Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Сила Божия и молитвы новомучеников ведут и спасают Россию…»

Источник: «Русь Державная» №166

С отцом Тихоном мы знакомы уже очень давно… Почему-то врезались в память отдельные эпизоды: наша первая встреча в 1992 году в Донском монастыре, где он возглавлял в ту пору издательское дело. А я привез туда для распространения специальный выпуск газеты «Храм Христа Спасителя»… Молебны на морозной улице перед занятым неообновленцами Сретенским монастырем… Начало возрождения святой обители… Крестный ход из Спасских ворот Кремля с великой святыней — образом Владимирской Божией Матери, когда всю ночь ехали со всех концов Москвы православные люди, чтобы приложиться к святыне… Поездка по просьбе отца Тихона в скит монастыря, где он возглавил обвалившийся колхоз и возродил в нем жизнь… Отпевание и долгое прощание в Сретенском монастыре с нашим незабвенным другом, великим русским скульптором и подвижником Вячеславом Клыковым…

И почему-то еще я вспомнил далекий сентябрь 1993 года, когда только что отпечатанный в типографии первый номер «Руси Державной» мы с художником Борисом Журавским показали в аэропорту «Внуково-2» нашему Святейшему Патриарху Алексию и провожавшим его членам Священного Синода перед полетом главы Русской Православной Церкви через всю нашу необъятную страну в далекую Америку. Мы погрузили тогда несколько пачек газет с ликом Державной Божией Матери в самолет…

Выход на телевизионные экраны фильма отца Тихона «Гибель империи» поднял такую мощную волну в общественном сознании, какой я попросту не могу припомнить. Но об этом уже достаточно высказались и друзья, и недруги…

Сегодня мы вновь беседуем в Сретенском монастыре с отцом Тихоном (Шевкуновым).

Ваше Высокопреподобие! В начале нашей беседы мне бы хотелось обратиться к словам нашего Святейшего Патриарха, которые он произнес 15 марта с.г. после Божественной литургии в Казанском соборе в Коломенском в праздник Державной Божией Матери. Его Святейшество, обращаясь к православному народу, подчеркнул важность подписания 15 мая прошлого года акта о возобновлении канонического общения с Русской Зарубежной Церковью и вспомнил еще раз о той важной миссии, которую совершили Вы с братией монастыря, посетив с великой святыней нашей Церкви — иконой Державной Божией Матери Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, страны Европы, объехав тем самым практически весь земной шар. Я хотел бы попросить Вас рассказать о наиболее ярких эпизодох этого знаменательного путешествия, поскольку оно, как мне кажется, было очень промыслительным событием в жизни русского народа, находящимся в рассеянии по всему свету.

— Мы все знаем, что 2 марта или 15‑го по новому стилю 1917 года после страшной беды, разразившейся в России — вынужденного и промыслительного отречения Государя от престола, Сама Царица Небесная явлением Своей иконы Державной взяла под Свой покров наше Отечество.

Державная икона Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком монастыре, Джорданвилль. Фото: М. Родионов / Православие.Ru
Державная икона Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком монастыре, Джорданвилль. Фото: М. Родионов / Православие.Ru
Тот факт, что именно икона Державной Божией Матери по благословению Святейшего Патриарха прошла практически по всему русскому рассеянию, говорит о том, что Матерь Божия взяла под Свой омофор, под Свое особое Державное покровительство весь русский народ.

Именно так это было расценено нашими братьями за рубежом. Поездка эта была непростой. Хотя бы из-за сложности ее подготовки. Должны были ехать представительная делегация, большой хор Сретенского монастыря. Но в первую очередь мы везли великую святыню, икону Державной Божией Матери.

