О святом пророке Илие и о вреде многословия

Пророк Илия, сказано в Священном Писании, был такой же человек как и мы; но он помолился Богу, и заключилось небо, не стало дождя (Иак. 5, 17). Небо было подобно раскаленной меди. Этим пророк Илия наказал людей за нечестие и отступление от веры. Опять помолился пророк, и хлынул дождь. Как будто земля широко открыла свои уста, иссохшие от жажды, и стала пить живительную влагу. Мертвые пустыни превратились в зеленые луга и поля.

Братия и сестры! В Библии, в Книге Бытие, есть таинственный рассказ о видении Иакова. Праведный Иаков, удаляясь от гнева брата своего Исава, заночевал в пустынном месте. И вот ему явилось видение. Светоносный муж, подобный Ангелу, вступил с ним в борьбу. Целую ночь шла эта борьба. Не одолевал ни один, ни другой. Наконец к рассвету незнакомец сказал: Отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тогда незнакомец коснулся его ноги и сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32, 24–28).

Что значит это видение и притча? Святые Отцы толкуют ее так: «Господь карает за неправду и за грех – даже святых и праведных, и любимцев Своих. И, быть может, карает грех в них даже строже».

Согрешил Иаков. Он обманом взял благословение, которое Господь дал бы ему и так. И вот видение. В образе какой-то страшной борьбы явилась молитва Иакова к Богу. Своей молитвой Иаков как бы руками схватил Бога и не дал Божественному правосудию и Божественному гневу покарать его.

Всю ночь длилась эта борьба. Бог был «связан» объятиями Иакова, то есть напряженной, изливающейся из сердца и души победоносной молитвой. Здесь милосердие Божие как бы преодолело Божественное правосудие.

Слово Иаков значит «запинатель». Слово Израиль – «зрящий Бога». Своей молитвой Иаков таинственно, мистически узрел славу Божию, получил ту благодать, которой он мог побеждать ненависть людей и мир. Чем побеждать? Упованием и надеждой на помощь Божию. Побеждать постоянной, внутренней покаянной молитвой.

Братия и сестры! Почему же наша молитва так слаба, так немощна, так бесплодна? Почему она, как дым, стелется по земле? Укажу три причины.

Первая – та, что наша жизнь не соответствует молитве. Мы не живем по заповедям Божиим, а Господь как бы говорит: «Если ты исполнишь Мою волю, то Я исполню прошения твои. Если ты послушаешь Меня, то и Я в молитве твоей услышу тебя». Вот почему молитва наша мертва и немощна – мы не живем по заповедям Евангельским. У нас жизнь как бы раздваивается. Где-то, в уголке нашей души и сознания, теплится вера. А в повседневной жизни мы ведем себя как язычники.

Вторая причина – та, что молитву мы не считаем самым главным деланием нашей жизни, основой и сердцем всех остальных христианских подвигов.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты молишься – ты жив, когда ты забываешь о молитве, то душа твоя превращается в труп, наполненный червями».

Итак, братия и сестры, вторая причина, почему наши молитвы не бывают услышаны Богом, – мы недостаточно сосредоточены на молитве, не можем внутренне непрестанно беседовать с Богом, ум и сердце наши заняты преходящим и суетным. И даже когда мы становимся перед иконами, то лишь повторяем слова молитвы, не чувствуя и не сознавая того, что в них заключено.

И, наконец, третья и последняя причина – орудие нашей молитвы, слово, мы превратили в средство ко греху, к развлечению. Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Сам Иисус Христос назван Словом Божиим; поэтому – как велико и наше, человеческое слово, как мы должны уважать свое слово!» И добавляет: «Кто лжет словом человеку вольно, тот будет лгать на молитве Богу невольно».

