русских традиций в 40-50-е годы послужило базовой предпосылкой возникновения Русского движения в 1960-е годы.

Здесь следует отметить прежде всего воспоминания самих участников патриотического движения (например, книга Ст. Куняева "Поэзия. Судьба. Россия", мемуарные статьи М. Лобанова, С. Семанова, "Россия распятая" И. Глазунова и др.), исследовательские работы (например, книга того же С. Семанова "Юрий Владимирович", посвященная взаимоотношениям Ю. Андропова с патриотическим движением), многочисленные публикации в журналах "Москва", "Молодая гвардия", "Наш современник", газетах "Завтра" и "День литературы".

В 60-е годы процесс русификации общественной жизни, несмотря на робость верхов, приобрел широкий размах. Страна отвергает антинациональное наследие Пролеткульта, русско-советская культура все более возвращается к национальному облику.

В числе наиболее ярких публикаций в "Молодой гвардии" того времени стоит отметить эссе В. Солоухина "Письма из Русского музея", где автор впервые заговорил о пагубности переименований исторических названий городов, о варварском отношении к историческим памятникам, о преемственности русской культурной традиции (на примере изобразительного искусства).

Нападки либеральных критиков "Нового мира" на общественную позицию "Молодой гвардии" заставили ряд авторов последней (М. Алексеев, С. Викулов, С. Воронин, Ан. Иванов, В. Чивилихин и др.) выступить в защиту журнала и патриотических ценностей. Письмо "Против чего выступает "Новый мир" было опубликовано в "Огоньке" (тогда возглавлявшемся А. Софроновым), в N 30 за 1969 год.

Авторы письма отмечают, что "Новый мир" "не упускает случая поиздеваться надо всем, что связано с любовью к отчим местам, к родной земле... и почему-то особенно к русской старине"; "авторы "Нового мира" направляют весь свой критический запал против тех произведений, которые отстаивают традиции русской и других национальных культур, идей преемственности поколений, народно-революционной борьбы, советского патриотизма".

Но у Кремля в фаворитах ходили другие авторы.

Организационное оформление Русской партии можно отнести к 1966 году, году основания Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Его ядром был так называемый "Русский клуб", у истоков которого стояли О. Волков, П. Палиевский, В. Кожинов, А. Ланщиков, С. Семанов, Д. Жуков.

Председателем ВООПИК был избран Игорь Васильевич Петрянов - академик отделения химических наук. Общество получило помещение в одном из домов Высокопетровского монастыря в Москве.

Об атмосфере, царившей в обществе, вспоминает С. Семанов: "Вот Святослав Котенко рассуждает о кино и вдрызг разносит сверхпартийный фильм Габриловича и Райзмана "Коммунист", увенчанный всеми премиальными погремушками: "В этой картине коммунист реквизует жену у русского крестьянина!" Таких слов в ту пору нигде нельзя было больше услышать.

Марк Любомудров, говоря о русском театре вчера и сегодня, начинает прямо с таких вот слов: "Русского театра больше нет, его убили". Через некоторое время Любомудров был отчислен из ленинградского института за "профнепригодность", меж тем как множество его коллег откочевали в сторону "земли обетованной".

И далее: "Летом 1970-го съехались мы в Смоленск на конференцию. По завершении собрались в ресторане. После первого тоста за хозяев грянули дружным хором свою любимую, что не раз певали: "Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам", а во время исполнения припева: "Так за Царя, за Родину, за Веру..." - все "наши" вскочили, держа рюмки на согнутой руке у груди. Сидевший рядом с Петряновым секретарь обкома по идеологии осторожно шепнул ему: "Но ведь это, кажется, белогвардейская песня?" Академик благодушно улыбнулся: "Ну что вы, это же Пушкин".

После подобных собраний О.В. Волков, имевший опыт 25-летней отсидки в СЛОНе, нередко обеспокоенно спрашивал: "А не сошлют ли нас завтра всех на Соловки?"