Мне хотелось бы вспомнить одну историю. С 1986 года я был на послушании у владыки Питирима в Издательском отделе. Как-то я пономарил в домовом храме владыки Питирима — храме преподобного Иосифа Волоцкого, и вдруг в алтаре я увидел икону Державной Божией Матери. Этой иконы раньше там не было. И каждый раз, когда я заходил в алтарь, то присматривался к ней. Она висела именно в алтаре, так что ее не видел никто, кроме священников, самого владыки Питирима и нас, пономарей. И в какой-то момент я понял совершенно удивительную вещь — икона-то старая! А как может быть икона Державной Божией Матери старой, а не недавно написанной? Если она была явлена в 1917 году, а эта икона — на старой доске. Если бы это была вновь написанная икона, предположим, в Софрино, то это было бы сразу видно. И вдруг меня внезапно поразила мысль: «Это та самая икона!» И я кинулся в конце службы к владыке Питириму: «Владыка! Это ведь та самая икона!» А это был 1987-й или 1988 год. Он мне говорит: «Молчи! Понял — молчи!» И мне сразу стало ясно, что об этом надо помалкивать…

Каким-то образом владыка Питирим получил эту икону и повесил в алтаре домового храма Издательского отдела. Владыка, по всей вероятности, договорился с работниками Исторического музея, в запасниках которого хранилась святыня, и икону передали ему. Однажды я видел, как к митрополиту приезжал Святейший Патриарх Пимен, как они вместе зашли в алтарь и долго, а это был вечер, долго молились… Поэтому эта икона для меня имеет особую историю. Потом, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, эта икона из Издательского отдела была перенесена в место своего явления — в село Коломенское.

В начале поездки, когда мы поднесли икону в специальном футляре к трапу, то все замерли: пройдет ли она в проем двери. По милости Божией мы внесли святыню в салон. Еще бы два сантиметра, и икона не вошла бы… Переносить же ее было непросто — весила она с футляром около ста килограммов.

В Нью-Йорке православные люди сжалились над нами и приделали к футляру специальные колесики. И даже тогда, когда надо было ее представлять для таможенных служб — таможенники разных стран, где мы побывали, которые наверняка не были православными, с благоговением относились к святыне. Наверняка среди этих людей были и протестанты, которые не почитают икон, были и просто неверующие.

Вся наша поездка прошла под покровом Царицы Небесной. По словам владыки Лавра, она оказалась очень важна для Русского Зарубежья. Потому что — вот прошло 17 мая, воссоединение. Торжества в Москве. А потом, как мне говорили мои друзья из зарубежья, наступила некая пауза: «а что же дальше?» И когда в зарубежные православные храмы в Америке, Канаде, Австралии, Европе пришла икона Державной Божией Матери — это было для всех грандиозным событием. Множество людей собиралось для того, чтобы поклониться Царице Небесной. Все знали историю иконы, а для тех, кто не знал, мы привезли с собой специальные буклеты, маленькие иконки Державной Божией Матери с благословением Святейшего Патриарха, которые раздавали всем.

Это чувство единения, которое все мы ощущали тогда под покровом Божией Матери, между нами, представителями Московского Патриархата и членами Русской Зарубежной Церкви, было удивительным. Царица Небесная благословляла это единство, любовь, самые дружеские и искренние отношения.

Многие сомневающиеся приходили тогда в храм, где находилась икона Державной Божией Матери, присутствовали на литургии, слушали хор нашего Сретенского монастыря, слова наших иерархов: владыки Исидора Кубанского, митрополита Онуфрия Буковинского, который говорил еще и по-английски. Он, может быть, и не в совершенстве говорил на иностранном языке, но это было так трогательно и искренне, что люди не могли сдержать слез. Владыка сначала обращался с проповедью на русском языке, а потом то же самое повторял по-английски. Люди видели, что владыка потрудился для того, чтобы донести до всех то, что было у него на сердце. Когда мы сидели в самолете, он со словарем готовился к проповеди.

На следующий день после праздника иконы Державной Божией Матери — в день Торжества Православия весь православный мир узнал печальную весть о безвременной кончине митрополита Лавра, главы Русской Зарубежной Православной Церкви. Вы — человек, который принимал активное участие в процессе воссоединения наших Церквей. Вы только что вернулись из Америки с похорон владыки. И нашим читателям хочется, чтобы Вы поделились своими мыслями в связи с этим.

— Я хотел бы добавить два уточнения к Вашим словам. Первое: у истоков процесса воссоединения стояли два человека: наш Святейший Патриарх и владыка Лавр. Святейший Патриарх неоднократно направлял письма в Синод Русской Зарубежной Церкви еще до того, как его возглавил владыка Лавр. Это были послания со словами примирения. Владыка Лавр, со своей стороны, неоднократно бывал в России инкогнито. Под видом простого священника с беленьким крестиком он объездил всю Россию. Процесс сближения шел непрерывно. А для нас, кому посчастливилось в этом участвовать, — это просто милость Божия и счастье.