Грех словом – самый распространенный, самый привычный и поэтому самый опасный для нас грех. Начинается все с «простого» многословия, а кончается – клятвопреступлениями, проклятиями и богохульством. Поэтому прежде всего нам надо бороться с многословием. Вы скажете: «Да, действительно, наш язык похож на ветряную мельницу, которая начинает вращаться при первом же порыве ветра, притом мельницу с пустыми жерновами; а иногда наш язык подобен бешеному псу, сорвавшемуся с цепи, который, не разбираясь, кусает и своего хозяина, и всех, попадающихся на пути. Но что нам делать? Мы каемся и грешим опять. Мы не можем победить своего языка, он побеждает нас».

Мало знать, что укус змеи смертелен, надо еще знать, как обойти эту ядовитую гадину, как высосать кровь из раны, если мы уже подверглись укусу и яд проникает в наше тело. Что делать нам, братия и сестры, чтобы избавиться от многословия?

Прежде всего надо ограничить круг своих собеседников. Так пьяница, который хочет избавиться от своего порока, не должен встречаться с подобными ему пьяницами, так больной должен избегать причины своей болезни.

Итак, нам необходим строгий выбор наших собеседников. Кажется, что мы ведем невинный разговор, но на самом деле мы предаемся многословию как своей страсти, как духовному пьянству и словоблудию. Пьяный часто просыпается под забором в своих нечистотах, с пустыми карманами, так и мы после долгих разговоров чувствуем духовное опустошение, чувствуем боль в голове, чувствуем, что страшнее всего, – потерю благодати.

Некоторые из нас говорят: «Мы можем не посещать те дома, где устраивается нечто вроде клуба под названием: “Последние церковные новости”; мы можем не говорить с теми людьми, которые льют грязь на других, но если человек приходит к нам в дом, то мы не можем выгнать его, и слушаем поневоле».

Братия и сестры! Дух Святой сказал через пророка Давида: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 100, 5). Но если вы не можете заградить уста сплетника и клеветника, не можете прогнать его, то сделайте по-другому. Скажите: «Я сам виновен в таких же грехах. Наверное, ты видишь мои грехи и под видом другого человека обличаешь меня». Если это не поможет, то скажите своему собеседнику: «Пришло время для молитвы, и я хочу воспользоваться твоим присутствием, чтобы мы помолились вместе, и я получил бы пользу от твоей молитвы». И начни читать Псалтирь или акафист. Тот сразу же засуетится и захочет уйти. Но ты удержи его и продли молитву дольше, чем молишься обычно. И тогда сплетник и клеветник в следующий раз не только не придет к тебе, но будет далеко обходить даже ворота твоего дома.

К сожалению, такие люди не стесняются подходить к нам и в церкви. Они подобны одержимым или лунатикам. Лунатик, водимый неведомой ему самому силой, не понимает, над какой пропастью он ходит, какой опасности подвергается. И эти люди, ослепленные демоном, не понимают, как гибельны разговоры, особенно сплетни, в церкви.

Обычно мухи летают на свалки и на нечистоты и ползают по ним, а потом разносят заразу. И вот, братия и сестры, если такая муха начнет жужжать в церкви около нашего уха: «Знаете ли вы последнюю новость, только это между нами...» и так далее, то скажите: «Брат (или сестра)! Встанем вместе на колени и помолимся за того человека, которого ты осуждаешь. Если он действительно согрешил, то он в беде; и он наш брат!» И поверьте, что ваш собеседник (или собеседница) не захочет молиться. Он (она) скажет: «У меня ноги больные» и побежит прочь.

Пагубно многословие. Греческий писатель Плутарх рассказывает такой случай. В деревню, расположенную около Афин, пришли двое воинов из разбитого афинского войска, неся горестную весть. Они зашли в цирюльню, где в это время цирюльник брил человека. Он намылил ему голову и уже сбрил с нее половину волос, когда услышал эту весть. Все бросил цирюльник и побежал со всех ног в Афины для того, чтобы первому возвестить о поражении. Он стал кричать на улице: «Вы слышали, что афинское войско разбито спартанцами?»