В декабре 1967 г. в Ленинграде судили четырех руководителей "Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа" (известный ныне ВСХСОН) И. Огурцова, Е. Вагина и других. В марте следующего года на скамью подсудимых посадили аж 17 человек - таких процессов не было после 1952 года.

И это один из множества фактов.

В 70-е годы преемником "Молодой гвардии" стал журнал "Наш современник". Среди публикаций последнего стоит отметить роман В. Пикуля "У последней черты" (в полном варианте - "Нечистая сила"), где было недвусмысленно сказано об истинной подоплеке февральского переворота и Первой мировой войны; а также книгу В. Чивилихина "Память" о русском средневековье.

По роману В. Пикуля было принято разгромное постановление ЦК.

А в 1972 году в "Литературной газете" появляется знаменитая статья "Против антиисторизма" небезызвестного А. Яковлева, о которой генсек Брежнев заметил: "Он хочет поссорить нас с русской интеллигенцией".

Важным направлением деятельности Русской партии стал выпуск литературы антисионистского и антимасонского характера. В 1970-е - начале 80-х выходят книги: Е. Евсеев "Фашизм под голубой звездой", В. Бегун "Вторжение без оружия" и "Рассказы о "детях вдовы", Ю. Иванов "Осторожно: сионизм!", А. Романенко "О классовой сущности сионизма". Попытку приоткрыть завесу над тайной февраля 1917-го предпринял известный советский историк Н.Н. Яковлев в книге "1 августа 1914".

Вышедшая в издательстве "Молодая гвардия" тиражом 100 тыс. экземпляров книга "Чужие голоса в эфире" рассказала советскому читателю об истинных владельцах радио, телевидения и прессы в США. В книге Ивана Артамонова "Оружие обреченных" были приведены сенсационные сведения: сионисты приветствовали приход к власти Гитлера и пользовались услугами гестапо, СС и абвера.

В 1981 г. Андропов выходит на Политбюро с докладом, где говорится: "В последнее время в Москве и ряде других городов страны появилась новая тенденция в настроениях некоторой части научной и творческой интеллигенции, именующей себя "русистами". Под лозунгом защиты русских национальных традиций они, по существу, занимаются активной антисоветской деятельностью. Развитие этой тенденции активно подстрекается и поощряется зарубежными идеологическими центрами, антисоветскими эмигрантскими организациями и буржуазными СМИ. Спецслужбы противника усматривают в ней дополнительную возможность для подрывного проникновения в советское общество. Серьезное внимание этой среде уделяют официальные представительства капиталистических государств в СССР. Заметную активность, в частности, проявляют посольства США, Италии, ФРГ, Канады. Их сотрудники стремятся иметь контакты среди т.н. "русистов" с целью получения интересующей информации и выявления лиц, которых можно было бы использовать во враждебной деятельности.

Согласно документальным данным противник рассматривает этих лиц как силу, способную оживить антиобщественную деятельность в Советском Союзе на новой основе. Подчеркивается при этом, что указанная деятельность имеет место в иной, более важной среде, нежели потерпевшие разгром и дискредитировавшие себя в глазах общественного мнения т.н. "правозащитники".

Изучение обстановки среди "русистов" показывает, что круг их сторонников расширяется и, несмотря на неоднородность, обретает организационную форму. Опасность прежде всего состоит в том, что "русизмом", т.е. демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской культуры, памятников старины, за "спасение русской нации", прикрывают свою подрывную деятельность откровенные враги советского строя".

Таким образом, Русская партия 1960-1980-х гг. в СССР, возродив давнюю традицию патриотизма, была на грани того, чтобы перерасти в широкое национальное движение. Однако в ходе чисток общества от национально мыслящих деятелей возможность создания независимого от мондиалистских структур национального государства не осуществилась.

Николай Александрович Куценко
Rambler's Top100 TopList
<< НАЗАД НА ПРАВОСЛАВИЕ.RU