Митрополит Лавр совершает проскомидию в Сретенском монастыре. Фото: Г. Бабаянц / Православие.Ru
Митрополит Лавр совершает проскомидию в Сретенском монастыре. Фото: Г. Бабаянц / Православие.Ru
Второе. Я не совсем согласен, что у владыки Лавра была безвременная кончина. Владыка сделал свое дело, выполнил свой долг, волю Божию, которую он познавал перед Господом. Исполнил свою миссию так, как заповедали его предшественники, первоиерархи, весь дух русской Зарубежной Церкви, как благословил его Господь, этого подвижника и монаха, архиерея Божия. Исполнил он и последнее. В зарубежном епископате были люди, которые сомневались в необходимости скорейшего воссоединения. Одним из них был член Синода Русской Зарубежной Церкви епископ Манхеттенский Гавриил. Он говорил: «Не уверен я, что уже пришло время это делать». Его сомнения были связаны с тем, что он боялся ухода многих людей из Зарубежной Церкви, он боялся этих потерь. Кроме того, он не так хорошо, наверное, знал Россию, как владыка Лавр. Все это естественно для Русского Зарубежья, потому что претерпели они очень и очень немало, когда русских людей приглашали в Россию, а потом сажали в тюрьмы (в сороковые, пятидесятые годы). Было много страшных, драматических событий, которые у них в памяти до сих пор.

Владыка Лавр привез владыку Гавриила, своего ученика, в Москву и познакомил его со Святейшим Патриархом, с собратьями епископами. Он дал ему возможность проехать по России. Мы наблюдали, как владыка Лавр заботливо это делал. Он действительно заботился о каждом человеке, который встречался на его пути. Было бесконечно трогательно за этим наблюдать…

Выполнив до конца свой христианский долг, причастившись Христовых Таин, совершив Божественную литургию в пятницу первой седмицы Великого поста, он во сне мирно почил в своем скиту, в крошечном домике в лесу, за стенами Джорданвилльского монастыря. Господь дал ему христианскую, мирную, безболезненную кончину. Это величайшая милость Божия. Он сделал все, воспитал учеников и продолжателей, как заботливый отец своих детей, с полной уверенностью, что они продолжат исполнять волю Божию в той пастве, которая им поручена Промыслом Божиим. Перепоручив им свою Церковь, он мирно отошел ко Господу.

Удивительными были похороны владыки. Отпевание вместе с полунощницей, с литургией преждеосвященных даров длилось более двенадцати часов. Я никогда прежде такого не видел.

Возглавлял богослужение митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он провел от начала и до конца все отпевание. Это произвело на зарубежных архиереев большое впечатление. Затем гроб с телом владыки внесли в специально подготовленную крипту. Зарубежная Церковь вступила в новый этап своего бытия.

Прошлый год был ознаменован 90-летием со дня явления в селе Коломенском иконы Державной Божией Матери. В этот же день на станции Дно близ Пскова наш Государь вынужден был отречься от престола. К этому событию редакция газеты «Русь Державная» приурочила крестный ход из Коломенского на станцию Дно, где Промыслом Божиим был воздвигнут усилиями православного народа четырехметровый поклонный крест. Этот тяжеленный деревянный крест от дновского храма Архангела Михаила несли дети. Возможно, это были внуки и правнуки тех, кто разрушал в прошлом веке наши святыни. И свершилось чудо, во время молебна у только что установленного креста замироточили две державные иконы, на иконе государя из глаз потекли струйки слез. И когда после праздничной литургии в Коломенском я торжественно вручал Святейшему Патриарху образ Державной Божией Матери — он вновь замироточил.

В мае прошлого года фонд «Андреевский флаг» начал осуществление своей международной программы «Под звездой Богородицы». Крестный ход идет из Владивостока через всю нашу страну с образом Державной Божией Матери. Еще несколько ходов совершаются и с севера, и с юга. Все они должны сойтись в начале июня в Москве.

У меня последнее время складывается такое впечатление, что идет какая-то важная подвижка в сознании нашего народа, в нашем обществе. Вам, как человеку, который создал уникальное по своей силе и размаху произведение — фильм «Гибель империи. Византийский урок», это дает, как мне кажется, серьезный повод для размышления.