Город пришел в смятение. Но затем власти стали расследовать, в чем дело, что случилось. Слух не подтверждался. Цирюльника схватили и стали требовать доказательств. Конечно, никаких доказательств он представить не мог. Тогда его осудили на казнь как возмутителя спокойствия. Подвели к эшафоту, и палач уже обнажил меч, чтобы отрубить ему голову. Горько каялся цирюльник в своей страсти к новостям. Давал себе слово больше никогда не вмешиваться ни в чьи дела, если вдруг останется в живых. И вдруг народ закричал: «Остановите казнь!»

Уставшие воины дошли, наконец, до Афин и подтвердили, что войско действительно побеждено и разбито. Цирюльника развязали. И как только он пришел в себя, то, еще не сойдя с эшафота, сразу же задал вопрос палачу: «А не слышали ли вы, что случилось с полководцем? Взят ли он в плен или убит?» Урок не пошел ему впрок.

Итак, братия и сестры! Первое условие борьбы с многословием – это выбор собеседников. Второе – контроль над своими словами. Мы должны выражать свои мысли как можно короче.

Был город в Греции – Спарта, жители которого старались говорить возможно более кратко, заключать в одной фразе целое повествование. Греческий мудрец Пифагор требовал от учеников, вступающих в его общину, предварительно провести три года в молчании. Он говорил, что мудрец сначала должен научиться молчать, а потом уже говорить.

И в некоторых древних монастырях существовал устав, предписывавший молчание. Монахи объяснялись лишь знаками.

Почему это так необходимо для нас, братия и сестры? Почему мы тоже должны научиться молчанию? Потому что молчание собирает огромные силы в душе человека.

Преп. Исаак Сирин говорит: «Молчание созидает, а слова разоряют!» Некоторые люди дают себе как бы правило: произнести в день определенное количество слов. Конечно, это правило не на всю жизнь. Это правило только лишь на время. Если ветвь искривлена, то ее надо перегнуть в другую сторону для того, чтобы она потом стояла прямо. Если человек болен, то ему назначают до выздоровления строгую диету.

Кроме того, в разговоре надо избегать всяких ненужных повторений. Гордый человек любит повторять одну и ту же фразу, как будто хочет запечатлеть ее в памяти других. Вообще, многословие – это один из признаков гордыни. Человек считает, что его слова очень ценны и как бы упивается звуками своего собственного голоса.

С другой стороны, надо избегать таких часто лишних фраз, как например: «извините», «я хочу вам сказать», «не побеспокою ли я вас» и так далее. Это – наружное, ложное смирение, которое обычно скрывает духовную гордость. Если вы хотите сказать что-нибудь нужное и дельное, то незачем извиняться. Если хотите сказать пустое, то не поможет и просьба о прощении.

Затем человек должен научиться слушать других. Многие из нас не умеют выслушать своего собеседника: перебивают его, не дают ему высказать свою мысль.

Нельзя говорить также под влиянием гнева и других страстей. Обо всем, что мы скажем в состоянии гнева, мы будем горько жалеть впоследствии. Надо сначала успокоить себя. Некоторые советовали, когда мы волнуемся, – ничего не отвечать, но если это все же необходимо, то прежде 33 раза прочитать Иисусову молитву, или, по крайней мере, обратиться к Богу с краткой молитвой о помощи и вразумлении. Также, если нас спрашивают о чем-то очень важном, то не надо сразу же давать ответ, а отложить его, может быть, и до другого дня.

Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека – это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его. Некий святой Отец как-то сказал: «Если я попаду в рай, то удивлюсь трем вещам. Я не увижу в раю тех, кого думал там увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И, наконец, я буду удивлен, если спасусь сам!»

Когда мы говорим, то каждое наше слово должно быть искренним, должно исходить из сердца. Одна и та же фраза, в зависимости от того, сказана она от сердца или произносится лишь машинально, по привычке, может быть и нужной, и греховной.

Например, когда мы встречаемся друг с другом, то спрашиваем: «Как ты поживаешь?» Если при этом мы на самом деле интересуемся, как живет человек, если мы хотим узнать его нужду, если мы готовы помочь ему, то это – голос нашей любви. Но если мы спрашиваем машинально: «Как вы поживаете?» – без всякого сочувствия к другому человеку, то мы лжем и лицемерим, это – пустословие.

Святые Отцы говорили: «Когда вступаешь в разговор, определи, с какой целью ты говоришь, знай, с кем говоришь, о чем говоришь, зачем говоришь, где говоришь и сколько говоришь. Если ты при этом будешь помнить, что от слов своих осудишься или оправдаешься, то поймешь, что гораздо безопаснее молчать, чем говорить!»

Братия и сестры! Илия назван пророком Божиим, человеком Божиим, ибо есть еще и пророки сатанинские. Как отличить пророков Божиих от пророков диавола? Пророки Божии открывают людям волю Божию только тогда, когда на них нисходит Дух Святой. Что касается пророков демонских, то они не прорицают, они гадают за деньги. Они отвечают на вопросы, которые им задают. В своей жизни они далеки от Евангельской нравственности, и когда они «пророчествуют», то человекоугодничают, потворствуют людским страстям и похотям, чтобы угодить толпе.

Святой пророк Божий Илия, по словам сына Сирахова, был как вихрь, и слово его, как горящий светильник (Сир. 48, 1–12). Вихрь разрушает, смерч все сметает на своем пути. И пророк Илия, как вихрь, уничтожает грех, беззаконие и нечестие. Его слово, как светильник, озаряет путь всем ищущим спасения.

Итак, братия и сестры! Нам нужно подражать святому пророку Илии в любви к Богу и в ревности по вере. Конечно, такой чистоты ума мы никогда не достигнем, и Илией мы не будем, но подражание добродетели уже является залогом нашего нравственного совершенства и спасения.

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Переход через пустыню,
или Как пережить период духовной сухости
Переход через пустыню,
или Как пережить период духовной сухости

Митрополит Лимассольский Афанасий
Часто человек огорчается и скорбит: «Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.
Борьба за молитву Борьба за молитву Борьба за молитву Борьба за молитву
Игумен Нектарий (Морозов)
Когда сводится вся наша христианская жизнь лишь к некой констатации того факта, что мы христиане, к исповеданию веры внешнему, к вычитке, а не молитве, тогда небо оказывается закрытым для нас и жизнь не воспринимается, как чудо. И мы вместе с Варлаамом удивляемся и сомневаемся: да разве возможно то, о чем говорят эти аскеты? Скорее всего, они просто слишком много постятся и слишком мало спят…
Надо молиться как следует Надо молиться как следует
Архимандрит Клеопа (Илие)
Святой Макарий знал, что мы не умеем молиться, но дал нам совет: «Человек, я знаю, что ты не умеешь молиться! – он знал, что значит молитва, ибо он был великий столп Православия. – Но даю тебе совет: молись, как можешь, но молись часто!»
Ступени молитвы Ступени молитвы
Архим. Клеопа (Илие)
Ступени молитвы Ступени молитвы
Архимандрит Клеопа (Илие)
Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца. Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца.
Слово в день святого пророка Илии о молитве Слово в день святого пророка Илии о молитве
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Когда читаем мы в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств об изумительных деяниях святого пророка Илии, то поражается ими ум наш, изумляемся мы весьма многому: изумляемся необыкновенной ревности его о славе Божией и полному бесстрашию его в деле насаждения веры среди народа языческого; изумляется ум наш, когда читаем о его необыкновенных чудесах; изумляемся более всего, пожалуй, тогда, когда читаем о поразительной силе молитвы его, ибо знаете вы, что он молитвой своей повелевал даже стихиям: он запретил дождю падать на землю Палестинскую в течение трех с половиной лет, а потом опять молитвой своей низвел он дождь на землю.
Поучение в неделю о мытаре и фарисее.
О молитве и покаянии
Поучение в неделю о мытаре и фарисее.
О молитве и покаянии