— Конечно, только очень предвзятый и злобный ум может утверждать, что в России ничего не происходит к лучшему, что тщетны молитвы новомучеников. Я вспоминаю покойного насельника Донского монастыря отца Даниила, который часто удивлялся: «Как вы можете не верить в возрождение России? А молитвы сонма новомучеников?! Тех, которые кровь пролили за Христа, которые молятся теперь у Престола Божия за нас, за нашу Россию, за нашу Церковь». Помните, как он говорил и у вас в газете, и на радио: «Верую, что молитвами новомучеников, под покровом Божией Матери Россия воспрянет!»

Повторюсь, только очень пристрастный и не любящий Россию ум может утверждать, что в России положительного ничего не происходит. Конечно же, происходит. Мы видим в храмах уже новое поколение молодежи, которая воспитана в православии. Таких молодых людей очень и очень немало. Мы видим множество людей, пришедших к вере, спасающихся, кающихся. Мы видим и внешнее возрождение.

Если бы только золотили купола, а Православная Церковь духовно умирала — это было бы ужасно. Но, к счастью, Церковь не изменяет своему Учителю, Господу Иисусу Христу. Она идет за Ним, она ведет множество людей в Царствие Небесное. И поэтому говорить, что ничего не происходит, — это неправда, это хула на Духа Святаго. Тот, кто видит очевидное и сознательно противится истине, впадает в этот страшный грех.

Конечно же, не все сделано, и не все благополучно. Все никогда не будет сделано, и все никогда не будет благополучно. Всегда будут проблемы. И всегда будут опасности. И то, что касается нашего государства, что касается существующих проблем, то, конечно, их совсем-совсем немало, и они далеко не безобидны.

Мне представляется, что покойный отец Даниил был абсолютно прав. Не наши силы и способности, а сила Божия и молитва новомучеников ведут и спасают наше Отечество. Ведут и спасают как христиан наших соотечественников. Какое большое количество людей приходит сейчас в Церковь! К огромному сожалению, на Западе церкви сейчас закрываются. А у нас строятся и строятся. Это что-то да означает! Мы скорбим о том, что происходит упадок западного христианства. Даст Господь, и у них возрождение начнется.

Сейчас в Америке православие — это та конфессия, в которую более всего переходят люди. Не в католичество, не в протестантизм, а именно в православие. Причем большая часть этих людей — этнические англосаксы, американцы. Поэтому пессимистических, мрачных взглядов на жизнь христианин должен оберегаться.

Именно об этом всегда говорил мой духовный отец, горячо любимый батюшка Кирилл (Павлов). Я на всю жизнь запомнил фразу из его рассказа о его пути к вере: «Я шел с Евангелием и не боялся». Благодаря Евангелию он и стал тем духовным старцем, которого любит вся православная Русь…

— «Я шел с Евангелием и не боялся». Это очень сильно! А отец Иоанн Крестьянкин говорил мне: «Господь не любит боязливых…»

Покойный отец Дмитрий Дудко на одном из наших торжественных вечеров сказал: «Русь Державная» шествует! И действительно, крестные ходы идут под омофором Державной иконы, а вместе с ними идет в народ и православная народная газета «Русь Державная». Программе «Под звездой Богородицы» мы уже посвятили три спецвыпуска газеты.

Приезжают наши соотечественники из-за рубежа, приходят в нашу редакцию, делятся своими впечатлениями об увиденном в России, рассказывают о своем житье-бытье. Есть у нас подписчики и в Америке, и в Австралии, и в Европе. И было уже несколько предложений: почему бы «Руси Державной» не стать одним из ручейков, объединяющих наш рассеянный по всему свету народ? Мы будем рады участвовать в этом процессе.

— Если люди этого ждут, люди этого хотят, если люди этого просят, то надо совместно с ними это начинать делать. Правда, одного желания недостаточно. Нужны конкретные действия.

На этих словах наша беседа неожиданно прервалась. Отец Тихон торопился на важную встречу. Он умел ценить свое и чужое время. А я задумался над его последними словами: «Нужны конкретные действия!» Они действительно нужны каждому, на том месте, куда поставил его Господь.

Беседу вел Андрей Печерский

Источник: «Русь Державная» №166

9 апреля 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×