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк., 18:13). Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме во время общественного Богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы: благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом.
Комментарии
Алан27 мая 2018, 06:22
Спасибо вам за Вашу работу. Статьи ваши очень поучительны. Жаль что человек поздно умнеет. Ваши статьи помогают глубже разобраться в Учении, а главное помогают практическими советами. Иногда я выписываю
необходимое, что надо применить. Дай вам Бог здоровья, счастья и благополучия.
Наталья 1 августа 2017, 18:48
Прости, Господи, мой гнев, моё раздражение, мою усталость и несдержанность с моими близкими! Благодарю тебя, Господи, за всё, что ты посылаешь.
r.b.Elena 4 мая 2014, 12:16
Blagodaru za etot portal"Pravoslavie" Skolkih ludey Vuy spsajete ot greha i vrazumljaete. Gospod s Vami.
r.b.Elena
галина 3 августа 2013, 14:59
Многое разложили по полочкам.Спаси Господь!
Sergio 2 августа 2013, 12:55
Начинает о. Рафаил хорошо: "Пророк Илия, сказано в Священном Писании, был такой же человек как и мы...", а заканчивает тем, что: " ...такой чистоты ума мы никогда не достигнем, и Илией мы не будем...".
Ирина 2 августа 2013, 10:43
Господи, прости за грех многословия и помилуй многогрешную рабу Твою! Что делать, если по работе моей, я целый день не закрываю рта - я учитель. Зарплаты не хватает, поэтому подрабатываю - преподаю на курсах (опять говорильня)...
lyudmila29 сентября 2012, 00:14
da eto pravda,mnogo lishneh slov govoryu,mnogo raz povtoriayu odno i to-zhe dazhe sama sebe, sosedka zakrevaet sobaku v vannoi komnate-sobaka skulit,vizhit, laet,eto povtoriaetsia ocheni chasto, pora bi mne k etomu priveknuti , no ,net zhe, ya vse vremia dumayu o nei s osuzhdeneem, etot greh na mne kak ot nego uiti???
odnem slovom... ya v povsednevnoi zhizni vsia v grehah .
Gospodi pomilui mia greshnyu.
Toll.Lyudmila
людмила 2 августа 2012, 21:36
Мне бы эту статью лет 50 назад прочесть. Но и сейчас спасибо .Стараюсь прочесть все Ваши статьи и книги по возможности. Благодарна за каждое слово : мне они очень поучительны и интересны.Полезны.
АЛЕКСЕЙ 2 августа 2012, 13:17
Как предпринимателю, очень полезно было для меня прочесть эту статью. Как раз сегодня предстоит "разбор полётов", там, где я сказал посмотрим и поразмыслим, восприняли как сказанное мною да, когда получал коммерческое предложение, был весь на эмоциях и превозносился, радовался тому, что понадобился снова, а не учел того, что могу оказаться просто подставным звеном.
Елена 2 августа 2012, 07:39
Вышла на работу после отпуска и чувствую,что словесный поток (беспрестанные "беседы" в офисе) захлестывает.И как проблеск в сознании - "нельзя, не надо, грешу".И вновь по кругу.Слава Богу,дал вразумиться,дал встретиться с этой проповедью,помог, укрепил. Всё видит,всегда поможет, не оставит! Господи, дай сил!
Наталия Бородулина 2 августа 2012, 00:21
Прости меня Господи, спаси и помилуй! Самая большая беда моя: не могу умолчать в нужный момент. Давно борюсь с грехом этим, да так и не поборю. Три месяца назад умерла моя мама, а я осталась с таким грехом в душе и раскаянием!! Я за месяц до её кончины смела языком своим, далёким от разума, поучать её, только отметившую своё 80-летие, как правильно вести себя с зятем да внуками, пыталась исправлять её характер... Кто дал мне право такое?! Как жить теперь дальше? Я улетела в другую страну, а мама через три дня умерла... Я даже на похоронах не смогла присутствовать... Поделом мне и слёзы, и раскаяние, но если бы не язык мой! Простите меня и теперь за многословие, но, может, кому-то в помощь рассказ мой. Я борюсь со своим недостатком, в память о мамочке борюсь, но какой это неравный постоянный бой с горькими поражениями, с радостными победами. Господи, помилуй за грех многословия!
Николай 1 августа 2012, 21:50
Спаси Господи! И за объяснение истории Иакова.
Татьяна 1 августа 2012, 20:56
Статья мне сегодня в помощь. Надеюсь каждый день помнить об этом. Спаси Господи.
Владимир24 марта 2012, 00:58
Проповедь поучительная, проникновенная, пригодится нам грешным на каждый божий день. Спасибо и пусть хранит Вас господь.
Сергий13 февраля 2012, 13:50
Перечитываю статью регулярно. Очень емко написана, и как раз в тему. Огромное спасибо! Спаси Господи!
Ольга23 августа 2011, 13:30
Господи, помилуй за грех многословия!
Светлана12 августа 2011, 21:36
Вот уж... Как раз сегодня, в гневе, как мне казалось - очень громко говорила (хотя дети говорят - кричала)будучи возмущённой тем, что люди, пообещав, не сдержали слово, не мне вернули деньги за оставленный мною товар. О том, что кричала, сожалею, не сдержала себя, не выдержала испытание... Как мне ко времени эта статья!.. Спаси и помилуй, Господи! Благодарю...
михаил11 августа 2011, 07:44
А как же тогда нести слово Божие людям,прославлять Господа нашего?Ведь Господь сказал,когда входил в Иерусалим,что если они замолчат,то камни заговорят.
АЛЛА 8 августа 2011, 01:28
СПАСИ ГОСПОДИ! ПРОПОВЕДЬ - КАК РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ. ЛИЧНО Я ПОЛУЧИЛА ОТВЕТЫ НА РЯД ВОПРОСОВ, СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!!!
Екатерина 5 августа 2011, 17:00
"Если ветвь искривлена, то ее надо перегнуть в другую сторону для того, чтобы она потом стояла прямо. Если человек болен, то ему назначают до выздоровления строгую диету." Перегибая ветку не сломаете ли Вы её? И не превратиться ли строгая диета в голодание? Совсем молчать не станет ли это разрушительно для личности? И не потеряет ли человек способность общаться с окружающим его миром? Не станет ли он изгой, никем не понятый? И не доведёт ли это его до отчаяния? Одно дело монастырь, и совсем другое мирская жизнь.
инна 3 августа 2011, 17:13
Спаси Господи! Как все правильно и доступно!!! Какие мы грешники! Прости нас Господи!
Антонина 3 августа 2011, 17:06
У меня есть тетрадочка и я записываю туда краткие цитаты.
Теперь в ней пункт 1. Пагубно многословие.
Надежда 3 августа 2011, 14:26
Просто и доступно пояснили о грехе многословия,пустословия.Благодарю.Угодниче Божий Илии.Поминай нас в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом,да сохранит Он нас от искушений,болезней и скорбей,да дарует нам смирение,любовь,рассуждение и кротость.
николай 2 августа 2011, 22:57
Если хочешь чтобы тебя услышали-помолчи
esma peikrishvili 2 августа 2011, 22:11
Spasibo,ochen,ochen interesno...
Елена 2 августа 2011, 21:47
Есть над чем задуматься!Прости,господи!
Ксения Ч. 2 августа 2011, 18:46
Потрясающая статья!
Ответ на один из насущных вопросов моей жизни...
Спаси Господи!
Ольга 2 августа 2011, 17:35
Спаси Господи!
Лариса 2 августа 2011, 16:57
Спаси Господи, полезно для души поразмышлять и себя проанализировать.
Зоя 2 августа 2011, 14:06
Очень ценная проповедь! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×